Долгосрочный проект во второй младшей группе «Этикет с малых лет»
проект (средняя группа)
Автор проекта: Баклина Валентина Николаевна, воспитатель первой квалифи-кационной категории
Краткая аннотация проекта
Реализация данного проекта предусматривается в младшей группе нашего до-школьного учреждения. Основными участниками проекта являются дети, их родители, педагоги.
Данный проект направлен на формирование у детей культуры поведения.
Актуальность проекта
В современном обществе для успешного существования человека необходимо со-блюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах.
В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является очень важной.
Ребёнку с малых лет нужно прививать этикет. Этикет выражает содержание норм и принципов нравственности. Этикет – важная часть культуры.
Знакомство с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку. Чем раньше будет начато воспитание культуры поведения, тем успешнее ребёнок будет приспосабливать усвоенные социально-этические правила речевого поведения к целям, условиям общения и социальным ролям.
Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет совместная работа воспитателей с семьей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию, родители в свою очередь придерживаются этих правил. Выработать единую систему требований в группе и в семье то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, позволит детям осознать значимость собственной личности и других людей.
Новизна проекта. Разработка технологии обучения детей навыкам правильного этикета на основе реализации проекта.
Оригинальность. Предлагаемые задания предусматривают моделирование пове-дения ребёнка в различных ситуациях, овладение им способами общения с людьми, обу-чение добру в непосредственном общении друг с другом, развитие организаторских спо-собностей в игре.
Основная цель проекта: Создание педагогических условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения и основ речево-го этикета через использование метода проектов.
Задачи проекта:
образовательные:
– способствовать формированию у детей основных этических понятий;
–знакомить с правилами вежливого поведения: правилами красивых манер, выра-ботать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома;
– формирование таких личностных качеств и свойств, как внимание и уважение к людям, доброта и милосердие, вежливость;
– знакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.
воспитательные:
– воспитывать стремления быть порядочными людьми;
– воспитывать навыки и привычки к социально одобряемому поведению в семье, детском саду, в общественных местах;
– воспитывать моральные качества.
развивающие:
– способствовать развитию индивидуальных способностей и интересов;
–способствовать развитию личностных качеств у детей: культура мышления, от-ветственность, гуманность, чувства собственного достоинства, самоуважение;
– развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверст-никами, педагогами, родителями и другими окружающими людьми;
– способствовать развитию эстетических чувств и потребностей.
Вид проекта:
по продолжительности – долгосрочный;
по доминирующей деятельности – практико-ориентированный;
по количеству участников – групповой.
Продолжительность: 2018-2019 учебный год.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Методы обучения
В процессе реализации проекта используются методы, в основе которых лежит способ организации занятия (словесные, наглядные, практические методы обучения).
Словесный метод: беседа; рассказ, объяснения; обсуждение; привлечения индиви-дуального опыта ребёнка; чтение художественной литературы.
Наглядный метод: наглядные материалы; демонстрационные материалы.
Практический метод: познавательно-исследовательские работы.
Благодаря специально разработанным занятиям, играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам и взрослым.
Формы работы с родителями:
– анкетирование;
– беседы за круглым столом;
– родительские собрания;
– консультации.
Основное содержание проекта
Этапы реализация проекта
Первый этап – подготовительный
1) Создание условий для реализации проекта;
2) Подбор и изучение литературы по воспитанию коммуникативных способностей у детей.
3) Диагностика уровня сформированности навыков поведения, взаимоотношения и эстетических представлений у детей;
4) Разработка перспективного планирования по развитию этикета в младшем до-школьном возрасте;
5) Подбор игр по воспитанию культуры поведения;
6) Организация развивающей среды.
Второй этап – основной
1) Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;
2) Проведение тематического занятия;
3) Художественно-продуктивная, игровая деятельность детей.
Третий этап – заключительный
1) Подведение итогов работы над данным проектом;
2) Анализ результативности.
Ресурсы:
Для создания и реализации благоприятных условий организации образовательного процесса,обеспечения решения задач к обучению и возможности большему количеству детей включиться в процесс образования необходимо следующее материально-техническое обеспечение:
1) предметно-развивающая среда;
2) наглядный и демонстрационный материал (картинки, фотографии с изображением различных общественных мест, различных жестов и мимики лица, с изображением дома, семьи, с изображением различных окружающих предметов);
3) предметы личной гигиены;
4) столовые предметы для сервировки стола.
