Выступление на педагогическом часе «Использование информационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями»
материал

Докукина Марина Евгеньевна

Одним из важнейших направле­ний коррекционно-развивающей ра­боты является формирова­ние представлений об окружающем мире. Их недостатки у детей с нару­шениями интеллектуального разви­тия  общеизвестны.  Улучшение ка­чества таких представлений — одна из предпосылок успешной социали­зации. Возможны несколько путей их совершенствования.   Первый — расширять знания об окружающем, преподнося их таким образом, что­бы   активизировать   мыслительные операции.    Второй — использо­вать при формировании представ­лений информационные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование информационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями»

Одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы является формирование представлений об окружающем мире. Их недостатки у детей с нарушениями интеллектуального развития  общеизвестны.  Улучшение качества таких представлений — одна из предпосылок успешной социализации. Возможны несколько путей их совершенствования.   Первый — расширять знания об окружающем, преподнося их таким образом, чтобы   активизировать   мыслительные операции.    Второй — использовать при формировании представлений информационные технологии.

Работа с детьми в курсе «Ознакомление с окружающим» ведется по разработанным на каждую неделю лексическим темам, которые распространяются и на другие виды деятельности детей. Новая неделя – новая лексическая тема. Среди этих тем есть такие, которые близки и понятны детям, так как они каждый день в той или иной степени сталкиваются с тем или иным явлением окружающего мира: «Посуда», «Продукты питания», «Одежда» и т.д. Но есть и такие темы, которые абсолютно не связаны с повседневной жизнью детей: «Климатические пояса и природные зоны», «Страны и народы мира». Как их донести до детей, как сделать их доступными и понятыми умственно отсталым детям? На помощь педагогу приходят информационные технологии.

        «Слайд – шоу». Этот термин не известен в привычной для нас дефектологии и используется лишь нами для определения конкретного вида работы с детьми. Познакомимся более подробно с данным видом работы.

        На определенную лексическую тему набираются фото и видео материалы и выстраиваются в определенный логически выстроенный сценарий. Это о слове «слайд», а теперь что подразумевается под «шоу». Дети не пассивно воспринимают информацию, а сами непосредственно принимают участие в показе: отвечают на заранее подготовленные в сценарии вопросы, решают доступные логические задачи. В показ включены и фотографии самих детей на заданную тему, что очень важно для развития их эмоциональной заинтересованности и осознанности в том, что они сами являются частью окружающего их мира.

Использование «слайд - шоу» возможно на различных этапах работы с детьми. Начиная от создания мотивационного компонента до закрепления полученных представлений и понятий.

Рассмотрим, как осуществляется это на конкретных примерах.

        После уже проведенных «слайд - шоу» о том, какие явления природы мы можем наблюдать в жизни и что такое погода. Установив, что это состояние природы в определенный момент, мы переходим к понятию «климат». Выясняем, что это не то же самое, что и «погода», а это – погодные условия, которые длятся очень долго. Предлагаем посмотреть фильм об этих погодных условия, какие они бывают в различных участках земли. Дети с большим интересом смотрят фильм.  Мотивационный компонент создан, дальнейшая работа над формированием представлений и понятий будет осуществляться в группах воспитателем. И здесь на помощь воспитателю приходят разработанные нами с помощью графического и текстового редактора пиктограммы. Есть демонстрационный и раздаточный вариант.

        Пиктограмма – схематическое изображение различных предметов и явлений. Это – знак, который обозначает то, о чем договоримся. Постепенно на занятиях по «Ознакомлению с окружающим» появляются значки, обозначающие то или иное явление природы. Например, «лампочка» обозначает свет, а её размер указывает на уменьшение или увеличение степени данного явления, зачеркнутая «лампочка» указывает на его полное отсутствие.  Особенности мышления  и памяти умственно отсталого ребенка позволяют лишь большим трудом устанавливать  причинно-следственные связи (или вообще не устанавливать) и удерживать их в памяти. Поэтому  пиктограмма  и созданные с помощью неё  модели, отображающие связь животных с факторами внешней среды, помогают им четко представить взаимосвязь одного явления природы с другим, установить причинно-следственные связи. Материал занятия становится наглядным, что особенно важно в работе с умственно отсталыми детьми, даже с неговорящими.  Таким образом, объяснить взаимосвязь явлений природы умственно отсталому ребенку становится значительно легче, опираясь на конкретную модель. Например, модель для природной зоны «пустыня» выглядит так:


