Консультация для родителей "Возрастные особенности детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Возрастные особенности детей раннего возраста
Выполнила: воспитатель Насырова Э.И
Ранний возраст – это период от года до трех лет, который отличается активным исследованием ребенком окружающего мира. Именно в эти пару лет происходит очень много качественных изменений как в физическом, так и в психическом развитии малыша, поэтому родителям важно обратить внимание на ключевые моменты и создать необходимые условия для эффективного освоения новых навыков во всех сферах деятельности детей раннего возраста.
Совместная деятельность ребенка и взрослого
В раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, но и образцом человеческих действий с предметами. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное - новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним.
В совместной деятельности с ребёнком взрослый выполняет сразу несколько функций:
- взрослый даёт ребёнку смысл действий с предметом, его общественную функцию;
- организует действия и движения ребёнка, передаёт ему технические приёмы осуществления действия;
- через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.
Развитие речи
Речь маленького ребёнка возникает и первоначально функционирует в общении со взрослым.
Поэтому первая задача это развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребёнком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребёнка не развивается через подражание чужим даже самым правильным образцам. Чтобы ребёнок заговорил, у него должна быть потребность в этом, необходимость выразить словом то, что другими средствами выразить невозможно.
- Ребёнок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включенность слов в конкретные действия, (или "единство слова и дела") очень важный принцип формирования активной речи.
- Совершенствование пассивной речи, т.е. понимания речи взрослого. Большинство малышей в 1,5-2 года уже хорошо понимают все слова и простые фразы, когда они включены в конкретную ситуацию. Неоценимую роль для этого играет литература для малышей (короткие и простые детские сказки, стишки А. Барто или С. Маршака, народные потешки и песенки дают неоценимый материал для речевого развития).
- Регулятивная функция речи - способность управлять своим поведением с помощью слова. Если до 2-х лет действия ребёнка определяются в основном воспринимаемой ситуацией, то во второй половине раннего возраста возникает возможность регулировать поведение ребёнка посредством речи, т.е. выполнение речевых инструкций взрослого. Эту важнейшую способность следует развивать и упражнять. Важно выбрать для каждого ребёнка определённый уровень сложности инструкции, который соответствует его возможностям и способностям.
Потребность в общении со сверстниками
Очень важным приобретением раннего возраста является становление общения со сверстниками.
- развитие потребности в общении со сверстником проходит ряд этапов. Сначала у детей наблюдается внимание и интерес друг к другу; к концу второго года жизни наблюдается стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему свои успехи;
- на третьем году жизни появляется чувствительность детей к отношению сверстника. Наиболее эффективным путём для этого является организация субъектного взаимодействия детей, когда взрослый привлекает внимание детей друг к другу, подчёркивает их общность, их привлекательность и пр. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребёнку самому "увидеть" сверстника. Игрушка как бы закрывает человеческие качества другого ребёнка. Открыть их ребёнок может только с помощью взрослого.
Развитие в раннем возрасте идет интенсивными темпами, и родители детей с года до трех постоянно удивляются, как быстро растет их кроха и как много он успевает освоить. Но то, как будет протекать это развитие, зависит от обстановки в семье и от того, как занимаются с ребенком, поэтому уделите малышу максимум внимания в этот период – и он будет радовать вас своими достижениями.
Источник:
- https://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/ranniy_vozrast/?utm_source=copypaste&utm_medium=referral&utm_campaign=copypaste
-https://studfiles.net/preview/5373656/page:3/
- http://childpsy.ru/rubricator/index.php?rid=20307&detail=Y
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...
Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...
Консультация для педагогов "Возрастные особенности детей раннего возраста"
Консультация для родителей "Какие игрушки необходимы детям"...
Консультация для родителей Индивидуально – типологические особенности детей раннего возраста и необходимость учитывать их в процессе воспитания.
Полноценному развитию детей способствует индивидуальный подход, который невозможен без знания индивидуальных анатомо-физиологических и психических особенностей каждого ребенка....
Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...
Консультация для педагогов групп кратковременного пребывания детей 3-го года жизни: «Учёт возрастных особенностей детей раннего возраста при организации предметно- пространственной развивающей среды »
Материал раскрывает возрастные особенности детей 3-го года жизни и особенности организации предметно- пространственной развивающей среды в группе детей данного возраста ....