Долгосрочный проект во второй младшей группе «Этикет с малых лет»
проект (средняя группа)

Автор проекта: Баклина Валентина Николаевна, воспитатель первой квалифи-кационной категории

Краткая аннотация проекта

Реализация данного проекта предусматривается в младшей группе нашего до-школьного учреждения. Основными участниками проекта являются дети, их родители, педагоги.

Данный проект направлен на формирование у детей культуры поведения.

Актуальность проекта

В современном обществе для успешного существования человека необходимо со-блюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах.

В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является очень важной.

Ребёнку с малых лет нужно прививать этикетЭтикет выражает содержание норм и принципов нравственности. Этикет – важная часть культуры.

Знакомство с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку. Чем раньше будет начато воспитание культуры поведения, тем успешнее ребёнок будет приспосабливать усвоенные социально-этические правила речевого поведения к целям, условиям общения и социальным ролям.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет совместная работа воспитателей с семьей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию, родители в свою очередь придерживаются этих правил. Выработать единую систему требований в группе и в семье то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, позволит детям осознать значимость собственной личности и других людей.

Новизна проекта. Разработка технологии обучения детей навыкам правильного этикета на основе реализации проекта.

Оригинальность. Предлагаемые задания предусматривают моделирование пове-дения ребёнка в различных ситуациях, овладение им способами общения с людьми, обу-чение добру в непосредственном общении друг с другом, развитие организаторских спо-собностей в игре.

Основная цель проекта: Создание педагогических условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения и основ речево-го этикета через использование метода проектов.

Задачи проекта:

образовательные:

– способствовать формированию у детей основных этических понятий;

знакомить с правилами вежливого поведения: правилами красивых манер, выра-ботать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома;

– формирование таких личностных качеств и свойств, как внимание и уважение к людям, доброта и милосердие, вежливость;

– знакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.

воспитательные:

– воспитывать стремления быть порядочными людьми;

– воспитывать навыки и привычки к социально одобряемому поведению в семье, детском саду, в общественных местах;

– воспитывать моральные качества.

развивающие:

– способствовать развитию индивидуальных способностей и интересов;

способствовать развитию личностных качеств у детей: культура мышления, от-ветственность, гуманность, чувства собственного достоинства, самоуважение;

– развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверст-никами, педагогами, родителями и другими окружающими людьми;

– способствовать развитию эстетических чувств и потребностей.

Вид проекта:

по продолжительности – долгосрочный;

по доминирующей деятельности – практико-ориентированный;

по количеству участников – групповой.

Продолжительность: 2018-2019 учебный год.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Методы обучения

В процессе реализации проекта используются методы, в основе которых лежит способ организации занятия (словесные, наглядные, практические методы обучения).

Словесный метод: беседа; рассказ, объяснения; обсуждение; привлечения индиви-дуального опыта ребёнка; чтение художественной литературы.

Наглядный метод: наглядные материалы; демонстрационные материалы.

Практический метод: познавательно-исследовательские работы.

Благодаря специально разработанным занятиям, играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам и взрослым.

Формы работы с родителями:

– анкетирование;

– беседы за круглым столом;

– родительские собрания;

– консультации.

Основное содержание проекта

Этапы реализация проекта

Первый этап – подготовительный

1) Создание условий для реализации проекта;

2) Подбор и изучение литературы по воспитанию коммуникативных способностей у детей.

3) Диагностика уровня сформированности навыков поведения, взаимоотношения и эстетических представлений у детей;

4) Разработка перспективного планирования по развитию этикета в младшем до-школьном возрасте;

5) Подбор игр по воспитанию культуры поведения;

6) Организация развивающей среды.

Второй этап – основной

1) Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;

2) Проведение тематического занятия;

3) Художественно-продуктивная, игровая деятельность детей.

Третий этап – заключительный

1) Подведение итогов работы над данным проектом;

2) Анализ результативности.

Ресурсы:

Для создания и реализации благоприятных условий организации образовательного процесса,обеспечения решения задач к обучению и возможности большему количеству детей включиться в процесс образования необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

1) предметно-развивающая среда;

2) наглядный и демонстрационный материал (картинки, фотографии с изображением различных общественных мест, различных жестов и мимики лица, с изображением дома, семьи, с изображением различных окружающих предметов);

3) предметы личной гигиены;

4) столовые предметы для сервировки стола.

Методическое обеспечение:

1. Алябьева Е. А. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи. – М.: Сфера, 2017.

2. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

3. Баринова Е. В.Уроки вежливости и доброты : Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. – Ростов н/Д : Феникс, 2014.

4. Богуславская Н. А., Купина Н. А. Весёлый этикет : развитие коммуникативных способностей ребенка. –Екатеринбург : ЛИТУР, 2000.

5. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет.Занятия с элементами пси-хогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008.

6.Калейдоскоп родительских собраний : Метод. разраб. / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

7. Карабанова О. А., Доронова Т. Н., Соловьёва Е. В. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. – М.: Просвещение, 2010.

8. Нарушение правил вежливости, приличия, этикета и др. – М.: Издательство «АСТ»; Издательство «Астрель», 2000.

9. Сорокина А. И., Батурина Е. Г. Игры с правилами в детском саду. Сборник дидактических и подвижных игр к «Программе воспитания в детском саду». Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 2000.

10. Шорыгина Т. А.Вежливые сказки Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2005.

Интернет-ресурсы:

1. Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/

2. Международный образовательный портал «МААМ. RU» http://www.maam.ru/

Предполагаемые результаты:

Для детей:

• Повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности;

• Появление интереса к этикету;

• Активизация эмоциональной и психологической отзывчивости в совместной дея-тельности;

• Проявление творческого самовыражения.

Для родителей:

• Применение родителями педагогических знаний о воспитании этических норм в семье;

• Повышение этической культуры;

• Повышение статуса семейного воспитания.

Для педагогов:

• Повышение уровня компетентности в вопросах нравственности;

• Инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного про-цесса;

• Использование материалов на этическую тему в разных видах детской деятельно-сти.

Критерии оценки результативности реализации проекта:

Полная и своевременная реализация всех разделов календарного плана педаго-гического проекта.

Сформированность у детей младшего дошкольного возраста правил вежливого поведения, речевого этикета.

Положительная динамика эффективности педагогической работы по формирова-нию у детей младшего дошкольного возраста вежливого поведения, речевого этикета:

- у детей сформировано понимание и предпосылки развития таких качеств, как терпимость, доброжелательность, выдержанность;

- дети активно самостоятельно используют модели вежливого поведения и этикет-ные формулы;

- улучшились показатели развития связной речи, воображения, мышления;

- дети способны договариваться, понимать и учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других людей, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

Выводы:

Проделанная работа позволила привлечь внимание детей к умению деликатно и предупредительно относиться к окружающим людям, вести себя в зависимости от требо-ваний и конкретной обстановки. Дети постепенно становились более сдержанными в проявлении отрицательных эмоций, уменьшились случаи негативного поведения по отношению к сверстникам и взрослым, в том числе родителям. Занятия помогли многим посмотреть на себя со стороны.

Дети стали более внимательными на занятиях и во время бесед с ними, более об-щительными в играх, улучшилось их эмоциональное состояние. Удалось активизировать родителей и включить их в работу по реализации проекта.

Считаю, что задачи по формированию культуры общения этикета должны прохо-дить через все разделы общеобразовательной программы ДОУ и работу по данному направлению нужно продолжать в будущем учебном году. Детям нужно ещё многому научиться, чтобы стать воспитанными и культурными людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtor_proekta.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Автор проекта: Баклина Валентина Николаевна, воспитатель первой квалифи-кационной категории

Краткая аннотация проекта

Реализация данного проекта предусматривается в младшей группе нашего до-школьного учреждения. Основными участниками проекта являются дети, их родители, педагоги.

Данный проект направлен на формирование у детей культуры поведения.

Актуальность проекта

В современном обществе для успешного существования человека необходимо со-блюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах.

В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является очень важной.

Ребёнку с малых лет нужно прививать этикетЭтикет выражает содержание норм и принципов нравственности. Этикет – важная часть культуры.

