Мастер- класс « Особенности организации двигательной активности в группах младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)
- Теоритическая часть.
Двигательная активность – жизненно необходимая потребность, важный фактор роста и развития растущего организма.
Одной из сторон организации воспитания и развития личности является физическая культура. Двигательная активность способствует укреплению здоровья человека, повышает его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам окружающей среды. Это особенно важно сегодня, в условиях резко возросшего темпа жизни.
Физическое развитие – одно из 5 образовательных областей, выделенных для обязательной реализации в образовательной программе. Чаще всего в рамках реализации обязательной части программы детские сады использую широко известные технологии физического развития дошкольников, где подробно изложен перечень традиционного (стандартного) оборудования для двигательной активности дошкольников.
Формами организации двигательно - оздоровительной работы в ДОУ являются:
• самостоятельная деятельность детей;
• подвижные игры;
• утренняя гимнастика;
• физкультминутки;
• физические упражнения после дневного сна;
• физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
• физкультурные прогулки (по территории детского сада) ;
• физкультурные досуги;
• спортивные праздники;
Если ребенок много двигается, он быстрее и легче привыкает к новой обстановке. Малыши охотнее идут в группу, мгновенно перестают плакать, если я переключаю их внимание на активную двигательную деятельность, да еще с интересной игрушкой. Поэтому, работая с детьми раннего возраста, я уделяю большое внимание формированию двигательных функций.
Для организации работы по данному направлению определила основные задачи:
Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности.
Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость), формирование правильной осанки.
Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения.
Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость), нравственных качеств (доброжелательность, взаимопомощь), волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать), формирование привычки к здоровому образу жизни, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья).
Двигательную активность осуществляю согласно двигательному режиму, в который входят: утренняя гимнастика, подвижные игры, игровые упражнения, непосредственно образовательная деятельность по развитию движений. В основу методики обучения детей движениям, опираюсь на следующие принципы:
• добровольность (вызывать желание, а не принуждать) ;
• доступность упражнений;
• чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.
Одним из основных условий полноценного физического развития ребенка является создание предметно-развивающей среды в группе. В нашем детском саду имеются игры и оборудование для развития ходьбы и других движений детей (игрушки, которые можно катать, бросать; дорожки для ходьбы, дуги разной высоты, разнообразные мячи, канат; погремушки, колечки, султанчики, ленточки, флажки, гимнастические палки, кольцебросы, различные маски для проведения подвижных игр. Во время выполнения физических упражнений, игр каждому ребёнку предоставляется достаточная площадь для движений, своё пособие. Никаких ожиданий, очередей, никакой спешки и суетливости! Если помнить, что игры с движениями и в движении - счастливейшие минуты в жизни ребёнка (а не мероприятие для галочки, обучение), то всё будет в порядке.
Каждое утро с детьми начинаю с утренней гимнастики. Главное назначение утренней гимнастики состоит в том, чтобы устранить заторможенность после сна, взбодрить ребенка. В холодный период года гимнастику провожу в группе, а в летнее время на открытом воздухе или в тщательно проветриваемом помещении (при плохой погоде). Воздушная ванна в сочетании с упражнениями, составляющими комплекс утренней гимнастики, улучшает деятельность внутренних органов дыхания, кровообращения, пищеварения, повышает тонус нервной системы. После утренней гимнастики дети принимают водные процедуры (умываются).
Еще одним обязательным физкультурно-оздоровительным мероприятием стало для меня проведение гимнастики после дневного сна. Я заметила, что ее ежедневное выполнение положительно влияет на детей. У них поднимается не только настроение, но и мышечный тонус. Во время проведения гимнастики я стараюсь учитывать правильную нагрузку на мышцы, даю детям немного отдохнуть после очередного движения. Обязательным условием проведения гимнастики является игровая форма. Малыши с удовольствием выполняют и имитируют движения жучков, бабочек, животных и т.д.
Поэтому в своей работе я использую только игровую форму проведения непосредственно образовательной деятельности, гимнастик. Знакомлю детей с новыми игрушками и обучаю их разнообразным движениям с ними. Кроме того, придумываю множество движений и в играх с образными игрушками. Например, усадив на стулья кукол, дети показывают им, как правильно подлезать под дугу, и вот обычное движение превращается в забавную игру. А главное в этом - то, что дети многократно самостоятельно повторяют движение. Стараюсь значительно разнообразить движения и в играх с использованием физкультурных пособий (мяч, обруч). Сначала действия с ними предельно просты и не носят специфического характера, но потом я говорю им, что например, обруч "превращается", в домик, в гнездышко...
Музыкальное сопровождение - еще один способ заинтересовать детей. Для осуществления использую ноутбук. Весёлая музыка повышает двигательную активность детей, создает хорошее настроение, заряжает положительной жизненной энергией. При организации и проведении двигательной активности детей не только не запрещается улыбаться, но и приветствуются все проявления хорошего настроения. Яркими жестами, хлопками дети выражают свою радость от проделанной работы. Они не замечают усталости, для них нет преград на пути овладения сложными упражнениями. Они уверены в успехе, у них всё получается. В своей работе я так же большое внимание уделяю и закаливающим мероприятиям, что является неотъемлемой частью полноценного физического развития.
Прежде всего - это:
- соблюдение температурного режима в группе;
- правильная организация прогулки и её длительность;
- соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние ребёнка;
- облегчённая одежда в детском саду.
С детьми провожу следующие закаливающие процедуры:
- гимнастика после сна, ходьба босиком по массажным дорожкам «здоровья» (профилактика плоскостопия и нарушения осанки);
-дыхательная гимнастика после сна;
- умывание, мытьё прохладной водой рук по локоть (в тёплое время года) ;
-подвижные игры и упражнения для укрепления мышечной и костной ткани, опорно-двигательного аппарата.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 15 города Ейска
МО Ейский район
Мастер- класс « Особенности организации двигательной активности в группах младшего дошкольного возраста»
Воспитатель. Коновалова Е.С.
2018 год
- Теоритическая часть.
Двигательная активность – жизненно необходимая потребность, важный фактор роста и развития растущего организма.
Одной из сторон организации воспитания и развития личности является физическая культура. Двигательная активность способствует укреплению здоровья человека, повышает его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам окружающей среды. Это особенно важно сегодня, в условиях резко возросшего темпа жизни.
Физическое развитие – одно из 5 образовательных областей, выделенных для обязательной реализации в образовательной программе. Чаще всего в рамках реализации обязательной части программы детские сады использую широко известные технологии физического развития дошкольников, где подробно изложен перечень традиционного (стандартного) оборудования для двигательной активности дошкольников.
Формами организации двигательно - оздоровительной работы в ДОУ являются:
• самостоятельная деятельность детей;
• подвижные игры;
• утренняя гимнастика;
• физкультминутки;
• физические упражнения после дневного сна;
• физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
• физкультурные прогулки (по территории детского сада) ;
• физкультурные досуги;
• спортивные праздники;
Если ребенок много двигается, он быстрее и легче привыкает к новой обстановке. Малыши охотнее идут в группу, мгновенно перестают плакать, если я переключаю их внимание на активную двигательную деятельность, да еще с интересной игрушкой. Поэтому, работая с детьми раннего возраста, я уделяю большое внимание формированию двигательных функций.
Для организации работы по данному направлению определила основные задачи:
Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности.
Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость), формирование правильной осанки.
Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения.
Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость), нравственных качеств (доброжелательность, взаимопомощь), волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать), формирование привычки к здоровому образу жизни, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья).
Двигательную активность осуществляю согласно двигательному режиму, в который входят: утренняя гимнастика, подвижные игры, игровые упражнения, непосредственно образовательная деятельность по развитию движений. В основу методики обучения детей движениям, опираюсь на следующие принципы:
• добровольность (вызывать желание, а не принуждать) ;
• доступность упражнений;
• чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.
Одним из основных условий полноценного физического развития ребенка является создание предметно-развивающей среды в группе. В нашем детском саду имеются игры и оборудование для развития ходьбы и других движений детей (игрушки, которые можно катать, бросать; дорожки для ходьбы, дуги разной высоты, разнообразные мячи, канат; погремушки, колечки, султанчики, ленточки, флажки, гимнастические палки, кольцебросы, различные маски для проведения подвижных игр. Во время выполнения физических упражнений, игр каждому ребёнку предоставляется достаточная площадь для движений, своё пособие. Никаких ожиданий, очередей, никакой спешки и суетливости! Если помнить, что игры с движениями и в движении - счастливейшие минуты в жизни ребёнка (а не мероприятие для галочки, обучение), то всё будет в порядке.
Каждое утро с детьми начинаю с утренней гимнастики. Главное назначение утренней гимнастики состоит в том, чтобы устранить заторможенность после сна, взбодрить ребенка. В холодный период года гимнастику провожу в группе, а в летнее время на открытом воздухе или в тщательно проветриваемом помещении (при плохой погоде). Воздушная ванна в сочетании с упражнениями, составляющими комплекс утренней гимнастики, улучшает деятельность внутренних органов дыхания, кровообращения, пищеварения, повышает тонус нервной системы. После утренней гимнастики дети принимают водные процедуры (умываются).
Еще одним обязательным физкультурно-оздоровительным мероприятием стало для меня проведение гимнастики после дневного сна. Я заметила, что ее ежедневное выполнение положительно влияет на детей. У них поднимается не только настроение, но и мышечный тонус. Во время проведения гимнастики я стараюсь учитывать правильную нагрузку на мышцы, даю детям немного отдохнуть после очередного движения. Обязательным условием проведения гимнастики является игровая форма. Малыши с удовольствием выполняют и имитируют движения жучков, бабочек, животных и т.д.
Поэтому в своей работе я использую только игровую форму проведения непосредственно образовательной деятельности, гимнастик. Знакомлю детей с новыми игрушками и обучаю их разнообразным движениям с ними. Кроме того, придумываю множество движений и в играх с образными игрушками. Например, усадив на стулья кукол, дети показывают им, как правильно подлезать под дугу, и вот обычное движение превращается в забавную игру. А главное в этом - то, что дети многократно самостоятельно повторяют движение. Стараюсь значительно разнообразить движения и в играх с использованием физкультурных пособий (мяч, обруч). Сначала действия с ними предельно просты и не носят специфического характера, но потом я говорю им, что например, обруч "превращается", в домик, в гнездышко...
