Цели и задачи развивательных образовательных областей программы "Детство"
учебно-методический материал (младшая группа)
Материал взят из ООП ДО "детский сад "Мечта" п. Пангоды".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tseli_i_zadachi_poo_detstvo.docx | 55.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели и задачи Программа «Детство» авт. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.
2 младшая группа.
Четвертый год жизни
Индивидуальные и возрастные особенности развития детей
3-4 лет (младшего дошкольного возраста)
Физическое развитие
3-хлетний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.
Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. К 4-м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. - всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой).
Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя. 3-4-х летний ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива; при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; умеет пользоваться носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой).
Социально-личностное развитие
К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»).
Фундаментальная характеристика ребенка трех лет -самостоятельность («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.п.)». Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым. Для детей 3х летнего возраста характерна игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. К 4м годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3 -4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.
Познавательно-речевое развитие
Общение ребенка в этом возрасте ситуативно, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. Осознает свою половую принадлежность. Возникает новая форма общения со взрослым - общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность.
Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий (согласование, употребление их по числу, времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения.
В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов разных по величине «самый большой». Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.) ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти.
Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предметов. К 4-м годам способен запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать. Конструктивная деятельность в 3-4 года ограничивается возведением несложных построек по образцу (из 2-3 частей) и по замыслу. Ребенок может заниматься, не отрываясь, увлекательным для него деятельностью в течение 5 минут.
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами, аплодируют из готовых геометрических фигур. Ребенок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных частей.
В музыкально-ритмической деятельности ребенок 3-4 лет испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения под звучащую музыку. К 4 годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных произведений. Ребенок хорошо перевоплощается в образ зайчика, медведя, лисы, петушка и т.п. в движениях, особенно под плясовую мелодию. Приобретает элементарные навыки подогревания на детских ударных музыкальных инструментах (барабан, металлофон). Закладываются основы для развития музыкально-ритмических и художественных способностей.
МДОУ также посещают дети имеющие различные нарушения речи: общее недоразвитие речи II - III ур., фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание, ребенок ОВЗ (ТНР).
Характеристика речевых нарушений. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. II уровень речевого развития характеризуется искажённым, ограниченным запасом общеупотребительных слов. Речевая недостаточность отчётливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются только простыми предложениями из 2-3 слов. Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Наблюдаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Дети не используют предлоги, а существительное употребляется в исходной форме. Понимание обращённой речи нарушено, затруднения остаются при понимании форм числа и рода прилагательных. Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Типичными являются затруднения в усвоении звук слоговой структуры слова. Нередко при правильном воспроизведении контура слов нарушается звук наполняемость: перестановка слогов, звуков, замена и уподобление слогов. У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия. III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Характерным является недифференцированное произнесение звуков, отмечаются нестойкие замены, смешения. Наблюдаются нарушения звук слоговой структуры слова. На фоне относительно развёрнутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки и состояния предметов. Дети с III уровнем речевого развития не умеют пользоваться способами словообразования (подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок). В свободных высказываниях преобладают простые распространённые предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Отмечается аграмматизм (ошибки в согласовании). Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов. Понимание обращённой речи приближено к норме.
Характеристика четвертого уровня речевого развития (Т.Б. Филичева) – нерезко выраженное недоразвитие речи. У данной группы детей обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов языковой системы. Нет ярких нарушений звукопроизношения, как правило, имеет место лишь недостаточная дифференциация звуков. Наблюдается искажение звуконаполняемости в разных вариантах: персеверации, перестановки звуков и слогов, элизии, парафазии. Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечёткая дикция оставляют впечатление общей смазанности речи.
Недостаточно развиты процессы словообразования, вызывает затруднение образования слов с помощью суффиксов. Стойкими остаются ошибки при употреблении существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами, притяжательных прилагательных и т.д. Анализ особенностей грамматического оформления речи детей позволяет выявить ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, сложных предлогов.
Кроме того, в отдельных случаях отмечаются нарушения согласования прилагательных с существительными. Особую сложность представляют для этих детей конструкции предложений с разными придаточными: пропуски союзов, их замена, инверсия. Следующей отличительной особенностью детей четвёртого уровня является своеобразие их связной речи. При составлении рассказа констатируются нарушения логической последовательности, пропуски главных событий. В свободной речи в основном пользуются простыми малоинформативными предложениями.
Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи. В картине фонетико-фонематического недоразвития речи на первый план выступают недостатки звукопроизношения, которые могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:
- замена звуков более простыми по артикуляции;
- наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;
- нестабильное использование звуков в различных формах речи;
- искажённое произношение одного или нескольких звуков.
