Рабочая программа кружка технической направленности "Самоделкин"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)
Конструирование увлекательное и полезное занятие, связанное с чувственным и интеллектуальным развитием обучающегося.
Программа кружка «Самоделкин» направлена на развитие мелкой и средней моторики, развитие технического и творческого мышления, формирование у дошкольников познавательной и исследовательской активности, развитие конструктивных умений и навыков. В период обучения дети знакомятся с разными видами и типами конструирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samodelkin.docx | 34.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕЩЕРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СВЕТЛЯЧОК» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка технической направленности «Самоделкин»
возраст: дошкольная группа с 5 до 7 лет
общеразвивающей направленности
Автор программы:
Зам. зав. по ВМР
Коновалова О.В.
Мещерино – 1
2018 год
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1. | Направленность работы | 4 |
1.2. | Актуальность | 4 |
1.3. | Новизна программы | 4 |
1.4. | Педагогическая целесообразность | 5 |
1.5. | Цели и задачи | 5 |
1.6. | Отличительные особенности программы | 6 |
1.7. | Возраст обучающихся | 6 |
1.8. | Срок реализации | 6 |
1.9. | Формы, виды и режим деятельности | 6 |
1.10. | Ожидаемые результаты | 6 |
2. | Календарно – тематическое планирование | 8 |
3. | Материально-техническое обеспечение программы | 15 |
4. | Список литературы | 16 |
- Пояснительная записка
Конструирование увлекательное и полезное занятие, связанное с чувственным и интеллектуальным развитием обучающегося.
Программа кружка «Самоделкин» направлена на развитие мелкой и средней моторики, развитие технического и творческого мышления, формирование у дошкольников познавательной и исследовательской активности, развитие конструктивных умений и навыков. В период обучения дети знакомятся с разными видами и типами конструирования.
Конструирование и моделирование позволяет развивать конструкторские способности, техническое мышление и способствует познанию окружающей действительности. Также оно совершенствует остроту зрения, точность цветовосприятия, тактильные качества, развивает мелкую мускулатуру кистей рук, восприятия формы и размеров объектов, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе путем копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. При постройке несложных самоходных моделей формируется понятия о конструкциях машин и механизмов, их назначение и действий, идет освоение трудовых навыков.
Техническое конструирование – создание различных технических объектов, в процессе которого мыслительная и практическая деятельность направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования, действительные объекты.
1.1.Направленность программы:
Техническая направленность.
1.2. Актуальность:
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для обучающегося мир технического конструирования и начального технического моделирования. Программа построена так, что обучающиеся, преодолевая одно затруднение за другим, переходят от одного успеха к другому, в результате чего у них формируется опыт творческого дела, что играет важную роль в развитии личности в процессе технического творчества. Представленная программа разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие). Направленность данного кружка отличается от других тем, что здесь занимаются только мальчики.
1.3. Новизна программы:
Программа нацелена на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит играть, но готовые игрушки не позволяют ребенку творить, в отличие от конструирования. Во время работы с конструктором ребенок познает мир, проявляет фантазию и воображение, проявляются такие качества как самостоятельность, активность, сноровку, повышает самооценку. В ходе конструктивно-технической деятельности ребенок становиться архитектором и строителем, воплощает в жизнь свои задуманные идеи. Техническое конструирование способствует профессиональной ориентации ребенка, у него развивается интерес к технике, моделированию, проявляются изобретательские способности.
1.4.Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
1.5. Цель и задачи программы
Цель: развитие интереса дошкольников к техническому конструированию и начальному техническому моделированию.
