Сенсомоторный центр в логопедическом кабинете
учебно-методический материал

Осмалова Зося Евгеньевна

Сенсомоторный центр

в логопедическом кабинете

 

 

             Дошкольный возраст – период активного роста и развития ребенка, стремящегося все потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус. Это доказывает, что дети познают мир чувственно. Нейрофизиологами давно доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга. Чем большее  количество  информации получит мозг ребенка через анализаторы, тем лучше будет он функционировать, тем богаче будет его опыт. У детей с ОНР помимо собственного речевого недоразвития исследователи отмечают недостаточную сформированность внимания, памяти, восприятия, низкий запас знаний и представлений об окружающем, а также моторную неловкость общих движений и движений кистей и пальцев рук, бедность эмоциональной сферы.

               Обогатить сенсомоторный опыт ребенка, скорректировать двигательные нарушения, улучшить память, внимание, восприятие, включить компенсаторные механизмы, способствующие развитию речи, поможет организация  сенсомоторного центра  в логопедическом кабинете, группе. Индивидуальные и подгрупповые занятия, включающие игры с оборудованием сенсомоторного центра вызывают у детей эмоциональный отклик, формируют положительный настрой на занятия с логопедом. Оборудование центра предназначено для проведения следующих форм с детьми:

- массажа и самомассажа;

- развития тактильных ощущений;

- мелкой моторики;

- снятия мышечного и эмоционального напряжения.

 

Цель: создать условия, позволяющие включить компенсаторный механизм и облегчить коррекцию сенсомоторных и речевых недостатков посредством использования полифункционального оборудования.

 

Задачи:

- Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику кистей и пальцев рук.

- Стимулировать развитие различных анализаторов – визуального, слухового, осязательного, кинестетического.

- Решать образовательные задачи с помощью полифункционального оборудования.

- Развивать эмоциональную сферу и создавать положительную мотивацию на организованную учебную деятельность.

                       ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: улучшение состояния мелкой моторики кистей и пальцев рук; благодаря стимуляции различных анализаторов активизация речевого развития и эмоциональной сферы.

                                    Перечень оборудования  сенсомоторного  центра:

Сенсорные дорожки – мягкие и теплые из пряжи «травка» , гладкие и холодные из оберточной бумаги, ребристые из деревянной соломки. Используются для массажа кистей рук, развития тактильных ощущений, при исполнении логоритмических упражнений. Способствуют снятию напряжения и агрессии. При использовании дорожек из пряжи «травка» с нашитыми на них мелкими пуговицами ребенку предлагается найти в «травке» цветочки, в «море» ракушки. Дети с удовольствием делают коврики в технике объемная аппликация из скрученной кусочками цветной или мятой бумаги, поэтому коврик получается довольно мягким.

       Губки шершавые – для массаже кистей рук, активизации мышечного тонуса, улучшения кровообращения.

      Шишки – сосновые и ольховые – для массажа кистей рук, тактильных ощущений, как счетный материал при ознакомлении с порядковыми и количественными числительными.

     Мячи -  гладкие пластмассовые, резиновые (разного размера) с шипами и без, теннисные мячики – для массажа кистей рук, развития ловкости, в дидактических играх для определения очередности ответов детей.

      Щетки -  с длинным жестким ворсом – для массажа кистей рук, улучшения кровообращения.

       Прищепки – для массажа пальцев рук( не сильно тугие) конструирования в качестве предметов – заместителей.

       Мелкие игрушки – от киндер – сюрприза – для развития тонких дифференцированных движений пальцев рук, в сухих бассейнах и играх для развития тактильной чувствительности.

        Тазы – емкости для сухого бассейна.

         Игрушки для пальчикового театра – для развития не только изолированных движений пальцев рук, но и образной, выразительной речи, артистических способностей, умения голосом передавать характер и настроение героя.

         Конструкторы – средние и мелкие, объемные и плоскостные, с различными способами соединения – для развития ловкости, координированности движений пальцев рук, закрепления представления о геометрических фигурах, цвете, качестве материалов, развития пространственного мышления, воображения.

