Экологические сказки.
картотека (старшая группа)

Чупрова Инна Андреевна

Экологические сказки помогают понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Экологические сказки раскрывают основные понятия и законы экологии, а также популярно вводят детей в различные аспекты взаимодействия человека с природой - использования ее ресурсов и охраны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экологические сказки736.5 КБ

Предварительный просмотр:

image1.jpeg        муниципальное дошкольное образовательное

                                                                    бюджетное учреждение

            «Детский сад № 5 «Тынденок»  

                             города Тынды    Амурской области

Подготовила: Чупрова Инна Андреевна,

воспитатель 1 кв. к.

МДОБУ ДС № 5 Тынденок

г. Тында 2016г.

 В условиях надвигающихся экологических проблем по всей планете большое значение приобретает экологическое воспитание.

   Экологические сказки помогают понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек при этом играет важную роль в поддержании, сохранении или создании таких условий.     Экологические сказки раскрывают основные понятия и законы экологии, а также популярно вводят детей в различные аспекты взаимодействия человека с природой — использования ее ресурсов и охраны. Содержание этих сказок также дает представление об отдаленных, в ряде случаев экзотических явлениях природы, необычных эпизодах взаимодействия с ней человека. Очень важно, что экологические сказки развивают умение детей мыслить системно, пониманием происходящих закономерностей. Сказки способствуют движению мысли ребенка и формируют его экологическое мышление.

     Главная же задача экологических сказок — формирование у детей осознанно-правильного отношения к различным природным объектам, и прежде всего к тем, которые находятся рядом с ними. Поэтому чтение сказок перемежается с наблюдениями в уголке природы, на участке детского сада; беседами, рассматриванием картин и т.д.

Следует отметить, что даже в старшем дошкольном возрасте у детей преобладают сказочно-игрушечные представления о животных и других природных объектах. Сказки на экологическую тематику не уводят дошкольника из мира сказки и не снижают ее благотворного влияния на личность ребенка, а сопоставляют ее образы с реальными предметами, объектами природы, помогают детям обрести реалистические представления об окружающем мире.

    Все многообразие экологических сказок позволяет классифицировать их на следующие определенные виды:

—        сказки - «рассказки»;

—        сказки - «почемучки»;

—        сказки - «катастрофы».

           В сказках – «рассказки» в качестве главных героев выступают сказочные, вымышленные персонажи (Колобок, Листовичок и пр.) или очеловеченные реальные объекты и явления природного мира (растения, грибы, насекомые и т.д.), посредством встречи с которыми дошкольники узнают много нового о многообразии живой природы.

История Капи

(А. Коробова)

      Жила-была тучка, и было у нее много деток — капелек. Одну из них звали Капи. Она была очень любознательной и непоседливой. (Как звали самую любознательную и непоседливую капельку?)

Когда Мама тучка плыла по небу, Капи с большим интересом смотрела на землю и хотела узнать, что же там внизу происходит. И вот однажды, когда сестры и тучка Мама уснули, Капи решилась на путешествие. Она спрыгнула вниз и полетела прямо на землю. (Почему Капи решилась на приключение ?)

Упала Капи на красивую поляну, покрытую разнообразными цветами и травами, над которой летали красивые бабочки, трудолюбивые пчелы и шумные стрекозы.     Капи была поражена, она никогда еще не видела такой красоты. Все вокруг было таким необыкновенным, удивительным, невообразимым. Капи выбрала себе самый красивый цветок — незабудку и легла спать на один из лепестков. (Что Капи увидела на поляне?)

Проснувшись, Капи еще раз посмотрела на окружающую ее красоту и подумала: «Неужели ни Мама, ни сестренки никогда не увидят этого? Нет, так не должно быть!» — твердо решила она.

Капи захотела рассказать им обо всем, что видела на поляне, но, посмотрев вверх, расстроилась. Она не знала, как ей попасть домой, ведь она внизу — на земле, а ее родные там — высоко в небе. И тогда Капи попросила солнышко помочь ей. (О чем Капи попросила солнышко ?)

Солнышко начало пригревать все сильнее и сильнее, и... Капи начала испаряться. Она превратилась в пар и стала быстро подниматься вверх. (Во что превратилась Капи, когда солнышко начало пригревать все сильнее и сильнее?)

И вот она уже увидела свой дом, свою Маму-тучку и множество сестренок, играющих друг с другом. В этот момент Капи поняла, как же она соскучилась по ним.

