ПРОЕКТ «СДЕЛАЕМ МИР ЧИЩЕ СВОИМИ РУКАМИ» при поддержке АНО Центра экологических инициатив «Чистая Арктика» (МАДОУ г. Мурманска № 151)
проект

Лупанова Галина Николаевна

Детство - время активного социального "развертывания" растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

Основная идея проекта заключается в организации волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эковолонтерское движение в ДОУ808.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МУРМАНСКА № 151

ПРОЕКТ

«СДЕЛАЕМ МИР ЧИЩЕ СВОИМИ РУКАМИ»

при поддержке АНО Центра экологических инициатив

«Чистая Арктика»

https://pp.userapi.com/c846321/v846321742/13a8e1/0sxJrntvhe8.jpg

ГОРОД МУРМАНСК

2017-2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.

ВВЕДЕНИЕ. Актуальность        ………3

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНА ЧАСТЬ…………………………………………………..5

3. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «СДЕЛАЕМ МИР ЧИЩЕ СВОИМИ РУКАМИ»…………………………………………………..10

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….12

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………13

1. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

Детство - время активного социального "развертывания" растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

Основная идея проекта заключается в организации волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.

2017 год был годом экологии в России, а экология это не только весь прекрасный мир, который открывается перед нами, но и  возможность осознать как  нужно и можно беречь этот мир.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. В  дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

2018 год в Российской Федерации Указом Президента России В.В. Путина объявлен Годом добровольца (волонтёра). Указ о проведении в России Года добровольца вступил в силу 6 декабря 2017 года. 

Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева подчеркнула, что волонтёрское движение обладает большим потенциалом.

— Волонтёрскому движению сегодня необходимо формировать социально-значимый заказ на массовую подготовку лидеров-волонтёров, которые смогут привлечь в добровольчество креативных и мыслящих людей. Для этого нужно продолжать воспитывать соответствующее отношение к волонтёрской деятельности, открывать образовательные центры подготовки волонтёров, разрабатывать и применять грамотную информационную политику, – считает Министр.

В связи с тем, что 2018 год объявлен  Годом  добровольца  (волонтера), в Мурманской области начал работать общественный волонтёрский проект «Чистая Арктика  https://vk.com/cleanarctic  (с марта 2019 года АНО «Центр экологических инициатив «Чистая Арктика»).

Цель - объединить усилия волонтеров в сфере экологии, информационно просвещать жителей региона. Инициатором идеи выступил Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области, его поддержало региональное министерство природных ресурсов и экологии. К сотрудничеству привлечены  два высших учебных заведения города Мурманска -   это Мурманский арктический государственный университет и Мурманская академия экономики и управления. Куратор проекта Макарова Екатерина Алексеевна.

Для успешной деятельности волонтерского движения по защите окружающей среды очень важна помощь и поддержка всего населения нашего города. Волонтеры (от франц. volontaire доброволец) это активные люди, которые на добровольной и безвозмездной основе оказывают посильную помощь в природоохранной работе. Природоохранные мероприятия без волонтеров немыслимы. Их труд бесценный вклад в работу по сохранению окружающей среды. Широкое развитие природоохранного волонтерства может заметно изменить образ мысли и образ жизни многих людей.

В апреле 2018 года  МАДОУ г. Мурманска № 151 присоединилось к участию в практических природоохранных мероприятиях и акциях общественного волонтёрского проекта «Чистая Арктика».  Мы хотим призвать население нашего города, того, кто считает важным сохранить экологию Севера, к решению экологических проблем, обратить внимание на нашу природу, позаботиться о ней.

В дошкольной организации была создана система эко-волонтерского движения  дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во всех видах  детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.  

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Проект:  «Сделаем мир чище своими руками!».

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Форма организации проекта: индивидуально - групповая.

Срок реализации: апрель 2018-май  2019 года.

Участники проекта: дети 5-7 лет, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, социальные партнеры: МБУК «ЦДБ г. Мурманска», общественный волонтерский проект «Чистая Арктика»,  ФГБОУ «Мурманский арктический государственный университет».

Руководитель проекта: Тюльканова Юлия Александровна, воспитатель.

Гипотеза проекта: если будет реализован проект, то у дошкольников расширится представление об экологическом волонтерском движении, которое  будет способствовать  формированию экологической культуры и воспитанию бережного отношения к природе.

Проектная идея: сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе, путем вовлечение родителей воспитанников в совместную деятельность по разработке эколого-образовательного пространства детского сада.

Цель: привлечение внимания к вопросу о защите экологической среды, социальная пропаганда при использовании разных форм природоохранных мероприятий, организованная участниками воспитательно-образовательного процесса.

