Конспект экскурсии по мини-музею «Это надо живым!»
план-конспект занятия
Занятие способствует формированию чувства гордости, уважения, благодарности к предкам, подарившим нам мирную жизнь ценой собственной жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ekskursii_po_mini.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект экскурсии по мини-музею
«Это надо живым!»
Цель: Способствовать воспитанию чувства гордости, уважения, а главное – благодарности к предкам, подарившим нам мирную жизнь ценой собственной жизни.
Задачи: Расширять и обогащать знания детей о воинах, ветеранах, тружениках тыла ВОВ. Развивать желание узнать больше о земляках, погибших на фронтах войны. Формировать потребность в сохранении памяти о тех, кто погиб, своим достойным поведением.
Предварительная работа:
- Знакомство с понятиями: музей, экспонат, экспозиция, экскурсовод, земляк, предки, потомки, фашистские захватчики, СССР, Бессмертный полк.
- Беседа о Великой Отечественной войне.
- Чтение стихов о войне.
- Знакомство с правилами поведения в музее (не разговаривать громко, внимательно слушать экскурсовода, задавать вопросы после его рассказа, не трогать экспонаты руками, по окончании экскурсии поблагодарить экскурсовода за рассказ).
Ход экскурсии:
- Добрый день, уважаемые посетители! Мы рады видеть вас в нашем музее, посвященном памяти о ВОВ, ее героях и участниках.
Наш музей – необычный. В нем собраны экспонаты, предоставленные семьями ребят и воспитателей нашего детского сада. Вы узнаете об участниках ВОВ, ее героях – наших дедушках, бабушках, о наших земляках, отстоявших в страшной войне мир для нас, потомков.
В нашем музее много экспонатов, объединенных в разные экспозиции. С ними мы и познакомимся: рассмотрим, а я расскажу вам о них. После моего рассказа о каждой экспозиции вы можете задать мне интересующие вас вопросы.
Итак, начинаем наш рассказ…
В далеком 1941 году ранним летним утром, когда все спали мирным сном, на нашу страну напал жестокий враг - фашистские захватчики. Чтобы защитить от них нашу родную землю, победить их, весь народ должен был подняться на защиту своей Родины.
Данная экспозиция знакомит нас с плакатами, призывающими советский народ пойти воевать с фашистами (зачитываются призывы). Главный плакат – «Родина-мать зовет!» не оставил никого равнодушным к общей беде. Под песню «Вставай, страна огромная!..» и старые, и молодые отправлялись на фронт.
(Звучит аудиозапись песни «Вставай, страна огромная!..»)
Отправились воевать и наши земляки – алатырцы.
На призывных пунктах им выдавалась военная форма (показывает экспозицию с военной формой).
И, конечно же, идти в бой без оружия было нельзя. Данная экспозиция показывает нам разнообразие того оружия, которое использовалось на войне (дети рассматривают экспозицию с оружием, задают вопросы)
Помимо формы и оружия каждому бойцу необходимы были и личные вещи, такие как вещмешок, фляжка, кружка, ложка и т.п. (дети рассматривают экспозицию с вещами, задают вопросы)
Чтобы одержать победу, старались все, в том числе и прославленные наши земляки. В экспозиции «Знаменитые земляки во время ВОВ» мы видим
академика А.Н. Крылова, который изобрел устройство для тренировки наводчиков. Он был назван «прибором Крылова» и помогал бойцам в тренировке точного прицеливания во вражеские цели при разной освещенности.
Судаев
Покровский
Горшенин
Тем, кто совершил на войне подвиги, присваивалось высокое звание «Герой Советского Союза». В нашем городе таких героев 14 (показываем фотографии). В благодарность за самоотверженность в боях, чтобы увековечить их память, именами героев в нашем городе названы улицы, школы, воздвигнуты памятники. Так, у нас есть улицы Судаева, Академика Крылова, Покровского, Горшенина, Боронина и Ветвинского; школа № 5 им. Осипова А.М., гимназия №6 им. Академика Крылова, школа №7 им. Зои Парфеновой – единственной женщины-летчицы в звании Героя Советского Союза, школа №11 им. Ветвинского В.Ф.
В исторической части нашего города Боронину и Ветвинскому установлен памятник, а академику Крылову – бюст (фотографии, открытки).