Задачи:
Обучающие:
- формирование основ технического мышления и навыков начального технического моделирования;
- формирование знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении, как простейших технических изделий, так и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или зданий;
- учить технологическим приемам работы с бумагой, научить конструировать из плоских и объемных деталей простейшие технические макеты, модели и игрушки;
- обучение правилам безопасной работы с инструментами, применяемыми в начальном техническом моделировании;
Развивающие:
- развитие интереса к техническому моделированию;
- развитие конструктивного, образного и логического мышления;
- развитие конструкторских навыков, творческой инициативы и самостоятельности;
Воспитательные:
- воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;
- воспитание аккуратности в работе;
- воспитывать ответственность, коммуникативные способности.
1.6. Отличительные особенности программы
Отличительная особенность программы заключается в том, что позволяет обучающимся в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность технического моделирования и конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке открывает возможности для реализации новых концепций обучающихся, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
1.7.Возраст обучающихся участвующих в реализации программы дополнительного образования детей
Обучающиеся 5-7 лет
1.8.Срок реализации программы: 2 года
1.9.Формы, виды и режим НОД:
Образовательная деятельность по программе проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, длительность 25 минут с 16.00 до 16.25.
Виды деятельности:
Блок: конструирование из бумаги и бросового материала;
Блок: конструирование с использование строительного деревянного и пластмассового конструктора;
Блок: конструирование с использование конструктора Лего.
1.10. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
- устойчивый интерес к конструированию и моделированию;
- формирование умений конструирования из различных видов конструктора;
- формирование необходимых навыков работы с материалом;
- умение самостоятельно изготовить поделку от начала до конца;
- проявление интереса к творческой деятельности;
- развитие мыслительной деятельности, конструкторской смекалки, сообразительности.
К концу года дети должны знать:
- название видов конструкторов, (используемые для конструирования);
- название деталей конструкторов, их назначение и применение;
- элементарные сведения о материалах, из которых изготавливаются поделки (виды и свойства бумаги и др. материалов);
- название инструментов для работы с данными материалами;
- правила безопасности во время работы с инструментами;
К концу года дети должны уметь:
- планировать и организовывать свою работу;
- конструировать с опорой на схему, или образец соответственно возрасту;
- конструировать по заданной теме;
- конструировать по представлению (без схемы);
- дополнять модели из конструктора по собственным задумкам;
- выполнять разметку на материале, пользуясь карандашом и линейкой, разметку деталей различной формы;
- работать по трафаретам и шаблонам;
- составлять простые узоры;
- правильно пользоваться инструментами;
- изготавливать с помощью воспитателя простые поделки из бумаги и картона и другого материала.
- Календарно-тематическое планирование
месяц | тема | цели | К-во часов |
сентябрь | Блок «Конструирование из бумаги и бросового материала» | ||
Вводное занятие. Знакомство с видами бумаги. | Познакомить с работой кружка; познакомить с видами и свойствами бумаги | 1 | |
Правила безопасности труда и личная гигиена. Инструменты. Изготовление игры “Танграм” | Познакомить с техникой безопасности. Познакомить с игрой «Танграм»; изготовить игру самостоятельно; формировать умение составлять фигуры из деталей танграма; самостоятельно находить решения художественных задач, отвечающих выбранной технике | 1 | |
Знакомство с оригами. Базовые формы | Познакомить с искусством оригами; познакомить с видами оригами; знакомство с основными базовыми формами оригами; формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы | 1 | |
Мышка | Продолжить знакомство с выполнением работ в технике оригами; научить детей изготавливать простые по форме изделий в технике оригами; развитие мелкой моторики рук; развитие внимания, мышления, аккуратности | 1 | |
октябрь | Лягушка | Научить поэтапному складыванию лягушки; продолжить знакомство с оригами; формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки; продолжить знакомить детей с основными геометрическими понятиями; развивать творческие способности | 1 |
Заяц | Формировать умение детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами. Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус | 1 | |
