экологический проект "Деревья - наши зеленые друзья"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Социально значимый экологический проект "Деревья - наши зеленые друзья!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_derevya_nashi_druzyadoc.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида №3
муниципальное образование
Усть-Лабинский район
Проект
«Деревья – наши зеленые друзья»
Выполнили: Левый Ж.Ш.,
воспитатель первой квалификационной категории,
Левый Е.В.,
воспитатель первой квалификационной категории
г. Усть-Лабинск
2019 год
Актуальность
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом и уметь использовать чудесные свойства деревьев , но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа .
Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьких детей деревья порой не представляют такого интереса, как животные или растения, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приемов.
Вид проекта:
Срок реализации проекта: 2018-2019 учебный год.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители законные представители.
Цель проекта:
Задачи для воспитанников:
- формирование у дошкольников первоначальной системы ценностных ориентаций в восприятии себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценности и многообразия природы, значимости общения с ней;
- воспитание у ребенка потребности здорового образа жизни, позитивного отношения к природе и самому себе, как ее части; стремления быть в гармонии с собственной природой и той, которая его окружает;
- усвоение детьми основ экологических знаний на базе элементарных, естественно - научных представлений;
- формирование первоначальных умений и навыков грамотного и безопасного поведения ребенка в природе;
- развитие умения и желания детей наблюдать за природными объектами и явлениями, предвидеть последствия действий человека в окружающей среде.
Задачи для педагогов:
- Создать информационную базу (создание и оформление наглядно-практического материала).
- Организовать образовательное и развивающее предметное пространство, скорректировать деятельность родителей (законных представителей) по теме проекта.
- Создать условия для благополучного и комфортного состояния воспитанников в процессе реализации проекта.
Задачи для родителей (законных представителей):
- Способствовать повышению уровня экологической грамотности у родителей (законных представителей).
- Содействовать в экологическом воспитании детей в условиях семьи.
- Вовлекать родителей (законных представителей) в познавательный диалог с детьми посредством разработки детско-родительских проектов и совместного поиска информации.
- Привлекать родителей (законных представителей) к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме "Юные друзья природы".
- Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок.
Основные принципы реализации проекта:
- Принцип обогащения и углубления содержания экологического воспитания дошкольников.
- Принцип интегративности - предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.
- Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций.
Формы и содержание работы с детьми:
- Педагогическая диагностика.
- Игровая деятельность.
- Игровые образовательные ситуации по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
- Досуговая деятельность.
- Этические, ситуативные беседы.
- Чтение художественной литературы и заучивание стихов.
- Рассматривание альбомов экологической тематики.
- Просмотр мультипликационных фильмов, презентаций о природе.
- Изготовление поделок из природного материала.
- Слушание и разучивание музыкальных произведений.
Формы и содержание работы с родителями (законными представителями):
- Анкетирование с целью выявить уровень знаний об экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
- Консультирование.
- Выставка информационного материала экологической тематики.
- Выставка детской художественной литературы экологической тематики.
- Совместная досуговая деятельность.
- Совместное творчество.
- Участие в озеленении территории детского сада, в экологических акциях и конкурсах.
Этапы и сроки реализации проекта.
1 этап Подготовительный
Сроки реализации: 1-2 неделя сентября 2018 г.
Цель - обеспечение мотивационной готовности к освоению проекта.
№ п/п | Содержание | Формы работы | Сроки реализации |
1 | Создание педагогических условий | Педагогический анализ по проблеме экологического воспитания дошкольников. Определение целей и задач. Составление тематического плана по экологическому воспитанию, оснащение предметно-развивающего пространства. | 1-2 неделя сентября 2018 г.. |
2 | Анализ уровня знаний об экологии. | Анкетирование родителей (законных представителей), педагогическая диагностика воспитанников. | 1-2 неделя сентября 2018 г. |
3 | Создание информационного поля. | Информирование и вовлечение родителей (законных представителей) в проектную деятельность. Составление информационных листов. | 1-2 неделя сентября 2018 г. |
2 этап Практический
Сроки реализации: 3 неделя сентября 2018г. – 2 неделя мая 2019г.
Цель: обеспечение практической готовности педагогов, детей и родителей к реализации проекта.
План мероприятий по реализации проекта
Совместная деятельность воспитателя с детьми | Изменение предметного пространства | Взаимодействие с родителями (законными представителями ) и с другими организациями | ||
Игровые образовательные ситуации | Самостоятельная деятельность детей в режиме дня | |||
Сентябрь, октябрь, ноябрь | ||||
Формирование целостной картины мира «Прохождение экологической тропы» Цель: расширять представление детей о сезонных изменениях, показать обьекты экологической тропы. «Какие у дерева корни» Цель: способствовать развитию внимания, к строению дерева, образное мышление «Чем деревья полезны для людей» Цель: расширять представления о роли деревьев в жизни человека, о том – какую пользу они приносят. Рисование «Золотая осень» Цель: продолжать учить рисовать деревья, передавая его характерные особенности, ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветки. Учить детей передавать в рисунке образ осеннего дерева. Рисование «Ай да береза» Цель: упражнять рисовать дерево ствол, тонкие ветки, подбирать точнее цвета красок для изображения. Рисование «Листопад» Цель: учить изображать осень, упражнять в умении рисовать осеннюю листву. Закреплять передавать образное явление. |
Цель: формировать представление детей о листьях, рассмотреть формы, окраску, воспитывать чувство прекрасного.
Цель: Рассмотреть формы, строение и окраску.
Цель: способствовать развитию внимания, к строению дерева, образное мышление.
Цель: развивать умение сравнивать, и анализировать.
Цель: развивать умения сравнивать листья между собой, находить одинаковые по размеру.
Цель: дать детям представления, о том с какого дерева мы собираем плоды. Наблюдения: 1. «Деревья осенью» Цель: учить выделять характерные особенности внешнего вида, формировать интерес к деревьям. 2.«Деревья детского сада» Цель: дать элементарные понятия, о том какие деревья растут на территории нашего детского сада. 3.Экспериментирование «Почему шуршат листья?». 4. «Садовые деревья» 5. Какие деревья позднее всех сбрасывают свою листву». 6.Соберем красивые букеты. 7.Наблюдение « Скоро зима» 8. П/и «К дереву беги». Цель: Закреплять знания детей о названиях деревьях, и внешнем виде. 9.«Хоровод у березки», Заучивание «Ни листочка ни травинки», 10.«Загадки о деревьях» 11.Чтение глав энциклопедий «Все о деревьях». 12.Экспериментирование «Зачем дереву корень» 13.Рассматривание коры деревьев, уточнить: кора для дерева – «одежда» 14.Заготовление семян, плодов, веточек, листьев для поделок 15.Трудовые поручения: сбор листьев для занятий по аппликации. Цель: учить детей выбирать листья по определенному признаку(по цвету, размеру, форме), рассказывать о своих действиях. | Внесение тематических альбомов: "Осень", "Листья бывают разные". | Консультация «Учитесь видеть красоту осенних деревьев» Развлечение «Осень зашагала быстрыми шагами» «Выставка из плодов деревьев Папка-передвижка "Осень золотая". | |
Декабрь, январь, февраль | ||||
"Рисование зимних деревьев" Цель: Учить детей рисовать зимние деревья, развивать память, эстетическое восприятие родной природы, вызвать эмоциональной отклик художественного произведения и от собственного рисунка, воспитывать аккуратность в рисовании, правильно набирать краску, держать кисточку, воспитывать бережное отношение к родной природе. «В гости к деду Природоведу» Цель: Рисование «Как розовые яблоки на ветках снегири» Цель: учить рисовать снегирей на заснеженных ветках, строить простую композиции, передавать особенности внешнего вида птицы- строение тела и окраску. | 1.Наблюдение «Кто зимует на деревьях. Цель: расширять представления детей о зимних явлениях.
Цель: учить наблюдать за деревьями в зимний период.
Цель: дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.
Цель: расширять представления, о зимних объектах в зимний период времени. 5 «Заучивание Мне елку купили» 6. Чтение «Зимняя пирушка» Павлова | Акция «Елочка живая иголочка» | Оформление родительского уголка на экологическую тему: «Как прививать детям любовь к природе? » | |
Формирование целостной картины мира "В лесу родилась елочка" Цель: Дать детям представление о некоторых деревьях, которые растут в лесу, рассказать, почему елка стала украшением праздника Нового года. Формировать умение любить и беречь природу; развивать любознательность, мышление, радоваться результатам своей работы. | Альбом "Зима". | |||
Март, апрель, май | ||||
Формирование целостной картины мира "Экологическая тропа весной» Цель: Закрепить знания детей , об особенностях их внешнего вида, о повадках птиц, об их жизни в весенний период. Продолжать знакомить с характерными признаками весны. Воспитывать любознательность; доброе, бережное отношение к пернатым друзьям; любовь к природе. Развивать интерес к жизни птиц; слуховое и зрительное внимание, мышление, память, речь; учить понимать образный смысл загадок. Рисование «Весна в саду» Цель: учить рисовать красивые ветки деревьев, работая всей кистью и ее концом. Развивать эстетические чувства, представления о красоте «Этажи леса» Цель: расширять представление о том, кто живет под землей, закреплять знания, о том кто нас окружает на земле. Викторина «По лесным тропинкам» Цель: расширять представления о жизни животные леса, птиц, и насекомых. Учить называть и различать птиц по внешним признакам. | 1.Наблюдение+экспериментирование с ветками тополя «Где быстрее появятся листья?» Цель: расширять представления об сезонных изменениях в мире растений. 2.«Какие деревья просыпаются раньше?» 3.«Сравнение деревьев и кустов». Цель: формировать умения различать деревья по внешнему признаку деревья и кустарники. 4.«Как цветут разные деревья» Цель: формировать желание, отражать красоту природу. 5.«Сажаем деревья и кусты» 6.П/и "Когда это бывает?" Цель: формировать умение по словесному описанию угадать время года. 7.Беседа о весне. Цель: уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны. 8.Компьютерная презентация "Времена года". Цель: обогащать представления детей о явлениях природы. | Внесение ил люстрации Альбом "Времена года". | Привлечь родителей к оформлению огорода на окне. «Изготовление скворечников своими руками». Конкурс рисунков «Зеленая планета глазами детей» Озеленение участков: акция - «Деревья и кустарники растут с детьми» |
3 этап Итоговый
Сроки реализации: 3-4 неделя мая 2019г.
