Методическая разработка "Деятельностный подход в экологическом воспитании"
учебно-методический материал (старшая группа)

Деятельностный подход в экологическом образовании В последнее время, особенно в связи с введением ФГОС, возросло внимание к деятельностному подходу. Под этим углом зрения можно рассматривать и экологическое образование дошкольников. Обратимся к определению: «Деятельность — это специфическая форма отношений к окружающему миру... включает в себя цель, средства, результат и сам процесс» [5]. Иными словами, структурными элементами деятельности являются: цель — процесс (действия), предполагающий использование тех или иных средств, — результат. Для каждой ступени образования выделяются ведущие способы деятельности, выполнение которой формирует центральные психологические новообразования. Для дошкольников такой ведущей деятельностью является игра. В настоящее время в практике работы ДОО широкое распространение получили экологические игры. Наряду с игрой во ФГОС ДО называются и другие виды деятельности: познавательная, исследовательская, продуктивная. Каждый из названных видов деятельности дошкольника введен в структуру экологического образования. Что касается познавательной деятельности, следует обратить внимание на логические ошибки, допускаемые работниками дошкольных учреждений при классификации объектов живой природы. К примеру, иногда воспитатели говорят: «Надо охранять всех: и животных, и птиц, и насекомых». Логическая ошибка заключается в том, что и птицы, и насекомые, и рыбы — это всё животные (животный мир). Правильно построенная фраза должна звучать так: «Надо охранять всех: и зверей (млекопитающих), и птиц, и насекомых». Такие неточности встречаются часто. Например, в уголках природы выделяются отделы «Животные», «Птицы», «Обитатели водоемов». В результате у детей формируется неверное представление о системе живой природы, которое приходится исправлять в начальной школе. В этой связи особого обсуждения в плане реализации деятельностного подхода заслуживает проектная деятельность. В настоящее время проектная деятельность в дошкольных учреждениях, в том числе и экологической направленности, получила широкое распространение. В то же время в Стандарте дошкольного образования проектная деятельность не упомянута. Речь может идти не об экологической деятельности детей, а об экологических проектах. Экологические проекты — это совместная деятельность педагога и детей, в рамках которой дети осуществляют большей частью известные виды продуктивной деятельности (рисуют животных, экологические ситуации; конструируют птичьи домики и т.п.). Собственно же проектированием здесь занимается взрослый (педагог, родители). Нами затронуты лишь некоторые аспекты экологического образования дошкольников. Реальная же практика гораздо многообразнее. 1. 1. Вахрушев А.А. Экологическое образование — гарантия будущего для человека // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 11. 2. 2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Academia, 2002. 3. 3. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М.: Academia, 2008. 4. 4. Мир открытий: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Цветной мир, 2012. 5. 5. Советский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1982. 6. 6. Успех: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Просвещение, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyat.podhoddokument_microsoft_word_3.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностный подход в экологическом образовании

В последнее время, особенно в связи с введением ФГОС, возросло внимание к деятельностному  подходу. Под этим углом зрения можно рассматривать и экологическое образование дошкольников.

Обратимся к определению: «Деятельность — это специфическая форма отношений к окружающему миру... включает в себя цель, средства, результат и сам процесс» [5]. Иными словами, структурными элементами деятельности являются: цель — процесс (действия), предполагающий использование тех или иных средств, — результат.

Для каждой ступени образования выделяются ведущие способы деятельности, выполнение которой формирует центральные психологические новообразования. Для дошкольников такой ведущей деятельностью является игра. В настоящее время в практике работы ДОО широкое распространение получили экологические игры.

Наряду с игрой во ФГОС ДО называются и другие виды деятельности: познавательная, исследовательская, продуктивная. Каждый из названных видов деятельности дошкольника  введен в структуру экологического образования.

Что касается познавательной деятельности, следует обратить внимание на логические ошибки, допускаемые работниками дошкольных учреждений при классификации объектов живой природы.

К примеру, иногда воспитатели говорят: «Надо охранять всех: и животных, и птиц, и насекомых». Логическая ошибка заключается в том, что и птицы, и насекомые, и рыбы — это всё животные (животный мир). Правильно построенная фраза должна звучать так: «Надо охранять всех: и зверей (млекопитающих), и птиц, и насекомых».

Такие неточности встречаются часто. Например, в уголках природы выделяются отделы «Животные», «Птицы», «Обитатели водоемов». В результате у детей формируется неверное представление о системе живой природы, которое приходится исправлять в начальной школе.

В этой связи особого обсуждения в плане реализации деятельностного подхода заслуживает проектная деятельность. В настоящее время проектная деятельность в дошкольных учреждениях, в том числе и экологической направленности, получила широкое распространение. В то же время в Стандарте дошкольного образования проектная деятельность не упомянута. Речь может идти не об экологической деятельности детей, а об экологических проектах.

Экологические проекты — это совместная деятельность педагога и детей, в рамках которой дети осуществляют большей частью известные виды продуктивной деятельности (рисуют животных, экологические ситуации; конструируют птичьи домики и т.п.). Собственно же проектированием здесь занимается взрослый (педагог, родители).

Нами затронуты лишь некоторые аспекты экологического образования дошкольников. Реальная же практика гораздо многообразнее.

  1. 1. Вахрушев А.А. Экологическое образование — гарантия будущего для человека // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 11.
  2. 2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Academia, 2002.
  3. 3. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М.: Academia, 2008.
  4. 4. Мир открытий: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Цветной мир, 2012.
  5. 5. Советский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1982.
  6. 6. Успех: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по проблеме «Современные подходы в экологическом воспитании в ДОУ»

обобщени опыты работы по экологическому воспитанию на творческом отчете ДОУ по экоглогии...

Новые подходы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Использование новых и забытых приемов и технологий, экспериментирования, постановка проблемных ситуаций, игровая, проектная деятельность в обучении детей экологии....

консультация для воспитателей "Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников"

Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания....

Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Формирование основ экологической культуры в условиях ДОУ необходимо осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных областях, через различные формы работы. Необходимо создать целостную систем...

"Системный подход к экологическому воспитанию в ДОУ"

Доклад и презентация на тему: "Развитие мыслительной активности детей  - как результат системного подхода к экологическому воспитанию"...