Дополнительная программа по нравственному воспитанию "Ключик"
рабочая программа

Щавинская Светлана Николаевна

Цель программы: Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно- нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

Задачи: -. Расширять представления детей о различных сторонах народной культуры: быте, православных традициях, декоративно – прикладном искусстве, устном народном творчестве (сказках).

-. Развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.

-  Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

-  Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klyuchik.docx49.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 37 «Мальвинка» города Смоленска

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 37 «Мальвинка»

_________  О.Н. Кузьменкова

Приказ № 366

«30» августа 2018 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по направлению нравственно-патриотического воспитания и  приобщения детей к истокам народной культуры «Ключик».

Возраст обучающихся 4-6 лет.

Срок реализации программы 2 года.

Старший воспитатель:

Щавинская С.Н.

г. Смоленск

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………… 2
  2. Актуальность …………………………………………………………   4
  3. Цель, задачи……………………………………………………………  5
  4. Формы и режим занятий……………………………………………..   6
  5. Планируемые результаты……………………………………………  7
  6. Мониторинг ……………………………………………………………   7
  7. Материально-технические условия ………………………………    9
  8. Календарный учебный план ……………………………………  10
  9. Структура работы ………………………………………………    19
  1. Структура занятий…………………………………………  19
  2. Тема и содержание занятий ……………………………    19
  1. Список использованной литературы…………………………    26

1. Пояснительная записка 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по направлению нравственно-патриотического воспитания и приобщения детей к истокам народной культуры «Ключик» создана основе программы Князевой О.Л, Маханевой М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализацию себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русский быт, русские народные праздники, в которых дети черпают русские нравы, обычаи или устный народный фольклор: сказки, считалки, стихи, потешки, прибаутки, а также народные игры, в которые дети очень любят играть.

Исходя из выше изложенного, для данной программы были выбраны следующие приоритеты:

  1. Знакомство с русским бытом, предметами обихода: предметы пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они- часть великого народа.
  2. Широкое использование всех видов фольклора ( сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.
  3. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах, поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  4. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения с характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
  5. Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь детей национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель данной программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой является стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

2. Актуальность

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского,  духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике

Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Проанализировав уровень воспитанности детей, пришли к выводу, что у них недостаточно формируется нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине. Данные исследования помогли разработать программу, основанную на приобщение детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.

Концептуальные основы: 

Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов (К.Д. Ушинского,  В.Г. Белинского, В.А. Сухомлинского, Н.К. Крупской) была идея народности. Они видели в народных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И.Жуковская, Н.В.Виноградова, Е.И.Радина. Они рассматривали патриотизм как сложное личностное образование, включающее следующие содержательные характеристики: знания об истории, культуре, традициях своего Отечества; проявление познавательного интереса к его прошлому и настоящему, потребности в прогрессивном развитии своего государства, чувства национального достоинства, гордости за принадлежность к своей культуре; активную творческую деятельность на благо Отечества.

« Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном пришлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев)

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П.Арнаутова и др.), осознанием ребенка самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина), восприятием детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формированием знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В.Крулехт).

  1. Цели и задачи реализации Программы

Цель: Приобщение к истокам русской национальной культуры - закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

  • Создать условия для знакомства детей с русским бытом, через создание
  •  «Русской избы».
  • Способствовать ознакомлению детей со всеми видами фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  •  Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми и игрушками.
  •  Способствовать знакомству и практическому освоению различных видов народно-прикладного искусства  (Дымко

вская игрушка, Городецкая роспись, Семеновская матрешка, Хохлома, Гжель, вышивка).

  • Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
  • Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через участие в праздниках, выставках, оформление интерьера  «Русской избы».
  •  Способствовать гармонизации детско-родительских отношений.

Технология построена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения. 

Принципы и подходы к формированию Программы. 

  • Соответствует принципу развивающего образования
  • Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей
  • Используется деятельный подход
  • Строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры. Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры
  •  Аксиологический подход предполагает ценностную ориентацию все го образовательного процесса. Способствует формированию у детей чувства принадлежности в первую очередь к своей семье, ближайшему социуму (друзьям по дому, двору, группе), своей стране.
  • Строится на личностном подходе.
  1. Формы и режим занятий

Программа рассчитана на две возрастные ступени дошкольного возраста:

средний возраст – от 4- лет;

старший возраст – от 5-7 лет;

Занятия для начальной работы с детьми не требует специальной подготовки.

Сроки реализации: Программа полностью реализуется за 2 года.

Занятия проводятся два раза в неделю

Средний возраст- 20 мин.

Старший возраст- 25 мин.

Программа предполагает работу с детьми разного уровня умений и навыков. Все участники в течение года должны быть задействованы в конкурсах, праздниках, выставках.

Формы занятий: 

- беседы;

- теоретические занятия;

- практические занятия;

- коллективная работа;

- индивидуальная работа;

- праздники.

5. Планируемые результаты освоения программы:

Ребенок:

  • Активный, самостоятельный с творческим потенциалом.
  • Умеющий гармонично взаимодействовать с другими людьми.
  • Знающий русский быт, историю русского народного костюма, игрушки.
  • Использующий в активной речи потешки, пословицы, поговорки, считалки, загадки.Знающий русские народные сказки и сказочных героев, умеющий узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
  • Узнающий произведения народно прикладного искусства, имеющий практические навыки их создания.
  • Умеющий играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
  • Осмысленно и активно участвующий в русских народных праздниках (знает название праздника, поёт песни, исполняет частушки, читает стихи).
  • Использующий атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
  • Бережно относящийся к предметам быта, произведениям народного творчества.

  1. Мониторинг

Мониторинг проводится 3 раза в год: 1-2 неделя сентября, середина января, 3-4 неделя мая

I. Русский народный фольклор

1 балл - ребёнок не знает ни одного произведения устного народного творчества, не может воспроизвести по памяти.

2 балла – ребёнок имеет элементарные представления об устном народном творчестве, отвечает с помощью наводящих вопросов педагога, называет несколько произведений УНТ.

3 балла – ребёнок имеет полное и правильное представление о произведениях устного народного творчества, знает достаточное количество фольклорных произведений, охотно участвует в их драматизациях и инсценировании.

II. Традиционные обрядовые праздники.

1 балл – ребёнок не знает ни одного обрядового праздника.

2 балла – ребёнок имеет элементарные представления о русских обрядовых праздниках, отвечает с помощью наводящих вопросов педагога.

3 балла – ребёнок имеет полное представление о русских традиционных обрядовых праздниках, может самостоятельно объяснить смысл каждого из праздников.

III. Русские народные промыслы.

1 балл – ребёнок не имеет представления о русских народных промыслах.

2 балла – ребёнок имеет элементарные представления о русских народных промыслах, даёт объяснения при помощи наводящих вопросов педагога.

3 балла – ребёнок имеет полное представление о понятии «народные промыслы», самостоятельно умеет объяснить, в чём заключается смысл русских народных промыслов, активен, самостоятелен в своих суждениях, высказываниях.

IV. Предметы русского быта.

1 балл – ребёнок не имеет никакого представления о понятии «предметы русского быта», не понимает о чём речь.

2 балла – ребёнок имеет некоторые элементарные представления о предметах русского быта, даёт объяснения при помощи наводящих вопросов педагога.

3 балла – ребёнок имеет полное представление о разнообразных предметах русского быта, может свободно без помощи педагога назвать и объяснить назначения предметов русского быта.

V. Народные игры и хороводы.

1 балл – ребёнок не знает ни одной народной игры, не принимает участия в играх.

2 балла – ребёнок имеет некоторое представление о народных играх и хороводах, принимает участие в них.

3 балла – ребёнок активно участвует в народных играх и хороводах, является инициатором их проведения, знает названия и правила игр.

VI. История и современность Смоленска и Смоленского края.

1 балл – ребёнок не знает ни одного факта из истории и современности родного края.

2 балла – ребёнок называет один-три факта из истории и современности Смоленска и Смоленского края.