Лиса | Учить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; закреплять навыки декоративного украшения готовой фигурки; воспитывать аккуратность; развивать глазомер | 1 | |
Волк | акреплять умение сгибать лист бумаги в разных направлениях, хорошо проглаживая место сгиба; развивать память, внимание, мелкие мышцы пальцев рук | 1 | |
ноябрь | Медведь | Закрепить умение мастерить поделки в стиле оригами; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук | 1 |
Создание книжки-самоделки «Теремок» | Обучать детей бережному общению с книгой, формировать понимание того, что книга источник знаний. Формирование умения подбирать соответствующий материал для заготовок; Воспитание дружеских взаимоотношений, умение работать в паре, микрогруппе | 1 | |
Сова | Развивать познавательную и исследовательскую деятельность. Обучать приемам изготовления простейших поделок из бросового материала. Развивать творческие способности. | 1 | |
Весёлые погремушки | Развивать познавательную и исследовательскую деятельность. Обучать приемам изготовления простейших поделок из бросового материала. Развивать творческие способности. | 1 | |
декабрь | Рыбка | Развивать познавательную и исследовательскую деятельность. Обучать приемам изготовления простейших поделок из бросового материала. Развивать творческие способности. | 1 |
Паучок | Развивать познавательную и исследовательскую деятельность. Обучать приемам изготовления простейших поделок из бросового материала. Развивать творческие способности. | 1 | |
Кукла | Развивать познавательную и исследовательскую деятельность. Обучать приемам изготовления простейших поделок из бросового материала. Развивать творческие способности. | 1 | |
Ёлочные игрушки | Развивать познавательную и исследовательскую деятельность. Обучать приемам изготовления простейших поделок из бросового материала. Развивать творческие способности. | 1 | |
Блок «Конструирование с использованием строительного деревянного и пластмассового конструктора» | |||
январь | Чудеса конструирования | Познакомить детей с многообразием материалов, используемых для конструктивно-модельной деятельности; вызвать у детей интерес к работе с конструктором; познакомить детей с правила работы и техникой безопасности. | 1 |
Машина будущего | Формировать представления о машинах разных видов, их строении и назначении; упражнять в объѐмном и плоскостном моделировании и в построении схем. Развивать способность к порождению новых оригинальных идей, к анализу схем, чертежей, конструкций. | 1 | |
Парк аттракционов | Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество; обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу. Формировать умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу; совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе. Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности. | 1 | |
Космические корабли | Научить детей делать постройку из конструктора не похожую на предыдущие. Закреплять название деталей. Учить детей комментировать пошагово ход работы. Закрепить знания детей о форме, цвете, величине, размере. Развиваем речь, логику и мышление. | 1 | |
февраль | Танк | Совершенствовать умение детей узнавать конструкцию по чертежам, последовательно анализировать чертежи конструкции, выделять ее основные части. Закреплять умение самостоятельно создавать конструкцию по схеме без опоры на образец. Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу. | 1 |
Гоночные машины | Продолжать учить самостоятельно строить модель машины по схемам и по собственному замыслу на основе имеющихся знаний и умений, находить свои конструктивные решения. Учить создавать модель гоночной машины с использованием конструктора с подвижным креплением элементов. Продолжать учить детей анализировать свою постройку; этапы ее создания, развивать внимание при определении общих, характерных деталей машины различной конструкции; вычленять и называть главные части машины, планировать этапы постройки. | 1 | |
Самолёт | Формировать умение и навыки по изготовлению поделок из конструктора. Развивать умение планировать этапы постройки, пользоваться схемой. Воспитывать интерес к деятельности, самостоятельность в работе. | 1 | |
Вертолёт | Познакомить обучающихся с последовательностью изготовления простейшего вертолета; формировать умения и навыки изготовления простейшего вертолета; закреплять умения и навыки работы с конструктором, наблюдательность, внимание, зрительную память; мелкие мышцы кистей рук | 1 | |
март | Конструирование по замыслу | Формировать умение создавать замысел и реализовывать его. Упражнять детей в моделировании и конструировании из конструктора. Развивать умение работать по предложенным инструкциям. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. Воспитывать умение работать в коллективе. | 1 |
