Мастер- класс « Особенности организации двигательной активности в группах младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)

  1. Теоритическая часть.

        Двигательная активность – жизненно необходимая потребность, важный   фактор роста и развития растущего организма.

      Одной  из сторон организации воспитания и развития личности является  физическая культура. Двигательная активность  способствует  укреплению здоровья человека, повышает его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам окружающей среды. Это особенно важно сегодня, в условиях резко возросшего темпа жизни.

       Физическое развитие  – одно из 5 образовательных областей, выделенных для обязательной реализации в образовательной программе. Чаще всего в рамках реализации обязательной части программы детские сады использую широко известные технологии физического развития дошкольников, где подробно изложен перечень традиционного (стандартного) оборудования для двигательной активности дошкольников.

      Формами организации двигательно - оздоровительной работы в ДОУ являются:

• самостоятельная деятельность детей;

• подвижные игры;

• утренняя гимнастика;

• физкультминутки;

• физические упражнения после дневного сна;

• физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;

• физкультурные прогулки (по территории детского сада) ;

• физкультурные досуги;

• спортивные праздники;

           Если ребенок много двигается, он быстрее и легче привыкает к новой обстановке. Малыши охотнее идут в группу, мгновенно перестают плакать, если я переключаю их внимание на активную двигательную деятельность, да еще с интересной игрушкой. Поэтому, работая с детьми раннего возраста, я уделяю большое внимание формированию двигательных функций.

  Для организации работы по данному направлению определила основные задачи:

Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности.
     Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость), формирование правильной осанки.

Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения.
    Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость), нравственных качеств (доброжелательность, взаимопомощь), волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать), формирование привычки к здоровому образу жизни, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья).

      Двигательную активность осуществляю согласно двигательному режиму, в который входят: утренняя гимнастика, подвижные игры, игровые упражнения, непосредственно образовательная  деятельность по развитию движений. В основу методики обучения детей движениям, опираюсь на следующие  принципы:  

• добровольность (вызывать желание, а не принуждать) ;

• доступность упражнений;

• чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.    

           Одним из основных условий  полноценного физического развития ребенка   является создание предметно-развивающей среды в группе. В нашем детском саду имеются игры и оборудование для развития ходьбы и других движений детей (игрушки, которые можно катать, бросать; дорожки для ходьбы, дуги разной высоты, разнообразные мячи, канат; погремушки, колечки, султанчики, ленточки, флажки, гимнастические палки,  кольцебросы, различные маски для проведения подвижных игр. Во время выполнения физических упражнений, игр каждому ребёнку предоставляется достаточная площадь для движений, своё пособие. Никаких ожиданий, очередей, никакой спешки и суетливости! Если помнить, что игры с движениями и в движении - счастливейшие минуты в жизни ребёнка (а не мероприятие для галочки, обучение), то всё будет в порядке.

           Каждое утро с детьми начинаю с утренней гимнастики. Главное назначение утренней гимнастики состоит в том, чтобы устранить заторможенность после сна, взбодрить ребенка. В холодный период года гимнастику провожу в группе, а в летнее время на открытом воздухе или в тщательно проветриваемом помещении (при плохой погоде). Воздушная ванна в сочетании с упражнениями, составляющими комплекс утренней гимнастики, улучшает деятельность внутренних органов дыхания, кровообращения, пищеварения, повышает тонус нервной системы. После утренней гимнастики дети принимают водные процедуры (умываются).

         Еще одним обязательным физкультурно-оздоровительным мероприятием стало для меня проведение гимнастики после дневного сна. Я заметила, что ее ежедневное выполнение положительно влияет на детей. У них поднимается не только настроение, но и мышечный тонус. Во время проведения гимнастики я стараюсь учитывать правильную нагрузку на мышцы, даю детям немного отдохнуть после очередного движения. Обязательным условием проведения гимнастики является игровая форма. Малыши с удовольствием выполняют и имитируют движения жучков, бабочек, животных и т.д.

