семинар-практикум
материал

Наталья Юрьевна Минина

Социально-коммуникативное развитие средствами трудового воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 7 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

143070, Россия, Московская область, Одинцовский район, г. Кубинка, улица городок Кубинка-8, стр. №17

É8(498)695-85-23, e-mail: mbdou7kubinka@yandex.ru

ОКПО 18183745, ОГРН 1125032010784, ИНН/КПП 5032259573/503201001

Семинар - практикум

 «Социально-коммуникативное развитие

средствами трудового воспитания»

Воспитатель:

Минина Наталья Юрьевна

Дата проведения: 29.03.2019г.

Кубинка, 2019 г.

Цель: Расширить у педагогов знание проблемы трудового воспитания, сформировать интерес к этому направлению воспитательной работы.

План проведения:

  1. «Труд как деятельность, форма и средство развития детей дошкольного возраста» (презентация)
  2. Педагогическая игра-викторина «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»

Уважаемые педагоги, тема нашего семинара очень актуальна. Сегодня мы будем говорить о трудовой деятельности в дошкольном возрасте и проблемах трудового воспитания.

Цель нашей встречи: приоткрыть секреты мастерства каждого из нас, проникнуть в тайны успеха, получить ответы на многие волнующие вопросы из уст самых талантливых, самых находчивых, самых думающих, общим словом: самых, самых, самых. Воспользовавшись советом мудрого народа «Ум хорошо, а два лучше», все вопросы мы выносим на обсуждение.

По мнению многих ученных (С.А. Козловой, Л.В. Куцаковой, И.В. Житко, З.М. Аслановой, В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре и др.), трудолюбие включает несколько компонентов:

- познавательный – знания о профессиях, о труде взрослых;

- эмоционально-мотивационный – интерес к труду, желание трудиться;

- поведенческий – закрепление привычки к труду, осознание важности трудовой деятельности для человека, общества;

- личностный – формирование качеств, необходимых для успешного выполнения трудовых действий (ответственность, самоконтроль, самостоятельность, способность к преодолению трудностей и т.д.).

При оценке уровня сформированности трудолюбия у дошкольников используются следующие показатели.

  1. Понимание необходимости труда для человека.
  2. Знание профессий взрослых, в частности профессий своих родителей.
  3. Интерес к труду, желание выполнять поручения.
  4. Владение навыками планирования работы, умение действовать в соответствии с планом.
  5. Способность анализировать и адекватно оценивать свой труд и труд сверстников.
  6. Уважительное отношение к результатам труда (взрослых, сверстников, своего).

Залогом успешной организации трудового воспитания дошкольников является понимание специфики их труда – тесной связи с игрой. Для дошкольников труд привлекателен своими внешними проявлениями: материалами, орудиями труда, близкими к игре действиями, результатом. Игровое отношение детей к инструментам и материалу предшествует формированию трудовых навыков, а выполнение трудовой задачи часто переходит в игру. Понимание данной особенности раскрывает перед педагогом колоссальные возможности воспитания у детей интереса к различным видам труда. Организуя сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Ферма», «Детский сад», не просто обращает внимание детей на особенности профессий, а постепенно подводит к пониманию взаимосвязи профессий между собой.

Рассмотрим наиболее распространенные виды трудовой деятельности дошкольника: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной (художественный) труд.

Самообслуживание – один из первых видов труда, осваиваемых детьми. Основные задачи работы в данном направлении:

- приучать к опрятности, самостоятельности;

- способствовать формированию умений и навыков самообслуживания;

- развивать стремление оказывать посильную помощь сверстникам.

Самообслуживание направлено на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка: одевание, раздевание, умывание. Ежедневное выполнение данных операций приучает к систематическому труду, подводит к осознанию своих трудовых обязанностей. Важной особенностью самообслуживания является наглядность результата: вымыл руки – можно садиться обедать, оделся – можно идти гулять и т.д.

Основным методом формирования навыков самообслуживания является показ и объяснение педагога. В младшем дошкольном возрасте показ тех или иных действий должен быть всегда одинаковым, чтобы навык постепенно автоматизировался. Например, последовательность действий при мытье рук: намылить руки, положить мыло, намылить каждый палец от мизинца к большому, смыть мыло, стряхнуть воду, вытереть руки полотенцем. Хорошо сопровождать данный процесс потешкой или четверостишием, чтобы зрительный образ сочетался со звуковым. Это позволит в дальнейшем (по мере взросления детей) отказаться от показа и использовать только словесные указания.

