Доклад на тему «Формирование пространственных представлений у детей младшей группы. Соответствие уровня развития у детей программным целям и задачам по образовательным областям ФЭМП
методическая разработка (младшая группа)

В данном докладе представлены особенности формирования пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Формирование пространственных представлений у детей младшей группы. Соответствие уровня развития у детей программным целям и задачам по образовательным областям ФЭМП»

Отношения и взаимосвязи между предметами и явлениями принято считать пространственными характеристиками. Различают следующие параметры:

  • Величина предметов и их изображений;
  • Форма;
  • Протяженность;
  • Расположение предметов относительно воспринимаемого объекта, относительно друг друга;
  • Объемность.

Пространственная ориентировка – это особый вид восприятия, который обеспечивает единство работы различных анализаторов: зрительный, осязательный и слуховой и др. Также требуется определенный уровень аналитико-сентетического мышления у детей. При этом важно научить понимать значение слов и использовать соответствующую терминологию: впереди-сзади, далеко-близко, здесь-там, верх-низ, слева-справа. Развитие пространственного мышления формирует объемный мир ребенка, помогает ему ориентироваться в мире. Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Они хотя и возникают рано, но являются более сложным процессом, чем умение различать качества предметов.

Для детей основной путь развития – это обобщение через свой чувственный опыт. Ориентировка в пространстве включается во все виды деятельности, но особо важная роль отведена игре. Игра – занимательный, доступный вид деятельности. Наиболее благоприятные условия создаются в специально организованных играх. Посредством игры можно вызвать интерес детей. В развитие пространственных представлений особую роль играют прогулки, экскурсии, подвижные игры, физические упражнения и практическая ориентировка в групповой комнате, помещении детского сада, на участке. Специализированные занятия дают возможность реализовать программные требования, уточнить, упорядочить, расширить представления. Задачи по развитию пространственных представлений решаются на занятиях в форме упражнений, дидактических игр. Упражнения подбираются тщательно, проводятся систематически, с постепенным усложнением.

Дети дошкольного возраста с трудом усваивают такие понятия как: слева-справа, вверх-вниз и др., необходимые для правильной ориентации в пространстве. Эти проблемы становятся очевидны с началом обучения писму, рисованию и др. Такие проблемы присуще как нормально развивающимся детям, так и с зрительной патологией, леворуким детям.

Система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений включает в себя:

  1. Ориентировку на себе, схема собственного тела по вертикальной оси, анализируется расположение всех основных составляющих тела;
  2. Ориентировка на внешних объектах, выделение различных сторон предмета;
  3. Освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям вперед-назад, верх-низ, направо-налево;
  4. Определение расположения предметов в пространстве от себя, когда исходная точка отсчета фиксируется на самом объекте;
  5. Определение собственного положения в пространстве относительно различных объектов;
  6. Определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга.

Работа с маленькими детьми начинается с ориентировки на себя своего тела соответствующим им пространственным направлениям. Впереди – там где лицо позади сзади, где спина справа-направо-где правая рука, тоже с левой правой рукой, держат ложку, кисточку, карандаш и так далее – показ корректируется, произносится по необходимости.

Важной ведущей задачей считается различение правой и левой руки. На основе знаний своего тела т.е. ориентируясь на себе, возможна ориентировка от себя, умение правильно показывать, называть, двигаться вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево. Ребенок должен устанавливать положения того или иного предмета по отношению к себе.

Впереди меня-доска, позади –шкаф, справо-дверь, слева – окно, вверху –потолок, внизу –пол.

Упражнения по различению основных пространственных направлений должны сочетаться с определением местоположения предметов. Проводятся игры, упражнения, рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций, где отражены различные варианты пространственных отношений между предметами, учат правильно отражать их в речи, широко использовать предлоги: в, на, под, наречия: около, перед и др.

Важно создать развивающую среду в окружении ребенка. Она включает в себя:

  • Комплексное психолого-педагогическое воздействие в разных видах деятельности;
  • Специально организованную деятельность, упражнения, дидактические игры, утренняя и пальчиковая гимнастика;
  • Вне занятий- игры и упражнения, поручения, режимные моменты и др. виды деятельности, конструирование, аппликация, физкультурные и музыкальные занятия.

Совместная работа с родителями и тесное взаимодействие педагогов, тифлопедагога, психолога, музыкального и физкультурного работников, обеспечит успешное формирование и развитие пространственных представлений.

При работе с детьми с нарушением зрения, слабовидящим детям необходим учет и рекомендации офтальмолога:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию "Формирование пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста".

Особенности формирования пространственных представлений у дошкольников....

Формирование пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Методическая разработка для детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ по формированию пространственных представлений....

Тема: «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

1.   Актуальность рассмотрения вопроса об изучении состояния пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития обусловлена рядом причин психолого-педагогического ...