В окружении родных,   Капи вновь превратилась в капельку, в такую же, какой была прежде. Она подбежала к Маме, сестрам, обняла их крепко-крепко и рассказала об удивительном мире, который находится внизу: о цветах, бабочках и шумных стрекозах. Сестры внимательно слушали рассказ Капи и не могли поверить. Капи даже немного обиделась на них, ведь все, что она говорила, — чистая правда. И тогда Мама сказала своим дочкам: «Мы обязательно увидим этот мир, ту красоту, которая под нами. Я вам обещаю». (Что пообещала Мама-тучка Капи и ее сестрам?)

капельки-фото-004.jpgКапи улыбнулась. Она была счастлива.

Какое бывает солнышко.

(Н. Толмачёва)

Скажите, ребята,

 Где солнце живет?

Когда просыпается?

Рано ль встает?

В далеких краях

За волшебной горой,

Где травы цветут

И покой неземной.

Там солнышко теплое

Утром встает

И всем понемногу

Свой жар отдает.

Но это ему

Не мешает ничуть,

И радостно солнце

Торопится в путь.

Все ярче, румянее

Щечки его,

Чтоб всех обогрело,

Чтобы стало тепло.

А день разгорается,

Пахнет травой.

Стрекочут кузнечики

Этой порой.

И солнце все выше,

Лучи горячей.

На всех его хватит:

На птиц и зверей,

На травку-муравку,

На взрослых, детей.

Всем будет светло,

Станет день веселей.

На небе ни облачка.

День золотой!

И ветер шумит

1583752042694.pngМолодою листвой.

Цветочки открыты

Для яркого солнца.

И бабушка ждет

Малышей у оконца.

Проходит обед,

Пора спать ребятне.

Так сладко мечтать,

Улыбаясь во сне.

Стало солнце уставать,

Стало меньше припекать.

Бархатистое тепло

Всю округу залило.

 Дети бодрые встают,

Одеваются, поют.

А потом пошли гулять,

Снова солнышко встречать!

И какое же оно?

Что же с ним произошло?

Отвечают малышам:

«Стали теплыми лучи.

И не жарко вам гулять.

Меньше стало припекать.

Это солнце остывает,

Вечер ласково встречает».

Вечер близится, шагает

И в свои права вступает.

Солнце тихо спать ложится,

За горой идет укрыться.

Наберется сил и снова

Целый день светить готово!

Всех порадовать ребят,

    Кто его улыбке рад!

     Какое солнышко бывает?

     Скажите, милые друзья!

И одинаково ли греет

Оно в теченье всего дня?

Сказка про то, как Ивану-царевичу Жену выбирали.

(А. Гмызина)

В тридевятом царстве, тридесятом государстве жил-был царь с царицей, и было у них три сына. Первые два уже женились на прекрасных девушках и, покинув отчий дом, уехали с ними в другие земли, добро наживать.

Младший же никак не мог найти себе подходящую невесту. Ждали царь с царицей, ждали, и решил тогда сам отец-батюшка найти сыну невесту, да не просто девицу-красавицу, а к тому же еще и умную. Дал царь приказ на всю округу, чтобы собирались все невесты в его царстве-государстве для определения самой рассудительной, а сам созвал своих мудрецов, чтобы задания умные выдумывать.

Собрались весной в определенное время все девицы государства. И дал царь им задание вырастить подсолнечник, чтобы были в нем самые вкусные семечки. Выбрал царь участок земли огороженной и впустил туда девушек. Побежали красавицы самое видное место находить и сажать туда семечки. Только одна девица не торопилась. Долго ходила, выбирала место, наконец выбрала, в самом уголке участка и аккуратно посадила семечко. Увидел это царевич и спросил девушку:

— Почему же ты так долго место выбирала? И почему посадила в самом неприметном месте, в уголке?

На что девушка ему ответила:

— Почва бывает разная. Не везде будет расти растение. Этот участок твой отец подобрал неслучайно: он состоит из одной глины и песка. Глина плохо пропускает воду, в засуху будет твердой, а вовремя дождей пластичной и липкой, из нее даже можно будет лепить разные фигурки. Песок же рассыпчатый, легко и быстро пропускает сквозь себя воду, но не имеет никаких питательных веществ, необходимых растениям. И только в этом маленьком уголке я нашла кусочек земли, который твой отец, наверное, не заметил при огораживании. В этой земле есть все питательные вещества, необходимые для роста растений. (Какие виды почвы вы знаете, ребята?)

Тогда царевич спросил:

— А как же ты определила эту землю?

Девушка ответила:

— Очень просто: земля темная, рассыпчатая, пропускает воду и становится мокрой и липкой.

Понравилась девушка царевичу своим разумом и находчивостью, и стал он ждать результатов. Тем временем наступило лето. (Какие изменения происходят в природе летом?)