Город | Закрепление у обучающихся знаний о строительных деталях, цвете. Обобщать представление у детей выполнять задание по образцу. Развивать внимание в процессе построек, логическое мышление, развивать координацию движений. Воспитывать самостоятельность через конструктивную деятельность у обучающихся. | 1 | |
Сказочный дворец | Продолжать развивать интерес детей к конструктивной деятельности, учить творческому конструированию по условию: строить красивый дом – сказочный, самостоятельно придумывать и осуществлять оригинальные замыслы, находить необычные конструктивные решения, закреплять навык планирования предстоящей работы. Воспитывать интерес к изобретательству, навыки коллективной работы. | 1 | |
Многоэтажный дом | Вызвать у детей эмоциональное отношение к постройке. Закреплять умение делать дом по воображению или с помощью схемы. Совершенствовать знания детей в выборе деталей для постройки. Развивать воображение, умение описывать свою постройку. Воспитывать любовь к своей семье. | 1 | |
Блок «Конструирование с использованием конструктора Лего» | |||
апрель | Ракета | Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. | 1 |
НЛО | Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. | 1 | |
Самолёт | Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. | 1 | |
Танк | Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. | 1 | |
май | Карт | Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. | 1 |
Робот | Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. | 1 | |
Инопланетянин | Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. | 1 | |
Конструирование по замыслу | Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. | 1 |
3.Материально-техническое обеспечение программы
№ п/п | Наименование | Количество |
1. | Конструктор «Престиж-игрушка» (70 дет) | 4 |
2. | Конструктор напольный деревянный б/н синий (70 дет) | 1 |
3. | Конструктор напольный деревянный б/н красный ( 70 дет) | 1 |
4. | Конструктор пластмассовый «Теремок» (21 эл.) | 1 |
5. | Конструктор пластмассовый «Мой городок» ( 24 эл.) | 2 |
6. | Конструктор пластмассовый «Строительный набор» (30 эл.) | 2 |
7. | Конструктор «Полесье» (407 дет) | 1 |
8. | Конструктор «Юниор» (93 дет) | 2 |
9. | Бумага | по количеству детей |
10. | Картон | по количеству детей |
11. | Клей | по количеству детей |
12. | Ножницы | по количеству детей |
13. | Карандаши, линейки | по количеству детей |
14. | Салфетки, клеёнка | по количеству детей |
15. | Одноразовые тарелки, стаканчики, втулки и т.д. | по количеству детей |
4.Список литературы
1. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова. – Всерос. уч. метод. центр образоват. Робототехники. – М.: Изд.-полиграф. Центр «Маска».-2013.
2. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010.
3. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно- методическое пособие. - М.: Академия, 2008.
4. Соколова С. В. Оригами для самых маленьких. Методическое пособие для воспитателей. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
5. Фешина Е.В. лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2017
6. Интернет сайты:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Лего- мир» технической направленности в старшей группе
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Осо...
Рабочая программа кружка технической направленности "Журавлик"
Рабочая программа дополнительнительного образования кружка технической направленности. Срок реализации 3 года, для детей с 4 до 7 лет. Программу составила воспитатель Трофимова Л.В....
Программа кружка технической направленности «Смайлик»
Современный мир сегодня предъявляет новые требования к восприятию и использованию информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми. Интеллектуальное развитие дошкольника невозможно предст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА технической направленности «УМНЫЕ ПЧЕЛКИ» (программирование)
Рабочая программа кружка технической направленности «Умные пчелки» для детей старшего дошкольного возраста....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка технической направленности "ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ" для детей младшего дошкольного возраста
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Легоконструтрование» реализуется на базе МДОУ № 4. Программа разработана на основании программы Фешиной Е.В. «Лег...
Рабочая программа кружка по техническо — творческому направлению «Робототехника»
Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам: ·...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И ДИЗАЙНА» Подготовительной к школе группы
Данная программа составлена с учѐтом программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы...