Рабочая программа кружка общекультурной направленности «Этот удивительный ритм»
рабочая программа

Слепова Светлана Александровна

 

Рабочая программа кружка общекультурной направленности

«Этот удивительный ритм»

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon etot_udivitelnyy_ritm.zip90.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №16

Рабочая программа кружка общекультурной направленности

«Этот удивительный ритм»

     

Руководитель кружка:

Музыкальный руководитель

МДОУ «Детский сад №16»

Слепова С.А.

г. Ярославль

Рабочая программа кружка общекультурной направленности «Развивающая ритмика»

        Программа рассчитана на 2 года обучения:

  • 4-5 лет (средняя группа);
  • 5-7 лет (разновозрастная группа).

 

Занятия проводятся 2 раза в неделю - 4-5 лет длительностью 20 минут;

        5-7 лет длительностью 30 мин.

 

Кружковая работа проводится в форме игровых занятий.

 

Программа кружка разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций 2.4.1.3049-13»;
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Устав МДОУ №16;
  • Основная образовательная программа дошкольной образовательной организации.

 

         Программа построена на основании программ: 

  • А.И. Буренина «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей. – СПб: ЛОРИО, 2000.;
  • «Логоритмика» О.А. Новиковская С-Пб «Корона принт» 2005г.;
  • Узорова О.В. «Пальчиковая гимнастика». –М.: «Астрель», 2006;
  • Т.Э. Тютюнникова. «Учусь творить». Элементарное музицирование: «Музыка, речь, движение».

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Основа жизни человека – ритм,  

данный каждому его природой, дыханием.

К. С. Станиславский.

 

Всё, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм, мозговая деятельность и многое другое подчинено определенному ритму. 

Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения.

Уровень развития музыкальных способностей детей зависит от уровня их природных данных. Наличие музыкальных способностей (музыкальная память, ритм, звукоизвлечение) не определяет в дальнейшем степень культуры человека. Любые способности, даже самые слабые данные, можно развить до высокой степени. Для того чтобы развить данное природой, надо предоставить возможность ребенку быть деятелем.

Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

Обучение идет по принципу от простого к сложному. Упражнения по своей структуре необычны, объем и разнообразие двигательных упражнений невелики, и все они носят, как правило, игровой характер.

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

 

Актуальность программы

 

Проблема развития музыкально-творческих способностей – одна из самых сложных в педагогике. С одной стороны, сегодняшние условия общественной жизни предъявляют особые требования к творческим возможностям личности. Чтобы решить социальные, экологические, экономические и культурные проблемы, характерные для нашей действительности, требуются активные, творчески мыслящие люди.

С другой стороны, становится очевидным, что развитие воображения дошкольников происходит под воздействием телевидения, компьютерных игр, рекламы, что ограничивает возможности детей, заставляет их мыслить шаблонами. Современному ребенку очень трудно представить отвлеченные предметы и необыкновенные явления. Чаще всего, воображаемых героев они копируют с экранов телевизоров.

Еще большие трудности испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний, небольшой объём мимических и пантомимических средств, слабость артикуляции и тонкой моторики. Всё это затрудняет возможность проявить себя, раскрыть свою индивидуальность.

Дети дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движения, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой, и в этом ему помогают занятия по развивающей ритмике.

При использовании данной программы у ребенка развивается мышление, что дает возможность познать сущность предметов и явлений; ему становится возможным предвидеть результаты тех или иных действий; он может осуществлять творческую, целенаправленную деятельность.

Также у ребенка развивается внимание. Это обеспечивает ему организованный и целенаправленный отбор поступающей информации; дает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на объекте или деятельности, а также направленность и избирательность познавательных процессов.

Во время занятий у ребенка развивается воображение. Он накапливает соответствующий опыт, расширяет круг представлений об окружающей действительности.

Также развивается память, увеличивается объем запоминаемого материала.

Речь становится более эмоциональной и выразительной, что говорит о развитии речи.

Ребенок может быстро переключиться с одного вида деятельности на другую, тем самым развивает быстроту реакции.

Во время занятий у ребенка развиваются оба полушария головного мозга.

В программе интегрированы такие направления, как пальчиковые игры, логоритмика, элементарное музицирование и танцевальные композиции, и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Также широко используются следующие виды детской деятельности в процессе занятий: музыкальной, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтение художественной литературы. Отличительными особенностями является активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. Известно, что максимальное проявление индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности – творчества. В настоящее время девизом педагогической деятельности становится: «меньше обучать – больше взаимодействовать».

         

Содержание программы

 

Содержание программы по ритмике определяют следующие разделы: пальчиковая гимнастика, логоритика, элементарное музицирование, танцевальные композиции.

 

Раздел «Пальчиковая гимнастика» 

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка

Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать нам, взрослым; учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать; повышает речевую активность крохи; да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, педагогам, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образом он сможет усилить контроль за своими движениями.

В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!

А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом, и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».

Ну, и, в конце – концов, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!

Можно выделить следующие преимущества использования пальчиковых игр:

  1. Положительное воздействие на внутренние органы (мизинец -сердце, безымянный — печень, средний — кишечник, указательный -желудок, большой палец -голова). Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.
  2. Тонизирующий и иммуностимулирующий эффект.
  3. Стимуляция мыслительных функций и речи.
  4. Развитие обоих полушарий головного мозга (левое полушарие отвечает за словесную речь во время игры, а правое — за развитие фантазии и воображения.
  5. Ощущение радости взаимопонимания без слов, понимание возможности несловесного общения.

Принято выделять 2 формы работы по развитию мелкой моторики рук: традиционные и нетрадиционные. К традиционным формам работы по развитию мелкой моторики рук относятся:

  • самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
  • игры с пальчиками с речевым сопровождением;
  • пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
  • предметная деятельность: игры с бумагой, мячом, лентой, и т.д.
  • кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
  • игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий — шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

К нетрадиционным формам работы по развитию мелкой моторики рук относятся:

  • самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щетками;

Занимаясь со взрослым, ребенок получает:

  • развитие мышления (дает возможность познать сущность предметов и явлений становится возможным предвидеть результаты тех или иных действий, осуществлять творческую, целенаправленную деятельность);
  • развитие внимания (обеспечивает организованный и целенаправленный отбор поступающей информации, избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на объекте или деятельности, а также направленность и избирательность познавательных процессов);
  • развитие воображения (накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности);
  • развитие памяти (увеличивает объем запоминания материала);
  • развитие речи (становится более эмоциональной и выразительной);
  • развитие быстроты реакции (быстрота реакции переключения с одного вида деятельности на другую);
  • развитие обоих полушарий головного мозга.

Для более глубокого восприятия музыки и развития творческого воображения ребят, можно использовать дополнительные атрибуты, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки, к которым можно прикрепить: снежинки, листья, цветы, бабочек, птиц и т.

д. В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс»,

«Танец птиц», «Вальс цветов и бабочек» и др.).

 

Раздел «Логоритмика» 

Занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют уточнению артикуляции, развитию фонематических процессов, расширению лексического запаса, совершенствованию общей и мелкой моторики; формируется музыкальный слух, развиваются эмоциональная сфера и творческие способности, появляется уверенность в себе.  