Методическое обеспечение:
1. Алябьева Е. А. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи. – М.: Сфера, 2017.
2. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
3. Баринова Е. В.Уроки вежливости и доброты : Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. – Ростов н/Д : Феникс, 2014.
4. Богуславская Н. А., Купина Н. А. Весёлый этикет : развитие коммуникативных способностей ребенка. –Екатеринбург : ЛИТУР, 2000.
5. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет.Занятия с элементами пси-хогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008.
6.Калейдоскоп родительских собраний : Метод. разраб. / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
7. Карабанова О. А., Доронова Т. Н., Соловьёва Е. В. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. – М.: Просвещение, 2010.
8. Нарушение правил вежливости, приличия, этикета и др. – М.: Издательство «АСТ»; Издательство «Астрель», 2000.
9. Сорокина А. И., Батурина Е. Г. Игры с правилами в детском саду. Сборник дидактических и подвижных игр к «Программе воспитания в детском саду». Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 2000.
10. Шорыгина Т. А.Вежливые сказки : Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2005.
Интернет-ресурсы:
1. Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/
2. Международный образовательный портал «МААМ. RU» http://www.maam.ru/
Предполагаемые результаты:
Для детей:
• Повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности;
• Появление интереса к этикету;
• Активизация эмоциональной и психологической отзывчивости в совместной дея-тельности;
• Проявление творческого самовыражения.
Для родителей:
• Применение родителями педагогических знаний о воспитании этических норм в семье;
• Повышение этической культуры;
• Повышение статуса семейного воспитания.
Для педагогов:
• Повышение уровня компетентности в вопросах нравственности;
• Инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного про-цесса;
• Использование материалов на этическую тему в разных видах детской деятельно-сти.
Критерии оценки результативности реализации проекта:
Полная и своевременная реализация всех разделов календарного плана педаго-гического проекта.
Сформированность у детей младшего дошкольного возраста правил вежливого поведения, речевого этикета.
Положительная динамика эффективности педагогической работы по формирова-нию у детей младшего дошкольного возраста вежливого поведения, речевого этикета:
- у детей сформировано понимание и предпосылки развития таких качеств, как терпимость, доброжелательность, выдержанность;
- дети активно самостоятельно используют модели вежливого поведения и этикет-ные формулы;
- улучшились показатели развития связной речи, воображения, мышления;
- дети способны договариваться, понимать и учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других людей, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
Выводы:
Проделанная работа позволила привлечь внимание детей к умению деликатно и предупредительно относиться к окружающим людям, вести себя в зависимости от требо-ваний и конкретной обстановки. Дети постепенно становились более сдержанными в проявлении отрицательных эмоций, уменьшились случаи негативного поведения по отношению к сверстникам и взрослым, в том числе родителям. Занятия помогли многим посмотреть на себя со стороны.
Дети стали более внимательными на занятиях и во время бесед с ними, более об-щительными в играх, улучшилось их эмоциональное состояние. Удалось активизировать родителей и включить их в работу по реализации проекта.
Считаю, что задачи по формированию культуры общения этикета должны прохо-дить через все разделы общеобразовательной программы ДОУ и работу по данному направлению нужно продолжать в будущем учебном году. Детям нужно ещё многому научиться, чтобы стать воспитанными и культурными людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtor_proekta.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор проекта: Баклина Валентина Николаевна, воспитатель первой квалифи-кационной категории
Краткая аннотация проекта
Реализация данного проекта предусматривается в младшей группе нашего до-школьного учреждения. Основными участниками проекта являются дети, их родители, педагоги.
Данный проект направлен на формирование у детей культуры поведения.
Актуальность проекта
В современном обществе для успешного существования человека необходимо со-блюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах.
В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является очень важной.
Ребёнку с малых лет нужно прививать этикет. Этикет выражает содержание норм и принципов нравственности. Этикет – важная часть культуры.
