Рабочая программа воспитателя
рабочая программа (младшая группа)
Цели и задачи реализации Программы.
Главная цель – создание равных условий для всестороннего и гармоничного развития каждого ребенка и его позитивной социализации, радостного и содержательного проживания детьми периода дошкольного детства.
Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение их эмоционального благополучия; формирование ценностей здорового образа жизни.
- Создание благоприятных условий развития воспитанников возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
- Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
- Воспитание общей культуры, приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям и, принятых в обществе, правилам и нормам поведения.
- Развитие активной жизненной позиции; инициативности, самостоятельности, ответственности ребенка-дошкольника.
- Формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности, обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- Приобщение дошкольников к истории и культурному наследию г.Санкт - Петербурга.
- Развитие содержательного партнерства с родителями, социальными институтами города для создания оптимального развивающего образовательного пространства ребенка.
- Обеспечение коррекции речевого развитии детей с учетом их индивидуальных особенностей развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 384 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласована» «Утверждена»
на заседании_____________________ приказ от _____ № _______
протокол от ___________ № _________ _____________________________
Рабочая программа
воспитателей
Буровцевой В.Ю. Домогацкой Е.Б.
Группа №9 первая младшая
Государственного бюджетного дошкольного
образовательного учреждения № 74
Выборгского района гор. Санкт - Петербурга
Санкт-Петербург,
2020 год
Содержание
I | Целевой раздел |
1. | Пояснительная записка |
1.1. | Нормативные правовые документы |
1.2. | Цели и задачи реализации Программы |
1.3. | Принципы и подходы к формированию Программы |
1.4. | Возрастные особенности развития детей 2-3 лет |
1.5. | Контингент воспитанников группы |
2. | Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры) |
II | Содержательный раздел |
1. | Календарно-тематическое планирование |
2. | Организация образовательного процесса |
3. | Взаимодействие с семьями воспитанников |
III | Организационный раздел |
1. | Перечень материалов для проектирования предметно-развивающей среды в первой младшей группе |
2. | Режимы дня |
3. | Формы работы по образовательным областям |
4. | Список литературы |
5. | Мультимедийные ресурсы |
Нормативные правовые документы
Настоящая основная образовательная программа дошкольного образования разработана и утверждена организацией в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 г, Москва)
- Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» .(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
Программа сформирована, как программа психолого - педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста, и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Данная рабочая программа составлена на основе:
- Образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ № 74
- Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство»;
- Парциальных образовательных программ:
- «Город на ладошке» ( Петербурговедение ),
- «Камертон» Костина Э.П.,
- «Ладушки» ИКаплунова, И. Новоскольцева;
- «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С. В. Крюкова, Н.П. Слободяник (программа эмоционального развития детей дошкольного возраста);
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева
- «Основы безопасности и жизнедеятельности детей дошкольного возраста» В.К. Полынова,
- «Цветные ладошки» И. А. Лыкова (программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет)
Содержание рабочей программы отражает реальные условия группы, возрастные и индивидуальные особенности развития воспитанников.
Режим работы – пятидневный, с 7:00 до 19:00, с 12 –часовым пребыванием детей в учреждении, выходные дни – суббота, воскресенье.
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников от 2-х до 3-х лет.
Срок реализации программы 1 год.
Цели и задачи реализации Программы.
Главная цель – создание равных условий для всестороннего и гармоничного развития каждого ребенка и его позитивной социализации, радостного и содержательного проживания детьми периода дошкольного детства.
Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение их эмоционального благополучия; формирование ценностей здорового образа жизни.
- Создание благоприятных условий развития воспитанников возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
- Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
- Воспитание общей культуры, приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям и, принятых в обществе, правилам и нормам поведения.
- Развитие активной жизненной позиции; инициативности, самостоятельности, ответственности ребенка-дошкольника.
- Формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности, обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- Приобщение дошкольников к истории и культурному наследию г.Санкт - Петербурга.
- Развитие содержательного партнерства с родителями, социальными институтами города для создания оптимального развивающего образовательного пространства ребенка.
- Обеспечение коррекции речевого развитии детей с учетом их индивидуальных особенностей развития.
Принципы и подходы к формированию Программы.
Программа разработана в соответствии с основными принципами и ценностями личностно-ориентированного образования, которые позволяют эффективно реализовать поставленные цель и задачи.
Принципы | Педагогические ориентиры коллектива ГБДОУ |
Принцип развивающего образования |
|
Принцип научной обоснованности и практической применимости |
|
Полнота, необходимость и достаточность дошкольного образования |
|
Принцип интеграции содержания дошкольного образования |
|
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса |
|
Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми |
|
Принцип адаптивности |
отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
|
Возрастные особенности психического развития детей
раннего возраста от 2 до 3 лет
Базисные характеристики личности ребенка 3-го года жизни | Краткая характеристика детской деятельности |
Компетентности. Социальная. Развивается потребность в общении со взрослым по поводу предметов, игрушек и действий с ними. Общение со взрослыми помогает приспособиться к новым условиям жизни в детском саду: адекватно воспринимать слова, просьбы, оценочные высказывания и эмоциональное отношение других людей. В первые дни и месяцы посещения дошкольного учреждения могут тяжело переживать отрыв от матери. Самооценка ярко эмоционально окрашена, связана со стремлением быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых, получить их одобрение. Нуждаются в доброжелательном внимании и заботе взрослых. Любое неодобрение со стороны взрослых болезненно переживается. Детское общество только начинает формироваться. Большую часть времени проводят в одиночных играх. На третьем году жизни активно подражают друг другу. Возникает система «Я», которая включает познание ребенком себя через свое имя («Я – Саша»), представление о своей половой принадлежности (мальчик, девочка), потребность в одобрении, признании («Я – хороший») и самостоятельности («Я – сам»). Интеллектуальная. Характерно стремление к познанию окружающего мира. Настоящие исследователи. Любят рассматривать предметы, действовать с ними, разъединять и соединять, конструировать, экспериментировать. К концу третьего года дети активно стремятся