На логоритмических занятиях детей знакомят с окружающим миром, различными музыкальными инструментами, учат правильно дышать, ходить, отстукивать ритм, правильно артикулировать звуки. Также дети разучивают стихи с движениями, песни, танцы.

Логопедическая ритмика развивает у детей двигательную сферу: тренирует чувство равновесия при ходьбе, беге и прыжках, способность ориентироваться в пространстве, развивает быстроту, силу, ловкость, движения кистей и пальцев рук.

Логоритмика развивает внимание и память: тренирует способность запоминать предметы и картинки, инструкции-просьбы, последовательность действий во время различных игр, развивает детский слух: формирует слуховой восприятие и слуховую память с помощью музыкальных игрушек (колокольчиков, погремушек, барабана), узнавание звуков окружающей среды (кошачье мяуканье, скрип дверей, щебетанье птичек).  

Логоритмика – относительно молодой, но уже успевший стать популярным комплекс занятий по развитию речи детей. Логоритмические занятия дарят радость, положительное общение, повышение самооценки и жизненного тонуса малыша, а на положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно, способствуют интеллектуальному, физическому и психическому развитию ребенка.

Логоритмика включает следующие виды упражнений:  

  1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. 

Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными, они помогают формировать чёткую координацию движений рук и ног, улучшать осанку, учить ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание.

  1. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса. 

Эти упражнения направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Они необходимы для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.

  1. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

Для правильного звукопроизношения необходимо выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение.

  1. Упражнения на активизацию внимания и памяти.

Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память. Для этого необходимо воспитывать устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому, развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности.

  1. Счетные упражнения.

На занятиях дети закрепляют счет в пределах 1-10. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.  

  1. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий, что совершенствует общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.  

  1. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). 

Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке, на формирование и развитие слухового внимания.

  1. Ритмические упражнения. 

У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Поэтому важно сформировать у детей чувство музыкального ритма в движении.  

Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Особенно это важно для детей, имеющих заикание. Но даже у здорового ребенка необходимо воспитать чувство ритма, а затем соединить речь с ритмическими движениями.  

  1. Развитие чувства темпа.  

Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.  

  1. Пение. 

Развитие дыхания, голоса, сформированного чувства ритма и темпа, улучшает дикцию и координацию слуха и голоса.  

  1. Игра на музыкальных инструментах.  

Это вид деятельности развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального слуха, ритма, метра, темпа, развивает внимание, память.

  1. Пальчиковые игры.  

Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.  

  1. Упражнения на развитие мимики.

Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Поэтому очень важно развивать мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек).  

  1. Артикуляционные упражнения. 

Эти упражнения помогут развивать подвижность языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Упражнения могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.

Раздел «Элементарное музицирование»

Метроритмическое чувство – это основа музыкального развития детей. Его неразвитость у ребёнка закрывает ему возможность для самых разных форм совместного музицирования. Формирование чувства ритма требует времени, чтобы стать устойчивым навыком. Поэтому эта работа требует особого внимания. Движение является незаменимым средством для развития метроритмического чувства. Все его виды (на одном месте и с продвижением в пространстве), соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, полезны в этой работе.

Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создать музыкальный образ, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях. Идеальным способом решения данной проблемы стало элементарное музицирование - система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом и адаптированная как технология Т. Э. Тютюнниковой. Суть этой технологии в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой.

Что же такое элементарное музицирование?

Элементарное музицирование–это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Элементарное музицирование предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, и оно дает педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития творческих способностей.

Элементарное музицирование дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

Элементарное музицирование – это уникальная возможность: 

  • развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать;
  • воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной эстетической игре с инструментами;
  • проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию;
  • воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе;
  • тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать.

Рефлексия. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.

«Первым инструментом» человека было, как известно, его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.

Звучащие жесты (ЗЖ) –это ритмичная игра звуками человеческого тела, игра на его поверхности. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов:

Хлопки - звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.;

Шлепки - по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам;

Притопы - всей стопой, пяткой, носком; 

Щелчки - пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам. 

Игра со звуками своего тела – это верный путь к началу импровизации детей. Спонтанная моторика тела даёт ребёнку эмоционально-двигательную разрядку. Дети с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Некоторые тексты дети постарше придумывают сами.

Логическое продолжение игр со звучащими жестами – это музицирование с инструментами.

Этот этап требует времени, т. к. с помощью шумовых инструментов в музыкальном обучении детей проходит несколько важных ступеней:  

  • слушание музыки;
  • изучение звуковых свойств музыкальных инструментов, голоса, разных материалов и предметов из них (стеклянных, металлических, деревянных, бумажных);
  • приобретение опыта звуковых ощущений (разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-слуховые представления детей о средствах выразительности);
  • изучение способов извлечения звуков (игра на музыкальных и шумовых инструментах);
  • формирование метроритмического чувства, и постепенное развитие тембрового, а затем и интонационного слуха (творческое исследование тембро-динамических возможностей инструментов);  
  • образно-ассоциативного мышления, когда происходит перенос природных (дождь, буря) и бытовых звучаний (часы) на инструмент.
  • приобретение навыков музыкальной композиции (создание детьми собственных произведений и музыкальных образов, музыкально – игровое творчество);
  • моделирование элементов музыкального языка (составление ритмосхем);
  • приобретения навыков совместной работы в оркестре;
  • рассказывание сказок-шумелок (поэтическое музицирование – это озвучивание стихотворений, дополнение и украшение их звучанием инструментов. Благодаря такому способу подачи поэтического и музыкального материала, детям легко прочувствовать и пережить настроение музыки и стихотворения, понять образный музыкальный язык);  
  • координационно-подвижные игры и упражнения (это ритмизованная речь с движениями, где у детей вырабатывается быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления).

Внутренний слух – это способность представлять музыку без помощи восприятия внешних звучаний, "способность к мысленному представлению тонов и их отношений без помощи инструмента или голоса", - по определению Н. Римского-Корсакова. 

 

Раздел «Танцевальные композиции» 

Музыкальное движение - это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.

Танцам отводится особое место в процессе физического воспитания детей, поскольку, являясь выразительным средством обучения, они заключают в себе развитие возможностей умственного, эстетического и нравственного воспитания, обеспечивают интенсивную физическую нагрузку, развивают навыки совместных согласованных действий и творческую активность ребят, а также доставляют им большое удовольствие и радость.  

Сам по себе танец – это уже оздоровление. А танец в сочетании с игрой помогает в свободной импровизации переработать напряжение чувств. В играх дети легко усваивают и совершенствуют многие способности и жизненно необходимые навыки. Танцевальная игра, с одной стороны, помогает: снять напряжение, выплеснуть энергию, переработать свою агрессию и страх, осознать себя в предлагаемых обстоятельствах, пробудить положительные эмоции. С другой стороны, развивает: коммуникативные качества, проявление инициативы, умение логически мыслить, фантазию, воображение, творческие способности.  

Танцевальные композиции включают в себя упражнения на развитие ориентирования в пространстве, ритмическую разминку на развитие групп мышц и подвижность суставов, вспомогательные и координирующие упражнения, упражнения с предметами, музыкально – подвижные игры, упражнения на импровизацию.

Детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела.  

Подражательные или имитационные образно-игровые упражнения имеют большое значение в развитии и обучении детей дошкольного возраста разнообразным видам основных танцевально – ритмических движений. С подражания образу начинается познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности. Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний и т.д., что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. С помощью подражательных движений дети удовлетворяют свои двигательные потребности, раскрывают свои природные способности. В средних группах при создании музыкальных образов у детей происходит простейшая имитация движений (воробушек машет крыльями, зайчик скачет, медведь топчется). Вместе с детьми оцениваю действия исполнителей. Всегда стараюсь не пропустить, отметить удачно найденное ребенком новое движение в игровом образе.

Дошкольников как можно раньше следует побуждать к выполнению творческих заданий, необходимо динамично связывать обучение и творчество, т.к. творчество – один из методов освоения предлагаемого для изучения материала. Поэтому в занятия по ритмике необходимо включать креативную гимнастику. Возбудителем творческой фантазии является музыка, она направляет творческую активность. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы.  

 

 

Цель и задачи программы

 

Цель программы – формирование и развитие у детей дошкольного возраста способности к осмысленному восприятию содержания и выразительных средств музыки через отражение их в разных видах музыкально – ритмической деятельности; содействие гармоничному развитию личности дошкольника средствами развития и коррекции у детей двигательных навыков, в сочетании со словом, музыкой и коллективным музицированием.

 

Задачи программы. 

Образовательные: 

  • Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер,     передавать их в музыкально – ритмическом творчестве;
  • Обучать дошкольников простейшим элементам музыкального языка;
  • Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
  • Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • Обучить детей танцевальным движениям;
  • Формировать пластику, культуру движения, их выразительность;
  • Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы;
  • Формировать умение ориентироваться в пространстве;
  • Формировать навыки сотрудничества и сотворчества в детском коллективе;
  • Совершенствовать психомоторные способности дошкольников: развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности.

Развивающие: 

  • Развивать творческие способности детей;
  • Развивать мышление, воображение, фантазию, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
  • Развивать артикуляционный аппарат;
  • Развивать слуховое внимание и память;
  • Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
  • Развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности; 
  • Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения;
  • Развивать импровизационного обращения детей со знакомым материалом и умения использовать его по-своему.

Воспитательные: 

  • Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности;
  • Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе;
  • Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми;
  • Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве;
  • Воспитывать у детей усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца;
  • Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
  • Воспитывать нравственно-патриотические чувства, уважение к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей;
  • Воспитывать         у         детей         потребность         в         здоровом         образе         жизни,         чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей;
  • Воспитывать взаимопомощь и коммуникативные способности при выполнении задания.

Оздоровительные: 

  • Способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
  • Формировать правильную осанку;
  • Содействовать         развитию         и         функциональному

совершенствованию         органов дыхания, кровообращения, сердечнососудистой и нервной систем организма;          

  • Содействовать профилактике плоскостопия;
  • Укреплять костно-мышечный аппарат.  

 

Материально - техническое и методическое обеспечение программы

 

Кружковая работа проводится в форме игровых занятий.

Занятие состоит из четырех частей:

  • Вводная - приветствие, разминка (3-5 минут).
  • Основная - изучение нового материала, повторение, закрепление пройденного (15-20минут)
  • Заключительная – музыкальные игры, упражнения на восстановление дыхания, снятия мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения. (5 минут)
  • Рефлексия.  

Проведение каждого занятия требует от педагога не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.

Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.  

 

Техническое оснащение занятий

В качестве помещения для занятий кружковой работы используется музыкальный зал дошкольного учреждения.

Используемый в кружковой работе инвентарь должен быть не только удобным, но и радовать глаз, развивать вкус детей, содействовать их эстетическому воспитанию.  

Технические средства для подготовки и проведения занятий:

- CD- проигрыватели, фонотека с записью образцов классической, народной, современной детской музыки,  

Музыкальное оборудование:  

Металлические музыкальные инструменты (бубен, треугольник, колокольчик, металлофон, молоточки), шумовые инструменты (погремушка, маракас, румба, барабан), деревянные инструменты (ложки, коробочка, трещотка, рубель, ксилофон), деревянные

предметы (деревянные кубики, карандаши, палочки), погремушки,  

        Игрушки:  

Куклы и мягкие игрушки:  

Спортивное оборудование:

Гимнастические палки большие и маленькие, скакалки, массажные и резиновые разноцветные мячики, обручи легкие пластмассовые, мячи среднего размера.              Дополнительное оборудование:

Предметы, издающие шуршащие звуки (бумага, полиэтилен, коробочки, засыпанные крупой). стаканчики бумажные, пластмассовые, природный игровой материал (орешки, каштаны, желуди, шишки), коврики для релаксации, флажки 3 – 4 -х цветов по числу детей в группе, ленты разных цветов, платочки разных цветов (размер 20-25 см), цветы пастельных тонов, шнур яркий длиной 3-4 метра.  

 

Тематическое планирование кружка  

4 – 5 лет «Этот удивительный ритм»

 

Сроки проведения

Вид  деятельности

Цели и задачи

Октябрь  1 неделя

Игровые упражнения «Коза», «Три богатыря»; ходьба в разных направлениях по одному, группой под счет, динамическая игра «Прогулка»; «Что такое музыка?»; беседа «Давайте познакомимся».

Знакомить детей с пальчиками; формировать четкую координацию движения рук и ног, улучшать осанку, учить ориентироваться в пространстве; формировать представления об источниках звуков, музыкальных узоров, о безграничном многообразии музыки; познакомить детей с основными правилами поведения в танцевальном зале, правила техники безопасности, с постановкой корпуса, рук, ног и головы.

2 неделя

Игровые упражнения «Лошадка»; игры «Самолет», «Дровосек», ритмическая разминка «В сад пойдем, фрукты соберем»; слушать окружающие звуки, знакомство со звуковыми жестами, коммуникативная игра – приветствие «Здравствуйте»; упражнения «Большие и маленькие ножки», «Веселые мячики».

Знакомить детей с руками: кисть, ладонь, ребро, тыльная сторона руки; знакомить с правильным речевым и физиологическим дыханием; рассказать о звуках окружающего мира; знакомить детей с разными видами ходьбы, прыжков.

3 неделя

Игра с элементами самомассажа «Карандаш»; «Вертушка»; игра со звуковыми жестами «Дождик накрапывает»; беседа «Что такое танец».

Развивать мелкую моторику рук; развивать длительный плавный выдох, активизировать губные мышцы; дать детям элементарное представление о танце.

4 неделя

Пальчиковые игры «Зайка взял свой барабан»; упражнения «Овощи»; хор рук «Листики и дождинки»; ходьба в разных направлениях с перестроением, игропластика «Морская фигура – замри».  

Учить детей соединять движения пальцев с речью; развивать общую и мелкую моторики, координацию свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации; учить

ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, использовать специальные упражнения на регуляцию

мышечного тонуса.