         Пирамидки – для развития точных координированных движений, умения соотносить детали по размеру, цвету.

         Кубики – для развития мелкой моторики не только кистей и пальцев рук, но и зрительного восприятия, аналитико – синтетической деятельности.

         Набор «Веселые бусинки» - для развития тонких координированных движений пальцев рук, эстетического восприятия, ознакомления с основными цветами и их оттенками.

          Пробки от пластиковых бутылок разного цвета, используемые:

- в качестве материала для мазаики, поделок;

- в игре «Башмачки» ( ребенок ставит указательные и средние пальцы рук в основание пробок и передвигает их под ритм стихотворения либо по шахматному полю).

- «Сороконожка» - надевает «Башмачки» на все пальцы, поочередно приставляя каждый палец, двигается по дорожке;

- « У кого больше» - набирает в ладошку пробки, стараясь как можно больше удержать.

«Пуговицы» (используются  в качестве наполнителя сухого бассейна) – для нормализации мышечного тонуса, сортирования по размеру или цвету, выкладывания контура предметов и пройденных букв, ознакомления с порядковыми и количественными числительными, звукового и слогового анализа и синтеза слов.

       Различные по форме подушечки с нашитыми пуговицами  для тренировки навыка расстегивания и застегивания, закрепления цвета.

       Наборы для вышивания – картонные трафареты с проколотыми дырочками и контурным рисунком, пластмассовая игла и нити.

       Мозаика – для развития тонких координированных движений пальцев рук, закрепления знания о цвете, выкладывания с ее помощью узоров либо пройденных букв.

       Веревки с узлами – для тренировки навыка завязывания и развязывания, темпоритмической организации, развития навыков звукового анализа и синтеза .

       Ведерки с фигурными вырезами – для развития не только мелкой пальцевой моторики, но и зрительного восприятия.

       Счетные палочки – для выкладывания геометрических узоров, контура очертания предметов, для развития навыков звукового анализа и синтеза.

       Трафареты – для развития графомоторных навыков, закрепления словарного запаса по лексическим темам.

        Различные материалы для ручного труда – крупы, нитки, природные материалы (засушенные листья, соломка, ивовые прутики, сосновые и ольховые шишки).

       Куклы – времена года (Феи: Зима, Весна, Лето, Осень) – для закрепления представлений о временах года.

       Буквогусеница – подушечки с вышитыми буквами, которые можно соединять с помощью пуговиц. Для закрепления графического образа пройденных букв, навыков звукового анализа и синтеза слов, развития навыков расстегивания и застегивания пуговиц.

       Матрешки, куклы – скрутки из ткани, куклы – стригуши из соломки – традиционные народные игрушки для самостоятельной работы детей с ними, развития моторики и пальцев рук, приобщения к народной культуре.

 

                  Игры на развитие тактильно – двигательного восприятия

«Чудесный мешочек» - (предметы разной формы , величины, буквы, цифры, геометрич. Фигуры.

« Определи на ощупь» - большая и маленькая пуговица, линейки ит.д. – назвать признаки.

« Узнай фигуру» - на столе и в мешочке одинаковые – достать такую же.

«Узнай предмет по контуру» на ощупь с закрытыми глазами найти 2 одинаковых контура предмета на ощупь.

« Что в мешочке» - на ощупь определить какая крупа в мешочке (рис, фасоль.. горох, бобы ит.д.)

«Отгадай фигуру (цифру)» - нарисовать на обратной стороне ладошки фигуру- ребенок должен отгадать.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensomotornyy_tsentr.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсомоторный центр

в логопедическом кабинете

        Дошкольный возраст – период активного роста и развития ребенка, стремящегося все потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус. Это доказывает, что дети познают мир чувственно. Нейрофизиологами давно доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга. Чем большее  количество  информации получит мозг ребенка через анализаторы, тем лучше будет он функционировать, тем богаче будет его опыт. У детей с ОНР помимо собственного речевого недоразвития исследователи отмечают недостаточную сформированность внимания, памяти, восприятия, низкий запас знаний и представлений об окружающем, а также моторную неловкость общих движений и движений кистей и пальцев рук, бедность эмоциональной сферы.