поучить информацию об окружающем мире, задавая взрослому множество вопросов. Совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине, цвету. Совершенствуется фонематический слух. К трем годам воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с искажениями. В ходе совместной со взрослым деятельности продолжает развиваться понимание речи. Осваивают названия окружающих предметов, выполняют простые словесные просьбы в пределах видимой наглядной ситуации. Начинают понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослого. Интенсивно развивается активная речь (1000-1500 слов). Строят простые предложения. Физическая. Продолжается развитие всех органов и физиологических систем; организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды. Совершенствуется общая моторика и моторика рук, зрительно-моторная координация. Увеличивается двигательная активность, происходит накопление и обогащение двигательного опыта. Двигательная активность основывается преимущественно на ходьбе. Новые приобретения на этом возрастном этапе – попытки бега, лазанье, прыжки с места. Не отмечается существенных различий в двигательной активности мальчиков и девочек. Выполняет гигиенические процедуры (умываются…) Психические процессы. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры развиваются восприятие, мышление, память. Восприятие развивается в процессе практических действий (путь проб и ошибок). Оно тесно связано со словом – ребенок усваивает слова-названия для обозначения величины, формы, цвета. Мышление имеет наглядно-действенный характер. Путем практического экспериментирования открывают новые средства для достижения целей. К третьему году жизни, могут обходиться без внешних проб, экспериментируя и фантазируя «в уме» (начало формирования внутреннего плана мышления, плана представлений и развития детского воображения). Внимание не устойчиво. Устойчивость внимания зависит от интереса к объекту. Память проявляется главным образом в узнавании воспринимавшихся ранее вещей и событий. Хорошо запоминают то, что понравилось (то, что запомнилось само). Качества. Эмоциональность. Характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Легко заражается эмоциональным состоянием сверстников. Обогащается чувственный опыт, любят нравиться другим, подражают сверстникам. Появляются новые переживания: неуверенность, удовольствие от самостоятельных действий, чувства гордости и стыда. Возникают желания, порой не совпадающие с желаниями взрослых. Проявляет эмоциональную отзывчивость на музыкальные и художественные произведения. Ранний возраст завершается кризисом трех лет, который часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Произвольность. Начинает складываться произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. Креативность. Проявляется в игре - могут увидеть в одном и том же предмете различные образы (предметы-заместители). Инициативность. Проявляют инициативу и активность в играх с игрушками-персонажами, желание самостоятельно подобрать игрушки, атрибуты, предметы-заместители. Проявляются попытки по собственной инициативе рассказать об изображенном предмете, прочесть стихотворение, спеть песенку, порисовать. Проявляют интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций; Самостоятельность. Фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу»). Активно заявляют о своем желании быть как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать и др.) Часто не учитывают словесные инструкции, поэтому взрослым важно предвидеть опасные ситуации и заранее устранять их причины. | Ведущий вид деятельности – предметная. Открывают для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого на части и составление целого из частей. На основании практики действий с игрушками и бытовыми предметами складываются представления об их функциональном назначении. Начинают сравнивать свои действия с действиями взрослого. Под влиянием предметной деятельности развиваются игра, сюжетное конструирование, рисование, элементарное самообслуживание и др. Игра. Большую часть времени проводят в одиночных играх. Детские игровые объединения – диады (по двое) не устойчивы. Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В игре отражаются отдельные простые события повседневной жизни (игрушку-персонажа кормят, купают, укладывают спать, катают на машине др.) Самостоятельно выполняют предметные игровые действия, осуществляют перенос действий с предмета на предмет, в середине третьего года жизни начинают. использовать замещение недостающего предмета (предметы-заместители). Общение. Развивается потребность в общении со взрослым. Необходимы поддержка и внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях со взрослыми является индивидуальное общение. К концу третьего года жизни речь становится средством общения со сверстниками. Чтение. Начинает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Запоминают и проговаривают отдельные слова, небольшие фразы. Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные произведения: потешки, песенки, сказки, стихотворения. Труд. Преимущественно осваивают самообслуживание как вид труда. Владеют доступными возрасту навыками самообслуживания (самостоятельно едят…) Проявляют навыки опрятности (замечают непорядок в одежде), пользуется индивидуальными предметами. Продуктивная деятельность. Появляется изобразительная деятельность. Способны сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Работы схематичны, детали отсутствуют - трудно догадаться, что изображено. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от нее линий. В лепке могут создавать изображение путем отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания. Проявляют эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки) и объектов природы (растения, животные). Конструирование носит процессуальный характер. Могут конструировать по образцу элементарные предметные конструкции из 2 - 3 частей. Музыкально-художественная деятельность. Носит непосредственный характер. Совершенствуется звукоразличение, слух: дифференцируют звуковые свойства предметов, осваивают звуковые предэталоны (громко-тихо, высоко-низко, быстро-медленно). Начинают проявлять интерес к пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям. Проявляют эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различают веселые и грустные мелодии. |
Главные целевые ориентиры:
|
Контингент воспитанников группы
В группе 25 ребёнка: 10 девочек и 15 мальчиков.
Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры):
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Содержательный раздел
Календарно-тематическое планирование
В ГРУППЕ № 9 (первая младшая)
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Месяц | Числа | Тема | Формы мероприятий с участниками образовательного процесса (игры, формы непосредственной образовательной деятельности, вечера развлечений, праздники, и др.) | ||||
Сентябрь | 01.09 - 30.09 | Адаптация к условиям детского сада. С детьми проводятся индивидуальные занятия, разговоры, показ игрушек-забав, организация занимательной деятельности с отдельными воспитанниками и по подгруппам в соответствии с желаниями детей. Диагностика детей. | |||||
Октябрь | 01.10 -05.10 | «Мы пришли в детский сад». | Формирование целостной картины мира «Вот, какие у нас игрушки» Конструирование «Домик для игрушек» Коммуникация «Кукла хочет спать» Е.Благинина «Алёнушка» (отрывок, чтение) Чтение художественной литературы А. Барто «Игрушки». Рисование «Кукла принесла карандаши» Лепка «Конфетки для игрушек» | ||||
