Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа)
Обобщения опыта работы по формированию безопасного поведения у воспитанников старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_bezopasnogo_povedeniya_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Опыт работы воспитателя Максимовой Е.В.
Актуальность
Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. Основная цель в формировании основ безопасного поведения дошкольников – подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде - природной, техногенной и социальной.
В определении понятия «безопасность» можно выделить базовые элементы:
- безопасность часто рассматривается как способность объекта, явления, процесса сохранить свою основную характеристику и сущность в условиях целенаправленного, разрушающего воздействия извне или в самом объекте, явлении, процессе;
- безопасность – системная категория, это свойство системы, построенной на принципах устойчивости, саморегуляции, целостности;
- безопасность может рассматриваться, как одно из решающих условий жизнедеятельности личности, общества, а также государства, что позволяет им сохранять материальные и духовные ценности;
- безопасность в абсолютном своем выражении – это полное отсутствие опасностей и угроз в материальной и духовной сферах;
В последние годы проблема формирования основ безопасного поведения становится более актуальной, и это не случайно, потому что, наиболее уязвимой и подверженной различным опасностям категорией, являются дети. Ребенок дошкольного возраста, в силу своих физиологических возможностей, не способен оценить и самостоятельно определить всю меру опасности, но при этом именно дошкольники открыты новому опыту, восприимчивы к воздействиям, позволяющим формировать у детей основы безопасного поведения. Поэтому особая роль в организации педагогического процесса освоения ребенком основ безопасного поведения принадлежит окружающим его взрослым.
Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения им определенных знаний, умений и отсутствием образовательных программ обучения дошкольников основам безопасности жизнедеятельности; жизненными потребностями в необходимости накопления ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников; важностью целенаправленной работы родителей, всех работников дошкольной образовательной организации и недостаточно сформированным практико- ориентированным уровнем знаний и умений, которое обеспечивает содержание подготовки педагогов.
Под понятием «основы безопасного поведения» необходимо понимать такой набор стереотипов и действий в изменяющейся обстановке, который позволял бы сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, а также предупреждал физический и психический травматизм, создавая нормальные условия взаимодействия между людьми.
Теоретическое обоснование
Многие отечественные ученые разрабатывали вопросы безопасности жизнедеятельности в своих исследованиях. Например, в работах психологов В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.В. Эльконина освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности детей. В научных трудах Н.Н. Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной, Т.К. Храмцовой, К.Ю.Белой отражены вопросы привития навыков безопасности детям старшего дошкольного возраста.
В истории дошкольного образования, начиная с середины XIX века в педагогике вместе с общими вопросами образования и воспитания детей особое место занимали вопросы воспитания здорового образа жизни, привития навыков санитарно–гигиенических навыков, а также навыков безопасного поведения.
П.Д. Юркевич, размышляя о «формах нравственного влияния», отмечал: «Чувство самосохранения, которое действует во всяком живом существе, нисколько не указывает детям на будущую опасность, которую или следует обходить, или следует встречать осторожно и со вниманием к себе и к обстоятельствам. Для них опытность служит источником предосторожности. Но самостоятельная опытность дитяти должна идти рука об руку с разумом воспитателя, который помогает ему смотреть вперед и различать, что опасно и что безопасно. Предостережение имеет двоякую цель – предохранять от опасности, если она есть, и предохранять от страха, если его нет». Автор подчеркивает, что дети должны быть активными и самостоятельными в данном процессе, но вместе с тем требуется руководство со стороны взрослого. Также автор предостерегает нас от «непрерывного» надзора за детьми, потому что, это приводит к «ослаблению воли» ребенка. К сожалению, в теории и практике воспитания безопасного поведения у детей дошкольного возраста, эта идея не получила своего дальнейшего развития.