День стал длиннее, ночь — короче, стало много света и тепла, солнце поднималось высоко, иногда шли теплые дожди с грозами. Создались прекрасные условия для жизни растений и животных. Все кругом зазеленело, на лугах появилось много цветов, над которыми кружило множество насекомых. И только участок, который царь выделил для девушек, был пустынным. Лишь один подсолнух рос на самом краю и день ото дня становился все красивее и красивее.

Пришла осень.   (Какие изменения происходят в природе осенью ?)

День постепенно становился короче, ночь — длиннее, уменьшалось количество света и тепла, усиливались прохлада и холод. Цветы и травы начали увядать, деревья и кустарники — сбрасывать листву. Настало время собирать урожай.

Пришел царь к участку и созвал девиц-красавиц. И все увидели, что вырос только один подсолнух, который стал похожим на маленькое солнышко. Попробовал царь его семечки и сказал, что никогда в жизни не ел ничего вкуснее. А как увидел девушку, посадившую здесь подсолнух, поклонился ей и назначил день свадьбы. Веселилось все государство. Царь гордился своей мудростью, а царевич — своей красивой, умной женой.

 картинка-соняшника-для-дітей-004-768x768.jpg

Приключения одного горного камня.

(Н. Сырых)

Много лет тому назад высоко-высоко в горах жил большой тяжелый Камень. Он считал себя самым умным среди всех высокогорных жителей.

— Я выше всех лежу, мне сверху все видно: и летящих птиц, и живущих в горах животных, и зеленые долины, и бурные реки, которые текут среди скал, и облака от меня близко, ведь я почти у самой вершины! — так хвастался перед подобными себе камень.

Однажды одним ясным, солнечным днем на склон горы рядом с Камнем присел орел. Камень, увидев орла, обрадовался своему собеседнику и начал похваляться:

— Я — самый мудрый среди жителей гор. Мне сверху все-все видно!

Орел послушал, как камень хвастает, и сказал:

— Самая мудрая — горная река. Откуда только она не берет свои воды: и дожди, и снега, и ручьи спешат к ней, торопятся, чтобы сообщить ей новости со всех уголков земли.

— Не может быть! Почему это горная река мудрее меня? Она течет между скал и никогда не поднимется выше меня! — возмутился Камень.

— А ты у горной реки спроси. Она может тебе столько всего рассказать! — сказал орел и улетел.

Камню стало интересно, посмотреть на мудрую горную реку. Он подкатился к самому краю скалы, посмотрел вниз и, не удержавшись, сорвался вниз и упал прямо в бурную горную реку. Брызги разлетелись в разные стороны, а Камень тотчас оказался на дне реки. Тысячи маленьких капелек воды обрадовались нежданному гостю, начали наперебой рассказывать ему, откуда они родом и как попали в горную реку.

— Сколько же интересных историй знает река! — удивился Камень. — Я и сам не знаю столько.

И тут же спросил у нее:

— Горная река, ты так много знаешь и лак торопишься куда-то, что мне, раньше спокойно лежавшему на краю обрыва, становится просто не по себе. Возьми меня с собой, покажи другие уголки земли!

— Я возьму тебя с собой, но не сейчас. Тебе придется подождать, ведь ты очень большой и тяжелый, а мои воды не такие сильные. Вот если бы ты был меньше! — с шумом ответила ему река.

— Но я не смогу стать меньше, — огорчившись, чуть слышно сказал Камень.

Река ответила:

— Не волнуйся, я тебе помогу, но для этого тебе придется запастись терпением.

— Я согласен, согласен! — воскликнул Камень.

Шли дни, недели, месяцы, годы... Камень все ждал, когда же горная река возьмет его с собой. За это время из большого камня он превратился в крошечную песчинку.

(Каким образом камень превратился в песчинку?)

— Вот теперь я могу взять тебя с собой, — сказала горная река. — Ну что, побежали!?

— Поехали! — радостно ответила маленькая песчинка, и тут же понеслась все дальше и дальше от родных гор, подхваченная бурлящим потоком.

— Сколько всего интересного! Сколько здесь рыб, водорослей! Куда мы попали? — одновременно и восхищалась, и спрашивала у водной струи песчинка. (Куда горная река принесла песчинку?)

— Это море. В него спешат многие реки. Оно хранит немало разных тайн и секретов, — сказала ей горная река. — Тебе еще предстоит с ними познакомиться. Здесь ты найдешь своих братьев, таких же песчинок, как ты. Удачи тебе. Так и остался Камень, а теперь уже как  песчинка жить в море.

39-397598_rock-stone-clip-art-clipart-of-grass-and-rocks-png.png

Кто вырастил ягодку.