Октябрь | 05.10 -09.10 | «Наши игрушки» | Формирование целостной картины мира «Что могут делать игрушки?» Конструирование «Башня для игрушек» Коммуникация «Рассматривание картинок» Чтение художественной литературы А. Барто «Лошадка» (заучивание) Рисование «Травка для лошадки» Лепка «Заборчик для лошадки» | ||||
Октябрь | 12.10 – 16.10 | «Наша группа» | Формирование целостной картины мира «Вот, какая наша группа» Конструирование «Дорожка для курочки Рябы» Коммуникация «Мы пришли в детский сад» П/и «Лошадки» Упражнение «Улыбка» Чтение художественной литературы «Курочка Ряба» Рисование «Зёрнышки для курочки и цыпляток» Лепка «Лесенка для курочки Рябы» П/и «Пузырь» | ||||
Октябрь | 19.10 – 23.10 | «Затейница осень» | Формирование целостной картины мира «Вот какая осень» Д/и «Листики, ко мне» Конструирование «Домик для матрёшки» Коммуникация «Что наденем на прогулку» Чтение художественной литературы «Дождик, перестань» (кабардинская народная песенка), Н.Саксонская «Где мой пальчик?» Рисование «Листопад, листопад, листья жёлтые летят» Д/и «Осенние листочки» Лепка «Осеннее дерево» | ||||
Октябрь Ноябрь | 26.10 – 30.10 | «Овощи» | Д/упражнение «Покажи на кукле и на себе», «Что для чего» Формирование целостной картины мира «Рассматривание овощей» Конструирование «Грядки для овощей» Коммуникация «Вот какие овощи» Упражнение «Улыбка» Чтение художественной литературы «Репка» (русская народная сказка) Д/и «Угадай, что звучит», «Какие овощи» Рисование «Поливаем огород» Лепка - аппликация «Богатый урожай» | ||||
Ноябрь | 02.11 – 06.11 | «Фрукты» | Формирование целостной картины мира «Рассматривание фруктов» Конструирование «Дорожка в сад и скамеечка» Коммуникация «Кушай фрукты, Маша» Чтение художественной литературы «Репка» (рассказывание) Рисование «На яблоне выросли яблочки» Лепка «Яблочки» | ||||
Ноябрь | 09.11 – 13.11 | «Одежда» | Формирование целостной картины мира «Как одета кукла Маша?» Конструирование «Соберём матрёшку» Коммуникация «Рассматривание картины «Осень» (серия «Детские забавы» Н.Кулакова) Чтение художественной литературы «Наша Маша маленька» (русская народная потешка (заучивание) Рисование «Платье и рубашка» Лепка «Красивая шубка у Маши» |
Ноябрь | 16.11 – 20.11 | «Посуда» | Формирование целостной картины мира «Рассматривание посуды» Конструирование «Маша обедает» Коммуникация «Кто пришёл на обед?», русская народная потешка «Сорока, сорока» Чтение художественной литературы С. Капутикян «Маша обедает» Д/и «Козлики и барашки», «Тихо – громко» Лепка – аппликация «Чудо – скатёрка»» |
Ноябрь | 23.11 – 30.11 | «Домашние животные и их детёныши» | Формирование целостной картины мира «Рассматривание домашних животных и их детёнышей» Коммуникация «Кто, что делает?» Д/и «Громко – тихо», «Найди маму» Чтение художественной литературы А. Барто «Кто как кричит», «Дай молока, Бурёнушка» (чешская народная песенка) Рисование «Клубочки для котят» Аппликация «Пудель Микки» Конструирование «Домики для котёнка и щенка» |
Декабрь | 01.12 – 07.12 | «Дикие животные и их детёныши» | Формирование целостной картины мира «Кто в лесу живёт?» Конструирование «Теремок» Коммуникация «Угадай, кто к нам пришёл?» Чтение художественной литературы «Теремок» (русская народная сказка) Д/и «Кто пришёл в теремок», «Кто лишний» Аппликация «Тёплая шубка» |
Декабрь | 07.12 – 11.12 | «Зимушка – зима» | Формирование целостной картины мира «Рассматривание картин с изображением зимы» Коммуникация «Весёлые снежинки» А. Барто «Снег» Чтение художественной литературы «Колобок» (русская народная сказка) Рисование «Вот зима, кругом бело» Лепка «Снеговик» |
Декабрь | 14.12 – 18.12 | «Зимующие птицы» | Формирование целостной картины мира «Кто прилетел к нам на участок» П/г «Птичка-синичка» Коммуникация «Кто прилетел на кормушку» Чтение художественной литературы В.Жуковский «Птичка» Лепка «Птички прилетели на кормушку» |
Декабрь | 21.12 – 30.12 | «Новый год у ворот» | Формирование целостной картины мира «Рассматривание иллюстраций о новогоднем празднике» Д/и «Большая и маленькая ёлочка» Конструирование «Матрёшки собираются на праздник» Коммуникация «Кукла идёт на ёлку» Чтение художественной литературы «Стихи о новогоднем празднике» Лепка - аппликация «Новогодняя ёлка» |
Январь | 09.01 – 18.01 | «Мебель» | Формирование целостной картины мира «Устроим кукле комнату» Конструирование «Мебель для разных игрушек» Коммуникация З.Александрова «Прятки» Д/и «Где игрушки?» Чтение художественной литературы «Маша и медведь» (русская народная сказка) Рисование «Красивый столик» Лепка «Круглый столик |
Январь | 21.01 – 25.01 | «Рыбы» | Формирование целостной картины мира «Наблюдение рыбки в аквариуме» Конструирование «Рыбка плавает в водичке» Коммуникация «Кто умеет говорить» Д/и «Найди маму», «Один и много» Чтение художественной литературы «Стихи и рассказы о животных» Рисование «Аквариум» Лепка «Рыбки плавают в аквариуме» |
Январь Февраль | 28.01 – 01.02 | «Транспорт» | Формирование целостной картины мира «Рассматривание транспортных игрушек» Конструирование «Грузовик» Коммуникация Рассматривание картины «Едем в автобусе» (серия «Мы играем») П/и «У нас машины разные» Чтение художественной литературы Л Некрасова «Машина», А.Барто «Грузовик» (заучивание) Лепка - аппликация «Ремонт машин» |
Февраль | 01.02 – 05.02 | «Разные материалы» | Формирование целостной картины мира « Какая разная бумага» Конструирование «Бусы для куклы»» Коммуникация «В гости к Тиме» Чтение художественной литературы А.Барто «Кораблик» (заучивание) Рисование «Деревянные колечки» |
Февраль | 08.02 – 12.02 | «Разные материалы» | Формирование целостной картины мира «Тонут – не тонут» Конструирование «Бассейн с лесенкой для игрушек» Коммуникация Рассматривание картины «Спасаем мяч» (серия «Мы играем») Чтение художественной литературы А.Барто «Мяч» (заучивание) Рисование «Много мячиков у нас» Лепка «Пирамидка» |
Февраль | 15.02 -20.02 | «Наши папы» | Формирование целостной картины мира « Конструирование « Коммуникация « Чтение художественной литературы « Рисование « Лепка « |
Февраль Март | 22.02 – 01.03 | «Туалетные принадлежности» | Формирование целостной картины мира «Купаем куклу» Конструирование «Горка в бассейн» Коммуникация «Лейся, чистая водица, мы умеем чисто мыться» Чтение художественной литературы А.Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мой додыр» Рисование «Расчёска» |
Март | 01.03 – 05.03 | «Мама – солнышко моё» | Формирование целостной картины мира «Самая хорошая мамочка моя» Конструирование «Цветок для мамы» Коммуникация «С мамой не страшно» Чтение художественной литературы «Семеро козлят» (русская народная сказка) Аппликация «Мимоза для мамы» |
Март | 08.03 – 15.03 | «Моя семья» | Формирование целостной картины мира «Моя семья» Конструирование «Домик» П/г «Семья» |
Март | 18.03 – 22.03 | «Родина – мой край родной» | Пальчиковая гимнастика «Наш дом» Беседа на тему «Малая родина» Д/и «Построим дома» Чтение стих-ия С.Михалкова «Моя улица» и беседа по его содержанию |
Март | 25.03 – 29.03 | «Книжкина неделя» | Изо – деятельность «Весёлый колобок» Конструирование «Книжка про книжки» Беседа о том, как создаются книжки, о бережном к ним отношении. Аппликация «Подарок любимому литературному герою» Подвижная игра «Прыгали мыши» Развивающая игра «Лови, бросай, сказку называй», «Из какой я сказки?», «Кто здесь лишний», «Разложи по порядку» Чтение художественной литературы Потешка «Ходит сказка по домам» |
Апрель | 01.04 – 05.04 | «Цвет и форма» | Формирование целостной картины мира «Поможем куклам найти свои игрушки» Конструирование «Построим разные башни для разных игрушек» Коммуникация «Поможем ёжикам» Чтение художественной литературы « П/и «Солнышко и дождик» Рисование «Большие и маленькие яблоки на тарелочкх» Лепка «Ёжики» |