Мы рассказали вам о знаменитых земляках. А сколько простых солдат и офицеров отдали свои жизни, были ранены, контужены, воевали, не жалея себя, приближая Великую Победу! И среди них также много-много наших земляков.
Данная экспозиция «Наши воины» содержит фотографии, рассказы, награды тех, чьи потомки (дети и воспитатели) ходят теперь в наш детский сад, работают в нем.
(Дети рассматривают, узнают своих родных)
У каждого воина – своя судьба. Кто-то погиб совсем молодым, не успев обрести семью, родить детей. Кто-то наоборот, погибнув, оставил много маленьких детей, которых нужно растить… На таких бойцов приносили похоронки – свернутые квадратиком короткие письма, в которых сообщалось о гибели отца, мужа, сына, брата… Кто-то вернулся с фронта без ноги или без обеих ног, без руки, оглохший, ослепший… Но все равно это было счастье – вернулся! Живой!!!
Тех, кто остался в живых, стали называть ветеранами войны. Вы наверняка видели их на парадах, на митинге. Старенькие, седые, ослабевшие, с палочками, они все равно приходят на митинг, посвященный Дню Победы, чтобы почтить память о тех, кто с войны не вернулся… Наше государство заботится о них, но им гораздо дороже забота тех, для кого они завоевали мир – девочек и мальчиков, их потомков. Раньше дома, в которых жили ветераны, были отмечены красными звездочками. И каждый, кто хотел оказать внимание, помощь, позаботиться о ветеране, мог это сделать.
В гости к ветеранам могли приходить школьники, или же их приглашали в школы или детские сады, и тогда они рассказывали детям о том, как воевали, совершали героические поступки.
К ветеранам приходили корреспонденты, беседовали с ними, а потом помещали беседу в газете (показываем газетные вырезки)
Вы знаете, что эта страшная война шла очень долго, 4 года, и унесла жизни 27-ми млн человек. Погибали бойцы, и не про каждого было известно, где и как он погиб. Многие и многие бойцы пропали без вести. Одним из таких – без вести пропавших, был и мой дед, Захаров Петр Алексеевич. Известно только по рассказам его однополчан, что в наступательном бою он упал не от пули, а от голода. Он был настоящим русским богатырем – очень высоким, крепким. А бойцам выдавали по маленькому кусочку хлеба, который не мог восполнить его силы. «Голод был вторым врагом после фашистов, он безжалостно подкрался и убил». Я никогда его не видела, и знаю его только по рассказам моей мамы. Но я его очень люблю, и все, что могла для него сделать – посвятила ему стихотворение.
(чтение стихотворения)
На второго моего деда пришла похоронка, но где он похоронен известно не было. И вот через 25 лет после войны мой папа получил письмо от «красных следопытов», которые по документам установили, что он похоронен в братской могиле в Калужской области. Я помню, что мой папа очень сильно плакал – и о погибшем отце, и от радости, что он может съездить и поклониться могиле своего отца. Что он и сделал. (показываем фотографии)
Ребята, как вы думаете, только ли воины на фронтах войны отвоевали победу? Кто помогал им всеми силами?
(ответы детей)
Конечно, без женщин, которые днями и даже ночами работали на заводах, изготавливая оружие, которые выращивали хлеб, отсылая его на фронт, которые шили солдатам одежду, вязали теплые носки, растили детей, заботились о стариках – победа не была бы отвоевана.
Тех, кто трудился в тылу, назвали тружениками тыла.
А еще были дети - дети войны. Совсем маленькие - даже такие, как вы – помогали взрослым трудиться и на поле, и дома, и на заводе. Легко ли им было?..
А теперь посмотрите на этот треугольник. Как вы думаете – что это? Да, это письмо с фронта. Их очень ждали, и если почтальон приносил такой треугольник – это было счастье! – значит, жив! Конечно, очень часто случалось так, что родной человек погибал… И эти треугольники бережно хранились в каждой семье. (читаю стихотворение «Живой» Н. Матвеевой)
Ребята, давайте подумаем, что мы с вами можем сделать для тех, кто завоевал для нас с вами мирную жизнь, отдав свою жизнь, для тех, кого уже нет с нами? (ответы детей) Конечно, хранить память о них.