Нарушение фонематического восприятия выражается в следующем:
- нечёткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи;
- неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
- затруднение при анализе звукового состава речи.
Лексико-грамматическое развитие при ФФНР нередко задерживается. Описанные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя у детей проявляются более отчётливо при обучении в школе, создавая большие трудности в овладении письмом, чтением и учебным материалом. Проведение направленного коррекционного обучения позволяет не только своевременно исправить дефект, но и подготовить детей к обучению в школе.
Дошкольное детство
«Что мы должны уметь».
К четырем годам |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (Дошкольник входит в мир социальных отношений) |
- Ребенок приветлив с окружающими, проявляет интерес к словам и действиям взрослых, охотно посещает детский сад. - По показу и побуждению взрослых эмоционально откликается на ярко выраженное состояние близких и сверстников. - Ребенок дружелюбно настроен, спокойно играет рядом с детьми, вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий. - Сохраняет преобладающее эмоционально-положительное настроение, быстро преодолевает негативные состояния, стремится к одобрению своих действий. - Говорит о себе в первом лице, положительно оценивает себя, проявляет доверие к миру. |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (Развиваем ценностное отношение к труду) |
-Ребенок с интересом наблюдает за трудовыми действиями взрослых по созданию или преобразованию предметов, связывает цель и результат труда; называет трудовые действия, инструменты, некоторые материалы, из которых сделаны предметы и вещи. -По примеру воспитателя бережно относится к результатам труда взрослых, подражает трудовым действиям. -Проявляет самостоятельность в самообслуживании, самостоятельно умывается, ест, одевается при небольшой помощи взрослого. |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе |
-Ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения. -С интересом слушает стихи и потешки о правилах поведения в окружающей среде и пр. -Осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения. |
-Ребенок любопытен, задает вопросы «Что такое?», «Кто такой?», «Что делает?», «Как называется?» -Самостоятельно находит объект по указанным признакам, различает форму, цвет, размер предметов и объектов, владеет несколькими действиями обследования. -С удовольствием включается в деятельность экспериментирования, организованную взрослым. -Проявляет эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе познания свойств и качеств предметов. -Задает вопросы о людях, их действиях. Различает людей по полу, возрасту (детей, взрослых, пожилых людей) как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. -Знает свои имя, фамилию, пол, возраст. |
Образовательная область «Речевое развитие» |
-Ребенок с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения. -Проявляет речевую активность в общении со сверстником; здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, выражает просьбу. -По вопросам составляет по картинке рассказ из 3-4 простых предложений. -Называет предметы и объекты ближайшего окружения. -Речь эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием. -Ребенок узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликается на него. -Совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи. |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Изобразительное искусство) |
-Ребенок охотно участвует в ситуациях эстетической направленности. Есть любимые книги, изобразительные материалы. -Эмоционально откликается на интересные образы, радуется красивому предмету, рисунку; с увлечением рассматривает предметы народных промыслов, игрушки, иллюстрации. -Создает простейшие изображения на основе простых форм; передает сходство с реальными предметами. -Принимает участие в создании совместных композиций, испытывает совместные эмоциональные переживания. |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Художественная литература) |
-Ребенок охотно отзывается на предложение прослушать литературный текст, сам просит взрослого прочесть стихи, сказку. -Узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям и обложкам знакомых книг. -Активно сопереживает героям произведения, эмоционально откликается на содержание прочитанного. -Активно и с желанием участвует в разных видах творческой деятельности на основе литературного текста (рисует, участвует в словесных играх, в играх - драматизациях). |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка) |
-Ребенок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения. -Проявляет эмоциональную отзывчивость, появляются первоначальные суждения о настроении музыки. -Различает танцевальный, песенный, маршевый метроритм, передает их в движении. -Эмоционально откликается на характер песни, пляски. -Активен в играх на исследование звука, элементарном музицировании. |
Образовательная область «Физическое развитие» |
-Ребенок с желанием двигается, его двигательный опыт достаточно многообразен. -При выполнении упражнений демонстрирует достаточную в соответствии с возрастными возможностями координацию движений, подвижность в суставах, быстро реагирует на сигналы, переключается с одного движения на другое. -Уверенно выполняет задания, действует в общем для всех темпе; легко находит свое место при совместных построениях и в играх. -Проявляет инициативность, с большим удовольствием участвует в подвижных играх, строго соблюдает правила, стремится к выполнению ведущих ролей в игре. -С удовольствием применяет культурно-гигиенические навыки, радуется своей самостоятельности и результату. -С интересом слушает стихи и потешки о процессах умывания, купания. |
Планируемые результаты в рамках освоения парциальной программы физического развития дошкольников «Ритмические сказки». - у ребенка повышен уровень координационных способностей, - сформировано умение управлять своими движениями, - действовать целенаправленно, продуктивно, экономично. |
Планируемые результаты в рамках освоения парциальной образовательная программа математического развития дошкольников «Игралочка» Л.Г. Петерсона, Е.Е. Кочемасова - продолжать заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности; - сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Уметь использовать для записи сравнения знаки больше, меньше, поровну; - выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий; - записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, -, =; - использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц; - непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему (вместимости), площади; - наряду с квадратом, кругом и треугольником узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме; ∙ по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых. |
Парциальная образовательная программа математического развития дошкольников (для детей 3-7 лет) «Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова.