Апрель | 08.04 – 12.04 | «Цвет и форма» | Формирование целостной картины мира «Большие и маленькие Конструирование «Плоскостная лесенка» Коммуникация Рассматривание картины«Играем в кубики» Чтение художественной литературы «Три медведя» Д/и «Мамы и детки» Рисование «Большие и маленькие кубики» Лепка «Тарелочки для кошечек и котят» |
Апрель | 15.04 – 19.04 | «Весна» | Формирование целостной картины мира «Пришла весна» Конструирование «Дерево» Чтение художественной литературы А.Плещеев«Сельская песня» Рисование «Травка зеленеет, солнышко блестит» Лепка «Светит солнышко в окошко» |
Апрель | 22.04 – 26.04 | «Безопасность и здоровье» | Формирование целостной картины мира «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать» Конструирование «Лесенка и горка со скатом» Коммуникация «Будем осторожными». К.Чуковский «Путаница» Чтение художественной литературы С. Маршак «сказка о глупом мышонке» Рисование «Поможем мышонку спрятаться от кошки» Лепка «Норка для мышонка» |
Апрель Май | 29.04 – 30.04 06.05 – 08.05 | «Праздник» | Формирование целостной картины мира «Дети идут на праздник» Конструирование «Праздничный концерт для игрушек» Коммуникация А. Барто «Флажок», М. Ивенсен «На свой флажок на красненький…» Д/и «Угадай, что звучит», «Дети с флагами идут» Чтение художественной литературы Н. Пикулёва «Надувала кошка шар», П.Воронько «Обновки» Лепка – аппликация «Праздничный салют» |
Май | 13.05 – 17.05 | «Комнатные растения» | Формирование целостной картины мира «Рассматривание комнатных растений» Конструирование «Полочки для комнатных растений» Коммуникация ««Рассматривание картины «В уголке природы» (худ.О.Гофман) Чтение художественной литературы Е.Благинина «Цветок – огонёк» Д/и «Большие и маленькие», «Где стоят цветочки?» П/г «Цветы» Рисование «Горшочки для цветов» |
Май | 20.05 – 24.05 | «Цветы» | Формирование целостной картины мира «На нашем участке выросли цветочки» Конструирование «Красивые цветочки для детского сада» Коммуникация «Машенькин букет» Чтение художественной литературы народные потешки и стихи о весне Рисование «Одуванчики в траве» Лепка «Цветы на поляне» |
Май | 27.05 – 31.05 | «Вот какие мы большие» | Формирование целостной картины мира «Что мы знаем о предметах?» Конструирование «По замыслу» Коммуникация «Каких домашних животных мы знаем» Чтение художественной литературы «Много знаем мы стихов» Лепка «Что умеем лепить?» |
Организация образовательного процесса
Образовательная область | Задачи образовательной деятельности | Содержание образовательной деятельности |
Социально – коммуникативное развитие | Дошкольник входит в мир социальных отношений: Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии. Развивать эмоциональную отзывчивость, любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю, Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности (спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать за домашними животными и пр.). Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду. Развиваем ценностное отношение к труду: Развивать интерес к труду взрослых в детском саду и в семье, представления о конкретных видах хозяйственно- бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений детского сада и участка и пр.). Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам, как результатам труда взрослых. Приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание), способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе: Развивать интерес к правилам безопасного поведения; Обогащать представления о правилах безопасного пользования предметами. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям | Дошкольник входит в мир социальных отношений: Эмоции. Понимание и различение отдельных эмоциональных состояний (радость, веселье, слезы, гнев). Учет их в общении при поддержке, побуждении или показе взрослого: пожалеть, угостить, ласково обратиться Взаимоотношения. Представление о действиях и поступках взрослых и детей, в которых проявляется доброе отношение и забота о людях, а также о животных, растениях. Освоение простых способов общения и взаимодействия: («Давай кормить кукол»), вступать в парное общение. Участие в совместных игровых и бытовых действиях с воспитателем, готовность отвечать на его вопросы, действовать согласовано, учитывать советы и предложения педагога. Культура поведения, общения со взрослыми и сверстниками. Представление об элементарных правилах культуры поведения, (здороваться, прощаться, благодарить). Понимание, что у всех детей равные права на игрушки, что в детском саду мальчики и девочки относятся друг к другу доброжелательно, делятся игрушками, не обижают друг друга. Семья. Представление о семье, членах семьи, их отношениях. Развиваем ценностное отношение к труду: Труд взрослых. Первоначальные представления о том, что предметы делаются людьми (на примере создания воспитателем разнообразных предметов для детских игр из разных материалов разными инструментами). Например, шитье шапочки (платья) для куклы, поделка игрушек из бумаги или 100 «бросового» материала. Совместно со взрослым устанавливать взаимосвязь «цель-результат» в труде. В процессе наблюдения формирование первоначальных представлений о хозяйственно-бытовом труде взрослых дома и в детском саду; знакомство с действиями мытья посуды, пола, вытирания пыли, подметания дорожек. Самообслуживание: Освоение отдельных действий, затем процессов самообслуживания, связанных с одеванием, умыванием, уходом за своим внешним видом, поведением за столом во время приема пищи. Приучение к соблюдению порядка (не сорить, не сорить, убирать игрушки и строительный материал на место, быть опрятным). |
Познавательное развитие | Ребенок открывает мир природы Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур) Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами), Развитие сенсорной культуры Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре- экспериментировании, развивающих и дидактических играх и других видах деятельности). Формирование первичных представлений о себе, других людях: Развивать представления детей о взрослых и сверстниках, особенностях их внешнего вида, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях. Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении. Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем: Формировать умение пользоваться предэталонами («Как кирпичик», «как крыша»). Эталонами форм: шар, куб, круг, квадрат, прямоугольник. Развивать освоение простых связей и отношений: больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру, ближе (дальше), раньше (позже). Развивать умение ориентироваться в небольшом пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева). Овладение умением воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам (все большие; все квадратные и большие), Формировать умение уравнивать группы предметов (столько же), увеличивать и уменьшать группы предметов (3-5 предметов). Развивать умение использовать прием наложения и приложения. | Развитие сенсорной культуры Различение цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый, освоение 2-4 слов, обозначающих цвет. Узнавание, обследование осязательно-двигательным способом и название некоторых фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест). Использование (при поддержке взрослого) простейших способов обследования с использованием разных анализаторов: рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру, прокатывание, , бросание и др. Освоение слов, обозначающих признаки предметов и обследовательские действия. Сравнение (с помощью взрослого) двух предметов по 1-2 признакам, выделение сходства и отличия. Овладение действием соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства, овладение группировкой по заданному предметно образцу и по слову (по цвету, форме, размеру, материалу). Формирование первичных представлений о себе, других людях Проявление интереса к занятиям детей и взрослых. Различение детей и взрослых в жизни и на картинках по возрасту полу, особенностям внешности, одежде. Освоение умения находить общее и отличное во внешнем виде взрослых и детей разного возраста. Освоение слов, обозначающих разнообразные действия взрослых. Освоение умения узнавать свой детский сад, группу, своих воспитателей, их помощников. Понимание, где в детском саду хранятся игрушки, книги, посуда, чем можно пользоваться. Освоение представлений ребенка о себе.