Квест-игра по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «День рождения Незнайки»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Интеграция видов деятельности: Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно- исследовательская.
Формы образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми; самостоятельная деятельность детей;
проблемная ситуация; дидактические и подвижные игры; обсуждения, беседы, выводы.
Цель: Развитие познавательной активности дошкольников в процессе освоения элементарных математических представлений, способствующих формированию основ финансовой грамотности через игровую деятельность.
Задачи:
Обучающие:
- Расширять знания о деньгах, о их назначении
- Упражнять в умении решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
- продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве опираясь на схематическую карту;
Развивающие:
- Развивать экономическое, логическое мышление;
- развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат;
- развивать основы финансовой грамотности по средствам дидактических игр.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность, экономичность, аккуратность, бережное отношение к деньгам;
- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе совместного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest_melnichenko_batama.docx | 153.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Мельниченко Елена Сергеевна- воспитатель, МДОУ Батаминский детский сад «Улыбка»
Номинация: финансовая грамотность
Квест-игра по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «День рождения Незнайки»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Интеграция видов деятельности: Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно- исследовательская.
Формы образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми; самостоятельная деятельность детей;
проблемная ситуация; дидактические и подвижные игры; обсуждения, беседы, выводы.
Цель: Развитие познавательной активности дошкольников в процессе освоения элементарных математических представлений, способствующих формированию основ финансовой грамотности через игровую деятельность.
Задачи:
Обучающие:
- Расширять знания о деньгах, о их назначении
- Упражнять в умении решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
- продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве опираясь на схематическую карту;
Развивающие:
- Развивать экономическое, логическое мышление;
- развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат;
- развивать основы финансовой грамотности по средствам дидактических игр.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность, экономичность, аккуратность, бережное отношение к деньгам;
- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе совместного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Планируемый результат:
- дети взаимодействуют со сверстниками и педагогом в процессе выполнения работы;
- знают элементарные основы грамотного отношения к финансам;
- умеют внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;
- применяют усвоенные знаний по ФЭМП в игровой, познавательной, самостоятельной деятельности и повседневной жизни;
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении.
- Умеют создавать коллективную аппликацию по схеме.
Методические приёмы
Наглядные (картинки, показ способа действия во время разминки и физминутки).
Игровые (Дидактические и математические игры, игра-коммуникация).
Практические (выполнение заданий занятия, индивидуальная и коллективная деятельность).
Словесный (вопросы, объяснение, хоровые и индивидуальные ответы детей, мотивация проблемной ситуацией, мотивация самостоятельного выбора, поощрение).
Музыкальное сопровождение.
Физкультминутки.
Оборудование: Запись песни «Деньги лепесточки» из мультфильма «Три котёнка»; письмо, изображение Незнайки, карта-путеводитель; импровизированный кошелек, монеты номиналом в 1 рубль и 2 рубля; бумажные бабочки и цветы с цифрами для подвижной игры; корзины для покупок, карточки с изображением продуктов и чисел в пределах 10; материалы для аппликации «Пицца», карточка с математическим рецептом приготовления.
Этапы занятия Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | время | |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. Организационный момент.
Актуализация знаний | Звучит песня «Деньги лепесточки» из мультфильма «Три котёнка». Воспитатель собирает детей в круг Приветствие: Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! - Ребята, а кто вас приводит в детский сад? Верно, мамы и папы (бабушки). И после, вероятно, ваши близкие куда то спешат? Верно, им нужно на работу. А для чего нужно работать? Именно так, чтобы получать зарплату - то есть деньги. -А как вы думаете легко ли работать? Конечно, нет, но это необходимость в нашем мире. Деньги достаются человеку трудом, это всегда нелегко. -Как вы думаете, полезно трудиться? Верно! Любой труд несет пользу. - Ребята, а на что, по-вашему мнению, взрослые тратят свои заработки? - Важно уметь тратить деньги правильно. Как вы думаете, на что, в первую очередь, нужно тратить? (Ответы детей). Денежными средствами очень важно правильно распоряжаться и этому нужно учиться. Сегодня мы с вами и попробуем побыть взрослыми, заработать «деньги» и грамотно их потратить, на то, что необходимо приобрести. | Дети становятся в круг
Делятся своими размышлениями о том, для чего взрослых ходят на работу и как необходимо распоряжаться заработанными средствами. Высказывают свои мысли о том, как зарабатывают деньги взрослые. Легко ли это? Есть ли в труде польза? Отвечают на вопросы педагога хором и индивидуально. Выражают интерес продолжать занятие. | 3 мин. |
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУЦИЯ. Сюрпризный момент.
Игра-коммуникация | - Ребята, сегодня утром я нашла на столе письмо. На письме написано: «Детям старшей группы «Лесовичок». Посмотрите, странный конверт какой-то, кому - написано, а от кого не написано. Как вы думаете, кто мог бы его прислать? Откроем конверт и тогда узнаем, кто его прислал. Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка. Мне срочно нужна ваша помощь. Скоро у меня день рождения, придут гости. Мне нужно приготовить угощение для гостей, но у меня совсем нет денег. Да и распоряжаться я ими не умею. Помогите мне, пожалуйста! -Предлагаю помочь Незнайке всем вместе. Будем учиться зарабатывать монетки и распределять их на необходимые покупки к празднику. - Ну, а сначала поднимем настроение нашему грустному гостю и все вместе поиграем! (Звучит музыка). Наш Незнайка потянулся- | Дети рассуждают с воспитателем Активно слушают рассказ воспитателя, выражают интерес и согласие помочь герою.
