перспективный план театрального кружка
методическая разработка (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Управление администрации
Г. Долгопрудного
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
Учреждение городского округа Долгопрудный
д/с № 10 «Лучик»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Лучики »
по театрализованной деятельности
в средней группе №6 «Гномики»
(4-5 лет)
срок реализации программы 1 год
Разработали: Кузьмина Е.В., Каштанова Л.А.
воспитатели первой категории
2020
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел
1.1Пояснительная записка
1.2 Основные направления театрализованной деятельности
1.3 Приёмы, методы и технологии
2. Содержательный раздел
2.1 Этапы работы театрального кружка «Лучики»
3.Организационный раздел
3.1 Организация и оформление развивающей предметно – пространственной среды
4.Перспективно – календарное планирование
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Актуальность.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами МБДУ, очень важной остается задача приобщения к театрализованной деятельности с самого раннего возраста.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Войдя в образ, он играет свои любимые роли, стараясь подражать тому, что видел и его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.
Занятия в театрализованном кружке помогают детям развить артистические способности, познать мир умом и сердцем, выразить своё отношение к добру и злу, познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе, проявлять творчество во всех видах театрализованной деятельности.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—5 лет (средняя группа).
Цель:
развивать коммуникативно - творческие способности детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить
имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра.
8. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
9. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
Программа предполагает проведение два занятия в месяц во второй половине дня. Продолжительность занятия: 20 мин.
Деятельность проводится в форме игры:
-Игровые упражнения;
-Этюды;
-Игра-драматизация;
-Сюжетно-ролевая игра.
Ожидаемый результат:
• Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации) .
• Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии) .
• Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным) .
Формы подведения итогов:
-Театрализованные представления;
-Досуги;
-Участие в конкурсах по театрализованной деятельности.
1.2 Основные направления театрализованной игры состоят в следующем:
От наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности
От индивидуальной игры к игре в группе из трех-пяти сверстников
От имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.
1.3 Приёмы, методы и технологии:
Словесные (рассказ, пояснение, вопрос, художественное слово, обращение к личному опыту, чтение художественной литературы, конкурс стихов)
Наглядные (рассматривание костюмов, декораций к различным спектаклям, просмотр спектаклей, этюдов и постановок в ДОУ)
Практические (игры-драматизации, работа над этюдами, рисование фрагментов сказок и пьес, изготовление декораций, костюмов, масок, элементов к костюмам)
2. Содержательный раздел
2.1 Этапы работы театрального кружка «Лучики»
1 этап: Предварительный. Накопление художественно-речевого опыта детей, создание запаса народных сказок, произведений малого фольклора, усвоение содержания образов русской народной сказки и сказок других национальностей, дальнейшее обогащение этого опыта новыми художественными произведениями.
2 этап: Овладение творческими действиями. Дети овладевают творческими действиями в процессе попыток собственного сочинения и перехода к самостоятельному развитию повествования. Необходимо использовать сказку как возможный источник тем, образов, как пример подражания при построении ребенком собственной сказки.
3 этап: Постановка сказок и спектаклей. Дети овладевают искусством общения друг с другом и проявляют свои творческие способности в спектаклях.
3. Организационный раздел
3.1 Организация и оформление развивающей предметно – пространственной среды.
Занятия театрализованной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства. Здесь все имеет значение: цвет, мебель, зоны, наличие атрибутов.
Для закрепления и повышения интереса к инсценированию со второй младшей группы следует расширять используемый в инсценировках репертуар, виды театров, набор кукол и атрибутов. Побуждать детей к более активному включению в этот процесс, к выполнению простых ролей. Поощрять проявление самостоятельности и развёртывания инсценировок, элементы творчества в выборе средств выразительности при исполнении.
В средней группе продолжать работу по развитию у ребёнка интереса к театральной игровой деятельности, формировать умения ставить несложные представления с помощью взрослого по хорошо знакомым литературным сюжетам, использовать при этом образные и театральные игрушки (бибабо).
Отсюда следует – начинающим артистам рекомендуем использовать в инсценировках разнообразный репертуар, виды театра, атрибуты. Более активно участвовать в театральных играх, проявлять самостоятельность, творчество при исполнении. Объединяться с товарищами для разыгрывания сценок.
Вывод:
Творческие игры как вид театрализованной деятельности: театрализованная игра – эффективное средство формирования культуры общения участников театрального коллектива, так как в процессе осмысления ими нравственного подтекста литературного произведения создаются благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре участники коллектива знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.
