Методические рекомендации. Работа педагога – психолога по нравственно – эмоциональному развитию дошкольников.
методическая разработка
Опыт практической работы с детьми показал, что необходима система тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса с применением комплекса развивающих мероприятий, направленных на гармонизацию нравственно-ценностной сферы личности старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_zanyatiya_dobrye_volshebniki.doc | 219.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации.
Работа педагога – психолога по нравственно – эмоциональному развитию дошкольников.
Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали. Нравственное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка, в этом случае он действует ради соблюдения самой нормы как принципа отношений между людьми, а не ради, например, получения одобрения.
Ребенок, который может понять и правильно оценить чувства другого человека; в сознание и сердце которого прочно вошли такие понятия, как Доброта, Дружба, Справедливость, Сострадание, Любовь, Щедрость (материальная и духовная) имеет намного более высокий уровень эмоционального развития, коммуникативных навыков, личностного потенциала в будущем, устойчивости в стрессовых ситуациях. «Мы можем быть спокойны за ребенка лишь тогда, когда его нравственное поведение не зависит от контроля со стороны. А это, по-видимому, значит, что он и может, и хочет, что у него должна быть потребность вести себя морально, выполнять требования родителей и общества не за страх, а за совесть» (Субботский Е.В. «Ребенок открывает мир» изд. «Смысл» СПб., 2005г.)
Работа по формированию морально - нравственной сферы старших дошкольников предполагает решение следующих задач:
• гармонизировать нравственно-личностную сферу личности старших дошкольников;
• способствовать формированию положительных черт характера (уважение к другим людям, доброта, честность и др.) сначала в игре, затем в повседневной жизни детей;
• формировать отрицательного отношения к проявлению негативных черт характера, учить находить пути их преодоления;
• развивать эмпатию, эмоциональную децентрацию;
• способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество;
• формировать устойчивую положительную нравственную самооценку ребенка, воспитание желания и готовности помогать другим людям;
Опыт практической работы с детьми показал, что необходима система тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса с применением комплекса развивающих мероприятий, направленных на гармонизацию нравственно-ценностной сферы личности старших дошкольников.
Формы работы с детьми:
• фронтальные подгрупповые занятия с детьми (проводились по разработанной нами системе развивающих занятий «Добрые волшебники»);
• интегрированные занятия;
• совместно с родителями детей создание «Книга Добрых Сказок»;
• презентация детьми своих рассказов и сказок;
• беседы с детьми на нравственные темы;
• проведение выставки рисунков «Уроки Доброты»;
• чтение детям в группах художественной литературы на морально – нравственные темы;
Основным критерием эффективности работы является успешное формирование у всех участников эксперимента эмоциональной децентрации. Децентрация как механизм эмпатии рассматривается рядом авторов ( Г.М.Бреслав 1990г.;Т.П. Гаврилова, 1979г.; О.И.Цветкова, 1997г. и др.) как умственное действие, благодаря которому индивид способен встать в позицию другого, воспринимать жизненные ситуации других людей с их точки зрения. Высшим уровнем развития способности к эмоциональной децентрации в дошкольном возрасте можно считать появление активного сочувствия. т.е. способности воспринимать явно положительное или отрицательное субъективное значение актуального положения другого человека.
Системе развивающих занятий «Добрые волшебники» выстроена на материале занятий по нравственному воспитанию авторов А. Лопатиной, М.Скребцовой «Начала мудрости». Проводимые задания состоят из сказок, игр, бесед, творческих заданий, рисунков, направленных на глубокое переживание той или иной темы, на развитие творческого потенциала детей. Занятия имеют форму доверительного и дружеского разговора, цель которого – не навязывать детям ту или иную нравственную ценность, а помочь им понять, что нравственное отношение к жизни является основой развития человеческого общества и счастливой жизни человека. Пословицы, игры, задания, сказки направлены на развитие творческого потенциала ребенка. Они учат детей высказывать свои мысли, работать в группах и парах, ставить сценки, рисовать, работать в содружестве с семьей.
При использовании различных форм и методов развития этической системы ценностей в рамках развивающих занятий учитывалась не только сама проблематика, но и возрастные особенности детей, опора на те психологические навыки, которые у ребенка сформированы и создание оптимальных условий для тех, которые еще нуждаются в формировании. Ребенок старшего дошкольного возраста чаще всего не способен осознанно участвовать в коррекционной работе, поскольку пока не может четко обозначать суть испытываемых трудностей в эмоциональной сфере. Поэтому для повышения эффективности подобной работы чаще всего применяется игровая форма, что вполне соответствует возрастным особенностям дошкольников. В процессе развивающих занятий также используются упражнения на развитие воображения, фантазии ребенка.
Система занятий ориентирована на развитие осознания эмоциональных состояний (как собственных, так и чувств других людей), умения назвать, обозначить чувства, различить их по степени интенсивности переживания. Переживания подобного опыта самоанализа способствует личностному росту ребенка, развитию его эмоциональной сферы.
№ п.п. | Тема | Лексические темы | Игровой материал | Беседа | Творческое задание | Рисунок | Задание на дом |
1. | Бережливость | Детский сад, Игрушки, Инструменты, Семья. | «Фея бережливости» Разделите детей на группы и раздайте им игрушки. Одни игрушки – новые, другие – поломанные. Каждая группа от лица своих игрушек должна рассказать о том, как им живется. Затем попросите детей представить, что к ним в гости пришла фея бережливости и дала несколько хороших советов, как научить беречь игрушки. Дети должны рассказать о том, как фея помогла игрушкам, которые не берегут, научить своих хозяев бережливости. | •Чем, по вашему мнению, новые вещи отличаются от хорошо сбереженных старых вещей? •Расскажите, кто в вашей семье самый бережливый и почему? | Прочитайте детям пословицу: «Жизнь не мука, коль бережливость – наука» Раздайте детям разные сломанные вещи. Дети должны посоветоваться и решить, как и чем можно помочь этим вещам. | Попросите детей нарисовать несколько вещей, которые им особо дороги и подумать, что необходимо сделать, чтобы эти вещи как можно дольше служили. | Предложите детям самостоятельно или с помощью старших починить какую-либо дорогую для мамы, бабушки, папы, вещь. |