Цель программы – создание условий для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения математических способов познания действительности, что станет основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах жизни.
Основные задачи для достижения поставленных целей:
Развитие:
• логико-математических представлений (элементарных представлений о математических свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах, зависимостях и закономерностях);
• мыслительных операций и логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация, аналогия);
• сенсорных процессов и способов познания математических свойств и отношений (обследование, группировка, упорядочение, разбиение);
• любознательности, активности и инициативности в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской деятельности, игре, общении и др.);
• находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
• вариативного мышления, воображения, творческих способностей;
• мелкой моторики; ознакомление:
• с математическими способами познания действительности (счет, измерение, простейшие вычисления);
• с экспериментально-исследовательскими способами познания математического содержания (экспериментирование, моделирование и др.); формирование опыта:
• аргументации своих высказываний, построения простейших умозаключений;
• работы по правилу и образцу;
• фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины;
• выбора способов преодоления затруднения;
• постановки учебной (познавательной) задачи, планирования своих действий;
• проверки результатов своих действий, исправления ошибок; воспитание:
• нравственно-волевых качеств личности (произвольность поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со взрослыми и сверстниками, договариваться, уважать интересы и чувства других);
• положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.
Перечисленные задачи усложняются из года в год, при этом они повторяются на каждой возрастной ступени, поскольку развитие перечисленных выше мыслительных операций, навыков, умений и, особенно опыта выполнения универсальных действий – это длительный процесс, требующей от педагога кропотливой работы в течение нескольких лет.
Работа по парциальной программе «Игралочка».
1 младшая группа
1 занятие в неделю, всего 32 занятия (сентябрь – май) № занятия | Тема | Количество занятий |
Первое полугодие | ||
1−2 | Цвет. | 2 |
3−6 | Цвет, размер. | 4 |
7−8, 11 | Цвет, форма. | 3 |
9−10 | Цвет, форма, размер. | 2 |
Второе полугодие | ||
12 | Один, много. | 1 |
13−16 | Столько же, больше, меньше. | 4 |
17 | Счет до двух. | 1 |
18 | Числа и цифры 1 и 2. | 1 |
19 | Круг. | 1 |
20 | Шар. | 1 |
21 | На, над, под. | 1 |
22 | Длиннее, короче. | 1 |
23 | Справа, слева. | 1 |
24 | Счет до трех. | 1 |
25 | Треугольник. | 1 |
26 | Число и цифра 3. | 1 |
27-32 | Резерв | 6 |
2 младшая группа
№ занятия | Тема | Количество занятий |
Первое полугодие | ||
1 | Повторение. | 1 |
2 | Раньше, позже. | 1 |
3 | Сравнение по высоте. | 1 |
4 | Счет до четырех. Число и цифра 4. | 1 |
5 | Квадрат. | 1 |
6 | Куб. | 1 |
7 | Вверху, внизу. | 1 |
8 | Сравнение по ширине | 1 |
9 | Счет до пяти. Число и цифра 5. | 1 |
10 | Овал. | 1 |
11 | Внутри, снаружи. | 1 |
12 | Впереди, сзади, между. | 1 |
13 | Пара. | 1 |
14 | Прямоугольник | 1 |
15 | Числовой ряд | |
Второе полугодие | ||
16 | Ритм (поиск и составление закономерностей). | 1 |
17 | Счет до шести. Число и цифра 6. | 1 |
18 | Порядковый счет. | 1 |
19 | Сравнение по длине. | 1 |
20 | Счет до семи. Число и цифра 7. | 1 |
21 | Числа и цифры 1 - 7. | 1 |
22 | Сравнение по толщине. | 1 |
23 | Выше, ниже. | 1 |
24 | План (карта путешествий). | 1 |
25 | Счет до восьми. Число и цифра 8. | 1 |
26 | Цилиндр. | 1 |
27 | Конус. | 1 |
28 | Призма, пирамида. | 1 |
29 | Повторение. | 1 |
30-32 | Резерв | 3 |
Содержание психолого – педагогической работы по парциальной образовательной «Игралочка».
