Лучший речевой проект по теме: «СЕКРЕТЫ ВЕЖЛИВОСТИ»
проект (старшая группа)
Проект направлен на установление новых форм взаимодействия между детьми, родителями и педагогами и может быть использован при ознакомлении детей с этикетной лексикой, обогащении активного словаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_k_proektu.docx | 70.68 КБ |
proekt_sekrety_vezhlivosti.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
.
История некоторых вежливых слов.
Соблюдать правила этикета означает быть вежливым. Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVI века «вежа» означало «знаток» - человек, который знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.
Правила общения и поведения предполагают культуру речи. Речь должна быть красивой, грамотной, без вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов. Речь должна быть вежливой. Человеку необходимо уметь здороваться, прощаться, говорить "пожалуйста", "будьте добры", "будьте любезны", "извините", благодарить за помощь, услугу, желать спокойной ночи, доброго утра, хорошего аппетита, здоровья.
Вежливые слова и выражения тесно переплетаются с прошлым народа, о чем свидетельствует происхождение этих слов.
Здравствуйте, ты скажешь человеку.
Здравствуйте, улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Во всех русских народных сказках герои приветствуют друг друга. Но как они это делают?
В сказке «Лиса и Волк» встретились кума Лиса да серый Волк.
- Здравствуй, Лисонька.
- Здравствуй, куманек.
В сказке «Морозко» приходит Морозко в лес, на красную девушку поглядывает.
- Здравствуй, девица.
- Здравствуй, Морозушка, здравствуй, батюшка!
Почему все персонажи употребляли слово «здравствуй»? Это слово связано с пожеланием здоровья, а здоровье – самая главная ценность.
Речевое приветствие «здравствуйте» является повелительной формой глагола, которая сформировалась к концу 17 века из оборотов, например, «повелеваю тебе здравствовати», «здравия тебе желаю». «Здравствуйте же многие лета» – написано в рукописи 1057 года, это самое древнее дошедшее до нас пожелание нашего предка.
С конца 17 века в России стали появляться выражения: «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», но и им предшествовали русские выражения, типа «доброго здоровья» – снова с пожеланием здоровья. Все начиналось и заканчивалось пожеланием здоровья – и здравицы в застолье, и прощание при разлуке: «Будь здоров». Этим национальным пожеланием русские отличались от многих европейцев, у которых смысл приветствия заключался в пожелании радости, счастья и добра. Русский человек все это видел в здоровье.
Существовали и другие формы приветствия, они зависели от занятий людей. Заканчивающим жатву говорили: «С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным!» Молотильщику желали: «По сто на день, по тысяче в неделю!» «Свеженько тебе!» - говорили девушке, черпающей воду. «Хлеб да соль!» или «Чай да сахар!» - говорили едящим или пьющим.
Слово «прощай» (разреши) означало «сними с меня вину», «отпусти меня свободным». Оно образовано от глагола в форме пожелания, повеления: прости. С начала XIX века в речь входит и выражение «до свидания». Теперь в практике общения можно услышать: «Всего вам доброго, до свидания!» (пожелание и прощание вместе).
Слово «пожалуйста» связано с «пожалуй», «подай», – оборот, который всегда «стоял по просительной части». Слово «пожалуйста» образовалось очень давно, но в законченном виде пришло в речь уже после Пушкина. «Пожаловать» имело несколько значений: пожалеть, помиловать, простить, почтить, подарить и понятно было только «с голоса», то есть употреблялось только в устной речи с определенной интонацией. Сегодня слово «пожалуйста» можно перевести на современный язык как «будь милостив», «будь добр».
Слово «спасибо» наделено религиозным смыслом. Первоначально это искаженное русское произношение греческого сочетания слов «помоги бог». Это слово возникло из слияния «спаси бог».
Иногда при прощании мы слышим выражение: «Спаси и сохрани». Традиционно мы воспринимаем это как пожелание человеку, чтобы его охранял и сохранял от бед и несчастий Бог. Оказывается история этого выражения не связана с религией. Сохранить сохранить от слова «хроня» – деревянная бочка, в которой хранили и перевозили товар, за счёт цилиндрической формы она была удобна для погрузки. Спасти от «пасти» – закончить пасти стадо на открытом пространстве. Применялось пастухами и означало загнать стадо в хлев - спасти от хищников. Таким образом, это выражение означает «храни себя от плохих дел, соблазнов», содержит пожелание помощи и терпения.
