Экологический проект "Наши зеленые друзья"
методическая разработка
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологический проект | 615.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №52 компенсирующего вида Калининского района
Санкт-Петербурга
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Экологический проект «Наши зеленые друзья»
Составила: воспитатель Лобачева Ю.И.
Санкт - Петербург
Пояснительная записка.
Актуальность
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Экологическое воспитание подрастающего поколения в настоящее время является очень важной частью воспитания всесторонне развитой личности.
В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя в окружающей среде, у него развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно – экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
В дошкольном детстве зарождается поисково – исследовательская деятельность. Она вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия, поэтому занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. В ходе реализации проектной деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно – следственных связей между предметом и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире живой природы.
В.А. Сухомлинский предлагал «… вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем что-то новое для себя, рос исследователем, а каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю».
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами – деревьями. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья – это легкие Земли, источник кислорода, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом и уметь использовать чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.
Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья же прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения.
Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта. Проблема, решаемая в процессе реализации проекта, не нова, но для нашего дошкольного учреждения, в настоящий момент она актуальна и значима.
Цели:
Сформировать у детей представление о деревьях, как о живых организмах, их пользе для человека. Воспитать стремление к бережному отношению к окружающей природе.
Задачи:
- Расширять знания о деревьях: особенности строения, произрастания и возможности использования человеком.
- Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.
- Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании еѐ беречь и охранять.
- Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой деревьев.
- Воспитывать трудолюбие, любознательность, желания постоянно открывать что-то новое.
- Повышать уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми
Планируемые результаты
- дети знают деревья, растущие на территории детского сада, их функции и значимость в жизни человека;
- дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе;
- знают нормы поведения в природном окружении и соблюдают их в практической деятельности;
- проявляют интерес к объектам природы;
- у детей сформировано стремление к исследованию объектов природы, они могут делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
Краткое описание проекта
Тема проекта: «Наши зеленые друзья»
Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий
По продолжительности: средней продолжительности (3 месяца)
По количеству участников: групповой
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги группы, родители
Формы работы.
С детьми: познавательно – игровые ситуации, целевые прогулки, наблюдения, беседы, экспериментальная деятельность, ознакомление с художественной и научно – познавательной литературой;
С родителями: вовлечение их в образовательный процесс дошкольного учреждения, популяризация семейного опыта по развитию кругозора дошкольников, проведение совместных мероприятий (выставки, трудовые десанты и т.д.).
Основные этапы проекта
I. Подготовительный этап:
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор методической литературы для реализации проекта;
– подбор наглядно – дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.
II. Основной этап:
1. Беседы с детьми:
- «Здравствуй, дерево!»
- « Какие деревья растут на территории детского сада»
- « Как на территории детского сада появились деревья»
- «Как деревья помогают человеку»
- «Как появляются деревья»
- «Почему нужно беречь и охранять деревья»
- «Почему желтеют и опадают листья?»
2. Ознакомление детей с художественной литературой:
- О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель»,
- А. Прокофьев «Наш лесок», «Берѐзка»,
- М. Ивенсен «Ёлочка»,
- И. Семенова «Березка»,
- Н. Некрасов «Зелѐный шум»,
- И. Токмакова «Ива», «Дуб»,
- П. Воронько «Липка»,
- А. Твардовский «Лес осенью»,
- Е. Серова «Зеленая страна»,
- А. Лопатина. «Мудрость дерева», «Жизнь дерева»,
- С. Есенин. «Береза», «Черемуха»,
- И. Бунин «Листопад»,
- Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?»
3. Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года и беседы по их содержанию:
- И. Э. Грабарь «Рябинка»
- И. И. Шишкин «Утро в сосновом бору»
- И. И. Шишкин «Дубовая роща»
- И. И. Шишкин «Зима»
- И. Левитан «Весна. Цветущие яблони»
4. Прослушивание:
- запись «Голоса леса»
- в музыкально – поэтическом сопровождении: Е. Кочеткова «Дерево», «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.
- П. И. Чайковский – цикл произведений «Времена года»
5. Экскурсия:
Целевые экскурсии к деревьям на территории детского сада. Рассматривание деревьев на участке.