Содержание программы первый год обучения (вторая младшая группа)
Образовательные задачи.
Сравнение предметов и групп предметов.
• развивать умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, форме, размеру;
• развивать умение устанавливать равночисленность групп предметов путем составления пар; выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну;
• формировать умение в простейших случаях находить общий признак группы, состоящей из 3-4 предметов; находить «лишний» предмет. Количество и счет
• познакомить с понятиями «один» и «много», развивать умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет;
• развивать умение уравнивать группы предметов двумя способами: либо убирая от большей, либо прибавляя к меньшей группе;
• формировать представление об образовании следующего числа путем прибавления единицы;
• развивать умение считать в пределах 3 в прямом порядке (и в больших пределах – в зависимости от успехов детей группы), при пересчете согласовывать в роде, числе и падеже существительное с числительным (два апельсина, две груши, одно яблоко) и относить последнее числительное ко всей группе;
• формировать умение отсчитывать предметы из большего количества по образцу и названному числу (в пределах трех);
• развивать умение соотносить запись чисел 1, 2, 3 с количеством предметов.
Величины:
• развивать умение узнавать и называть размер предмета (самый большой, поменьше, самый маленький); определять величину предметов контрастных размеров (большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий);
• формировать умение при сравнении двух предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине), пользуясь приемами наложения и приложения.
Геометрические формы:
• развивать умение узнавать и называть круг, треугольник, шар; обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание; совершенствовать умение находить эти формы в окружающих предметах. Пространственно-временные представления:
• развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади, справа – слева; учить различать правую и левую руку;
• формировать умение в простейших случаях устанавливать последовательность событий, различать части суток: утро – день – вечер – ночь.
Содержание и методика работы. Первое полугодие обучения по программе «Игралочка» приходится на так называемый адаптационный период, так как многие малыши впервые оказались в организованном детском коллективе.
Поэтому основная задача педагога в это время заключается в создании благоприятного психологического климата в группе. От того, как пройдет привыкание ребенка к новой обстановке, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят не только его физическое и психическое развитие, но и дальнейшее отношение к занятиям.
Учитывая это, содержание занятий в этот период (назовем его «дочисловым») связано в основном с актуализацией и тренировкой имеющихся у малышей знаний и умений.
Все эти занятия можно отнести к образовательным ситуациям тренировочного типа. Занятия «открытия» нового знания, построенные в технологии «Ситуация», «входят в жизнь детей» со второго полугодия. Сравнение предметов и групп предметов.
Воспитатель организует дидактические игры для тренировки умения детей выделять цвет (размер, форму) предметов, выбирать из группы предметы заданного цвета (размера, формы) и составлять группы предметов одного цвета (размера, формы). Сначала ведущим признаком предметов выступает цвет, уже затем размер, форма. Группировка предметов по признакам вырабатывает у детей умение сравнивать, осуществлять логические операции классификации, обобщения. В процессе различных видов деятельности, объединяя предметы в совокупности и дробя целое на отдельные части, дети овладевают умением воспринимать в единстве каждый отдельный предмет и группу в целом. В дальнейшем при знакомстве с числами и их свойствами это поможет им освоить количественный состав чисел.
Дети учатся находить общий признак группы, а также выделять «лишний» предмет. При этом педагог побуждает детей объяснять свой выбор.
В процессе совместной деятельности взрослый развивает умение детей сравнивать группы предметов путем составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну. Дети учатся продолжать ряд из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком. Постепенно дети приближаются к пониманию более сложной логической операции – отрицание некоторого свойства с помощью частицы «не» (например, не красный кубик, небольшой мяч и т.п.).
Количество и счет.
После того как дети научатся составлять по заданному признаку группу предметов и вычленять из нее один предмет, можно переходить к установлению количественного равенства между двумя группами предметов. В до числового периода формируется представление о предметных разно численных совокупностях: один, много. Постепенно дети овладевают умением различать их, сравнивать, самостоятельно выделять в окружающей обстановке.