Ноябрь 1 неделя

Игровые упражнения «Заяц», «Вилка»; упражнение «Вот как шарик надуваем»; упражнение «Мячик мой»; знакомство с музыкальными инструментами, игра «Звуковой бутерброд»; разминка «Ходим прыгаем»  

Закрепить знакомство с пальчиками, руками; развивать тембровый слух; рассказать о возникновении музыкальных инструментов, познакомить со звуками инструментов; изучать танцевальный шаг, переменный шаг, прыжки.

2 неделя

Игра с элементами самомассажа упражнение «Моем руки»; музыкальная речевая игра «Сел

сверчок на шесток»; знакомство с шумовыми инструментами «Шур – шур – песенка»; муз. подвижная игра «Зеркала»

Развивать тактильную чувствительность движения пальцев и кистей рук, закреплять простейшие приемы массажа рук; учить детей соединять речь и музыку;

познакомить детей с симфоническим, скрипичным, русским народным оркестрами; учить детей двигаться по направлению ведущего, по окончании музыки повторить «фигуру» впереди идущего.  

3 неделя

Пальчиковые игры на ладошке

«Наша каша»; подвижная игра «Гора -дерево-кочка»; игра «Прогулка»; пляска «ладошки и ножки».

Развивать мелкие мышцы пальчиков, улучшать координацию движений и мышление; учить выполнять движения в соответствии с текстом; прививать интерес и первоначальных навыков к музицированию через игру, развивать чувство ритма; обучать перестраиваться из одного рисунка танца в другой.

4 неделя

Пальчиковые игры на ладошке

«Замок», «Флажок»; динамические упражнение «На дворе мороз и ветер»; МДИ «Бубен»; веселый тренинг

«Катились колеса», «Паучок».

Развивать мелкую моторику рук ребенка, координацию и слуховое восприятие; учить детей массировать точка; развивать чувство ритма, такта, музыкальную память; учить правильно ориентироваться в пространстве.  

Декабрь  1 неделя

Пальчиковые игры с предметами разной поверхности «Овощ в мешке»; ритмическая игра «Метелица», массаж пальцев «Рукавицы»; ритмическое упражнение «Сломанная пластинка»; «Ладошки – мочалка»

Развивать мышление и тактильные ощущения ребенка; формировать умения ритмично выполнять движения в соответствии со словами; учить детей развивать детей внутренний слух; учить поглаживать руки и ноги в образно – игровой форме.

2 неделя

Пальчиковые игры «Стул»; игра с мячом «Какой суп»; МДИ «Нам игрушки принесли»; разминка

«Ой, что за народ?»

Вызывать радость от игр с пальцами, развивать мышление, внимание; расширять словарный запас, развивать реакцию, внимание; развивать звуковысотный слух; знакомить детей с темпами музыки, (медленный, быстрый, умеренный), разучить положение рук, ног, головы и корпуса.

3 неделя

Пальчиковые игры «Пальчики здороваются»; «Птичий двор»; «Какая птичка поет?»;

«Упражнения для головы».

Развить развивать точность движений пальцев; развивать дыхание, голос, артикуляцию, мимические мышцы лица; развивать звуковысотный слух; учить детей правильной осанке и положению головы, рук и ног.  

4 неделя

Рисование пальчиками

«Симметричные рисунки», «На елке»; «Вкусное варенье»; тема «Деревянные звуки», игра на воображение «Нет, не палочки!»; танец «Зимушка – зима». 

 

Развивать творческие способности детей, воображение, фантазию; укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, вырабатывать подъем широкой части языка; знакомить детей с деревянными инструментами и предметами, развивать фантазию и изобразительность в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение, развивать тонкость и чуткость тембрового слуха;  развивать ритмопластику движений детей под музыку, воспитывать выдержку, начинать движения в соответствии с динамическими оттенками в музыке.  

Январь 1 неделя

Игра с элементами самомассажа «Тесто»; упражнение «Автобус»; тема «Металлические звуки»; игроритмика.

Закреплять простейшие приемы массажа рук; сформировать модуляцию голоса, плавность и интонационную выразительность речи; знакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими музыкальными инструментами, симулировать детскую фантазию, воображение, развивать темброво-ритмический и динамический слух; развивать согласованность движений и музыки без предметов в руках.

2 неделя

Пальчиковые игры на ладошке

«Пальчик – мальчик»; упражнение «Эхо»; тема «Шуршащие звуки»; игроритмика.

Развивать мелкие мышцы пальчиков; продолжать развивать чувство ритма, такта, фонематического слуха, внимания, физиологического дыхания; развивать тонкость и остроту тембрового слуха, творческую свободу, воображение, осваивать приёмы правильного звукоизвлечения, точно передавать ритмический рисунок,  воспитывать интерес к игре на шуршащих и музыкальных инструментах, развивать внимание, память, сообразительность; развивать согласованность движений и музыки с предметами в руках.

3 неделя

Пальчиковые игры с мелкими предметами «Бусики – горошки»; упражнение «Холодно!»; коммуникативная игра «С мешочками»; веселый тренинг.

Развить мелкую моторику рук ребенка, мышление; развивать чувство ритма, такта, внимания, продолжительность речевого выдоха; тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать, воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе; учить детей правильно ориентироваться в пространстве, совершенствовать исполнение выученных движений.

4 неделя

Пальчиковые игры «Отдохнем»; игры

«Что звучало», «Колокольчик», «Хлопни как я»; импровизация на детских музыкальных инструментах «Сыграй, как я»; танцевальная разминка.

Учить детей запоминать и воспроизводить текст игр; развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематический слух; развивать ритмический звук, побуждать детей к совместной деятельности; учить детей чувствовать характер музыки и передавать его в танцевальных движениях.

Февраль 1 неделя

Пальчиковые игры, направленные на развитие выдумки «Детский сад»; игры «Далеко и близко», «эхо», «Три медведя»; тема: «Музыкальный регистр: высоко и низко», игровое упражнение: «Барабан и погремушка»; азбука движений «элементы русского народного танца»

Развивать внимание, фантазию, воображение, придумать движения, соответствующие тексту; развивать речевой слух, формировать модуляцию голоса, плавность и интонационную выразительность речи, правильного речевого и физиологического дыхания;  развивать у детей звуковысотный слух; знакомить детей с особенностями русского народного танца, формировать правильное исполнение элементов русского народного танца.

2 неделя

Рисование пальчиками «Рисунок»; знакомство со слабой и сильной долями «Ритмическое освоение слов»; коммуникативная танец – игра «Дили – динь»; азбука движений «подскоки, боковой и прямой галопы»

Развивать творческие способности детей, воображение, фантазию; учить детей двигаться в соответствии с текстом, развивать чувство ритма, такта, внимание, физиологическое дыхание, продолжительность речевого выдоха; воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной эстетической игре с инструментами, тренировать  различные виды внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать, воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе; учить детей правильно

двигаться на подскоках и галопом.

3 неделя

Пальчиковые игры «Отличные пшеничные»; упражнение «Снеговики и сосульки»; музыкально – ритмическая игра «Угадай на чем играю?»; танец

«Веселые кубики».

 

Побуждать ребенка повторять слова стихотворения с движениями пальцев рук; учить детей делать самим массаж лица и тела, напрягать и расслаблять мышцы тела, преодолевать двигательный автоматизм; совершенствовать звукоизвлечение, развивать ритм, внимание; учить детей соединять в танце движения, музыку и слова.  