Знакомство с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку. Чем раньше будет начато воспитание культуры поведения, тем успешнее ребёнок будет приспосабливать усвоенные социально-этические правила речевого поведения к целям, условиям общения и социальным ролям.
Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет совместная работа воспитателей с семьей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию, родители в свою очередь придерживаются этих правил. Выработать единую систему требований в группе и в семье то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, позволит детям осознать значимость собственной личности и других людей.
Новизна проекта. Разработка технологии обучения детей навыкам правильного этикета на основе реализации проекта.
Оригинальность. Предлагаемые задания предусматривают моделирование пове-дения ребёнка в различных ситуациях, овладение им способами общения с людьми, обу-чение добру в непосредственном общении друг с другом, развитие организаторских спо-собностей в игре.
Основная цель проекта: Создание педагогических условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения и основ речево-го этикета через использование метода проектов.
Задачи проекта:
образовательные:
– способствовать формированию у детей основных этических понятий;
–знакомить с правилами вежливого поведения: правилами красивых манер, выра-ботать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома;
– формирование таких личностных качеств и свойств, как внимание и уважение к людям, доброта и милосердие, вежливость;
– знакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.
воспитательные:
– воспитывать стремления быть порядочными людьми;
– воспитывать навыки и привычки к социально одобряемому поведению в семье, детском саду, в общественных местах;
– воспитывать моральные качества.
развивающие:
– способствовать развитию индивидуальных способностей и интересов;
–способствовать развитию личностных качеств у детей: культура мышления, от-ветственность, гуманность, чувства собственного достоинства, самоуважение;
– развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверст-никами, педагогами, родителями и другими окружающими людьми;
– способствовать развитию эстетических чувств и потребностей.
Вид проекта:
по продолжительности – долгосрочный;
по доминирующей деятельности – практико-ориентированный;
по количеству участников – групповой.
Продолжительность: 2018-2019 учебный год.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Методы обучения
В процессе реализации проекта используются методы, в основе которых лежит способ организации занятия (словесные, наглядные, практические методы обучения).
Словесный метод: беседа; рассказ, объяснения; обсуждение; привлечения индиви-дуального опыта ребёнка; чтение художественной литературы.
Наглядный метод: наглядные материалы; демонстрационные материалы.
Практический метод: познавательно-исследовательские работы.
Благодаря специально разработанным занятиям, играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам и взрослым.
Формы работы с родителями:
– анкетирование;
– беседы за круглым столом;
– родительские собрания;
– консультации.
Основное содержание проекта
Этапы реализация проекта
Первый этап – подготовительный
1) Создание условий для реализации проекта;
2) Подбор и изучение литературы по воспитанию коммуникативных способностей у детей.
3) Диагностика уровня сформированности навыков поведения, взаимоотношения и эстетических представлений у детей;
4) Разработка перспективного планирования по развитию этикета в младшем до-школьном возрасте;
5) Подбор игр по воспитанию культуры поведения;
6) Организация развивающей среды.
Второй этап – основной
1) Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;
2) Проведение тематического занятия;
3) Художественно-продуктивная, игровая деятельность детей.
Третий этап – заключительный
1) Подведение итогов работы над данным проектом;
2) Анализ результативности.
Ресурсы:
Для создания и реализации благоприятных условий организации образовательного процесса,обеспечения решения задач к обучению и возможности большему количеству детей включиться в процесс образования необходимо следующее материально-техническое обеспечение:
1) предметно-развивающая среда;
2) наглядный и демонстрационный материал (картинки, фотографии с изображением различных общественных мест, различных жестов и мимики лица, с изображением дома, семьи, с изображением различных окружающих предметов);
3) предметы личной гигиены;
4) столовые предметы для сервировки стола.
Методическое обеспечение:
1. Алябьева Е. А. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи. – М.: Сфера, 2017.
2. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
3. Баринова Е. В.Уроки вежливости и доброты : Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. – Ростов н/Д : Феникс, 2014.
4. Богуславская Н. А., Купина Н. А. Весёлый этикет : развитие коммуникативных способностей ребенка. –Екатеринбург : ЛИТУР, 2000.
5. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет.Занятия с элементами пси-хогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008.