 

Умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое, поэтому использование «слайд - шоу» на этапе закрепления приобретает особое значение. После проведенных занятий в группе дети приходят на очередное «Слайд - шоу», где им предлагаются уже знакомые модели из пиктограмм, просмотр фрагментов фильма «Климатические пояса» и задания логического характера. Например: «Решила я поехать в Африку пустыню посмотреть зимой. Что возьму из одежды?» На экране появляется набор из одежды. Дети выбирают и отвечают на главный вопрос «почему?».

Нашу с вами жизнь невозможно представить оторванной от тех события, которые происходят в нашей стране или мире. Вот так же невозможно представить такой  и жизнь наших детей, хотя они и не живут общественной жизнью. Но они смотрят телевизор, выезжают  в поездки и на соревнования, ходят в походы. Поэтому важнейшие события страны и мира не проходят ими не замеченными. А как донести до них смысл происходящего? И опять на помощь нам приходит уже известный вам вид работы как «слайд - шоу».

Уже традицией стало к каждому дню города в сентябре проводить «слайд - шоу», посвященное Москве. Рассказывая и показывая детям достопримечательности нашего города, мы обязательно включаем фотографии наших детей на их фоне, что для них очень важно. Когда проходила  олимпиада в Пекине, мы организовали «слайд - шоу», где знакомили детей с различными видами спорта, включенными в олимпиаду, а параллельно шли фотографии с нашими детьми, играющими в них же. Как важно для наших детей почувствовать способность быть наравне с другими, что особенно актуально в «год равных возможностей».

Мультимедиа нашла свое применение и в разработанной  серии кукольных спектаклей «Времена года»: «Картинки зимы», «Картинки весны», «Картинки лета», «Картинки осени». Слова автора,  в которых шло описание природы, сопровождались точно подобранной картинкой и, если требовалось, шумовым эффектом. В  рассказах В. Бианки, которые служили литературным материалом спектаклей,   «герои», различные птицы и звери,  помогали углублять, закреплять и уточнять знания детей о внешнем  виде  животных,  их образе жизни, поведении, прослеживать те причинно-следственные связи, которые устанавливались и отрабатывались  на занятиях, изучая ту или иную лексическую тему. Спектакль давал возможность детям увидеть не разрозненные сцены «из жизни животных», а  целостную картину того или иного времени года. Так как место действия спектакля всегда оставалось тоже - лес, то дети могли наблюдать, как с приходом нового времени года он менялся. В связи с тем, что выход детей из учреждения ограничен, это приобретает особую важность для развития детей.

Ведение курса «Ознакомление с окружающим» и его продолжение в курсах «Мир растений» и «Мир животных», «Человек», «Человек и общество» по программе Худенко невозможно представить без использования компьютерных технологий. Давайте рассмотрим на конкретных примерах.

Простая ознакомительная беседа нецелесообразна для проведения с нашими детьми. Необходим материал для предметно-практической деятельности. Таким материалом, например, при прохождении темы «Транспорт», может стать «скачанный» из Интернета шаблон моделей машин, которые дети собирают сами.

К каждому из этих курсов разрабатывается рабочая тетрадь. Рассмотрим задания некоторых из них в курсе «Человек».

Чтобы закрепить полученные знания в естественнонаучном курсе, педагог подбирает тексты на занятии по чтению. Но в них есть сведения слишком сложные для понимания нашими детьми. Тогда мы сканируем текст и вносим в него необходимые нам изменения. Материал для уроков чтения готов.

Развитие представления о целостности картины мира одна из задач, решаемых с помощью информационных технологий. Пока не созданы фильмы научного характера для умственно отсталого ребенка. Поэтому с помощью компьютерных технологий мы «монтируем» фильм, выбирая главное, а самое главное понятное нашим детям из обычных фильмов естественнонаучного цикла. Например, на своих занятиях они отдельно изучают такие лексические темы как «Рыбы», «Растения», «Животные, живущие в воде», а потом смонтированный нами фильм «Жители морей и океанов» дает им реальную картинку жизни в воде. В нем отражены взаимосвязи условий неживой природы с живой природой, отдельные пищевые связи.        