Знакомство с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку. Чем раньше будет начато воспитание культуры поведения, тем успешнее ребёнок будет приспосабливать усвоенные социально-этические правила речевого поведения к целям, условиям общения и социальным ролям.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет совместная работа воспитателей с семьей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию, родители в свою очередь придерживаются этих правил. Выработать единую систему требований в группе и в семье то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, позволит детям осознать значимость собственной личности и других людей.

Новизна проекта. Разработка технологии обучения детей навыкам правильного этикета на основе реализации проекта.

Оригинальность. Предлагаемые задания предусматривают моделирование пове-дения ребёнка в различных ситуациях, овладение им способами общения с людьми, обу-чение добру в непосредственном общении друг с другом, развитие организаторских спо-собностей в игре.

Основная цель проекта: Создание педагогических условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения и основ речево-го этикета через использование метода проектов.

Задачи проекта:

образовательные:

– способствовать формированию у детей основных этических понятий;

знакомить с правилами вежливого поведения: правилами красивых манер, выра-ботать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома;

– формирование таких личностных качеств и свойств, как внимание и уважение к людям, доброта и милосердие, вежливость;

– знакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.

воспитательные:

– воспитывать стремления быть порядочными людьми;

– воспитывать навыки и привычки к социально одобряемому поведению в семье, детском саду, в общественных местах;

– воспитывать моральные качества.

развивающие:

– способствовать развитию индивидуальных способностей и интересов;

способствовать развитию личностных качеств у детей: культура мышления, от-ветственность, гуманность, чувства собственного достоинства, самоуважение;

– развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверст-никами, педагогами, родителями и другими окружающими людьми;

– способствовать развитию эстетических чувств и потребностей.

Вид проекта:

по продолжительности – долгосрочный;

по доминирующей деятельности – практико-ориентированный;

по количеству участников – групповой.

Продолжительность: 2018-2019 учебный год.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Методы обучения

В процессе реализации проекта используются методы, в основе которых лежит способ организации занятия (словесные, наглядные, практические методы обучения).

Словесный метод: беседа; рассказ, объяснения; обсуждение; привлечения индиви-дуального опыта ребёнка; чтение художественной литературы.

Наглядный метод: наглядные материалы; демонстрационные материалы.

Практический метод: познавательно-исследовательские работы.

Благодаря специально разработанным занятиям, играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам и взрослым.

Формы работы с родителями:

– анкетирование;

– беседы за круглым столом;

– родительские собрания;

– консультации.

Основное содержание проекта

Этапы реализация проекта

Первый этап – подготовительный

1) Создание условий для реализации проекта;

2) Подбор и изучение литературы по воспитанию коммуникативных способностей у детей.

3) Диагностика уровня сформированности навыков поведения, взаимоотношения и эстетических представлений у детей;

4) Разработка перспективного планирования по развитию этикета в младшем до-школьном возрасте;

5) Подбор игр по воспитанию культуры поведения;

6) Организация развивающей среды.

Второй этап – основной

1) Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;

2) Проведение тематического занятия;

3) Художественно-продуктивная, игровая деятельность детей.

Третий этап – заключительный

1) Подведение итогов работы над данным проектом;

2) Анализ результативности.

Ресурсы:

Для создания и реализации благоприятных условий организации образовательного процесса,обеспечения решения задач к обучению и возможности большему количеству детей включиться в процесс образования необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

1) предметно-развивающая среда;

2) наглядный и демонстрационный материал (картинки, фотографии с изображением различных общественных мест, различных жестов и мимики лица, с изображением дома, семьи, с изображением различных окружающих предметов);

3) предметы личной гигиены;

4) столовые предметы для сервировки стола.

Методическое обеспечение:

1. Алябьева Е. А. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи. – М.: Сфера, 2017.

2. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

3. Баринова Е. В.Уроки вежливости и доброты : Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. – Ростов н/Д : Феникс, 2014.

4. Богуславская Н. А., Купина Н. А. Весёлый этикет : развитие коммуникативных способностей ребенка. –Екатеринбург : ЛИТУР, 2000.

5. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет.Занятия с элементами пси-хогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008.