(Е. Коротаева)

Жила-была девочка Маша. Однажды пошла Маша погулять в лесок, который находился рядом с ее домом. Девочка гуляла по лесу и вышла на полянку. На ней она увидела много красных ягодок. Маша присела, сорвала одну и сказала:

— Спасибо тебе, что угостила меня. Вдруг она услышала тонкий голосок:

— Почему ты мне не говоришь спасибо?

— Ой, кто это? — испугалась девочка.

— Я — водичка, я поила твою ягодку, чтобы она росла большая и сочная.

— И мне забыли сказать спасибо, — прогудел чей-то густой голос.

— Кто это говорит таким низким голосом? — удивилась девочка. Оказалось, что это земля, которая кормила ягодку, чтобы она стала сладкой-пресладкой.

— Мне тоже никто не сказал спасибо, — откуда-то сверху раздался звонкий голосок.

— А ты кто? — спросила девочка.

— Это я — солнышко, я грело твою ягодку, чтобы она была красная-прекрасная.

 Услышав так много голосов, Маша подумала: «Как же много усилий нужно для того, чтобы эта маленькая красная ягодка выросла! Нужны и вода, и земля, и солнце. Если бы не было воды, то ягодка бы засохла. Если бы не было земли, то ягодке негде было бы расти. А если бы не было солнца, то ягодка никогда бы не созрела и не стала бы красной и сладкой. Сколько же сил, оказывается, нужно приложить и земле, и воде, и солнышку!»

Подумав об этом, Маша решила, что нужно быть благодарной всем, кто вырастил эту ягодку. Тогда девочка сказала:

—  Спасибо вам всем: и тебе, водичка, и тебе, земля, и тебе, солнышко, за то, что вырастили для меня красную, большую, сладкую ягоду.

Сказав это, Маша побежала домой, а водичка, земля и солнышко снова принялись за дело и вырастили много ягодок, яблочек,  орешков к новому урожаю.

b42cbe5e44dee523abca618fb86cc5d7.jpg

Про Звездочку и космический мусор.

(А. Бачерикова)

У каждого есть свой дом. Как ты думаешь, где живут звездочки? Правильно, они живут на небе. Это значит, что небо — их дом. Я хочу познакомить тебя с одной очень доброй Звездочкой. Ты можешь увидеть ее на ночном небе, если внимательно приглядишься: находится она недалеко от месяца, и в отличие от своих подружек, она обладает десятью лучиками и самой милой улыбкой.

Однажды наша Звездочка загрустила — у нее случилась беда. Дело в том, что дом, в котором она живет, постепенно наполняется мусором. Мусор этот называется космическим. Космический мусор — это обломки ракет и спутников, кусочки краски, фрагменты обшивки космических аппаратов, отслуживших свой срок, и многие другие детали, которые представляют собой серьезную угрозу как в космосе, так и на Земле.

Некоторый космический мусор может быть ядовитым. Ядовитый (или токсичный) мусор содержит в себе остатки несгоревшего ракетного топлива и вредные газы.

Звездочка очень расстроилась, потому что, как ей сказала по секрету Луна, в космосе находится более трех тысяч тонн мусора. Это, как ты понимаешь, очень-очень много.

Мусор движется в космическом пространстве с огромной скоростью. Однажды Звездочка видела, как маленький кусочек краски нанес вред космическому кораблю, проделав в нем дырку.

Этот мусор опасен и для землян. Попадая в атмосферу нашей планеты, он сгорает, но самые большие его куски сгореть не успевают и могут нанести непоправимый вред всему живому на Земле.

 

Дорогой, друг! Звездочка очень просит тебя придумать и нарисовать, как можно бороться с космическим мусором. Ведь до сих пор ученые всего мира не могут придумать способ его уничтожения. Твоя идея спасет нашу планету от многочисленных бед. Звездочка очень надеется, что, когда ты вырастешь, поможешь сделать свой дом чистым и безопасным!

78a9cabfc24c6caa3f81a5f1252071d6.jpg

Следующий вид экологических сказок — сказки - «почемучки».  Благодаря этим сказкам взрослые могут ответить на множество типичных вопросов маленьких «почемучек». Обратите внимание, что в названии эти сказок уже содержится вопрос.

Почему на крыше сосульки?

(Е. Бакина, Е. Засолоцкая)

Наверху одного дома жила-была крыша, и было ей очень скучно. Хотела бы она с кем-нибудь подружиться, да кого тут увидишь на такой высоте.

Пришла зима. Выпал снег, и на крыше образовался небольшой сугроб. Крыша спросила незнакомца:

— Ты кто?

— Я — сугроб, — ответил ей белый незнакомец.

— А откуда ты взялся? (Откуда мог взяться сугроб?)

Сугроб пояснил:

— С неба падали мои подружки — снежинки, их становилось все больше и больше. Вот так я и получился.

