программа по самообразованию 2016-2020 год
рабочая программа
Программа по самообразовани. 2016-2020 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_samoobrazovaniyu_gulnara.docx | 37.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей
с ограниченными возможностями здоровья
Программа самообразования
воспитателя
Хамидуллиной Гульнары Рифкатовны
по теме: «Проектная деятельность
как средство коммуникативного и нравственного воспитания
детей дошкольного возраста
с ограниченными возможностями здоровья»
г. Нижнекамск
- – 2020 г.
Личные данные:
1 | Фамилия | Хамидуллина |
2 | Имя | Гульнара |
3 | Отчество | Рифкатовна |
4 | Должность, по которой аттестуется работник (дополнительно указывается преподаваемый предмет, специальность, для педагогических работников дополнительного образования детей – профиль, направление образовательной деятельности; для методистов – направление методической работы) | Воспитатель |
5 | Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, с какого года работает в данном учреждении) | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья», с 1995 года. |
6 | Населенный пункт (город, район) | Нижнекамский муниципальный район, город Нижнекамск. |
7 | Стаж (педагогический) | 25 |
8 | Стаж (по специальности) | 25 |
9 | Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи) Ученая степень, год присвоения (при наличии) (реквизиты удостоверяющего документа) | Высшее Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Набережночелнинский институт социально - педагогических технологий и ресурсов» направление педагогическое образование, квалификация бакалавр диплом бакалавра101624 0600206 рег.номер 68, выдан 30 января 2015г |
10 | Курсы повышения квалификации(тематика курсов, количество учебных часов,место проведения, наименование образовательного учреждения,реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи) Профессиональная переподготовка (при наличии) (наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи) | Профессиональная переподготовка в КИУ имени В.Г Тимирясова (ИЭУП) по программе «Дефектология» диплом 162404503902 рег.номер1341/2016 Н, выдан 1июля 2016г Курсы повышения квалификации по программе дополнительного профессионального образования: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС», в объеме 64 часов, в негосударственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Центр социально-гуманитарного образования» г. Казань, 25.10.2018 г. Итоговая работа на тему: «Использование метода проектов в образовательном процессе ДОО». Удостоверение о повышении квалификации ЦСГО-162408285302-2018 ПК Курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Использование педагогики М.Монтессори в самостоятельной деятельности детей раннего и дошкольного возраста», в автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки» (АНО ДПО «УрИПКиП») в объеме 108 часов, с 07 февраля 2020 г.по 12 марта 2020 г. Удостоверение о повышении квалификаци 592410413372, рег.номер 612 |
11 | Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории | Первая категория |
12 | Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты(полное наименование награды, год награждения) Иные поощрения (Благодарственные письма и др.) | Почетная грамота МБУ «Управление дошкольного образования» Исполнительного комитета НМР РТ, 2015г. |
Тема: «Проектная деятельность как средство коммуникативного и нравственного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ».
Актуальность проблемы:
Проектная деятельность является новой, инновационной формой работы в формировании коммуникативной и социальной активности детей с особенностями развития. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что во время реализации проекта активизируются психические процессы, развиваются умения налаживать взаимодействие со сверстниками, использовать речь в разнообразных коммуникативных ситуациях, расширяющихся сферах общения, что предполагает включение ребенка в общение, диалог широкого круга взрослых и сверстников.
В ходе реализации проекта дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Проектная деятельность помогает сделать любой изучаемый материал увлекательным, облегчает процесс усвоения знаний.
Начиная с младшего дошкольного возраста, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:
1. Формировать разносторонние представления о себе, семье, предметах и явлениях окружающей действительности;
2. Знакомить с окружающим миром через образы, краски, звуки, формировать умение думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
3. Активизировать словарь ребенка, совершенствовать звуковую культуру речи и диалогическую речь.
4. Воспитывать нравственные качества личности, ценностно-смысловые компетенции дошкльников.
Вышеперечисленные задачи удачно реализуются посредством вовлечения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в проектную деятельность. Именно в реализации проектов ребенок с ОВЗ учиться наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить доступные ему анализ и синтез, делать простейшие обобщения. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность, в результате которой ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Герои любимых произведений становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такому подражанию любимому образу позволяет педагогам через театральную деятельность оказать позитивное влияние на детей и развить, так часто не достающие коммуникативные качества. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие и многие проблемные ситуации опосредованно - от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенности в себе.
В процессе реализации проекта дети с ОВЗ чувствуют себя свободно, непринужденно, испытывают удовлетворение от осознания своей самостоятельности. Проекты учат не только приобретать знания, но и переносить их в аналогичных или новые ситуации; помогают развивать умения общаться, высказывать свое мнение и слушать других.
Реализация выбранной темы будет организовываться в рамках поставленной цели.
Цель: создать необходимые условия в процессе коррекционной работы по формированию коммуникативной активности у детей с ОВЗ с помощью проектной деятельности.
Задачи:
- Проанализировать историю развития проектного метода. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике.
- Изучить передовой опыт использования проектной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях;
- Изучить особенности проектной деятельности дошкольников;
- Исследовать актуальность проблемы в рамках нашего дошкольного отделения;
- Разработать дидактические и методические материалы по выбранной теме;
- Внедрить проектную деятельность в систему коррекционной работы по формированию коммуникативной деятельности;
- Приобщать родителей к процессу формирования коммуникативной и нравственной активности и воспитания ребёнка;
- Обобщить и распространить опыт работы в данном направлении.
Предполагаемый результат: качественное улучшение образовательного процесса.
Форма самообразования: коллективная.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- Изучение литературы по теме.
- Видоизменение и совершенствование развивающей среды, способствующей формированию познавательной активности у детей дошкольного возраста с ОВЗ.
- Использование разработанных методов и приемов в системе коррекционно- развивающих занятий.
- Посещение и участие в заседаниях методических объединений, семинарах, конференциях для педагогов специализированных общеобразовательных учреждений.
- Участие воспитанников в творческих конкурсах на муниципальном, региональном и республиканском уровнях.
- Обобщение результатов проделанной работы.
План работы по самообразованию на 2016-2020 учебный год.
ЭТАП | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | СРОКИ | ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
Диагностический | Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по теме и анализ имеющегося опыта. | сентябрь- декабрь 2016г. | Изучение истории развития проектного метода в отечественной педагогике. Изучение и анализ актуальности проблемы в дошкольном отделении школы-интерната. |
декабрь 2016- февраль 2017 | Консультации с заместителем директора по учебной части. | ||
ежегодно на протяжении срока реализации программы | Анализ предметно-практической образовательно-развивающей среды в кабинете дефектолога. | ||
2016-2020 год | Изучение литературы по теме | ||
Прогностический | Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | февраль - март 2017 | Формулировка цели и задач работы над темой. |
март- апрель 2017 год | Разработка перспективного плана, нацеленного на развитие познавательной активности, мотивации к процессу обучения, творческого мышления и самостоятельности, посредством проектной деятельности. | ||
Практический | Внедрение передового педагогического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. Корректировка работы. | апрель - июнь 2017 год | Выявить наиболее приемлемую форму введения проекта в непосредственно образовательную деятельность |
2017 – 2020 год | Видоизменение и совершенствование развивающей среды кабинета учителя-дефектолога и групповой комнаты. | ||
ежегодно на протяжении срока реализации программы | Проведение комплексных и интегрированных, подгрупповых и индивидуальных занятий в рамках работы реализации выбранного проекта. | ||
2017 - 2020 год | Подбор, разработка и изготовление дидактических материалов: настольные игры, схемы, инструкции, образцы, маски, костюмы для проведения игровых интегрированных занятий. | ||
на протяжении
|
| ||
на протяжении 2016-2020 годов | Пополнение атрибутами и пособиями театрального уголка «Уголок творчества». | ||
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме. Представление разработанных материалов. | 2019-2020 годы | Систематизация практического материала по данной проблеме. |
апрель 2020 год | Обобщение результатов работы на заседании методического объединения. | ||
на протяжении 2016-2020 годов | Консультативная помощь специалистам и родителям, организация мастер-классов, тренингов, семинаров- практикумов на городском уровне. | ||
на протяжении 2016-2020 годов | Участие в семинарах, научно-практических конференциях, курсах повышения квалификации на международном, республиканском и региональном уровнях. Посещение различных тренингов и вебинаров. | ||
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2016-2020 годы | Публикации в журналах, участие воспитанников творческих конкурсах, организация и проведение мастер-классов для коллег и родителей. |
Источники самообразования:
1. Курсы повышения квалификации
2. Семинары и конференции
3. Мастер-классы
4. Тематические журналы
5. Видео, аудио информация на различных носителях
6. Платные курсы
7. Мероприятия по обмену опытом
8. Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая)
9. Интернет- ресурсы
Список изучаемой литературы:
- Валясэк Б. Метод проектов как творческая работа педагога.// Первое сентября, № 9–2004.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
- Гузеев В.А, Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. - Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003.
- Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.
- Дошкольная педагогика: Учеб, пособие для студентов пединститута / Под ред. И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М., 1989.
- Запорожец А.В., Луков Г.Д. Развитие рассуждений у ребёнка младшего школьного возраста // Научные записки Харьковского гос. пед. института -1941.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Евдокимова Е.С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание, №3, 2003.
- Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010.
- «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Мухина В.С. Психология дошкольника, М., Просвещение, 1975.
- Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004.
- Правдов М.А., Бесшапошникова С.Ю. Управление проектами как инновационное направление профессионального развития педагога дошкольного образовательного учреждения // Детский сад от А до Я, 2010, №1.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.В. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2005.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
- Рыжова Н. А. Программа «Наш дом - природа» блок занятий «песок, глина, камни». карапуз - дидактика Москва 2005.
- Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. – М.: Аркти, 2010.
- Сорокина А.И.: Умственное воспитание в детском садике, М., Просвещение, 1975.
- Терехова Г.В. От проекта к культуре проектирования// http://helborblog.blogspot.com/2010/01/blog-post_8685.html
- Умственное воспитание детей дошкольного возраста.- Под ред. Поддьякова Н.Н., М., 1984.
- Ховякова А. Метод проектов как технология формирования информационной компетентности ребенка дошкольного возраста . // Детский сад от А до Я №2 2010.
- Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением" №4, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на 2016-2020 уч.г.
Здесь представлен план самообразования воспитателя младшей группы на 2016-2020 уебный год...
План самообразования на 2016-2020 учебные года
Описан план работы по теме "Экология" на пять лет с детьми, родителями, педагогами....
Индивидуальный план самообразования на 2016-2020 годы
Индивидуальный план самообразования на 2016-2020 годы...
Индивидуальный план работы по самообразованию 2016 - 2020 гг.
Тема: «Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДОО»....
План по самообразованию инструктора по физической культуре на 2016-2020 учебный год
План запланирован на 5 лет. Включена работа с детьми, родителями, воспитателями....
Программа развития на 2016-2020 гг
Впервые дошкольное образование становится первой ступенью системы образования, впервые утвержден ФГОС дошкольного образования. В современной системе дошкольного и школьного воспитания н...
Индивидуальная программа развития педагога 2016-2020 г.
Качество образования определяется множеством фактороф, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической и творческой подготовки и профессионального мастерства педагогов....