Такой подход является подготовкой детей к формированию представлений об отношениях «равенство» и «неравенство». В процессе игр и практической деятельности дети учатся правильно отвечать на вопрос «сколько?», при ответе пользоваться словами «один», «много», «ни одного». При этом постоянно меняется раздаточный материал, это могут быть кубики, цветы, лодочки и т.д. Для обогащения словаря детей используются существительные разного рода (например: одна бабочка – много бабочек, один цветок – много цветов, одно блюдце – много блюдец и т.п.). Для формирования представления об установлении равно численности групп предметов с помощью составления пар воспитатель создает проблемные ситуации, когда детям необходимо установить равенство количества предметов в двух группах. Сначала дети работают с равночисленными группами предметов. Взрослый побуждает их рассказывать о своих действиях, правильно отвечать на вопрос «сколько?» (столько же, столько… сколько). Затем детям предлагаются не равночисленные множества (больше – меньше). Понятия «больше» и «меньше» вводятся одновременно. На следующем этапе взрослый создает ситуации, когда детям необходимо уравнивать группы предметов по количеству («как сделать поровну?»). Дети под руководством взрослого «открывают» способы уравнивания групп предметов по количеству, добавляя и убирая один предмет.
Примеры дидактических игр из курса «Игралочка» (часть 1):
«Цветы для мамы», «Птицы на заборе», «Бабушкины подарки», «Кормление зайцев» и др.
Вся эта большая предварительная работа по освоению отношений равенства и неравенства количества предметов способом поэлементного сопоставления является той основой, на которой можно строить знакомство с числом и счетом. Владение счетом включает в себя: знание слов-числительных и называние их по порядку, умение соотносить числительные с предметами заданной группы («один к одному»), умение выделять итоговое число.
В первый год обучения дошкольники знакомятся со счетом до трех. При формировании представлений о числе дети одновременно знакомятся с цифрами от 1 до 3 как знаками для обозначения числа. Постоянно обращается внимание на различие понятий «число» и «цифра»: число – это количество предметов, а цифра – знак для обозначения числа. Дети учатся соотносить цифры с количеством, воспроизводить разные группы предметов по заданному числу. Малыши могут долго не сталкиваться с необходимостью счета. Задача воспитателя заключается в создании таких образовательных ситуаций, когда 30 умение считать и знание цифр становится личностно значимым для детей (ситуации, в которых незнание счета мешает достижению «детской» цели, решению игровой или практической задачи детей).
Освоить счет ребенку помогают следующие правила счета: при пересчете надо не пропустить ни один предмет и ни один предмет не посчитать дважды. Знакомство с каждым последующим числом идет от сравнения двух групп предметов, выраженных последовательными числами, одно из которых детям знакомо. Дети знакомятся с образованием соседних чисел и отношениями между ними. На этой основе у них формируются представления о некоторых принципах построения числового ряда: чтобы получить последующее число, надо прибавить единицу (например, при счете за числом 1 идет число 2).
В рамках игровых сюжетов воспитатель побуждает детей объяснять образование нового числа. Например: – Как получилось три клоуна? (Было два, пришел еще один. Всего стало три клоуна.)
Работа по формированию у детей представлений о счетной деятельности ведется на большом разнообразии наглядного (демонстрационного и раздаточного) материала. Сначала для счета детям предлагаются одинаковые предметы, расположенные горизонтально в ряд; ситуации постепенно усложняются: предметы располагаются вертикально, наискосок, по кругу, хаотично.
В процессе образовательной деятельности счет сочетается с отсчетом. Внимание детей обращается на различие смысла слов «сосчитать» и «отсчитать»: при сосчитывании определяется количество предметов в группе, а при отсчитывании из большего количества предметов берется определенная часть, заданная названным числом или образцом.
Величины. В первом полугодии малыши учатся выделять величину как пространственный признак предмета и сравнивать предметы на глаз. В разных видах детской деятельности воспитатель помогает детям закрепить умение различать и называть размеры предметов (большой, маленький, поменьше). Во втором полугодии моделируются ситуации, в которых у детей возникает потребность в сравнении предметов по длине, высоте (например, в ходе игры детям необходимо выбрать для мишки длинный шарф из предложенных двух шарфов) и обозначении словом соответствующих 31 параметров: длиннее, короче, выше, ниже, одинаковые (равные по длине, высоте) и др. Воспитатель подводит детей к «открытию» способов сравнения предметов – приемам наложения и приложения. Взрослый обращает внимание на правильное использование детьми в речи новых терминов «длинный – короткий», «длиннее – короче», «одинаковые по длине», «высокий – низкий», «выше – ниже», «одинаковые по высоте» (не «проглатывая» окончания слов). Проговаривание терминов можно сопровождать проведением пальчиком или рукой вдоль протяженности предмета.