               Обогатить сенсомоторный опыт ребенка, скорректировать двигательные нарушения, улучшить память, внимание, восприятие, включить компенсаторные механизмы, способствующие развитию речи, поможет организация  сенсомоторного центра  в логопедическом кабинете, группе. Индивидуальные и подгрупповые занятия, включающие игры с оборудованием сенсомоторного центра вызывают у детей эмоциональный отклик, формируют положительный настрой на занятия с логопедом. Оборудование центра предназначено для проведения следующих форм с детьми:

- массажа и самомассажа;

- развития тактильных ощущений;

- мелкой моторики;

- снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Цель: создать условия, позволяющие включить компенсаторный механизм и облегчить коррекцию сенсомоторных и речевых недостатков посредством использования полифункционального оборудования.

Задачи:

- Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику кистей и пальцев рук.

- Стимулировать развитие различных анализаторов – визуального, слухового, осязательного, кинестетического.

- Решать образовательные задачи с помощью полифункционального оборудования.

- Развивать эмоциональную сферу и создавать положительную мотивацию на организованную учебную деятельность.

                       ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: улучшение состояния мелкой моторики кистей и пальцев рук; благодаря стимуляции различных анализаторов активизация речевого развития и эмоциональной сферы.

                                    Перечень оборудования  сенсомоторного  центра:

Сенсорные дорожки – мягкие и теплые из пряжи «травка» , гладкие и холодные из оберточной бумаги, ребристые из деревянной соломки. Используются для массажа кистей рук, развития тактильных ощущений, при исполнении логоритмических упражнений. Способствуют снятию напряжения и агрессии. При использовании дорожек из пряжи «травка» с нашитыми на них мелкими пуговицами ребенку предлагается найти в «травке» цветочки, в «море» ракушки. Дети с удовольствием делают коврики в технике объемная аппликация из скрученной кусочками цветной или мятой бумаги, поэтому коврик получается довольно мягким.

       Губки шершавые – для массаже кистей рук, активизации мышечного тонуса, улучшения кровообращения.

      Шишки – сосновые и ольховые – для массажа кистей рук, тактильных ощущений, как счетный материал при ознакомлении с порядковыми и количественными числительными.

     Мячи -  гладкие пластмассовые, резиновые (разного размера) с шипами и без, теннисные мячики – для массажа кистей рук, развития ловкости, в дидактических играх для определения очередности ответов детей.

      Щетки -  с длинным жестким ворсом – для массажа кистей рук, улучшения кровообращения.

       Прищепки – для массажа пальцев рук( не сильно тугие) конструирования в качестве предметов – заместителей.

       Мелкие игрушки – от киндер – сюрприза – для развития тонких дифференцированных движений пальцев рук, в сухих бассейнах и играх для развития тактильной чувствительности.

        Тазы – емкости для сухого бассейна.

         Игрушки для пальчикового театра – для развития не только изолированных движений пальцев рук, но и образной, выразительной речи, артистических способностей, умения голосом передавать характер и настроение героя.

         Конструкторы – средние и мелкие, объемные и плоскостные, с различными способами соединения – для развития ловкости, координированности движений пальцев рук, закрепления представления о геометрических фигурах, цвете, качестве материалов, развития пространственного мышления, воображения.

         Пирамидки – для развития точных координированных движений, умения соотносить детали по размеру, цвету.

         Кубики – для развития мелкой моторики не только кистей и пальцев рук, но и зрительного восприятия, аналитико – синтетической деятельности.

         Набор «Веселые бусинки» - для развития тонких координированных движений пальцев рук, эстетического восприятия, ознакомления с основными цветами и их оттенками.

          Пробки от пластиковых бутылок разного цвета, используемые:

- в качестве материала для мазаики, поделок;

- в игре «Башмачки» ( ребенок ставит указательные и средние пальцы рук в основание пробок и передвигает их под ритм стихотворения либо по шахматному полю).

- «Сороконожка» - надевает «Башмачки» на все пальцы, поочередно приставляя каждый палец, двигается по дорожке;

- « У кого больше» - набирает в ладошку пробки, стараясь как можно больше удержать.