4 неделя

Пальчиковые игры; «Шла кукушка»; дыхательная гимнастика; речевое музицирование с аккомпанементом звучащих жестов –«Телесным оркестром» игра «Прыг скок»; игропластика «Давайте платочек повыше бросать».

 

Развить мелкую моторику рук и слуховое восприятие ребенка; учить вырабатывать правильное диафрагмального дыхания, развивать продолжительность выдоха, его силу и плавность; Развивать ритмический, интонационный, тембровый, музыкальный слух, артикуляционный аппарат, ;формировать образно – ассоциативное мышление. учить слушать музыку, различать темпы мелодий, двигаться соответственно с темпом мелодии;

Март  1 неделя

Пальчиковые игры «Домик»; «В гости к зайчику пойдем»; «Играем в оркестре»; «Давайте построим большой хоровод».

Улучшать ловкость и координацию движений; расширять лексический словарь по теме, развивать дыхательную мускулатуру и силу речевого выдоха, укреплять голосовые связки,  развивать фонематический слух; закреплять знание детей об оркестре, развивать ритмический, интонационный, тембровый, музыкальный слух; формировать пластику, культуру движений, их выразительность.

2 неделя

Пальчиковые игры с мелкими предметами;

артикуляционные упражнения; «Играем в оркестре»; сюжетно – ролевая игра «На птичьем дворе».

Развивать мелкую моторику рук ребенка; формировать произносительные навыки, подвижность артикуляционного аппарата; развивать во время игры на музыкальных, шумовых инструментах память, воображение, эмоциональность, воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе; учить детей концентрировать внимание, развивать артистичность, творческие способности, ритмический слух.

3 неделя  

Пальчиковые игры с предметами разной величины «Крышка»; упражнение «Мамы и малыши»;

Развивать мышление, мелкую моторику рук, зрительное восприятие и глазомер ребенка; продолжать

творческие задания; «Во саду ли в огороде»

совершенствовать умение выполнять координированные движения рук и ног, развивать фонематический слух (различать тихий и громкий звук); научить детей отгадывать звучание музыкального инструмента и простучать ритмический рисунок; формировать правильное исполнение танцевальных движений.

4 неделя

Пальчиковые игры в движении «Веселые льдинки»; слушание – релаксация «Разноцветные сны»; «Пять утят»; работа над руками.

Развивать ловкость и координацию движений ребенка; активизировать и развивать слуховое внимание, воспитывать умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; развивать правую и левую руку в разных музыкально – ритмических заданиях; учить детей  различными положениями и движениями рук.  

Апрель  1 неделя

Игра с элементами самомассажа «Помощник»; «Вышли курочки на улочку»; озвучивание стихотворений «Апрель»; игропластика «Дельфин».

Закреплять простейшие приемы массажа рук; совершенствовать координированные движения рук и ног; учить детей выразительно читать стихотворение; учить подбирать подходящие по тембру ДМИ, позволять каждому ребенку проявлять себя в коллективном творчестве; учить детей управлять своим телом.

2 неделя

Пальчиковые игры с мелкими предметами;  

«Мышки»; «Колокольчики звенят – веселят они ребят»; релаксация.

Развивать мышление и мелкую моторику рук ребенка; учить отгадывать загадки, продолжать учить простукивать ритм в заданном темпе; разучивать партии индивидуально и небольшими группами; продолжать учить детей расслабляться.

3 неделя

Рисование пальчиками «Рисунок»; артикуляционная гимнастика; игра в оркестре «Мы - веселые ребята»; танец с ложками.

Развивать творческие способности детей, воображение, фантазию; укреплять кончик языка, развивать его подвижность, продолжать учить различать темп музыки, развивать фонематический слух; учить детей играть в оркестре небольшими группами инструментов; продолжать совершенствовать танцевальные движения с предметами в руках.

4 неделя  

Пальчиковые игры «Мамины помощники»; «Кошка и котята»; игра в оркестре «Мы - веселые ребята»; «Кулачки».

 

Побуждать  ребенка повторять слова стихотворения, применяя различные виды упражнений для рук; учить слышать ритм и воспроизводить его с помощью прохлопываний и

простукиваний, развивать фонематический слух; учить детей играть всем оркестром, соблюдая темп, динамику, одновременно начинать и заканчивать исполнение; развивать способность детей исполнять  движения в соответствии с музыкой.

Май

1 неделя

Пальчиковые игры с предметами разной поверхности; «Веселые поварята»; музыкальное озвучивание сказки «Курочка ряба»;  музыкально – подвижная игра

«Распутай веревочку»

Развить тактильные ощущения, мышление; расширять лексический словарь по теме, учить детей маршировать в такт музыке, развивать дыхательную мускулатуру и силу речевого выдоха, укреплять голосовые связки; учить детей прохлопывать, простукивать, играть на инструменте ритмический рисунок слов, имен, фраз, стихов; развивать ориентацию в пространстве, ловкость, внимание в движении под музыку.

2 неделя

Пальчиковые игры с мелкими предметами;

«На стене часы висели»; МДИ

«Эхо»;

простейшие акробатические упражнения.

 

Развить мышление ребенка, мелкую моторику рук; продолжать координировать движения рук и ног, развивать внимание, продолжать учить отстукивать ритм в заданном темпе; учить детей без ошибок повторять ритмический рисунок, исполненный педагогом; развивать элементарное представление о вестибулярном аппарате.

3 неделя

Пальчиковые игры с предметами разной величины; релаксация; творческие задания; танцевальная композиция «В коробке с карандашами».

Развивать мышление, мелкую моторику рук, зрительное восприятие и глазомер ребенка; самомассаж лица и тела, психо-гимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма; сочинить ритмический рисунок на заданный текст; разучивать танцевальные движения с предметами в руках.

4 неделя

Рисование пальчиками; артикуляционная гимнастика; творческие задания;  повтор пройденного материала.

Развивать творческие способности детей, воображение, фантазию; способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки; развивать импровизационного обращения детей со знакомым материалом и умения использовать его по-своему; вспомнить и закрепить пройденный материал.

 

Тематическое планирование кружка  

5 – 7 лет «Этот удивительный ритм»

 

 

Сроки  проведения

Вид деятельности

Цели и задачи

Октябрь 1 неделя

Игровые упражнения «Кольцо»; игра «Знакомство»; «Хитрая тропинка», логоритмическое упражнение со стаканчиками «Забавные лягушки»; игра «Здравствуйте!».

Учить детей статическому положению пальцев рук; развивать слуховое внимание, остроту слуха; развивать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушивание музыки; развивать у детей эмоциональную отзывчивость, активный образно-мыслящий слух, артикуляцию, дикцию, интонацию голоса, чувство ритма, используя звучащие жесты для сопровождения текста, тренировать мелкую моторику пальцев и крупных рычагов руки, координацию движений, мышечные и тактильные ощущения, осваивать приемы правильного звукоизвлечения; способствовать адаптации ребёнка в коллективе через общение, развивать речевые интонации, используя изменение динамики, тембра голоса, чувство ритма, пространственную организацию движений.  

2 неделя

Упражнение «Цепочка»;

«Воздушный шарик»; приветствие «Звучащие имена», игры с палочками «Болгарская народная полька «Кремена»; элементарная музыкальная грамота; «Что такое танец?».

