Использование нетрадиционных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Скрынникова Марина Александровна

Внедрение в логопедической работе нетрадиционных технологий, которые дают возможность компенсировать нарушения речи, предупредить вторичные отклонения, подготовить детей к последующему обучению в школе.

Использование нетрадиционных методов улучшает у ребенка память, внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости.

Нетрадиционные методы отлично сочетаются в комплексной коррекции речи за счет того, что ребенок лучше запоминает и усваивает речевой материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovkt_deti_s_ovz.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных технологий в работе  с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Внедрение в логопедической работе нетрадиционных технологий, которые дают возможность компенсировать нарушения речи, предупредить вторичные отклонения, подготовить детей к последующему обучению в школе.

Использование нетрадиционных методов улучшает у ребенка память, внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости.

Нетрадиционные методы отлично сочетаются в комплексной коррекции речи за счет того, что ребенок лучше запоминает и усваивает речевой материал.

Целью работы стало повышение уровня развития коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ при использовании различных нетрадиционных технологий с циклом игр и упражнений.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
  2. Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности.
  3. Способствовать расширению словарного запаса.
  4. Развивать фонематический слух и восприятие.
  5. Развивать связную речь, лексико-грамматические представления.
  6. Помочь в изучении букв, освоении навыков чтения, письма.

Выделяют следующие направления коррекционной работы при тяжелых речевых нарушениях:

  • Развитие общей моторики.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Развитие звукового анализа и синтеза.
  • Развитие слоговой структуры слова.
  • Развитие лексико-грамматического компонента языка.

Тяжелая структура речевого нарушения требует комплексного подхода в диагностике и проведении коррекционных мероприятий.

Традиционные формы работы – это коррекционная работа, направленная на исправление или ослабление имеющихся нарушений, а нетрадиционные методы - это комплексный процесс (деятельность) создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, направленного на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.

Введение в практику нетрадиционных технологий позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия на развитие речи ребенка известно достаточно много, но наиболее целесообразными и эффективными являются:

• Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.

• Ароматерапия –лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.
• Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
• Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
• Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
• Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.
• Пескотерапия (sand-play) – игра с песком, как способ развития ребенка.

• Воскотерапия - игра с воском.

•  Пуговичная терапия – игры с различными пуговицами.

• Су-Джок терапия - японская технология пальцевого массажа, обосновывается взаимовлиянием отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, ладони и стопы с телом человека).

• Логопедический самомассаж языка, губ, лица (необходим ребенку с дизартрией).

• Сказкотерапия – способствует развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен у детей с ОВЗ, что способствуют развитию речи, развитию речевого дыхания и развитию мелкой моторики).

Эффективность нетрадиционных методов определяется:

- необычностью замысла, организации и методики проведения занятий,

- заинтересованностью детей,

- развитием их творческой самостоятельности,

- созданием благоприятного климата на занятиях,

- ориентировкой детей на коммуникацию.

Коррекционные занятия с использованием нетрадиционных методов, направленных на преодоление тяжелых нарушений речи, ориентированы на:

- развитие сенсорного и чувственного восприятия окружающего мира;

- решение эмоционально-волевых проблем ребенка;

- развитие пространственных представлений, двигательной координации, осознания собственного тела,

- формирование позитивной самооценки ребенка с речевыми нарушениями.

Использование различных нетрадиционных форм работы в дополнение к традиционным помогает работе с ребёнком быть динамичной, эмоциональной приятной, неутомительной и разнообразной, а результаты коррекционного воздействия приятно удивляют.

Упражнения с различными предметами эффективны и в тоже время просты в выполнении и доступны, не требуют специальной подготовки и сложного оборудования. Могут выполняться ребенком не только с педагогом, но и с родителями.

Использование нетрадиционных материалов на занятиях по логопедии даёт большие возможности для психоречевой компенсации детей с речевой недостаточностью, а именно:

- быстрее автоматизируются звуки в спонтанной речи;

- успешнее развивается речевая сноровка;

- обеспечивается психологический комфорт во время занятия;

- ребёнок запоминает большое количество речевого материала, в котором успешно закрепляются исправленные звуки речи;

- активизируются и восстанавливаются ВПФ.

                                                           Приложение 1

Использование в логопедической работе различных нетрадиционных материалов (бытовых предметов) делает занятие более интересным и эффективным.

Упражнения с зубной и массажной щеткой

Название: «Бродилки»

Цель: освоение движений массажа.

Сфера применения: дети с ОВЗ

Описание. Ребенку предлагаются разные предметы для проделывания самомассажа: поглаживание, раскатывание и т.д.

Помимо классического массажа используем массаж зубной щеткой и различные виды массажа (самомассажа) кистей рук: грецкими орехами, шестигранными карандашами, массажными щетками, элементы Су-Джок терапии.

Упражнения с шариком

Название: игра «Один-много».

Цель: согласование существительных в числе.

Сфера применения: дети с ОВЗ

Описание. Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Название: «Назови ласково»

Цель: согласование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Сфера применения: дети с ОВЗ

Описание. Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в «ласково». Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Название: «Скажи наоборот».

Цель: подбор антонимов.

Сфера применения: дети с ОВЗ

Описание. Логопед катит шарик по столу ребенку, называя предмет. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительное с противоположным значением.    

На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).

При проведении звукового анализа слов

Название.

Цель: формирование звукового анализа

Сфера применения: дети с ОВЗ

Оборудование: используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый.

Описание. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.
На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки. Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
Использование шариков для слогового анализа слов.

Название: «Раздели слова на слоги»

Цель: согласование существительных в числе.

Сфера применения: дети с ОВЗ

Описание. Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.