Крыша немного подумала и, чуть стесняясь, предложила:

— А давай, сугроб, с тобой дружить.

—        Давай, — сразу согласился сугроб.

И стали они дружить. Дружили они всю зиму. Но вот пришла весна. С каждым днем солнышко стало пригревать все сильнее и сильнее. Крыше было хорошо, тепло, а вот ее друг начал таять. Однажды вечером, когда солнышко скрылось за горизонтом, крыша увидела, что сугроб исчез, а вместо него висят сосульки. Крыша удивленно спросила их:

— Вы кто?

— Мы — сосульки! — гордо зазвенели они.

— А откуда вы взялись и где мой друг сугроб? — спросила у сосулек крыша.

(Ребята, куда исчез сугроб, и откуда появились сосульки?)

Сосульки ответили:

— А мы и были сугробом. Когда солнышко пригрело, он начал таять и превращаться в воду, которая стала стекать с тебя и падать на землю. К ночи температура понизилась, и та вода, которая не успела стечь вниз, замерзла. Вот так получились мы — сосульки.

icicle-snow-drawing-child-drop-png-favpng-yLuQpUgJhw4ZDeYqR3adnf29p.jpg

 

Почему у Мухи хвоста нет?

(К. Овчинникова, Н. Перевалова)

Жила-была Муха. Однажды она прилетела к человеку с вопросом:

— Почему у всех есть хвосты, а у меня его нет? Человек ей ответил:

— Эх ты, неразумная! Хочешь хвост? Ну а зачем тебе он нужен? На что Муха ответила:

— У всех хвост есть, значит, и мне тоже нужен!

Человек предложил Мухе полетать и самой выбрать хвост, какой ей понравится.

Вот полетела Муха по белу свету. Долго ли, коротко ли летела и вдруг увидела озеро, а в нем Карась плывет. Подлетела Муха к Карасю и сказала ему:

— Здравствуй, Карась! Слушай, зачем тебе хвост? Отдай-ка ты его лучше мне!

(Зачем Карасю хвост ?)  Карась так сказал Мухе:

— Извини, Муха, не отдам я тебе свой хвост. Он мне рулем служит. Тебе он не нужен, а мне необходим.

Делать нечего. Полетела Муха дальше. Видит, на цветке Слизняк сидит. Попросила Муха Слизняка отдать свой хвост, а у того его и нет. Посоветовал Слизняк Мухе в лес лететь, там жителей больше, у кого - нибудь да и найдется лишний хвост.

Полетела Муха в лес. Прилетела, увидела Дятла и сказала ему:

— Здравствуй, Дятел! У тебя такой замечательный хвост! Можно  мне его примерить?

Не дал и Дятел Мухе примерить свой хвост.

(Почему Дятел не дал Мухе примерить свой хвост?)

Хвост для Дятла — опора, когда он долбит дупло.

Расстроилась Муха, но, не теряя надежды, полетела дальше. Вот увидела: между деревьями Лиса бежит. Обратилась Муха к ней со словами:

— Лисичка-сестричка! У тебя такой красивый пушистый хвост! Не могла бы ты мне его подарить?

А Лиса ей в ответ:

— Знаешь, Муха, не могу я тебе подарить свой хвост, он мне самой очень нужен. (Зачем Лисе хвост?)  Лети-ка ты в поле, может, там найдешь себе хвост!

Делать нечего, полетела Муха в поле. Смотрит, а там коровы пасутся, но спрашивать о хвосте у них побоялась, да так ни с чем и домой вернулась.

Спросил ее человек:

— Ну что, Муха, выбрала себе хвост?

Объяснила человеку Муха, что никто не захотел отдать ей свой хвост, потому что всем он нужен, а ей — нет. Природа сама знает, что кому для жизни необходимо.

1_5255054436f735255054436fc9.jpg

Почему Льдинка исчезла?

(Ю. Игошина)

Каждый год два друга зайца, Пушок и Лелик, ходили на опушку леса и на самом видном месте лепили снеговика всем лесным жителям на радость. Как и всегда, Пушок долго собирался на прогулку не потому, что он был ленив, а потому, что очень уж он любил рассматривать морозные узоры на окошках.

А в это время Лелик возле своего дома, не теряя времени зря, пытался освободить лужу из оков морозной корки, которая на ней образовалась. Березовой палкой он что есть силы бил по льду, после одного такого удара один осколок льда откололся и отлетел в сторону. Лелик решил рассмотреть этот осколок поближе, подошел к нему, взял в свои теплые лапки и вдруг услышал:

— Ой, как жарко, ой-ой!

— Кто это? Где ты прячешься? Выходи, сразимся! — сначала испугавшись, но потом, взяв себя в руки, прокричал Лелик.