2 | Благодарность | Птицы, Деревья, Времена года, Семья. | «Птица благодарности» Попросите детей представить, что на землю прилетела птица благодарности. Она залетала в окна к тем, кто забыл поблагодарить за что – либо своих родителей, друзей или знакомых и напоминала им об этом. Затем дети должны представить, что птица благодарности залетела к ним в окно; вспомнить всех, кого они забыли поблагодарить, и мысленно сказать им спасибо. | •Как вы думаете, для чего человек должен говорить «спасибо»? •Попросите детей перечислить всех, кому они могут сказать спасибо за новую игрушку, интересную книгу, вкусную конфету и т.д. и объясните почему? | «Спасибо природе» Во время прогулки по лесу попросите детей сказать спасибо дереву (солнцу, небу, траве и т.д.), а затем объяснить, за что они благодарны. После этого поделите детей на группы. Некоторые группы описывают чувства ручейка (дерева, леса, земли), которые поблагодарили. Другие описывают чувства ручейка, который никогда и никогда не благодарил. | «Благодарное сердце» Прочитайте детям пословицу «Благодарностью сердце украшается». Попросите нарисовать контур сердца, а внутри сердца нарисовать все, о чем их сердца вспоминают с благодарностью. | Попросите почитать, сколько раз за день они говорить спасибо, и сколько раз спасибо говорят им. |
3 | Бережем природу | Птицы, Животные, НасекомыеДеревья, Цветы. | «Мир природы» Поделите детей на группы и раздайте им карточки с рисунками деревьев, животных, насекомых. Каждая группа должна подумать и рассказать, какую пользу тот или иной обитатель мира природы приносит миру людей, не называя себя. По рассказам друг друга дети угадывают, о ком говорят друзья. | •Представьте, что однажды вы увидели человека, который на ваших глазах сломал дерево, ударил палкой зверя. Чтобы вы сказали этому человеку? | Творческое задание Раздайте детям карточки с рисунками разных домашних животных. Каждый должен рассказать от лица своего домашнего животного, что ему нравится, или, наоборот, не нравится в своей жизни, а замет описать хозяина, о котором он мечтает. Творческое задание «Разговор цветов» Поделите детей на пары. Один человек в паре – цветок, растущий на лугу, другой – цветок – сорванный и стоящий в вазе. Дети должны придумать небольшую сценку – диалог между цветами о том, кому и как из них живется. | «Поможем деревьям» Прочитайте детям пословицу: «Кто деревца не сбережет, леса не увидит». Поделите детей на пары. Каждая пара рисует какое-либо деревце (растение), а затем придумывает, как и чем она ему поможет. | «В гостях у жука» Представьте, что у вас появился друг – лесной жук. Придумайте и нарисуйте сказку о своей дружбе с ним. Затем сказки склеиваиваются в одну книжку «В гостях у лесного жука». |
4 | Бескорыстие | Семья. | «Подумаем о доброте» Дети встают в круг. Каждому из них по очереди педагог кидает мяч. Поймавший мяч называет какого-либо доброго человека и объясняет, почему он добрый. | •Как вы думаете, стоит ли совершать добрые поступки и почему? | «Осколок доброты» Представьте, что зеркало доброты разбилось и один осколок доброты попал к вам в семью, и подарил каждому что-то доброе. Расскажите, что подарил осколок доброты членам вашей семьи. | «Фея доброты» Прочитайте детям пословицу: «Добро не лихо, ходит тихо». Попросите детей представить, что к ним в гости тихими шагами вошла невидимая фея доброты. Попросите нарисовать ее. | |
5 | Вежливость | Семья, Детский сад, Профессии | «Школа вежливости» Все дети встают в волшебный круг вежливости. Один говорит какое – либо вежливое слово своему соседу. Тот в свою очередь, повторяет это слова своему соседу. Получается игра по принципу «Снежный ком». Затем попросите детей представить, что эти слова ожили и рассказали им волшебные истории из своей жизни. | •Что вы чувствуете, когда к вам вежливо обращаются? •Что произойдет, если люди перестанут говорить друг другу вежливые слова? •Могут быть поступки быть вежливыми? Назовите их. | «Приветливые люди» Почитайте детям пословицу: «Не будь приметлив, а будь приветлив». Поделите детей на пары и раздайте им карточки с заданием придумать небольшие сценки между воспитателем и ребенком, водителем и пассажиром, врачом и больным, продавцом и покупателем. | «Вежливый человек» Нарисуйте, с кем вы могли сравнить вежливого человека, и объясните почему? Например, с солнышком, потому что каждое утро он ласково здоровается со всеми. | Предложите детям в течение дня посчитать, сколько вежливых слов им сказали люди, и сколько вежливых слов они сказали людям. В конце недели обсудите с детьми, что изменилось в их жизни за эти дни. |
6 | Взаимопомощь | Семья, Дикие животные. | «Палочка – выручалочка» Дети делятся на группы. Ведущему дается красивая палочка – выручалочка. Дети одной группы должны вспомнить или придумать какую-то ситуацию, когда им нужна была нужна помощь. После этого дети говорят ведущему: «палочка – выручалочка, выручи нас». Ведущий подходит к ним, и они рассказывают ему о своей проблеме. Затем ведущий дотрагивается до них палочкой и просит помочь в беде. | •Если бы кто-то спросил у вас, как научиться всегда приходить людям на помощь, чтобы вы ответили? •Какими качествами должен обладать человек, готовый всегда прийти на помощь другим? •Расскажите о каком – либо своем добром поступке, который помог вашему другу. | «Приветливые люди» Поделите детей на пары. Один ребенок в паре – мышка, другой – медведь. Дети должны рассказать, как поступят мышка и медведь в следующих ситуациях: •Медведь заболел и не может выйти из берлоги; •Мышата потерялись в лесу; •Еж уколол мышку своими иголками; •Медведя искусали пчелы. | «Сильные и слабые» Придумайте и нарисуйте, как сильные лесные обитатели помогают слабым, а слабые сильным. Например, дятел помогает деревьям, которые намного сильнее и больше его; деревья помогаю насекомым и т.д. | Нарисуйте на доске ромашку, а в ее середине напишите слово «дети». Попросите детей перечислить, чем и как они могут помочь своим родным. Каждый перечисленный детьми поступок помощи дарит ромашке новый лепесток. Постепенно на доске рождается цветок помощи семье. |
7 | Верность | ЖивотныеНасекомыеЦветы, Деревья, Птицы | «Наши верные друзья» Попросите детей назвать животных (птиц, насекомых, цветы, растения), которые являются верными друзьями для человека, и объясните почему. Затем дети встают в круг и получают карточки с рисунками разных обитателей мира природы. По рассказам детей все должны угадать, о ком идет речь. | •Какого человека можно назвать верным другом? •Перечислите животных, которые верно служат человеку. •Расскажите о том, как вы заботитесь, о своем домашнем животном. | «Для верного друга» Прочитайте детям пословицу: «Верный друг денег дороже». Попросите перечислить людей, которых они могут назвать своими верными друзьями, и объяснить почему. Затем дети рисуют открытку благодарности для самого верного человека в своей жизни. | ||
8 | Гордость | ЖивотныеЦветы | «Чем гордятся цветы» Покажите детям карточки с рисунками разных цветов и попросите их рассказать, чем эти цветы больше всего гордятся. Затем дети становятся в круг. Все они цветочные лепестки, а один из них цветок, которому принадлежат эти лепестки. Ребенок, изображающий цветок, выходит на середину круга, и лепестки по очереди говорят ему, почему они им гордятся. Затем цветок говорит каждому лепестку что – то хорошее. | Попросите детей подумать, чем больше всего они гордятся в себе, и объяснить, почему. •Когда вам очень хочется чем-то похвастаться, как вы поступаете? |
«Что мы умеем» Прочитайте детям пословицу: «не гордись званьем, а гордись знанием». Попросите детей перечислить знания и умения, которыми они гордятся. Затем дети должны подумать и рассказать, как те или иные из перечисленных знаний могут послужить людям. | «Мы гордимся» Раздайте детям карточки с названием разных животных и попросите их нарисовать, чем гордятся эти животные. | |