 Познакомимся более подробно с данным видом работы. Программа «шоу» выстроена так, чтобы дети легко могли проследить,  как меняется жизнь живой природы при изменениях в неживой природе, как важны условия среды и,  что происходит при их изменениях. Правильно подобранные картинки и фотографии с самими детьми дают возможность детям осознать, что они часть природы, что изменения в ней ведут к изменениям в их жизни, а главное, узнать ответ на вопрос «почему» так происходит.

Как показали исследования, умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.

Особенности психических процессов умственно отсталых детей

Обогащение жизненного опыта детей, расширение круга их представлений и знаний - основные средства улучшения качества восприятий и ощущений.

Развивая ощущения и восприятия у умственно отсталых детей, следует  помнить, что это не самоцель, а средство, облегчающее развитие их мышления.

Великий русский физиолог и психолог И. М. Сеченов писал, что память - это краеугольный камень психического развития ребенка. Благодаря памяти ребенок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения. Без памяти немыслимо формирование личности человека, так как без суммирования прошлого опыта не может возникнуть единства способов поведения и определенной системы отношений к окружающему миру.

Эти основные, пользуясь термином Л. С. Выготского, «ядерные свойства» памяти умственно отсталых детей, а именно замедленный темп усвоения всего нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения - отчетливо видны  педагогам.

Помимо перечисленных недостатков памяти умственно отсталых детей (замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость), следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой переработкой воспринимаемого материала.

Слабость мышления, мешающая умственно отсталым детям выделить существенное в подлежащем запоминанию материале, связать между собой отдельные его элементы и отбросить случайные, побочные ассоциации, резко понижает качество их памяти.  

Умение запоминать - это умение осмыслить усваиваемый материл, т. е. отобрать в нем основные элементы и самостоятельно установить связи между ними, включить их в какую-то систему знаний или представлений.

В самом определении умственной отсталости содержится указание на то, что первейшим ее признаком является нарушение познавательной деятельности.

У умственно отсталого ребенка наблюдается крайне низкий уровень развития мышления, что, прежде всего, объясняется неразвитостью основного инструмента мышления - речи.

Современная олигофренопедагогика уделяет значительное внимание формированию природоведческих знаний, соответствующих современному уровню представлений о природе. Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей. Заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем обучении формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для
успешного усвоения в дальнейшем всего цикла природоведческих дисциплин.        

Естественно, что при обсуждении проблем коррекционного развития умственно отсталых детей возникает вопрос о возможности формирования их миропонимания, которое бы соответствовало уровню современных представлений об окружающем мире.

Развитие представления о целостности картины мира имеет ряд этапов (как и любой процесс развития), одним из которых является наличие предпосылок для начала этого процесса. В данном случае возникает проблема изучения состояния у умственно отсталых учащихся, элементарных представлений об окружающем мире, складывающихся в непосредственном житейском опыте, а также в ходе их дошкольного обучения.

Как отмечается в работах В.В. Давыдова, исторически сложившиеся в обществе понятия обыкновенно существуют в формах деятельности человека и в ее результатах—в целесообразно созданных предметах. Отдельные люди (и прежде всего дети) принимают и осваивают их  раньше, чем научатся действовать с их частными эмпирическими проявлениями. Индивид не имеет перед собой некоторую неосвоенную природу, оперируя с которой он должен образовывать понятия, — они уже задаются ему как кристаллизованный и идеализированный, исторически сложившийся опыт людей. Следует предположить, что такой опыт усвоения исторически сложившихся понятий существует и у детей, имеющих интеллектуальные нарушения, хотя и менее систематизированный и полный, чем у их нормально развивающихся сверстников.

    Влияние родной природы каждый из нас  в  большей  или  меньшей  степени испытал на себе, и знает, что  она  является  источником  первых  конкретных знаний и тех  радостных  переживаний,  которые  часто  запоминаются  на  всю жизнь.

