Дополнительная программа по нравственному воспитанию "Ключик"
рабочая программа
Цель программы: Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно- нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.
Задачи: -. Расширять представления детей о различных сторонах народной культуры: быте, православных традициях, декоративно – прикладном искусстве, устном народном творчестве (сказках).
-. Развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klyuchik.docx | 49.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 37 «Мальвинка» города Смоленска
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 37 «Мальвинка»
_________ О.Н. Кузьменкова
Приказ № 366
«30» августа 2018 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по направлению нравственно-патриотического воспитания и приобщения детей к истокам народной культуры «Ключик».
Возраст обучающихся 4-6 лет.
Срок реализации программы 2 года.
Старший воспитатель:
Щавинская С.Н.
г. Смоленск
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………… 2
- Актуальность ………………………………………………………… 4
- Цель, задачи…………………………………………………………… 5
- Формы и режим занятий…………………………………………….. 6
- Планируемые результаты…………………………………………… 7
- Мониторинг …………………………………………………………… 7
- Материально-технические условия ……………………………… 9
- Календарный учебный план …………………………………… 10
- Структура работы ……………………………………………… 19
- Структура занятий………………………………………… 19
- Тема и содержание занятий …………………………… 19
- Список использованной литературы………………………… 26
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по направлению нравственно-патриотического воспитания и приобщения детей к истокам народной культуры «Ключик» создана основе программы Князевой О.Л, Маханевой М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализацию себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русский быт, русские народные праздники, в которых дети черпают русские нравы, обычаи или устный народный фольклор: сказки, считалки, стихи, потешки, прибаутки, а также народные игры, в которые дети очень любят играть.
Исходя из выше изложенного, для данной программы были выбраны следующие приоритеты:
- Знакомство с русским бытом, предметами обихода: предметы пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они- часть великого народа.
- Широкое использование всех видов фольклора ( сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.
- Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах, поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения с характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
- Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь детей национальным изобразительным искусством.
Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель данной программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой является стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
2. Актуальность
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике
Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Проанализировав уровень воспитанности детей, пришли к выводу, что у них недостаточно формируется нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине. Данные исследования помогли разработать программу, основанную на приобщение детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.
Концептуальные основы:
Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов (К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского, В.А. Сухомлинского, Н.К. Крупской) была идея народности. Они видели в народных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И.Жуковская, Н.В.Виноградова, Е.И.Радина. Они рассматривали патриотизм как сложное личностное образование, включающее следующие содержательные характеристики: знания об истории, культуре, традициях своего Отечества; проявление познавательного интереса к его прошлому и настоящему, потребности в прогрессивном развитии своего государства, чувства национального достоинства, гордости за принадлежность к своей культуре; активную творческую деятельность на благо Отечества.
« Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном пришлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев)
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П.Арнаутова и др.), осознанием ребенка самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина), восприятием детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формированием знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В.Крулехт).
- Цели и задачи реализации Программы
Цель: Приобщение к истокам русской национальной культуры - закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
- Создать условия для знакомства детей с русским бытом, через создание
- «Русской избы».
- Способствовать ознакомлению детей со всеми видами фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми и игрушками.
- Способствовать знакомству и практическому освоению различных видов народно-прикладного искусства (Дымко
вская игрушка, Городецкая роспись, Семеновская матрешка, Хохлома, Гжель, вышивка).
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через участие в праздниках, выставках, оформление интерьера «Русской избы».
- Способствовать гармонизации детско-родительских отношений.
Технология построена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Принципы и подходы к формированию Программы.
- Соответствует принципу развивающего образования
- Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей
- Используется деятельный подход
- Строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры. Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры
- Аксиологический подход предполагает ценностную ориентацию все го образовательного процесса. Способствует формированию у детей чувства принадлежности в первую очередь к своей семье, ближайшему социуму (друзьям по дому, двору, группе), своей стране.
- Строится на личностном подходе.