4. Перспективно – календарное планирование по театрализованной деятельности.
Средняя группа №6. Занятия 1 раз в неделю-пятница, вторая половина дня. Задействованы все присутствующие дети.
СЕНТЯБРЬ
Занятие: 1
Тема: Знакомство
Цели и задачи: Вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению;
Материал и оборудование: Мяч, музыкальный центр,
Первое посещение детьми театрального кружка в новом учебном году.
Знакомство с новыми детьми.
Игра «Назови свое имя»
Игра «Радио»
Занятие: 2
Тема: Мир театра
Цели и задачи: Учить выражать эмоции через движения и мимику; учить выразительной интонации.
Материал и оборудование: Ширма для кукольного театра, куклы бибабо, маски.
Беседа с детьми «Что такое театр».
Ряженье в костюмы.
Игра «Измени голос».
Хоровод-игра «Мышки на лугу»
Занятие: 3
Тема: Музыка осени
Цели и задачи: Познакомить детей с понятиями: «Мимика»; вызывать положительный эмоциональный отклик детей; учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения
Материал и оборудование: Декорация осеннего сада, музыкальное сопровождение,осенние листочки
«Выразительное движение». Игровые упражнения.
Игра – импровизация «Листочки в саду».
Музыкально – ритмическая композиция «Осенний вальс»
Занятие :4
Тема: Наш богатый урожай
Цели и задачи: Учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным движением под музыку.
Материал и оборудование: Шапочки овощей для игры, театральная кукла Мышка, зерна в плошке, муляжи пирожков.
«Язык жестов».
Игра «Где мы были, мы не скажем».
Отгадывание загадок.
Инсценировка «Мышка - норушка».
Хороводная игра «Огород у нас хорош»
ОКТЯБРЬ
Занятие: 1
Тема Бабушка Забава
Цели и задачи Вовлечь детей в сюжетно-игровую ситуацию; побуждать детей к двигательной активности
Материал и оборудование Ширма, театральная кукла «Бабушка».
Игры с бабушкой Забавой.
Игры и упражнения: «Диктор»,
«Изобрази героя».
Занятие 2
Тема «В гостях у сказки»
Цели и задачи Познакомить с новой сказкой; познакомить с настольным кукольным театром; учить отвечать на вопросы полным и содержательным ответом.
Материал и оборудование Настольный театр, иллюстрации к сказке.
«Колобок – колючий бок». Знакомство с содержанием сказки В. Бианки. Показ настольного театра.
Вопросы по содержанию.
Рассматривание иллюстраций к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.
Занятие 3
Тема В гостях у сказки
Цели и задачи Учить детей бесконфликтно распределять роли; формировать дружеское взаимоотношение; разучить сказку по ролям, работать над произношением реплик, над жестами и мимикой; ввести диалог в процессе показа сказки
Материал и оборудование Маски героев по сказке, костюмы
«Колобок – колючий бок». Рассматривание костюмов. Ряженье в костюмы. Отгадывание загадок.
Занятие 4
Тема Колобок-Колючий бок
Цели и задачи Развивать творческие способности; вызвать эмоциональный отклик детей на выступление перед зрителями.
Материал и оборудование Декорация к сказке, музыкальное сопровождение.
Драматизация сказки « Колобок – колючий бок».
НОЯБРЬ
Занятие 1
Тема Наша дружба
Цели и задачи Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы; развивать воображение и учить детей высказываться; учить восприятию сюжета игры.
Материал и оборудование Игрушка «Зайчик», воздушный шарик, музыкальное сопровождение.
Беседа о друзьях. Чтение стихотворения. Рассказывание сказки «Лучшие друзья».
Игра « Скажи о друге ласковое слово».
Занятие 2
Тема Если с другом вышел в путь.
Цели и задачи Учить выразительно двигаться под музыку, ощущая ее ритмичность или плавность звучания.
Материал и оборудование Зеркало, музыкальное сопровождение /песня «Если с другом вышел в путь» В. Шаинского.
Отгадывание загадок по содержанию сказки. Этюды на выразительность передачи образа с помощью мимики и жестов.
Занятие 3
Тема Все мы делим пополам.
Цели и задачи Порадовать детей, создать дружественную атмосферу занятия.
Материал и оборудование Маски зверей, музыкальное сопровождение.
