Обмен опытом по работе с программой «Ладушки» Мартынова И.Ю. муз. руководитель МБДОУ «Детский сад № 28»
консультация

Мартынова Ирина Юрьевна

В наше время перед педагогом встаёт выбор программы, ориентируясь на которую, он будет работать. Выбор велик, программ много. Нужно найти ту, которая бы отвечала требованиям педагога, ДОУ, была доступна детям, удобна в работе с воспитателями. Есть программы, ориентированные на одарённых детей (например «Гармония» Тарасовой), но в обычном детском саду развивающего вида дети с разными возможностями, с разным развитием.

Программа «Ладушки» И. Новоскольцевой и И . Каплуновой рассчитана как раз на «обычных» детей, которые в процессе музыкального воспитания раскрываются, находят свою нишу. Программа подразумевает всестороннее музыкальное воспитание и образование без углубления в какой-либо раздел.

Разработка занятий сделана с учетом физических и психических возможностей детей.

Цель программы - музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов).

Основная задача программы - введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_ladushki.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Обмен опытом по работе с программой

«Ладушки»

Мартынова И.Ю.

муз. руководитель

МБДОУ «Детский сад № 28»

Хочется поделиться опытом своей работы по освоению программы «Ладушки» И. Каплуновой и И Новоскольцевой

В наше время перед педагогом встаёт выбор программы, ориентируясь на которую, он будет работать. Выбор велик, программ много. Нужно найти ту, которая бы отвечала требованиям педагога, ДОУ, была доступна детям, удобна в работе с воспитателями. Есть программы, ориентированные на одарённых детей (например «Гармония» Тарасовой), но в обычном детском саду развивающего вида дети с разными возможностями, с разным развитием.

Программа «Ладушки» И. Новоскольцевой и И . Каплуновой рассчитана как раз на «обычных» детей, которые в процессе музыкального воспитания раскрываются, находят свою нишу. Программа подразумевает всестороннее музыкальное воспитание и образование без углубления в какой-либо раздел.

Разработка занятий сделана с учетом физических и психических возможностей детей.

Цель программы - музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов).

Основная задача программы - введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.

Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки , целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем . Программа включает в себя разработку музыкальных занятий на каждый месяц, а также поурочные конспекты для младшей и средней групп.

По этой программе я начала работать несколько лет назад. Как специалист, постоянно ищущий чего-то нового, я была в поиске новых форм работы, методической литературы, программы, которая была бы наиболее проста в освоении и выполняла все те задачи, что перед нами ставит музыкальное воспитание.

С программой «Ладушки» я поверхностно ознакомилась из периодической педагогической печати. Как оказалось в дальнейшем, притягательным было не только название. Хотя в название вложен определённый смысл. Как объясняют сами авторы в начале программы

«Лада»- старое русское имя; в народной поэзии: родной, любимый, возлюбленный.

«Лад»- согласие, мир, порядок, добрые отношения; строй       музыкального произведения, сочетание звуков и созвучий.

                                                                                                                 

«Ладить» - быть в ладу, жить в согласии, дружно...

«Ладно» хорошо, знак согласия, удовлетворения, достаточности.

«Ладонь» - внутренняя сторона кисти руки, где сосредоточено

«Ладушка» - ласковое обращение от слова «Лада».

«Ладушки» - первая детская игра.

Ранее были разработаны авторами планы на месяц, где был расписан репертуар, задачи, методические рекомендации.

В конце программы давалось приложение, нотный материал.

Сейчас выпущены сборники с подробными конспектами к каждому занятию с нотным приложением и дисками. Скоро выходят сборники с конспектами для подготовительной и ясельной групп, а пока в работе сборники для детей младшей, средней и старшей групп.

Основана программа на хорошо знакомой программе Васильевой.

Принцип построения занятий традиционный, но с введением необычных игровых моментов и вариантов.

Ещё раз замечу, что основной задачей авторы видят введение ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой. Эта задача совпадает с задачей комплексной программы «Радуга», по которой работает наш детский сад.

Рассмотрим главные задачи программы «Ладушки»:  

Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.

Заложить основы гармонического развития (развития слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей.

Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.

Подготовить детей к освоению приёмов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.

Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музкальных впечатлений в повседневной жизни).

Познакомит детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.                                                                          

Задачи программы «Радуга» по музыкальному воспитанию таковы: Развитие эмоциональной отзывчивости к музыке и эстетического вкуса. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти. Знакомство с инструментами. Развитие

чувства ритма, темпа. Выявление индивидуальной склонности к музицированию, поддержание, развитие её.

Как видим, задачи схожи, обе программы направлены как на общее, так и на индивидуальное развитие ребёнка.

Если грамотно подойти к изучению программы «Ладушки» и применять её на практике, то поставленные задачи решаются легко и непринуждённо. Это становится возможным благодаря продуманности построения занятия, репертуара, практического материала.

В программе «Ладушки» предусмотрено использование на занятиях наглядного материала:

иллюстрации и репродукции малые скульптурные формы дидактический материал игровые атрибуты музыкальные инструменты аудио- и видеоматериалы «живые» игрушки (воспитатели и дети, одетые в соответствующие костюмы)

Необходимо было подготовить все эти атрибуты. Что -то было, что-то нужно было сделать, приобрести.

Изготовила дидактические игры, о которых нужно сказать отдельно.Большое внимание в программе уделяется развитию ритмического слуха. Специально разработана система по развитию чувства ритма. Отдельно выпущен сборник «Этот удивительный ритм», в котором подробно описаны ритмические игры, дан наглядный материал, рассказано, как изготовить необходимые игры. Методика условно разделена на четыре ступени: I — младшая группа,  II — средняя,  III — старшая и IV — подготовительная.

         Игры проводятся в лёгкой, непринуждённой форме, очень нравятся детям. Все эти яркие, красочные жучки, грибочки, солнышки детям полюбились. Любят они играть в паровоз, в который можно посадить кого угодно — и ёжика, и белочку, и поросёнка, а можно вставить фотокарточку ребёнка.

Дети с удовольствием прохлопывают, простукивают на палочках, проигрывают на музыкальных инструментах ритмические цепочки с длинными и короткими звуками и знают, что короткий звук зовётся «ти», а длинный - «та».

Объясняю детям свойства звуков, что они бывают не только короткими или длинными, но и громкими и тихими, высокими и низкими.

«Гусеничка» , которая «приползает» в гости к ребятам, всегда вносит элемент импровизации в занятие. Детям хочется и поздороваться с ней, и придумать ей имя. А я предлагаю прохлопать или проиграть «пузики» гусенички, ведь на каждом пузике -горошинки, которые изображают длинные и короткие звуки.

Всё это позволяет заниматься ритмическим воспитанием интересно, не скучно, дети ждут занятия с нетерпением.

Авторы программы заостряют внимание и на пальчиковых играх, которые как помогают детям отдохнуть, расслабиться, так и укрепляют мышцы пальцев и ладоней , что помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, письме.

Игры подобраны для каждого возраста разные, соответствующие развитию детей. Запоминаются быстро и легко, соответственно развивается детская память и речь.

Авторы советуют все пальчиковые игры и считалки, используемые на занятии, переписать на отдельные карточки.    Это действительно облегчает

работу, не нужно прерывать занятие на поиск игры в сборнике. Игры можно применять и на утренниках, и на развлечениях.

Так же советуют в папки - передвижки помещать как песенки, изучаемые на занятиях, так и пальчиковые игры с объяснением, для чего это делается.

Работа по изготовлению именно таких папок запланирована мною на лето, чтоб к следующему учебному году родители получали более полную информацию.

Я уже вкратце отметила, что музыкальные занятия, разработанные И. Новоскольцевой и И. Каплуновой, имеют чёткое построение:

а) музыкально-ритмические движения

б)        развитие чувства ритма, музицирование

в)        пальчиковая гимнастика

г)        слушание музыки
д)распевание, пение

е) пляски, игры, хороводы.

Это способствует чёткой организации деятельности детей, есть время и отдохнуть, и плодотворно поработать. Дети на таких занятиях не устают, если, конечно, педагог будет доброжелателен к детям, как просят об этом сами авторы.

Каждое занятие объединено какой- то идеей, темой.

Большое значение музыканты всегда уделяли слушанию музыки на занятиях по музыкальному воспитанию.

Авторами программы изменен подход к разделу "Слушание музыки\Благодаря яркому и характерному музыкальному материалу дети достаточно легко смогут выразить свое отношение к музыке словесно, через движение, в рисунке. В интересной и доступной форме познакомятся с творчеством разных композиторов. Предлагаемый фольклорный материал внесет в занятия радостные минутки.

Авторы предлагают слушать музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской и соответствующим тому или иному музыкальному образу ли герою характером.

Например, в младшей группе дети слушают

русскую плясовую музыку, марши, колыбельные, программные пьески — например «Дождик» Любарского, «Медведь» Ребикова и другие.

В средней группе авторы предлагают слушать такие пьески, как «Грустное настроение» Штейнвиля, «Полянка» русская народная мелодия, марши, польки, вальсы, «Кот и мышь» Рыбицкого и т. д.

В старшей и подготовительной группе в разделе «слушание

музыки» большое внимание уделяется слушанию произведений П.И.Чайковского. В старшей группе это пьесы их цикла «Детский альбом», в подготовительной — цикл «Времена года».

Интересно, что звучание пьес из «Детского альбома» представлено в двух вариантах: в первом случае пьесу исполняет ансамбль «Виват», во-втором — симфонический оркестр; некоторые пьесы исполняются на фортепиано.

Мною сделана презентация «П.И. Чайковский», где в кратце рассказывается о биографии композитора, творчестве, помещён фотоальбом с фотографиями Чайковского и его саратников.

Слушаем музыку обычно сидя на коврике с обязательной для младших дошколят присказкой вначале:

Дети -Мы тихонечко сидим И готовим ушки

Потому что мы хотим Научиться слушать! Педагог — Где ребятки ваши ушки? Дети — Наши ушки на макушке!

Как   предлагают создатели программы, я стараюсь использовать и видеоматериалы. Так мною приобретён DVD диск с мультфильмами, созданными к музыке Чайковского («Детский альбом»), Шостаковича (Танцы кукол), Глинки («Камаринская»). Сделана видеозапись «Колыбельной Светланы» из кинофильма «Гусарская баллада» . При прослушивании пьесы «Мышки» Жилинского с детьми просматриваем отрывок из мультфильма «Кот Леопольд».

Дети достаточно легко выражают свое отношение к музыке словесно, через движение, в рисунке. Выставляют свои работы в группе на выставке — стенде.

Также авторы приводят параметры для диагностирования детей по программе «Ладушки».

Авторами разработана диагностика детей каждой групы. Наблюдения провожу незаметно для детей, для себя отмечая умения детей. Иногда прошу помочь воспитателя понаблюдать вместе со мной за детьми по определённым параметрам.

Диагностику предлагается проводить по основным четырём параметрам: ~ движение —чувство ритма —слушание музыки —пение.

В каждом параметре предусмотрены подпункты. Например, в диагностике старшей группы слушание включает в себя шесть подпунктов, по которым легко можно проверить развитие ребёнка.

Песенный репертуар, подобранный авторами, доступен детям и легко

разучивается.

Дети старшей группы полюбили такие песенки , как русская народная «Жили был у бабушки серенький козлик», «От носика до хвостика» Парцхаладзе, «У матушки четверо было детей» немецкая народная, с любовью и переживанием поют песенку «Кукушка» Попатенко и другие.

Ребяткам средней группы так пришлась по душе русская народная песенка «Три синички», в фонограмме которой мычит настоящая корова, что они готовы были петь на каждом занятии, хохотали и веселились.