В старших группах на помощь педагогу могут прийти наглядные методы, например при обучении одеванию на прогулку – схема «Одевайся по порядку», при раздевании – «Каждой вещи - свое место».

Важным стимулом для ребенка является оценка выполнения трудового действия. Она может быть словесной («Таня хорошо вымыла руки», «Антон правильно держит вилку») или с использованием игрового приема – привлечения к оценке знакомого детям персонажа.

Следует приучать детей оказывать помощь сверстникам, у которых что-то не получается. В таких ситуациях не только совершенствуются навыки самообслуживания, но и формируются нравственные качества.

Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка. Основные задачи этого вида труда:

- приучать к аккуратности;

- учить беречь результаты труда других людей: не ломать игрушки, не рвать книги, соблюдать чистоту;

- вызвать желание трудиться, быть полезным окружающим;

- формировать качества личности, необходимые для осуществления коллективного труда: умение планировать работу, договариваться с другими детьми, распределять обязанности, согласовывать действия, помогать друг другу в случае необходимости;

- формировать первоначальные представления о хозяйственно-бытовой деятельности человека.

Дошкольники уже в младшей группе способны оказать посильную помощь взрослым в подготовке к занятиям, в уборке игрушек и т.д. Наблюдая за действиями помощника воспитателя, дети усваивают элементарные трудовые операции, запоминают их названия и способы выполнения.

При обучении трудовым действиям младших дошкольников оптимальным является индивидуальная форма работы – трудовое поручение (педагог может детально показать действия и проконтролировать их выполнение). В этом возрасте дети начинают осознавать значимость хозяйственно-бытового труда.

В средней группе вводится организованная форма хозяйственно-бытового труда – дежурство. За детьми закрепляется постоянная обязанность, например они по очереди накрывают столы для обеда или полдника. Кроме показа и словесных указаний, воспитателю необходимы дополнительные организующие моменты, например экран дежурства, где указано, кто и когда дежурит. На этом же экране с помощью цветных кружков (красный – отлично, зеленый – хорошо, синий – есть ошибки) можно оценивать действия детей во время дежурства. В качестве наглядной помощи целесообразно использовать схему «Сервируем стол».

Результат хозяйственно-бытового труда не всегда нагляден, что может снизить интерес ребенка к этому виду деятельности. На помощь приходят игровые методы. Например, мытьё кубиков можно организовать в форме сюжетно-ролевой игры «Кораблестроители». Воспитатель предлагает детям построить корабль, но выясняется, что строительные материалы долгое время пылились на складе и их необходимо помыть.

По мнению воспитателей, большой проблемой является уборка игрушек – дети делают это неохотно. На помощь тоже придёт игровой прием – «Письмо от игрушек», в котором они пишут, что им очень неприятно жить в беспорядке и они уходят в другую группу, где дети хорошо обращаются с игрушками.

В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется коллективному труду, когда дети объединяют усилия для общего дела, например ремонта порванных книг, мытья кукол, стирки их одежды и т.д. Следует создать условия для равноправного участия каждого ребенка в совместном труде, предлагать детям высказывать свои пожелания по выполнению поставленной задачи. Важно также воспитывать культуру труда: учить применять рациональные приемы, грамотно использовать оборудование.

Труд в природе способствует расширению кругозора, развитию опытно-экспериментальной деятельности, познавательной активности, наблюдательности.

Основные задачи этого вида труда:

- воспитание основ экологической культуры (приобщение к природоохранной деятельности), бережного отношения к окружающей среде;

- формирование представлений о закономерностях развития природы;

- освоение правил поведения в природной среде.

Основным содержанием труда в природе является уход за растениями в группе и на участке детского сада. Детей привлекают к посильной уборке участка и газонов, к озеленению клумб, к работе в саду и на огороде. Педагог организует выращивание в группе рассады цветов, зеленого лука и т.д.

В процессе работы дети усваивают, что окружающая природа зависит от климатических условий и деятельности человека.

Ручной (художественный) труд – один из важнейших разделов трудового воспитания. Он тесно связан с конструированием и другими видами продуктивной деятельности. В процессе ручного труда развиваются технические навыки работы с различными материалами, усваиваются элементарные представления о свойствах этих материалов. Дети учатся ставить цель, выбирать пути её осуществления, преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца.

