Мастер-класс «Формирование речевой активности детей с ОВЗ дошкольного возраста посредством реализации педагогических проектов»
методическая разработка (старшая группа)

Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.

2.Развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по проектно-исследовательской деятельности.

3.Показать участникам мастер-класса эффективные технологии, методы и приемы, которые можно использовать при формирование речевой активности детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Кристаллик» п. Чернянка Белгородской области


Мастер-класс


«Формирование речевой активности детей с ОВЗ дошкольного

возраста посредством реализации педагогических проектов»






Выполнила: Ключевская И.М.,

воспитатель МБДОУЦРР д/с «Кристаллик»

2020г.

Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ. Создание информационного пространства для повышения уровня компетентности педагогов в вопросах коррекции речевых нарушений дошкольников на основе современных требований.

Задачи:

1.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.

2.Развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по проектно-исследовательской деятельности.

3.Показать участникам мастер-класса эффективные технологии, методы и приемы, которые можно использовать при формирование речевой активности детей с ОВЗ.

В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования современный дошкольник должен быть инициативным, самостоятельно действовать в повседневной жизни, уметь выдвинуть идею, план действий, организовать партнеров по деятельности, использовать деловую, познавательную, личностную формы общения. Владеть речевыми умениями, диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия.

Однако, наблюдая за детьми в различных видах деятельности, пришли

к выводу, что в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов – повторов, длительными паузами, а главным является то, что

ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен. В общении друг с другом дети мало проявляют речевую активность или вовсе не вступают в разговор.

В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации.                                                          Опираясь на важность и необходимость работы по формированию речевой активности детей дошкольного возраста, обратилась к методу проектов.

            Технология проектирования и использование метода проектов в детском саду с интеграцией различных образовательных областей является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании, дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

В ходе реализации педагогических проектов происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

В процессе работы над проектом дошкольникам предлагалось освоить и использовать невербальные средства общения: мимика, жесты, позы. Было сформировано умение внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им при случае затруднений,

замечать речевые и логические ошибки, доброжелательно и конструктивно исправлять их.

Для активизации речи детей, были использованы инсценировки, продолжительностью 5-7 минут, игровое упражнение «Если бы я был волшебником…», «Поймай пузырь», «Я мыльный большой пузырь».

Практическая деятельность с педагогами.

 1.Предлагаю участникам мастер-класса задания, направленные на развитие речевой интонационной выразительности.

а) Произнесите фразу «Распустились почки, лес зашевелился,

Яркими лучами весь озолотился.

» (укоризненно, ласково). 

б) Передайте повествовательную, восклицательную и вопросительную интонацию.

 Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит

в) «Разговор киски с хозяйкой». Покажите, как киска просит молочка у своей хозяйки: «Мяу» (жалобно, просящим голосом). Кисонька поела, песенку запела: «Мяу – мяу – мяу» (весёлым, радостным голосом).

2. Участникам мастер-класса предлагаются упражнения для развития мимики, жестов с элементами пантомимы.

а) Покажите, как будто Вы снимали горячую кастрюлю с молоком с огня и обожглись.

б) Покажите, как лось важно ходит по лесу.

в) Покажите, как дрожит осинка от ветра в осеннем лесу.

г) Представьте себя могучим дубом.

д) Представьте, что Вы – печальный снеговик под ярким весенним солнышком.

е) Покажите, как будто Вы разбили любимую чашку.

3.Игра- Перевёртыши (строки из пословиц и поговорок)

А теперь по одному предложению для каждой команды:

Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)

На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)

Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)

Уговори умного к черту послать, так и нога заживет. (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет)

Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)

Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Кончил дело — гуляй смело)

4.Задание «Составьте рассказ от имени другого персонажа».

Задание детям формулируется так: «Представь, что ты на какое-то время стал взрослым, телевизором, любимой игрушкой и т.п. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни».

+ Можно прочитать детям неоконченный рассказ и попросить «Продолжить рассказ», но сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.

       Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить.

Использование метода «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач:придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;

закрепляет знания о частях речи, о предложении;

значительно активизирует словарный запас;

совершенствует навык использования в речи синонимов;

активизирует мыслительную деятельность;

совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо;

стимулирует развитие творческого потенциала.

Слово «Синквейн» происходит от французского слова «cinq»-пять.

Это стихотворение, состоящее из пяти строк.У него есть свои правила написания и нет рифмы.

Пример синквейна:

hello_html_39002fb9.png

1.   ЕЛЬ

2.  ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ.

3.  РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.

4.  Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ.

5.  ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО

hello_html_31ca018f.pngПравила составления синквейна:

Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.

Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему.

Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.

Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.

5.Задание. составление синквейна со словом «Поселок Чернянка»

А закончить нашу встречу я бы хотела Притчей «Счастье»

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины

Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить нашу встречу. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Логопедическая радуга"-Создание условий для коррекции речи детей дошкольного возраста посредством реализации мини-проектов.

Создание условий для коррекционной работы с детьми с нарушением речи по нескольким направлениям с помощью реализации мини-проектов....

Мастер- класс « Особенности организации двигательной активности в группах младшего дошкольного возраста»

Теоритическая часть.        Двигательная активность – жизненно необходимая потребность, важный   фактор роста и развития растущего организма....

«Социально – эмоциональное детей среднего дошкольного возраста посредством реализации педагогического проекта «Детско – взрослый клуб «Дорогою добра»

Мы живем в эпоху социальных перемен: меняются условия жизни, ценности, характер отношений между поколениями. Сами взрослые часто оказываются не готовыми к переменам, и это не может не сказываться на д...

Формирование речевой активности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) посредством деревянных игр и игрушек

Формирование речевой активности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) посредством деревянных игр и игрушек Развитие речи играет важную роль в психологическом и социальном с...

Речевое развитие детей с ОНР дошкольного возраста посредством игры в работе учителя-логопеда ДОУ

Содержание работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической ...

Речевое развитие детей с ОНР дошкольного возраста посредством игры в работе учителя-логопеда ДОУ

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...