- Формы и режим занятий
Программа рассчитана на две возрастные ступени дошкольного возраста:
средний возраст – от 4- лет;
старший возраст – от 5-7 лет;
Занятия для начальной работы с детьми не требует специальной подготовки.
Сроки реализации: Программа полностью реализуется за 2 года.
Занятия проводятся два раза в неделю
Средний возраст- 20 мин.
Старший возраст- 25 мин.
Программа предполагает работу с детьми разного уровня умений и навыков. Все участники в течение года должны быть задействованы в конкурсах, праздниках, выставках.
Формы занятий:
- беседы;
- теоретические занятия;
- практические занятия;
- коллективная работа;
- индивидуальная работа;
- праздники.
5. Планируемые результаты освоения программы:
Ребенок:
- Активный, самостоятельный с творческим потенциалом.
- Умеющий гармонично взаимодействовать с другими людьми.
- Знающий русский быт, историю русского народного костюма, игрушки.
- Использующий в активной речи потешки, пословицы, поговорки, считалки, загадки.Знающий русские народные сказки и сказочных героев, умеющий узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- Узнающий произведения народно прикладного искусства, имеющий практические навыки их создания.
- Умеющий играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
- Осмысленно и активно участвующий в русских народных праздниках (знает название праздника, поёт песни, исполняет частушки, читает стихи).
- Использующий атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
- Бережно относящийся к предметам быта, произведениям народного творчества.
- Мониторинг
Мониторинг проводится 3 раза в год: 1-2 неделя сентября, середина января, 3-4 неделя мая
I. Русский народный фольклор
1 балл - ребёнок не знает ни одного произведения устного народного творчества, не может воспроизвести по памяти.
2 балла – ребёнок имеет элементарные представления об устном народном творчестве, отвечает с помощью наводящих вопросов педагога, называет несколько произведений УНТ.
3 балла – ребёнок имеет полное и правильное представление о произведениях устного народного творчества, знает достаточное количество фольклорных произведений, охотно участвует в их драматизациях и инсценировании.
II. Традиционные обрядовые праздники.
1 балл – ребёнок не знает ни одного обрядового праздника.
2 балла – ребёнок имеет элементарные представления о русских обрядовых праздниках, отвечает с помощью наводящих вопросов педагога.
3 балла – ребёнок имеет полное представление о русских традиционных обрядовых праздниках, может самостоятельно объяснить смысл каждого из праздников.
III. Русские народные промыслы.
1 балл – ребёнок не имеет представления о русских народных промыслах.
2 балла – ребёнок имеет элементарные представления о русских народных промыслах, даёт объяснения при помощи наводящих вопросов педагога.
3 балла – ребёнок имеет полное представление о понятии «народные промыслы», самостоятельно умеет объяснить, в чём заключается смысл русских народных промыслов, активен, самостоятелен в своих суждениях, высказываниях.
IV. Предметы русского быта.
1 балл – ребёнок не имеет никакого представления о понятии «предметы русского быта», не понимает о чём речь.
2 балла – ребёнок имеет некоторые элементарные представления о предметах русского быта, даёт объяснения при помощи наводящих вопросов педагога.
3 балла – ребёнок имеет полное представление о разнообразных предметах русского быта, может свободно без помощи педагога назвать и объяснить назначения предметов русского быта.
V. Народные игры и хороводы.
1 балл – ребёнок не знает ни одной народной игры, не принимает участия в играх.
2 балла – ребёнок имеет некоторое представление о народных играх и хороводах, принимает участие в них.
3 балла – ребёнок активно участвует в народных играх и хороводах, является инициатором их проведения, знает названия и правила игр.
VI. История и современность Смоленска и Смоленского края.
1 балл – ребёнок не знает ни одного факта из истории и современности родного края.
2 балла – ребёнок называет один-три факта из истории и современности Смоленска и Смоленского края.