6.Калейдоскоп родительских собраний : Метод. разраб. / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

7. Карабанова О. А., Доронова Т. Н., Соловьёва Е. В. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. – М.: Просвещение, 2010.

8. Нарушение правил вежливости, приличия, этикета и др. – М.: Издательство «АСТ»; Издательство «Астрель», 2000.

9. Сорокина А. И., Батурина Е. Г. Игры с правилами в детском саду. Сборник дидактических и подвижных игр к «Программе воспитания в детском саду». Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 2000.

10. Шорыгина Т. А.Вежливые сказки Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2005.

Интернет-ресурсы:

1. Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/

2. Международный образовательный портал «МААМ. RU» http://www.maam.ru/

Предполагаемые результаты:

Для детей:

• Повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности;

• Появление интереса к этикету;

• Активизация эмоциональной и психологической отзывчивости в совместной дея-тельности;

• Проявление творческого самовыражения.

Для родителей:

• Применение родителями педагогических знаний о воспитании этических норм в семье;

• Повышение этической культуры;

• Повышение статуса семейного воспитания.

Для педагогов:

• Повышение уровня компетентности в вопросах нравственности;

• Инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного про-цесса;

• Использование материалов на этическую тему в разных видах детской деятельно-сти.

Критерии оценки результативности реализации проекта:

Полная и своевременная реализация всех разделов календарного плана педаго-гического проекта.

Сформированность у детей младшего дошкольного возраста правил вежливого поведения, речевого этикета.

Положительная динамика эффективности педагогической работы по формирова-нию у детей младшего дошкольного возраста вежливого поведения, речевого этикета:

- у детей сформировано понимание и предпосылки развития таких качеств, как терпимость, доброжелательность, выдержанность;

- дети активно самостоятельно используют модели вежливого поведения и этикет-ные формулы;

- улучшились показатели развития связной речи, воображения, мышления;

- дети способны договариваться, понимать и учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других людей, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

Выводы:

Проделанная работа позволила привлечь внимание детей к умению деликатно и предупредительно относиться к окружающим людям, вести себя в зависимости от требо-ваний и конкретной обстановки. Дети постепенно становились более сдержанными в проявлении отрицательных эмоций, уменьшились случаи негативного поведения по отношению к сверстникам и взрослым, в том числе родителям. Занятия помогли многим посмотреть на себя со стороны.

Дети стали более внимательными на занятиях и во время бесед с ними, более об-щительными в играх, улучшилось их эмоциональное состояние. Удалось активизировать родителей и включить их в работу по реализации проекта.

Считаю, что задачи по формированию культуры общения этикета должны прохо-дить через все разделы общеобразовательной программы ДОУ и работу по данному направлению нужно продолжать в будущем учебном году. Детям нужно ещё многому научиться, чтобы стать воспитанными и культурными людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ЭТИКЕТ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»

Долгосрочный творческий проек,т направленный на развитие представлений у детей дошкольного возраста о нормах и правилах поведения, принятых в обществе; воспитывать любовь и уважение к окружающим людям...

Долгосрочный проект во второй младшей группе "Времена года"

Долгосрочный проект во второй младшей группе "Времена года"...

Долгосрочный проект во второй младшей группе «Тропинка в природу»

Реализация данного проекта предусматривается в младшей группе нашего дошкольного учреждения. Основными участниками проекта являются дети, их родители, педагоги.В данном д...

Долгосрочный проект во второй младшей группе «Здравствуй, Зимушка-зима»

Долгосрочный проект во второй младшей группе «Здравствуй, Зимушка-зима»Продолжительность проекта: (долгосрочный).Тип проекта: практико-ориентированный.Вид проекта: групповой.Возраст: ...

Долгосрочный проект во второй младшей группе на тему "Моя семья"

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – ...

Долгосрочный проект во второй младшей группе по формированию культуры здоровья «Азбука здоровья» 2019-2020 учебный год

Актуальность проекта: Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. Здоровье детей – главное достояние нации, критерий духовного, политич...

Познавательный проект в первой младшей группе "Этикет с малых лет"

Этикет - это правила, нормы поведения человека в обществе. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Этические нормы и правила, усвоенн...