Проект «Моя семья – моё богатство»
проект

Сосунова Виктория Михайловна

Семья – самое главное в жизни человека, ведь нет более замечательного союза между людьми, чем семейный. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1a.docx34.07 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ЦРР детский сад №7 «Мечта»

        Проект «Моя семья – моё богатство»

Подготовил – воспитатель Сульдина Д.А.

Проект «Моя семья – моё богатство».

В семейном кругу мы с вами растём.

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу – все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь кругу мы жизнь создаём,

Основа основ – родительский дом.

г. Октябрьский 2013 год

Актуальность.

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных философами, социологами, социальными психологами и педагогами в последние годы, вызывают тревогу. Все чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично. Всем известно о демографических проблемах, существующих в российском обществе, о том, что с каждым годом увеличивается количество не только неполных, но и неблагополучных семей. Проблема ознакомления детей дошкольного возраста со столь сложным и многогранным явлением общественной жизни, как семья, требует строгого научного обоснования, прежде всего, из-за наличия многочисленных, зачастую противоречивых, а Иногда и взаимоисключающих точек зрения на определение сущности и функций семьи, ее исторического прошлого и перспектив развития. В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Дошкольное образовательное учреждение традиционно оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье. Детей необходимо знакомить с семьей как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне.

Методика ознакомления дошкольников с семьей предназначена для реализации в государственных или муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, которые посещают дети, живущие в семьях, а не в детских домах. Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Но общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста. В ряде исследований С.И. Голод, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, Э.К. Васильева, предприняты попытки изучить те представления детей о семье, которые складываются у них стихийно. Было Выявлено, что эти представления отличаются фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствуют действительности. Надо сказать, что столь низкий уровень знаний детей о семье не должен вызывать удивления, поскольку в общеобразовательных программах для дошкольных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания. Родительская семья становиться источником социального наследования в первые годы жизни ребенка, прием следования образцу отношений собственных родителей первоначально происходит на уровне подсознания, благодаря механизмам подражания, идентификации. В результате происходит запечатления образов родителей, прародителей, братьев, сестер, усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимым взрослым, подражания их действиям, словам, чувствам, отождествления себя с близкими людьми. Семья, являясь ДЛЯ ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина. В связи с этим можно говорить о взаимозависимости «качеств» семьи (ее состава, ценностных ориентаций, характера детско-родительских отношений, психологического климата и т.д.) и ее возможностей в решении задач воспитания ребенка, как будущего семьянина. Очевидно, что в современных условиях нарушен традиционный естественный механизм подготовки детей к семейной жизни, силами самой семьи. Она нуждается в помощи специалистов, в том числе и педагогов, психологов ДОУ, которые накопили соответствующий опыт, опираясь при решении задачи воспитания будущего семьянина на комплексные программы «Детство», «Из детства в отрочество», «Я человек» автор С.А.Козлова и др.

Однако, сегодня, семья и детский сад во многом действуют автономно не объединяя в полной мере свои усилия, что снижает воспитательные возможности этих социальных институтов. Проблема ознакомления детей дошкольного возраста со столь сложным и многогранным явлением общественной жизни, как семья, требует строгого научного обоснования, прежде всего, из-за многочисленных, зачастую противоречивых, а иногда и взаимоисключающих точек зрения на определения сущности и функции семьи, ее исторического прошлого и перспектив развития.

Семья – самое главное в жизни человека, ведь нет более замечательного союза между людьми, чем семейный. Всё самое доброе, родное, надёжное сосредоточено в семье. И как человек не может жить без дома, так он не может жить без семьи. В России сегодня насчитывается более 42 миллионов семей. У каждого слово «семья» наполнено своим, особенным смыслом. В России официально стартовал Год семьи. Проведение "Года семьи" является инициативой президента РФ и проводится в рамках масштабной государственной программы, направленной на укрепление в России института семьи. На торжественной церемонии открытия Года семьи в Государственном Кремлевском дворце президент РФ Владимир Путин заявил, что преемственность семейных и нравственных традиций необходима для формирования гуманного общества в России. "Когда мы говорим о престиже и достоинстве страны, то в огромной степени имеем в виду Моральные ориентиры и достоинство каждой личности, включая наших самых маленьких граждан. Все эти качества берут свои истоки в семье", - отметил В.Путин. Проведя диагностику воспитанников по проблеме изучения своей семьи, я пришла к выводу, что у них недостаточно знаний на эту тему (современные семьи теряют связь поколений, мало знают о своих предках), и именно поэтому у меня появилась идея о разработке проекта «Моя семья — моё богатство».