Геометрические формы. В первый год обучения дети «открывают» для себя названия следующих геометрических фигур: круг, шар, треугольник. Сначала дети учатся различать геометрические фигуры, а потом уже называть их. Дети обследуют формы (круг, треугольник, шар) осязательно двигательным и зрительным путем. При исследовании форм фигур используются следующие приемы: взаимное наложение или приложение фигур (этот прием позволяет четче воспринять особенности фигур, их сходство и различие, выделить их элементы); обследование фигур осязательно двигательным путем и выделение некоторых элементов и признаков фигуры (дети учатся словесно описывать ту или иную фигуру); организация разнообразных действий с фигурами (катать, класть, ставить в разные положения); группировка фигур по размеру, цвету и пр. Может, случиться так, что названия фигур (круга, треугольника, шара) уже присутствуют в активном словаре детей и «ожидаемое» (по сценарию занятия) затруднение не возникает. Однако это не является поводом для игнорирования соответствующих занятий и тем более искусственного навязывания детям затруднения. В таком случае затруднение можно построить, например, на выделении геометрической формы в окружающих предметах, описании общих свойств этих предметов. Так, знакомясь с кругом, дети сначала исследуют предметы круглой формы (пуговицы, монетки и т.п.) и отвечают на вопрос: «Что общего у всех этих предметов?» Дети рассматривают предметы, манипулируют с ними, затем высказывают свои версии. Взрослый подводит детей к тому, что все эти предметы катятся, у них нет углов и делает обобщающий вывод: «И колесо, и пуговица, и тарелка катятся. У них одинаковая форма – круглая». В случае с треугольником воспитатель может смоделировать ситуацию, в которой у детей возникает потребность узнать, почему треугольник называется треугольником. Для закрепления представлений о геометрических фигурах воспитатель побуждает детей находить круг, треугольник и шар в окружающих предметах, выделять и обозначать словом форму предметов в окружающей обстановке (тарелка – круглая, зонтик – треугольный, дерево – треугольное и т.п.).
Пространственно-временные представления. Перед началом работы необходимо проверить, знают ли малыши названия частей своего тела, лица. Только после этого можно начинать учить их определять направление, ориентируясь от себя. Воспитатель уточняет представления детей о пространственных отношениях «на» – «над» – «под», тренирует умение понимать и правильно употреблять слова «на», «над», «под» в речи, создает мотивационные ситуации для формирования представлений детей о положении предмета справа и слева от них. Взрослый моделирует ситуации, когда незнание детьми способа определения, где право, а где лево, делает невозможным достижение их «детской» цели. Например, дети отправляются в лес в гости к зайцу. Идут по дорожке, доходят до развилки. Для того чтобы попасть к зайцу, надо пойти вправо. У детей возникает потребность узнать, как определить, где право, где лево. Через организованный взрослым подводящий диалог дети делают вывод: «то, что находится около правой руки, находится справа, а то, что находится около левой руки, – слева». Чтобы не дезориентировать детей, педагог должен помнить, что в ситуациях, где решается специальная задача по формированию пространственных представлений, нельзя ставить или сажать ребят друг против друга, кругом, так как при этом нарушается однородность восприятия пространства. Развитию ориентации в пространстве способствуют также игры на соотнесение собственной позы со схематическими изображениями. Во второй младшей группе дети учатся работать на плоскости стола, выкладывают раздаточный материал. Начинают понимать, где у листа низ, где верх, где право, где лево.
Содержание психолого – педагогической работы в сфере совершенствования разных сторон речи ребенка
Речевое развитие ребенка связано с умением вступать в коммуникацию с другими людьми, умением слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на нее собственным откликом, адекватными эмоциями, то есть тесно связано с социально-коммуникативным развитием.
Вторая младшая группа (3-4 года)
Содержание образовательной деятельности:
Освоение умений: по инициативе взрослого называть членов своей семьи, знакомых литературных героев и их действия на картинках, разговаривать о любимых игрушках; элементарно договариваться со сверстником о совместных действиях в игровом общении; с помощью воспитателя определять и называть ярко выраженные эмоциональные состояния детей (радуются, смеются, испугались, плачут), учитывать их при общении: пожалеть, развеселить, использовать ласковые слова.
Освоение и использование основных форм речевого этикета в ситуациях общения: приветствие (здравствуйте), просьба (дайте, пожалуйста), благодарность (спасибо), знакомство (как тебя зовут, меня зовут.., давай играть); различать формы обращения ко взрослому и ребенку (здравствуйте — здравствуй); называть детей в группе по именам, использование ласковых форм имен.
Содержание психолого – педагогической работы в сфере приобщения детей к культуре чтения литературных произведений
Вторая младшая группа (3-4 года)
Содержание образовательной деятельности:
Использование в речи: названий предметов и объектов близкого окружения, их назначения, частей и свойств, действий с ними;
- названий действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья);
- названий некоторых качеств и свойств предметов (мягкость, твердость, гладкость и др.; предметы рвутся, бьются, размокают); материалов (глина, песок, бумага, ткань); объектов и явлений природы: растения близкого окружения, овощи и фрукты, домашние животные и некоторые дикие животные и их детеныши.