9 | Доброта | Времена года, Деревья | «Добрый дождик» Дети встают в круг. Все они добрые дождики. В середине стоит – мама туча. Этому ребенку дается чашечка с волшебной водой доброты. Включается веселая музыка, и все дождики танцуют и вокруг мамы тучи. Когда музыка останавливается, мама туча брызгает водой из чашечки и спрашивает у дождинок, как они ему помогли. Каждая дождинка придумывает своей ответ. После того, как все дождинки расскажут тучи про свои добрые дела, мам туча их благодарит. | •Покажите детям семечко какого-то дерева и попросите их перечислить, чья доброта поможет дереву вырасти? •Попросите перечислить всех родных, чья доброта помогает расти им. | «Доброе дело» Прочитайте детям пословицу: «Доброе дело, что дождь в засуху». Раздайте детям карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира (солнце, воздух, вода, деревья, дом, мебель и т.д.). каждый должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. Дети должны угадать, о ком рассказывали его друзья. | «Дерево доброты» Попросите детей нарисовать дерево доброты. На дереве должно быть столько плодов, сколько добрых людей в своей жизни дети вспомнят. | |
10 | Добросердечие | Цветы | «Цветок доброты» Педагог рисует на доске большой цветок доброты с серединкой в виде сердца. Дети должны подумать обо всем добром, что они могут сделать друг для друга, чтобы им жилось интереснее. Каждый добрый поступать, о котором расскажут дети, дарит цветку новый лепесток. Чтобы цветок доброты ожил, в течение дня дети выполняют то, о чем они рассказали. | •Представьте, что добрая волшебница подарила вам сундук с дарами доброты. Перечислите эти дары. •Если бы волшебница попросила вас подарить вашим родным самые драгоценные из этих даров, какие вы подарили бы и почему? | «Доброе сердце» Прочитайте детям пословицу: «Добрым сердцем мир держится». Один ребенок в паре – соловей, а другой – муравей. Дети должны составить небольшие сценки о том, как друзья помогали друг другу или разным лесным обитателям в трудные минуты жизни. | ||
11 | Дружба | Цветы, Животные | «Школа дружбы» Дети встают в круг. Все они ученики в школе дружбы. Один из детей – ведущий. Раздайте детям карточки с рисунками разных животных. Каждый по очереди рассказывает, что он сделает для того или иного обитателя мира природы, чтобы стать его другом. По рассказам учеников школы дружбы ведущий угадывает, кто изображен на их карточках. | •Как вы думаете, трудно ли быть настоящим другом и что для этого необходимо? •Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья? •С каким человеком вы хотели бы подружиться и почему? | «Доброе дело» Прочитайте детям пословицу: «Нет друга, так ищи, а нашел, береги». Попросите детей рассказать, что они должны сделать для того, чтобы подружиться с героями известных сказок. | «Друг цветов» С каким цветком вы хотели бы подружиться и почему? Нарисуйте портрет своего друга - цветка. | |
12 | Гостеприимство | Цветы, НасекомыеСемья | «Школа дружбы» Поделите детей на группы. Первой группе раздайте карточки с рисунками разных цветов. Вторая группа получает карточки с рисунками насекомых. Под музыку все кружатся и танцуют. Неожиданно музыка обрывается, и все дети замирают. «Начинается дождь». По команде насекомые подлетают к цветам и берут их за руки. Предупредите детей, что возле каждого цветка должно быть только по одному насекомому. Цветок должен сказать насекомому несколько гостеприимных фраз, а насекомое должно поблагодарить его за гостеприимство и объяснить, почему ему понравился именно этот цветок. | •Любите ли вы приглашать в свой дом друзей и как вы их встречаете? •К кому вы любите ходить в гости, и почему? •Перечислите качества гостеприимного человека. | «В гостях у тыквы» Попросите детей представить, что из одного тыквенного цветка выросла огромная сладкая тыква. Затем поделите детей на группы и раздайте им карточки с рисунками разных лесных обитателей. Дети придумывают, как добрая тыква встретит их лесного обитателя и какими блюдами угостит. Задача каждой группы придумать как можно больше тыквенных блюд. | «Встречаем гостей» Прочитайте детям пословицу: «Кто людям дом открывает, тот без друзей не бывает». Дети должны нарисовать, как они встретят своих гостей. | |
13 | Жертвенность | Семья, Детский сад | «Жертвенное сердце» Попросите детей перечислить, чем родители жертвуют для них. Затем дети перечисляют, чем они жертвуют для членов своей семьи, например: временем, делами, игрушками и т.д. После этого педагог задает детям вопрос: в каких ситуациях вы должны жертвовать своим временем? Каждый, кто рассказал о какой – либо ситуации, награждается сердечком жертвенности. Побеждает тот, кто наберет больше всего сердечек. «Спасем друзей» Поделите детей на группы. В каждой группе трое друзей – лесное растение, птица, зверь. Затем дети придумывают сказку о том, чем друзья жертвовали друг для друга во время зимней стужи. Сначала каждый придумывает, чем они пожертвуют для остальных, а потом из всех добрых дел составляется общая сказка. | •Вспомните какую – либо очень дорогую для вас вещь и подумайте, когда и при каких обстоятельствах вы могли бы жертвовать для кого – то этой вещью. | «Палочка - выручалочка» Прочитайте детям пословицу: «О себе забывай, а товарища выручай». Попросите детей представить, что добрая волшебная фея подарила им палочку – выручалочку. Затем дети рисуют, как с помощью этой палочки они выручили из беды своего лучшего друга. | В течение недели понаблюдайте, чем жертвуют для вас ваши родители. Нарисуйте свои наблюдения. Из рисунков детей делается выставка. | |
14 | Заботливость | Семья, Деревья, Цветы | «Заботливый хозяин» Разделите детей на группы. Все дети заботливые хозяева. Они должны подумать и рассказать, как нужно заботиться о своих вещах, одежде, книгах, игрушках, чтобы они послужили намного дольше. Затем педагог показывает детям карточку с рисунком какого- либо предмета, например, книги. Каждая группа по очереди рассказывает, как она будет заботиться о данном предмете. Самые заботливые те хозяева, которые к концу игры наберут больше карточек. | •Были ли в вашей жизни случаи, когда вы забывали проявлять заботу к своим близким, и к чему это приводило? | «Заботливый мир» Поделите детей на две группы. Одной группе раздайте карточки с рисунками грибов, цветов, ягод, растений, деревьев. Другая группа играет роль людей. Затем дети первой группы от имени тех, кто им достался на карточках, рассказывают о том, как они заботятся о людях. Дети второй группы должны рассказать, как они заботятся о тех обитателях, которые представляли дети первой группы. | «Заботимся о родителях» Прочитайте детям пословицу: «Кто родителей на забывает, тот вовек не погибает». Попросите детей рассказать, как нужно заботиться о родителях в разных ситуациях, например: - мама пришла домой усталая; - папа плохо себя чувствует; - у мамы много дел по хозяйству и т.д. попросите детей подумать и нарисовать, как они будут заботиться о своих родителях, когда они вернутся домой. | |