Основные задачи этого вида труда:

- развитие познавательной активности, творческого мышления, воображения, сенсорных способностей;

- овладение техническими приёмами преобразования различных материалов;

- приучение к аккуратности, самостоятельности.

Содержание ручного (художественного) труда: работа с картоном, тканью и нитками, природным и бросовым материалом.

Работу с природным материалом можно начать с его анализа как основы для создания образа. При этом педагог знакомит детей с приемами изменения пространственного положения основы, с её дополнением или устранением лишнего.

В процессе организации ручного труда важно использовать разные технические приемы преобразования материала, тщательно отрабатывать каждый новый приём. Затем дать детям творческое задание с использованием освоенного приёма, предложить изготовить поделку по замыслу (индивидуально или в коллективе).

Таким образом, любой вид трудовой деятельности способствует развитию воображения, творчества, познавательной активности дошкольников. Дети учатся ценить общественную значимость труда, беречь его результаты.

Первые представления о труде взрослых, о домашней хозяйственной деятельности ребенок получает в семье, наблюдая за работой мамы, папы, дедушки или бабушки. Начиная ходить в детский сад, ребенок наблюдает за работой воспитателя, помощника воспитателя, повара и др. Пользуясь результатами труда этих людей, он испытывает к ним чувство благодарности и признательности.

Постепенно круг профессий, с которыми знакомятся дети, расширяется.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок учится понимать мир профессий как систему взаимосвязей между всеми видами труда, воспринимать любой предмет как результат труда многих людей, представителей различных профессий.

Значительно расширяет арсенал педагогических приемов трудового воспитания использование наглядных методов – иллюстраций, фотографий, мультимедиа презентаций о профессиях, людях труда, орудиях труда, а также чтение художественной литературы. Эмоциональность, яркие образы произведений о труде человека пробуждают интерес детей, вызывают желание подражать литературным героям.

Создание условий для трудовой деятельности. В уголке трудовой деятельности группы должны быть все атрибуты для мытья игрушек, стирки кукольной одежды, ухода за комнатными растениями. В уголке самостоятельной художественной деятельности следует разместить материалы для различных видов ручного труда: наборы разных видов бумаги, картона, ткани, нитки и веревки, этикетки, коробки, а также инструменты для работы с этими материалами. Такой уголок должен быть доступным для детей – ведь одной из задач развития творчества в продуктивных видах деятельности является создание условий для самостоятельного изготовления поделок и их последующего применения в игре, театрализованной деятельности.

Взаимодействие с семьёй в процессе трудового воспитания. Как бы мастерски ни подходил педагог к процессу организации трудового воспитания, его работа не будет эффективной без участия семьи. Наряду с традиционными формами работы (ширмы, папки-передвижки, консультации и беседы с родителями) необходимо применять и интерактивные.

Одной из таких форм являются субботники, когда дети с родителями трудятся на участке детского сада, пропалывают огород или окапывают деревья. Или организовать акцию «Посади дерево»: каждая группа сажает свою аллею.

Эффективной является и такая форма работы, как семейные проекты, когда ребёнок и родители вместе подбирают материал и придумывают, как его преподнести (в виде презентации, альбома, видеоролика).

Пример. Проект «Моя мама» - профессионал». Дети получают домашнее задание: спросить у мамы о её профессии, принести фотографии мамы на рабочем месте. На первом этапе из фотографий и рассказов детей оформляют выставку. Второй этап – углублённое изучение некоторых профессий (исходя из желаний родителей). Например, несколько мам по очереди приходят в группу, рассказывают о своей профессии, при возможности знакомят с орудиями или продуктами своего труда, иногда (если технически возможно) показывают некоторые трудовые действия. Третий этап – сюжетно-ролевая игра, в которой дети обыгрывают профессии, о которых узнали. Вариант третьего этапа – отражение детских впечатлений в продуктивной деятельности.

По такой же схеме могут быть выполнены проекты «Мой папа – профессионал», «Мой дедушка – мастер» и др.

Практическая часть.

ЧАСТЬ 2

Уважаемые педагоги, сейчас предлагаю перейти к практической части нашего семинара и принять участие в педагогической игре-викторине на тему: «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста».