Повторяют слова и движения вместе с воспитателем. Настраиваются на позитивное коллективное взаимодействие. | 3 мин. |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Беседа- мотивация. | -Ребята, а как же нам помочь Незнайке, ведь у нас нет денег. Что будем делать? - Предлагаю попробовать сегодня самим зарабатывать на покупки, используя ваши знания, сообразительность и взаимовыручку. Согласны так поработать? | Дети стоят на ковре произвольно. Фантазируют и размышляют о том, как можно помочь Незнайке. | 14 мин. |
Игра- разминка «Найди карту-путеводитель». | - Итак, для того чтобы получить деньги нам нужно выполнять задания и непростые математические испытания. Вам понадобятся знания о цифрах и счете. - Нам прислали карту-путеводитель и инструкцию как ее найти. Давайте искать карту вместе. Будьте внимательны! Педагог диктует инструкцию. 2 шага вперед, повернуться направо 3 шага вперед, поворот налево. Еще один шаг вперед и поднять голову навех. Нашли? Молодцы! Карту нашли, поэтому получаете за это 5 руб. А куда же будем класть наши деньги? Что нам нужно для этого? (кошелек) А вот и кошелек. | Следуют словесной инструкции- ищут карту-путеводитель. Находят, рассматривают, делятся эмоциями и предположениями. Кладут первые заработанные деньги в кошелек. | |
Игра «Финансовые загадки» | Итак, посмотрим, что в нашей карте-путеводителе. Первый пункт называется «Финансовые загадки». За каждый правильный ответ вы получите 1 руб. 1. Зачем люди ходят на работу? 2. Для чего нужны деньги? (для покупок, для оплаты за квартиру, телефон, поездку) 3. Что такое профессия? (Главная работа человека, которой надо специально учиться, чтобы устроиться на работу). 4. Где учат профессиям? (Институт, училище, колледж, академия, лицей, техникум, университет). 5.Что такое зарплата? (Деньги, которые получают люди за выполненную работу). 4. Что такое семейный бюджет? (Все деньги, которые получают члены семьи). 5. На что тратятся деньги с семейного бюджета? (Деньги, потраченные на какие –нибудь нужды, потребности). 6. Когда мы получаем деньги, то это как называется? (доход) 7. А когда тратим? (расход) 8. Как называются бумажные деньги? (Купюры). 9. Как называются металлические деньги? (Монеты). 10. Как называются деньги, которые находятся на пластиковой карте? (безналичные) | Перемещаются согласно карты на пункт под названием «Финансовые загадки». Отгадывают загадки. Полученные рубли, складывают в кошелек.
| |
Дидактическая игра «Заработай монетки!» | Молодцы! Посмотрим, что дальше в нашей карте. Следующий пункт называется «Монетный двор». Продолжаем зарабатывать необходимые монетки для праздника Незнайки, выполняя задания. Готовы? Тогда продолжим. -Я буду задавать вам задачи, а за правильное решение получите по 2 рубля. Педагог каждому ребенку предлагает решить математическую задачу.(в случае необходимости, остальные помогают, подсказывают) Например: Два жучка бежали в домик. Им навстречу муравей, Сколько будет насекомых? Сосчитай-ка поскорей. (Далее воспитатель читает 5 аналогичных задачек) -Ребята вы отлично поработали! Теперь настало время отдохнуть! Смотрите, куда ведет нас карта? - Именно так! По карте мы должны оказаться на «Математической полянке» - это место отдыха. Вперед! | Продвигаются в соответствии указаниям карты. Проходят на заранее приготовленные места. Выражают свою готовность продолжать игру. Решают математические задачи поочередно.