15 | «Единство» | «Профессии», «Семья» | «Чувство единства» Дети делятся на группы и получают карточки с рисунками разных предметов. Каждая группа должна придумать, люди каких профессий трудились сообща, чтобы сделать этот предмет. Затем дети распределяют между собой эти профессии и рассказывают, что они сделали для изготовления данного предмета | •Если бы кто-то рассказал вам неприятные вещи о вашем друге, как бы вы поступили? •Приведите примеры из своей личной жизни, когда в одиночку вы не могли справиться с каким – либо делом. | «Если нет единства» Попросите детей рассказать, что может случиться с семьей, в которой нет единства, в следующих ситуациях: - кто-то в семье заболел; - в доме нужно делать ремонт; | «Заботимся о родителях» Прочитайте детям пословицу: «Хотя у муравья немного сил, рой муравьиный гору своротил». Поделите детей на группы и раздайте им по большому листу ватмана. Каждая группа рисует, как сообща люди строят дом, сажают деревья, собирают урожай, управляют кораблем и т.д. | |
16 | «Красота души» | «Времена года», «Семья» | «Красивые руки и глаза» Обсудите с детьми, какими должны быть глаза человека, чтобы их можно назвать красивыми, и что они должны увидеть. Педагог показывает карточки и дети должны рассказать, что в этом предмете может быть красивым. Тот, кто перечислил больше всего красивого, получает карточку. Обсудите с детьми, какими должны быть руки человека, чтобы их можно было назвать красивыми, и что они должны уметь делать. Каждый должен рассказать обо всем красивом, что могут сделать его руки для того или иного предмета. «Самое красивое» Попросите детей внимательно посмотреть вокруг себя и найти что-то красивое. Затем каждый должен описать красивый предмет, не называя его. Остальные отгадывают, о чем идет речь. | •Если бы вас спросили, как научиться видеть красоту, какой совет вы бы дали? •Представьте, что вы выпили несколько капель из волшебного источника красоты. Расскажите о каком – либо красивом поступке, который вы совершите. | «Красивые поступки» Прочитайте детям пословицу: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож». Попросите детей нарисовать красивый поступок, который они совершили, или мечтали совершить. | В течение недели внимательно понаблюдайте за своими родителями и постарайтесь заметить все хорошее и доброе, что для вас делают их руки. Нарисуйте волшебные руки родителей. | |
17 | «Любовь» | «Семья» | «Фея любви» Дети встают в круг и закрывают глаза. Педагог просит детей вспомнить все, что они любят больше всего, а затем дает кому-то волшебный цветок и просит рассказать о том, что он вспомнил. После этого цветок передается дальше по кругу. Попросите детей представить, что их рассказы услышала Фея Любви и влетела в комнату. Дети должны встретить ее какими – то подарками. | •Что меняется в жизни человека, когда его кто-то любит? •Если бы к вам прилетела фея Любви, какой дар вы попросили бы у нее? •Вспомните случай их своей жизни, когда чья – то любовь помогла вам стать лучше, и расскажите о нем. | «Звезды любви» Попросите детей представить, что фея Любви рассыпала повсюду волшебные звезды любви. Дети делятся на группы и рассказывают, какие чудеса произойдут в тех местах, куда упали звезды любви, например, в город, поле, море. | «Дом для феи любви» Прочитайте детям пословицу: «Любовь правдой крепка». Попросите детей перечислить те качества, которые укрепляет любовь. Например: доброта, внимание, терпение и т.д. Затем дети думают, каким цветом можно изобразить то или иное качество из перечисленных. После этого по группам рисуют волшебный дом для феи Любви из разноцветных качеств - кирпичиков. Из рисунков детей делается выставка «Город любви» | Попросите детей подумать, что им подарила любовь мамы, папы, бабушки и др., и нарисовать открытку любви для своих близких. |
18 | «Любовь к животным» | ЖивотныеПтицы | «Наши питомцы» Дети встают в круг и называют своих любимых животных или птиц и рассказывают, как они будут заботиться о них, если станут их хозяевами. | •В какое время года птицы и звери больше всего нуждаются в помощи человека и почему? •Попросите детей разработать волшебный план помощи животным. | «Две птицы» Дети делятся на пары. Один ребенок в паре – птица, запертая в клетке; другая – ее подружка на свободе. Дети должны придумать небольшую сценку – диалог между двумя этими птицами. | «Дом для феи любви» Прочитайте детям пословицу: «У доброго хозяина собака не ворчливая, и лошадь не ленивая». Попросите детей нарисовать, как добрый хозяин заботится о своих домашних животных. | Попросите детей подумать, чем люди могут помочь птицам в зимние холода. Поделите детей на группы и предложите им разработать проект кормушки для птиц. |
19 | «Любовь к маме» | «Семья», «Деревья» | «Подарки для мамы» Педагог обходит всех детей и просит каждого вынуть из мешочка карточку с рисунком ( звездочка, солнышко, цветок и т.д.). Дети должны рассказать, чем эти рисунки могут порадовать мамочку. | •Что делают мамы для своих детей? •Представьте, что вам необходимо в течение дня исполнить все мамины дела. Перечислите эти дела и подумайте, как вы их будете делать. | «Дерево любви» Прочитайте детям пословицу: «Нет такого дружка, как родная матушка». Попросите детей рассказать о том, как они дружат со своими мамами. После этого дети рисуют дерево любви к своей маме, на ветках которого должно быть столько плодов, сколько хорошего им подарила дружба с мамой. | Попросите детей представить, что на одну неделю их мама уехала, и им пришлось исполнять все мамины дела. Дома дети должны постараться выполнить какие-либо из перечисленных дел. | |
20 | «Любознательность» | Транспорт | «Любознательные друзья» Дети встают в круг и задают друг другу различные вопросы по кругу и должны на них ответить. После того как все дети ответят на вопросы друг друга, каждый из них выбирает что – либо самое интересное, что он узнал о своем друге. | •Как вы думаете, у любознательных людей жизнь интереснее и почему? •Чем любознательность отличается от любопытства? | «Мы путешествуем» Поделите детей на группы. Одна группа должна представить, что она отправляется в путешествие на космическом корабле, другая - в кругосветное плавание, третья – на дно океана, чтобы найти новых морских животных. Каждая группа должная нарисовать свое путешествие и рассказать о нем. | Почитайте детям пословицу: «Кто не стыдится спрашивать, узнает многое: кто стыдится спрашивать, забудет про то, что знал». Попросите детей подумать, о чем они хотели бы узнать больше всего на свете. После этого обсудите с каждым, каким образом он мг бы это сделать. После этого предложите детям найти ответы на свои вопросы, а замет рассказать остальным о том, что они узнали. | |
21 | «Мастерство» | «Цветы», «Профессии» | «Цветок мастерства» Покажите детям какие – либо мастерски сделанные вещи. Попросите детей рассказать, какие качества необходимы мастеру, чтобы создать эти вещи. Разделите детей на группы и попросите нарисовать цветок мастерства человека, сделавшего эту вещь. Серединка цветка – портрет самого мастера, а лепестки – его качества. | •Какого мастера и какое мастерство вы считаете самым искусным? •Как вы думаете, каждый человек должен владеть каким – либо мастерством? | «Что мы мастерим» Нарисуй какую – либо мастерски сделанную вещь, которую вы мечтаете сделать своими руками, и расскажите, что вам для этого понадобиться. | ||