3 балла – ребёнок имеет достаточное представление об истории родного края, живо интересуется как историческими фактами, так и современным развитием Смоленска
Критерии оценки:
От 6 до 9 баллов – низкий уровень
От 10 до 14 баллов – средний уровень
От 15 до 18 баллов – высокий уровень
|
Анализ, комментарий
Данные мониторинга покажут, на какие аспекты в работе по данному направлению следует обратить более пристальное внимание с учётом индивидуальных особенностей воспитанников и скоординировать дальнейшую совместную работу воспитателя для успешного усвоения детьми программного материала.
- Материально- технические условия Программы:
- Наличие помещения (музыкальный зал, группа)
- Наличие игрушек, предметов быта, макетов для создания обстановки « русской избы»
- Компьютер
- Цифровой проектор
- Наличие литературы и методических пособий
- Наличие материалов для изобразительной деятельности ручного труда.
- Календарный учебный план
Средний возраст
Месяц | Тема занятия |
Сентябрь | «Во саду ли, в огороде» |
«У бабушки в деревне» | |
«Коровушка и бычок» | |
«Бычок – черный бочек» | |
Октябрь | «Приглашаем в гости к нам » |
«Гуси – лебеди» | |
«Сошью Маше сарафан» | |
«Матрешки» | |
Ноябрь | «Золотое веретено» |
«Волшебные спицы» | |
«Лисичка со скалочкой» | |
«Петушок - золотой гребешок» | |
Декабрь | «Здравствуй зимушка- зима» |
«Зимовье зверей» | |
«Одень зверей» | |
«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» | |
Январь | «Сундучок Деда Мороза» |
«Лиса и козел» | |
«Веселые ложки» | |
«Заюшкина избушка» | |
Февраль | «Кто же в гости к нам пришел?» |
«Русская балалайка » | |
«Лисичка-сестричка» | |
«Масленица дорогая – наша гостюшка годовая» | |
Март | «При солнышке - тепло при матушке – добро». |
«Весна, весна, поди сюда!» | |
«Пасха» | |
«Пасхальное яичко» | |
Апрель | «Шутку шутить – людей насмешить» |
«Небылица - небывальщина» | |
«Русская свистулька». | |
«Чудесный сундучок» | |
Май | «Времена года » |
«Волшебная палочка» | |
«Игра с Колобком» | |
«Прощание с избой » |
Старший возраст
Месяц | Тема занятия |
Сентябрь | «Осень – сноп последний косим» |
«Корнеплоды» проводится 13 сентября в Куприянов день | |
Семенов день (14 сентября) | |
«Хлеб - всему голова» | |
Октябрь | «Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит» |
Покров (14 октября) | |
«Посиделки» 27октября (Параскева-льняница) | |
«Муравьи» 28 октября (Ефимий) | |
Ноябрь | «Синичкин день» |
Народная игрушка | |
«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна» | |
« Городецкий розан» | |
Декабрь | «Зима – не лето, - в шубу одето» |
«Светит, да не греет» | |
«Пришел мороз – береги ухо и нос» | |
Снегурочка – внучка Деда Мороза
| |
Январь | «Пришла Коляда на кануне Рождества» |
«Зимние узоры» | |
«Гжель прекрасна» | |
«Где живет перо Жар – птицы?» | |
Февраль | «Русская балалайка » |
«Чудо- чудное, диво- дивное – Золотая хохлома» | |
«На героя и слава бежит » | |
Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько! | |
Март | «Сердце матери лучше солнца греет» |
«Русская матрешка» | |
«Живет в народе песня» | |
Вербное воскресенье | |
Апрель | «Грач на горе – весна на дворе» |
«Шутку шутить – людей насмешить» | |
«Апрель ленивого не любит, проворного голубит» | |
«Красна горка» | |
Май | «Литературная викторина» |
«Край родной навек любимый» | |
«Пастухи» | |
Прощание с «избой». |
Календарный учебный план
по ознакомлению
с народными подвижными играми
Средняя группа
Месяц | Вид игры | Название игры |
Сентябрь | Подвижные | Солнышко и дождик Самолеты Наседка и цыплята Трамвай |
