ПРОЕКТ «СДЕЛАЕМ МИР ЧИЩЕ СВОИМИ РУКАМИ» при поддержке АНО Центра экологических инициатив «Чистая Арктика» (МАДОУ г. Мурманска № 151)
проект
Детство - время активного социального "развертывания" растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
Основная идея проекта заключается в организации волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эковолонтерское движение в ДОУ | 808.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МУРМАНСКА № 151
ПРОЕКТ
«СДЕЛАЕМ МИР ЧИЩЕ СВОИМИ РУКАМИ»
при поддержке АНО Центра экологических инициатив
«Чистая Арктика»
ГОРОД МУРМАНСК
2017-2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.
ВВЕДЕНИЕ. Актуальность ………3
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНА ЧАСТЬ…………………………………………………..5
3. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «СДЕЛАЕМ МИР ЧИЩЕ СВОИМИ РУКАМИ»…………………………………………………..10
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….12
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………13
1. ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Детство - время активного социального "развертывания" растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
Основная идея проекта заключается в организации волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.
2017 год был годом экологии в России, а экология это не только весь прекрасный мир, который открывается перед нами, но и возможность осознать как нужно и можно беречь этот мир.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. В дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.
2018 год в Российской Федерации Указом Президента России В.В. Путина объявлен Годом добровольца (волонтёра). Указ о проведении в России Года добровольца вступил в силу 6 декабря 2017 года.
Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева подчеркнула, что волонтёрское движение обладает большим потенциалом.
— Волонтёрскому движению сегодня необходимо формировать социально-значимый заказ на массовую подготовку лидеров-волонтёров, которые смогут привлечь в добровольчество креативных и мыслящих людей. Для этого нужно продолжать воспитывать соответствующее отношение к волонтёрской деятельности, открывать образовательные центры подготовки волонтёров, разрабатывать и применять грамотную информационную политику, – считает Министр.
В связи с тем, что 2018 год объявлен Годом добровольца (волонтера), в Мурманской области начал работать общественный волонтёрский проект «Чистая Арктика https://vk.com/cleanarctic (с марта 2019 года АНО «Центр экологических инициатив «Чистая Арктика»).
Цель - объединить усилия волонтеров в сфере экологии, информационно просвещать жителей региона. Инициатором идеи выступил Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области, его поддержало региональное министерство природных ресурсов и экологии. К сотрудничеству привлечены два высших учебных заведения города Мурманска - это Мурманский арктический государственный университет и Мурманская академия экономики и управления. Куратор проекта Макарова Екатерина Алексеевна.
Для успешной деятельности волонтерского движения по защите окружающей среды очень важна помощь и поддержка всего населения нашего города. Волонтеры (от франц. volontaire доброволец) это активные люди, которые на добровольной и безвозмездной основе оказывают посильную помощь в природоохранной работе. Природоохранные мероприятия без волонтеров немыслимы. Их труд бесценный вклад в работу по сохранению окружающей среды. Широкое развитие природоохранного волонтерства может заметно изменить образ мысли и образ жизни многих людей.
В апреле 2018 года МАДОУ г. Мурманска № 151 присоединилось к участию в практических природоохранных мероприятиях и акциях общественного волонтёрского проекта «Чистая Арктика». Мы хотим призвать население нашего города, того, кто считает важным сохранить экологию Севера, к решению экологических проблем, обратить внимание на нашу природу, позаботиться о ней.
В дошкольной организации была создана система эко-волонтерского движения дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во всех видах детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Проект: «Сделаем мир чище своими руками!».
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Форма организации проекта: индивидуально - групповая.
Срок реализации: апрель 2018-май 2019 года.
Участники проекта: дети 5-7 лет, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, социальные партнеры: МБУК «ЦДБ г. Мурманска», общественный волонтерский проект «Чистая Арктика», ФГБОУ «Мурманский арктический государственный университет».
Руководитель проекта: Тюльканова Юлия Александровна, воспитатель.
Гипотеза проекта: если будет реализован проект, то у дошкольников расширится представление об экологическом волонтерском движении, которое будет способствовать формированию экологической культуры и воспитанию бережного отношения к природе.
Проектная идея: сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе, путем вовлечение родителей воспитанников в совместную деятельность по разработке эколого-образовательного пространства детского сада.
Цель: привлечение внимания к вопросу о защите экологической среды, социальная пропаганда при использовании разных форм природоохранных мероприятий, организованная участниками воспитательно-образовательного процесса.
Задачи проекта:
- Сформировать инициативную группу педагогов и детей, участвующих в данном движении.
- Расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет.
- Создать систему элементарных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника об экологическом волонтерском движении и его значимости в жизни человека.
- Воспитать у детей осознанное, экологически целесообразное отношение к природе; культуру общения с окружающим миром, бережное отношения ко всему живому, умение заботиться о них.
- Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса.
- Содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково-познавательную деятельность.
Проблемные вопросы - модель трех вопросов:
Что мы знаем?
- Мы знаем, что природу надо беречь.
- Мы помогаем взрослым сделать все вокруг чистым и красивым.
Что мы хотим узнать?
- Кто такие эко- волонтеры?
- Что можно сделать, чтобы сохранить природу родного края?
- Кто может стать волонтером?
Что нужно сделать, чтобы узнать?
- Можно спросить у родителей.
- Собрать материал из различных источников.
- Поискать в интернете.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Экологический мобильный стенд «Сделаем мир чище своими руками».
2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты ООД, бесед, сценарии развлечений и т.д.).
3. Библиотечка юного эколога.
4. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».
5. Подборка опытов и экспериментов «Опыты Экоши».
6. Строительный ресурс (конструктор, строительный, природный материал, бросовый материал).
Методы, используемые в реализации проекта:
Практические: опыты, проблемные вопросы, наблюдения.
Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, живые объекты, театральное представление.
Словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, словесные инструкции.
Формы работы:
- экологические (природоохранные) социально значимые акции;
- клубные часы;
- агитбригады.
Интересной и эффективной формой работы, формирующей экологическое сознание и активизирующей познавательную потребность дошкольников, является проведение экологических (природоохранных) акций - социально значимых мероприятий, проводимых сотрудниками, детьми, родителями, волонтёрами.
Что же такое экологическая акция?
Экологическая акция – ряд действий, предпринимаемых для достижения какой – либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Акция может затрагивать круг слушателей и действующих лиц: дети одной группы детского сада, дети и их родители одного и более детских садов, жители микрорайона, города страны и даже всего мира. Акция позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
В нашем дошкольном учреждении экологические акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции. Цель проведения экологических акций: формирование основ экологической культуры, сознания и мировоззрения дошкольников.
Задачи: формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение к природе, эстетическую и практическую отзывчивость, привитие трудовых навыков.
Ожидаемые результаты:
Успешная реализация мероприятий, может стать прецедентом в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. В результате воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях.
Ожидаемые результаты для детей:
- Расширится представление об экологическом волонтерском движении у воспитанников.
- Сформируются навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
- Сформируется ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
- Овладение воспитанниками навыками и знаниями по основам экологического развития, познавательно-исследовательской, творческой деятельности.
- Сформируются представления о профессии – эколог, волонтер, природовед, лесничий.
Ожидаемые результаты для родителей:
- Активные и заинтересованные участники проекта,
ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, экспериментированию, творчеству, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.
Ожидаемые результаты для педагогов:
- Повышение уровня компетентности в осуществлении инновационной деятельности.
- Повышение профессионального уровня в области реализации проектов для детей дошкольного возраста.
3. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
«СДЕЛАЕМ МИР ЧИЩЕ СВОИМИ РУКАМИ»
в МАДОУ г. Мурманска № 151 на 2018-2019 г.г.
№ п/п | Название мероприятия | Задачи | Дата, место проведения |
1. | Экологическая социально-значимая акция по защите природы «Земля - наш дом» (Приложение 1). | -Формировать экологическую культуру дошкольников. -Создать условия для применения детьми умений по защите окружающей среды.
-Вызывать у дошкольников желание охранять окружающий мир. -Обеспечить активность каждого ребенка при проведении природоохранных мероприятий. | Апрель 2018г. МАДОУ г. Мурманска № 151 |
2. | Организация работы творческой мастерской «Попробуй себя в мусорном искусстве». Творческая выставка детских работ из бросового материала «Бросим умный взгляд на мусор» (Приложение 2). | апрель 2018г. МАДОУ г. Мурманска № 151 | |
3. | Творческая выставка детских рисунков «Цвети, Земля!» | май 2018г. МАДОУ г. Мурманска № 151 | |
4. | Участие в конкурсе «Праздник Эколят - Молодых защитников природы в рамках Всероссийского детского экологического фестиваля». | май 2018 г., ГАУДО МО»МОЦДО «Лапландия» | |
5. | Участие в конкурсе «Областной конкурс стендов «Эколята-дошколята» в образовательных организациях Мурманской области». Создание стенда «Эколята-дошколята за чистую Арктику» (Приложение 3). | июнь- октябрь 2018г., ГАУДО МО «МОЦДО «Лапландия» | |
6. | Экологическая социально-значимая акция «Посвящение в волонтеры» (Приложение 4). | октябрь 2018г. МАДОУ г. Мурманска № 151 | |
7. | Экологическая социально-значимая акция «Помоги птицам перезимовать» (Приложение 5). | декабрь 2018г. МАДОУ г. Мурманска № 151 | |
8. | Участие в выставке детских работ в сфере экологии «Я хочу сохранить Север!». | январь 2019г. ИИЦ филиал № 4 «Библиотека литературный музей им. Н.Н. Блинова» | |
9. | Участие в конкурсе «Лучшая экологическая акция в Мурманской области». | февраль 2019г. общественный волонтерский проект МО «Чистая Арктика» и Министерство природных ресурсов и экологии | |
10. | Акция «Добрые руки» - поддержка бездомных животных. | март-апрель 2019г. МАДОУ г. Мурманска № 151 | |
11. | Акция экологический десант «Убираем со смыслом». | май 2019г. МАДОУ г. Мурманска № 151 | |
12. | Акция «Цветочный городок» - весенне-летние фантазии. | май - июнь 2019г. 2019г. МАДОУ г. Мурманска № 151 |
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы, основные результаты о проведенных мероприятиях.
Экологически социально-значимые мероприятия по защите природы с использованием такой формы организации детской деятельности детей дошкольного возраста, как природоохранное волонтерство - это одна из эффективных форм экологического воспитания дошкольников. Работа с детьми в данном направлении способна вызывать у участников и зрителей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоциональная приподнятость, массовость, красочность, динамичность, соединение фольклора с современным миром, способствуют более полному осмыслению детьми необходимости бережного и заботливого отношения к природе как важной составляющей планеты Земля.
Подобная альтернативная организация детей дошкольного возраста и их родителей, как природоохранное волонтерство, актуализирует проблему совершенствования экологического просвещения и образования, выработку эффективных программ экологической подготовки молодого поколения, формирования у дошкольников и их родителей высокого уровня общей культуры, в том числе экологической.
5. ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа», Мозаика-Синтез, М., 2014.
2. Интернет-ресурсы: музыкальное сопровождение мероприятия:
https://www.youtube.com/watch?v=R2zg4I2Sh6M
https://www.youtube.com/watch?v=octPzrSzzaQ
https://www.youtube.com/watch?v=poLo3MF93-Ahttps://www.youtube.com/watch?v=octPzrSzzaQ
3. Экология "Пусть бьётся всегда зелёное сердце природы!" Мохова ...
https://www.youtube.com/watch?v=jc6IMiZVcS0
4. Покорители космоса, TODES-Домодедово, отчетник ... - YouTube
www.youtube.com/watch?v=B4IwDV5Qnk8
5. Экологическая сказка «Приключения Лучика и Росинки». Сценарий..
www.maam.ru/.../yekologicheskaja-skazka-priklyuchenija-luchika-i-rosinki-scenarii-p
6. Педагогическая технология «Дети волонтёры»
http://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskaja-tehnologija-deti-volontyory.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как сделать книжку ребенку своими руками
Как сделать книжку ребенку своими рукамиИзготовить свою совместную книжку вместе с ребёнком совсем не сложно, но к тому же достаточно интересно. И самодельные книжки приятнее делать и рассматривать вс...
Попробуйте проявить немного фантазии и сделайте оригинальные штампы своими руками
Попробуйте проявить немного фантазии и сделайте оригинальные штампы своими руками...
Занятие по аппликации "Сделаем маме подарок,своими руками"
Цель данного занятия познакомить детей с праздником "День Матери" который отмечается 26 ноября. Воспитывать у детей любовь и уважение к своей маме.Помочь детям сбелать подарок маме к п...
Проект "Сделаем книгу-раскраску своими руками для малышей"
Проект по развитию речевого творчества и мелкой моторики у детей в процессе изготовления книги-раскраски для малышей....
Методическая разработка "Экологический проект "Сделаем Землю чище!"
Проект проводится в рамках реализации образовательных областейСоциально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». В процессе р...
Мастер- класс " Как сделать дидактическую игру своими руками - развиваем мелкую моторику у детей"
Берем две пластиковые баночки в одну насыпаем разную крупу( горох,рис, фосоль и т. д )На вторую приклеиваем веселого колобка( делаем рот,щеки глаза из самоклеющей бумаги и где рот делаем отверствие -к...
Проект "Сделаем город чище"
Проект "Сделаем город чище" формирует экологическое сознание и потребность ответственного отношения к потреблению природных ресурсов....