6. Совместная и самостоятельная художественно – продуктивная деятельность:
- рисование на тему «Дерево»; «Осенний пейзаж»
- аппликация «Дерево осенью»; «Панно из осенних листьев»
- лепка «Ветка рябины»; «Сказочное дерево»
- конструирование из бумаги (оригами) «Елочка»
- коллективная работа «Чудо – дерево»
7. Дидактические игры:
1. «Что сначала, что потом». Цель: формировать представление о деревьях в разное время года; воспитывать эстетическое восприятие; бережное отношение к деревьям.
2. «С какого дерева листок». Цель: совершенствовать умение сопоставлять листья с деревьями, обогащать словарный запас.
3. «Подбирай, запоминай, называй» Цель: учить находить картинку, называть изображение на них в соответствии со временем года.
4. «Что лишнее». Цель: развивать внимание, логику, умение сравнивать и сопоставлять.
5. «Опиши, я отгадаю». Цель: формировать правильное представление о деревьях, развивать речь детей.
6. «Что лишнее». Цель: развивать внимание, логику, умение сравнивать и сопоставлять.
7. «Узнай деревце». Цель: учить находить дерево по описанию.
8. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим. Педагог побуждает детей завершить начатые предложения, используя для этого сравнительные обороты.
8. Подвижные игры на участке
«Найди свое дерево».
Цель: Для проведения игры нужно участие нескольких детей. Прежде чем начать игру, поговорите с детьми о деревьях, как выглядят разные деревья, чем они отличаются друг от друга (ствол, форма листьев, цвет и толщина ствола, веток) Разделите детей на несколько групп, каждая становится у определенного дерева. Обратите внимание детей на то, у какого дерева они стоят, попросите назвать его. Затем по сигналу все разбегаются в разные стороны. Когда взрослый произнесет: «Найди свое дерево!», дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.
«Найди такой же лист».
Цель: Можно играть в эту игру вдвоем со своим ребенком, можете – с группой детей. Во время этой игры дети не только развивают свою активность, но и знакомятся с природой. Покажите ребенку лист клена или березы, рассмотрите его внимательно. Предложите детям разбежаться в разные стороны, найти такие же листья и принести. При повторении дается задание каждый раз найти листья другого дерева.
«Лесные пятнашки».
Цель: Дети играют в пятнашки со следующими
условиями: нельзя салить игрока, прижавшегося спиной к дереву; нельзя салить двоих играющих, если они взялись за руки и окружили дерево; нельзя салить тех, кто сумеет обхватить дерево руками или повиснуть на нем.
«От дерева до дерева».
Цель: Дети по очереди прыгают на двух или одной ноге от дерева до дерева. Сколько кому придется сделать прыжков, чтобы достичь цели?
9. Экспериментирование:
- Опыт «Деревянный брусочек». Цель: ознакомление с некоторыми свойствами дерева.
- Опыт «Ветка тополя в воде». Цель: показать детям, что деревья живые организмы.
10. Коллекционирование.
Составление коллекций природного материала и гербариев.
Цель: способствует привлечению внимания детей к окружающему миру. Оно не должно приносить вреда природе. Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах, об их использовании, может лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.
11. Работа с родителями
- Совместная творческая деятельность: оформление гербария «Осенние листья», рисунки и аппликации «Такие разные деревья»,
- Оформление папки-передвижки для родителей: «Деревья лечат»,
- Консультация: «Прогулки с детьми в парк», «Будем заботиться, и беречь природу»
- Участие родителей в акции «Посади дерево».
III. Заключительный этап:
Оформление выставки «Такие разные деревья?»
Итоговое мероприятие «Чудо дерево»
Презентация проекта.
Проект расширил представления детей о деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Игровые приемы позволили педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". Дети получили ответы на интересующие вопросы
Выводы: по окончании проекта уровень знаний детей о деревьях повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе родного края, повышению познавательного интереса.
Материально – техническое и методическое обеспечение
Аудиозаписи «Голоса леса», «Времена года» П.И.Чайковский
Подборка произведений художественной литературы
Репродукции художников
Картотека дидактических игр
Картотека подвижных игр
Картотека моделей «Растения»
Картотека стихов и загадок, народных примет
Презентация «Деревья наших лесов»
Схема «Экологическая тропа детского сада»
Материалы для различных видов продуктивной деятельности, экспериментирования
Ноутбук, СД – проигрыватель
Список литературы
- Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты / Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.
- Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – М., 2008. – 512с.
- Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М., 2001.
- Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981.
- Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.
- Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
- Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.:
- Николаева С. Н. «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2010
ТЦ «Сфера». 2005.
- Шорыгина, Т.А. Деревья: какие они? Книга для воспитателей / Т.А. Шорыгина. – М.: ГНОМ и Д, 2002. – 64 с.
