Дополнительная общеразвивающая программа «ТикоЛэнд» для детей 4-5 лет
рабочая программа (средняя группа)
Введение в систему дошкольного образования ФГОС ДО открывает для педагогов большие возможности использования новых педагогических технологий, методик, различных средств, видов дидактического материала. Одним из наиболее интересных и актуальных средств развития детей на сегодняшний день является конструирование. Обучение конструированию, по мнению Белошистой А.В., способствует как формированию общих конструктивных умений, способствующих развитию конструктивного стиля мышления, так и в целом развитию всех познавательных процессов детей дошкольного возраста (мышление, внимание, воображение, восприятие).
Конструирование можно отнести к продуктивным видам деятельности, так как его результат – конкретный продукт. Таким образом, у ребенка развивается мелкая моторика, творческие способности.
При правильно организованной деятельности у детей развиваются такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, умение делать умозаключения и обобщения. Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений, что создает предпосылки математического развития (освоение форм, величин, времени).
Конструирование является актуальной деятельностью, т.к., конструируя, дети мысленно представляют, какой будет постройка, и заранее планируют, как будут выполнять и в какой последовательности - таким образом, развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tikolend.doc | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Сказка», филиал Автономного учреждения дошкольного образования
муниципального образования Заводоуковский городской округ
«Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
решением Директор
педагогического совета ______________ О.А. Шахова
№ 03 от 30.09.2020 года «____»________________2020
Дополнительная общеразвивающая программа
«ТикоЛэнд»
для детей 4-5 лет
Специалист:
воспитатель Иванова А.А.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка…………………………………………………………………...….3
II. Цель, задачи……………………………………………………………………………....….4
III. Учебно-тематический план…………………………………………………………....…...4
IV. Содержание программы……………………………………………………………….…..26
V. Годовой календарный учебный график…………………………………………………...26
VI. Организационно-педагогические условия реализации программы…………….……....27
VII. Планируемые результаты………………………………………………………………...27
VIII. Оценочные и методические материалы………………………………………………...27
- Формы контроля………………………………………………………………………..…….27
- Критерии отслеживания усвоения программы………………………………………..……27
- Литература……………………………………………………………………………….……28
- Пояснительная записка
Введение в систему дошкольного образования ФГОС ДО открывает для педагогов большие возможности использования новых педагогических технологий, методик, различных средств, видов дидактического материала. Одним из наиболее интересных и актуальных средств развития детей на сегодняшний день является конструирование. Обучение конструированию, по мнению Белошистой А.В., способствует как формированию общих конструктивных умений, способствующих развитию конструктивного стиля мышления, так и в целом развитию всех познавательных процессов детей дошкольного возраста (мышление, внимание, воображение, восприятие).
Конструирование можно отнести к продуктивным видам деятельности, так как его результат – конкретный продукт. Таким образом, у ребенка развивается мелкая моторика, творческие способности.
При правильно организованной деятельности у детей развиваются такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, умение делать умозаключения и обобщения. Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений, что создает предпосылки математического развития (освоение форм, величин, времени).
Конструирование является актуальной деятельностью, т.к., конструируя, дети мысленно представляют, какой будет постройка, и заранее планируют, как будут выполнять и в какой последовательности - таким образом, развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.
Актуальность программы. Несмотря на то, что многие образовательные программы дошкольного образования содержат раздел «Конструирование», однако прописанная в них деятельность, основывается в основном на конструировании и моделировании из бумаги, строительного или природного материала. Среди материалов, используемых для организации детского конструирования, педагогами редко используются готовые наборы универсальных развивающих конструкторов. Наиболее универсальными и развивающими является «ТИКО-конструктор», который обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию.
Технология ТИКО-моделирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:
1. Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей:
- познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО-конструктора;
- физическое развитие: координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук;
- социально-коммуникативное: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
2. Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), так как процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр;
3. Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально- активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
Новизна программы «ТикоЛэнд» заключается в использовании развивающего конструктора ТИКО как инструмента для обучения дошкольников конструированию, развитию пространственного и логического мышления на играх-занятиях. ТИКО – это трансформируемый игровой конструктор для обучения, разработанный отечественным производителем ЗАО «НПО РАНТИС» по рекомендациям Российской академии образования. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур, что вызывает безграничное желание ребенка конструировать из ТИКО-конструктора и способствует развитию пространственных представлений.
