Мастер-класс «Формирование речевой активности детей с ОВЗ дошкольного возраста посредством реализации педагогических проектов»
методическая разработка (старшая группа)
Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.
2.Развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по проектно-исследовательской деятельности.
3.Показать участникам мастер-класса эффективные технологии, методы и приемы, которые можно использовать при формирование речевой активности детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Кристаллик» п. Чернянка Белгородской области
Мастер-класс
«Формирование речевой активности детей с ОВЗ дошкольного
возраста посредством реализации педагогических проектов»
Выполнила: Ключевская И.М.,
воспитатель МБДОУЦРР д/с «Кристаллик»
2020г.
Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ. Создание информационного пространства для повышения уровня компетентности педагогов в вопросах коррекции речевых нарушений дошкольников на основе современных требований.
Задачи:
1.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.
2.Развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по проектно-исследовательской деятельности.
3.Показать участникам мастер-класса эффективные технологии, методы и приемы, которые можно использовать при формирование речевой активности детей с ОВЗ.
В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования современный дошкольник должен быть инициативным, самостоятельно действовать в повседневной жизни, уметь выдвинуть идею, план действий, организовать партнеров по деятельности, использовать деловую, познавательную, личностную формы общения. Владеть речевыми умениями, диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия.
Однако, наблюдая за детьми в различных видах деятельности, пришли
к выводу, что в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов – повторов, длительными паузами, а главным является то, что
ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен. В общении друг с другом дети мало проявляют речевую активность или вовсе не вступают в разговор.
В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации. Опираясь на важность и необходимость работы по формированию речевой активности детей дошкольного возраста, обратилась к методу проектов.
Технология проектирования и использование метода проектов в детском саду с интеграцией различных образовательных областей является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании, дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
В ходе реализации педагогических проектов происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
В процессе работы над проектом дошкольникам предлагалось освоить и использовать невербальные средства общения: мимика, жесты, позы. Было сформировано умение внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им при случае затруднений,
замечать речевые и логические ошибки, доброжелательно и конструктивно исправлять их.
Для активизации речи детей, были использованы инсценировки, продолжительностью 5-7 минут, игровое упражнение «Если бы я был волшебником…», «Поймай пузырь», «Я мыльный большой пузырь».
Практическая деятельность с педагогами.
1.Предлагаю участникам мастер-класса задания, направленные на развитие речевой интонационной выразительности.
а) Произнесите фразу «Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился.
» (укоризненно, ласково).
б) Передайте повествовательную, восклицательную и вопросительную интонацию.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит
в) «Разговор киски с хозяйкой». Покажите, как киска просит молочка у своей хозяйки: «Мяу» (жалобно, просящим голосом). Кисонька поела, песенку запела: «Мяу – мяу – мяу» (весёлым, радостным голосом).
2. Участникам мастер-класса предлагаются упражнения для развития мимики, жестов с элементами пантомимы.
а) Покажите, как будто Вы снимали горячую кастрюлю с молоком с огня и обожглись.
б) Покажите, как лось важно ходит по лесу.
в) Покажите, как дрожит осинка от ветра в осеннем лесу.
г) Представьте себя могучим дубом.
д) Представьте, что Вы – печальный снеговик под ярким весенним солнышком.
е) Покажите, как будто Вы разбили любимую чашку.
3.Игра- Перевёртыши (строки из пословиц и поговорок)
А теперь по одному предложению для каждой команды:
Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)
На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)
Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)
Уговори умного к черту послать, так и нога заживет. (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет)
Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)
Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Кончил дело — гуляй смело)
4.Задание «Составьте рассказ от имени другого персонажа».
Задание детям формулируется так: «Представь, что ты на какое-то время стал взрослым, телевизором, любимой игрушкой и т.п. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни».
+ Можно прочитать детям неоконченный рассказ и попросить «Продолжить рассказ», но сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.
Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить.
Использование метода «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач:придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;
закрепляет знания о частях речи, о предложении;
значительно активизирует словарный запас;
совершенствует навык использования в речи синонимов;
активизирует мыслительную деятельность;
совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо;
стимулирует развитие творческого потенциала.
Слово «Синквейн» происходит от французского слова «cinq»-пять.
Это стихотворение, состоящее из пяти строк.У него есть свои правила написания и нет рифмы.
Пример синквейна:
1. ЕЛЬ
2. ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ.
3. РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.
4. Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ.
5. ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО
Правила составления синквейна:
Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.
Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему.
Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.
5.Задание. составление синквейна со словом «Поселок Чернянка»
А закончить нашу встречу я бы хотела Притчей «Счастье»
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины
Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить нашу встречу. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Логопедическая радуга"-Создание условий для коррекции речи детей дошкольного возраста посредством реализации мини-проектов.
Создание условий для коррекционной работы с детьми с нарушением речи по нескольким направлениям с помощью реализации мини-проектов....
Мастер- класс « Особенности организации двигательной активности в группах младшего дошкольного возраста»
Теоритическая часть. Двигательная активность – жизненно необходимая потребность, важный фактор роста и развития растущего организма....
«Социально – эмоциональное детей среднего дошкольного возраста посредством реализации педагогического проекта «Детско – взрослый клуб «Дорогою добра»
Мы живем в эпоху социальных перемен: меняются условия жизни, ценности, характер отношений между поколениями. Сами взрослые часто оказываются не готовыми к переменам, и это не может не сказываться на д...
Формирование речевой активности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) посредством деревянных игр и игрушек
Формирование речевой активности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) посредством деревянных игр и игрушек Развитие речи играет важную роль в психологическом и социальном с...
Речевое развитие детей с ОНР дошкольного возраста посредством игры в работе учителя-логопеда ДОУ
Содержание работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической ...
Речевое развитие детей с ОНР дошкольного возраста посредством игры в работе учителя-логопеда ДОУ
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...