- Материалы с сайтов для педагогов.
Приложение
Загадки в картинках о деревьях.
- Белые сапожки, Зелёные серёжки.
- Стоят в поле сестрицы платьица белёны, сапожки
зелёны.
- Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
- Она весну встречает — серёжки надевает. Накинута на спинку зелёная косынка. А платьице — в полоску. Ты узнаёшь? … (берёзку)
5. Русская красавица стоит на поляне — в зелёной кофточке, в белом сарафане.
- Десять лет теплом согретый, в зной и в пору летних гроз ввысь — по десять сантиметров, вглубь — по метру за год рос.
2. У матери тысяча сыновей, каждому она мисочку дала, а себе не взяла. (Дуб и жёлуди)
3 В золотой клубочек Спрятался дубочек. ( Жёлудь )
4. Крона кудрявая, сучья — корявые, а плод — полированный, как из меди кованный. (Дуб, жёлуди )
1. Зимой и летом одним цветом.
2. Кого один раз в году наряжают?
3. Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год.
4. Я росла в лесу дремучем, поднималась к синим
тучам, но теперь меня срубили и в игрушки нарядили.
5. Настоящая, лесная, в хвойном платьице своём,
Словно гостья дорогая, к нам она явилась в дом.
1. Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила, а о чём она грустит, никому не говорит.
2. Недаром эта модница склонилась над водой. Всё лето в речку смотрится любуется собой.
3. Как это скучно — сто лет без движенья в воду глядеть на своё отраженье. Свесила гибкие ветви с обрыва нежная, тихая, грустная ...
4. Моднице - хороводнице только б разодеться,
Да в зеркало глядеться.
1. С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все обижают: шкуру тонкую сдирают.
2. Весной растёт, летом цветёт, осенью осыпается, зимой отсыпается. А цветок-то — медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа.
3. Пахучим жёлтым цветом Ты каждый год цветёшь И мёд свой знойным летом Ты пчёлам отдаёшь.
1. Никто не пугает, а всё дрожит.
2. Что за дерево стоит — ветра нет, а лист дрожит?
3. Ветер спит, и роща спит, а листочек спать не хочет — то затихнет, то лопочет. (Осиновый лист)
4. Одеться не успела, а серёжки надела.
Платье надевала — серьги потеряла. Падали на ножки
красные серёжки.
1. В этот праздничный весенний день расцвела душистая ...
2. Без лилового цвета ни весны, ни лета. Лиловый кустик весну отпустит, а лето позовёт.
3. Как пламя, заря угасает, бросая лиловые тени.
Лиловый закат обнимает лиловые гроздья ... ( сирени )
1. У меня длинней иголки, чем у ёлки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, ветви только на макушке.
2. Высока, стройна, душиста, в небо тянется она. Вся одежда золотиста, только шапка зелена.
3. Стоит столб до небес, а на нём шатёр-навес.
Красной меди столб точёный, а навес сквозной, зелёный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Зеленые друзья"
Экологический проект «Зеленые друзья».Экологический проект «Зеленые друзья» предназначен для занятий с детьми подготовительной к школе группе. По количеству участников является коллективным, дол...
экологический проект "Деревья наши зеленые друзья"
детско-родительский проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе ДОУ.Цель проекта: Способствовать созданию условий для организации совместной деятельности детей и родителей, с целью ф...
Проект по экологическому воспитанию "Зеленые друзья"
Использование данного проекта по экологическому воспитанию позволит создать условия для всестороннего развития младшего дошкольника, его экологического воспитания через знакомство с жизнью растений....
Экологический прекг:" Наши зеленые друзья"
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«НАШИ ЗЕЛЁНЫЕ ДРУЗЬЯ» Задачи•1. Повысить уровень экологической культуры и знаний детей по теме: «Деревья и комнатные растения – наши зелёные друзь...
Экологический проект "Зеленые друзья в горшочках"
Данный проект, позволяет помочь детям раннего развития узнать больше о растениях, как с ними надо обращаться, какой им нужен уход....
экологический проект "Деревья - наши зеленые друзья"
Социально значимый экологический проект "Деревья - наши зеленые друзья!"...
Совместное развлечение детей и родителей Экологический квест «Наши друзья-зеленые великаны»
Цель: Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей.Задачи:Формировать экологическую культуру родителей.Показать варианты интересной совместной деятельности родителей с деть...