Развивать у детей координацию движения пальцев; развивать дифференциацию вдоха и выдоха через нос и рот, формировать правильное речевое и фонематическое дыхание; познакомить с понятием музыкальные и немузыкальные звуки, высокие и низкие; познакомить с понятием длительности звуков, темпом, тембром; формировать творческое мышление, развивать чувство ритма с помощью звуковых жестов, развивать координацию рук, менять движения по показу педагога, находить различные приёмы звукоизвлечения на палочках, ритмично передавать метр и ритм стиха, развивать у детей ритмический слух, память, реакцию, наблюдательность, способствовать развитию творческой активности у детей в изобретении ритмов;

познакомить детей с разными видами танца.

3 неделя

Пальчиковая игра «Кошечка»; артикуляционная гимнастика; поляна ритмов: игра со звучащими жестами «Фруктовый салат»; игроритмика –ходьба.

Развить мелкую моторику рук и слуховое восприятие ребенка; развитие артикуляционной моторики; познакомить с понятием «мажор» и «минор», «форте» и «пиано»; познакомить с разными видами ходьбы по залу.

4 неделя

Игровой самомассаж с горохом; «Упражнение «Громко — тихо»; элементарная музыкальная грамота; игра «Спрятались».

Активизировать речь, мышление, развивать мелкую моторику рук и повышать иммунитет детей; развивать силу голоса, формировать умение говорить шепотом и громко; познакомить с понятием «мажор» и «минор», «форте» и «пиано»; продолжать учить детей двигаться в соответствии с текстом, развивать чувство ритма, такта, продолжительность речевого выдоха; знакомить детей   понятием

«двухдольность» и «трехдольность»;  развивать пространственную ориентировку, закреплять понятия «право» и «лево».

Ноябрь 1 неделя

Игра с элементами самомассажа

«Карандаш в руках верчу»; игра

«Шифровальщики»;игра

«Ритмическое эхо»; речедвигательная игра с мячом «Кувшинчик».

Развивать мелкую моторику рук, учить элементам самомассажа ладоней и пальцев рук карандашом; преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой; учить детей без ошибок повторять ритмический рисунок за педагогом; вырабатывать умение сочетать речь с движениями.

2 неделя

Пальчиковая игра «Резиночка»; игра «Хлопни, если услышишь...»; игра в оркестре «Сиртаки М. «Теодоракис»; упражнение «Солдатики».

Развивать тактильную чувствительность  движений пальцев рук,  мелкие мышцы пальчиков ребенка, улучшать координацию движений и мышление; развивать слуховое внимание, развивать чувство ритма, такта, внимание, физиологическое дыхание, продолжительность речевого выдоха; развивать ритмический, интонационный, тембровый, музыкальный слух, создать условия для получения детьми удовольствия от процесса игры; учить вырабатывать правильную осанку,

навыкам движения в колонне, умению соотносить движения рук и ног при маршировке, развитию слухового внимания. 

3 неделя

Пальчиковая игра «Есть игрушки у меня»; дыхательная гимнастика; игра «Угадай, на чем играю»; «Азбука движения» - танцуем парами.

Развивать мелкую моторику, творческие способности детей, воображение, фантазию; развивать физиологическое дыхание; учить детей отгадывать звучание музыкального инструмента; развивать координацию движения в парах.    

4 неделя

Упражнение «Дом с балконом»; комплекс оздоровительных упражнений для горла;

«Деревянные истории»; «Большие и маленькие крылья».  

Статистическое упражнение; развивать речевое и физиологическое дыхание; укреплять связки гортани, проводить профилактику храпа, стимулировать гортанно – глоточный аппарат и деятельность головного мозга, развивать фантазию и изобретательность в звукотворчестве,

ассоциативное мышление и воображение; работать над правильной осанкой, положением головы, рук, ног.

Декабрь 1 неделя

Пальчиковая игра «Человечек»; артикуляционная гимнастика; «Металлическая фантазия»; «Первые снежинки».

Развить мелкую моторику рук, слуховое восприятие, внимание и координацию движений ребенка; развитие артикуляционной моторики; развивать способность изменять голос по силе, высоте, тембру; развивать творчество через игру на металлических инструментах; развивать ритмопластику детей под музыку.

2 неделя

Пальчиковая игра «Лыжник»; фонопедическое и двигательное упражнение «Паровоз привез нас в лес»; «Стеклянное королевство»; упражнение «Лыжники».  

Развить тактильную чувствительность движений пальцев и кистей рук; учить согласовывать движение с темпом музыки, развивать тонкость и остроту тембрового слуха, творческую  свободу и воображение; привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, учить детей составлять произвольные композиции, развивать тембровый слух, чувство ритма, ассоциативное мышление и воображение; развивать чувство музыкального темпа, координацию темпа движения ног с темпом музыки, работать над правильностью выполнения скользящего шага.

3 неделя

Игра «Ну, погоди»; «К нам вчера зима пришла»; Игра «Тюшкитютюшки»; «Поющие руки».  

Развивать мелкую моторику, ловкость и координацию движений в коллективе; продолжать развивать чувство ритма, такта, фонематический слух, внимание, физиологическое дыхание; развивать творчество с использованием различных звуковых жестов; гимнастика для развития различных мышц и суставов плеч, рук, кистей, головы.

4 неделя

Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли; игра – упражнение «На шоссе»; музыкальный тембр, дидактическая игра «Ступеньки»; упражнение «Вьюга».

Активизировать речь, мышление, развивать мелкую моторику рук и повышать иммунитет детей; преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой; формировать тембровый слух, учить детей правильным приемам звукоизвлечения, точно передавать ритмический рисунок, развивать творчество детей; развитие

«мышечного чувства»  

Январь 1 неделя

Пальчиковая игра «Маму я свою люблю»; артикуляционные упражнения; речевая игра «Часы и часики»; «Пляска клоунов».

Развить мелкую моторику рук и слуховое восприятие ребенка; развивать подвижность языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений; знакомить детей с графическим изображением длительности звуков, их тембрового окраса, развивать у детей̆ воображение, навыки фантазийного музицирования, творческую свободу, ассоциативное мышление, метроритмическое чувство, ощущение темпа; воспитывать выдержку , начинать движения в соответствии с динамическими оттенками в музыке.

2 неделя

Пальчиковая игра «Елочка - красавица»; фонопедическое упражнение «Метель»; ритмические рисунки «Вьюга»; коллективно – порядковые упражнения.

Развивать мелкие мышцы пальчиков, координацию и слуховое восприятие ребенка; укреплять связки гортани, стимулировать гортанно – глоточный аппарат и деятельность головного мозга, развивать дыхание, голос, артикуляцию; развивать тембровый слух, чувство ритма, координацию движений, воображение, ассоциативное мышление, умение соотносить художественный

музыкальный образ с явлениями действительности через пластические и звуковые образы, обогащать зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения в процессе музицирования; учить детей ориентироваться в пространстве с перестроением  в различные фигуры.

3 неделя

Пальчиковая игра «Зимние забавы»; комплекс дыхательных упражнений «Погреемся»; музыка своими руками; музыкальные игры «Займи домик».