Да, чтобы хранить память о тех, кто погиб на войне, в нашем городе есть специальное место. Мы называем его обелиском. (рассматриваем фото) Мы приходим сюда в День Победы на митинг. Здесь горит вечный огонь в память о погибших алатырцах, чьи имена можно прочитать на огромной стене.
В Алатыре есть и другие места, где можно почтить память не вернувшихся с войны. Это Парк ветеранов, где изображены алатырцы – Герои Советского Союза. Там же установлен памятник труженикам тыла в виде большой звезды. Когда вы гуляете с родителями в этом парке, подойдите к этим памятным местам, склоните голову, постойте, помолчите, подумайте, вспомните…
Скажите, можно ли в таких местах бегать, громко кричать, лазить по этим памятникам? Конечно, нельзя. И если вы видите, что кто-то ведет себя неправильно, непременно скажите об этом, объясните.
Еще одно памятное место есть в нашем городе – это братская могила с памятником советскому солдату на городском кладбище. Обязательно побывайте там со своими родителями, поклонитесь и ему. Кто знает, почему такие могилы называются братскими? (ответы детей) Да, в них похоронен не один человек, а много, поэтому и имен на ней написано много. А бывает и так, что имена не написаны, неизвестны. Такие могилы называются могилой неизвестному солдату.
Как еще можно сохранить память о воинах? Конечно, в книгах. Книгах памяти, в которых записаны имена погибших (показываем). В книгах стихов, посвященных погибшим. Такие стихи сочиняют не только известные поэты. Стихи в этих книгах (показываем) написаны алатырскими поэтами и даже простыми студентами нашего железнодорожного техникума.
В День Победы по всей стране идут Бессмертные полки (показываем фото). И в нашем городе тоже. А еще проводится такая акция – Свеча памяти. Люди, пожелавшие почтить память погибших, зажигают свечи, идут все вместе к реке Суре и спускают на воду венки со свечами…
В этом году – особенная дата. 75 лет прошло со Дня Победы.
(аудиозапись песни «День победы»)
В этот день с георгиевскими ленточками на груди пойдите с семьей к Обелиску, возьмите с собой цветы, возложите к вечному огню, подарите ветеранам – их осталось совсем немного, они очень старенькие… Обнимите их, поцелуйте и скажите слова благодарности за мирную жизнь, подаренную ими… Замрите в минуту молчания вместе со всеми жителями нашего города, склоните голову…
В заключение нашей экскурсии я хочу открыть вам секрет. Какая же память о погибших на войне будет лучшей?
Это достойная жизнь каждого из нас – честная, благородная. Только тогда они будут смотреть на нас с небес и радоваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспекты экскурсий по мини-музею книги
Представлены конспекты занятий, знакомящие детей с разными видами бумаги, с буквами разных народов, с разнообразными письменными принадлежностями....
Конспект экскурсии в мини-музей "Театральная кукла"
Обзорная интерактивная экскурсияв мини-музей«Театральная кукла»Старший дошкольный возраст Цель: Дать знания об истории возникновении театра, познакомить с различными видами театральных кукол (мар...
Конспект экскурсии в мини-музе "Русская изба"
Одной из приоритетных задач работы детского сада является расширение и систематизация знаний в области русской культуры и быта. Так как в наши дни, дети получают м...
Конспект экскурсии по мини - музею «Гав и Мяу» для детей среднего дошкольного возраста.
Цели:Учить детей различать домашних животных: узнавать и называть их.Создавать с помощью музейной педагогики условия для формирования у детей поисково-исследовательских навыков и умений.Формировать ин...
конспект экскурсии в мини-музей детского сада
Посредством экскурсии у детей формируются такие нравственные ценности, как любовь, уважение к родине и родному краю....
Конспект экскурсии в мини - музей на тему "Гиганты из прошлого" с детьми подготовительной группы.
Цель: развитие у детей основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, воображения) и получение информации об истории развития и эволюции животного...
Конспект экскурсии по мини музею "Наши гости собака Снежок и кошка Снежинка"
В интересной форме дети знакомяться с определеним что такое "музей". Узнают про породы собак. Происходит развитие и коррекция речи через ритмические движения . Используется пал...