Труд в детском саду.
статья (средняя группа)
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на цветнике, огороде, а также уход за комнатными растениями и домашними животными.
Труд в природе
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.
Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся:
- со свойствами и качествами, состояниями объектов природы;
- усваивают способы установки этих свойств.
Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.
В процессе труда в природе у детей формируются знания:
1) о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения),
2) о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним.
Труд в природе способствует развитию у детей: наблюдательности; любознательности; пытливости; вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека; уважение к людям труда.
В процессе труда формируются: практические навыки ухода за растениями и животными; развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты; намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда.
Требования к организации труда в природе.
Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определённым педагогическим и гигиеническим требованиям.
Педагогические требования к организации труда в природе.
- Организация разнообразного по содержанию труда:
а) уход за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями;
б) выращивание растений в уголке природы,
в) труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду).
- В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями.
- Осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.
- Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться.
- Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.
Гигиенические требования к организации труда в природе.
- Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления.
- Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим.
- Орудия труда должны быть абсолютно безопасными соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был настоящий.
Формы организации труда в природе.
Труд детей в природе организуют в следующих формах:
Индивидуальные поручения - применяются во всех возрастных группах детского сада, весь процесс труда ребенок выполняет сам.
Коллективный труд в природе - дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться и т.д..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественный труд в детском саду, как средство ознакомления детей с народно-прикладным искусством народа ханты в процессе игровой деятельности
Ознакомление детей с народно-прикладным искусством народа ханты...
Проект «Труд в детском саду»
. Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в раннем детстве. Нам, педагогам, и родителям важно не пропустить этот момент, ведь дошкольное детство – это уникальное время, ...
Положение "Об оплате труда работников детского сада"
Положение "Об оплате труда работников детского сада" с приложениями: Положение "О повышающем коэффициенте за интенсивность", Положение "О компенсационных выплатах", Положение "О стимулирующих выплатах...
Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно - бытового труда в детском саду.
ВведениеЗначение трудаТруд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольн...
Занятие по ФКЦМ "Знакомство с трудом сотрудников детского сада"
В занятии познакомили с роботой повара детского сада....
Практикум для воспитателей: «Очумелые ручки. Художественный труд в детском саду.» «Применение метода изонити в работе со старшими дошкольниками»
Презентация содержит практический материал кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста....
Охрана труда в детском саду
Презентация по охране труда для вновь поступающих на работу в ДОУ...
- Мне нравится (1)