       Ознакомление  с природой, с явлениями природы – это средство образования  в  сознании  реалистических  знаний   об   окружающем   мире,   основанных   на чувственном    опыте.    

    Основная задача в умственном воспитании – образования у детей знаний  о неживой природе, о растениях, животных и простейших, доступных  чувственному восприятию  детей,  связях  между  объектами  и  явлениями  природы.   Нужно показать  детям  природу  такой,  какой   она   есть   в   действительности, воздействуя на их органы чувств.

    Усвоения детьми  знаний  должно  быть  тесно  связано  с  развитием  их познавательных способностей –  сенсорного  аппарата,  логического  мышления, внимания, речи, наблюдательности, любознательности.

    Для  развития  мышления  и   формирования   основ   материалистического миропонимания нужно знакомить детей  с  предметами  и  явлениями  природы  и подводить к осознанию связи и отношений между  ними.  В  процессе  осознания причинных связей и отношений между явлениями природы развивается мышление.

С физическими явлениями дети встречаются в своей практической деятельности, но далеко не всегда то, что видят, осмысливают. Интерес к явлениям, поиски их причин возникают у ребенка тогда, когда нарушается привычный ход явления. Другими словами, интерес к причине того или иного явления связан с возникновением ориентировочной реакции. Поэтому в играх и упражнениях на развитие причинного мышления нужно создавать такие ситуации, где сначала все идет привычно, а затем происходит что-то необычное, нарушается привычный ход явления.

Обеспечить умственную активность умственно отсталых детей (а именно это является основой для осуществления коррекционного влияния на их развитие) можно, прежде всего постановкой перед ними заданий, для решения которых недостаточно только восприятия готовых сведений или простого воспроизведения имеющихся знаний. Следует создавать такие проблемные ситуации, в которых дети встречали бы противоречия между имеющимся запасом знаний и условием задания, для решения которого нужно на основании знаний сделать какие–то новые выводы, установить новые связи. Если ребенок находит выход из такой ситуации без подсказки взрослого, он делает определенный шаг на пути своего умственного развития. Эффективными видами таких проблемных заданий являются те, которые основаны на необходимости устанавливать причинно–следственные связи между  явлениями.

Самостоятельное (даже при заметной помощи взрослого) нахождение причин и следствий доставляет умственно отсталым детям удовлетворение, внутренне стимулирует их к поисковой познавательной деятельности.

В такой работе недостаточно систематически ставить перед детьми вопросы «Почему?», «Что будет в результате?» и т. п.  Им очень трудно самостоятельно раскрыть причинно-следственные отношения, поэтому постановка того или иного вопроса еще не определяет результативности мыслительного процесса. Важно организовать совместную работу взрослого и ребенка по решению соответствующей логической задачи, причем главное направление такой работы – повышение самостоятельности мышления детей.

Нахождением причины или следствия того или иного природного явления работа не заканчивается. Материал нужно неоднократно закреплять и повторять.

Установлению двусторонних связей между компонентами причинно–следственных зависимостей способствует работа по составлению так называемых схем связей между природными явлениями.

Так, например, один из разделов программы направлен на ознакомление с природными зонами земли, их климатом, растительным  животным миром. Дети определяют, как животные приспосабливаются к условиям внешней среды, что происходит при изменении этих условий, при этом основным средством обучения являются модели, отображающие связь животных с факторами внешней среды.

Занятие №1.

Тема: Ознакомление детей  с  животным миром Арктики и Антарктиды.

Материал:

Демонстрационный: пейзажи Арктики и Антарктиды, картинки с изображением животных Арктики и Антарктиды.

Раздаточный: два набора карточек с условными обозначениями факторов внешней среды (вода, свет, тепло, почва), стрелки, два белых квадрата, карточки с условным обозначением животных.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям пейзажи Арктики и Антарктики, рассказывает о суровом климате этих зон (холод, снег, лед, сильные ветры). Дети выясняют, почему здесь не могут жить растения (нет земли), какие животные обитают, как они приспосабливаются к таким условиям жизни (толстый мех, много жира внутри, прекрасно плавают, питаются рыбой).