          Поэтому в своей работе я использую только игровую форму проведения непосредственно образовательной деятельности, гимнастик. Знакомлю детей с новыми игрушками и обучаю их разнообразным движениям с ними. Кроме того, придумываю множество движений и в играх с образными игрушками. Например, усадив на стулья кукол, дети показывают им, как правильно подлезать под дугу, и вот обычное движение превращается в забавную игру. А главное в этом - то, что дети многократно самостоятельно повторяют движение. Стараюсь значительно разнообразить движения и в играх с использованием физкультурных пособий (мяч, обруч). Сначала действия с ними предельно просты и не носят специфического характера, но потом я говорю им, что например, обруч "превращается", в домик, в гнездышко...

           Музыкальное сопровождение - еще один способ заинтересовать детей. Для осуществления использую ноутбук. Весёлая музыка повышает двигательную активность детей, создает хорошее настроение, заряжает положительной жизненной энергией. При организации и проведении двигательной активности детей не только не запрещается улыбаться, но и приветствуются все проявления хорошего настроения. Яркими жестами, хлопками дети выражают свою радость от проделанной работы. Они не замечают усталости, для них нет преград на пути овладения сложными упражнениями. Они уверены в успехе, у них всё получается. В своей работе я так же большое внимание уделяю и закаливающим мероприятиям, что является неотъемлемой частью полноценного физического развития.

 

           Прежде всего -  это:

- соблюдение температурного режима в группе;

- правильная организация прогулки и её длительность;

- соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние ребёнка;

 - облегчённая одежда в детском саду.

           С детьми провожу следующие закаливающие процедуры:

- гимнастика после сна, ходьба босиком по массажным дорожкам «здоровья» (профилактика плоскостопия и нарушения осанки);

-дыхательная гимнастика после сна;

- умывание, мытьё прохладной водой рук по локоть (в тёплое время года) ;

-подвижные игры и упражнения для укрепления мышечной и костной ткани, опорно-двигательного аппарата.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 15 города Ейска

МО Ейский район

Мастер- класс « Особенности организации двигательной активности в группах младшего дошкольного возраста»

Воспитатель. Коновалова Е.С.

2018 год

   

  1. Теоритическая часть.

        Двигательная активность – жизненно необходимая потребность, важный   фактор роста и развития растущего организма.

      Одной  из сторон организации воспитания и развития личности является  физическая культура. Двигательная активность  способствует  укреплению здоровья человека, повышает его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам окружающей среды. Это особенно важно сегодня, в условиях резко возросшего темпа жизни.

       Физическое развитие  – одно из 5 образовательных областей, выделенных для обязательной реализации в образовательной программе. Чаще всего в рамках реализации обязательной части программы детские сады использую широко известные технологии физического развития дошкольников, где подробно изложен перечень традиционного (стандартного) оборудования для двигательной активности дошкольников.

      Формами организации двигательно - оздоровительной работы в ДОУ являются:

• самостоятельная деятельность детей;

• подвижные игры;

• утренняя гимнастика;

• физкультминутки;

• физические упражнения после дневного сна;

• физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;

• физкультурные прогулки (по территории детского сада) ;

• физкультурные досуги;

• спортивные праздники;

           Если ребенок много двигается, он быстрее и легче привыкает к новой обстановке. Малыши охотнее идут в группу, мгновенно перестают плакать, если я переключаю их внимание на активную двигательную деятельность, да еще с интересной игрушкой. Поэтому, работая с детьми раннего возраста, я уделяю большое внимание формированию двигательных функций.

       

  Для организации работы по данному направлению определила основные задачи: 

Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности.
     Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость), формирование правильной осанки.

Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения.
    Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость), нравственных качеств (доброжелательность, взаимопомощь), волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать), формирование привычки к здоровому образу жизни, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья).

      Двигательную активность осуществляю согласно двигательному режиму, в который входят: утренняя гимнастика, подвижные игры, игровые упражнения, непосредственно образовательная  деятельность по развитию движений. В основу методики обучения детей движениям, опираюсь на следующие  принципы:  

• добровольность (вызывать желание, а не принуждать) ;

• доступность упражнений;

• чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.    