Прежде, чем мы начнём игру, командам необходимо придумать себе название. У вас на столах лежат буквы, из которых вам необходимо составить слово. Данное слово и будет названием вашей команды. (Упражнение «Собери слово» - «рукодельница», «помощница»).

1 задание «Поехали»

Каждая команда отвечает на заданный вопрос, по очереди.

Вопросы для первой команды:

1. Назовите формы организации труда? (поручение, дежурство, общий труд, совместный труд, коллективный труд)

2. Как называется труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей? (самообслуживание)

3. Как называется труд, связанный с работой детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами? (ручной)

4. Задания, которые педагог эпизодически дает одному или нескольким детям связанного как с самообслуживанием, так и с действиями для коллектива? (поручения)

5. В какой группе вводятся дежурства по уголку природы? (старшая)

6. Какую часть работы, по подготовке к занятиям должны выполнить дежурные, а что должен приготовить каждый ребенок сам?

7. Действия дежурных по уголку природы?

8. Действия дежурных по занятиям в средней группе. (Дежурные вместе с воспитателем готовят необходимые для занятий предметы на отдельном столе. Затем каждый воспитанник подготавливает свое рабочее место. По окончании занятия ребята уносят свои предметы на общий стол. Дежурные моют посуду, кисти, просушивают их и убирают на место.)

Вопросы для второй команды

1. Как называется труд, связанный с уборкой групповой комнаты, участка? (хозяйственно-бытовой)

2. С какого возраста систематически осуществляется трудовое воспитание, включая его основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, (с первой младшей группы).

3. Как называется труд в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду? (труд в природе)

4. В какой группе вводятся дежурства по столовой? (со средней группы)

5. В какой группе водятся дежурства по занятиям? (со средней группы)

6. Действия дежурных по столовой: частичная сервировка стола, уборка после еды.

7. Действия дежурных по занятиям в старшей группе?

8. Способы объединения детей в труде?

2 задание «Гонка за лидером»

Назовите методы и приёмы руководства трудового воспитания (объяснение и показ, игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, песен, потешек, поговорок, положительный пример сверстника, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, показ инсценировок с помощью игрушек («Кукла Катя умывается»); решение проблемных ситуаций (мокрые рукава, грязная рубашка, оторвалась пуговица, намело много снега, не пройти к веранде, разлилась вода), взаимопомощь, личный пример, рассказы на этические темы (как дети помогали дворнику убирать листья), поощрение успехов, взаимопомощь, привлечение детей к анализу результатов труда, объяснение и показ объективная оценка труда детей контроль за действиями детьми).

В форме переклички команды называют по одному приёму, выигрывает последний назвавший.

Ведущий: Умение быстро принять самое правильное решение, найти выход из создавшейся ситуации - прекрасное качество для каждого педагога.

Вопросы «блиц – турнира» помогут нам выявить самых находчивых, творчески подходящих к любому моменту в воспитании. За каждое решение - очко. Победитель тот, кто получит большее количество.

3 задание «Заморочки из бочки»

Команды по очереди берут карточки из «бочки». Без подготовки нужно продолжить фразу, написанную на карточке.

1. Если родитель возмущён фактом привлечения его ребёнка к сборке листьев?

2. Если ребёнок отказывается выполнять обязанности дежурного?

3. Если ребёнок отказывается самостоятельно одеваться на прогулку?

4. Если ребёнок отказывается убирать игрушки или делает это небрежно?

5. Если возник конфликт во время коллективного труда?

6. Если дети не всегда выполняют точно трудовые действия в соответствии с ранее установленными правилами?

Ведущий: Одним из методических приёмов мотивирования детей на трудовую деятельность является художественное слово. Следующее конкурсное задание предполагает проявления творческих способностей воспитателей.

4 задание «Творческое»

Ведущий: Придумайте четверостишие на следующие виды труда: умывание, одевание, труд на участке, уборка игрушек.

Заключительный этап. Подведение итогов.

Заключительный этап нашего семинара - словоэстафета требует от каждого краткости, как говорил Чехов, чтобы словам была тесно, а мыслям просторно, т.е. взяв игрушку вы должны продолжить такое предложение: «Дети будут трудиться если я... ».

Вот и закончилась наша педагогическая игра. Спасибо, что все приняли в ней активное участие. Главное, что Вы заинтересовались секретами детской педагогики и детской психологии и сможете помочь Вашим детям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...