Задачи проекта:

  1. Сформировать инициативную группу педагогов и детей, участвующих в данном движении.
  2. Расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет.
  3. Создать систему элементарных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника об экологическом волонтерском движении и его значимости в жизни человека.
  4. Воспитать у детей  осознанное, экологически  целесообразное отношение  к природе; культуру общения с окружающим миром, бережное отношения ко всему живому, умение заботиться о них.
  5. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса.
  6. Содействовать  укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково-познавательную деятельность.

Проблемные вопросы - модель трех вопросов:

Что мы знаем?

  • Мы знаем, что природу надо беречь.
  • Мы помогаем взрослым сделать все вокруг чистым и красивым.

Что мы хотим узнать?

  • Кто такие эко- волонтеры?
  • Что можно сделать, чтобы сохранить природу родного края?
  • Кто может стать волонтером?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

  • Можно спросить у родителей.
  • Собрать материал из различных источников.
  • Поискать в интернете.

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Экологический мобильный стенд «Сделаем мир чище своими руками».

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты ООД,    бесед, сценарии развлечений и т.д.).

3. Библиотечка юного эколога.

4. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».

5. Подборка опытов и экспериментов «Опыты Экоши».

6. Строительный ресурс (конструктор, строительный,  природный материал, бросовый материал).

Методы, используемые в реализации проекта:

Практические: опыты, проблемные вопросы, наблюдения.

Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, живые объекты, театральное представление.

Словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, словесные инструкции.

Формы работы:

  • экологические (природоохранные) социально значимые акции;
  • клубные часы;
  • агитбригады.

Интересной и эффективной формой работы, формирующей экологическое сознание и активизирующей познавательную потребность дошкольников, является проведение экологических (природоохранныхакций  - социально значимых мероприятий, проводимых сотрудниками,  детьми, родителями, волонтёрами.

Что же такое экологическая акция?

Экологическая акция – ряд действий, предпринимаемых для достижения какой – либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Акция может затрагивать круг слушателей и действующих лиц: дети одной группы детского сада, дети и их родители одного и более детских садов, жители микрорайона, города страны и даже всего мира. Акция позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

В нашем дошкольном учреждении экологические акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции. Цель проведения экологических акций: формирование основ экологической культуры, сознания и мировоззрения дошкольников. 
Задачи: формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение к природе, эстетическую и практическую отзывчивость, привитие трудовых навыков.

Ожидаемые результаты:

Успешная реализация мероприятий, может стать прецедентом в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. В результате воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях.

Ожидаемые результаты для детей:

  • Расширится представление об экологическом волонтерском движении у воспитанников.
  • Сформируются  навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Сформируется ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
  • Овладение воспитанниками навыками  и знаниями по  основам  экологического  развития, познавательно-исследовательской,  творческой  деятельности.
  • Сформируются  представления о профессии – эколог, волонтер, природовед, лесничий.

Ожидаемые результаты для родителей:

  • Активные и заинтересованные участники проекта,

ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, экспериментированию, творчеству, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.

Ожидаемые результаты для педагогов:

  • Повышение уровня компетентности в осуществлении  инновационной деятельности. 
  • Повышение  профессионального уровня в области реализации проектов для детей дошкольного возраста.

https://pp.userapi.com/c830401/v830401989/1821e7/0WCKmU2XVzA.jpg

3. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

«СДЕЛАЕМ МИР ЧИЩЕ СВОИМИ РУКАМИ»

в МАДОУ г. Мурманска № 151 на 2018-2019 г.г.

№ п/п

Название мероприятия

Задачи

Дата, место проведения

1.

Экологическая социально-значимая  акция по защите природы «Земля - наш дом» (Приложение 1).

-Формировать экологическую культуру дошкольников.

-Создать условия для применения детьми умений по защите окружающей среды.

 

-Вызывать у дошкольников желание охранять окружающий мир.

-Обеспечить активность каждого ребенка при проведении природоохранных мероприятий.

Апрель 2018г.

МАДОУ г. Мурманска № 151

2.

Организация работы творческой мастерской «Попробуй себя в мусорном искусстве». Творческая выставка детских работ из бросового материала «Бросим умный взгляд на мусор»

(Приложение 2).

апрель 2018г.

МАДОУ г. Мурманска № 151

3.

Творческая выставка детских рисунков «Цвети, Земля!»

май  2018г.

МАДОУ г. Мурманска № 151

4.

Участие в конкурсе «Праздник Эколят - Молодых защитников природы в рамках Всероссийского детского экологического фестиваля».

май 2018 г.,

ГАУДО МО»МОЦДО «Лапландия»

5.

Участие в конкурсе «Областной конкурс стендов «Эколята-дошколята» в образовательных организациях Мурманской области». Создание стенда «Эколята-дошколята за чистую Арктику» (Приложение 3).