Принципы содержания программы:
- Системности – занятия проводят в системе в течение всего учебного процессе;
- Последовательности – знания давать постепенно, без перегрузки, с нарастающим объемом информации;
- Принцип творчества – программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития технического творчества детей;
- Принцип научности – детям сообщаются знания о форме, цвете.
- Принцип доступности – учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- Принцип сравнений и выбора – разнообразие вариантов заданной темы.
II. Цель, задачи
Цель: Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством конструирования из ТИКО-конструктора
Задачи:
- Развивать познавательные процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, речь) и приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
- Развивать навыки пространственного ориентирования;
- Систематизировать знания детей о геометрических представлениях;
- Способствовать формированию умений конструировать по схеме и по собственному замыслу;
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
- Учебно-тематический план
Месяц | № п/п | Тема занятия | Задачи | Приемы | Материал |
Октябрь | 1 | Диагностика | Выявить уровень первоначальных конструкторских умений | ||
2 | «Встреча с зайчонком ТИКО | 1. Учить соединять ТИКО-детали. 2. Учить конструировать ТИКО – фигуры по схеме. 3. Познакомить с многоугольниками. | - Загадка про зайца. - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор, Схемы дорожек на каждого ребёнка. Схема «Зайца» (приложение 2 схема №1) | |
3-4 | «Правила безопасного поведения на дорогах» | 1. Продолжить работу по умению соединять ТИКО-детали. 2. Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор Образец пешеходного перехода. (приложение 4 схема №1) Образец плоскостной фигуры «Машины (приложение 2 схема №33,34,35). | |
5 | «Угощенье для зайчика» | 1. Продолжать работу по умению соединять ТИКО- детали. 2. Продолжать конструировать ТИКО - фигуры по схеме. 3. Формировать умение создавать фигуры путем замещения. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор, Схемы зайца и морковки (приложение: 2 схема №36, 2) Схемы за замещение фигур - (Приложение 5) | |
6 | «Прогулка в осенний лес» | 1. Совершенствовать умение соединять ТИКО-детали, конструировать объёмные ТИКО фигуры. 2. Учить выполнять слуховой диктант ТИКО моделирование 3. Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор, Объемные фигуры (Приложение:3 схема №5, 6, 9, 10) Слуховой диктант (Приложение 6 схема №1) | |
7 | «Как Белочка с друзьями готовится к зиме» | 1. Закреплять умение соединять ТИКО-детали. 2. Закреплять умение конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по образцу. 3. Развивать игровое общение детей в процессе созданию коллективной работы. 4. Формировать умение создавать фигуры путем замещения | - Загадка про животных. - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор, Образцы плоскостных ТИКО фигур (белочка, медведь, ёжик, зайчик, лиса, волк) - (Приложение 4 - схема №2, №3, №4, №5, №6, №7) Схемы за замещение фигур - (Приложение 5) | |
8 | «Приключение волка» | 1. Совершенствовать умение конструировать ТИКО – фигуры по схеме. 2. Формировать умение декодировать информацию путем раскрашивания деталей, имеющихся на схеме фигуры (дети конструируют фигуру по схеме, а затем раскрашивают схему) 3. Формировать коммуникативные навыки в процессе работы с ТИКО - фигурами | - Загадки про волка и собаку. - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор, Цветные карандаши на каждого ребёнка. Схемы плоскостных ТИКО фигур (Волк и собака) - (Приложение:2 схема №22) Схемы для раскрашивания - (Приложение 8 схема №2) | |
Итого | 8 | ||||
Ноябрь | 1-2 | Наши пернатые друзья | 1.Продолжать работу по умению соединять ТИКО-детали. 2.Продолжать конструировать ТИКО-фигуры по схеме. 3. Закреплять представления о геометрических фигурах. | - Загадки про птиц. - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор. Плоскостная схема (птицы) (Приложение 2 схема№32 |
3 | Путешествие в зоопарк | 1.Закреплять умения соединять ТИКО-детали. 2. Закреплять умение работать с конструктором. 3. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур. | - Загадки про диких и домашних животных. - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор. Образцы плоскостных фигур (белка, медведь, ёж, заяц, лиса, волк) (приложение 4 схема №2, 3, 4, 5, 6, 7) Схема плоскостных фигур (лошадь, утка, корова, баран, цыпленок. (приложение 2 схема №31, 30, 28, 19, 27) | |