Именно в семье мы учимся уважению, заботе, ответственности и любви. И сколько бы нам ни было лет, и где бы мы ни были, мы должны помнить о своей семье, знакомиться с её историей, предками, традициями и бережно всё хранить.

С давних времён одной из традиций русского народа было знание своей семьи, своих предков, своей родословной. История семьи – это живая иллюстрация к отечественной истории: торжественной и радостной, печальной и страшной. В нашей истории среди достопамятных людей трудно найти личность, которая не относилась бы с почтением к своему роду, к старшим.

Сегодня проблема изучения своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало знают о своих предках. Начиная исследование «Моя семья — моё богатство»», мной преследовалась цель развить интерес к истории своих предков, содействовать укреплению духовных ценностей, повышать интеллектуальный и культурный уровень воспитанников. Этот интересный проект способствовал более близкому общению членов своей семьи, формировал коммуникативные умения воспитанников, умения работать с книгами, фотографиями, семейными реликвиями. Так же они знакомятся с такими понятиями как «родословная», «генеалогия», «поколение», «потомки», «традиции», «семейный герб», «лента времени»... Данная тема позволит удовлетворить потребность воспитанников – поделиться впечатлениями, личным опытом; даст возможность педагогам сформировать понятия «Моя семья», «Мой дом», родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными  участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей. Именно семья может создать для ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим.

Педагогические условия формирования представлений о семье у старших дошкольников.

Известно, что природа человека двойственна и сочетает в себе как врожденные биологические, так и социальные, формирующиеся в течение всей жизни под воздействием общественной среды, компоненты. Чувство защищенности, потребность и желание иметь дом и родителей, которые всегда накормят, пожалеют, присущи человеку от рождения. Необходимо учить ребенка любить своих родителей с первых лет его жизни, поскольку эти качества не являются врожденными и не возникают сами собой. Исследователи отмечают, что у младших школьников преобладает потребительское отношение к родителям. В детском саду нередко приходится наблюдать, как вместо приветствия ребенок обращается к пришедшей за ним вечером маме: «А что ты мне купила? Что ты мне принесла?» Уже в дошкольном возрасте ребенок должен понять, что любовь выражается в заботе о своих родных и друзьях, в сочувствии и помощи им. Если у него целенаправленно не формируют социальные и нравственные качества, то биологически врожденные потребности, развиваясь, перерастают в потребительское отношение к окружающим людям, к родным и близким, к обществу в целом.

В традиционной культуре в условиях большой многопоколенной семьи бабушки и дедушки, старшие братья и сестры объясняли ребенку, как нужно относиться к родителям, заботиться о них, помогать им. Малыша учили не только «брать» но и «отдавать», быть  внимательным к своим близким, замечать их состояние, сострадать. Сегодня зачастую некому обратить на это внимание ребенка в силу занятости родителей, усталости и стрессовых состояний, сопровождающих современную жизнь, поэтому к решению этих проблем должны более активно подключаться образовательные учреждения. Необходимо воспитывать у ребенка любовь к его семье, такой, какая она есть, к родным и близким. Все люди разные, и семьи тоже бывают большие и маленькие, каждая семья уникальна и замечательна по-своему, отношения в семье тоже могут строиться по-разному. Очень важно принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том, что ребенок может сделать для своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь, включая и эмоциональную отзывчивость на состояние близких. Компонент интеллектуального развития или умственного воспитания предполагает  формирование у дошкольников представлений о семье как о явлении общественной жизни; о составе семьи, об отношениях родства; обогащение словарного запаса, характеризующего семейные и родственные отношения; развитие умения оперировать словами, обозначающими родство.

Представления детей о семье можно формировать на примере идеальной обобщенной модели семьи. Это может быть игровая модель семьи, возникающая в ходе сюжетно-ролевой игры «Семья», кукольная модель семьи, а также персонажи, изображенные на рисунках из наглядно дидактических пособий, репродукциях семейных портретов.

Демонстрационный материал для фронтальных занятий «Семья»1 позволяет описать современную модель семьи, а пособие «Славянская семья: родство и занятия» помогает рассказать о том, какими были семьи в старину, познакомить детей с моделью семьи, отнесенной в прошлое. Диагностику знаний и представлений детей, используя вопросы и задания, целесообразно проводить 2 или 3 раза в год, например, в начале, в середине и в конце учебного года. Как правило, такая диагностика проводится в форме индивидуальной беседы с ребенком. Помимо специально проводимой диагностики важную роль в оценке знаний и представлений дошкольников о явлениях общественной жизни играют наблюдения за детьми в процессе игровой деятельности, занятий, выполнения трудовых поручений и Т.П. Согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией

М.А. Васильевой, В.В. Гербовой и ГС. Комаровой предп формировать у детей шестого года жизни интерес к своей родословной.

Этапы работы в этом направлении можно представить в виде следующей схемы.

Этапы работы, направленной на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родословной:

1.Овладение педагогами ДОУ основами составления родословной.

2.Работа с родителями: разработка консультаций с рекомендациями по составлению родословной; создание эскизов оформления родословной.

3.Осуществление семейных проектов: «Моя родословная», «Моя семья – моё богатство».

4.Занятия с воспитанниками, беседы воспитателя со старшими дошкольниками вне занятий.

Приступая к работе с детьми 6-7 лет, педагогам необходимо иметь четкие науч обоснованные представления о том, что такое родословная, попробовать составить свою собственную родословную. Личный опыт составления родословной поможет воспитателю заинтересовать этой деятельностью родителей, членов семей воспитанников. Целесообразно подготовить серию консультаций для родителей: «Родословная – традиция российской культуры», «Как составить свою родословную?», «Термины родства» и др. Затем можно предложить родителям семейный проект по составлению родословной. Ознакомление дошкольников с семьей как Явлением общественной жизни предоставляет Широкое поле деятельности

Для разнообразных проектов, основанных на тесном взаимодействии семьями воспитанников. В младшей и средней возрастных группах таким проектом может стать составление семейного альбома дома и в группе. Помимо материалов консультаций по теории и истории генеалогии можно предложить родителям памятку по составлению родословной, включающую эскизы возможного оформления родословной таблицы. Памятка должна обязательно включать цели и задачи деятельности по составлению родословной. Основной целью является воспитание в детях Любви к своим родным, к своей семье. Важно обратить внимание родителей и членов семей воспитанников на то, что составление родословной служит сплочению членов семьи, создает благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка. Изучение истории своей  семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателями лучших качеств своих предков. В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков, имеющего существенное педагогическое значение и несущего в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка. Работа по составлению своей родословной в детском саду нужна также для обеспечения преемственности со школьным обучением, поскольку программы предмета «Окружающий мир» для начальной школы содержат задачи ознакомления детей с родословной. Если интерес к поиску своих корней появился в семье, то уже в школе ребенок может самостоятельно или совместно с родителями составить свою родословную, включающую шесть или семь поколений. Поскольку проект подразумевает совместную деятельность детей и родителей, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности дошкольников. Вряд ли ребенка заинтересуют скучные прямоугольники или овалы – необходим привлекательный образ.

Используя принцип построения таблиц восходящего родства, воспитатели детских садов Московской области предложили интересные идеи для их оформления. Радуга – образ семьи, объединяющий яркие индивидуальности и включающий семь поколений, возник на основе круговой родословной таблицы. Гроздь винограда – это не только таблица восходящего родства, но и образ дружной, сплоченной семьи. Очень важно, чтобы на рисунке четко и наглядно выделялись поколения людей, составляющих род. В качестве одного из вариантов можно предложить рисунок семейного или родословного дерева. Наличие эскизов способствует не только развитию у ребят интереса к истории своей семьи, но и пробуждает творчество при оформлении родословной таблицы. Нередко родители не ограничиваются тремя поколениями, включая четыре поколения (дети, родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки) или даже более, используя эскизы, предложенные воспитателем ими, создавая свои оригинальные образы. Родителей можно также познакомить с некоторыми терминами, которые воспитатель использует в работе с детьми. Родословная – это история семьи, рассказ о своей семье, о своем роде, о своих предках. (О своей семье, о своем роде можно рассказать и словами, и рисунком). Ребенок должен понять, что он является не только членом своей семьи, но и членом своего рода, даже нескольких родов. Род – родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка. Предки – люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения (старше прадедушек и прабабушек). Поколение – люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного возраста. Дети, родители, бабушки и дедушки составляют отдельные поколения. Обычай – привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции. Традиции – обычаи, которые передаются из поколения в поколение.

Практика работы показала, что семейных проектов, к сожалению, недостаточно для ознакомления детей 5-7 лет с родословной. Несмотря на всю их ценность и значимость для интеллектуального и нравственного развития ребенка, проекты лишь создают необходимую базу, обязательные условия для последующей работы в условиях дошкольного образовательного учреждения, обеспечивают преемственность в воспитании между семьей и детским садом. Основным недостатком семейного проекта по составлению родословной является то, что далеко не все родители одинаково серьезно относятся к рекомендациям воспитателя. Многие, к сожалению, не считают нужными беседы о родственных отношениях; не все ответственно подходят к составлению родословной вместе со своим ребенком.

Результаты семейных проектов, их педагогический потенциал ограничиваются рамками семейного воспитания и лишь в редких случаях могут быть использованы в процессе воспитательно-образовательной работы в детском саду. Для того чтобы использовать результаты подобного проекта на занятиях в детском саду, семьи должны выполнить родословный рисунок. Ребенок, который такого рисунка не имеет, рискует получить психологическую травму. Таким образом, работа по составлению родословной в детском саду состоит из двух этапов. В старшей группе осуществляется первый этап, предполагающий совместную деятельность ребенка и его родных в условиях семейного воспитания при активной поддержке дошкольного образовательного учреждения. На втором этапе, в подготовительной к школе группе, ребенок выполняет творческую работу – самостоятельно создает образ своей семьи. Детей шестого года жизни еще рано знакомить с родословной, но работу в этом направлений в старшей группе проводить нужно, рассматривая ее как предварительный этап. Основное внимание следует уделять расширению представления детей о том, что такое семья, о родственных отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с родными; закреплению знаний имен и отчеств не только родителей, но и дедушек и бабушек. Работу необходимо проводить комплексно. Наряду с традиционными занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим, важную роль в накоплении впечатлений, образов и представлений детей играют изобразительная деятельность, знакомство с произведениями художественной литературы, живописи и графики, относящимися к жанру семейного портрета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Моя семья - мое богатство"

проект для детей старшего возраста . работа расчитана на 2 месяца совместная с родителями....

Проект «Моя семья – мое богатство»

Углубить знания детей о составе  своей семьи, родословной и семейных традициях....

Педагогический проект «Моя семья – мое богатство».

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из главных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.В «Концепции модерни...

Презентация проекта "Моя семья - мое богатство" старшая группа

Проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить максимальную активность и любознательность детей, обогатит...

Презентация проекта "Моя семья-моё богатство".

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев – основное содержание представленного проекта. ...

Педагогический проект "Моя семья-моё богатство".

Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье ...

Проект "Моя семья - мое богатство"

Цель проекта: воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.Задачи:1. Дать представление о понятиях «род», «родители», «родо...