«Пуговицы» (используются  в качестве наполнителя сухого бассейна) – для нормализации мышечного тонуса, сортирования по размеру или цвету, выкладывания контура предметов и пройденных букв, ознакомления с порядковыми и количественными числительными, звукового и слогового анализа и синтеза слов.

       Различные по форме подушечки с нашитыми пуговицами  для тренировки навыка расстегивания и застегивания, закрепления цвета.

       Наборы для вышивания – картонные трафареты с проколотыми дырочками и контурным рисунком, пластмассовая игла и нити.

       Мозаика – для развития тонких координированных движений пальцев рук, закрепления знания о цвете, выкладывания с ее помощью узоров либо пройденных букв.

       Веревки с узлами – для тренировки навыка завязывания и развязывания, темпоритмической организации, развития навыков звукового анализа и синтеза .

       Ведерки с фигурными вырезами – для развития не только мелкой пальцевой моторики, но и зрительного восприятия.

       Счетные палочки – для выкладывания геометрических узоров, контура очертания предметов, для развития навыков звукового анализа и синтеза.

       Трафареты – для развития графомоторных навыков, закрепления словарного запаса по лексическим темам.

        Различные материалы для ручного труда – крупы, нитки, природные материалы (засушенные листья, соломка, ивовые прутики, сосновые и ольховые шишки).

       Куклы – времена года (Феи: Зима, Весна, Лето, Осень) – для закрепления представлений о временах года.

       Буквогусеница – подушечки с вышитыми буквами, которые можно соединять с помощью пуговиц. Для закрепления графического образа пройденных букв, навыков звукового анализа и синтеза слов, развития навыков расстегивания и застегивания пуговиц.

       Матрешки, куклы – скрутки из ткани, куклы – стригуши из соломки – традиционные народные игрушки для самостоятельной работы детей с ними, развития моторики и пальцев рук, приобщения к народной культуре.

                  Игры на развитие тактильно – двигательного восприятия

«Чудесный мешочек» - (предметы разной формы , величины, буквы, цифры, геометрич. Фигуры.

« Определи на ощупь» - большая и маленькая пуговица, линейки ит.д. – назвать признаки.

« Узнай фигуру» - на столе и в мешочке одинаковые – достать такую же.

«Узнай предмет по контуру» на ощупь с закрытыми глазами найти 2 одинаковых контура предмета на ощупь.

« Что в мешочке» - на ощупь определить какая крупа в мешочке (рис, фасоль.. горох, бобы ит.д.)

«Отгадай фигуру (цифру)» - нарисовать на обратной стороне ладошки фигуру- ребенок должен отгадать.       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета.Центр по подготовке детей к обучению грамоте "АБВГДейка"

Статья о предметно-развивающей наполняемости  одной из зон логопедического кабинета-зоны по подготовке к обучению грамоте....

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета. Центр по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.

В статье раскрыто содержание предметно-развивающей среды логопедического кабинета по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР....

Паспорт логопедического кабинета, внешний вид кабинета и техника по стерилизации логопедических инструментов.

Рекомендую для просмотра логопедов:паспорт логопедического кабинета, фотографии кабинета и  оборудованию по стерилизации логопедических инструментов. Мы купили согласно  приказа  о стер...

«Организация сенсомоторного центра, направленная на сенсомоторное развитие и воспитание дошкольников»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОНДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО   РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ...

Сенсорный центр в логопедическом кабинете, как средство коррекционного воздействия на детей с недостатками речи

Индивидуальные или подгрупповые формы работы, включающие игры с оборудованием сенсомоторного центра, вызывают у детей эмоциональный отклик, формируют положительный настрой на занятия с логопедом....

Центр речевого и креативного развития. Развивающая среда логопедического кабинета

Для полноценного всестороннего и речевого развития ребенка 5-7 лет необходимо правильно организовать образовательную среду, насытить ее всеми развивающими материалами, оборудованием и инвентарем....

Центры логопедического кабинета

Оснащение логопедического кабинета...