июнь-

октябрь 2018г.,

ГАУДО МО

«МОЦДО «Лапландия»

6.

Экологическая социально-значимая  акция  «Посвящение в волонтеры»

(Приложение 4).

октябрь 2018г.

МАДОУ г. Мурманска № 151

7.

Экологическая социально-значимая  акция  «Помоги птицам перезимовать»

(Приложение 5).

декабрь 2018г.

МАДОУ г. Мурманска № 151

8.

Участие в  выставке детских работ в сфере экологии «Я хочу сохранить Север!».

январь 2019г.

ИИЦ филиал № 4

 «Библиотека литературный музей им. Н.Н. Блинова»

9.

Участие в конкурсе «Лучшая экологическая акция в Мурманской области».

февраль 2019г.

общественный волонтерский проект МО «Чистая Арктика» и Министерство природных ресурсов и экологии

10.

Акция «Добрые руки» - поддержка бездомных животных.

март-апрель 2019г.

МАДОУ г. Мурманска № 151

11.

Акция экологический десант «Убираем со смыслом».

май  2019г.

МАДОУ г. Мурманска № 151

12.

Акция «Цветочный городок»  - весенне-летние фантазии.

май - июнь 2019г.  2019г.

МАДОУ г. Мурманска № 151

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы, основные результаты о проведенных мероприятиях.

Экологически социально-значимые  мероприятия  по защите природы с использованием  такой формы организации детской деятельности детей дошкольного возраста, как  природоохранное  волонтерство   - это одна из эффективных  форм экологического воспитания  дошкольников. Работа с детьми в данном направлении  способна вызывать у участников и зрителей положительный эмоциональный отклик на  природное содержание.  Эмоциональная приподнятость, массовость, красочность, динамичность, соединение фольклора с современным миром,  способствуют более полному осмыслению детьми необходимости бережного и заботливого отношения к природе  как важной составляющей  планеты Земля.

Подобная альтернативная организация детей дошкольного возраста и их родителей, как  природоохранное  волонтерство,    актуализирует проблему совершенствования экологического просвещения и образования, выработку эффективных программ экологической подготовки молодого поколения, формирования у дошкольников и их родителей высокого уровня общей культуры, в том числе экологической.

5. ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа», Мозаика-Синтез, М., 2014.
2.  Интернет-ресурсы: музыкальное сопровождение мероприятия:

https://www.youtube.com/watch?v=R2zg4I2Sh6M

https://www.youtube.com/watch?v=octPzrSzzaQ

https://www.youtube.com/watch?v=poLo3MF93-Ahttps://www.youtube.com/watch?v=octPzrSzzaQ

3. Экология "Пусть бьётся всегда зелёное сердце природы!" Мохова ...

https://www.youtube.com/watch?v=jc6IMiZVcS0

4.  Покорители космоса, TODES-Домодедово, отчетник ... - YouTube

www.youtube.com/watch?v=B4IwDV5Qnk8

5. Экологическая сказка «Приключения Лучика и Росинки». Сценарий..

www.maam.ru/.../yekologicheskaja-skazka-priklyuchenija-luchika-i-rosinki-scenarii-p

6. Педагогическая технология «Дети волонтёры»

http://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskaja-tehnologija-deti-volontyory.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сделать книжку ребенку своими руками

Как сделать книжку ребенку своими рукамиИзготовить свою совместную книжку вместе с ребёнком совсем не сложно, но к тому же достаточно интересно. И самодельные книжки приятнее делать и рассматривать вс...

Попробуйте проявить немного фантазии и сделайте оригинальные штампы своими руками

Попробуйте проявить немного фантазии и сделайте оригинальные штампы своими руками...

Занятие по аппликации "Сделаем маме подарок,своими руками"

Цель данного занятия познакомить детей с праздником "День Матери" который отмечается 26 ноября. Воспитывать у детей любовь и уважение к своей маме.Помочь детям сбелать подарок маме  к п...

Проект "Сделаем книгу-раскраску своими руками для малышей"

Проект по развитию речевого творчества и мелкой моторики у детей в процессе изготовления книги-раскраски для малышей....

Методическая разработка "Экологический проект "Сделаем Землю чище!"

Проект проводится в рамках реализации образовательных областейСоциально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». В процессе р...

Мастер- класс " Как сделать дидактическую игру своими руками - развиваем мелкую моторику у детей"

Берем две пластиковые баночки в одну насыпаем разную крупу( горох,рис, фосоль и т. д )На вторую приклеиваем веселого колобка( делаем рот,щеки глаза из самоклеющей бумаги и где рот делаем отверствие -к...

Проект "Сделаем город чище"

Проект "Сделаем город чище" формирует экологическое сознание и потребность ответственного отношения к потреблению природных ресурсов....