Название: Игра «Загони мяч в ворота»

Цель: выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляции

Сфера применения: дети с ОВЗ

Описание. Задувание из трубочки мяча в ворота на развитие сильной воздушной струи.

Разнообразные нетрадиционные артикуляционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Упражнения с прищепками и скрепками

Коробочка с прищепками
Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей подойдет коробка из-под обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, я наклеила круглые стикеры с буквами по краю коробки и написала соответствующие буквы на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.

Название: Игра «Собери цепочку»

Цель: развитие мелкой моторики.

Сфера применения: дети с ОВЗ

Описание. Вариант 1.Собрать цепочку по образцу. Вариант 2.Собрать цепочку самостоятельно, чередую прищепки (скрепки) по цвету. Вариант 3.Кто соберет цепочку быстрее. Вариант 4. Прикреплять прищепки (скрепки) к разным предметам из картона (тучка, солнышко, ежик и т.д.)

Упражнения с кольцами Су Джок

Название: Игра с «ёжиком»

Цель: развитие мелкой и тонкой моторики; развитие умения координировать речь с движениями. Стимуляция активных точек на теле.

Сфера применения: дети с ОВЗ

Материал: Шарики и кольца Су Джок.

Описание. Логопед предлагает взять в руки шарики - колючих ёжиков и поиграть с ними.

Игра с ёжиком

Ёжик выбился из сил-

Яблоки, грибы носил.

Мы потрем ему бок

Надо их размять слегка, (катаем шарик по ребру ладони)

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко. (катаем шарик Су Джок по коленкам)

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка. (катаем шарик за ухом)

Ёж в лесочек убежал, (катаем шарик подушечками пальцев,

Нам «спасибо» пропищал. «ёжик бежит»)


Упражнения с воздушными шарами

Активно используются артикуляционные упражнения в сочетании с движениями рук и работой над дыханием. Надувание шаров – способствует выработке сильной воздушной струи.

Если наполнить шары разными крупами, то можно использовать как сенсонрую игру «Отгадай, что там?» Сопоставлять шары по цвету, рисунку и по наполнителю.

Упражнения с коктельной трубочкой и бумажной втулкой

Название: Игра «Подуем в трубочку»

Цель: тренировать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.

Сфера применения: дети с ОВЗ

Описание. Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, губы направить в бумажную втулку и подуть. Поначалу можно дуть на занавеску, находящуюся напротив, или на узкую полоску бумаги, прикрепленную к чему-либо и расположенную по направлению воздушной струи. Необходимо следить, чтобы выдох проводился ребенком плавно, длительно, не надувая щек.

Название: Игра «Задуй ватку в "ворота"»

Цель: выработать умение целенаправленно менять силу выдоха.

Сфера применения: дети с ОВЗ

Оборудование: кубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты или шарик из бумаги, фольги, дерева.

Описание. Взрослый вместе с ребенком сооружает широкие «ворота» из кубиков или другого строительного материала и кладет перед ними небольшой кусочек ваты. Ребенок, слегка наклоняясь вперед, чтобы воздух попадал под ватку, должен подуть на нее длительным плавным выдохом и добиться попадания в «ворота». С этой целью при необходимости можно менять направление и силу воздушной струи. Если ребенок хорошо справляется с этим заданием, его можно слегка усложнить, постепенно делая «ворота» узкими.

Название: Игра «Кто дальше задует ватку в "ворота"»

Цель: тренировать плавную, непрерывную воздушную струю, при необходимости изменять ее направление.

Сфера применения: дети с ОВЗ

Оборудование: кубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.

Описание. Игра проводится как соревнование, если у детей хорошо получается предыдущее упражнение. На ровной поверхности строят двое широких «ворот» из кубиков или другого строительного материала и на одинаковом расстоянии кладут небольшой ватный шарик. Играющие принимают определенное положение: губы в улыбке, широкий язык приподнимается к верхней губе. Далее, как бы произнося звук [ф], ребенок старается задуть ватку в «ворота» как можно дальше. Не допускается нарушение положения речевых органов: раздувание щек, выдох только на губы, произнесение звука [фвместо [х].

Название: Игра «Буря в стакане»

Цель: развить сильный, целенаправленный выдох.

Сфера применения: дети с ОВЗ

Оборудование: стакан с водой, соломинка.

Описание. В стакан с водой опускается соломинка. Ребенок должен сделать глубокий вдох носом, вытянуть губы трубочкой и сильно подуть в соломинку, чтобы в стакане забурлила вода. При этом щеки не должны раздуваться, нельзя делать дополнительного вдоха.

Упражнения с легкими деревянными или пластмассовыми предметами

Название. Игра «Фокус с предметами»

Цель: тренировать силу и направленность выдоха.

Сфера применения: дети с ОВЗ

Оборудование: любая ровная поверхность (пол, стол и т. д.), легкие деревянные или пластмассовые предметы (ручка, карандаш, катушка, бусинка и т. п.)

Описание. Взрослый кладет любой легкий предмет на стол, а ребенок делает глубокий вдох носом я сильно, длительно дует на него. Предмет должен откатиться от исходной точки в направлении воздушной струи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Обобщение опыта учителя-дефектолога Жолобовой Ирины Анатольевны о работе с детьми с множественными нарушениями развития...

Использование логоритмики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использую различные методы и приёмы. Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-...

Использование в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Обучение дошкольников с ОВЗ изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения....

«Использование логоритмики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В последнее время психологи, работающие в сфере образования, отмечают заметное увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии. К факторам, которые отрицательно влияют на...

"Использование техник нетрадиционной изобразительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».Василий Александрович Сухомлинский...

Использование техник нетрадиционной изобразительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Под влиянием новых ценностных ориентацией общества и государства, а также в связи с переходом системы специального образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмысления...