Рабочая программа дополнительного образования для детей 6-7 лет "Пластилиновые чудеса"
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая программа дополнительного образования для детей 6-7 лет "Пластилиновые чудеса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_plastilinovye_chudesa.docx | 26.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа дополнительного образования
для детей 6-7 лет «Пластилиновые чудеса»
Руководитель:
воспитатель
Марченкова Н. Ю.
Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.
Мы, взрослые, должны помочь ребёнку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Изобразительная деятельность, включающая лепку, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. А для этого необходимо накопление и расширение личного опыта ребенка, полученного им непосредственным путём через органы чувств; успешное овладение лепкой.
Лепка обладает определённым психотерапевтическим эффектом. Когда ребёнок лепит то, что он хочет и как он хочет, он даёт выход своим чувствам и обретает душевное равновесие.
Маленькому ребёнку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (объёмное изображение – в лепке). Он передаёт образы предметов с помощью пластилина. Этот материал должен быть всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности ребёнка, показывать приёмы лепки. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, величины, эстетических представлений.
Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений.
При обучении детей лепке очень важно добиться высокого качества изображения и побуждать детей в процессе работы использовать как можно шире различные дополнительные изобразительные материалы (природный, бросовый).
Для того, чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям – сначала простым, а затем более сложным. Это позволит им изображать разнообразные предметы окружающего мира. Чем лучше ребёнок овладеет формообразующими движениями, тем легче и свободнее он будет создавать изображения любых предметов, проявляя творчество, в дальнейшем.
В процессе лепки у дошкольников совершенствуется наблюдательность, развиваются эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Цель программы: Развитие творческих способностей детей; формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи:
- Приобщение ребёнка к окружающей красоте: развитие эмоциональной отзывчивости, воспитание чувства прекрасного;
- Формирование умений и навыков в лепке;
- Развитие воображения, самостоятельности, настойчивости, умения доводить работу до конца, аккуратности и трудолюбия.
Принципы:
- принцип систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);
- принцип наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении);
- принцип доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);
- принцип личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей);
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Организационно-методическое обеспечение программы
Реализация программы предполагает специально организованные занятия, в процессе которых дети получают навыки и знания по изучаемым темам.
Программа «Пластилиновые чудеса» рассчитана на 1 год обучения (6-7 лет).
Занятия проводятся во второй половине дня 2 раза в месяц с сентября по май.
Продолжительность занятия 30 мин.
Методы и приёмы:
- Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
- Наглядный (рассматривание и обследование предметов, рассматривание картинок);
- Практический (самостоятельное выполнение детьми поделок из пластилина в сочетании с разнообразными материалами);
- Игровой.
Изобразительные материалы и оборудование:
- Пластилин
- Дощечка
- Тряпочка
- Небольшая картонка-подставка для готового изделия
- Дополнительный материал (спички, коктейльные трубочки, пуговицы, капсулы от киндер-сюрпризов)
- Природный материал (половинки скорлупок грецких орехов, скорлупа фисташек, плоды каштана, жёлуди, шишки, семена ясеня, крылатки клёна, ветки, семечки арбуза, фасоль, горох, рис).
Предполагаемый результат обучения:
- Умеет лепить предметы по представлению и с натуры, передавая их характерные особенности;
- Умеет лепить пластическим, конструктивным и комбинированным способами;
- Использует разнообразные приёмы лепки;
- Создаёт сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур;
- Создаёт изображения по мотивам народных игрушек;
- Создаёт плоскостные картины в технике барельеф, «пластилиновая живопись».
Перспективный план работы (подготовительная группа)
Месяц | № п/п | Тема | Содержание | Оборудование (материал, атрибуты) |
сентябрь | 1 | Плетень с подсолнухами | Продолжать учить детей творчески составлять коллективную композицию, используя ранее усвоенные способы лепки. Закреплять умение сочетать в поделке пластилин и природный материал. Развивать фантазию и воображение. | Лист картона, пластилин, тыквенные семечки, семечки подсолнуха, стека, доска для лепки. |
2 | Корзина с грибами | Учить детей лепить корзину ленточным способом, прочно соединяя между собой части. Продолжать учить лепке из нескольких частей. | Пластилин, стека, картонка-подставка, дощечка для лепки. | |
октябрь | 3 | Медведь в берлоге | Познакомить детей с новой техникой работы с пластилином – барельефом. Показать основные приёмы изображения предмета в этой технике. Закреплять умение передавать задуманный сюжет. Развивать мелкую моторику, образное мышление. | Картинка с изображением медведя в берлоге. Половинки листов синего картона, пластилин, стека, доска для лепки. |
4 | Осенняя берёзка | Познакомить детей с нетрадиционной техникой работы с пластилином – пластилинографией. Учить изготавливать поделку из жгутиков, передавая характерные особенности осенней берёзы. Познакомить с образом берёзы в живописи. Развивать мелкую моторику пальцев. | Репродукции картин: И. Левитан «Золотая осень», «Октябрь» и др. Листы картона со схематичным изображением берёзы, пластилин, стека, доска для лепки. | |
ноябрь | 5 | Воин | Продолжать учить детей создавать плоскостные картины в технике барельеф. Закреплять умение применять основные приёмы работы в технике барельеф для передачи одежды воина. Закреплять умение передавать задуманный образ. Развивать мелкую моторику, глазомер, образное мышление. | Иллюстрации с изображением древнерусских воинов, их шлемов, кольчуг, щитов, копий и прочего военного снаряжения. Листы картона (формат А5), пластилин, стека, доска для лепки. |
6 | Кто сказал «мяу»? | Закреплять умение детей лепить пластическим и комбинированным способом в зависимости от того, что нужно изобразить. Развивать у детей способность передавать пропорции соотношение фигур по величине, выразительность поз, движений, деталей. Учить создавать скульптурную группу из двух фигур, развивать чувство композиции. | Пластилин, картонка-подставка, стека, доска для лепки. | |
декабрь | 7 | Дядя Миша | Учить изображать с помощью природного материала и пластилина сценку из сказки. Продолжать учить передавать пропорциональное соотношение предметов, добиваться выразительности образа и динамичности композиции. Закреплять умение соединять части, прижимая их. Развивать творческие способности. | Пластилин, плоды каштана и дуба, еловые и сосновые шишки, стека, картонка-подставка, доска для лепки. |
8 | Полосатая ёлочка | Познакомить детей с новой техникой пластилинографии – раскатанной картинкой. Учить создавать образ ёлки с помощью пластилиновых жгутиков. Развивать творческое воображение. | Вырезанные из зелёного картона вытянутые треугольники (ёлки), пластилин, маленькие деревянные палочки, крышки, стека, скотч, доска для лепки. | |
январь | 9 | Пингвины | Продолжать учить детей лепить из пластилина, используя изученные ранее приёмы. Развивать способность передавать пропорциональное соотношение частей. Закреплять умение соединять части, прижимая их друг к другу. Продолжать учить доводить изделие до соответствия задуманному образу, придавая ему выразительность. | Картинка с изображением пингвинов. Синий картон, пластилин, крылатки ясеня или клёна, картонка-подставка, стека, доска для лепки. |
10 | Молодой страусёнок | Продолжать учить детей сочетать в поделке пластилин с другими материалами. Закреплять умение передавать пропорциональное соотношение и расположение частей. Развивать умение соединять части, прижимая их друг к другу. Учить добиваться выразительности образа. | Картинка с изображением страуса. Пластилин, крылатки ясеня, для каждого ребёнка по три соломинки, стека, картонка-подставка, доска для лепки. | |
февраль | 11
| Кораблик | Закреплять умение создавать плоскостные картины в технике барельеф. Закреплять умение применять основные приёмы работы, создавая сюжетную картину; передавать задуманный образ. Развивать мелкую моторику, глазомер, образное мышление. | Картинки с изображением транспорта. Лист картона, пластилин, стека, доска для лепки. |