3 балла – ребёнок имеет достаточное представление об истории родного края, живо интересуется как историческими фактами, так и современным развитием Смоленска

Критерии оценки:

От 6 до 9 баллов – низкий уровень

От 10 до 14 баллов – средний уровень

От 15 до 18 баллов – высокий уровень

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Количество

детей

Показатели, %

Анализ, комментарий

Данные мониторинга покажут, на какие аспекты в работе по данному направлению следует обратить более пристальное внимание с учётом индивидуальных особенностей воспитанников и скоординировать дальнейшую совместную работу воспитателя для успешного усвоения детьми программного материала.

  1. Материально- технические условия Программы:
  1. Наличие помещения (музыкальный зал, группа)
  2. Наличие игрушек, предметов быта, макетов для создания обстановки « русской избы»
  3. Компьютер
  4. Цифровой проектор
  5. Наличие литературы и методических пособий
  6. Наличие материалов для изобразительной деятельности ручного труда.
  1. Календарный учебный план

Средний возраст

Месяц

Тема занятия

Сентябрь

«Во саду ли, в огороде»

 «У бабушки в деревне»

«Коровушка и бычок»

«Бычок – черный бочек»

Октябрь

 «Приглашаем в гости к нам »

«Гуси – лебеди»

«Сошью Маше сарафан»

«Матрешки»

Ноябрь

 «Золотое веретено»

«Волшебные спицы»

«Лисичка со скалочкой»

«Петушок - золотой гребешок»

Декабрь

 «Здравствуй зимушка- зима»

 «Зимовье зверей»

 «Одень зверей»

 «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»

Январь

 «Сундучок Деда Мороза»

«Лиса и козел»

 «Веселые ложки»

 «Заюшкина избушка»

Февраль

 «Кто же в гости к нам пришел?»

 «Русская балалайка »

 «Лисичка-сестричка»

 «Масленица дорогая – наша гостюшка годовая»

Март

 «При солнышке - тепло при матушке – добро».

 «Весна, весна, поди сюда!»

«Пасха»

«Пасхальное яичко»

Апрель

 «Шутку шутить – людей насмешить»

 «Небылица - небывальщина»

 «Русская свистулька».

 «Чудесный сундучок»

Май

 «Времена года »

 «Волшебная палочка»

 «Игра с Колобком»

«Прощание с избой »

Старший возраст

Месяц

Тема занятия

Сентябрь

 «Осень – сноп последний косим»

 «Корнеплоды» проводится 13 сентября в Куприянов день

Семенов день

(14 сентября)

 «Хлеб - всему голова»

Октябрь

 «Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит»

Покров (14 октября)

 «Посиделки»

27октября

(Параскева-льняница)

 «Муравьи»

28 октября (Ефимий)

Ноябрь

 «Синичкин день»

Народная игрушка

 «Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна»

 « Городецкий розан»

Декабрь

 «Зима – не лето, - в шубу одето»

 «Светит, да не греет»

 «Пришел мороз – береги ухо и нос»

Снегурочка – внучка Деда Мороза

 

Январь

 «Пришла Коляда на кануне Рождества»

 «Зимние узоры»

 «Гжель прекрасна»

 «Где живет перо Жар – птицы?»

Февраль

 «Русская балалайка »

 «Чудо- чудное, диво- дивное – Золотая хохлома»

 «На героя и слава бежит »

Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!

Март

 «Сердце матери лучше солнца греет»

 «Русская матрешка»

«Живет в народе песня»

Вербное воскресенье

Апрель

 «Грач на горе – весна на дворе»

 «Шутку шутить – людей насмешить»

 «Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

«Красна горка»

Май

 «Литературная викторина»

 «Край родной навек любимый»

 «Пастухи»

Прощание с «избой».

Календарный учебный план

по ознакомлению

с народными подвижными играми 

Средняя группа

Месяц 

Вид игры 

Название игры 

Сентябрь 

Подвижные 

Солнышко и дождик

Самолеты

Наседка и цыплята

Трамвай

Малоподвижные 

Найди флажок

Хороводные 

Летал, летал воробей.