           Одним из основных условий  полноценного физического развития ребенка   является создание предметно-развивающей среды в группе. В нашем детском саду имеются игры и оборудование для развития ходьбы и других движений детей (игрушки, которые можно катать, бросать; дорожки для ходьбы, дуги разной высоты, разнообразные мячи, канат; погремушки, колечки, султанчики, ленточки, флажки, гимнастические палки,  кольцебросы, различные маски для проведения подвижных игр. Во время выполнения физических упражнений, игр каждому ребёнку предоставляется достаточная площадь для движений, своё пособие. Никаких ожиданий, очередей, никакой спешки и суетливости! Если помнить, что игры с движениями и в движении - счастливейшие минуты в жизни ребёнка (а не мероприятие для галочки, обучение), то всё будет в порядке.

           Каждое утро с детьми начинаю с утренней гимнастики. Главное назначение утренней гимнастики состоит в том, чтобы устранить заторможенность после сна, взбодрить ребенка. В холодный период года гимнастику провожу в группе, а в летнее время на открытом воздухе или в тщательно проветриваемом помещении (при плохой погоде). Воздушная ванна в сочетании с упражнениями, составляющими комплекс утренней гимнастики, улучшает деятельность внутренних органов дыхания, кровообращения, пищеварения, повышает тонус нервной системы. После утренней гимнастики дети принимают водные процедуры (умываются).

         Еще одним обязательным физкультурно-оздоровительным мероприятием стало для меня проведение гимнастики после дневного сна. Я заметила, что ее ежедневное выполнение положительно влияет на детей. У них поднимается не только настроение, но и мышечный тонус. Во время проведения гимнастики я стараюсь учитывать правильную нагрузку на мышцы, даю детям немного отдохнуть после очередного движения. Обязательным условием проведения гимнастики является игровая форма. Малыши с удовольствием выполняют и имитируют движения жучков, бабочек, животных и т.д.

          Поэтому в своей работе я использую только игровую форму проведения непосредственно образовательной деятельности, гимнастик. Знакомлю детей с новыми игрушками и обучаю их разнообразным движениям с ними. Кроме того, придумываю множество движений и в играх с образными игрушками. Например, усадив на стулья кукол, дети показывают им, как правильно подлезать под дугу, и вот обычное движение превращается в забавную игру. А главное в этом - то, что дети многократно самостоятельно повторяют движение. Стараюсь значительно разнообразить движения и в играх с использованием физкультурных пособий (мяч, обруч). Сначала действия с ними предельно просты и не носят специфического характера, но потом я говорю им, что например, обруч "превращается", в домик, в гнездышко...

           Музыкальное сопровождение - еще один способ заинтересовать детей. Для осуществления использую ноутбук. Весёлая музыка повышает двигательную активность детей, создает хорошее настроение, заряжает положительной жизненной энергией. При организации и проведении двигательной активности детей не только не запрещается улыбаться, но и приветствуются все проявления хорошего настроения. Яркими жестами, хлопками дети выражают свою радость от проделанной работы. Они не замечают усталости, для них нет преград на пути овладения сложными упражнениями. Они уверены в успехе, у них всё получается.                                                                                                                            В своей работе я так же большое внимание уделяю и закаливающим мероприятиям, что является неотъемлемой частью полноценного физического развития.

           Прежде всего -  это:

- соблюдение температурного режима в группе;

- правильная организация прогулки и её длительность;

- соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние ребёнка;

 - облегчённая одежда в детском саду.

           С детьми провожу следующие закаливающие процедуры:

- гимнастика после сна, ходьба босиком по массажным дорожкам «здоровья» (профилактика плоскостопия и нарушения осанки);

-дыхательная гимнастика после сна;

- умывание, мытьё прохладной водой рук по локоть (в тёплое время года) ;

-подвижные игры и упражнения для укрепления мышечной и костной ткани, опорно-двигательного аппарата.