12
| Хризантемы | Познакомить детей с новой техникой пластилинографией – растягивание пластилина. Научить детей добиваться новых оттенков пластилина при смешивании его с белым цветом. Развивать чувство цвета, глазомер, мелкую моторику пальцев. | Картинка с изображением хризантемы. Лист картона, простой карандаш, пластилин, стека, доска для лепки. | |
март | 13 | Дымковская барыня | Знакомить детей с особенностями дымковской лепки. Учить их лепить дымковскую барыню. | Дымковская барыня, пластилин, стека, печатки, доска для лепки. |
14 | Горы | Закреплять навыки работы в технике «пластилиновая живопись». Закреплять приёмы отщипывания, прикрепления, надавливания, растягивания и размазывания. Учить создавать пейзажные панно. Развивать творческое воображение, эстетический вкус. | Фотографии гор, физическая карта Российской Федерации, образец готовой работы. Лист картона, чёрный фломастер, пластилин, стека, доска для лепки. | |
апрель | 15 | Весенний пейзаж | Продолжать знакомить детей с техникой «пластилиновая живопись». Закреплять приёмы отщипывания, прикрепления, растягивания и размазывания при помощи стеки. Учить создавать пейзажные панно. Развивать творческое воображение, эстетический вкус. | Репродукции пейзажей: А. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели» и др.; образец выполненной работы. Лист картона тёмно-синего или чёрного цвета (15x12см), простой карандаш, пластилин, стека, доска для лепки. |
16
| Подводный мир | Развивать способность создавать и воплощать образ, используя знакомые приёмы лепки. Закреплять умение выполнять коллективную работу. Формировать художественный вкус. Развивать воображение, творчество, чувство композиции. | По одной крышке от обувной коробки, внутренняя часть которой обклеена голубой бумагой, на группу из 5 детей; пластилин, стека, доска для лепки. | |
май | 17 | Страна динозавров | Познакомить детей с внешним видом и условиями жизни доисторических животных. Учить лепить динозавров, используя ранее изученные приёмы лепки. Продолжать закреплять умение составлять коллективную композицию и лепить дополнительные элементы пейзажа. | Картинки или книги с иллюстрациями динозавров. По одной крышке от обувной коробки, внутренняя часть которой оклеена зелёной бумагой, на группу из 5 детей; пластилин, камни, соломинки, стека, доска для лепки. |
18 | Летние зарисовки | Познакомить детей с новой техникой – многослойной лепкой, приёмами работы. Развивать творческое воображение, эстетический вкус. | Образец работы, выполненной в технике «многослойная лепка». Лист картона, пластилин, стека, доска для лепки. |
Используемая литература.
1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: Мозаика – Синтез, 2014
2. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М.: Мозаика – Синтез, 2014
3. Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 6-7 лет» - М.: Мозаика – Синтез, 2016
4. Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду»
5. Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников» М. Просвещение, Росмен. 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 - 7 ЛЕТ КРУЖОК "ШКОЛА ДИЗАЙНА"
I. Пояснительная записка Актуальность. В связи с активным развитием современных технологий всё большее внимание уделяется проектно-художественной де...
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельностикружок по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"...
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет - Кружок "Игрушка своими руками"
Программа предусматривает знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы, она расчитана на два года....
Рабочая программа дополнительного образования для детей 5-7 лет "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"
Основное содержание программы направлено на формирование у дошкольников 5-7 лет представлений о правилах безопасного поведения и воспитание культуры личной безопасности. В ней раскрываются организацио...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ КРУЖОК "Городок мастеров".
Кружковая работа "Городок мастеров" для детей 5-6 лет. Пояснительная записка и перспективное планирование....
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста "Мастерская чудес"
Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Цель программы – раскрытие творческого потенциала детей посредством нетрадиционных техник рисов...
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...