Народные 

Муха

Капуста

Октябрь 

Подвижные 

Цветные автомобили

Ловишки

Лохматый пес Наседка и цыплята

Малоподвижные 

Море волнуется

Хороводные 

Хороводная – огородная

Народные 

У медведя во бору

Охотники и собаки

Ноябрь 

Подвижные 

Садовник и цветы

Зайцы и волк

Птичка и птенчики

Поезд

Малоподвижные 

Найди свой цвет

Хороводные 

Ходит Ваня

Народные 

У дядюшки Трифона

Золотые ворота

Декабрь 

Подвижные 

Трамвай

Бездомный заяц

Мыши в кладовой

Птички в гнездышках

Малоподвижные 

Найди и промолчи

Хороводные 

Карусель

Народные 

Бабка Ежка

Жмурки

Январь 

Подвижные 

Лошадки

Мыши и кот

Воробушки и кот

Бегите ко мне

Малоподвижные 

Кто ушел

Хороводные 

Каравай

Народные 

Скакалка

Два мороза

Февраль 

Птички и кошка

Лиса в курятнике

Прятки

По ровненькой дорожке

Малоподвижные 

Пузырь

Хороводные 

Кто у нас хороший

Народные 

Горелки

Летят, не летят

Март 

Подвижные 

Слышим – делаем

Серый зайка умывается

У медведя во бору

Лохматый пес

Малоподвижные 

Мяч через сетку

Хороводные 

Греет солнышко теплее

Народные 

Пирог

Салки

Апрель 

Подвижные 

Найди себе пару

Бездомный заяц

Лиса в курятнике

Ловишки

Малоподвижные 

Подбрось - поймай

Хороводные 

Веснянка

Народные 

Ручеек

Птички

Май 

Подвижные 

Лошадки

Поезд

Мыши и кот

Пастух и стадо

Малоподвижные 

Сбей булаву

Хороводные 

Мы на луг ходили

Народные 

Солнышко- ведрышко. Гуси – гуси.

Старшая группа

Месяц 

Вид игры 

Название игры 

Сентябрь 

Подвижные 

С кочки на кочку

Медведь и пчелы

Солнышко и дождик

Самолеты

Малоподвижные 

Море волнуется

Хороводные 

Хороводная – огородная

Народные 

Олени и пастух

Капуста

Октябрь 

Подвижные 

Ловишки

Уголки

Лохматый пес

Наседка и цыплята

Малоподвижные 

Летает – не летает

Хороводные 

Урожайная

Народные 

Муха

Охотники и собаки

        Ноябрь 

Подвижные 

Перелет птиц

Караси и щука

Мышеловка

Зайцы и волк

Малоподвижные 

Найди свой цвет

Хороводные 

Найди себе пару

Народные 

Гуси летят

Море волнуется

Декабрь 

Подвижные 

Бездомный заяц

Перебежки

Хитрая лиса

Мыши в кладовой

Малоподвижные 

Кто ушел

Хороводные 

Новогодний хоровод

Народные 

Обыкновенные жмурки

Иголка, нитка, узелок.

Январь 

Подвижные 

Охотник и зайцы

Кто сделает меньше прыжков

У медведя во бору

Наседка и цыплята

Малоподвижные 

Найди и промолчи

Хороводные 

Зимний хоровод

Народные 

Пустое место

Два мороза

Февраль 

Подвижные 

Сделай фигуру

Мы веселые ребята

Лиса в курятнике

Кто скорее добежит до флажка

Малоподвижные 

Подбрось - поймай

Хороводные 

Мы военные

Народные 

Горелки

Пятнашки

        Март 

Подвижные 

Перелет птиц

Затейники

Лохматый пес

Садовник и цветы

Малоподвижные 

У кого мяч

Хороводные 

Веснянка

Народные 

Пастух и стадо

Салки

Апрель 

Подвижные 

Не оставайся на полу

Удочка

Ловишки

Пятнашки

Малоподвижные 

Мяч через сетку

Хороводные 

Пошла Млада за водой

Народные 

Гуси-лебеди

Птички

Май 

Подвижные 

Классы

Мяч водящему

Серсо

Перебежки

Малоподвижные 

Сбей кеглю

Хороводные 

Во поле береза стояла

Народные 

Перетягивание каната

Ручеек

  1. Структура работы

9.1.  Структура занятий

Занятия проводится в группе и музыкальном зале. Для создания  «русской избы» используется ширма, макет русской печи, предметы быта, макет русской избы.