4 | «Прогулка кота Тимофея на автомобиле по городу Заводоуковску» | 1. Формировать умение выполнять слуховой диктант ТИКО моделирование 2. Закреплять умение различать многоугольники. 4. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор, Слуховой диктант - (Приложение 6 схема №2) Технологическая карта на каждого ребёнка (автомобиль) - (Приложение 9 схема №2) | |
5 | Дикие животные наших лесов | 1. Закреплять умение соединять ТИКО-детали. 2. Закреплять умение конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по образцу 3.Формировать коммуникативные навыки в процессе работы с ТИКО-фигурами. | - Чтение стихотворения про животных - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор. Образцы плоскостных ТИКО фигур (белка, медведь, ежик, заяц, лиса, волк) (приложение 4 схема № 2, 3, 4, 5, 6, 7) | |
6-7 | Домашние животные | 1. Закреплять умение соединять ТИКО-детали. 2. Закреплять умение конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по образцу 3.Формировать коммуникативные навыки в процессе работы с ТИКО-фигурами. | - Загадки про домашних животных. - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор. Схемы плоскостных фигур (лошадь, утка, корова, баран, цыпленок, кот) ( Приложение 2 схема №31, 30, 28, 19, 27) | |
8 | В гостях у мышонка | 1. Закреплять умение соединять ТИКО-детали. 2. Закреплять умение конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по образцу. 3. Развивать игровое общение детей в процессе созданию коллективной работы. 4. Формировать умение создавать фигуры путем замещения | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Схема плоскостная: мышонок. Схемы за замещение фигур - (Приложение 5) Образцы плоскостных ТИКО фигур (белочка, медведь, ёжик, зайчик, лиса, волк) - (Приложение 4 - схема №2, №3, №4, №5, №6, №7) | |
Итого | 8 | ||||
Декабрь | 1-2 | «Зимние забавы» | 1. Закреплять умение выполнять слуховой диктант ТИКО моделирование 2. Учить декодировать информацию путем раскрашивания деталей, имеющихся на схеме фигуры 3. Учить конструировать объёмные ТИКО – фигуры по образцу. 4. Совершенствовать коммуникативные навыки в процессе создания коллективной работы | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор, цветные карандаши на каждого ребёнка слуховой диктант - (Приложение 6 схема №6) Схема для раскрашивания (снежинка) - (Приложение 8 Схема №10) Образцы объёмных фигур (горка, качели) - (Приложение: 3 схема № 11, 12, 13, 14) |
3 | «Приключение зайчонка ТИКО в зимнем лесу» | 1. Формировать умение конструировать по контурным схемам 2. Совершенствовать умение конструировать плоскостные ТИКО фигуры по схеме и объёмные фигуры по образцу. 3. Закреплять умение находить и называть заданные многоугольники. 4. Совершенствовать умение взаимодействовать в процессе создания коллективной работы | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор, цветные карандаши на каждого ребёнка. Контурная схема (волк) - (Приложение 7 схема №10) Образец объёмных фигур (деревья) – (Приложение:3 схема №8, 9, 10) Плоскостная схема (птицы) - (Приложение 2 схема №32) | |
4 | «Уборка снега на дорогах» | 1. Совершенствовать умение конструировать объёмные ТИКО-фигуры. 2. Закреплять умение конструировать ТИКО-фигуры по слуховому диктанту 3. Формировать умение сравнивать геометрические фигуры и выделять их свойства. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор Образец объёмных фигур (снегоуборочная машина, трактор) - (Приложение 3 схема №16,15) Слуховой диктант - (Приложение:6 схема №7) | |
5-6 | «Игрушки для новогодней ёлки» | 1. Закреплять умение работа с контурными схемами. 2. Формировать умение создавать объемные ТИКО- фигуры по собственному замыслу. 3. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур. | - Загадка про новогодние игрушки. - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор, Контурные схемы (конфета, снежинка, снеговик, звезда) - (Приложение 7 схема №24, 35, 37, 38) | |
7 | Кормушка для птиц | 1. Продолжать работу по умению соединять ТИКО- детали. 2. Продолжать конструировать ТИКО - фигуры по схеме. 3. Совершенствовать умение конструировать объёмные ТИКО фигуры. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор. | |