— Положи меня обратно на снег, а то исчезну вмиг, а ты так и не узнаешь, кто я, — тихо и жалобно сказала Льдинка, именно та, которую Лелик поднял и держал в своих лапках.

— Это ты со мной разговариваешь? А кто ты? Как тебя зовут? — уже совсем без страха, но с большим удивлением спросил зайчик и услышал в ответ:

— Я — Льдинка, прозрачная, почти хрустальная. Я живу тут, вот над этой лужицей.

— А как ты появилась здесь? Откуда пришла? — спросил Лелик, уже совсем забыв про то, что они с другом хотели лепить снеговика.

— Я всегда прихожу сюда зимой со своей мамой и сестрами. Когда становится холодно, мы приходим и дарим людям радость, — поведала свою историю Льдинка.

(В какое время года приходит Льдинка ?)

— А я Лелик — самый храбрый заяц в этом лесу. Еще я очень люблю зиму. Сейчас мы с моим другом зайцем Пушком пойдем на опушку лепить снеговика. Пойдем с нами! — предложил Лелик Льдинке.

— Пойду! — улыбнулась Льдинка и застенчиво попросила своего нового друга: — Только ты надень рукавички, а то я растаю от теплоты твоих лапок. (Почему Льдинка боится тепла ?)

Лелик и Льдинка отправились к Пушку, чтобы вместе с ним пойти на опушку. Не успев подойти к его дому, они увидели, что Пушок уже прыгает им навстречу.

— Что же ты так долго? Мы тебя заждались! — сказал Лелик своему другу. Пушок ответил, что он любовался узорами на окошке, поэтому и задержался.

— Это постарались мои младшие сестренки — снежинки, — прошептала Льдинка и снова спряталась в ладошке Лелика.

— Это ты сказал, Лелик? — удивленно спросил Пушок. Ведь он еще не знал, с кем познакомился Лелик.

—        Вот и не угадал! — сказал Лелик и убрал свою лапку за спину.

—        А кто же тогда? И что это ты там прячешь? — возмутился Пушок.

Лелик решил все-таки познакомить Льдинку с Пушком и по дороге на опушку рассказал другу о том, как он познакомился со Льдинкой, когда она появилась, с кем живет и что она очень боится тепла.

Наконец-то добравшись до опушки леса, друзья стали весело и дружно лепить снеговика. Льдинка помогала Лелику, который катал снежные комы, выбирать самый лучший для лепки снег. Пушок складывал фигуру снеговика, приделывал ему рот из веточек, глазки из угольков, нос из морковки.   (В какое время года мы лепим снеговика ?)

Когда снеговик был полностью готов, друзья решили отправиться домой, потому что на улице уже смеркалось, да и к тому же все так проголодались, что даже любимые горки не могли заставить их остаться и погулять подольше. У своих домов Лелик и Пушок вспомнили о том, что Льдинка живет на улице, и если занести ее в дом, то она просто-напросто растает. Тогда Лелик на ночь решил отнести Льдинку обратно к той луже, у которой он ее нашел.

С того самого дня друзья все время проводили вместе, утром Лелик и Пушок от лужи забирали Льдинку, а вечером приносили обратно.

Так весело и интересно они провели всю зиму. Но, как и должно быть, вслед за зимой пришла весна. Лелик и Пушок очень ждали ее прихода. Им так хотелось играть у ручья и пускать по нему свои кораблики. Они совсем не думали, что именно наступление весны сможет разлучить их с Льдинкой до следующей зимы.

В одно прекрасное весеннее утро они как обычно собрались идти на опушку, на которой стоял их изрядно подтаявший снеговик. Подойдя к луже Льдинки, друзья не могли понять, что же произошло. Вместо твердого холодного льда в луже они обнаружили обычную воду. А Льдинки там не было. Друзья подумали, что, может быть, Льдинка сама добралась до их любимой опушки и ждет их там. Прибежав туда, они не обнаружили своей подружки и увидели, что их большой крепкий снеговик стал маленьким и стоял в какой-то небольшой луже, которой раньше не было. (Куда же пропала Льдинка?)

И тут Лелик и Пушок поняли, что Льдинка боялась, не только тепла ладошек или горячей печки, еще она боялась солнечного тепла. Вспомнили они и о том, как Льдинка предупреждала их: с наступлением весны она уйдет вместе с сестрами в Зимнюю страну, но когда придет зима, она снова вернется и будет, как и раньше, ходить с ними на опушку, лепить снеговика и кататься с горок. Зайчикам стало стыдно, ведь они даже не попрощались с Льдинкой и не попросили ее вернуться к ним следующей зимой.