Песенка «Топ топоток» с её задорным характером полюбилась ребяткам младшей группы . Я раздавала деткам палочки и после исполнения песенки детки скакали на палочках, как на лошадках. Большую помощь оказывает то, что весь репертуар записан на CD диски. Наличие выписанного музыкального материала и аудиозаписей устраняет проблему поиска нотного и аудиоматериала. Фонограммы очень качественные, в нужном темпе, адаптированы для детского исполнения.

Дети очень любят дети исполнять песенки под фонограмму. Да и в работе музыкальному руководителю помогает то, что весь репертуар есть в записи на CD

дисках. Удобно и то, что если воспитатель отсутствует на занятии и нужно что-то показать, какое-либо движение, игру, на помощь приходит фонограмма.

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Мне хотелось бы охватить многое, хотя углубленно заниматься всем одновременно невозможно. И меня привлекла театрализация.

Я веду театральный кружок. И программа «Ладушки» мне в этом тоже выступает помощником. В сказки и спектакли я включаю и музыку к слушанию, и песни, и пляски. В кружковой работе задействую всех детей. Бездействующих у нас нет. Кто-то выступает в роли костюмера, кто-то в роли гримёра. Все дети — и хор, и танцевальный ансамбль, сопровождающий всё действо.

Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В кружковой работе также помогает сборник «Ладушки. Музыка и чудеса» - музыкально-двигательные фантазии.

Для развития актёрского мастерства (речи, мимики, жестов) использую считалки и пальчиковые игры, рекомендованные Каплуновой и Новоскольцевой в программе по музыкальному воспитанию.

Авторами также разработаны другие пособия. Серия «Ладушки» состоит из: Праздники в детском саду; Игры, аттракционы, сюрпризы;

Топ-топ, каблучок (танцы в детском саду),

Музыка и чудеса (развитие музыкальной фантазии);

«Как у наших у ворот» (русские песни в детском саду);

«Левой-правой!» (марши в детском саду);

Развитие чувства ритма;

Ансамбль ложкарей в детском саду;

Оркестр в детском саду;

Вечера развлечений;

Слушание музыки в детском саду;

Комплексные занятия;

Спортивные вечера развлечений в детском саду;

Играем в театр;

Праздники в детском саду;

Колыбельные песни.

Пособие «Мы играем,рисуем, поём: комплексные занятия в детском саду» -большая помощь музыкальному руководителю. В пособии дана разработака системного комплекса занятий , кототорый направлен на личностное развитие детей средствами разных видов художественной деятельности. Пособие включает в себя нотный, стихотворный и наглядный материал.

Как видим, программа «Ладушки» предусматривает комплексное освоение искусства, на чём в наше время заостряется большое внимание, так как интеграция становится главной задачей.

По двигательной активности выпущен сборник «Топ-хлоп» в двух частях с музыкальным приложением.

Пособие «Игры, атракционы, сюрпризы» поможет в организации досугов и праздников.

Пособие «Ах, карнавал» может быть использовано на новогоднем утреннике и других праздниках.

И авторы обещают ещё много интересного. Так на какие же методические принципы предложили опираться аторы программы:

Создание непринуждённой обстановки.

Целостный подход в решении педагогических задач:

а)        обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и
пляски, музицирование;

б)        претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.

в)        приобщение к народной культуре.

Принцип последовательности.

Соотношение музыкального материала с природным, светским, народным и
частично историческим календарём.

Принцип партнёрства.
Принцип положительной оценки.

Все эти принципы помогают мне в главной цели музыкального воспитания детей — прививать любовь к музыке, к культуре своего народа.

Программа "Ладушки" поможет превратить каждое занятие в маленький праздник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад №12 компенсирующего вида» Ивановской Людмилы Викторовны

Представлена  презентация обобщения опыта работы Ивановской Л.В. музыкального руководителя МБДОУ "Детский сад № 12 компенсирующего вида" Виды и формы музыкальной деятельности  в ра...