Рассказывание детьми сказки «Лучшие друзья».
Музыкально-ритмическая композиция «Все мы делим пополам».
Занятие 4
Тема Лучшие друзья
Цели и задачи Развивать творческие способности.
Материал и оборудование Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение
Постановка сказки для детей детского сада.
Подготовка и драматизация сказки «Лучшие друзья».
ДЕКАБРЬ
Занятие 1
Тема Мимика
Цели и задачи Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной имитации, учить импровизировать, в рамках заданной ситуации.
Материал и оборудование Мяч, мягкие игрушки щенок и козленок, зеркало
Игра «Что я умею».
Чтение стихотворения Б.Заходера «Вот как я умею».
Упражнения на выразительность движений и мимики.
Мимические этюды у зеркала.
Занятие 2
Тема Страна воображения
Цели и задачи Создать положительный эмоциональный настрой; Учить действовать с воображаемыми предметами.
Материал и оборудование Музыкальное сопровождение.
Упражнения на развитие воображения и внимания:«Ковер-самолет», «Давайте потанцуем».
Занятие 3
Тема Наше настроение
Цели и задачи Побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; дать представление об основных эмоциях.
Материал и оборудование Иллюстрации к основным эмоциям.
Этюды на выражение основных эмоций: «Чуть-чуть грустно», «Курица с цыплятами», «Гусь».
Занятие 4
Тема Играем в театр
Цели и задачи Развивать способности детей; дать заряд положительных эмоций;
Материал и оборудование Музыкальное сопровождение, зеркало, цветик - семицветик.
Игровое занятие, построенное на театрализованных играх, способствующих
развитию памяти, внимания, воображения.
«Изобрази жестом», «Глухая бабушка», «Ласка», «Вкусная конфета», «Тише».
ЯНВАРЬ
Занятие 1
Тема Лесная сказка
Цели и задачи Побуждать к активному восприятию сказки; учить слушать внимательно сказку до конца и следить за развитием сюжета
Материал и оборудование Фланелеграф, иллюстрации к сказке.
Знакомство с содержанием музыкальной сказки «Три медведя».
Рассматривание иллюстраций к сказке. Обсуждение характерных особенностей героев.
Занятие 2
Тема Лесные жители
Цели и задачи Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету; характеризовать героев; вместе с педагогом пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации.
Материал и оборудование Маски зверей, костюмы.
Игровые упражнения, передающие образы героев сказки /зайчики, лисички,
медведи, подружки/.
Выбор костюмов к сказке
Занятие 3
Тема Музыка в сказке
Цели и задачи: Побуждать детей к выражению образов героев в движении; учить импровизировать под музыку; учить координации движения.
Материал и оборудование Музыкальное сопровождение.
Разучивание музыкальных номеров /хоровод подружек, песня Машеньки, общий танец/.
Занятие 4
Тема Три медведя
Цели и задачи Учить эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности
Материал и оборудование Декорация к сказке, костюмы героев, музыкальное сопровождение.
Подготовка и драматизация сказки «Три медведя».
ФЕВРАЛЬ
Занятие 1
Тема Храбрый петух
Цели и задачи Порадовать детей просмотром кукольного театра; дать представление о кукольном театре; учить внимательно смотреть сказку.
Материал и оборудование Ширма, куклы бибабо к сказке.
Знакомство с кукольным театром.
Рассматривание атрибутов кукольного театра. Просмотр сказки «Храбрый петух».
Занятие 2
Тема Наступили холода
Цели и задачи Дать представление о «холодном» настроении в музыке и эмоционально на него отзываться; упражнять в звукоподражании; учить выразительной артикуляции.
Материал и оборудование Декорация зимней полянки, музыкальные записи для имитационных этюдов.
Игра – разминка «Холодок».
Имитационные этюды /Метель, ласка и т.д./,
игра – имитация «Догадайся, о ком я говорю».
Этюд – упражнение «Как воет ветер».
Занятие 3
Тема Музыкальное путешествие
Цели и задачи Учить красиво двигаться под музыку, выражать эмоции через танцевальные движения, развивать музыкальные способности.
Материал и оборудование Музыкальное сопровождение
Музыкально-ритмические композиции «Веселые путешественники», «Разноцветная игра».
Занятие 4
Тема Веселые этюды
Цели и задачи Вовлечь детей в сюжетно – игровую ситуацию; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах.