Раньше в пожеланиях друг другу часто употреблялись слова: «защитить», «сберечь». Люди просили защиты у Бога, царя, в молитвах желали сберечься от дурного глаза, от неправильных мыслей. Интересна история этих слов.
«Защитить» означает спрятаться, или кого-нибудь спрятать за щит, это слово применялось воинами и ратниками. В современном употреблении связь слова со смыслом «щит» неявная.
«Сберечь» означало избавить от влияния БЕРА. Бером называли стихийный дух, проявлением которого считался проснувшийся среди зимы медведь. Отсюда и слово «берлога» - Бера логово. Это слово Волхвов и Жрецов.
Теперь смысл вежливых слов нам понятен, но зачем же их все-таки употреблять?
Давайте представим, обычную ситуацию: Вы пришли домой после школы. Конечно, Вы устали, поэтому не терпится покушать и отдохнуть. Вы кричите:
-Бабушка, давай есть. Суп я не буду, котлету не хочу и гадостный салат с луком тоже. Давай воды, печенья и конфет!
Бабушка кое-как уговорила Вас попробовать суп и съесть половину котлеты. Потом с печеньем и конфетами Вы отправились к телевизору. Бабушка грустно и обиженно убирает со стола посуду.
Может быть, кто-то узнал себя? А ведь все могло быть по-другому. Вы вернулись из школы.
- Здравствуй, бабушка! Будем обедать? Я сейчас вымою руки и помогу тебе накрыть на стол.
После еды Вы убираете посуду.
- Спасибо, бабуля, было очень вкусно. Давай я помогу тебе прибрать на кухне.
- Молодец, внучек. Почитай мне лучше, так веселее.
И вы почувствуете, как приятно быть вежливым, как хорошо делать добро.
Давайте проанализируем поступки героев из рассказа И. Пивоваровой.
Однажды мама испекла печенье. Высыпала его на тарелочку, а бабушка зазвенела чашками, накрывая на стол. Миша и Маша уселись за стол.
- Дели по одному, - строго сказал Миша.
Дети выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.
- Бабушка, налей чаю!
Бабушка подала чай, печенье быстро уменьшалось.
- Вкусное, сладкое печенье, - сказали дети. Мама и бабушка молчали, а когда все печенье было съедено, Миша глубоко вздохнул и вышел из-за стола. Маша доела последний кусочек и посмотрела на маму – она размешивала ложечкой чай, а бабушка жевала корочку черного хлеба…
Как Вы думаете, ребята, о чем подумали Маша, мама, бабушка?
Давайте исправим ошибки детей, будем вежливы и добры друг к другу. Вежливые слова открывают двери человеческих взаимоотношений.
Приложение 2
"Волшебное слово" - В.А. Осеева
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
- Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
- С тобой что-то случилось?
- Ну и ладно! А вам-то что? - покосился на него Павлик.
- Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...
- Ещё бы! - сердито буркнул мальчик.- Я скоро совсем убегу из дому. - Убежишь?
- Убегу! Из-за одной Ленки убегу.- Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
- Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
- Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...
Павлик засопел от обиды.
- Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет.
- Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик. -Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: "Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!"
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
- Что же, не берёт тебя брат?
- А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:
- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...
Павлик раскрыл рот.
- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни - тихим голосом, глядя прямо в глаза...
- А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
- Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
- Я попробую, - усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. - Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зелёные, синие, красные - лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
"Обманул старик! - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймёт волшебное слово!.."
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
- Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
- Ка-кую тебе?
- Мне синюю, - робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
"Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?"
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
- Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
"Волшебник! Волшебник!" - повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
- Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
- Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит!
- Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.
- Пожалуйста, - повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
- Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
"Помогло! Опять помогло!"
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
Приложение 3
Вежливые слова. (загадки для детей)
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»
(Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»
(До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»
(Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
(Будь здорова!)
Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»
(Пожалуйста!)
Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…»
(после вас!)
Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…»
(Доброго пути!)
Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…»
(Благодарю!)
Выгнал кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом…
(Добро пожаловать!)
Мама с папою сидят,
Торт с конфетами едят.
Скажет вежливая дочь:
«Разрешите …»
(вам помочь!)
Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…»
(Поздравляем!)
Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…»
(Прошу прощенья!)
Обнаружив на рассвете,
Что роса попалась в сети,
Паучиха Шудра-Вудра
Ей сказала: «…»
(С добрым утром!)
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»
(Добрый день!)
На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»
(Добрый вечер!)
Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»
(Спокойной ночи!)
Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте...»
(так добры!)
Увидали обезьяны,
Слон под пальмой ест бананы,
И кричат ему они:
«Вкусно? Ты хоть намекни!»
Вежлив слон, не сомневайтесь,
Он им скажет: «…»
(Угощайтесь!)
Повстречал кабан в лесу
Незнакомую лису.
Говорит красавице:
«Разреши …
(представиться!)
Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!
Очень желуди люблю!»
Ответит незнакомица
«Приятно …»
(познакомиться!)
Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»
(аппетита!)
© Автор. Олеся Емельянова. 2007 г.
Вежливые загадки»:
- Щеночек Филя во дворе гулял,
Вдруг старичка бульдога повстречал,
Прошу вас поскорее отгадать:
Кто первым должен «здравствуйте» сказать?
(Ответы детей). /Щеночек Филя, ведь он младше, а младшие первыми приветствуют старших/
- Вот идёт болонка Жулька
Модница, воображулька.
А навстречу – кавалер,
Симпатичный скотчтерьер.
Отгадаете, иль нет,
Скажет первым кто «привет»?
(Ответы детей). /Скотчтерьер, ведь он мужчина, а мужчина первым приветствует женщин./
- Загадки вы отгадали, ну а теперь решите этикетную задачку:
«Серёжа стоял на задней площадке автобуса и собирался выходить. Вдруг он увидел знакомого мальчика. Правда, мальчик стоял в другом конце автобуса, у передней двери.
- Антон, привет! – изо всех сил закричал Серёжка – Где ты пропадал? Как дела?
Пассажиры в недоумении пожимали плечами».
- В чём ошибка Сергея? Разве он невежливо поприветствовал друга?
(Ответы детей). /Ему не следовало кричать на весь автобус. Можно было поздороваться с приятелем кивком головы и улыбнуться/.
Приложение 4
Сборник пословиц и поговорок
Добрые слова дороже богатства. Ласковое слово лечит. Вежливость ничего не стоит, но много приносит.
В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди!
В передний угол посоха не ставят.
Чин чина почитай, а меньшой садись на край!
От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет.
Поклониться — вперед пригодится.
Поклоном спины не надсадишь, шеи не свихнешь.
С поклона голова не заболит. Поклоном поясницы не переломишь.
Ежовая голица учить мастерица.
Не дорого ничто — дорого вежество.
В просьбе поклон не в потерю.
На всякие приветы надобно иметь ответы.
Не спеши хватать: оботри руки.
Посади свинью за стол, она и ноги на стол.
Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.
Ласковое слово — что весенний день.
Когда совесть раздавали, его дома не было.
Смола — не вода, брань — не привет.
Его потчевать в харчевне, поить в кабаке, а на дом не водить.
Невежа и бога гневит.
Непригоже есть лежа. Сидя не крестятся.
Вежливость из раба сделала князя, плохой нрав из князя сделал раба.
На пороге не стоят.
Как сытый поросенок от корыта бежит (не сказав спасибо).
Приложение 5
Стихи для детей о доброте, добре и вежливости.
Придумано кем — то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!
НО, а мы послушаем стихотворения о доброте.
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто.
Направь шаги
Тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.
И. Романов
***
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот…
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья та сердитая речь
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
***
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
А. Лесных
***
Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час
Когда они другим необходимы.
***
— Добрый день! — тебе сказали,
— Добрый день! — ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Нам желают «Доброго пути!»
— Будет легче ехать и идти.
— Здравствуйте! — ты скажешь человеку,
— Здравствуйте! — он скажет нам в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно,
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад,
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат.
***
Доброе слово лечит, злое калечит.
Торопись на доброе дело, худое само приспеет.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Доброта нигде не теряет своего достоинства.
Доброта без разума пуста.
Добрые слова дороже богатства.
За доброго человека сто рук.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Кто добро творит, тому бог отплатит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
За добрые дела добром платят.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
***
А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
М. Лисянский
***
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит доброта
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час
Добрый вечер,
Ночь добра
Было доброе вчера
И откуда спросишь ты
В доме столько доброты.