Тогда друзья решили отыскать ее, но вот куда идти, совершенно не знали. Тогда они решили отправиться в самую чащу леса, где жила мудрая Сова, которая все про всех знала. Именно она могла помочь Лелику и Пушку отыскать Льдинку. Долго друзья добирались до старого дуба, где жила мудрая птица. Внимательно выслушав зайчат, Сова сказала:

— Мне очень хочется вам помочь, но я не смогу этого сделать.

В зимнюю страну могут попасть только зима и ее дети — снежинки

и льдинки. Никто оттуда не придет, пока снова не наступит время

зимы.

— Но куда же пропала наша Льдинка? — спросил Лелик.

Мудрая Сова ответила:

—  Она не пропала, она растаяла от теплых солнечных лучей. Она была твердой и холодной, теперь же солнышко превратило ее в ручеек, лужицу, дождик. Вернется Льдинка только зимой, когда земля станет потихоньку замерзать, и вся вода превратится в лед. Каждый раз происходит смена времен года. Чередуясь друг за другом, приходит на смену весне лето, на смену лету — осень и после приходит зима. Так устроен наш мир. Я уверена: Льдинка на вас не в обиде. Вы еще встретитесь и весной, и летом, когда она станет дождиком. Ведь лед, который растаял от солнечных лучей, становится теплым летним дождиком, а вода, когда замерзает, становится льдом.

Получив такой обстоятельный ответ, Лелик и Пушок поблагодарили Сову и поняли, что не потеряли свою Льдинку, она просто превратилась в воду, а следующей зимой она снова вернется к своим друзьям. (Когда Льдинка снова вернется?)

kisspng-shopkins-ice-cube-ice-cube-5af4f1ceac4100.1138486415260021267056.jpg

   Среди экологических сказок особое место занимают сказки - «катастрофы», в содержании которых раскрываются глобальные изменения климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды — факторы в совокупности, создающие непрерывно ухудшающуюся среду обитания человека.

          Представляем некоторые сказки - «катастрофы».

Сказка о том, как разозлился дождь

(М. Пантюхина)

В одной  стране, в радужном городе жили люди,  и жили они счастливо. Каждое утро их будил веселый добрый дождик. Он звонко стучал своими каплями по крышам и окнам. Люди просыпались под шум дождя и радовались новому дню. Дождь поливал сады и парки, мыл улицы и дома — все были довольны такой жизнью.

Но однажды люди решили построить в своем радужном городе завод с высокими трубами. И задымили трубы... Все радовались работе своего завода и не замечали, что происходит вокруг. Сады не были уже такими благоухающими, птицы не пели веселых песен, и теперь людей по утрам будил не веселый добрый дождик, а долгий, протяжный гул труб.

Дождику сначала стало обидно за людей, ведь даже ему там, на большой высоте, где облака, было трудно дышать от дыма. Он грустил и с каждым днем становился все мрачнее. Перестал он быть добрым, стал злым, желчным, и назвали его кислотным. И прежний веселый добрый дождик стал теперь грозно стучать по крышам и губить радужный город. Его злоба была настолько сильна, что дождевые капли разъедали крыши домов, губили сады и отравляли жизнь всему живому.

Задумались тогда люди. Поняли свою ошибку и решили извиниться перед дождиком и всей природой. Они закрыли на время завод, поставили на трубы защитные фильтры. И когда завод заработал вновь, не было в воздухе ни пыли, ни отравляющих газов. Стало вокруг тихо-тихо, будто и нет вовсе никакого завода.

Дождик вспомнил, как ему было хорошо в радужном городе, вспомнил счастливые лица людей и простил их. Снова каждое утро он будил город и его жителей веселыми, звонкими каплями. И всем стало хорошо жить.

Будет лить веселый дождь, Если природу сбережешь! Сад, деревья, поле, луг Расцветут все разом вдруг! Капли попадут в ручей — Зажурчит еще звончей. Будут счастливы все лица, Если дождик веселится!

Вопросы к сказке:

1. Что такое дождь?

5010.jpg2. В чем его польза?

3. Каким может быть дождь?

4. Что разозлило дождик?

5. Какие могут быть пагубные последствия дождя?

6. Что сделали люди, чтобы дождь опять стал добрым?

Водяное царство

(М. Гребенёва)

Есть на свете соленые водяные царства — моря и океаны, а есть пресные водяные царства — реки и озера. В соленых водяных царствах живут удивительные обитатели: маленькие, большие и даже огромные рыбы, медлительные медузы, красивые морские звезды, крабы, маленькие креветки. В пресных водяных царствах обитают рыбы, улитки, раки, лягушки, пиявки. (Какие реки и моря вы знаете?  Каких обитателей рек, прудов и морей видели сами?)

В одной стране было красивое, чистое пресное водяное царство. В нем плавали прекрасные большие и маленькие рыбки, а на дне росли замечательные зеленые водоросли.