Материал и оборудование Игрушки: лошадка, щенок, инструменты детского шумового оркестра
Пантомимические этюды /Озорной щенок, щенок ищет и т.д./
Игра «Ай, дили, дили.»
Разминка для голоса «И-го-го!»
Игра – оркестр «Музыка для лошадки».
МАРТ
Занятие 1
Тема Добрые слова
Цели и задачи Побуждать к активному восприятию стихотворения; исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы.
Материал и оборудование Цветок, музыкальное сопровождение, ключик.
Чтение стихотворения «Добрые слова».
Игра « Назови вежливое слово».
Музыкально-ритмическая композиция «Если добрый ты». «Волшебная дверь».
Занятие 2
Тема Домашние любимцы
Цели и задачи Дать представление о жизни домашних животных; учить воплощаться в роли и ролевому поведению; использовать звукоподражание.
Материал и оборудование Настольный театр, маски зверей по сказке.
Рассказывание сказки В.Сутеева
«Кто сказал «мяу»?
Пантомимическая игра
«Угадай, кого покажу».
Занятие 3
Тема Мой щенок
Цели и задачи Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании.
Материал и оборудование Маски –шапочки зверей.
Упражнения в интонирование диалогов. Пантомимическая игра
«Угадай, кого встретил щенок?»
Занятие 4
Тема Кто сказал мяу?
Цели и задачи Создать положительный эмоциональный настрой перед выступлением.
Материал и оборудование Декорации к сказке, музыкальное сопровождение, костюмы.
Подготовка к драматизации.
Драматизация сказки
«Кто сказал «мяу»?
АПРЕЛЬ
Занятие 1
Тема Весенний дождь
Цели и задачи Порадовать детей, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, учить ролевому воплощению, побуждать к двигательной активности.
Материал и оборудование Декорация весенней лужайки, шапочки цветов, зонтики, музыкальное сопровождение.
Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». Беседа по содержанию.
Игра «Дождливо - солнечно».
Этюд – игра «Цветы на полянке». Танец – игра «Цветочный вальс».
Занятие 2
Тема Выйдем мы в лесок
Цели и задачи Развивать воображение детей, учить высказываться, учить выразительно двигаться под музыку
Материал и оборудование Иллюстрации к сказке, грибок, маски шапочки зверей.
Загадки по сказке.
Игра-конкурс «Попросись под грибок».
Рассматривание иллюстраций к сказке.
Игра «Узнай, кто попросился под грибок»
Занятие 3
Тема Пойми меня
Цели и задачи Учить передавать характерные движения и мимику героев сказки, побуждать к двигательной активности.
Материал и оборудование Карточки с изображением героев сказки «Под грибком». Музыкальное сопровождение
Игра-имитация «Пойми меня».
Разучивание музыкально-ритмических композиций к сказке.
Заключительная пляска.
Музыкальное сопровождение в записи.
Занятие 4
Тема Под грибком
Цели и задачи Учить воплощаться в роли и ролевому поведению при публичном выступлении, развивать эстетический вкус.
Материал и оборудование Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение.
Драматизация сказки В.Сутеева « Под грибом».
МАЙ
Занятие 1
Тема По следам сказок
Цели и задачи Создать радостное настроение, подвести итог занятий кружка.Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы.
Материал и оборудование Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказкам, маски, декорации.
Итоговое занятие кружка.
Драматизация сказок по желанию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план театрального кружка
Перспективный план театрального кружкана 2011-2012 учебный год. СентябрьЗанятие 1Цель. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Знакомить с куклами театральной сту...
Перспективный план театрального кружка "Детство"
Перспективный план для работы театрального кружка "Детство" для дошкольников, который содержит информацию о последовательной работе над спектаклями "Проделки Бабы Яги" и др....
перспективный план театрального кружка "Теремок" для детей 4-го года жизни
перспективное планирование кружковой работы с детьми 4-го года жизни по развитию театральной деятельности....
перспективный план театрального кружка "В гости к сказке" для средней группы.
Перспективно-тематический план кружка...
Перспективный план театрального кружка
Перспективный план театрального кружка на два года (старшая и подготовительная к школе групп)...
перспективный план Театрального кружка "Петушок"
перспектиный план театрального кружка "Петушок" 2022-2023 уч.год...
Перспективный план театрального кружка «Петушок» на 2023-2024 учебный год во второй младшей группе (3-4 лет)
планирование кружковой работы по театральной деятельности во 2 младшей группе на учебный год...