Развить мышление ребенка, мелкую моторику рук; развивать дыхательную мускулатуру и силу речевого выдоха, укреплять голосовые связки; развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать, учить слышать двухчастную форму музыки, вниманию, ловкости.

4 неделя

Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом; речедвигательное упражнение «Мячики»; ритмическая игра «В доме моем тишина»; словесно – двигательная игра «Все игрушки любят смех».

Активизировать речь, мышление, развивать мелкую моторику рук и повышать иммунитет детей; формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять движения, соответствующие тексту; развивать ритмический, интонационный, музыкальный слух в играх со словом и инструментами, развивать артикуляционный аппарат; развивать навык синхронного выполнения движения в одном темпе. 

Февраль 1 неделя

Упражнение «Покормите птиц»; упражнение на развитие мимики; поэтическое музицирование «Едем, едем на лошадке»; «Бубен на двоих».

Побуждать ребенка повторять и запоминать стихотворение, воспитание доброго отношения к птицам; развивать мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), развивать ритмический, интонационный, музыкальный слух в играх со словом и инструментами; развивать творчество в работе в парах; продолжать учить работать в парах.

2 неделя

Пальчиковая игра «Зимой в лесу»; подвижная коммуникативная игра

«Старый клен»; язык тела «Ледяные фигуры»; общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками.

Вызывать радость от игр с пальцами; развивать у детей координированные движения рук, ног в соответствии с текстом двигаясь в парах; развивать творчество в работе в группе по три человека; укреплять мышцы спины, ног, рук, корпуса.

 3 неделя

Игровой самомассаж с использованием прищепок; релаксация; язык тела «Снежные

Развивать мелкую моторику пальцев рук, активизировать речь и познавательную деятельность;

бабочки»; релаксационное упражнение под музыку природы.

развивать умение расслабляться; развивать у детей устойчивое слуховое внимание, слуховую и зрительную память, развивать творчество детей в группе по 5–6 человек; учить детей управлять своим телом, расслаблять мышца спины, ног, рук, корпуса.  

4 неделя

Пальчиковые игры с предметами разной поверхности; «Путешествие язычка»; творческая мастерская; коллективно – порядковые упражнения «Мячики».

Развить тактильные ощущения, мышление; работать над мимическими мышцами лица, развивать фонематический слух; формировать желание дошколят воспроизводить звуки из простых самодельных шумовых инструментов; учить передавать заданный образ, развивать чувство ритма, ловкость рук, внимание, слаженность в работе с коллективом.

Март

1 неделя

Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой; упражнения на развитие фонематического восприятия; творческая мастерская; поэтическое музицирование песенка «Шаловливые сосульки; игра с мячом «Купить – не купить».

Активизировать речь, мышление, развивать мелкую  моторику рук и повышать  иммунитет детей; различать на слух все звуковые единицы языка; формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять движения, соответствующие  тексту; развивать ритмический, интонационный, музыкальный слух в играх со словом и инструментами, развивать артикуляционный аппарат, развивать воображение, навыки фантазийного музицирования, творческую свободу, ассоциативное мышление, ритмического слуха, воспроизведение ритмической пульсации.

2 неделя

Рисование пальчиками «Повар»; дыхательное упражнение «Ветерок»; Музыкальное озвучивание стихов «Весенняя капель»; подвижная игра «Найди свой домик».

Развивать творческие способности детей, воображение, фантазию; развивать длительность выдоха; продолжать учить детей опираясь на ритмосхему отстукивать ритмический рисунок, развивать творчество; развивать умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение бегать легко и стремительно.

3 неделя

Пальчиковая игра в движении «Наши девочки и мальчики»; логопедическая гимнастика «Собака»; музыкальное озвучивание сказки «Теремок»;

Развивать координацию и слуховое восприятие ребенка, учить двигаться в соответствии с текстом стихотворения; развивать фонематический слух, укреплять

«Золотые ворота».

здоровье детей с помощью самомассажа лица и шеи, развивать голосовые связки; развивать любознательность, реализовать познавательные потребности, преодолевать застенчивость, развивать воображение, речевую и общую инициативу; закреплять умение детей читать ритмический рисунок по партитуре; учить детей различать контрастные темпы, двигаться различными видами шага.

4 неделя

Пальчиковые игры с мелкими предметами; «О чем плачет сосулька?»; «Все мы музыканты»; пляска с платочками.

Развивать мышление и мелкую моторику рук ребенка; формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру; приобщать детей к форме коллективного музицирования в оркестре; развивать способности повторять плясовые движения по показу взрослого и самостоятельно.

Апрель 1 неделя

Пальчиковая сказка «Рукавичка»; счетные упражнения «Мельница»; «Наш оркестр»; встречаем птиц.

Статистическое упражнение; развивать чувство музыкального темпа, координация темпа движения руки с темпом музыки, словом; приобщать детей к форме коллективной импровизации в оркестре; формировать навыки легкого бега и прыжков.  

2 неделя

Самомассаж ладоней и пальцев рук массажным мячиком; «Мы пилоты»; сказка «Ох и ах»; неделя капели и ручейков.

Активизировать речь, мышление, развивать мелкую моторику рук и повышать иммунитет детей; развивать дыхание, голос, артикуляцию; знакомить с минором и мажором через сказку; импровизация на основе пройденного материала.

3 неделя

Пальчиковая игра «Пять утят»; «Городок игрушек»; ритмическая игра «Раз, два, три, за мною повтори!»; танец «Вечный двигатель». 

Развить мелкую моторику рук и слуховое восприятие ребенка; развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражанием; развивать коммуникативные навыки у детей в процессе музицирования на детских шумовых инструментах; формировать коммуникативные навыки.

4 неделя

Пальчиковая игра «Кормушка»; игра с мячом «Москва»; музыкальные профессии, игра «Дирижер»; игра «Ритмический зонтик».

Развивать ловкость и координацию движений ребенка; развивать патриотические чувства, развивать внимание, ловкость, умение согласовывать ритмичные движения

с речью; знакомить детей с разновидностями музыкальных

профессий, учить детей

ответственности за весь коллектив; развивать умение передавать ритмический рисунок хлопками, шлепками, притопами.

Май

1 неделя

Пальчиковая игра «Садоводы»; массаж лица «Бурундук»; творческие задания «Настроение»; «Любимые игрушки».

Активизировать речь, мышление, развивать мелкую моторику рук; развивать умение расслаблять и напрягать определенные группы мышц; учить детей ответственности за весь коллектив; повторять выученные движения с различными игрушками в руках.

2 неделя

Пальчиковая игра «Парад»; скороговорка «Возле грядки две лопатки»; творческие задания

Игровое упражнение

«Музыкальный полёт»; праздник первых цветов. 

Воспитание патриотических чувств; продолжать развивать чувство ритма, такта, фонематический слух, внимание, физиологическое дыхание; прохлопать, простучать, сыграть на музыкальном инструменте ритмический рисунок слова, имени; работать над пластичностью рук.

3 неделя

Упражнение для пальцев рук пробкой от бутылок «Пальцы балеринки»; ритмическое упражнение под речевое слоговое сопровождение «Са-со-су-сы»; творческие задания - праздник весенних лучиков.

