программа по самообразованию 2016-2020 год
рабочая программа

Хамидуллина Гульнара Рифкатовна

Программа по самообразовани. 2016-2020 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_samoobrazovaniyu_gulnara.docx37.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей

с ограниченными возможностями здоровья

Программа самообразования

воспитателя

Хамидуллиной Гульнары Рифкатовны

по теме: «Проектная деятельность

как средство коммуникативного и нравственного воспитания

  детей дошкольного возраста

 с ограниченными возможностями здоровья»

г. Нижнекамск

  1. – 2020 г.

 Личные данные:

1

Фамилия

Хамидуллина

2

Имя

Гульнара

3

Отчество

Рифкатовна

4

Должность, по которой аттестуется работник (дополнительно указывается преподаваемый  предмет, специальность, для педагогических работников дополнительного образования детей – профиль, направление образовательной деятельности; для методистов – направление методической работы)

Воспитатель

5

Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, с какого года работает в данном учреждении)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья», с 1995 года.

6

Населенный пункт (город, район)

Нижнекамский муниципальный район, город Нижнекамск.

7

Стаж (педагогический)

25

8

Стаж (по специальности)

25

9

Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи)

Ученая степень, год присвоения (при наличии) (реквизиты удостоверяющего документа)

Высшее Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Набережночелнинский институт социально - педагогических технологий и ресурсов» направление педагогическое образование, квалификация бакалавр

диплом бакалавра101624 0600206

 рег.номер 68, выдан 30 января 2015г

10

Курсы повышения квалификации(тематика курсов, количество учебных часов,место проведения, наименование образовательного учреждения,реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Профессиональная переподготовка (при наличии) (наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Профессиональная переподготовка в КИУ имени В.Г Тимирясова (ИЭУП) по программе «Дефектология» диплом 162404503902  рег.номер1341/2016 Н, выдан 1июля 2016г

 Курсы повышения квалификации по программе дополнительного профессионального образования: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС», в объеме 64 часов,  в  негосударственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Центр социально-гуманитарного образования» г. Казань, 25.10.2018 г.

Итоговая работа на тему: «Использование метода проектов в образовательном процессе ДОО».

Удостоверение о повышении квалификации ЦСГО-162408285302-2018 ПК

Курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Использование педагогики М.Монтессори в самостоятельной деятельности детей раннего и дошкольного возраста», в автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки» (АНО ДПО «УрИПКиП») в объеме 108 часов, с 07 февраля 2020 г.по 12 марта 2020 г.

Удостоверение о повышении квалификаци 592410413372, рег.номер 612

11

Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории

Первая категория

12

Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты(полное наименование награды,  год награждения)

Иные поощрения (Благодарственные письма и др.)

Почетная грамота МБУ «Управление дошкольного образования» Исполнительного комитета НМР РТ, 2015г.

Тема: «Проектная деятельность как средство коммуникативного и нравственного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ».

          Актуальность проблемы:

  Проектная деятельность является новой, инновационной формой работы в формировании коммуникативной и социальной активности детей с особенностями развития. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что во время реализации проекта активизируются психические процессы, развиваются умения налаживать взаимодействие со сверстниками, использовать речь в разнообразных коммуникативных ситуациях, расширяющихся сферах общения, что предполагает включение ребенка в общение, диалог широкого круга взрослых и сверстников.

 В ходе реализации проекта дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Проектная деятельность помогает сделать любой изучаемый материал увлекательным, облегчает процесс усвоения знаний.

 

 Начиная с младшего дошкольного возраста, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

1. Формировать разносторонние представления о себе, семье, предметах и явлениях окружающей действительности;

2. Знакомить с окружающим миром через образы, краски, звуки, формировать умение думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

3. Активизировать словарь ребенка, совершенствовать звуковую культуру речи и диалогическую речь.

4. Воспитывать нравственные качества личности, ценностно-смысловые компетенции дошкльников.

  Вышеперечисленные задачи удачно реализуются посредством вовлечения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в проектную деятельность. Именно в реализации проектов ребенок с    ОВЗ учиться наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить доступные ему анализ и синтез, делать простейшие обобщения. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность, в результате которой ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Герои любимых произведений становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такому подражанию любимому образу позволяет педагогам через театральную деятельность оказать позитивное влияние на детей и развить, так часто не достающие коммуникативные качества. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие и многие проблемные ситуации опосредованно - от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями   общения, неуверенности в себе.

В процессе реализации проекта  дети с ОВЗ чувствуют себя свободно, непринужденно, испытывают удовлетворение от осознания своей самостоятельности. Проекты учат не только приобретать знания, но и переносить их в аналогичных или новые ситуации; помогают развивать умения общаться, высказывать свое мнение и слушать других.

Реализация выбранной темы будет организовываться в рамках поставленной цели.

Цель: создать необходимые условия в процессе коррекционной работы по формированию коммуникативной активности у детей с ОВЗ с помощью проектной деятельности.

Задачи:

  1. Проанализировать историю развития проектного метода. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике.
  2. Изучить передовой опыт использования проектной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях;
  3. Изучить особенности проектной деятельности дошкольников;
  4. Исследовать актуальность проблемы в рамках нашего дошкольного отделения;
  5. Разработать дидактические и методические  материалы по выбранной теме;
  6.  Внедрить проектную деятельность в систему коррекционной работы по формированию коммуникативной деятельности;
  7. Приобщать родителей к процессу формирования коммуникативной и нравственной  активности и воспитания ребёнка;
  8. Обобщить и распространить опыт работы в данном направлении.

Предполагаемый результат: качественное улучшение образовательного процесса.

Форма самообразования: коллективная.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  1. Изучение литературы по теме.
  2. Видоизменение и совершенствование развивающей среды, способствующей формированию познавательной активности у детей дошкольного возраста с ОВЗ.
  3.  Использование разработанных методов и приемов в системе коррекционно- развивающих занятий.
  4. Посещение и участие в заседаниях методических объединений, семинарах, конференциях для педагогов специализированных общеобразовательных учреждений.
  5. Участие воспитанников в творческих конкурсах на муниципальном, региональном и республиканском уровнях.
  6. Обобщение результатов проделанной работы.


План работы по самообразованию на 2016-2020 учебный год.

ЭТАП

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

СРОКИ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Диагностический

Анализ затруднений.

Постановка проблемы.

Изучение литературы по теме и анализ имеющегося опыта.

сентябрь- декабрь

2016г.

Изучение истории развития проектного метода в отечественной педагогике.

Изучение и анализ актуальности проблемы в дошкольном отделении школы-интерната.

декабрь 2016-

февраль 2017

Консультации с заместителем директора по учебной части.

ежегодно на протяжении срока реализации программы

Анализ предметно-практической образовательно-развивающей среды в кабинете дефектолога.

2016-2020 год

Изучение литературы по теме

Прогностический

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов.

февраль - март  2017

Формулировка цели и задач работы над темой.

март- апрель 2017 год

Разработка перспективного плана, нацеленного на развитие познавательной активности, мотивации к процессу обучения, творческого мышления и самостоятельности, посредством проектной деятельности.

Практический

Внедрение передового педагогического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.

 Формирование методического комплекса.

Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

Корректировка работы.

апрель - июнь

2017 год

Выявить наиболее приемлемую форму введения проекта в непосредственно образовательную деятельность

2017 – 2020 год

Видоизменение и совершенствование развивающей среды кабинета учителя-дефектолога и групповой комнаты.

ежегодно на протяжении срока реализации программы

Проведение комплексных и интегрированных, подгрупповых и индивидуальных занятий в рамках работы реализации выбранного проекта.

2017 - 2020  год

Подбор, разработка и изготовление дидактических материалов: настольные игры, схемы, инструкции, образцы, маски, костюмы для проведения игровых интегрированных занятий.

на протяжении

  1. годов

  1. Выступление на семинарах-практикумах,мастер-классах муниципального и республиканского уровня  по теме самообразования.
  2. Выступления на методических объединениях воспитателей дошкольного отделения на уровне дошкольного учреждения и муниципальном.
  3. Разработка консультаций для специалистов детского сада:
  •  «Проектная деятельность как нетрадиционный метод взаимодействия педагогов и родителей детей с ОВЗ».
  • «Совместный досуг как средство социокультурной реабилитации детей с ОВЗ».
  • «Проектная деятельность как нетрадиционное средство работы с родителями детей с ОВЗ»
  1.  Консультации и презентация дидактических игр для родителей:
  • Презентация пособия «Театр из фетра»;
  • «Учимся, играя»;
  • «Театр своими руками» (для родителей реабилитационных групп в рамках «Школы родителей»);
  • Презентация игры «Мой дом».
  • Привлечение родителей к театральным постановкам в рамках реализации проектов
  • Привлечение родителей к изготовлению атрибутов и костюмов к театральным постановках.