Занятие проводит постоянный персонаж - бабушка Арина. Для создания мотивации, игровых ситуаций используются куклы: домовенок Кузька, Машенька, Иванушка, кот Васька. Руководитель кружка и дети — партнёры по совместной деятельности. Партнёры должны дружелюбно и уважительно разговаривать друг с другом, не командовать, не назидать.

9.2. Тема и содержание занятий

Средний возраст

«Во саду ли, в огороде» - знакомство с хозяйкой избы. Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козел».

«У бабушки в деревне» - знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

«Коровушка и бычок» - знакомство детей с домашними животными – коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка

«Бычок – черный бочек» - повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочек, белые копытца»

«Приглашаем в гости к нам» - игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке.

«Гуси – лебеди» - знакомство со сказкой «Гуси – лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари».

«Сошью Маше сарафан» - знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение пготешки «А тари, тари, тари».

«Матрешки» - использование на занятии русского народного костюма. Проведение русских народных игр «Кошки-мышки», «Салки-догонялки».

«Волшебные спицы» - знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья)

«Лисичка со скалочкой» - знакомство с предметами обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой»

«Петушок - золотой гребешок» - упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко»

«Чудесный сундучок» - дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешек и попевок о домашних животных.

«Здравствуй зимушка - зима» - загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок»

«Зимовье зверей» - знакомство со сказкой «Зимовье зверей», повторение песенки «Как на тоненький ледок»

«Одень зверей» - занятие аппликацией по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей»

«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» - знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка»

«Сундучок Деда Мороза» - беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос»

«Лиса и козел» - Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козел».

«Веселые ложки» - знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных.

«Заюшкина избушка» - самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка».

«Кто же в гости к нам пришел?» - знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки»

«Русская балалайка» - знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке.

«Лисичка-сестричка» - знакомство со сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк».

«Масленица дорогая» – наша гостюшка годовая» - знакомство с Масленицей. Разучивание песенок о блинах.

«При солнышке - тепло при матушке – добро» - беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение песенок о маме.

«Весна, весна, поди сюда!» - рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне.

«Пасха» - рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Проведение русских народных игр. «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко»

«Пасхальное яичко» - использование на занятии сюжета русской народной сказки «Курочка Ряба». Проведение русских народных игр с яйцами

«Шутку шутить – людей насмешить» - знакомство с потешным фольклором - дразнилками, скороговорками.

«Небылица - небывальщина» - знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.

«Русская свистулька» - рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек.

«Чудесный сундучок» - раскрашивание свистулек. Дымковская роспись. Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий.

«Времена года» - рассказать о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года.

«Волшебная палочка» - узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.

«Игра с Колобком» - самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «Колобок».

«Прощание с избой» - знакомство детей с новой сказкой (по выбору хозяйки). Прощальное чаепитие.

Старший возраст

«Осень – сноп последний косим» - встреча с хозяйкой избы. Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах.

«Корнеплоды» проводится 13 сентября в Куприянов день - познакомить детей с понятием «корнеплод» рассмотреть с ними разные виды корней. Учить детей отгадывать загадки.

Семенов день (14 сентября) - рассказ воспитателя о празднике Семенов день, о народных приметах и обычаях, с ним связанных. Проведение русской народной игры «Муха».

«Хлеб - всему голова» - беседа о старинных способах уборки хлеба. Повторение пословиц и поговорок о труде, хлебе.

«Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит» - Беседа о характерных приметах октября.