6.Калейдоскоп родительских собраний : Метод. разраб. / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
7. Карабанова О. А., Доронова Т. Н., Соловьёва Е. В. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. – М.: Просвещение, 2010.
8. Нарушение правил вежливости, приличия, этикета и др. – М.: Издательство «АСТ»; Издательство «Астрель», 2000.
9. Сорокина А. И., Батурина Е. Г. Игры с правилами в детском саду. Сборник дидактических и подвижных игр к «Программе воспитания в детском саду». Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 2000.
10. Шорыгина Т. А.Вежливые сказки : Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2005.
Интернет-ресурсы:
1. Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/
2. Международный образовательный портал «МААМ. RU» http://www.maam.ru/
Предполагаемые результаты:
Для детей:
• Повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности;
• Появление интереса к этикету;
• Активизация эмоциональной и психологической отзывчивости в совместной дея-тельности;
• Проявление творческого самовыражения.
Для родителей:
• Применение родителями педагогических знаний о воспитании этических норм в семье;
• Повышение этической культуры;
• Повышение статуса семейного воспитания.
Для педагогов:
• Повышение уровня компетентности в вопросах нравственности;
• Инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного про-цесса;
• Использование материалов на этическую тему в разных видах детской деятельно-сти.
Критерии оценки результативности реализации проекта:
Полная и своевременная реализация всех разделов календарного плана педаго-гического проекта.
Сформированность у детей младшего дошкольного возраста правил вежливого поведения, речевого этикета.
Положительная динамика эффективности педагогической работы по формирова-нию у детей младшего дошкольного возраста вежливого поведения, речевого этикета:
- у детей сформировано понимание и предпосылки развития таких качеств, как терпимость, доброжелательность, выдержанность;
- дети активно самостоятельно используют модели вежливого поведения и этикет-ные формулы;
- улучшились показатели развития связной речи, воображения, мышления;
- дети способны договариваться, понимать и учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других людей, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
Выводы:
Проделанная работа позволила привлечь внимание детей к умению деликатно и предупредительно относиться к окружающим людям, вести себя в зависимости от требо-ваний и конкретной обстановки. Дети постепенно становились более сдержанными в проявлении отрицательных эмоций, уменьшились случаи негативного поведения по отношению к сверстникам и взрослым, в том числе родителям. Занятия помогли многим посмотреть на себя со стороны.
Дети стали более внимательными на занятиях и во время бесед с ними, более об-щительными в играх, улучшилось их эмоциональное состояние. Удалось активизировать родителей и включить их в работу по реализации проекта.
Считаю, что задачи по формированию культуры общения этикета должны прохо-дить через все разделы общеобразовательной программы ДОУ и работу по данному направлению нужно продолжать в будущем учебном году. Детям нужно ещё многому научиться, чтобы стать воспитанными и культурными людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ЭТИКЕТ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
Долгосрочный творческий проек,т направленный на развитие представлений у детей дошкольного возраста о нормах и правилах поведения, принятых в обществе; воспитывать любовь и уважение к окружающим людям...
Долгосрочный проект во второй младшей группе "Времена года"
Долгосрочный проект во второй младшей группе "Времена года"...
Долгосрочный проект во второй младшей группе «Тропинка в природу»
Реализация данного проекта предусматривается в младшей группе нашего дошкольного учреждения. Основными участниками проекта являются дети, их родители, педагоги.В данном д...
Долгосрочный проект во второй младшей группе «Здравствуй, Зимушка-зима»
Долгосрочный проект во второй младшей группе «Здравствуй, Зимушка-зима»Продолжительность проекта: (долгосрочный).Тип проекта: практико-ориентированный.Вид проекта: групповой.Возраст: ...
Долгосрочный проект во второй младшей группе на тему "Моя семья"
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – ...
Долгосрочный проект во второй младшей группе по формированию культуры здоровья «Азбука здоровья» 2019-2020 учебный год
Актуальность проекта: Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. Здоровье детей – главное достояние нации, критерий духовного, политич...
Познавательный проект в первой младшей группе "Этикет с малых лет"
Этикет - это правила, нормы поведения человека в обществе. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Этические нормы и правила, усвоенн...