Возле этого озера жил один очень жадный человек. Он хотел заработать как можно больше денег. Для этого он построил на берегу царства большой завод по производству чернил. И потекли из труб завода в водяное царство черные отходы и стоки. (Что и для чего построил жадный человек ?)

Однажды утром маленькие рыбки увидели, что все водяное царство стало черным, даже зеленые водоросли почернели на дне, — и им стало страшно. Вода в царстве стала настолько грязной, что они с трудом могли плавать. Вскоре рыбки заболели. (Почему заболели рыбки ?)

В это время по берегу пресного водяного царства шел добрый человек. Обратил он внимание, какой грязной стала вода, подошел поближе и заметил больных, еле плавающих маленьких рыбок. Добрый человек подумал: «Как же сделать воду чистой, чтобы спасти этих маленьких рыбок?»

Он огляделся вокруг и обнаружил большой завод, из которого прямо в реку текли черные отходы. (Что и почему захотел сделать добрый человек ?)

Побежал добрый человек к этому заводу и встретил там его хозяина. Жадный человек закричал, даже ничего не выслушав:

— Что тебе нужно? Это мой завод! Уходи отсюда!

А добрый человек ответил ему:

— Посмотри, черные отходы из труб твоего завода стекают прямо

в водяное царство!

  Жадный человек заворчал:

— Ну и что! Какое мне дело до этой воды! Я занят! Не мешай мне!

— Как тебе не стыдно! — произнес добрый человек. — В этом водяном царстве живут маленькие рыбки, которые заболели и скоро умрут, если ты не прекратишь загрязнять воду!

Стыдно стало жадному человеку. Он остановил работу своего завода, и на все трубы прикрепил очистительные фильтры.  (Для чего нужны очистительные фильтры ?)

Черные отходы перестали стекать в водяное царство, но оно пока все еще оставалось грязным, и маленьким рыбкам не становилось лучше. (Почему водяное царство не сразу стало чистым ?)

Добрый человек предложил жадному человеку очистить воду и убрать мусор со дна. Хозяин завода согласился — ему вдруг тоже захотелось спасти маленьких больных рыбок. Три дня и три ночи продолжалась очистка водяного царства от мусора и отходов. И стало водяное царство снова чистым и красивым, как раньше.

Маленькие рыбки выздоровели и поплыли посмотреть на водоросли, которые стали зелеными и красивыми. Очень обрадовались маленькие рыбки тому, что стало им весело плавать в своем чистом водяном царстве. (Что стало с рыбками после очистки царства?)

Жадный человек перестал быть жадным, подружился с добрым человеком, и они стали жить вместе на берегу озера. Теперь они следят за тем, чтобы никто не загрязнял его, и говорят всем прохожим: «Будьте добрыми! Берегите водяное царство!» (Почему нужно беречь водоемы ?)

758f9b2f40e30a6c075a4f61534e4e9a.jpg

Лесной пожар

(А. Смирнова, А. Устинова)

Стоял прекрасный летний день. Чудесно заливались в песне птицы, зайчиха умывала своих маленьких зайчат после прогулки, и каждый лесной обитатель был занят важным делом.

Вдруг появился старичок - лесовичок с обеспокоенным видом. Оказалось, что в соседний лес пришли люди, которые решили отдохнуть от городской суеты. (Как люди в лесу отдыхают ?)

Они развели костер, посидели, отдохнули и ушли домой, а костер затушить забыли. (Что нужно сделать перед тем, как уйти домой из леса ?)

И тогда произошло не поправимое: огонь костра разгорелся и ярким пламенем охватил рядом растущие деревья, кустарники, траву. Загорелось все вокруг и вскоре не осталось ничего живого. Не удалось пожар потушить, сгорел весь лес. Горько заплакал старичок-лесовичок, ведь все звери и птицы были его друзьями, каждое дерево, каждый листочек, каждая травинка были для него родными. Сколько же пройдет лет, пока на выгоревшем месте вновь вырастет новый лес! Погоревал, погоревал старичок-лесовичок, да делать нечего, пришлось ему уйти в другой лес, а всех горожан старичок-лесовичок призывает впредь охранять лес от пожара.

лесной-пожар-огонь-в-повреж-ении-ан-шафта-еса-бе-ствии-эко-74068725.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...

Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...

Консультация для воспитателей «Экологическая сказка в экологическом образовании ребенка»

Экологическое образование в широком смысле процесс (или результат) освоения определенного обществом уровня экологической культуры и связанный с ней уровень индивидуального развития (экологическая...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Мастер-класс по экологическому воспитанию «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»

Цель: Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.Задачи: - Совершенствовать пе...