***
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
***
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
***
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
А. Дементьев
***
Баллада о Добре и зле
Однажды с добром встретилось зло,
Встречался со злом кто, тому не везло.
С добром кто встречался, тот вечно был счастлив,
Умен, остроумен и просто удачлив.
И думало зло, что добру точно так же,
Ходить по Земле унижаться и даже
Не делать добра никогда никому,
Но тут вдруг добро прошептало ему:
«Ведь знаешь, что я не такое как ты,
Я жду веселья, а ты ждешь беды.
Я процветаю от детского смеха,
А бить, убивать, это разве потеха?
Откуда взялось ты вообще на Земле?»
А зло, пошатнувшись, сказало: «А мне,
Наплевать, что с другими случится,
Я буду от горя людей веселиться,
Я буду молиться, чтоб кого-то убили,
Потом посижу, посмеюсь на могиле.
А так, как нас больше — я буду плеваться
На всех, кто захочет с тобою остаться!»
Добро от такого шатнулось немного:
«Как можно быть злым и ссылаться на Бога,
Просить у него чьей-то смерти, ведь Он
Творец этой жизни – Примите Поклон».
«А мне наплевать на Него не боюсь я,
Его добрых чар, потому что мне грустно,
Когда кто-то делает только добро.
Пойду я» — «Иди, но запомни одно –
Нас больше и этим все решено!!!»
***
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
***
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
***
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
***
Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны.
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны.
***
В доме добрыми делами занята
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
От этой доброты приживаются цветы,
Зайцы, ежики, птенцы.
Я тебе отвечу прямо —
Это Мама, моя мама!
Приложение 6
Консультация для родителей “Как научить ребёнка здороваться”
Вежливость во все времена высоко ценилась в обществе. Невоспитанный человек воспринимается негативно, даже если он обладает массой других замечательных качеств. Понимая это, родители, сталкиваясь с нежеланием ребенка здороваться и прощаться, приходят в ужас. Они чувствуют неловкость, а порой – стыд и вину за то, что их малыш не желает сказать «Здравствуйте!» или «До свидания!». Такой недочет в воспитании заботливые мамы и папы пытаются как можно скорее исправить.
Однако, устраняя пробелы в воспитании своего ребенка, родители не всегда представляют себе, как правильно это сделать.
Дети – это всегда радость, но вместе с тем и ответственность за их развитие и воспитание. Важно помнить, что ребенок пока маленькая, но личность, которая хочет, а порой и требует, чтобы с ней обращались вежливо. Часто можно услышать, как родители в приказном тоне говорят сыну или дочери: «Поздоровайся!», «Извинись!». Маленький ребенок может и не понимать, чего от него хотят, он может быть занят игрой или своими размышлениями и попросту не заметит, что мама недовольна. Вполне допустимо, что в данный момент он не хочет здороваться с этим взрослым или ему просто лень или настроение плохое, или у него свои личные причины. Но это не значит, что он не воспитан. Есть несколько причин, по которым дети могут отказываться от слов приветствия.
Так, ребенок может не понимать, зачем надо здороваться, если ему этого не хочется. В данном случае от взрослого потребуется терпение и выдержка. Важно объяснить малышу, для чего нужны слова приветствия. Сделать это нужно просто, без назиданий, приветливо и доступным языком.
Также он мог стать свидетелем разговора, в котором родители пренебрежительно отозвались о знакомых ему людях. Критикуя и обсуждая кого-то вечером и приветливо здороваясь с ним поутру, родители заставляют сына или дочь недоумевать: что правильно и хорошо, а что нет. Важно, чтобы ребенок не видел двойных стандартов поведения.
А может быть, ему просто не хочется здороваться в данный момент. Это стоит принять взрослым, не давить на маленького человечка, а позволить ему развиваться в своем темпе. Ребенку старше трех лет можно пару раз мягко объяснить, почему важно здороваться, а в будущем лишь напоминать ему об этом разговоре, если возникнет необходимость. Возможно, результаты появятся не так быстро, как хотелось бы, но зато у ребенка сохранится здоровая психика. Для дошкольника родители – самые главные люди в мире, и поэтому родительские слова становятся руководством к действию.