8 | Собираемся на маскарад (очки, маски) | 1.Закреплять умение соединять ТИКО-детали. 2. Закреплять умение конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по образцу. 3. Формировать коммуникативные навыки в процессе работы с ТИКО-фигурами. | - Чтение стихотворения про маскарад. - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор. | |
Итого | 8 | ||||
Январь | 1 | «Весёлая ферма» | 1. Познакомить детей с приёмом «превращения» плоскостной фигуры в объёмную конструкцию. 2. Продолжать конструировать ТИКО - фигуры по схеме. 3. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к окружающим и друг к другу. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор, Технологическая карта «Собака» - (Приложение 9 схема№1) Схемы плоскостных фигур (лошадь, кот, цыпленок, баран, корова, утка) - (Приложение 2 схема №31, 30, 28, 19, 27) |
2 | «Загадки от зайчонка ТИКО» | 1. Закреплять умение работа с контурными схемами 2. Закреплять умение декодировать информацию путем раскрашивания деталей, имеющихся на схеме фигуры. 3. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур. | - Загадки про животных - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор, цветные карандаши на каждого ребёнка. Контурные схемы (заяц, медведь, волк, лиса, ёж, белка) - (Приложение 7 схема №11, 18, 15, 16) Схемы для закрашивания - (Приложение 8 схема №6) | |
3-4 | «Что перепутал художник» | 1. Закреплять умение работа с контурными схемами 2. Закреплять умение создавать фигуры путем замещения 3. Закреплять умение декодировать информацию путем раскрашивания деталей, имеющихся на схеме фигуры | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор, цветные карандаши на каждого ребёнка. Схемы плоскостных фигур (дикие и домашние животные) - (Приложение 2 схема №3, 7, 12, 17, 19, 23) Схемы для замещения - (Приложение 5) Схемы для закрашивания - (Приложение 8 схема №4) | |
5 | Весёлые человечки | 1. Закреплять умение соединять ТИКО-детали. 2. Закреплять умение конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по образцу 3.Формировать коммуникативные навыки в процессе работы с ТИКО-фигурами. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор. Схемы плоскостных фигур (приложение 2 схема №42, 43) | |
6 | Дикие животные наших лесов | 1. Закреплять умение соединять ТИКО-детали. 2. Закреплять умение конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по образцу 3.Формировать коммуникативные навыки в процессе работы с ТИКО-фигурами. | - Загадка про диких животных. - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Образцы плоскостных фигур (белка, медведь, ёж, заяц, лиса, волк) (приложение 4 схема №2, 3, 4, 5, 6, 7) | |
Итого | 6 | ||||
Февраль | 1 | «Мебель для медвежонка» | 1. Закреплять умение выполнять слуховой диктант ТИКО моделирование 2. Совершенствовать умение конструировать объёмные ТИКО – фигуры по образцу. 3. Закреплять умение создавать фигуры путем замещения | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор, Слуховой диктант - (Приложение 6 схема №4) Образцы объёмных фигур (шкаф, пуфик) - (Приложение 3 схемы №26, 24) Схемы для замещения - (Приложение 5) |
2-3 | «Мебель для медвежонка» | 1. Совершенствовать умение конструировать объемные фигуры. 2. Закреплять умение создавать фигуры путем замещения. 3. Закреплять умение декодировать информацию путем решения логических задач. 4. Совершенствовать коммуникативные умения детей в процессе объединения фигур в единую сюжетную линию | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор, цветные карандаши на каждого ребёнка. Образцы объёмных фигур (стул, стол, диван, кровать) - (Приложение 3 схема №23, 25, 27, 29) Схемы для замещения - (Приложение 5) Логические задачи - (Приложение 8 схема №3) | |
4 | «Ковёр для мышонка» | 1. Формировать умение создавать узоры по образцу 2. Закрепить представление детей о многоугольниках. 3. Закреплять умение кодировать и декодировать информацию путем решения логических задач 4. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор, цветные карандаши на каждого ребёнка. Схема плоскостная: мышонок. Схемы узоров и орнаментов - (Приложение 4 схемы №9, 10, 11, 12) Схемы логических задач - (Приложение 8 схема №13) | |
5 | Корабль | 1. Продолжать работу по умению соединять ТИКО- детали. 2. Продолжать конструировать ТИКО - фигуры по схеме. 3. Совершенствовать умение конструировать объёмные ТИКО фигуры. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Схемы образцы ТИКО фигур (корабль) (Приложение 2 схема №37, 38,39; Приложение 3 схема №17, 18, 19, 20, 21, 22) | |