Малоподвижные | Найди флажок | |
Хороводные | Летал, летал воробей. | |
Народные | Муха Капуста | |
Октябрь | Подвижные | Цветные автомобили Ловишки Лохматый пес Наседка и цыплята |
Малоподвижные | Море волнуется | |
Хороводные | Хороводная – огородная | |
Народные | У медведя во бору Охотники и собаки | |
Ноябрь | Подвижные | Садовник и цветы Зайцы и волк Птичка и птенчики Поезд |
Малоподвижные | Найди свой цвет | |
Хороводные | Ходит Ваня | |
Народные | У дядюшки Трифона Золотые ворота | |
Декабрь | Подвижные | Трамвай Бездомный заяц Мыши в кладовой Птички в гнездышках |
Малоподвижные | Найди и промолчи | |
Хороводные | Карусель | |
Народные | Бабка Ежка Жмурки | |
Январь | Подвижные | Лошадки Мыши и кот Воробушки и кот Бегите ко мне |
Малоподвижные | Кто ушел | |
Хороводные | Каравай | |
Народные | Скакалка Два мороза | |
Февраль | Птички и кошка Лиса в курятнике Прятки По ровненькой дорожке | |
Малоподвижные | Пузырь | |
Хороводные | Кто у нас хороший | |
Народные | Горелки Летят, не летят | |
Март | Подвижные | Слышим – делаем Серый зайка умывается У медведя во бору Лохматый пес |
Малоподвижные | Мяч через сетку | |
Хороводные | Греет солнышко теплее | |
Народные | Пирог Салки | |
Апрель | Подвижные | Найди себе пару Бездомный заяц Лиса в курятнике Ловишки |
Малоподвижные | Подбрось - поймай | |
Хороводные | Веснянка | |
Народные | Ручеек Птички | |
Май | Подвижные | Лошадки Поезд Мыши и кот Пастух и стадо |
Малоподвижные | Сбей булаву | |
Хороводные | Мы на луг ходили | |
Народные | Солнышко- ведрышко. Гуси – гуси. |
Старшая группа
Месяц | Вид игры | Название игры |
Сентябрь | Подвижные | С кочки на кочку Медведь и пчелы Солнышко и дождик Самолеты |
Малоподвижные | Море волнуется | |
Хороводные | Хороводная – огородная | |
Народные | Олени и пастух Капуста | |
Октябрь | Подвижные | Ловишки Уголки Лохматый пес Наседка и цыплята |
Малоподвижные | Летает – не летает | |
Хороводные | Урожайная | |
Народные | Муха Охотники и собаки | |
Ноябрь | Подвижные | Перелет птиц Караси и щука Мышеловка Зайцы и волк |
Малоподвижные | Найди свой цвет | |
Хороводные | Найди себе пару | |
Народные | Гуси летят Море волнуется | |
Декабрь | Подвижные | Бездомный заяц Перебежки Хитрая лиса Мыши в кладовой |
Малоподвижные | Кто ушел | |
Хороводные | Новогодний хоровод | |
Народные | Обыкновенные жмурки Иголка, нитка, узелок. | |
Январь | Подвижные | Охотник и зайцы Кто сделает меньше прыжков У медведя во бору Наседка и цыплята |
Малоподвижные | Найди и промолчи | |
Хороводные | Зимний хоровод | |
Народные | Пустое место Два мороза | |
Февраль | Подвижные | Сделай фигуру Мы веселые ребята Лиса в курятнике Кто скорее добежит до флажка |
Малоподвижные | Подбрось - поймай | |
Хороводные | Мы военные | |
Народные | Горелки Пятнашки | |
Март | Подвижные | Перелет птиц Затейники Лохматый пес Садовник и цветы |
Малоподвижные | У кого мяч | |
Хороводные | Веснянка | |
Народные | Пастух и стадо Салки | |
Апрель | Подвижные | Не оставайся на полу Удочка Ловишки Пятнашки |
Малоподвижные | Мяч через сетку | |
Хороводные | Пошла Млада за водой | |
Народные | Гуси-лебеди Птички | |
Май | Подвижные | Классы Мяч водящему Серсо Перебежки |
Малоподвижные | Сбей кеглю | |
Хороводные | Во поле береза стояла | |
Народные | Перетягивание каната Ручеек |
- Структура работы
9.1. Структура занятий
Занятия проводится в группе и музыкальном зале. Для создания «русской избы» используется ширма, макет русской печи, предметы быта, макет русской избы.