- имени, фамилии, половой принадлежности, возрасте, любимых игрушках, занятиях. Освоение представлений о составе своей семьи, любимых занятиях близких. Развитие умений узнавать дом, квартиру, в которой ребенок живет, группу детского сада. Ребенок открывает мир природы Освоение представлений об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь и т.д.), о диких и домашних животных, особенностях их образа жизни. Элементарное понимание, что животные живые. Различение растений ближайшего природного окружения по единичным ярким признакам (цвет, размер) их названия. Умение выделять части растения (лист, цветок). Знание об элементарных потребностях растений и животных: пища, влага, тепло. Понимание, что человек ухаживает за животными и растениями, проявляет эмоции и чувства. Комментирование обнаруженных признаков живого у животных растений, людей (воробей летает, прыгает, клюет зернышки, я бегаю, прыгаю, ем кашу). Накопление впечатлений о ярких сезонных изменениях в природе (осенью становится холоднее, часто идут дожди, листья желтеют и опадают; исчезают насекомые и т.д.). Освоение простейших способов экспериментирования с водой, песком. Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем. Освоение умения пользоваться предэталонами («Как кирпичик», «как крыша»), эталонами форм: шар, куб, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Проявление интереса к играм и материалам, с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого-либо «образа», изменять полученное. Освоение простых связей и отношений: больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру, ближе (дальше), раньше (позже). Овладение умением ориентироваться в небольшом пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева). Овладение умением воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам (все большие; все квадратные и большие), уравнивать группы предметов (столько же), увеличивать и уменьшать группы предметов (3-5 предметов). Освоение приемов наложения и приложения. Проявление интереса к сосчитыванию небольших групп предметов (3-5 предметов). Освоение слов, обозначающих свойства и отношения предметов. |
Речевое развитие | Владение речью как средством общения и культуры: Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться. Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи: Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз. Использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже. Обогащение активного словаря: Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха: Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием. Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук. | Владение речью как средством общения и культуры. Освоение умений: по инициативе взрослого называть членов своей семьи, знакомых литературных героев и их действия на картинках, разговаривать о любимых игрушках; элементарно договариваться со сверстником о совместных действиях в игровом общении; с помощью воспитателя определять и называть ярко выраженные эмоциональные состояния детей (радуются, смеются, испугались, плачут), учитывать их при общении: пожалеть, развеселить, использовать ласковые слова; Освоение и использование основных форм речевого этикета в ситуациях общения: приветствие (здравствуйте), просьба (дайте пожалуйста), благодарность (спасибо), знакомство (как тебя зовут, меня зовут…, давай играть); различать формы обращения ко взрослому и ребенку (здравствуйте - здравствуй); называть детей в группе по именам, использование ласковых форм имен. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Освоение умений диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут? и т.п.) Освоение умений монологической речи: по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3-4 предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе: кошка- котенок, котята; использовать в речи простое распространенное предложение; с помощью воспитателя строить сложные предложения. Освоение способа словообразования на основе имитации звуков: кошка «мяу-мяу»- мяукает. Обогащение активного словаря. Использование в речи: названий предметов и объектов близкого окружения, их назначения, частей и свойств, действий с ними; названий действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья); названий некоторых качеств и свойств предметов (мягкость, твердость, гладкость и др.; предметы рвутся, бьются, размокают); материалов (глина, песок, бумага, ткань); объектов и явлений природы: растения близкого окружения, овощи и фрукты, домашние и некоторые дикие животные и их детеныши. Понимание значения обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и др. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Развитие умений: правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки (м,б,п,т,д,н,к,г,х,ф,в,л,с,ц); слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук (песенка для укладывания куклы спать – а-а-а, песенка ветра – у-у-у, колокольчика – з-з-з, жука – ж-ж-ж, мотора – р-р-р, насоса – с-с-с). Развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата; Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Воспитание интереса к фольклорным и литературным текстам, желания их слушать. Развитие умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, игр с пальчиками. |
Художественно – эстетическое развитие | Развитие продуктивной деятельности и детского творчества(рисование, лепка, аппликация, конструирование) Развивать у детей интерес к участию в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, желание рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно. Развивать умения создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым, раскрывать его в работе, используя освоенные способы создания изображения, формы, элементарную композицию Создавать условия для освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов и развивать мелкую моторику и умения использовать инструменты. Побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов Художественная литература: Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок (в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных. Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, стремление внимательно их слушать. Развивать умения воспринимать текста, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте, помогать мысленно представлять события и героев, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте. Поддерживать желание эмоционально откликаться на чтение и рассказывание, активно содействовать и сопереживать изображенным героям и событиям. Привлекать к исполнению стихов, пересказыванию знакомых сказок и рассказов. Музыка: Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку; Поддерживать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра; Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников. | Активизация интереса к красивым игрушкам, нарядным предметам быта, одежде, интересным природным явлениям и объектам; побуждение обращать внимание на разнообразие сенсорных признаков объектов, явлений. Знакомство на конкретных примерах с народным искусством: глиняными игрушками, игрушкам из соломы и дерева, предметами быта и одежды; скульптурой малых форм; с детскими книгами (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е. Чарушина); с близкими детскому опыту живописными образами. Формирование образа человека – мастера как создателя народных игрушек, иллюстраций в книгах, картин. Развитие умений узнавать в изображении знакомые предметы, объекты, явления, называть их; умений их внимательно рассматривать; эмоционально откликаться на некоторые средства выразительности: ритм пятен и линий, яркость цвета; выделять простые элементы росписи народных промыслов, декора игрушек; передавать собственное отношение к образам в мимике, жестах. Поддержка высказывания детей своих предпочтений в выборе книг, игрушек. Совместное со взрослым обыгрывание народных игрушек, нарядных предметов. Развитие продуктивной деятельности и детского творчества Поддержка стремления создавать в разных видах деятельности изображения предметов и событий, умения принять тему, предложенную педагогом. Создание простых изображений по близкой к личному опыту тематике. Постепенный переход детей от подражания и повторения за взрослым к самостоятельному созданию изображения. В рисовании: развитие умений ритмично наносить линии, штрихи, пятна. Знакомство со способами изображения простых предметов, проведения разных прямых линий, в разных направлениях; способами создания предметов разной формы, комбинации разных форм и линий. Способы создания изображения: на основе дуги, изображение игрушек на основе округлой и вытянутых форм. В предметном изображении: развитие умений передавать общие признаки и некоторые характерные детали предметов, относительное сходство по форме, цвету; выделять главное цветом, расположением, размером. В сюжетном изображении: создавать изображение на всем листе, стремиться отображать линию горизонта, строить простейшую композицию. В декоративном изображении: умения видеть предметную и геометрическую форму, строить на ней нарядный узор при помощи ритма и чередования форм, цветных пятен; передавать элементами декоративного узора прямые пересекающие линии, точки, круги, мазки, чередование элементов, пятен; украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных взрослыми. Умения подбирать цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), соответствующие изображаемому предмету, создавать изображение с использованием 1, 2 и нескольких цветов. Продолжение освоения некоторых изобразительных материалов. Умения правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима, аккуратно набирать краску на кисть, снимать лишнюю краску, промывать кисть и использует салфетку; поддерживает свободное движение кисти во время рисования. Принятие правильной непринужденной позы в процессе деятельности. В аппликации: знакомство со свойства бумаги и последовательностью аппликационной работы. Создание изображения знакомых предметов, декоративные композиции, используя готовые формы. Создание изображения на бумаге разной формы (квадрат, круг), предметной основе. Знакомство с возможностями использования неизобразительных материалов. Верное и аккуратное использование инструментов: пользоваться клеем, намазывать его кистью, пользоваться салфеткой В лепке: знакомство со свойствами глины, пластилина, соленого теста, влажного песка, снега. Создание простейших форм (шар, круг, цилиндр, колбаска), их видоизменения. Умения украшать работу, используя стеки, палочку, печати штампы. Поддержка стремления создавать интересные образы. В конструировании: формировать умения различать, называть и использовать в постройке простые строительные детали, анализировать постройку. Использование способов расположения кирпичиков вертикально, плотно друг к другу, на определенном расстоянии. Постройка предметов мебели, горек, грозовых машин, домов. Знакомство со свойства песка, снега, сооружая из них постройки. Нанесение на постройки из этих материалов деталей, декора. Желание детей принимать участие в создании как индивидуальных, так и совместных со взрослым и детьми композиций в рисунках, лепке, аппликации, конструировании. Обыгрывание постройки, лепной работы и включение их в игру. |
Физическое развитие | Двигательная деятельность: Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям. Целенаправленно развивать у детей физические качества: скоростно-силовые качества, быстроту реакции на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию координации, общей выносливости, силы, гибкости; Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя; Становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами: Развивать умения самостоятельно правильно умываться, причесываться, пользоваться носовым платком, туалетом, одеваться и раздеваться при незначительной помощи, ухаживать за своими вещами и игрушками Развивать навыки культурного поведения во время еды, правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой. | Двигательная деятельность. Порядковые упражнения. Построения и перестроения: свободное, врассыпную, в полукруг, в колонну по одному, по два (парами), в круг в колонну, парами, находя свое место в пространстве. Повороты на месте переступанием. Общеразвивающие упражнения. Традиционные двухчастные упражнения общеразвивающие упражнения с одновременными и однонаправленными движениями рук, ног, с сохранением правильного положения тела, с предметами и без предметов в различных положениях (стоя, сидя, лежа). Начало и завершение выполнения упражнений по сигналу; Основные движения. Ходьба. Разные способы ходьбы (обычная, на носках, на месте с высоким подниманием бедра, с заданиями). Ходьба, не опуская головы, не шаркая ногами, согласовывая движения рук и ног. Ходьба «стайкой», в колонне по одному, парами, в разных направлениях, за ведущим, по ориентирам; с заданиями: ходьба по кругу, «змейкой», с остановками, с приседанием, с изменением темпа; ходьба между линиями, шнурами, по доске ходьба и бег со сменой темпа и направления. Бег, не опуская головы. Прыжки. Прыжки в длину с места, в глубину (спрыгивание), одновременно отталкиваясь двумя ногами и мягко приземляясь на две ноги; подскоки на месте, с продвижением вперед, из круга в круг, вокруг предметов и между ними. Катание, бросание, метание. Прокатывание мячей, отбивание и ловля мяча кистями рук, не прижимая его к груди; бросание предметов одной и двумя руками в даль, в горизонтальную и вертикальную цели. Лазание по лестнице-стремянке и вертикальной лестнице приставным шагом, перелезание и пролезание через и под предметами, не касаясь руками пола. Музыкально- ритмические упражнения. Спортивные упражнения: катание на трехколесном велосипеде; ступающий шаг и повороты на месте на лыжах; скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрослых. Подвижные игры. Основные правила в подвижных играх. Становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами Элементарные умения и навыки личной гигиены (умывание, одевание, купание, навыки еды, уборки помещения и др.), содействующие поддержанию, укреплению и сохранению здоровья, элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью. Основные алгоритмы выполнения культурно-гигиенических процедур. |
Взаимодействие с семьями воспитанников
План взаимодействия на 2020-2021 учебный год.
Цель: Повышение педагогической компетенции родителей в воспитании и развитии детей, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Задачи:
- Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей младщего дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения.
- Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребёнка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.
- Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребёнка к сверстникам и взрослым, эмоциональную отзывчивость, уверенность в своих силах.
- Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.
-Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребёнка, развития его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире
- Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребёнком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребёнка в разных видах художественной и игровой деятельности.
Месяц | Название мероприятия |
Сентябрь | Оформление уголка для родителей (режим дня, сетка НОД, советы и рекомендации, благотворительность и др.). Стенд-гармошка и памятка «Адаптация ребёнка к детскому саду». Сбор информации о семьях воспитанников. Анкетирование. Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет», «Режим дня – это важно». Стенд-гармошка «Здравствуй, Осень!» Родительское собрание. Индивидуальные беседы. |
Октябрь | Привлечение родителей к пополнению развивающей среды. Консультации на темы: «Учим ребёнка убирать за собой игрушки», «Учить цвета легко и весело». Папка-передвижка «ОВВИ и грипп». Выставка поделок из природного материала «Дары осени». Индивидуальные беседы. Субботник. |
Ноябрь | Стенд-гармошка «Режим дня - это важно». Консультации на темы «Развитие речи детей 3 года жизни», «Развивающие игры». Фотовыставка «Из жизни группы». Стенгазета «С Днём матери». Индивидуальные беседы. |
Декабрь | Стенд – гармошка «Зимушка – зима». Привлечение родителей к украшению группы. Выставка поделок «Зимние чудеса». Новогодний праздник. Памятка для родителей «Безопасный Новый год». |
Январь | Консультации «Прогулка с ребёнком зимой», «Важность чтения для детей», «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей 2-3 лет». Привлечение родителей к уборке снега на игровой площадке и снежным постройкам. Индивидуальные беседы. |
Февраль | Стенгазета «С Днём Защитника Отечества». Фотовыставка «Из жизни группы». |
Март | Блины к масленице. Стенд-гармошка «Весна». Поздравление с 8 марта. Музыкальный утренник к 8 Марта. Консультация «Здоровый образ жизни семьи». Индивидуальные беседы. Неделя книги. |
Апрель | Выносной материал для игр на улице. Консультация «Роль семьи в воспитании ребёнка». Субботник. Огород на подоконнике. Индивидуальные беседы. |
Организационный раздел
Перечень материалов для проектирования предметно-развивающей среды в 9 младшей группе.
Рекомендации созданы на основе методического пособия «Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ»
под. ред. А.Г. Гогоберидзе. – М., Центр педагогического образования, 2008.
Центр речевой активности | Центр творческих игр | Центр логико-математического развития |
слайдов, фотографий; альбомы. 1.1. Социальный мир:
овощи, фрукты и др.
цвету, назначению, величине. 3. Дидактическая кукла с комплектом одежды, обуви, головных уборов . 4. Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей), пазлы. 5. Рамка с 2-3 видами застежек (шнуровка, крючки, пуговицы, кнопки). 6. Чудесный мешочек с меняющимися наборами объемных предметов (овощи, фрукты, посуда, животные). 7. Дидактические игры: «Отгадай, чьи вещи», «Кто здесь лишний?», «Что нужно мальчикам, что нужно девочкам?» и др.
литературы, наборы иллюстраций к литературным произведениям.
диалогов).
основными эмоциями. |
принадлежность среднего размера (25-35 см; условные и реалистичные).
строительным наборам (в коробках):
принадлежности);
ребенка ( кухня, парикмахерская ,кабинет доктора).
крупного размера; миски (тазики).
«Парикмахерская», «Магазин», «Доктор», «Зоопарк», «Домашние животные», «Гараж», предметы одежды;
принадлежности (полосатый жезл, бинокль и др.);
материала разного размера.
заводные).
трамвай, самолет, вертолет.
лоскутами мелкими и средними разного цвета и фактуры. |
Блоки Дьенеша (для самых маленьких»). Альбомы для игр с логическими блоками и палочками Кюизенера..
сортировки, обследования, сравнения
свойствам: матрешки (5-7 элементов, полоски; пирамидки, окрашенные в основные цвета (6-10);; объемные вкладыши: миски, Геометрический конструктор большой.
(шишек, желудей) с различающимися свойствами для обследования, группировки, пересыпания в коробках.
(«Мишки», и др.)
«один – много»; «Божьи коровки», Наборы картинок с изображением предметов для сравнения и счета; различных частей суток (деятельность людей ближайшего окружения Набор предметов разного цвета для сравнения по размеру (полосок, кругов, квадратов).
последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).
комнаты, группы, участка и т.п.)
интеллектуальные игры («Три медведя», «Постройка дома», «Когда это бывает?», «Форма-цвет», «Подбери по цвету/размеру», «Волшебный квадрат» В. Воскобовича, «Кубики для всех», «Уголки», «Сложи узор», «Сложи квадрат» Б.Никитина и др.)
|
| ||
Центр природы и экспериментирования | Центр изобразительного творчества | Центр строительно-конструктивных игр |
выраженными частями (фикус, пеларгония, колеус, китайский розан).
экспериментирования.
Группировки (4-6 в каждой группе): домашние, дикие животные и их детеныши, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты.
людей).
характера («Чей домик?», «Времена года», «Во саду ли в огороде», «Парочки» и др.)
«Фрукты».
изображением объектов природы.
отражены яркие признаки погоды, одежда и деятельность людей, |
городецкая игрушки; хохломская посуда и предметы др. промыслов).
плакаты, календари (архитектура, скульптура, живопись, графика).
книги-сюрпризы.
(прямоугольник, овал, круг, квадрат); разного качества.
карандаши цветные (6-12 цветов);
колонковые), клеевые (щетинистые);
семена, цветы, фантики, и др.) для аппликации. 15. Дидактические игры «Подбери по цвету», «Какой формы?», «Народные промыслы», «Контуры». |
(оригами, конструирование).
(Агаповой, Поликарпова);
«Элтик-АВТО».
(кубики, кирпичики, призмы, пластины; 62-83 деталей);
цветы, шишки и др.) 4. Наборы для детского творчества («Боцман», «Клоун» из серии «Я могу»). 5. Игрушки для обыгрывания сюжета (машины, куклы, животные и др.) |
Центр музыкальной деятельности | ||
звуком неопределенной высоты (погремушки, барабан, деревянные палочки, ложки, треугольник); издающие звук одной высоты (дудочка); детское пианино, металлофон, ксилофон.
фиксированной мелодией (шкатулки, шарманки, органчики); образные игрушки со звучащей кнопкой; музыкальные волчки, каталки-конструкторы, телефон; звучащие шары.