на протяжении

2016-2020 годов

Пополнение атрибутами и пособиями  театрального уголка

«Уголок творчества».

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме.

Представление  разработанных материалов.

2019-2020 годы

Систематизация практического материала по данной проблеме.

апрель 2020 год

Обобщение результатов работы  на заседании методического объединения.

на протяжении

2016-2020 годов

Консультативная помощь специалистам и родителям, организация мастер-классов, тренингов, семинаров- практикумов на городском уровне.

на протяжении

2016-2020 годов

Участие в  семинарах, научно-практических конференциях, курсах повышения квалификации на международном, республиканском и региональном уровнях.

 Посещение различных тренингов и вебинаров.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2016-2020 годы

Публикации в журналах, участие воспитанников творческих конкурсах, организация и проведение мастер-классов для коллег и родителей.

Источники самообразования:

1.        Курсы повышения квалификации        

2.        Семинары и конференции

3.        Мастер-классы

4.        Тематические журналы

5.        Видео, аудио информация на различных носителях

6.        Платные курсы

7.        Мероприятия по обмену опытом

8.        Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая)

9.        Интернет- ресурсы

Список изучаемой литературы:

  1. Валясэк Б. Метод проектов как творческая работа педагога.// Первое сентября, № 9–2004.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  4. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
  5. Гузеев В.А, Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. - Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003.
  6. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.
  7. Дошкольная педагогика: Учеб, пособие для студентов пединститута / Под ред. И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М., 1989.
  8.  Запорожец А.В., Луков Г.Д. Развитие рассуждений у ребёнка младшего школьного возраста // Научные записки Харьковского гос. пед. института -1941.
  9.  Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  10.  Евдокимова Е.С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание, №3, 2003.
  11. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду:  родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010.
  12. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html
  13. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010.
  14.  Мухина В.С. Психология дошкольника, М., Просвещение, 1975.
  15.  Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004.
  16.  Правдов М.А., Бесшапошникова С.Ю. Управление проектами как инновационное направление профессионального развития педагога дошкольного образовательного учреждения // Детский сад от А до Я, 2010, №1.
  17.  Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.В. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2005.
  18. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.
  19. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом - природа» блок занятий «песок, глина, камни». карапуз - дидактика Москва 2005.
  20.  Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. – М.: Аркти, 2010.
  21. Сорокина А.И.: Умственное воспитание в детском садике, М., Просвещение, 1975.
  22.  Терехова Г.В. От проекта к культуре проектирования// http://helborblog.blogspot.com/2010/01/blog-post_8685.html
  23.  Умственное воспитание детей дошкольного возраста.- Под ред. Поддьякова Н.Н., М., 1984.
  24. Ховякова А. Метод проектов как технология формирования информационной компетентности ребенка дошкольного возраста . // Детский сад от А до Я №2 2010.
  25. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением" №4, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на 2016-2020 уч.г.

Здесь представлен план самообразования воспитателя младшей группы на 2016-2020 уебный год...

План самообразования на 2016-2020 учебные года

Описан план работы по теме "Экология" на пять лет с детьми, родителями, педагогами....

Индивидуальный план самообразования на 2016-2020 годы

Индивидуальный план самообразования на 2016-2020 годы...

Индивидуальный план работы по самообразованию 2016 - 2020 гг.

Тема: «Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников в условиях  внедрения ФГОС  ДОО»....

План по самообразованию инструктора по физической культуре на 2016-2020 учебный год

План запланирован на 5 лет. Включена работа с детьми, родителями, воспитателями....

Программа развития на 2016-2020 гг

Впервые дошкольное образование становится первой ступенью системы образования, впервые утвержден ФГОС дошкольного образования. В современной системе дошкольного и школьного воспитания н...

Индивидуальная программа развития педагога 2016-2020 г.

Качество образования определяется множеством фактороф, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической и творческой подготовки и профессионального мастерства педагогов....