Занятие проводит постоянный персонаж - бабушка Арина. Для создания мотивации, игровых ситуаций используются куклы: домовенок Кузька, Машенька, Иванушка, кот Васька. Руководитель кружка и дети — партнёры по совместной деятельности. Партнёры должны дружелюбно и уважительно разговаривать друг с другом, не командовать, не назидать.
9.2. Тема и содержание занятий
Средний возраст
«Во саду ли, в огороде» - знакомство с хозяйкой избы. Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козел».
«У бабушки в деревне» - знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.
«Коровушка и бычок» - знакомство детей с домашними животными – коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка
«Бычок – черный бочек» - повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочек, белые копытца»
«Приглашаем в гости к нам» - игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке.
«Гуси – лебеди» - знакомство со сказкой «Гуси – лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари».
«Сошью Маше сарафан» - знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение пготешки «А тари, тари, тари».
«Матрешки» - использование на занятии русского народного костюма. Проведение русских народных игр «Кошки-мышки», «Салки-догонялки».
«Волшебные спицы» - знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья)
«Лисичка со скалочкой» - знакомство с предметами обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой»
«Петушок - золотой гребешок» - упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко»
«Чудесный сундучок» - дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешек и попевок о домашних животных.
«Здравствуй зимушка - зима» - загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок»
«Зимовье зверей» - знакомство со сказкой «Зимовье зверей», повторение песенки «Как на тоненький ледок»
«Одень зверей» - занятие аппликацией по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей»
«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» - знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка»
«Сундучок Деда Мороза» - беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос»
«Лиса и козел» - Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козел».
«Веселые ложки» - знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных.
«Заюшкина избушка» - самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка».
«Кто же в гости к нам пришел?» - знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки»
«Русская балалайка» - знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке.
«Лисичка-сестричка» - знакомство со сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк».
«Масленица дорогая» – наша гостюшка годовая» - знакомство с Масленицей. Разучивание песенок о блинах.
«При солнышке - тепло при матушке – добро» - беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение песенок о маме.
«Весна, весна, поди сюда!» - рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне.
«Пасха» - рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Проведение русских народных игр. «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко»
«Пасхальное яичко» - использование на занятии сюжета русской народной сказки «Курочка Ряба». Проведение русских народных игр с яйцами
«Шутку шутить – людей насмешить» - знакомство с потешным фольклором - дразнилками, скороговорками.
«Небылица - небывальщина» - знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.
«Русская свистулька» - рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек.
«Чудесный сундучок» - раскрашивание свистулек. Дымковская роспись. Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий.
«Времена года» - рассказать о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года.
«Волшебная палочка» - узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.
«Игра с Колобком» - самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «Колобок».
«Прощание с избой» - знакомство детей с новой сказкой (по выбору хозяйки). Прощальное чаепитие.
Старший возраст
«Осень – сноп последний косим» - встреча с хозяйкой избы. Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах.
«Корнеплоды» проводится 13 сентября в Куприянов день - познакомить детей с понятием «корнеплод» рассмотреть с ними разные виды корней. Учить детей отгадывать загадки.
Семенов день (14 сентября) - рассказ воспитателя о празднике Семенов день, о народных приметах и обычаях, с ним связанных. Проведение русской народной игры «Муха».
«Хлеб - всему голова» - беседа о старинных способах уборки хлеба. Повторение пословиц и поговорок о труде, хлебе.
«Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит» - Беседа о характерных приметах октября.