иллюстрации (восприятие музыкальных произведений и исполнительство).
|
- Ширма для моделирования пространства.
- Магнитная доска; доска для рисования мелом.
- Экран настроений.
Материалы для оформления группы к праздникам (гирлянды, плакаты, продукты детской деятельности).
Гибкий режим дня на холодный период
7:00-8:20 Приём детей, игры, утренняя гимнастика, беседы с детьми, наблюдения,
индивидуальная работа.
8:20-9:00 Подготовка к завтраку, завтрак.
9:00-10:00 Непосредственно образовательная деятельность,
индивидуальная работа.
10:00-10:15 Второй завтрак.
10:15- 11:30 Подготовка к прогулке. Прогулка ( Беседы, наблюдения, изобразительная деятельность, физкультурные занятия, индивидуальная работа, игровая деятельность).
на свежем воздухе в группе
11:30-12:00 Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры, самостоятельная игровая деятельность, чтение художественной литературы, подготовка к обеду.
12:00-15:00 Обед. Подготовка к дневному сну. Дневной сон.
15:00-15:15 Постепенный подъём, воздушные процедуры.
15:15-15:30 Индивидуальная работа с детьми по разным образовательным областям.
15:30-15:50 Полдник.
15:50-16:30 Непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность.
16:30-19:00 Подготовка к прогулке. Прогулка (Подвижные игры, ролевые игры, самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа, труд, постепенный уход домой.
на свежем воздухе в группе
Гибкий режим дня на летний период
7:00-8:30 Приём детей, игры, утренняя гимнастика, беседы с детьми, наблюдения
на свежем воздухе в группе
8:35-9:00 Подготовка к завтраку, завтрак.
9:00-9:30 Подготовка к прогулке. Самостоятельная игровая деятельность.
9:30-12:00 Прогулка. (Беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, изобразительная деятельность, физкультурные занятия, индивидуальная работа, игровая деятельность)
на свежем воздухе в группе
10:00-10:10 Второй завтрак.
11:40-12:00 Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры, самостоятельная игровая деятельность, мытьё ног, развивающие игры, чтение художественной литературы, подготовка к обеду.
12:00-15:00 Обед. Подготовка к дневному сну. Дневной сон.
15:00-15:15 Постепенный подъём, воздушные процедуры.
15:15-15:30 Индивидуальная работа с детьми по разным образовательным областям.
15:30-16:00 Полдник. Подготовка к прогулке.
16:00-18:00 Прогулка.( Подвижные игры, ролевые игры, самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа, труд, постепенный уход домой).
на свежем воздухе в группе
Максимально допустимый объём дневной образовательной нагрузки
Возрастная группа | Продолжительность НОД | Максимально допустимый объём нагрузки (временная длительность) | Недельная нагрузка | |
1-я половина дня | 2-я половина дня | |||
9-я младшая (2-3 года) | 10 мин. | 10 мин. | 10 мин. | 1 ч.40 мин. |
Учебный план
Образовательные области | Образовательная нагрузка |
Познавательное развитие | 2 раза в неделю |
Речевое развитие | 1 раз в неделю |
Физическое развитие | 3 раза в неделю |
Художественно-эстетическое развитие | 4 раза в неделю |
Социально-коммуникативное развитие | В совместной деятельности В режимных моментах |
Количество НОД в неделю | 10 |
Объём недельной образовательной нагрузки | 1ч.40мин. |
Формы работы по образовательным областям
Направления развития и образования детей (далее - образовательные области) | Формы работы | |
Физическое развитие | • Игровая беседа с элементами движений • Игра • Утренняя гимнастика • Интегративная деятельность • Упражнения • Ситуативный разговор • Беседа • Рассказ • Чтение
| |
Социально¬ коммуникативное |
| |
Речевое развитие |
| |
Познавательное развитие |
| |
Художественное - эстетическое развитие |
|
Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.:, 2015
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др., 2016
- Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «Детство». Первая младшая группа / авт-сост.И.А.Рындина, О.Н.Небыкова, 2017
- Образовательная область «Речевое развитие». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Сомкова О.Н.; ред.А.Г.Гогоберидзе, 2016
- Нищева Н.В. Весёлая артикуляционная гимнастика, 2017
- Нищева Н.В. Весёлая дыхательная гимнастика, 2016
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.- Автор-состю О.А.Зажигина, 2017
- Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / сост. Н.В.Нищева, 2010
- Н.А.Карпухина. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.,2010
- Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 2-3 лет», 2016
- Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 2-3 лет», 2016
- Колдина Д. Н. «Аппликация с детьми 2-3 лет», 2016
- Ульева Е.А. Творческие задания «Раскрашивание, лепка, аппликация», 2015
- Ульева Е.А. Изучаем времена года: осень, тетрадь для занятий с детьми 2-3 лет, 2014
- Ульева Е.А. Изучаем времена года: зима, тетрадь для занятий с детьми 2-3 лет, 2014
- Голицына Н.С. Годовое комплексно-тематическое планирование в детском саду. Занятия. Деятельность в режиме дня. 1-я младшая группа, 2016
- Голицына Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий. 1-я младшая группа. Интегрированный подход, 2017
- З.И.Самойлова Организация деятельности детей на прогулке. Первая младшая группа, 2015
- Е.Ю.Кихтева Рисуют малыши: Игровые занятия с детьми 1-3 лет, 2009
- Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 2-3 лет, 2009
- А.В. Стефанко. Организация воспитательно–образовательного процесса в группе для детей раннего дошкольного возраста (с 2-х до 3-х лет), 2017
Мультимедийные ресурсы:
Название ресурса | Интернет-адрес | Краткая характеристика | Образовательные цели используемого ресурса |
KINDER.RU | http://www.int-edu.ru | Дидактические и методические пособия | Помощь в оснащении учебного процесса на различных ступенях образования |
DEDUSHKA.NET | http://www.dedushka.net | Детская сетевая библиотека. Каталоги по возрасту, по автору. Полезные ссылки: сайты для родителей, электронные архивы. | Как выбрать книгу Как повысить интерес к чтению Как улучшить сон ребёнка Почему ребёнок плохо спит Во что поиграть с ребёнком Зачем нужны сказки Как воспитать чувство стиля у ребёнка |
«ЛУКОШКО СКАЗОК» | http://lukoshko.net | Детская электронная библиотека народных и авторских сказок, стихов и рассказов для детей. Игры для детей. Конкурсы. | Знакомство с интересными книгами для художественно-эстетического развития дошкольников. Конкурс «Нарисуй сказку» |
«КУРАТОР» | http://www.curator.ru | Применение интернет-технологий в образовании | Обзоры электронных учебников, новости образования. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 2 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для средней группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для старшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)...