Активизировать речь, мышление, развивать мелкую моторику рук; развивать ритм, слуховое внимание и память, развивать певческие навыки у детей; учить детей двигаться в такт музыке с ленточками в руках, развивать творчество, фантазию.

4 неделя

Повторение пальчиковых игр по выбору детей; двигательное упражнение «У моря»;

ритмическая игра «Раз, два, три, за мною повтори!»; повторение и закрепление пройденного материала. 

Вызывать радость от игры с пальцами; преодоление речевого,  моторного, двигательного,  фонематического  нарушения путем развития,  двигательной сферы в  сочетании со словом и музыкой; тренировать различные виды внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно

воспринимать информацию,

 

 

Планируемые результаты освоения программы

 

Раздел «Пальчиковая гимнастика» 

Обучаясь по данной программе, к концу обучения дети должны знать:  

-названия пальцев рук, их очередность;

-народные потешки, небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующие тексту; должны уметь:  

- управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности;

-согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек; -ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.;

-выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе.

У детей развита гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.

 

Раздел «Логоритмика» 

О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно-развивающего процесса средствами логопедической ритмики, говорят следующие показатели:

  • сформированы умения ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
  • сформирована модуляции голоса, плавность и интонационная выразительность речи, правильное речевое и физиологическое дыхание, умеют правильно брать дыхание во время пения;
  • сформированы         произносительные         навыки,         подвижность         артикуляционного

аппарата;

  • способны правильно выполнять артикуляцию звуков отдельно и в слоговых рядах;
  • способны выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма;
  • способны ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.

 

Раздел «Элементарное музицирование» 

В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию, как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности. Используемые формы и методы работы способствуют достижению следующих результатов:

  • сформировано чувство коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее;
  • развит интерес к игре на музыкальных инструментах;
  • у детей заложена вера в свои силы, в свои творческие способности;
  • познакомились с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения;
  • различают свойства звуков, разделяя их на шумовые и музыкальные; по показу взрослого сопровождать речевые упражнения, музыкальные фрагменты «звучащими жестами»;
  • различают звуки по высоте;
  • узнают звучание разных музыкальных инструментов и отличают их;
  • овладели приемами игры на музыкальных инструментах (маракас, бубен, ксилофон, металлофон, треугольник, барабан, деревянные ложки, колокольчики, бубенцы);
  • различают динамические оттенки музыкальной речи: (piano - forte);
  • применяют контрастную динамику (forte- piano);
  • проявляют творческую инициативу;
  • исполняют знакомые песенки, мелодии на самодельных и детских музыкальных инструментах.
  • овладели навыками ансамблевого исполнения;
  • понимают дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения.

 

Раздел «Танцевальные композиции» 

По прошествии года обучения, занимающиеся получают следующие знания, умения и навыки:  

  • маршировать и бегать, ориентируясь в пространстве; - выполнять плавные и резкие движения руками; - выполнять приседания и полуприседания (и с разворотом); - выполнять хлопки; - притопывать то одной, то другой ногой;  
  • прыгать на месте; кружиться по одному и в паре; ходить на полупальцах и на пятках; выставлять ногу на носок и на пятку; ходить стайкой по кругу, сужать и расширять его; выполнять прямой галоп;  
  • эмоционально - образно исполнять танцевально-игровые упражнения (кружатся листочки, подают снежинки и т.д.); подражать характерным движениям животных; передавать эмоциональное состояние игровых персонажей (грустный мишка, веселый зайка);  
  • эмоционально реагировать на различные игровые ситуации; выполнять элементарные танцевальные движения, в том числе с предметами; уметь ориентироваться в пространстве;  
  • знают назначение музыкального зала и правила поведения в нём – правила безопасности при занятиях физическими упражнениями без предметов и с предметами.

Формы подведения итогов: Открытые занятия для детей других групп и родителей в конце года, выступление на утренниках и развлечениях, на конкурсах и фестивалях.

 

 

 

Мониторинг  

Итоговая уровневая оценка осуществляется по следующим направлениям:

С – соответствует возрасту: выполнение всех показателей и заданий, соответствующих данному возрасту.

ЧС – частично соответствует возрасту: не достаточное четкое выполнение всех показателей и заданий, соответствующих данному возрасту. НС – не соответствует возрасту: невыполнение показателей и заданий по возрасту.  

 

 

         

Список литературы 

 

  1. Абраменко В.В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком. – М., Лепта Книга, 2008.  
  2. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2000.
  3. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2001.  
  4. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. –М.: «Астрель», 2006.  
  5. Е.А. Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» СПб.,ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013.
  6. «Логоритмика» О.А. Новиковская С-Пб «Корона принт» 2005год.
  7. «Ритмическая пластика для дошкольников» А.И. Буренина С-Пб. 1994год.
  8. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей»

Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва 1997год.  

  1. М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду».
  1. М.Ю. Картушина «Коммуникативные игры для дошкольников»: Методическое пособие – М. Издательство «Скрипторий 2003», 2014.  
  2. А. Н. Зимина «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». Учебное пособие. – М. ТЦ Сфера, 2010.
  3. М.Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду». М.: Мозаика – Синтез, 2015.
  4. И. Капдунова «Наш веселый оркестр», Методическое пособие, СПб, 2013.
  5. А.И. Буренина «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей. – СПб: ЛОРИО,2000.
  6. Т.Э. Тютюнникова «Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей».

Учебно – методическое пособие. СПб: ЛОРИО, 2003.

  1. Т.Э. Тютюнникова. «Учусь творить». Элементарное музицирование: «Музыка, речь, движение».
  2. О.П. Радынова. «Музыкальные шедевры». Музыкальное воспитание дошкольников. М: Просвещение: Валдос. 1994г.

 

         

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка технической направленности "Журавлик"

Рабочая программа  дополнительнительного образования кружка технической направленности. Срок реализации 3 года, для детей с 4 до 7 лет. Программу составила воспитатель Трофимова Л.В....

Рабочая программа Кружка художественной направленности «Радуга идей» (средний возраст)

Программа предназначена для детей младшего  дошкольного возраста.Программа рассчитана на один год обучения детей 4 - 5 лет, предусматрива­ет расширение и усложнение программных задач в соотве...

Рабочая программа кружка технической направленности "Самоделкин"

Конструирование увлекательное и полезное занятие, связанное с чувственным и интеллектуальным развитием обучающегося.Программа кружка «Самоделкин» направлена на развитие мелкой и средней мо...

Рабочая программа кружка художественно-эстетической направленности (папье-маше) «Удивительный мир папье-маше» для детей старшего дошкольного возраста

Ребёнок в этом возрасте осваивает новый вид деятельности – учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в к...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА технической направленности «УМНЫЕ ПЧЕЛКИ» (программирование)

Рабочая программа кружка технической направленности «Умные пчелки» для детей старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа кружка художественной направленности "В гостях у Котофея" для детей второй младшей группы.

Программа кружка соответствует принципу развивающего образования  и строится с учетом интеграции образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эст...

Дополнительная образовательная рабочая программа кружка естественнонаучной направленности «Мега - лего» для детей старшего дошкольного возраста

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старших дошкольников мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способност...