конспект
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Я люблю тебя, Россия».
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе
Цель: Познакомить детей с русской культурой.
• Познакомить детей с понятием «традиция», с традициями русского народа.
• Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых событиях, культуре.
• Познакомить с традиционными русскими праздниками (Новый год, Пасха, Масленица, Крещение, Троица и другими) .
• Продолжать знакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками.
• Приобщить детей к устному народному творчеству, народным играм, пословицам, поговоркам
• Познакомить с разнообразием русских народных промыслов, воспитывать добрые, нежные чувства к русскому народному творчеству.
• Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.
Содержание материала : беседы, игры, хороводы, сказки, потешки.
Практическое назначение материала: познавательные занятия с детьми 5 – 6 лет.
Воспитатель встречает детей в русском сарафане, переднике, косынке или кокошнике, в группе, оформленной под русскую избу.
Оборудование: географическая карта, иллюстрации с изображением природы России, книги «Русские народные сказки», иллюстрации к сказкам, альбомы с иллюстрациями «Русские традиции», «Потешки», «Народные промыслы», изделия народно-прикладного искусства, хлебные изделия, овощи.
Ход занятия:
Вход под музыку «Мать – Россия моя» (слова С. Островского, музыка С. Куликова) .
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как необычно я одета. Кто знает, какой на мне костюм? Почему этот костюм называют русским?
-Да, его носили русские женщины. Они сами шили и с любовью украшали одежду для себя и для своей семьи.
Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель: Кто может показать на карте границы нашей страны?
(Вызванный ребенок проводит указкой по границам России)
Воспитатель: Посмотрите на иллюстрации. Составьте маленький рассказ о природе России.
Примерный рассказ: Россия – страна очень большая и красивая. В огромных лесах России растет много ягод и грибов, живет много разных зверей и птиц. Через нашу страну протекает много рек. Одна из самых больших – Волга. Много в нашей стране и гор.
Воспитатель: Да, наша Родина очень большая, красивая и богатая. Богата она не только лесами, полезными ископаемыми, животными, но и прекрасными людьми. Мы с вами много говорили о талантах русского народа. Что наш народ умеет очень хорошо делать? (Ответы детей)
Воспитатель: Русские люди сочинили много очень хороших, интересных сказок, которые удивляют весь мир своей глубокой мудростью, чуткостью, добротой сердец.
Какие русские народные сказки вы знаете? (Ответы детей). О чем нам могут рассказать сказки? (о жизни русского народа) . В чем смысл сказок? (добро всегда побеждает зло) .
Чем сказки отличаются от рассказов?
Дидактическая игра «Отгадай сказку» (работа с иллюстрациями)
Много разных потешек, поговорок, пословиц сложил великий русский народ. Как вы понимаете смысл пословиц:
Долог день до вечера, если делать нечего.
Труд человека кормит, а лень портит.
Умелые руки не знают скуки.
Игра «Кто больше знает потешек»
Воспитатель: Наш народ сочинял красивые песни, хороводы.
Русский хоровод «На горе – то калина»
Входит коробейник (ребенок с коробом товаров) .
Коробейник: Покупайте товары! Стою на краю, все даром отдаю!
(Дети берут изделия народно-прикладного искусства)
Воспитатель: Ребята, в далёкие времена, торговцы развозили товары по стране и люди покупали то, что им было нужно. Расскажите о том, что вы купили на ярмарке.
(Рассказы детей о предметах народно-прикладного искусства: дымковских игрушках, хохломских изделиях, свистульках, кружевах, матрешках.)
Воспитатель: У каждого народа есть свои ТРАДИЦИИ. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция?
(Предположения детей)
Воспитатель: Традиция – слово не русское, а латинское и в переводе оно означает передача, т. е. традиция – это то, что передается от одного поколения людей другому.
Традиции бывают семейные. Например, почти во всех семьях отмечают дни рождения членов семьи, поздравляют женщин в день Восьмого марта и др.
Есть традиции всенародные: празднование Нового года, дня Победы, Масленицы с блинами и катанием на горках, празднование Пасхи, Троицы и многие другие. На всех праздниках люди всегда играли в русские народные игры.
Русская народная игра «Гори, гори ясно».
Русская народная игра «Золотые ворота
А еще есть традиции связанные с приготовлением разных блюд – традиционная национальная кухня. Она зависит от того, что выращивают в стране.
Что выращивают в России?
Дети: овощи, пшеницу, рожь, фрукты.
Воспитатель: В нашей стране очень много национальных блюд готовят из муки, например: блины, каравай, расстегай.
(Внести хлебные изделия, рассмотреть и назвать их с детьми)
Воспитатель: А еще русские люди очень любят щи. Из чего варят щи? (Ответы детей). Ребята, с давних времен дошла до нас традиция засаливать капусту, сейчас мы с вами будем «рубить» капусту.
Инсценировка «Мы капусту рубим»
Воспитатель: У русского народа есть такая поговорка: «Щи да каша – пища наша». Значит, что еще любят наши люди?
Дети: Кашу.
Физкультминутка «Кашка-малашка»
Воспитатель: Из чего можно сварить кашу?
Дети: Из крупы.
(На столе баночки с крупами)
Воспитатель: Назовите крупы.
Дидактическая игра: «Какая каша? »
(Из манки – манная, из пшена – пшенная.)
Итог занятия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о нашей стране и ее традициях.
Традиций у русского народа очень много. Дома поговорите с родителями, узнайте, какие русские традиции они помнят и соблюдают.
- Ребята, сейчас мы с вами будем делать панно «Русский хоровод», которое разместим в уголок России.
Мы – русские люди – с гордостью должны носить своё достойное имя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....