Понимание значения обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и др.
Воспитание интереса к фольклорным и литературным текстам, желания их слушать. Развитие умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, игр с пальчиками
Основные цели и задачи образовательной деятельности
Вторая младшая группа (3-4 года)
Формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира.
Формировать умения внимательно рассматривать картинку, народную
игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы и объекты, устанавливать связь между предметами и их изображением в рисунке, лепке; понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлечь внимание к некоторым средствам выразительности.
Содержание психолого – педагогической работы по направлению «Художественная литература»
Вторая младшая группа (3-4 года)
Задачи образовательной деятельности
- Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок (в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных.
- Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, стремление внимательно их слушать.
- Развивать умения воспринимать текст, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте, помогать мысленно представлять события и героев, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте.
- Поддерживать желание эмоционально откликаться на чтение и рассказывание, активно содействовать и сопереживать изображенным героям и событиям.
- Привлекать к исполнению стихов, пересказыванию знакомых сказок и рассказов.
Содержание образовательной деятельности
Расширение читательских интересов детей
Проявление радости и удовольствия от слушания и рассказывания литературных произведений, стремление к повторной встрече с книгой.
Восприятие литературного текста
Сосредоточенное слушание чтения и рассказывания взрослого до конца, не отвлекаясь. Проявление эмоционального отклика на чтение и рассказывание взрослого, активного сопереживания изображенным героям и событиям. Понимание содержания произведения и последовательности событий в тексте, выявление наиболее ярких поступков и действий героев, стремление дать им элементарную оценку.
Проявление интереса к иллюстрациям в детской книге. Представление в воображении героев как на основе иллюстраций, так и на основе авторского слова.
Творческая деятельность на основе литературного текста.
Выражение своего отношения к литературному произведению, его героям: в рисунке, при слушании, чтении наизусть текста, в простых играх-драматизациях и играх с персонажами игрушечного настольного, пальчикового театров.
Содержание психолого – педагогической работы по направлению «Музыка»
Вторая младшая группа (3-4 года)
Задачи образовательной деятельности
- Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную
отзывчивость на музыку. - Поддерживать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра
3. Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников.
Содержание образовательной деятельности
Различение некоторых свойств музыкального звука (высоко — низко, громко —тихо). Понимание простейших связей музыкального образа и средств выразительности (медведь — низкий регистр). Различение того, что музыка бывает разная по характеру (веселая — грустная). Сравнение разных по звучанию предметов в процессе манипулирования, звукоизвлечения. Самостоятельное экспериментирование со звуками в разных видах деятельности, исследование качества музыкального звука: высоты, длительности. Различение элементарного характера музыки, понимание простейших музыкальных образов. Вербальное и невербальное выражение просьбы послушать музыку.
Физическое развитие.
Основные цели и задачи образовательной деятельности
Вторая младшая группа (3-4 года)
Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к
физическим упражнениям.
Целенаправленно развивать у детей физические качества: скоростно-силовые, быстроту реакции на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию координации, общей выносливости, силы, гибкости.
Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя.
Развивать умения самостоятельно правильно умываться, причесываться,
пользоваться носовым платком, туалетом, одеваться и раздеваться при незначительной помощи, ухаживать за своими вещами и игрушками
Развивать навыки культурного поведения во время еды, правильно
пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
Содержание психолого – педагогической работы по направлению «Двигательная деятельность»
Вторая младшая группа (3-4 года)
Содержание образовательной деятельности
Порядковые упражнения. Построения и перестроения: свободное, врассыпную,
в полукруг, в колонну по одному, по два (парами), в круг в колонну, парами, находя
свое место в пространстве. Повороты на месте переступанием. Общеразвивающие упражнения. Традиционные двухчастные общеразвивающие упражнения с одновременными и однонаправленными движениями рук, ног, с сохранением правильного положения тела, с предметами и без предметов в различных положениях (стоя, сидя, лежа). Начало и завершение выполнения упражнений по сигналу.
Основные движения. Ходьба. Разные способы ходьбы (обычная, на носках, на месте с высоким подниманием бедра, с заданиями). Ходьба, не опуская головы, не шаркая ногами, согласовывая движения рук и ног. Ходьба «стайкой», в колонне по одному, парами, в разных направлениях, за ведущим по ориентирам; с заданиями: ходьба по кругу, «змейкой», с остановками, с приседанием, с изменением темпа; ходьба между линиями, шнурами, по доске, ходьба и бег со сменой темпа и направления.