6 | Подводная лодка | 1. Совершенствовать умение соединять ТИКО-детали. 2. Совершенствовать умение конструировать ТИКО – фигуры по схеме. 3. Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур. 4. Конструировать объемные ТИКО-фигуры по образцу. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор. | |
7 | Аэропорт | 1. Продолжать работу по умению соединять ТИКО- детали. 2. Продолжать конструировать ТИКО - фигуры по схеме. 3. Совершенствовать умение конструировать объёмные ТИКО фигуры. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор. | |
8 | «Подарок папе» | 1. Закреплять умение выполнять слуховой диктант ТИКО моделирование 2. Совершенствовать умения выделять и называть свойства геометрической фигуры. 3. Совершенствовать умение конструировать по схеме и по образцу. 4. Закреплять умение создавать фигуры путем замещения . | - Загадки про папу. - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор, Слуховой диктант - (Приложение 6 схема №5) Схемы и образцы ТИКО фигур (корабль, самолет, ракета) - (Приложение 2 схема №37,38,39. 40, 41; Приложение 3 схема №18, 19, 17, 20, 21, 22) Схемы для замещения - (Приложение 5) | |
Итого | 8 | ||||
Март | 1 | «Подарок маме» | 1. Закреплять умение выполнять слуховой диктант ТИКО моделирование 2. Совершенствовать умения выделять и называть свойства геометрической фигуры. 3. Совершенствовать умение конструировать по схеме и по образцу. 4. Закреплять умение создавать фигуры путем замещения . | - Загадки про маму. - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор, Слуховой диктант - (Приложение 6 схема №5) Схемы и образцы ТИКО фигур (вазы, цветы) - (Приложение 2 схема №37,38,39. 40, 41; Приложение 3 схема №18, 19, 17, 20, 21, 22) Схемы для замещения - (Приложение 5) |
2-3 | Театрализация сказки «Коза дереза» | 1. Развивать способность использовать ТИКО- конструкции в рассказывании сказки. 2. Совершенствовать умение конструировать по схеме и по образцу. 3. Формировать умение планировать совместную деятельность, распределять обязанности и получать ожидаемый результат | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор Схемы и образцы фигур к заданной сказке - (Приложение 3 схема №31; Приложение 2 схема №42, 43, 29 | |
4-5 | Русская народная сказка «Заюшкина избушка» | 1. Закреплять способность использовать ТИКО- конструкции в рассказывании сказки. 2. Формировать умение осуществлять выбор контурных схем для конструирования. 3. Формировать умение планировать совместную деятельность, распределять обязанности и получать ожидаемый результат | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор. Контурные схемы (Заяц, волк, медведь, лиса, петух, собака, ёлочки) - (Приложение 7 схема №14, 10, 9, 5, 2, 25, 26) | |
5-6 | Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок» | 1. Закреплять способность использовать ТИКО- конструкции в рассказывании сказки 2. Формировать умение осуществлять выбор контурных схем для конструирования. 3. Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор, Схемы и образцы фигур к заданной сказке. | |
7 | Город Заводоуковск | 1. Совершенствовать умение соединять ТИКО-детали. 2. Совершенствовать умение конструировать ТИКО – фигуры по схеме. 3. Конструировать объемные ТИКО-фигуры по образцу. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор. | |
8 | Кормушка для птиц | 1. Совершенствовать умение соединять ТИКО-детали. 2. Совершенствовать умение конструировать ТИКО – фигуры по схеме. 3. Формировать коммуникативные навыки в процессе работы с ТИКО-фигурами. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор. | |
Итого | 8 | ||||
Апрель | 1-2 | Русская народная сказка «Маша и медведь» | 1. Закреплять способность использовать ТИКО - конструкции в рассказывании сказки 2. Закреплять умение осуществлять выбор фигуры и самостоятельно конструировать по образцу и по схеме. 3. Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор Образцы объёмных фигур: ёлочки, домик, пенёк, кузовок – (Приложение 3 схема №10, 1, 23, 28) Схемы плоскостных фигур: медведь, Машенька, дедушка и бабушка - (Приложение 2 схема №11, 43, 42; |
3 | «Весна пришла» | 1. Совершенствовать умение конструировать по контурным схемам 2. Закреплять умение декодировать информацию путем решения логических задач. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор, цветные карандаши на каждого ребёнка Контурная схема (кораблик) – (Приложение 7 схема №29) Схемы логических задач - (Приложение 8) Схемы для замещения – (Приложение 5) | |