Далее выбирается цвет для обозначения Арктики и Антарктиды (белый). Дети составляют модель, отражающую связь животных Арктики и Антарктиды с условиями внешней среды.

Занятие №2

Тема: Ознакомление детей  с растительным и животным миром пустыни. Материал:

Демонстрационный: пейзажи пустыни, картинки с изображением растений и животных пустыни.

Раздаточный: два набора карточек с условными обозначениями факторов внешней среды (вода, свет, тепло, почва), стрелки, зеленый и оранжевый квадраты,  карточки с условным обозначением животных.

Ход занятия. Воспитатель показывает пейзаж пустыни. Дети выясняют, какие растения, и животные там обитают, и как они приспосабливаются к условиям внешней среды (видоизменение корней, стеблей и листьев у растений, запасы жира и воды в организме у животных и т.п.) Дети обозначают пустыню оранжевым цветом. Дети составляют модель, отражающую связь животных  пустыни с условиями внешней среды.

Модели, отображающие связь животных с факторами внешней среды, которые составляют дети, помогают им четко представить взаимосвязь одного явления природы с другим, установить причинно-следственные связи. Материал занятия становится наглядным, что особенно важно в работе с умственно отсталыми детьми. Таким образом, объяснить взаимосвязь явлений природы умственно отсталому ребенку становится значительно легче, опираясь на данную модель.

Используя данный вид  донесения материала,  взрослый помогает ребенку  осознавать первые простые закономерности: сменяемость времен года и изменения, происходящие в жизни растений и животных в зависимости от наступившего сезона, помогает ему понять богатство и многообразие взаимосвязей в природе, знакомит с нормами и правилами поведения по отношению к животным и растениям.

Работа по развитию элементов логического мышления не ограничивается рамками проводимых занятий. Разработана серия кукольных спектаклей «Времена года»: «Картинки зимы», «Картинки весны», «Картинки лета», «Картинки осени». В рассказах В. Бианки, которые служили литературным материалом спектаклей,   «герои», различные птицы и звери,  помогали углублять, закреплять и уточнять знания детей о внешнем  виде  животных,  их образе жизни, поведении, прослеживать те причинно-следственные связи, которые устанавливались и отрабатывались  на занятиях, изучая ту или иную лексическую тему. Спектакль давал возможность детям увидеть не разрозненные сцены «из жизни животных», а  целостную картину того или иного времени года. Так как место действия спектакля всегда оставалось тоже - лес, то дети могли наблюдать, как с приходом нового времени года он менялся. В связи с тем, что выход детей из учреждения ограничен, это приобретает особую важность для развития детей.

«Слайд – шоу» - еще один вид работы с детьми, направленный на закрепления полученных представлений и понятий, элементарных причинно-следственных связей.  Познакомимся более подробно с данным видом работы. Программа «шоу» выстроена так, чтобы дети легко могли проследить,  как меняется жизнь живой природы при изменениях в неживой природе, как важны условия среды и,  что происходит при их изменениях. Правильно подобранные картинки и фотографии с самими детьми дают возможность детям осознать, что они часть природы, что изменения в ней ведут к изменениям в их жизни, а главное, узнать ответ на вопрос «почему» так происходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

материал может использоваться  педагогами  и специалистами для работы с детьми с ОВЗ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ

По мнению Т.В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспи...

Выступление на педагогическом часе на тему: «Использование информационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями»

Одним из важнейших направле­ний коррекционно-развивающей ра­боты является формирова­ние представлений об окружающем мире. Их недостатки у детей с нару­шениями интеллектуального разви...

Консультация для педагогов «Использование информационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями»

Одним из важнейших направле­ний коррекционно-развивающей ра­боты является формирова­ние представлений об окружающем мире. Их недостатки у детей с нару­шениями интеллектуального разви...

"Применение информационных технологий в работе с детьми с ограниченными Возможностями Здоровья"

"ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"...

Использование нетрадиционных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Внедрение в логопедической работе нетрадиционных технологий, которые дают возможность компенсировать нарушения речи, предупредить вторичные отклонения, подготовить детей к последующему обучению в школ...