22 | «Милосердие» | «Времена года» | «Солнышко милосердия» Дети встают в круг. Педагог просит рассказать о каких – либо милосердных поступках. Которые совершают люди по отношению друг к другу. Каждый награждается солнышком милосердия. Солнышко милосердия подходит к кому – либо в круге, дотрагивается до него «своим лучиком» и дарит ему какой – либо солнечный подарок (солнечного зайчика, солнечный лучик, теплый день и т.д.). Каждый должен рассказать, как подарок солнышка поможет ему в трудную минуту. | • Как вы думаете, что люди могут сделать для птиц и что птицы могут сделать для людей птицы? • Подумайте и расскажите, какие милосердные поступки могут подарить жителям земли ветерок, дождик, дерево, радуга и т.д. | «День милосердия» Прочитайте детям пословицу: «Доброе сердце о чужой беде болит». Попросите детей рассказать, что человек с добрым сердцем может сделать для других людей (нищих, голодных, бездомных). Затем дети должны представить, что по всей земле люди стали праздновать день милосердия, и рассказать, какие милосердные поступки они совершат в этот день и нарисовать их. По рисункам друг друга дети рассказывают, кому и как помогли милосердные поступки их друзей. | ||
23 | «Мудрость» | Семья Птицы, ЖивотныеРастения | «Мудрый совет» По очереди дети рассказывают, какие люди, звери, птицы и растения кажутся им самыми мудрыми и почему. Выбираются четыре мудреца – мудрый человек, мудрая птица, мудрый зверь, мудрое растение. Они должны придумать четыре мудрых совета для каждого обитателя земли. Предупредите детей, что советы мудрецов могут быть сказочными. | • Расспросите своих родителей, о каком – либо событии, научившем их мудрости. • Что помогает человеку быть мудрым? (общение, природа, книги, искусство и т.д.). • Кто в вашей семье самый мудрый и почему? | «Поможем людям» Разделите детей на пары. Один человек в паре – мальчик, другой – медвежонок. Дети должны придумать небольшую сценку – диалог о том, как мальчик и медвежонок встретились и подружились. Затем каждая пара должна придумать мудрые советы для жителей деревни в следующих ситуациях: - в деревне началась эпидемия гриппа; - из – за неурожая в деревне начался голод; - в деревне сгорело несколько домов; Каждый дает мудрый совет. | «Частица мудрости» Прочитайте детям пословицу: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Попросите детей вспомнить и рассказать обо всем, чему они научились за последний год. Затем каждый рисует дерево своей жизни, на котором должно быть столько листочков, сколько частичек мудрости появилось у детей за год. | Вспомните какие – либо мудрые советы своих бабушек или дедушек. Нарисуйте для них волшебные цветы мудрости и подарите им свои рисунки. |
24 | «Нежность» | ПрофессииСемья | «Нежное слово» Дети встают в круг. Одни из них – фея нежности. Этот ребенок дотрагивается по очереди до вех детей в круге волшебной палочкой нежности, и они говорят какое – либо нежное слово. Например: милый. Дорогой, солнышко, лучик, зайчик и т.д. Затем дети делятся на пары и составляют из своих нежных слов предложения. «Круг нежности» Дети встают в волшебный круг нежности и ласково берут друга за руки. Затем каждый должен подумать и рассказать, что дарит ему мамина (папина, бабушкина, дедушкина и т.д.) нежность. В конце игры дети придумывают для своих родных какой – либо нежный подарок. | •Расскажите о людях, к которым вы относитесь с нежностью. •Представителям каких профессий необходимо быть нежными, и почему? | «Нежность весеннего дня» Прочитайте детям пословицу: «Нежное слово – что весенний день». Попросите детей нарисовать что – либо самое нежное в весеннем дне и дать своему рисунку нежное название. | Попросите детей подарить своим близким как можно больше нежных подарков. | |
25 | «Ответственность» | «Деревья», «Семья» | «За что мы отвечаем» Попросите детей ответить на вопросы: - Как человек должен отвечать за чистоту в своем доме? - Как родители должны отвечать за своих детей? - Как люди должны отвечать за чистоту города (леса, реки, поля) и т.д? Затем дети делятся на группы и изображают жестами и мимикой, как люди отвечают за кого – либо или за что – либо. Все остальные угадывают, за кого ли за что их друзья были в ответе. | • Что значит быть за кого – либо в ответе? • Как ваши родители учат вас ответственности? • Как вы думаете, должны ли дети отвечать за своих родителей? | «Кто ответственный» Прочитайте детям пословицу: «Тот от беды себя спасает, кто за другого отвечает». Попросите детей рассказать, в каких ситуациях родителей или детей можно назвать ответственными людьми, а в каких - нет? Например: - Папа забыл о своем обещании сходить в цирк и уехал на рыбалку со своими друзьями; - Несмотря на усталость, мама помогла своей дочке сшить игрушку для кукольного театра; | «Посадим дерево» Нарисуйте деревце, которое вы посадите для своих детей и внуков, и дерево, которое из него вырастет. | В течение двух дней попросите детей быть в ответе за каждого члена своей семьи. Затем обсудите с детьми, трудно ли быть в ответе за своих родителей. |
26 | Отзывчивость | Сказка «Колобок» | «Отзывчивый колобок» Обсудите с детьми, что должен уметь делать отзывчивый человек (утешить, выслушать, помочь в трудную минуту, поделиться и т.д.) Затем дети встают в круг. Педагог обходит всех детей и вкладывает в руки кого – то маленький колобок. Этот ребенок – отзывчивый колобок. Каждый придумывает и рассказывает колобку какую – либо трудную ситуацию, в которую попал. Колобок должен помочь детям найти сказочный выход из той или иной ситуации. После того, как колобок поможет кому – либо из детей, этот человек меняется с ним местами и игра продолжается. | • Кто в вашей семье самый отзывчивый, и почему? • Считаете ли вы себя отзывчивым человеком? • Расскажите о каком – либо случае в своей жизни, когда вы увидели на улице какого – либо человека или животное, которым была необходима помощь, и помогли ему. | «Помогаем в беде» Прочитайте детям пословицу: «Отзывчивое сердце из любой беды выручит». Поделите детей на группы и попросите их подумать и рассказать. Как и чем солнышко (разные обитатели леса, звезды, облака и т.д.) помогут героям той или иной известной сказки. | «Подарки для жителей земли» Все дети – отзывчивые облачка. Каждый должен придумать и нарисовать свой подарок тому ли иному жителю земли. | |
27 | «Поиски прекрасного» | «Птицы», «Цветы», Транспорт | «Чем мы прекрасны» Все дети встают в круг и закрывают глаза. Педагог включает музыку и просит детей представить, что над землей летает Птица Красоты и учит детей находить друг в друге все прекрасное: красивые глаза, волосы, добрый характер и т.д. Затем музыка обрывается. Дети открывают глаза и внимательно смотрят друг на друга. Тот, кто увидел что – то красивое в ком – либо из своих друзей, выходит на середину круга и рассказывает об этом человеке, не называя его имени. Все остальные угадывают, о ком идет речь. Затем вновь включается музыка. И игра повторяется. | • Расскажите о самом прекрасном дне в своей жизни. • Что в вашей маме (папе, бабушке, дедушке) самое прекрасное? Чему самому прекрасному вы хотели бы научиться у нее и почему? | «На чем мы поедем» Поделите детей на группы и раздайте с рисунками поезда, самолета, корабля, лошади, слона, лодки, плота и т.д. Каждая группа должна доказать, что путешествие на ее средстве передвижения самое прекрасное. | «Цветок души» Прочитайте детям пословицу: «Добрым глазом – красота открывается». Попросите детей представить, что они научились видеть в людях только хорошее. Затем дети должны вспомнить какого – то близкого человека и нарисовать цветок его души. На цветке должно быть столько лепестков, сколько прекрасных качеств дети разглядели в близком человеке. | Расспросите членов своей семьи, что они считают самым прекрасным на земле, и нарисуйте их ответы. |