Есть несколько правил, которые нужно помнить, обучая малыша правилам этикета.
Не надо устраивать громких скандалов по поводу вежливости ребенка. Это бесполезно! Превращение каждого случая в повод для разбирательства только увеличит болезненную застенчивость дошкольника. Обучение этикету требует времени и системного подхода, спокойствия. Пытаясь преподать ускоренный курс, взрослые вызовут только раздражение и неповиновение малыша по другим не менее важным сторонам жизни.
Первые уроки этикета малыш получает дома. Если семье свойственны соблюдение правил приличия и искренние отношения, то беспокоиться не о чем. У таких родителей не возникнет вопрос: «А как же научить ребенка здороваться?» Нужно помнить о том, что ребенка воспитывают обычные семейные будни. Показывайте детям примеры настоящей доброжелательности. Наблюдая ежедневно в родном доме случаи искренней симпатии к окружающим, ребенок сам захочет радовать всех встречных добрыми словами. Ориентируясь на родителей как на образец, он научится всем необходимым нормам поведения.
Правила вежливости ради правил не сформируют в ребенке чуткость и открытость, любовь к людям. Усвоенные нормы вежливости должны в дальнейшем перерасти в моральные принципы. Поэтому « дрессировка» хороших манер скорее навредит, чем поможет вырастить приветливого взрослого человека. Если обучение ребенка основам вежливости родители мотивируют желанием хорошо выглядеть перед людьми, то есть риск, что тот научится прятать свои истинные чувства от окружающих. А затем и от близких ему людей. Обучая вежливости, взрослым надо помнить, что дошкольник развивает свои чувства и эмоциональную сферу. Он должен понимать, что, говоря «Доброе утро!», он желает человеку добра.
Внешняя вежливость не всегда является признаком искренности. Маленькие дети чувствительны к фальши и лицемерию. «Доброе утро!» для них – это действительно, радость, улыбка, добро. И если мама с утра хмурая и недовольная, то маленькому мальчику или девочке очень трудно поверить, что утро действительно доброе.
Существует несколько способов, способных помочь вырастить вежливого человека.
Личный пример. Каждый день родители, взрослые в семье люди здороваются друг с другом легко и непринужденно, с радостью. Также здороваются с малышом, не требуя взамен его приветствия. В такой атмосфере ребенок узнает, что все друг с другом здороваются и это является нормой. Со временем он начинает делать то, что делают взрослые вокруг него, так как в этом возрасте малыши копируют старших до мелочей.
Самый простой способ научить малыша здороваться – это пример самих родителей. Показывайте образец поведения. Если хотите, чтобы ребенок здоровался с соседями, – здоровайтесь с ними первыми и громко. Ему останется только повторить за вами. Ведь часто он просто не успевает вспомнить, что нужно сказать. Кроме того, помните, что если вам нравится говорить «Привет!», нельзя требовать от малыша здороваться по-другому.
Игра. Создайте игровую ситуацию, где все игрушки говорят различные слова приветствия друг другу. Если увлечь ребенка и поиграть с ним в такую игру несколько дней, то будет легко донести до него, что люди также используют слова приветствия.
Чтение. Подберите сказку или детскую историю, где герои приветствуют друг друга. После прочтения нужно подчеркнуть, как важно здороваться друг с другом. Непременно объясните ребенку, для чего это надо. Меньше всего ему понравится ответ: «Так принято, все так делают!». Расскажите, что через приветствие мы передаем людям любовь и хорошие пожелания. Или придумайте сказку «Что случится, если люди перестанут здороваться?». Ваше и детское творческое воображение заработает, и все получат удовольствие от такого общения.
Предоставление права выбора. Дети очень любят, когда им разрешают принимать решения самостоятельно. Можно позволить ребенку не здороваться, но при этом надо обязательно объяснить, что чувствует человек, которому не сказали «Здравствуйте!», ярко описать эмоции человека, обделенного приветствием. Спросите малыша, как он будет себя чувствовать, если его не заметят и не скажут хороших (волшебных) слов.
Похвала. Похвала для маленьких детей – замечательный стимул осваивать правила поведения. Мудро поступают те родители, которые закрепляют манеру поведения малыша восторженными словами. Дети очень хорошо улавливают позитивную реакцию мамы или папы и так приобретают жизненный опыт. Фразы «Мне понравилось, как ты поздоровался с…» или «Сразу видно, что ты уже большой и понимаешь, как важно людям желать добра!» помогут принять детям правила человеческой жизни.
Следуя приведенным правилам и используя эти методические приемы, вы можете быть уверенными, что ваш ребенок вырастет воспитанным, доброжелательным и приветливым человеком.
Памятка для родителей
«Секреты воспитания вежливого ребёнка»
Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если Вы, уважаемые родители, ведете
себя:
- - Деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим друзьям.
- - Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на своего ребенка, не говорите при нем или при обращении к нему грубых слов и ни в коем случае не применяете в виде воспитательной меры физические наказания.
- - Не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а, где только возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка.
- - Предъявляете к детям единые требования и, если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, то высказываете только в отсутствие ребёнка.
- - Предъявляя ребенку какие-то требования, предъявляете их и себе.
- - Уважаете достоинство маленького человека, исключив слова: "Ты ещё маленький", "Тебе еще рано".
- - Не забываете говорить ребенку "пожалуйста", "спокойной ночи", "спасибо за помощь", а также часто используете похвалу.
- - Правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 68 «РОМАШКА»
Номинация: «Лучший речевой проект»
Проект по теме:
«СЕКРЕТЫ ВЕЖЛИВОСТИ»
Автор проекта:
Уляева Милана
Руководитель проекта:
Воспитатель
Акимова Елена Степановна.
г. Нижневартовск
Содержание.
I. Аннотация………………………………………………………… 3
II. Паспорт проекта………………………………………………… 4
III. План работы……………………………………………………. 5
IV. Описание работы……………………………………………… 6-9
V. Конечный результат……………………………………………..10
VI.Список используемых ресурсов……………………………… 11
Приложение
I. Аннотация.
В дошкольном возрасте интенсивно усваиваются нравственные чувства детей, развиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и этические навыки, начинается складываться стиль взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому главная задача современного дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО - формирование навыков культуры поведения дошкольников, как основы нравственного становления его личности в будущем.
Формирование культуры поведения в дошкольном возрасте предусматривает ознакомление с правилами и нормами речевого общения, а именно с формулами речевого этикета. Этикет - в широком смысле –это свод норм поведения, соблюдение правил вежливости, сложившихся в обществе. Усваивая этикетную лексику, ребенок «присваивает» часть социального речевого опыта народа, овладевает культурно-речевыми эталонами, характерными для той культурной среды, в которой он находится. Введение словесных формул речевого этикета в общую систему речевого взаимодействия дошкольника с окружающими взрослыми и сверстниками будет способствовать формированию комфортного коммуникативного поля ребенка.
Этикет является достоянием и показателем культуры, основой воспитанного человека, помогающей понимать как необходимо вести себя в жизненных ситуациях современного общества, находить общий язык с другими людьми.
Особенность данного проекта заключается в применении разных методов ознакомления с разнообразием формул речевого этикета в различных жизненных ситуациях.
Проект направлен на установление новых форм взаимодействия между детьми, родителями и педагогами и может быть использован при ознакомлении детей с этикетной лексикой, обогащении активного словаря.
В результате проекта у ребенка обогатится словарь разнообразными культурно-речевыми эталонами. Совместно с ребенком будет создана книга - словарь «Волшебные слова в нашей жизни».
II. Паспорт проекта
Тема проекта | «Секреты вежливости» |
Образовательная область | Речевое развитие |
Цель | Ознакомление с разнообразными формулами речевого этикета и умение применять их в типичных ситуациях общения |
Задачи | Задачи:
|
Вид проекта |
|
Сроки реализации | Средней продолжительности – два месяца |
Конечный результат (продукт) | Усвоение разнообразных формул речевого этикета в типичных ситуациях общения и умение избирательно ими пользоваться, соотнося с обстоятельствами общения Совместно с ребенком будет создана книга - словарь «Волшебные слова в нашей жизни». |