Покров (14 октября) - рассказ воспитателя о празднике Покров, народных приметах и об обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр «В углы» «Карусель».
«Посиделки» 27октября (Параскева-льняница) - познакомить детей с русскими народной вышивкой, традицией совместного труда рукодельниц на посиделках. Разучить с детьми русскую народную игру «Ворота»
«Муравьи» 28 октября (Ефимий) - познакомить детей с образом жизни муравьев и их поведением в природе, загадки об этих насекомых
«Синичкин день» - заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.
Народная игрушка - формировать целостное представление о народной игрушке. (Лепка дымковских игрушек). Формировать представление о традициях народного искусства.
«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна» - рассказ воспитателя о прялке. Знакомство с Городецкой росписью. Проведение русской народной игры «Прялица».
«Городецкий розан» - рассказ о традициях Городецкой росписи.
«Зима – не лето, - в шубу одето» - беседа о характерных особенностях зимы. Проведение русской народной игры «Лиса и зайцы», «Медведь».
«Светит, да не греет» - беседа о разных источниках освещения.
«Пришел мороз – береги ухо и нос» - знакомство со сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе.
Снегурочка – внучка Деда Мороза - знакомство со сказкой «Снегурочка».
«Пришла Коляда на кануне Рождества» - беседа о рождественских праздниках, святочных гадания. Пение песенок.
«Зимние узоры» - знакомство с творчеством вологодских кружевниц.
«Гжель прекрасна» - знакомство с гжельским художественным промыслом.
«Где живет перо Жар – птицы?» - знакомство детей с хохломской росписью.
«Чудо-чудное, диво- дивное – Золотая хохлома» - рассказ о традициях хохломской росписи.
«На героя и слава бежит» - рассказ о русских богатырях.
Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько! - беседа о Масленице. Пение песен, частушек.
«Сердце матери лучше солнца греет» - этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.
«Русская матрешка» - рассказ о матрешке. Разучивание частушек.
«Живет в народе песня» - беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне.
Вербное воскресенье - посещение «избы» рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка.
«Грач на горе – весна на дворе» - беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне.
«Шутку шутить – людей насмешить» - беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «путаница».
«Апрель ленивого не любит, проворного голубит» - рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.
«Красна горка» - рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Проведение русских народных игр. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».
«Литературная викторина» - литературная викторина. Игра – драматизация.
«Край родной навек любимый» - русские подвижные игры на открытом воздухе.
«Пастухи» - познакомить детей с работой пастухов в прежние времена, особенностями пастушьего снаряжения
Прощание с «избой» - заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Чаепитие
Русские народные календарные игры
- Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
- Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.
- Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.
- Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.
- Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.
- Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались скороговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?
- Список использованной литературы:
- Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
- Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н.Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.
- Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010
- Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Духовно – нравственное воспитание сказкой» для детей 3 -7 лет
Программа дополнительного образования «Духовно – нравственное воспитание сказкой» для детей 3 -7 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами народных традиций» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области
Цель: разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравст...
Рабочая программа по модулю «Народные игрушки» дополнительной общеразвивающей программы духовно – нравственной направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский са
Цель проекта: формирование интереса к народным игрушкам через ознакомление с матрёшкой, Ванько й-встанькой, неваляшкой, богородской игрушкой, романовской игрушкой, дымков...
Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Пою мое Отечество» для детей 4 – 7 лет
К. Д. Пояснительная записка. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека&h...
Дополнительная программа по духовно - нравственному воспитанию В мире любви добра и милосердия
Программа «В мире любви добра и милосердия» представляет собой цикл мероприятий по формированию духовно-нравственных качеств у детей посредством приобщения их к ценностям православн...
Дополнительная образовательная программа социально - нравственной направленности
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Сегодня воспитание ориентировано на возрастание нравственных ценностей, духовн...
Программа дополнительного образования по нравственному воспитанию посредством художественной литературы в средней группе
В дошкольный период семья не формирует в детях духовно-нравственные основы личности, не достаточно присоединяет ребенка к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России, поэтому нео...