Бег, не опуская головы.
Прыжки. Прыжки в длину с места, в глубину (спрыгивание), одновременно отталкиваясь двумя ногами и мягко приземляясь на две ноги; подскоки на месте с продвижением вперед, из круга в круг, вокруг предметов и между ними.
Катание, бросание, метание. Прокатывание мячей, отбивание и ловля мяча кистями рук, не прижимая его к груди; бросание предметов одной и двумя руками вдаль, в горизонтальную и вертикальную цели. Лазание по лестнице-стремянке и вертикальной лестнице приставным шагом, перелезание и пролезание через и под предметами, не касаясь руками пола.
Музыкально-ритмические упражнения. Спортивные упражнения:
катание на трехколесном велосипеде; ступающий шаг и повороты на месте на лыжах; скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрослых.
Подвижные игры. Основные правила в подвижных играх.
Становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами.
Элементарные умения и навыки личной гигиены (умывание, одевание, купание, навыки еды, уборки помещения и др.), содействующие поддержанию, укреплению и сохранению здоровья; элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью. Основные алгоритмы выполнения культурно-гигиенических процедур.
Содержание психолого – педагогической работы по направлению «Двигательная деятельность».
Вторая младшая группа (3-4 года)
Содержание образовательной деятельности
Порядковые упражнения. Построения и перестроения: свободное, врассыпную, в полукруг, в колонну по одному, по два (парами), в круг в колонну, парами, находя свое место в пространстве. Повороты на месте переступанием.
Общеразвивающие упражнения. Традиционные двухчастные общеразвивающие упражнения с одновременными и однонаправленными движениями рук, ног, с сохранением правильного положения тела, с предметами и без предметов в различных положениях
(стоя, сидя, лежа). Начало и завершение выполнения упражнений по сигналу.
Основные движения. Ходьба. Разные способы ходьбы (обычная, на носках, на месте с высоким подниманием бедра, с заданиями). Ходьба, не опуская головы, не шаркая ногами, согласовывая движения рук и ног. Ходьба «стайкой», в колонне по одному, парами, в разных направлениях, за ведущим по ориентирам; с заданиями: ходьба по кругу, «змейкой», с остановками, с приседанием, с изменением темпа; ходьба между линиями, шнурами, по доске, ходьба и бег со сменой темпа и направления.
Бег, не опуская головы.
Прыжки. Прыжки в длину с места, в глубину (спрыгивание), одновременно отталкиваясь двумя ногами и мягко приземляясь на две ноги; подскоки на месте с продвижением вперед, из круга в круг, вокруг предметов и между ними.
Катание, бросание, метание. Прокатывание мячей, отбивание и ловля мяча кистями рук, не прижимая его к груди; бросание предметов одной и двумя руками вдаль, в горизонтальную и вертикальную цели. Лазание по лестнице-стремянке и вертикальной лестнице приставным шагом, перелезание и пролезание через и под предметами, не касаясь руками пола.
Музыкально-ритмические упражнения. Спортивные упражнения:
катание на трехколесном велосипеде; ступающий шаг и повороты на месте на лыжах; скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрослых.
Подвижные игры. Основные правила в подвижных играх.
Становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами.
Элементарные умения и навыки личной гигиены (умывание, одевание, купание, навыки еды, уборки помещения и др.), содействующие поддержанию, укреплению и сохранению здоровья; элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью. Основные алгоритмы выполнения культурно-гигиенических процедур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание: Цели и задачи воспитательной — образовательной работы Средней группы на 2016–2017 учебный год.
Самойлова Марина ВячеславовнаРодительское собрание: Цели и задачи воспитательной — образовательной работы старшей группы на 2016–2017 учебный год.Задачи: познакомить родителей с задач...
Памятка для воспитателей "Постановка цели и задач непосредственно образовательной деятельности в соответствий с ФГОС"
Примерные формулировки образовательных задач НОД по сообщению нового знания с позиций современных принципов организации речевого развития....
"Цели и задачи воспитательно - образовательной работы для детей 5 - 6 лет на 2020 - 2021 учебный год"
Старший дошкольный возраст – какой он?Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается род...
Доклад на тему «Формирование пространственных представлений у детей младшей группы. Соответствие уровня развития у детей программным целям и задачам по образовательным областям ФЭМП
В данном докладе представлены особенности формирования пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения...
ПАМЯТКА для воспитателей ДОУ «Постановка цели и задач организованной образовательной деятельности»
Рекомендовано для воспитателей ДУ...