28 | «Правдивость» | «Сердечко честности» Все дети встают в круг и получают от педагога по цветному фломастеру. Педагог дает кому – то одному вырезанное из картона сердечко честности, разделенное на клеточки по количеству детей в группе. Получивший сердечко ребенок рассказывает о своем честном поступке, а затем раскрашивает одну клеточку фломастером. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры рождается разноцветное сердечко честности. | • Трудно ли быть честным? • Иногда родители жалеют своих детей и не говорят им правду. Правильно ли они поступают? | «Честные люди» Прочитайте детям пословицу: «Где правда, там и счастье». Раздайте детям карточки с рисунками представителей разных профессий. Дети должны рассказать, как представители тех или иных профессий помогут людям стать счастливее, если всегда будут поступать правдиво. | «Солнышко правдивости» Попросите детей нарисовать солнышко правдивости и повесить рисунок на стенд. Всякий раз, когда детям закончится кого- либо обмануть, они должны вспоминать о своем солнышке и стараться поступать честно, а затем подрисовать к солнышку лучик. В конце недели по солнечным лучикам дети считают, сколько раз на неделю солнышко правдивости помогло быть им честным. | ||
29 | «Скромность» | Животные«Птицы», Насекомые | «Скромные звери» Из всех детей выбирается двое ведущих. Они хозяева теремка. Остальные получают карточки с рисунками разных зверей, птиц, насекомых. Хозяева теремка берутся за руки, изображая теремок, а затем приглашают в гости зверей тех, кто умеет вести себя скромно. Если ребенок, изображающий зверя сумеет убедить хозяев теремка, что будет вести себя скромно, они впускают его в теремок, если не сумеет – они просят его научиться вести себя скромнее и прийти в теремок попозже. | • Как скромный человек должен вести себя в лесу, в гостях, театре? | «Скромный человек» Раздайте детям карточки с разными рисунками, например: ракета, самолет, красивая машина, ларец с драгоценностями и другие богатства и т.д. Каждый должен рассказать, как он поступит, получив в подарок то или иное богатство, ели будет скромным человеком. | «Украшение скромности» Прочитайте детям пословицу: «Скромность всякому к лицу». Попросите детей представить, что они получили в подарок волшебное украшение, которое учит людей скромности. Затем дети рисуют это украшение и рассказывают, как оно научит их скромности. | |
30 | «Служение людям» | «Солнечные подарки» Педагог заранее врезает из картона большое солнышко. Дети встают в круг. Педагог с солнышком в руках обходит в круг, дотрагивается до всех детей и говорит, что солнышко подарит каждому их них. Дети должны рассказать, как с помощью того ли иного солнечного подарка (лучик, зайчик, подсолнух и т.д.) они кому – нибудь помогут. | • Как вы понимаете, что означает выражение «служение людям»? • Что значит служить Родине (природе, земле, семье и т.д.)? • Что вы испытывали, когда делали что – то для других людей? | «Счастье предметов» Раздайте детям карточки с рисунками разных предметов и попросите подумать и рассказать, в чем заключается самое большое счастье для тех предметов, которые им достались. | «Сад добрых дел» Прочитайте детям пословицу: «Жизнь дана на добрые дела». Попросите каждого нарисовать дерево жизни с плодами. Каждый плод на этом дереве – какое – либо доброе дело, которое дети мечтают совершить. По свои рисункам дети рассказывают друг другу о своих добрых мечтах.. Затем из рисунков детей склеивается выставка: «сад добрых дел» | ||
31 | «Сострадание» | Животные «Птицы», Насекомые«Деревья» | «Добрый лесник» Дети встают в круг. Все они разные лесные обитатели. Один из детей – лесник. Каждый по очереди называет себя и просит лесника помочь ему в той или иной ситуации. Например: утешь меня, лесник, мои веточки поломаны. Лесник подходит к дереву и жестами изображает, как он ему поможет. Другие дети должны угадать, что лесник сделал для деревца. Затем лесник и тот, кого он утешил, меняются местами. | • Когда вам плохо, нравится ли вам, когда вас жалеют? | «Фея сострадания» Прочитайте детям пословицу: «Сердце не камень, человек жалостью живет». Дети встают в круг. Один из них – фея сострадания. Фея сострадания с чашечкой воды обходит всех детей и брызгает из этой чашечки – дарит всем слезинки сострадания. После этого дети по очереди рассказывают фее, кому они помогут (выручат из беды, пожалеют). Затем обсудите с детьми, что можно подарить людям, которые страдают, и помогите им приготовить для них подарки. | ||
32 | «Стремление к свету» | «Кто светит людям» Поделите детей на группы. Одна группа получает рисунок солнышка, другая – рисунок звезды, третья – рисунок – лампы, четвертая – рисунок огня и т.д. Каждая группа с помощью мимики и жестов должна изобразить тот или иной источник света и рассказать, когда он нужен людям. По рассказам друг друга дети угадывают, кто светит людям. «Светлые мысли и дела» Прочитайте детям пословицу: «Красен день солнышком, а душа светлым помыслом». Попросите детей рассказать, какие мысли и слова можно назвать светлыми. Затем педагог рисует на доске большое солнышко и просит детей встать в круг. Все они цыплята, которые пришли в гости к солнышку. Каждый из них должен сказать о солнышке что – то доброе, а затем рассказать ему о каком – либо светлом поступке, который он задумал совершить. | • Расскажите о своей самой светлой мечте? • Какие события в жизни человека можно назвать светлыми, и почему? | ||||
33 | «Стремление к совершенству» | ПрофессииНасекомые | «Куда мы полетим» Попросите детей представить, что все они зайчата, которым подарили крылья. Затем педагог включает музыку, и дети кружатся, представляя, что они летают. Когда музыка обрывается, дети замирают. Педагог по очереди дотрагивается до каждого из них и просит рассказать, куда зайчата летали на своих крыльях. После этого дети могут представить себя другими животными, которым подарили крылья, и игра повторяется. | • Мечтали ли вы когда – нибудь о крыльях? • Как вы думаете, почему у людей появляется желание летать? • Расскажите про свой сон, в котором вы летали. | «Чудеса вокруг нас» Все дети – божьи коровки. Под музыку они танцуют и порхают. Неожиданно музыка обрывается, и божьи коровки замирают на месте. Затем педагог дотрагивается до кого – либо из детей. От, до кого дотронулись, рассказывают, какое чудо он увидел на земле (на небе, в лесу, в горах) и чему это чудо его научило. Например: я увидел разноцветную радугу, и она научила меня рисовать и т.д. Как только ребенок расскажет о том или ином чуде, он имеет право снова двигаться. Игра продолжается до тех пор, пока все божьи коровки не оживут. Если ребенок не может рассказать о каком – либо чуде, ему помогает педагог и другие дети. «Учимся летать» Поделите детей на пары. Один человек в паре – какая – либо птица, другой – какой – либо зверь. Дети должны придумать и показать другим небольшие сценки – диалоги о том, как птица учила зверя летать. | «Наша будущая профессия» Попросите детей нарисовать, кем они станут, когда вырастут. По рисункам друг друга дети рассказывают, о каких профессиях мечтают их друзья. Затем прочитайте детям пословицу: «Начнешь ученье смолоду, постигнешь совершенство». Дети должны придумать и рассказать, чему они должны научиться в детстве, чтобы в будущем им легче приобрести профессию, о которой они мечтают. «Путешествие на крыльях» Если бы на один день вам подарили крылья, куда бы вы полетели? Нарисуйте свое путешествие. | |