Музыкальное сопровождение - еще один способ заинтересовать детей. Для осуществления использую ноутбук. Весёлая музыка повышает двигательную активность детей, создает хорошее настроение, заряжает положительной жизненной энергией. При организации и проведении двигательной активности детей не только не запрещается улыбаться, но и приветствуются все проявления хорошего настроения. Яркими жестами, хлопками дети выражают свою радость от проделанной работы. Они не замечают усталости, для них нет преград на пути овладения сложными упражнениями. Они уверены в успехе, у них всё получается. В своей работе я так же большое внимание уделяю и закаливающим мероприятиям, что является неотъемлемой частью полноценного физического развития.
Прежде всего - это:
- соблюдение температурного режима в группе;
- правильная организация прогулки и её длительность;
- соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние ребёнка;
- облегчённая одежда в детском саду.
С детьми провожу следующие закаливающие процедуры:
- гимнастика после сна, ходьба босиком по массажным дорожкам «здоровья» (профилактика плоскостопия и нарушения осанки);
-дыхательная гимнастика после сна;
- умывание, мытьё прохладной водой рук по локоть (в тёплое время года) ;
-подвижные игры и упражнения для укрепления мышечной и костной ткани, опорно-двигательного аппарата.
- . Практическая часть.
- Ходьба по массажному коврику «Маленькие ножки шли по дорожке»
Цель. Упражнять детей в ходьбе по массажным дорожкам наступая на всю стопу. Профилактика плоскостопия.
Зашагали наши ножки топ-топ, Прямо по дорожке топ-топ, Вот как мы умеем, ну-ка веселее Это наши ножки побежали по дорожке
2)Физкультурная минутка «Мебель»
Цель. Снятие утомляемости во время организованной деятельности. Развивать двигательную память ребенка, научить соотносить движения в соответствии с текстом.
Раз, два, три, четыре,( Хлопают в ладоши) Много мебели в квартире.( Прыгают на месте) В шкаф повесим мы рубашку,(Делают поворот вправо-влево) А в буфет поставим чашку. (Поднимают руки вверх и потягиваются) Чтобы ножки отдохнули,( Трясут каждой ногой) Посидим чуть-чуть на стуле. (Приседают на корточки)
3)Самомассаж с использованием шишек «Колючий ёжик»
Самомассаж можно проводить с массажёром Су-Джок
Цель. Улучшение координации движений и кровообращения, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения.
Катится колючий ёжик, Нет ни головы, ни ножек. Мне по пальчикам бежит, И пыхтит, пыхтит, пыхтит, Бегает туда-сюда — Мне щекотно, да-да-да! Уходи, колючий ёж, В тёмный лес, где ты живёшь! Катится колючий ёжик, Нет ни головы, ни ножек. Мне по ножкам вниз бежит, И фырчит, фырчит, фырчит. Бегает туда-сюда — Мне щекотно, да-да-да! Уходи, колючий ёж, В тёмный лес, где ты живёшь!
Самомассаж с использованием грецких орехов «Сидит белка на тележке» Цель. Улучшение координации движений и кровообращения, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения.
Сидит белка на тележке (крутим мячик поладошке), Продаёт она орешки (прокатили на большой пальчик и обратно) Лисичке-сестричке (прокатили на указательный пальчик и обратно) Воробью, синичке (прокатили на средний пальчик и обратно), Мишке толстопятому (прокатили на безымянный пальчик и обратно), Заиньке усатому (прокатили на мизинчик и обратно).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Организация игр - драматизаций в группах младшего дошкольного возраста и руководство ими."
Материал предназначен для педагогов. Здесь освещены виды игр - драматизаций, организация занятия, в практической части - две сказки....
Доклад "Развитие двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС "
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и ...
Игры-аттракционы - средство развития двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Игры-аттракционы - средство развития двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста. ...
Занятие-развлечение "Русские матрёшки" из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности с детьми младшего дошкольного возраста"
Занятие-развлечение "Русские матрёшки" из серии комплексных занятий по проекту. На этом занятии дети познакомились с русской деревянной игрушкой - матрёшкой, с особенностями народной и...
Презентация для выступления на педсовете по теме "Организация оптимального двигательного режима в группах младшего дошкольного возраста"
Иллюстрирование выступления на педсовете по теме"Организация оптимального двигательного режима в группах младшего дошкольного возраста"...
Мастер- класс "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
В 2022 году я поделилась своим опытом с молодыми педагогами детского сада по теме:"ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА» Целью которого пов...
Сообщение на тему :" Формирование мотивации для достижения оптимального уровня двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности"
В наше время развития игровых технологий, дети большую часть времени проводят без движения, играя на компьютере, приставках, планшетах, телефонах, что отрицательно сказывается на формировании всех сис...