В 1917 году в Бюллетене №2 школьно–санитарного отдела при Наркомпросе было заявлено следующее: «Охрана жизни и здоровья детей всех возрастов является совершенно новым явлением нашей русской жизни. Без счета гибли дети старшего возраста от разных несчастных случаев, от заразных болезней… жизнь и здоровье каждого ребенка должны отныне свято охраняться». Следует отметить, что именно в этот период вводится новый предмет – школьная гигиена, одной из основных задач которой было ознакомить учащихся с основами «несчастных случаев», а также правилами оказания первой помощи.
В конце 1920-х – 1930-е годы в работах по трудовому воспитанию О. Дегтяренко, Н. Ковальковской, Э. Краснопольского, А. Никольской- Любимовой, Е. Радиной, Т. Рыцлиной, 3.Столица, Л.Шамшиной и других отмечалось, что детей дошкольного возраста необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами. Стало очевидно, что проблема охраны жизни и здоровья детей была признана очень важной в отечественной дошкольной педагогике советского периода и находила свое отражение в некоторых программных документах и методической литературе дошкольного воспитания. Однако в 1936-1937 годах при переработке программ детского сада данные вопросы были исключены из нормативных документов. В результате возникших трудностей у ряда практических работников (недостаточность методического обеспечения, отсутствие необходимых пособий и соответственно желаемого результата в развитии детей, а также приобретении ими знаний) привели к заключению, что материал, формирующий представления о бытовой и других видах техники, довольно сложен и его следует исключить из методики работы с дошкольниками.
В 1937 году В.М.Федяевской была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, начиная со старшей группы «…такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду». Исследования В.М. Федяевской были продолжены на практике работниками дошкольных учреждений и сотрудниками милиции. Начиная с 1939 года в журнале «Дошкольное воспитание» публикуется большое количество статей о проблемах безопасности детей на улице.
В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению. Так, например, Л.Григорович в своих работах предлагает педагогам и родителям совместное рассматривание вместе с детьми рисунков, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься и сделать вывод о не правильном поведении персонажа.
К.Ю.Белая уделяет много внимания теме безопасности жизнедеятельности, считая ее всегда актуальной. Пособие данного автора: Тематический словарь в картинках «Я и моя безопасность» для работы, предназначенное для работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи, способствует формированию у дошкольников навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях: на природе, в доме, при несчастных случаях, пожаре и т.п.
Программа Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», целью которой является воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных, неожиданных, ситуациях, умение ребенка проявить самостоятельность и ответственность за свое поведение. Данная программа включает в себя следующие разделы: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города».
Особенности организации формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Деятельностный аспект.
Работа по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста предусматривает организацию образовательного процесса в непосредственно–образовательной деятельности, которая реализуется через совместную (партнерскую) деятельность взрослого и ребенка в различных видах (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной, музыкально-художественной, а также чтения художественной литературы) или их интеграции, с использованием различного игрового, наглядного материала и мультимедийных средств обучения.
Формы организации работы с детьми старшего дошкольного возраста предполагают уменьшение регламентации действий воспитанников со стороны взрослых (родителей, специалистов, педагогов). Ребенок вправе самостоятельно принять решение об участие в проекте или конкретных действиях, о партнерстве с другими детьми или взрослыми, а также о месте реализации своего намеченного плана. Такое право самоопределения в сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, дает ребенку опыт в приобретении социальных контактов, умение договариваться в ходе деятельности, а также умении управлять действиями других участников для достижения результата. Поэтому не случайно, одним из направлений содержания в образовательной области социально - коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС ДО, является формирование основ безопасного поведения в быту и социуме.
Максимальное использование разнообразных форм организации образовательного процесса и видов деятельности по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста, я осуществляю через интеграцию всех образовательных областей: «Познавательное развитие» (беседы «Зачем нужны правила безопасности», «Опасные ситуации», «Источники опасности»), просмотр презентаций и обучающих мультфильмов из серии: «Город дорожных знаков», «Уроки тетушки Совы», «Экология», «Безопасность на природе - это важно», «Кошки и собаки – наши друзья»), чтение энциклопедий по безопасности для дошкольников, а также опытно-экспериментальная деятельность.
«Социально-коммуникативное развитие» (экскурсии, целью которых познакомить детей с улицей, проезжей частью дороги, перекрёстком; наблюдение за пешеходами; рассматривание обучающих плакатов и иллюстраций « Стихийные явления природы», «Умей оказать помощь», «Чтоб не ссориться с огнем», знакомящих дошкольников с правильным и неправильным поведением, ситуативные беседы « Если ты остался дома один….», игры-тренинги по теме: « Я потерялся», «Службы спасения в городе. Как говорить по телефону с диспетчерами службы «01», «02», «03» , сюжетно-ролевые игры («Пожарная часть», «Служба спасения», «Водители и пешеходы» и т.п.), позволяющие детям закрепить на практике пройденный материал.
«Речевое развитие» (чтение детской художественной литературы: народные сказки, рассказы и стихи по теме; драматизация произведений, заучивание стихов и поговорок, беседы, моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций «Как рождаются опасные ситуации», дидактические игры: «На островке безопасности»,
«Назови съедобные и ядовитые грибы» и т.п.
«Физическое развитие» подвижные игры («Пожарные сборы», «Сигналы светофора»), игровые упражнения, игры-эстафеты («Дорожный баскетбол»,
«Затуши костер»), тематические спортивные досуги и развлечения: «В стране дорожных знаков», «День здоровья», «Азбука безопасности», игры – импровизации.
«Художественно-эстетическое развитие» (продуктивная деятельность: изготовление коллажей «Правила безопасности в картинках», «Опасные предметы»), рисование, лепка, аппликация по теме, выставки творческих
работ «Советы доктора Айболита», «Полезная и вредная еда», конструктивная деятельность, которая включает создание детьми разных построек «Пожарная часть», «Дорога» и обыгрывание различных ситуаций с ними, пальчиковый театр «Давайте познакомимся с дорожными знаками»,
а также песенное творчество, театрализованные постановки и музыкальные развлечения по теме.
Таким образом, в организации образовательного процесса по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения, я использую как традиционные формы (беседы, игры- путешествия, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, игры- драматизации, чтение художественных произведений и др., так и инновационные (моделирование проблемно-игровых ситуаций, алгоритмические игры, мнемотаблицы, познавательно-исследовательская и проектная деятельность).
Использование ИКТ технологий: обучающих мультфильмов («Уроки тетушки Совы», «Правила дорожного движения», «Лунтик учит правила), способствуют получению и закреплению знаний дошкольниками в привлекательной форме.
Организация формирования основ безопасного поведения у дошкольников невозможна без сотрудничества педагогов с семьей, поскольку знания полученные ребенком в ДОУ, необходимо закреплять в условиях семьи. Повышение родительской компетентности по данному вопросу, я осуществляю с помощью разнообразных форм и видов работы: беседы, родительские собрания с использование мультимедийного оборудования, круглые столы для обсуждения проблемных ситуаций, а также различные формы просветительской работы (информационные стенды, буклеты, творческие выставки рисунков, консультации, показ открытых мероприятий и т.п.).
Таким образом, организация образовательного процесса по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в быту, социуме, природе, осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям, воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности я осуществляю в разных видах детской деятельности, через интеграцию образовательных областей «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие» с использованием разнообразных форм организации образовательного процесса, а также совместную работу родителей, воспитанников и педагогов с целью заинтересованности и повышения родительской компетентности воспитанников по данной проблеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Школа безопасности. Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни....
Самообразование по теме: Школа безопасности. Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Одним из главных критериев уровня жизни человека является безопасность, а для маленького и неопытного ребёнка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее...
Проект по формированию безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Проект по ОБЖ у детей старшего дошкольного возраста «Осторожным будь всегда!»...
Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
Аннотация. Как отмечает автор данной статьи, дошкольное детство уникальный период, в котором происходит становление личности. интенсивное освоение мира, формирование основ безопасного поведения у дете...