34 | «Судьба» | Животные«Птицы», Профессии | «Чья судьба лучше» Дети встают в круг и получают карточки с рисунками разных зверей и птиц. Каждый ребенок от лица того, кто нарисован на его карточке, должен рассказать, что в нем самое необыкновенное. затем попросите поменяться своими карточками и рассказать, что произойдет с обитателями, если они на одни день превратятся друг в друга. Дети должны прийти к выводу, что если звери поменяются своими судьбами, в лесу произойдет путаница и переполох. После игры спросите у детей, хотели бы они поменяться друг с другом своими родителями или друзьями. Вместе с детьми педагог делает вывод о том, что в судьбе каждого есть что – то необыкновенное, и люди должны учиться ценить то, что у них есть. | • Что самое прекрасное в судьбе каждого человека? • Хотели бы вы изменить свою судьбу? • Расскажите о каком – либо человеке, судьба которого кажется вам счастливой. | «Талант и профессия» Прочитайте детям пословицу: «У каждого – свой талант». Дети делятся на группы, получают карточки с рисунками представителей разных профессий и по очереди рассказывают, какими талантами и умениями должны обладать представители этих профессий, чтобы их работа приносила людям радость. Попросите детей рассказать, какими талантами обладают члены их семей, и каким их этих талантов они хотели бы научиться. | «Подарок феи судьбы» Представьте, что фея счастья вмешалась в вашу судьбу и подарила вам что то очень для вас важное. Нарисуйте её подарок. | |
35 | «Счастье» | «Кто нам дарит счастье» Педагог раздает детям разные предметы: камушки, ракушки, цветок, книжка, игрушка и т.д. Каждый должен поговорить со своим предметом, а затем рассказать, как его предмет может сделать людей счастливыми. | «Счастье и радость» Прочитайте детям пословицу: «Счастлив тот, кто в радости живет». Поделите детей на группы и попросите каждую группу придумать какое – либо одно правило счастья, чтобы всем детям в группе жилось радостно. Все правила счастья записываются педагогом, украшаются рисунками и вывешиваются на стенд. | «Исполнение мечты» Раздайте детям карточки с рисунками разных животных. Каждый должен нарисовать самую сокровенную мечту своего животного и рассказать, как она осуществилась. | |||
36 | «Трудолюбие» | Игра «Трудимся с любовью» Педагог делит детей на группы и дает каждой группе по одному поручению. Например: полить цветы, расставить по местам игрушки, расставить книги на полки и т.д. Нудно заранее предупредить детей, что они должны выполнять свою работу с любовью. После работы, дети должны рассказать, что чувствуют разные предметы, после того, как их расставили по местам, полили, почистили и т.д. Затем дети от лица тех или иных предметов благодарят людей за заботу и уход. | • Ленитесь ли вы когда – нибудь, и удается ли вам побеждать лень? • Кем бы вы хотели стать? Когда человек должен начинать задумываться о том, кем он станет | «Маленькое дело» Прочитайте детям пословицу: «Маленькое дело лучше большого безделья». Попросите детей рассказать о разных маленьких делах, которые им приходится делать в течение дня. Придумайте какое – либо маленькое дело, которое может принести пользу многим людям, и расскажите, как вы его делаете. | «Строим дом» Раздайте детям карточки с рисунками разных животных и попросите нарисовать домики для этих зверей. Предупредите детей, что они не должны показывать друг другу свои карточки. Затем по рисункам дети угадывают, для кого построен тот или иной домик. | ||
37 | «Уважение» | «Учимся уважать» Попросите детям подумать и рассказать, что в людях кажется им достойным уважения. Затем дети встают в круг, педагог дает кому-либо из них красивый воздушный шарик или цветок и говорит: «я уважаю Машу, потому что она никогда не отвлекается на занятиях». Маша передает шарик своему соседу и говорит ему, за что она его уважает. Игра продолжается по кругу. | • Какие качества в людях больше всего заслуживают уважение | «Молодые и старые» Прочитайте детям пословицу: «И старость не страшна, коль молодые уважают». Попросите детей рассказать, за что старые люди могут уважать молодых, а молодых – старых. Поделите детей на пары. В каждой паре один человек – молодой, другой - старый. Дети должны рассказать, за что друзья уважают друг друга. | «Достойные поступки» Попросите детей нарисовать своих любимых зверей и рассказать о достойных уважениях поступках этих зверей. Например: зимой добрая белка делилась со всеми запасами, которые она сделала за лето и т.д. | ||
38 | «Ум» | «Времена года» | «Как нам помогает ум» Дети делятся на группы. Каждой группы дается рисунок из какой - либо известной сказки. Дети должны подумать, как ум поможет героям этой сказки в разных ситуациях, например: - Золушка хочет научить сестер трудолюбию. - Три поросенка хотят подружиться с волком. - Колобок хочет устроить праздник для лесных жителей. | • Кто в вашей семье самый умный? Почему? • Вспомните и расскажите о каком – либо умном совете. Чем вам помог этот совет? | «Умный человек» Прочитайте детям пословицу: «Лучшее дарование – ум, худшая беда – невежество». Поделите детей на две группы. Одна группа придумывает, как поступит умный человек, а другая – как поступит умный человек, а другая – как поступит глупый человек в следующих ситуациях: - Вам нужно переправиться через реку, а моста нет; - Вы голодны, а обеда дома нет; - Вы хотите новую игрушку, а у родителей нет денег; | «Умные обитатели Земли» Попросите детей рассказать, каких обитателей нашей планеты можно назвать умными, и почему. Затем дети рисуют разных обитателей умных обитателей Земли: солнышко, дождик, гору, цветок и.т.д. По своим рисункам дети рассказывают о каких – либо поступках тех, кого они нарисовали. | |
39 | «Умение видеть хорошее» | «Хорошее качество» Дети встают в круг и получают карточки разных животных. По очереди они их изображают жестами. Остальные должны угадать, что это ха животное, а затем рассказать о каждом из них что – то хорошее. | • Были ли в вашей жизни случаи, когда вы обижались на кого – либо, а топом понимали, что этот человек хотел научить вас чему – то хорошему? • Вспомните и расскажите о разных людях, которые научили вас чему – то хорошему | «Находим хорошее» Прочитайте детям пословицу: «Хорошее приметишь, на плохое не оглянешься». Попросите детей представить, что добрая фея заколдовала их глаза, и они стали видеть только хорошее. Дети должны посмотреть вокруг себя заколдованными глазами и рассказать обо всем хорошем, что они увидели. | «Все прекрасное» Попросите детей закрыть глаза и вспомнить всех самых хороших людей в своей жизни; все хорошее. Что с ними когда – либо случалось; все прекрасные места, где они когда- либо бывали и т.д. | Предложите детям совершить прогулку по городу с заколдованными глазами и рассказать на следующий день обо всем хорошем, что они увидели. | |