  1. . Практическая часть.
  1. Ходьба по массажному коврику «Маленькие ножки шли по дорожке»

Цель. Упражнять детей в ходьбе по массажным дорожкам наступая на всю стопу. Профилактика плоскостопия.

Зашагали наши ножки топ-топ,                                                                                     Прямо по дорожке топ-топ,                                                                                                  Вот как мы умеем, ну-ка веселее                                                                                       Это наши ножки побежали по дорожке  

    2)Физкультурная минутка «Мебель»

Цель. Снятие утомляемости во время организованной деятельности. Развивать двигательную память ребенка, научить соотносить движения в соответствии с текстом.

Раз, два, три, четыре,( Хлопают в ладоши)                                                                               Много мебели в квартире.( Прыгают на месте)                                                                    В шкаф повесим мы рубашку,(Делают поворот вправо-влево)                                                       А в буфет поставим чашку. (Поднимают руки вверх и потягиваются)                       Чтобы ножки отдохнули,( Трясут каждой ногой)                                                          Посидим чуть-чуть на стуле. (Приседают на корточки)

     3)Самомассаж с использованием шишек «Колючий ёжик»

Самомассаж можно проводить с массажёром Су-Джок

Цель. Улучшение координации движений и кровообращения, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения.

Катится колючий ёжик,                                                                                                                             Нет ни головы, ни ножек.                                                                                                                          Мне по пальчикам бежит,                                                                                                                                И пыхтит, пыхтит, пыхтит,                                                                                                  Бегает туда-сюда —                                                                                                                                          Мне щекотно, да-да-да!                                                                                                                  Уходи, колючий ёж,                                                                                                                                 В тёмный лес, где ты живёшь!                                                                                                          Катится колючий ёжик,                                                                                                                          Нет ни головы, ни ножек.                                                                                                                       Мне по ножкам вниз бежит,                                                                                                                    И фырчит, фырчит, фырчит.                                                                                                               Бегает туда-сюда —                                                                                                                                 Мне щекотно, да-да-да!                                                                                                                     Уходи, колючий ёж,                                                                                                                                   В тёмный лес, где ты живёшь!

Самомассаж с использованием грецких орехов «Сидит белка на тележке»             Цель. Улучшение координации движений и кровообращения, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения.                                                            

Сидит белка на тележке (крутим мячик поладошке),                                                                           Продаёт она орешки (прокатили на большой пальчик и обратно)                         Лисичке-сестричке (прокатили на указательный пальчик и обратно) Воробью, синичке (прокатили на средний пальчик и обратно),                          Мишке толстопятому (прокатили на безымянный пальчик и обратно), Заиньке усатому (прокатили на мизинчик и обратно).

 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Организация игр - драматизаций в группах младшего дошкольного возраста и руководство ими."

Материал предназначен для педагогов. Здесь освещены виды игр - драматизаций, организация занятия, в практической части - две сказки....

Доклад "Развитие двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС "

Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и ...

Игры-аттракционы - средство развития двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста.

 Игры-аттракционы - средство развития двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста.                       ...

Занятие-развлечение "Русские матрёшки" из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности с детьми младшего дошкольного возраста"

Занятие-развлечение "Русские матрёшки" из серии комплексных занятий по проекту. На этом занятии дети познакомились с русской деревянной игрушкой - матрёшкой, с  особенностями народной и...

Презентация для выступления на педсовете по теме "Организация оптимального двигательного режима в группах младшего дошкольного возраста"

Иллюстрирование выступления на педсовете по теме"Организация оптимального двигательного режима в группах младшего дошкольного возраста"...

Мастер- класс "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

В 2022 году я поделилась своим опытом с молодыми педагогами детского сада по теме:"ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА» Целью которого пов...

Сообщение на тему :" Формирование мотивации для достижения оптимального уровня двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности"

В наше время развития игровых технологий, дети большую часть времени проводят без движения, играя на компьютере, приставках, планшетах, телефонах, что отрицательно сказывается на формировании всех сис...