Заработанные деньги, кладут в кошелек. Смотрят в карту. Перемещаются по ней на место проведения физминутки. | |
Физминутка «Математическая полянка». | Используется музыкальное сопровождение и картинки по тексту. Сколько точек в этом круге, Столько раз поднимем руки. Сколько елочек зеленых, Столько сделаем наклонов. Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас, А прихлопнем столько раз, Сколько ежиков у нас. | Дети выходят из-за столов и перемещаются на ковер. Повторяют движения по образцу воспитателя. Обращают внимание на слайды презентации и считают нужные изображения, координируя их с действиями. Возвращаются на свои места. | 1 мин. |
Подвижная математическая игра: «Поймай бабочек»
| - Посмотрите, на какой красивой цветочной полянке мы оказались. Не хватает здесь только бабочек. Давайте на каждый цветочек посадим их. Выбирайте цветочек, который больше всего нравится. - На каждом цветочке есть цифра, именно столько бабочек нужно посадить на него. Готовы! Тогда начинаем! (Звучит музыка). Педагог поощряет успешное выполнение задания игры и вручает детям рубли. Молодцы вы справились! Вместе нам удалось заработать «деньги» на праздник для Буратино. Давайте посчитаем, сколько мы заработали. -Сколько всего монеток номиналом в 1 руб? -Сколько всего монеток номиналом в 2 руб? - Каких монеток больше? -Попробуем посчитать, сколько всего денег мы сегодня заработали? - Теперь самое время отправиться за покупками к празднику. Но прежде чем мы попадем в магазин, отгадайте, какое угощение мы будем готовить для Незнайки? Приготовим быстро место, Раскатаем тонко тесто. Ох, лепёшечка у нас Получилась высший класс! Кетчуп, зелень пригодится, Чтоб была вкуснее ... (пицца) В какой магазин нам необходимо пойти? (продуктовый) | Собирают нужное количество бабочек. Закрепляют порядковый счет и соотношение числа и предмета. Считают заработанные деньги. Хоровое отгадывание загадки. | 2 мин |
Дидактическая игра «Правильные покупки»
| - Следуя карте, мы перемещаемся в магазин. Дин- дин- дин Открываем магазин Заходите, заходите Покупайте, что хотите! Инструкция: воспитатель показывает изображение с рецептом пиццы и обозначенное количество продуктов, необходимое для ее приготовления. Выбор продавца по желанию детей, остальные покупатели. -Какие продукты нам необходимо купить, чтобы приготовить пиццу?(тесто 1шт., помидоры 4 шт, колбаса 3 шт, грибы 6 шт., сыр 5 шт.) -В магазине рядом с каждым товаром есть цифра. Эти цифры, как вы думаете, что означают? Правильно - это цена. - Все готовы? Тогда отправляемся за покупками. - Молодцы ребята! Купили все необходимое! | Отправляются за покупками в импровизированный магазин, совершают покупки согласно
Дети покупают необходимые продукты. | 4 мин. |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Продуктивная деятельность | - Ребята, мы свами успешно выполнили все задания, и теперь осталось приготовить угощение для друзей Незнайки. Готовить мы с вами будем пиццу вот по этому рецепту! Коллективная работа. Аппликация «Математическая пицца». - Какие аппетитные угощения у вас получились! Так и хочется попробовать! Теперь у Незнайки будет настоящий праздник! И все, благодаря вашим знаниям и помощи! А наша квест-игра подошла к концу. | Выполняют задание - «готовят пиццу». Совершенствуют навыки счета. Создают сюжетную аппликацию. | 3 мин. |
Рефлексия. Систематизация знаний. | - Вам понравилось сегодняшняя игра? - Давайте вспомним, о чем мы разговаривали в начале игры? Верно, мы говорила о том, как трудно зарабатывать деньги и как важно тратить и правильно, покупать то, что действительно необходимо. - Ребята, а кому мы сегодня помогали? - Верно, мы помогли Незнайке, он оказался в сложной ситуации и не знал, как ему организовать свой праздник. Какое испытание было самым трудным? Почему? А какие пункты карты легко прошли? Какими мы будем, если будем справляться с трудностями? Каким был ты сегодня? Что не получилось у тебя? А что получилось хорошо? (Ответы детей) | Отвечают на вопросы хором и индивидуально. Делают выводы о том, что узнали нового. Как важно трудиться и грамотно распределять доходы. Приходят к выводу о том, что любое дело получается, если взяться за него сообща. |
Список использованной литературы для составления :
1.Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа (6-7 лет).
2.Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3.ООП ДО, разработанная на основе ФГОС ДО в соответствии с примерной основной ООП ДО под руководством Асмолова А.Г. с учетом УМК комплексной ОП ДО «Детство» /автор Логинова В.В.- под. ред. Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб: ИЗДАТЕЛЬСТВА «ДЕТСТВА- ПРЕСС», 2016г.
4. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа, методические рекомендации, конспекты занятий с детьми 5-7 лет. /электронный ресурс/
https://uokuragino.ru/upload/files/2020/December/1e30d55a/Programma_SHatova_A.D._Tropinka_v_ekonomiku.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и художественного творчества в подготовительной к школе группе. На тему: Путешествие в лес математических чудес»
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и художественного творчествав подготовительной к школе группе. На т...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе
Конспект занятия по формированию математических представлений и финансовой грамотности для подготовительной группы детского сада....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну «Экономика»
Тема: « Волшебная страна «Экономика» Цель: Развитие познавательной активности дошкольников в процессе освоения элементарных математических представлений;формирование основ финан...
Квест-игра внеурочного занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «Фунтик-именинник».
Не для кого не секрет, что в современном обществе стала актуально ознакомление дошкольников с основами финансовой грамотности. Предлагаю вашему вниманию квест-игру для воспитанников подготовительной к...
Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «Буратино-именинник»
Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «Буратино-именинник»...
КОНСПЕКТ образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (предпосылок финансовой грамотности) в подготовительной группе общеразвивающей направленности полного рабочего дня Тема: «Маленькие финансисты»
В наше время важно обучать детей финансовой грамотности понятий: «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта»; безналичные и наличные и деньг...
Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «Буратино-именинник»
Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «Буратино-именинник»...