"Знакомство детей с понятиями добра и зла"
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Знакомство детей с понятиями добра и зла»
С давних времен людям дано право выбирать между «плохим» и
«хорошим», добром и злом. Что же такое «хорошо» и что такое «плохо», где
проходит граница между этими понятиями? Эти вопросы интересуют каждого
человека с самого раннего детства.
Родителям важно сформировать понятия о добре и зле наряду с развитием
интеллекта и творческих способностей крохи. Именно в раннем детстве
малышу проще всего не только научиться считать, читать, играть на
музыкальных инструментах, но и раз и навсегда определить для себя систему
нравственных ценностей. Позднее уже сложно будет исправить сложившиеся
представления ребёнка о «плохом» и «хорошем». Уже годовалые малыши
начинают задумываться о собственной личности и о других людях. Именно в
этом возрасте они пробуют грани дозволенного, что можно, а что нельзя, за что
похвалят, а за что поругают.
С раннего возраста формируйте правильные представления ребёнка о добре
и зле. Например, не умиляйтесь, когда кроха дергает кота за хвост. Лучше сразу
спокойно, но категорично выкажите свое отношение к ситуации: «Кошке
больно, нехорошо её обижать. Давай лучше с ней поиграем!».
Маленький непоседа может шалить, испытывая ваше терпение. Прежде
всего, Вам необходимо сохранять спокойствие, и ни в коем случае не называть
ребёнка плохим или злым. Этим можно запрограммировать малыша на
негативную черту характера. Вместо этого скажите крохе, что знаете, что он
очень добрый и хороший. И Вам непонятно, почему малыш себя так ведёт, ведь
добрые и хорошие дети так не делают. Ребёнок не пожелает обмануть Ваше
доверие и будет стремиться быть хорошим.
Кстати, обязательно выражайте свою радость при совершении малышом
добрых дел, поощряйте его.
Самые яркие представления о хорошем и плохом формируются нашими
собственными поступками. Вы можете сколько угодно говорить ребёнку о
необходимости быть щедрым или ласковым, но если будете жадничать или
грубить, малыш Вам не поверит. Слова должны подтверждаться реальными
действиями. Не лгите крохе, если учите быть правдивым, не кричите на него,
если учите быть терпеливым и т.п. Ребёнку в дальнейшем придется непросто,
если Вы будете вселять в его душу противоречия. Очень важно чтобы к началу
посещения садика малыш научился чётко прокладывать грань между добром и
злом.
Победа добра над злом должна быть в представлении крохи однозначной.
Жаль, что современная действительность с её новыми мультфильмами,
книгами, передачами размывает границу между плохим и хорошим.
«Положительные» герои часто злы и безжалостны, но детишки восхищаются их
кровожадными поступками. Нам всё равно не оградить малышей от
телевидения и литературы, поэтому необходимо успеть заложить в них
истинную систему ценностей — с раннего возраста знакомить с добрыми
сказками, фильмами, спектаклями, где Добро раз и навсегда расправляется со
Злом.
В русских сказках главным героем часто является Иван (Царевич, Дурак и
т.д.) – бесстрашный и добрый герой, который победит всех врагов. Его
спутницей выступает красивая, добрая и умная женщина – Василиса
Премудрая, Елена Прекрасная и др. Зло чаще всего олицетворяют Баба Яга,
Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Из наших народных сказок ребёнок
сделает правильные выводы, какие поступки плохие, а какие хорошие.
Характер малыша можно формировать с помощью сказок. Воспитание
доброты, воли, мышления, борьба с капризами происходят в ненавязчивой
форме, но глубоко западают в душу крохи. Вы рассказываете ему сказку о нём
самом же, в сюжете которой ребёнок совершает хорошие поступки. В
результате Ваш сын или дочь захотят подражать своему сказочному образу в
жизни. И тогда малышу не нужно будет объяснять, что такое хорошо, а что
такое плохо – он сможет рассказать Вам об этом сам!
Предлагаем рассказать Вашему крохе притчу о добре и зле:
«Однажды один старый мудрый индеец — вождь племени разговаривал со
своим маленьким внуком.
— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.
— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две
половины — светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к
любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона
олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва
двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — тёмный.
Понимаешь?
— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда.
Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк
побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по речевому развитию: «Знакомство детей с понятием «слово-действие».
Конспект занятия по развитию речи...
Конспект организованной-образовательной деятельности для детей старшей-подготовительной группы,тема:«Спешите делать добро» Программное содержание: Продолжать знакомство с понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к социальным нор
Конспект организованной-образовательной деятельности для детей старшей-подготовительной группы,тема:«Спешите делать добро»Программное содержание:Продолжать знакомство с понятиями «добро» и «зло»...
«Знакомство детей с понятием «последовательность». Открытое занятие для родителей.
Для детей 4-5 лет наиболее эффективный путь к осмыслению понятия «последовательность», к пониманию ее роли и места в нашей жизни лежит через сопоставление правильных и нарушенных пос...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группе Тема: «Знакомство детей с обобщающим понятием «посуда»
Ознакомление детей с обобщающим понятием «посуда»....
"Знакомство детей с понятием пасуда."
Дети различают и называют предметы пасуды: описывают рассказ по предметной картине....
Знакомство детей с понятием «семья»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство детей с понятием «семья»...
Конспект организованной-образовательной деятельности для детей старшей-подготовительной группы,тема:«Спешите делать добро» Программное содержание: Продолжать знакомство с понятиями «добро» и «зло».
Продолжать знакомство с понятиями "добро" и "зло"Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, заботливое отношение к малышам....