III. План работы.
Этапы реализации проекта | Содержание работы |
Первый этап - подготовительно – мотивационный этап | Проблемная ситуация. Постановка вопросов для активизации деятельности ребенка. |
Второй этап - основной проблемно – деятельностный этап. | Поиск информации об истории и возникновении этикета, «вежливых слов», просмотр презентации «Происхождение вежливых слов». Просмотр мультфильма из серии «Лунтик – Волшебные слова». Чтение художественной литературы В.Осеевой «Волшебное слово»; С.Михалкова «Ежели вы вежливы»; В.Сухомлинского «Для чего говорят «спасибо»?», Богданович «Вежливый трамвайчик», «Стасик идет в кино», «Кавардак на улице». Отгадывание загадок, заучивание пословиц о добрых словах. Рассматривание плакатов: «Этикет для самых маленьких», « Ромашка вежливых слов». Беседа – обсуждение: «Почему вежливые слова волшебные?» Составление: классификационной таблицы «Ситуации общения – вежливые слова», плаката «Королевство вежливых слов». Разбор ситуаций по картинкам дидактических игр «Основы хорошего воспитания - Вежливость», «Что такое хорошо и что такое плохо». Инсценировки игровых ситуаций общения «В магазине», «Кафе», «Поездка в транспорте», «В театре и кино» и др. Раздача листовок «Будьте вежливы» жителям города в рамках акции «Не говорите грубых слов». Опрос детей и взрослых: «В каких ситуациях вы используете вежливые слова и какие?» Консультация для родителей: «Как научить ребёнка здороваться»; памятка для родителей: «Секреты воспитания вежливого ребёнка». |
Третий этап – итоговый этап. | Создание книги - словаря «Волшебные слова в нашей жизни». |
IV. Описание работы.
- Подготовительно – мотивационный этап.
Однажды мы с мамой и папой пошли в гости. Когда зашли в дом, мы поздоровались с хозяйкой, сказав ей: «Здравствуйте». В ответ на наше приветствие хозяйка дома ответила: «Добро пожаловать». И тут у меня возник вопрос: «Почему хозяйка дома с нами не поздоровалась, а ответила на наше приветствие какими-то не понятными словами?» На следующий день, придя в детский сад, я спросила у воспитателя значение слов «Добро пожаловать». Воспитатель объяснила, что словосочетание «добро пожаловать», тоже приветствие. Наша беседа, осталось не законченной. Дома я вместе с родителями, стала выяснять, какие ещё существуют слова приветствия. Через некоторое время, я узнала не только о вежливых словах приветствия, но ещё о том, как можно попрощаться, как правильно и вежливо попросить, о чём ни будь другого человека.
Вопросы для активизации детской деятельности:
- Где и у кого можно узнать о происхождении словосочетания «добро пожаловать»?
- Что такое речевой этикет? (объяснение дать и по словарю);
- Где и у кого можно узнать о правилах речевого этикета?
- Для чего нужны вежливые слова?
- История происхождения вежливых слов?
- В чём заключается волшебство «вежливых слов»?
- Как могут помочь вежливые слова в различных жизненных ситуациях?
- Используете ли вы вежливые слова?
Ребенок определяет способы поиска ответов на поставленные вопросы.
2. Основной проблемно – деятельностный этап.
Поиск информации совместно с родителями и педагогом о происхождении словосочетания «добро пожаловать» и других вежливых слов ?
Беседа по теме: Выражение это - старославянское. Причём "добро" здесь имеет смысл тот же, что в современном языка "дать добро", "разрешить". Пожаловать - значение, близкое к "пожалуйста". Формула приветствия при встрече кого-либо, вежливое приглашение прийти, приехать, войти, зайти. Всем, кто приезжает в нашу страну с добрыми чувствами и намерениями, российские люди со свойственным им гостеприимством говорят: «Добро пожаловать».
РАБОТА ВОСПИТАТЕЯ С РЕБЁНКОМ:
В процессе проекта Милана совместно с воспитателем нашла информацию об истории и возникновении этикета, «вежливых слов» (приложение 1); просмотрела презентацию «Происхождение вежливых слов».
В детском саду прочитали художественную литературу: В.Осеевой «Волшебное слово» (приложение 2), С.Михалкова «Ежели вы вежливы», В.Сухомлинского «Для чего говорят «спасибо»?», Богданович «Вежливый трамвайчик», «Стасик идет в кино», «Кавардак на улице». Милана отгадывала загадки (приложение 3), заучивала пословицы о добрых словах ( приложение 4).
Так же с воспитателем рассмотрела плакаты: «Этикет для самых маленьких»,
«Ромашка вежливых слов».