4 | «Ракета» | 1. Закреплять умение создавать объемную фигуру из плоской, используя прием «превращения». 2. Совершенствовать способности конструировать плоскостные ТИКО - конструкции по схеме, объёмные ТИКО – конструкции по образцу. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор, Технологическая карта: ракета - (Приложение 9 схема №9) Схемы плоскостных фигур на выбор. | |
5 | «Кого встретил зайчонок ТИКО в весеннем лесу» | 1. Закреплять умение выполнять слуховой диктант ТИКО моделирование 2. Закреплять умение конструировать плоскостные ТИКО-конструкции по схеме, объёмные ТИКО –конструкции по образцу. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор, Слуховой диктант - (Приложение 6 схема №3) Схемы плоскостных и объёмных фигур на выбор (дикие животные и птицы) - (Приложение 2 схема №4, 5, 8, 9, 10, 13, 16; Приложение 3 схема №30) | |
6 | Космические дали | 1. Продолжать работу по умению соединять ТИКО- детали. 2. Продолжать конструировать ТИКО - фигуры по схеме. 3. Совершенствовать умение конструировать объёмные ТИКО фигуры. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор. Технологическая карта на каждого ребенка (шар) (Приложение 9 схема №4) | |
7 | Планетарий | 1. Совершенствовать умение соединять ТИКО-детали. 2. Совершенствовать умение конструировать ТИКО – фигуры по схеме. 3.Конструировать объемные ТИКО-фигуры по образцу. 4. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к окружающим и друг другу. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор | |
8 | Цветы весны | 1. Совершенствовать умение соединять ТИКО-детали. 2. Совершенствовать умение конструировать ТИКО – фигуры по схеме. 3. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к окружающим и друг другу. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор | |
Итого | 8 | ||||
Май | 1 | «Насекомые и рыбы» | 1. Совершенствовать умение осуществлять замысел, работать с контурными схемами 2.Продолжать учить конструировать плоскостные и, объёмные ТИКО –конструкции по собственному замыслу. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Контурные схемы насекомых. Схемы плоскостных и объёмных фигур на выбор. |
2-3 | «День победы» | 1. Совершенствовать умение осуществлять замысел, планировать и получать результат | - Чтение стихотворения о войне. - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор, Контурные схемы (военная техника) - (Приложение 7 схема №27, 28, 31, 32, 33, 34) | |
4 | Подводная лодка | 1. Совершенствовать умение соединять ТИКО-детали. 2. Совершенствовать умение конструировать ТИКО – фигуры по схеме. 3.Конструировать объемные ТИКО-фигуры по образцу. 4. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к окружающим и друг другу. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор. | |
5 | Корабль | 1. Продолжать работу по умению соединять ТИКО- детали. 2. Продолжать конструировать ТИКО - фигуры по схеме. 3. Совершенствовать умение конструировать объёмные ТИКО фигуры. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор. Схемы и образцы ТИКО фигур (корабль) (приложение 2 схема № 37, 38, 39; Приложение 3 схема № 17, 18, 19, 20, 21, 22) | |
6 | Прогулка по Красной площади | 1. Продолжать работу по умению соединять ТИКО- детали. 2. Продолжать конструировать ТИКО - фигуры по схеме. 3. Совершенствовать умение конструировать объёмные ТИКО фигуры. | - Рассматривание иллюстрации Красной площади. - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор. Образец объемной фигуры (Кремль и Софийский собор) (приложение 3 схема №4 | |
7 | По замыслу. | 1.Развивать творческие способности через конструирование. 2.Закрепить умение работать с конструктором. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор. | |
8 | Диагностика | Определить уровень сформированности конструкторских умения | |||
Итого | 8 | ||||
Июнь | 1 | Животные жарких стран | 1. Совершенствовать умение соединять ТИКО-детали. 2. Совершенствовать умение конструировать ТИКО – фигуры по схеме. 3. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор |
2 | Путешествие по Африке | 1. Закреплять умение соединять ТИКО-детали. 2. Закреплять умение конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по образцу 3.Формировать коммуникативные навыки в процессе работы с ТИКО-фигурами. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор | |
3 | Участок детского сада | 1.Продолжать работу по умению соединять ТИКО-детали. 2. Продолжать конструировать ТИКО-фигуры по схеме. 3. Конструировать объемные ТИКО-фигуры по образцу. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор. | |
4 | Аквапарк | 1. Продолжать работу по умению соединять ТИКО- детали. 2. Продолжать конструировать ТИКО - фигуры по схеме. 3. Совершенствовать умение конструировать объёмные ТИКО фигуры. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор | |
5 | «Насекомые и рыбы» | 1. Совершенствовать умение осуществлять замысел, работать с контурными схемами 2.Продолжать учить конструировать плоскостные и, объёмные ТИКО –конструкции по собственному замыслу. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Контурные схемы насекомых. Схемы плоскостных и объёмных фигур на выбор. | |
6-7 | Город будущего | 1. Продолжать работу по умению соединять ТИКО- детали. 2. Продолжать конструировать ТИКО - фигуры по схеме. 3. Совершенствовать умение конструировать объёмные ТИКО фигуры. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор. | |
8 | По замыслу. | 1.Развивать творческие способности через конструирование. 2.Закрепить умение работать с конструктором. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор. | |
Итого | 8 | ||||
Июль | 1 | Водные обитатели | 1. Закреплять умение соединять ТИКО-детали. 2. Закреплять умение конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по образцу 3.Формировать коммуникативные навыки в процессе работы с ТИКО-фигурами. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор. |
2-3 | Русская народная сказка. «Колобок» | 1. Закреплять способность использовать ТИКО - конструкции в рассказывании сказки 2. Закреплять умение осуществлять выбор фигуры и самостоятельно конструировать по образцу и по схеме. 3. Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор. Схемы плоскостных фигур: медведь, дедушка, бабушка (приложение 2 схема № 11, 42, 43) Схемы плоскостных фигур заяц, лиса, волк (приложение 4 схема № 5, 6, 7) | |
4 | На арене цирка. Тумбы для дрессированных животных | 1. Совершенствовать умение соединять ТИКО-детали. 2. Совершенствовать умение конструировать ТИКО – фигуры по схеме. 3. Продолжать развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур. 4. Закреплять представления о геометрических фигурах. | - Чтение стихотворения про цирк - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор. | |
5-6 | Парк аттракционов | 1. Продолжать работу по умению соединять ТИКО- детали. 2. Продолжать конструировать ТИКО - фигуры по схеме. 3. Совершенствовать умение конструировать объёмные ТИКО фигуры. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор. | |
7 | Соберём лукошко (корзина для ягод и цветов) | 1. Продолжать работу по умению соединять ТИКО- детали. 2. Продолжать конструировать ТИКО - фигуры по схеме. 3. Совершенствовать умение конструировать объёмные ТИКО фигуры. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор. | |
8 | По замыслу. | 1.Развивать творческие способности через конструирование. 2.Закрепить умение работать с конструктором. | - Рассматривание схем. - Показ образца и объяснение выполнения фигуры. - Выполнение задания детьми | Конструктор. | |
Итого | 8 |
№ п/п | Название раздела | Содержание раздела | Количество часов | |
теория | практика | |||
1. | Вводное занятие | Знакомство с ТИКО-конструктором | 2 | 2 |
2. | Овладение ТИКО-конструктором | Показ педагога и объяснение как работать с ТИКО-конструктором | 7 | 63 |
3. | Диагностика | Выявление уровня развития навыков и умений приобретенных в процессе работы | 2 | 2 |
Итого: | 78 |
- Содержание программы
Программа «ТикоЛэнд» разработана для детей 4-5 лет. Занятия проводятся во второй половине дня по 15-20 минут.
Структура занятия
ЧАСТЬ 1. Вводная
Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
Основные процедуры работы – игры по темам, например, игра «Что бывает такого цвета».
ЧАСТЬ 2. Продуктивная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игровое общение, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание схем, плоскостных и объёмных фигур.
ЧАСТЬ 3. Завершающая
Цель этой части занятия: закрепление полученных знаний посредством создания коллективной работы. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом. На практических занятиях организуется мини-выставка работ. На каждом занятии проводится физминутка.