Цель - определение эффективности проектной деятельности, подведение итогов.
№ п/п | Содержание | Формы работы | Сроки реализации |
1 | Анализ уровня знаний об экологии. | Педагогическая диагностика воспитанников. | 3 неделя мая 2019г. |
2 | Оценка результативности реализации проекта | Составление отчета о реализации проекта. Создание презентации по итогам реализации проекта. | 3 неделя мая 2019г. |
3 | Трансляция положительного педагогического опыта | Подготовка методических, практических материалов для трансляции положительного опыта. Показ презентации и документации. | 4 неделя мая 2019г. |
Результаты и выводы по итогам проекта:
Для воспитанников:
1. Сформировались начальные природоведческие, природоохранительные знания, умения сопереживать бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности) .
2. Сформировались первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
3. Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.
4. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.
5. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
6. У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
7. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года.
8. Узнали значение деревьев в жизни всех живых объектов природы и окружающих.
9. Узнали много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений лесов, лугов; учатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада.
10. Многие дети научились проводить простые и сложные опыты, исследовать объекты природы, с пользой для себя занимаются поисковой деятельностью.
12. Ребята гуманно обращаются со всеми объектами природы и соблюдают правила безопасности на природе по отношению к себе.
Для педагогов:
- Обновление содержания работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
- Пополнение развивающего предметного пространства информационно-практическим материалом об экологии.
3. Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста системы представлений об экологии.
Для родителей (законных представителей):
- Повысился уровень осведомлённости родителей об экологическом воспитании дошкольников.
- Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность.
- Экологическое просвещение родителей дает больший плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Продукты деятельности.
- Выставка коллективной работы из природного материала "Листочки танцуют".
- «Уборка сухой листвы в осеннее время года»
- Выставка произведений в книжном уголке: Ф.И. Тютчев «Листья»,
Я.А.Ким «Песенка в лесу», «Стихи и загадки о разных временах года», Георгий Ладонщиков «Помощники в лесу»
- Экологический стенд "Как привить любовь к природе у детей?".
- Озеленение участков - посадка «Деревья и кустарники растут с детьми» (совместная акция с родителями воспитанников)
- Альбомы: «Осень», "Листья бывают разные», «Какие плоды приносят нам деревья», «Деревья на территории детского сада»
- Сбор сухой листвы с растений, в весенний период времени.
- Оформлен огорода на окне (с помощью родителей).
- Изготовление скворечников своими руками (конкурс среди родителей), которые размещены по всей территории детского сада.
Список литературы:
1. Аникина В. П. «Живая вода» - устное народное творчество// «Детская литература», 1975.
2. Виноградова Н. Ф. «Наша Родина»// «Просвещение», 1984.
3. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.
4. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.
5. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.
6. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
7. Жуковская Р. Н., Виноградова Н. Ф. «Родной край»//Москва «Просвещение», 1985
8. Журналы «Дошкольное воспитание» №7, 2003.; №7, 2005 г. ; №7, 2006 г. ; №10, 2009 г. ; №3, 7, 2010 г.
9. Зубарева Е. Е. «Хрестоматия по детской литературе»// Москва, «Просвещение», 1988.
10. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество»// Москва, «Просвещение», 1985.
11. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность»// «Дошкольное воспитание» №7, 2002.
12. Марков А. С. «Были Астраханского края» // Волгоград – 2007.
13. Новикова Е. Н. «2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок»// ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999.
14. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.
15. Сайты для воспитателей в сети Интернет.
16. Сахипова З. Г. «Читаем детям»// «Просвещение», 1987.
17. Толмачева Л. П. «Окно в удивительный мир природы»//ИКФ «Сталкер», 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность «Деревья — наши зеленые друзья
Современные дети, особенно проживающие в городе, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Развивать интерес и воспитывать бережное отношение к растительному миру необходимо с подр...
"Наши зеленые друзья"
Расширять у детей знания и представления о деревьях....
экологический проект "Деревья наши зеленые друзья"
детско-родительский проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе ДОУ.Цель проекта: Способствовать созданию условий для организации совместной деятельности детей и родителей, с целью ф...
Экологический прекг:" Наши зеленые друзья"
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«НАШИ ЗЕЛЁНЫЕ ДРУЗЬЯ» Задачи•1. Повысить уровень экологической культуры и знаний детей по теме: «Деревья и комнатные растения – наши зелёные друзь...
Экологический проект "Наши зеленые друзья"
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия в подготовительной группе по экологическому воспитанию «Наши зеленые друзья»
Ознакомление детей с вегетативным размножением комнатных растений...