40 | «Умение прощать» | «Времена года», «Цветы» | «Цветок примирения» Прочитайте детям пословицу: «Всякая ссора красна примирением». В группу приносится цветок примирения, который передается по кругу. Каждый ребенок рассказывает, как он помирился со своим другом. Затем цветок примирения ставится на видное место в группе, чтобы напоминать детям о том, как важно уметь прощать друг друга и не обижаться. «Добрый ручеек» Дети становятся в круг. Все они цветочки, а один - ручеек. Каждый цветочек рассказывает ручейку о своей обиде, а ручеек должен его успокоить. Как только ручеек успокоит цветочек, он становится на его место, а цветочек становится ручейком. | • Легко ли вам просить прощения? • Вспомните какой-либо случай из свой жизни, когда умение прощать помогло вам сохранить дружбу. | «Когда земля прощает нас» Попросите детей подумать и рассказать, когда земля обижаются на человека. Затем поделите детей на группы. Каждая группа рисует добрую улыбку земли и рассказывает о том, что человек может сделать , чтобы она его простила. | Предложите детям дома пред сном вспомнить всех людей, на которых они за что- то обиделись, и постараться мысленно их простить. | |
41 | «Умение сотрудничать» | «Дом», «Сад», Животные | «Строим дом» Поделите детей на группы и раздайте им по набору кубиков. Каждая группа за определенное время должная построить свой домик. «Полезное дело» Раздайте карточки с названиями разных животных. Затем дети делятся на группы по 3-4 человека и придумывают, какое полезное они могут сделать сообща для леса. | • Были ли в вашей жизни случаи, когда благодаря чьей-то помощи вам удавалось справиться с трудной работой? • Какие дела в вашей семье делаются сообща? | «Наш сад» Прочитайте детям пословицу: «Общими силами скалы ворочают». Попросите детей представить, что им необходимо посадить сад на пустыре, и обсудите, какие цветы они посадили бы в этом саду. | ||
42 | «Храбрость» | Транспорт | «Колечко храбрости» Педагог приносит на занятие колечко храбрости. Дети встают в круг, и педагог просит их подумать, как можно помочь человеку, который боится темноты (воды, собак и т.д.). Затем педагог надевает колечко на палец, и этот ребенок рассказывает, как можно помочь научиться храбрости. | • Считаете ли вы себя храбрым человеком? • Как вы думаете, что нужно для того, чтобы научиться храбрости? | «Школа храбрости» Поделите детей на группы по три человека. Один ребенок в группе – лягушка, другой – утенок, третий – какой-либо слабый лесной обитатель, например, зайчик, белочка. Бабочка и т.д. Дети должны придумать небольшие сценки о том, как лягушка и утенок учили храбрости своих лесных зверей. | «Храбрые путешественники» Прочитайте детям пословицу: «Храброму не нужная длинная шпага». Попросите детей перечислить качества, которые нужны человеку, чтобы стать храбрым. Поделите детей на группы. Одна группа совершает путешествие на воздушном шаре; другая – на парусной лодке переплывает океан; третья – поднимается нагорную вершину; четвертая – переходит через знойную пустыню. Затем дети рисуют свое путешествие и рассказывают, как храбрость помогла им в трудные минуты. | |
43 | «Чуткость» | ПрофессииСемья | «Теплое сердечко» Прочитайте детям пословицу: «Теплое сердечко, что ласковое словечко». Попросите детей перечислить ласковые слова, которыми их называют в семье. Затем дети встают в круг и по очереди называют друг друга какими – то ласковыми словами. Например: теплое солнышко, маленькая звездочка, веселый зайчик, цветочек и т.д. при этом каждый ребенок повторяет ласковое слово, сказанное ему соседом, а затем называют каким – либо ласковым словом следующего по кругу человека. В конце игры педагог обсуждает с детьми, что они почувствовали, и что родилось в их сердце, когда им подарили ласковое слово. | • Перечислите все, что бывает чутким (чуткое лицо, улыбка, руки, характер, взгляд). • У кого в вашей семье самые чуткие руки? • От чего сон человека бывает чутким? | «Чуткие профессии» Поделите детей на пары, и вытягивают карточку с названием или рисунком той ли иной профессии. Если на карточке профессия «повар», дети должны представить себя чуткими поварами и придумать рецепт волшебного пирога чуткости. Если на карточке профессия «врач», дети должны представить себя чуткими врачами и придумать рецепт волшебного лекарства чуткости. Если на карточке - пилот, дети должны придумать самолет, который возит людей в страну чуткости и т.д. Побеждает пара, которая придумывает самый интересный способ сделать людей более чуткими. | «Чуткие мамины руки» Нарисуйте чуткие руки своей мамы и расскажите кокой – либо случай из своей жизни, когда ее руки помогли вам выздороветь, успокоили вас, вселили в вас надежду и т.д. | Попросите детей подарить чуткие слова каждому члену их семьи. |
44 | «Щедрость» | «Щедрые звездочки» Все дети – щедрые звездочки. Под музыку звездочки кружатся и танцуют звездные хороводы. Неожиданно музыка обрывается, и звездочки замирают. Педагог дотрагивается до какой – либо звездочки, и она рассказывает ему, кому и какой подарок она приготовила. Как только звездочка расскажет о своем подарке, она ожидает и снова кружится в звездном хороводе. Игра продолжается до тех пор, пока все звездочки не оживут. | • Трудно ли вам быть щедрым? • Делитесь ли вы со своими родителями, братьями или сестрами, когда вам что – то дарят или когда вас чем – то угощают? | «Учимся делиться» Прочитайте детям пословицу: «Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам». Дети делятся на группы и получают от педагога по яблоку. Каждая группа должна разделить свое яблоко поровну на всех членов группы. | Обсудите с детьми, что они могут подарить разным членам своей семьи, друзьям, родственникам. Например: добрые слова, красивые рисунки, сладости, игрушки и т.д. В течение недели попросите детей выполнить все задуманное. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Работа педагога-психолога по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста"
В статье представлена работа педага-психолога по социально-моциональному развитию детей старшего дошкольного возраста. Описаны методы и приёмы, раскрыта взаимосвязь в работе с воспитателями и ро...
Опыт работы педагога-психолога по теме: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
Любая, даже самая сложная работакажется проще, если понятно,для чего она нужна.Патрик Форсайт Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни ...
Презентация "Технологии развивающего обучения, используемые в работе педагога-психолога ДОО для познавательного развития дошкольников (из опыта работы)"
Психолого-педагогическая технология развивающего обучения - это совместное бытие взрослых и детей: сотворчество, сопереживание, где учитываются: интересы друг друга, склонности и особенности, желания,...
Содержание работы педагога-психолога по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников, педагогов и родителей старших и подготовительных групп
Описание работы педагога-психолога по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников, педагогов и родителей старших и подготовительных групп...
Методические рекомендации для педагогов на тему: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»
Взаимодействие с педагогами ДОО...
Методические рекомендации для педагогов по теме: Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через организацию работы по краеведению
laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любов...
Методические рекомендации для педагогов по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию работы по краеведению"
ФГОС ДО определяет задачи нравственно-патриотического воспитания, которые направлены на формирование в ребѐнке общечеловеческих нравственных качеств, приобщение к истокам культуры, природе родного кра...