Методы и формы:
Конструкторы ТИКО могут использоваться в различных формах организации детей:
− в индивидуальной работе с детьми (в том, числе коррекционной)
− в совместной деятельности воспитателя и детей (фронтальной или подгрупповой/коллективной) с целью закрепления и уточнения представлений детей:
- как составная часть занятия;
- как элемент занимательности в досуговой деятельности детей;
- при организации коллективной деятельности детей, когда дети объединяются в мини-группы для выполнения заданий;
− при организации парной работы детей в виде совместного выполнения одного задания или индивидуального выполнения разных заданий с последующей взаимопроверкой;
− при организации самостоятельной деятельности детей, путем обогащения предметно-развивающей среды и при условии косвенного руководства деятельностью детей;
− при проведении мониторинга (диагностики актуального уровня развития детей в конструктивной деятельности) с целью корректировки педагогических действий при оценке эффективности реализации индивидуального маршрута развития ребенка.
- Годовой календарный учебный график
Объем образовательной нагрузки | |
В неделю | 2 |
В месяц | 8 |
В год | 78 |
Время проведения образовательной деятельности | 15-20 мин. |
- Организационно-педагогические условия реализации программы
- Конструктор ТИКО.
- Цветные карандаши.
- Схемы для раскрашивания.
- Схемы плоскостных фигур.
- Схемы объемных фигур.
- Образцы объемных фигур.
- Контурные схемы.
- Технологическая карта.
- Планируемые результаты:
По завершению реализации программы дети:
- различают и называют фигуры;
- конструируют плоскостные и объемные геометрические фигуры;
- ориентируются в пространственных понятиях;
- конструируют игровые фигуры по схеме и по собственному замыслу;
- имеют представление о правилах составления узоров и орнаментов;
- конструируют объемные геометрические фигуры, и объединяют их в единую сюжетную линию;
- воспринимают вербальную инструкцию и воспроизводят ее в конструктивных действиях;
- создают коллективные сюжетные композиции
- взаимодействуют в парах и мини группах при воплощении конструктивного замысла;
- Оценочные методические материалы
Формы контроля
1. Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
2. Тематические выставки в ДОУ.
3. Участие в выставках и конкурсах различного уровня.
4. Оформление развивающей среды в группе и т.д.
Критерии отслеживания усвоения программы
По методике «Диагностика конструктивных способностей» Фешиной Е.В.
№ | Ф. И. ребенка | Называет цвет деталей | Называет детали, переводит в плоскость (геометрическая фигура) и обратно | Скрепляет детали | Строят элементарные постройки по творческому замыслу | Строит по образцу | Строит по схеме | Называет детали, изображение по карточке | Умеет рассказывать о постройке | |||||||||
н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. |
Н. – начало года
К. – конец года
Литература:
1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006.
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. – М.: Дрофа, 2006.
3. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.
4. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.- метод. центр образоват. робототехники. – М: Изд.-полиграф. Центр «Маска», 2013.
5. Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.
6. Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
7. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа «Бодрячок» для детей 3-7 лет срок реализации 4 года Выполнил инструктор по физической культуре Елисеева М.В.
Дополнительная общеразвивающая программа«Бодрячок»для детей 3-7 летсрок реализации 4 годаВыполнил инструктор по физической культуре Елисеева М.В....
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей плаванию "Будь здоров, малыш!"
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей плаванию "Будь здоров, малыш!"...
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста " Капитошка"
Программа кружка "Капитошка" предполагает развитие ребёнка в самых различных направлениях: эмоциональный интеллект, образное, пространственное, не стандартное мышление, развитие волевых и ли...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеразвивающая программа «Безопасность и дети» для детей с 4 до 5 лет.
Дополнительная общеразвивающая программа«Безопасность и дети» для детей с 4 до 5 лет....
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Инженерики» для детей 5-7 лет
Всероссийская общественная организация содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России».Игровые практики в реализации парциальной модульной обр...
Дополнительная общеразвивающая программа по подготовке детей к обучению в школе «Пишу красиво» для детей старшего дошкольного возраста
Дополнительная общеразвивающая программапо подготовке детей к обучению в школе«Пишу красиво» для детей старшего дошкольного возраста...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Развитие инженерного мышления
Развитие инженерного мышления и творческих способностей - интересное и актуальное направление в работе педагога.