Предметно-развивающая среда логопедического кабинета. Центр по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.
статья по логопедии по теме
В статье раскрыто содержание предметно-развивающей среды логопедического кабинета по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
centr_po_formirovaniyu_leksiko-grammaticheskih_kategoriy_i_razvitiyu_svyaznoy_rechi..docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Центр по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.
Основной задачей коррекционной работы является обучение дошкольников логичной, лексически богатой, четкой и грамматически правильно оформленной связной речи.
С этой целью в логопедическом кабинете организован центр по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Грамматейка», который включает в себя следующие зоны:
- Зону лексического развития.
- Зону формирования грамматического строя речи.
- Зону развития связной речи.
В кабинете логопеда детей встречают игрушки и сказочный персонаж Почемучка, который является неизменным атрибутом на занятиях и от имени которого детям предлагаются различные задания, что позволяет сделать занятие более интересным и результативным. Этому способствует и наполняемость представленных зон. Материал располагается в шкафу на открытых полках в папках-накопителях. Для удобства он систематизирован по разделам.
Зона лексического развития включает:
муляжи, игрушки, картинки по лексическим темам (предпочтение отдается натуральным объектам, картинки подбираются как можно реалистичнее, так как у детей с нарушением зрения, которые посещают наш детский сад, нарушено зрительное восприятие, обеднен сенсорный опыт), домино и лото, предметные и сюжетные картинки, книжки на подбор синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов.
Зона формирования грамматического строя речи содержит:
пособия на словоизменение и словообразование, на согласование частей речи пособия для составления предложений с простыми и сложными предлогами ипособия для формирования фразы (работа над структурой предложения).
Материал, который используется для формирования у детей навыков словообразования, подбирается с учётом лексико-грамматической темы, его можно условно разделить на три группы:
- Предметные картинки на идентификацию зрительных изображений (реалистическое цветное, чёрно-белое, контурное, теневое (силуэтное), стилизованное, схематичное. Данный комплекс особенно необходим для детей с нарушением зрения и для дошкольников со сложным дефектом, так как данная категория детей испытывает трудности зрительного опознания предметов.
- Материал, направленный на воссоздание целостного образа из частей (разрезные, составные, незаконченные картинки, половинки симметричных объектов, картинки с нелепыми деталями
- Картинки в условиях маскировки (наложенные изображения, картинки со сложным фоном, картинки со зрительными помехами)
Правильно подобранный наглядный материал, его разнообразие обеспечивает высокую познавательную активность и интерес детей, позволяет контролировать усвоение знаний и навыков, экономит учебное время.
В зоне по развитию связной речинаходятся: методическая литература,
- Игрушки для описания.
- Картинки для фланелеграфа.
- Сюжетные картинки и серии картинок.
- Деформированные предложения и рассказы.
- Карточки с текстами для пересказов, с заданиями для составления рассказов.
- Тексты с картинками вместо некоторых слов.
- Детские книги, раскладушки, брошюры.
- Пословицы, поговорки, потешки.
- Маски для инсценирования.
- Персонажи сказок.
- Панно «Телевизор»
При подборе и изготовлении дидактических игр и пособий мы опираемся на принципы:
- соответствие содержания игры программному материалу;
- вовлечение в коррекционный процесс в первую очередь сохранных анализаторов, поскольку они являются средствами компенсации как речевой, так и зрительной недостаточности;
- доступность предлагаемого материала;
- привлекательность и эстетичность пособий;
- соответствие офтальмологическим требованиям;
- многофункциональность игр и пособий.
Более подробно остановлюсь на последнем. Очень удобно и экономично, как уже упоминалось ранее, использовать в работе многофункциональные пособия. Это могут быть приобретенные или изготовленные своими руками игры. От профессионализма и фантазии педагога зависит, насколько многопланово будет использована та или иная игра (как при обследовании, так и при формировании и развитии всех компонентов речевой системы).
Многофункциональные игры позволяют решать различные воспитательно-образовательные задачи: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), память, внимание, воспитывать произвольность поведения.
Вашему вниманию я хочу предложить несколько таких игр, при использовании которых можно решить задачи:
- Активизировать и расширять словарь по лексическим темам.
- Формировать грамматический строй речи, н-р:
-учить дифференцировать существительные мужского, женского и среднего рода;
- учить образовывать существительные винительного падежа единственного числа
- образовывать существительные дательного падежа единственного числа
- образовывать предложно-падежные конструкции единственного числа
- согласовывать части речи между собой в роде и числе;
- образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов
-образовывать названия детенышей домашних животных
- образовывать притяжательные прилагательные
- Развивать связную речь.
- Развивать слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховую память.
- Развивать речевое дыхание и силу голоса.
- Развивать артикуляторные движения
- Коррекция нарушений звукопроизношения
- Развивать фонематический анализ и синтез.
- Развивать мелкую моторику, координированные движения.
- Развивать глазодвигательные функции, содружественные движения глаз и рук.
- Развивать зрительное восприятие.
- Развивать внимание, мышление, память.
«Волшебные диски»
Пособие выполнено из грампластинок разного диаметра, некоторые соединены друг с другом.
В середине можно расположить, в зависимости от задач, картинку с изображением цифры, буквы, символа.
Настенное панно.
Панно выполнено из плотного картона. Сверху пришиты кармашки, в которые вставляется необходимый картинный материал. Панно очень удобно в использовании, т.к. на нем можно расположить большое количество картинного материала в разной последовательности и на разном уровне.
Детей предварительно нужно познакомить с игровым полем, отработать понятия «строка», «столбик», «кармашек», научить считать строки и клетки-кармашки. Научить ориентироваться на плоскости поля: «левый, правый угол», «нижний, верхний угол». Варианты использования вы видите на экране.
Т.О. в коррекционно-развивающей среде логопедического кабинета, организованной посредством зонирования пространства, мы создаём все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, для их речевого, познавательного и личностного развития. Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по формированию лексико-грамматических средств языка и развития связной речи детей подготовительной логопедической группы по теме "Домашние птицы"
План логопеда по теме "Домашние птицы"...
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...
Логопедическая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в рамках дня открытых дверей с детьми старшей возрастной группы: «Говорушкины угощения»
Логопедическая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в рамках дня открытых дверей с детьми старшей возрастной группы: «Говорушкины у...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей подготовительной группы
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Родной край»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Откуда хлеб пришел?»....
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...