Покров (14 октября) - рассказ воспитателя о празднике Покров, народных приметах и об обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр «В углы» «Карусель».

«Посиделки» 27октября (Параскева-льняница) - познакомить детей с русскими народной вышивкой, традицией совместного труда рукодельниц на посиделках. Разучить с детьми русскую народную игру «Ворота»

«Муравьи» 28 октября (Ефимий) - познакомить детей с образом жизни муравьев и их поведением в природе, загадки об этих насекомых

«Синичкин день» - заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

Народная игрушка - формировать целостное представление о народной игрушке. (Лепка дымковских игрушек). Формировать представление о традициях народного искусства.

«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна» - рассказ воспитателя о прялке. Знакомство с Городецкой росписью. Проведение русской народной игры «Прялица».

«Городецкий розан» - рассказ о традициях Городецкой росписи.

«Зима – не лето, - в шубу одето» - беседа о характерных особенностях зимы. Проведение русской народной игры «Лиса и зайцы», «Медведь».

«Светит, да не греет» - беседа о разных источниках освещения.

«Пришел мороз – береги ухо и нос» - знакомство со сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе.

Снегурочка – внучка Деда Мороза - знакомство со сказкой «Снегурочка».

«Пришла Коляда на кануне Рождества» - беседа о рождественских праздниках, святочных гадания. Пение песенок.

«Зимние узоры» - знакомство с творчеством вологодских кружевниц.

«Гжель прекрасна» - знакомство с гжельским художественным промыслом.

«Где живет перо Жар – птицы?» - знакомство детей с хохломской росписью.

«Чудо-чудное, диво- дивное – Золотая хохлома» - рассказ о традициях хохломской росписи.

«На героя и слава бежит» - рассказ о русских богатырях.

Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько! - беседа о Масленице. Пение песен, частушек.

«Сердце матери лучше солнца греет» - этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.

«Русская матрешка» - рассказ о матрешке. Разучивание частушек.

«Живет в народе песня» - беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне.

Вербное воскресенье - посещение «избы» рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка.

«Грач на горе – весна на дворе» - беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне.

«Шутку шутить – людей насмешить» - беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «путаница».

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит» - рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.

«Красна горка» - рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Проведение русских народных игр. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».

«Литературная викторина» - литературная викторина. Игра – драматизация.

«Край родной навек любимый» - русские подвижные игры на открытом воздухе.

«Пастухи» - познакомить детей с работой пастухов в прежние времена, особенностями пастушьего снаряжения

Прощание с «избой» - заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Чаепитие

Русские народные календарные игры

  • Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
  • Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.
  • Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.
  • Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.
  • Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.
  • Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались скороговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?

  1. Список использованной литературы:

  1. Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
  2. Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н.Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
  4. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.
  5. Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010
  6. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.:    ТЦ Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Духовно – нравственное воспитание сказкой» для детей 3 -7 лет

Программа дополнительного образования «Духовно – нравственное воспитание сказкой» для детей 3 -7 лет...

Рабочая программа по модулю «Народные игрушки» дополнительной общеразвивающей программы духовно – нравственной направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский са

Цель проекта: формирование интереса к народным игрушкам через ознакомление с матрёшкой, Ванько      й-встанькой, неваляшкой, богородской игрушкой, романовской игрушкой, дымков...

Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Пою мое Отечество» для детей 4 – 7 лет

К. Д. Пояснительная записка. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека&h...

Дополнительная программа по духовно - нравственному воспитанию В мире любви добра и милосердия

Программа «В мире любви добра и милосердия» представляет собой цикл мероприятий по формированию духовно-нравственных качеств у детей посредством приобщения их к ценностям православн...

Дополнительная образовательная программа социально - нравственной направленности

   Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Сегодня воспитание ориентировано на возрастание нравственных ценностей, духовн...

Программа дополнительного образования по нравственному воспитанию посредством художественной литературы в средней группе

В дошкольный период семья не формирует в детях духовно-нравственные основы личности, не достаточно присоединяет ребенка к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России, поэтому нео...