"Взаимодействие педагога с семьями в личностном развитии детей дошкольного возраста"
консультация

Кочкешева Наталия Михайловна

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребенку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ ДПО (ПК) С «ЧУВАШСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ» МИНОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ

Кафедра дошкольного образования

ЭССЕ

на тему «Взаимодействие педагога с семьями в личностном развитии детей дошкольного возраста»

Выполнил: слушатель группы №  

Кочкешева Наталия Михайловна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №22» «Журавленок» г. Новочебоксарска

Проверил:  

Чебоксары 2015

ПЛАН

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
  4. ЛИТЕРАТУРА

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребенку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества. И первой инстанцией на пути ребенка в жизнь является СЕМЬЯ. Семья-первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые- их взгляд  на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.

В соответствии с федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».  В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышать культуру педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации с семьей. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В соответствии с ФГОС ДО детский сад обязан:

  • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;
  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
  • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными  представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Поиск новых форм работы с родителями остается для меня всегда актуальным. Для успешной реализации данного направления работы, на мой взгляд,  необходимо решить ряд приоритетных задач:

Во-первых, это установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

Во-вторых, создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

В-третьих, активизация и обогащение педагогической компетенции родителей.

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое образовательное пространство необходимо максимальное разнообразие используемых форм взаимодействия. Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ с семьей, я считаю, является непосредственное участие родителей в проектной деятельности. Технология проектирования предполагает тесное сотрудничество ребенка и родителей в образовательном пространстве ДОУ. В нашем дошкольном учреждении родители участвуют в различных проектах: "Семейная горница", «Наше здоровье в наших руках», «Неделя сказки», и т.д. Это направление позволяет обогатить отношения родителей и ребенка, способствует развитию интеллектуальных, познавательных и личностных качеств семьи в целом. В результате работы над проектом, появляется продукт: выход семьи на наиболее высокие ступени внутрисемейного общения, заинтересованность деятельностью  ДОУ, а главное - установление партнерских взаимоотношений педагогов и родителей.

Завершая свое эссе, я бы хотела еще раз сделать акцент на то, что главная цель  современной организации работы с родителями, по моему мнению – это установление конструктивных взаимоотношений, поиск таких форм общения, которые бы обеспечивали личностное развитие и детей, и родителей. Под эффективным взаимодействием педагогов дошкольного учреждения с родителями я понимаю обмен мыслями, чувствами, переживаниями; также оно должно быть направлено на повышение педагогической культуры родителей, т. е. сообщение им знаний, формирование педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе и к педагогам. За многие годы работы в системе дошкольного образования процесс работы с родителями прошел путь от понимания ценности семьи, недоверия к ней и авторитарного контроля над ней со стороны общественной структуры к открытым отношениям свободного диалога равноправных партнеров. Сегодня коренным образом изменился взгляд на семью. В настоящее время провозглашен и зафиксирован в нормативных документах приоритет семьи в воспитании ребенка.

Я убеждена, что успешное развитие взаимодействия ДОУ и семьи может осуществляться при выполнении следующих условий:

• четкая стратегия взаимодействия, постановка целей, направленных на решение общих проблем;

• единство задач и содержания воспитательной работы ДОУ и семьи;

• обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников;

• открытость образовательной деятельности ДОУ для родителей;

• взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения в процессе партнерского сотрудничества с семьей.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Майер А.А., Давыдова О.И.,  Воронина Н.В. « 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада ». – М.: Творческий Центр. 2011 г.

4. Микляева Н.В. « Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия ». – М.: Творческий Центр. 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие ДОУ с семьёй в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста".

 В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов Федерального Государственного образовательно...

Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным  биологическим процессом, однако на него можно возде...

Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»

Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»...

Методическое пособие для педагогов-психологов. Диагностика эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста. Тест «Рисунок семьи".

Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характери...

Сотрудничество ОУ и семьи как условие социально-личностного развития детей дошкольного возраста

Сейчас как никогда важно помнить о влиянии ДО на воспитание ребенка, о ее возможностях организовать качественное развитие, образование детей без ущерба длоя их здоровья....

Семинар-практикум для педагогов «КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов«КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Знакомство с технологией социо-игровой педагогики сотрудничества Е.Е. Шулешко.Показ прие...