Вместе с педагогом обсуждали «Почему вежливые слова волшебные?».
Составили классификационную таблицу - «Ситуации общения – вежливые слова» и плакат- «Королевство вежливых слов».
Разобрали ситуации по картинкам дидактических игр: «Основы хорошего воспитания - Вежливость», «Что такое хорошо и что такое плохо».
В детском саду вместе с детьми группы проиграли ситуации общения:
«В магазине», «Кафе», «Поездка в транспорте», «В театре и кино» и др.
РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ С РЕБЁНКОМ:
Дома вместе с мамой и папой девочка просмотрела мультфильм из серии «Лунтик – Волшебные слова», прочитали стихи о доброте и вежливости (приложение 5).
В рамках акции «Не говорите грубых слов» Милана с папой раздавали жителям города листовки «Будьте вежливы», опросили детей и взрослых: «В каких ситуациях вы используете вежливые слова, и какие?».
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ:
Воспитателем была дана консультация для родителей: «Как научить ребёнка здороваться» и памятка «Секреты воспитания вежливого ребёнка».(приложение 6)
3. Итоговый этап. Милана, вместе с воспитателем и родителями, создала книгу - словарь «Волшебные слова в нашей жизни».
V. Конечный результат.
В результате проведения проекта, у ребёнка сформируется навык вежливому общению; развитие памяти, внимания, воображение; умения сравнивать, анализировать, делать выводы; употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях; расширятся знания о культуре поведения, введение вежливых слов в активный словарь.
В результате работы над проектом Милана поняла, что вежливым быть на много приятней и интересней. Самый важный секрет вежливых слов — в том, что они должны произноситься, не подразумеваться, не проглатываться, не считаться само собой разумеющимся, а произноситься искренне, не громко. К тому же девочка стала доброжелательней к взрослым и друзьям.
VI.Список используемых ресурсов.
Используемая литература:
1. Алексеева Д.Ф. «Этическое воспитание дошкольников» , 2010 г
2. Богданович «Вежливый трамвайчик», «Стасик идет в кино», «Кавардак на улице».
3. Ельцова О.М. «Риторика для дошкольников», 2009 г.
4.Картаушина М. Ю.« Коммуникативные игры для дошкольников», 2003 г.
5.Курочкина И. Н. «Этикет для дошкольников», 2007 г.
Осеева В. «Волшебное слово»;
6.Малетина Н.С. «Развитие речевого общения дошкольников» , 2005.
7.Михалков С. «Ежели вы вежливы».
8.Сухомлинский В. «Для чего говорят «спасибо»?
9.Шипицина Л. М «Азбука общения». 2010 г.
Интернет ресурсы:
1.http://festival.1september.ru/ 2.http://www.olesya-emelyanova.ru/ 3.http://muzofon.com/search/Волшебные%20песни 4.https://viktoriahovsepyan.wordpress.com/2013/09/24/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F/ 5.http://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskii-proekt-dlja-dou-tema-v-strane-yetiketa-starshii-vozrast.html 6.http://journalpro.ru/articles/proekt-rechevoy-etiket-istoriya-proiskhozhdeniya-traditsionnykh-privetstviy-u-raznykh-narodov-7./http://festival.1september.ru/articles/602525/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему "Царица вежливости, король поведения и принцесса настроения"
На мой взгляд, в нашей группе дети старшего возраста недостаточно владеют навыками культурного общения, не могут управлять своим поведением, мало используют в речи вежливые слова и обращения. Поэтому ...
Проект на тему "Секреты воды".
Этот проект помогает детям легко усвоить материал....
Познавательно-исследовательский проект на тему: «Секреты Мадагаскара» (с использованием лепки из соленого теста)
Ни для кого не секрет, что дошколята по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области"Речевое развитие" на тему: "Секреты искусства речи"
конспект занятия открытого паказа...
Физкультурно-речевой досуг на тему "Секрет здоровья"
Совместная работа учителя-логопеда и инструктора по физическому развитию в рамках проекта "Союзмультфильм детям"Из-за ограничения объема файлов презентацию к занятию разделила на три части. ...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Секреты дружбы» (для детей подготовительной группы)
Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности....
Детский проект: номинация «Лучший социальный проект» по теме: «МОЙ ГОРОД»
Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и...