Творческая презентация педагогического опыта музыкального руководителя «Я – учитель здоровья»
методическая разработка

Жданова Евгения Игоревна

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Во всех существующих  программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_prezentatsiya_ya_uchitel_zdorovya.odt35.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Жданова Евгения Игоревна,

музыкальный руководитель МАДОУ Детский сад 18

городской округ Красноуфимск

Творческая презентация педагогического опыта музыкального руководителя «Я – учитель здоровья»

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Во всех существующих  программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития.

К тому же федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения определяют как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. Данные требования изложены в нормативных документах Министерства образования и науки.  

Таким образом, особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая  внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области, в том числе и образовательную область «Музыка», и интеграцию оздоровительной  работы с музыкально - образовательной.

О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными расстройствами и психическими заболеваниями. С 19 века пошло распространение музыкотерапии в Европе.

Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции связанные с изменением кровообращения, дыхания.

В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки ни работоспособность или отдых человека.

В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.

Создание благоприятного психо - эмоционального фона в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду – является, в том числе и основой для сохранения физического здоровья. Музыка – вид искусства, воздействующий на эмоции и чувства.

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

 В психолого-педагогической, методической и музыкальной                литературе существует понятие, здоровьесберегающие технологии и         выделяется тремя группами:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни: коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.
  3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Классификация здоровьесберегающих технологий

Медико-профилактические:

  • организация мониторинга здоровья дошкольников, контроль питания;
  • организация профилактических мероприятий в детском саду;
  • организация контроля требований СанПиНов;
  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные:

  • развитие физических качеств;
  • закаливание;
  • дыхательная гимнастика;
  • массаж и самомассаж;
  • профилактика заболеваний.

Здоровьесберегающие образовательные технологии: это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка:    технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка.  Основная задача этих технологий - обеспечение эмоционального комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов и родителей: технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни и обеспечение валелогической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Нормативно-правовая база требует внедрения этих здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Казалось бы, зачем музыкальному руководителю применять их в своей музыкальной практике?

 Во-первых, анализ состояния здоровья детей нашего ДОУ показал, что за последнее 5лет количество детей с 1-ой группой здоровья снизилось с 21% до 12 % и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16% до 17,3 %.

Приблизительно 20-27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих.  

 97 % детей имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие.

Нарушение осанки, помимо значительного косметического дефекта, нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта, отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, сопровождается быстрым наступлением утомления, нередко и головными болями. Нарушением опорно-двигательного аппарата также является плоскостопие – это деформация стопы, а стопа – это фундамент, опора нашего тела. При плоскостопии исчезает амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищёнными от сотрясений.

У 10 % детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления.      

5 % детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Во-вторых, сегодня можно констатировать сужение понятия "здоровье". Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической. А в Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

В-третьих, все многовековые исследования  целебной силы музыки доказывают, что  музыка - это одно из самых эффективных средств физического и эмоционального развития детей.

И, наконец,  в - четвёртых, здоровьесберегающие  технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на психофизическое здоровье детей.

Таким образом, становится ясно, что использование здоровьесберегающих технологий работе музыкального руководителя  выступает как необходимое условие полноценного развития детей.

Работая по программе «Камертон» эти технологии очень помогают, ведь Э.П.Костина выделила задачи целостного развития личности ребёнка: по завершения каждой ступени музыкальной азбуки даются ориентиры работы педагога по формированию и развитию не только музыкальных способностей,  но и личностных новообразований ребёнка, развитию его физических качеств и познавательных процессов

Опираясь на современные программы и методики по музыкальному образованию и оздоровлению детей,  вытекают следующие задачи:

  • развитие специальных музыкальных способностей: координации слуха и голоса, координация движений (посредством применения метода кинезиологии);
  • развитие познавательных процессов и личностных новообразований;
  • сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей;
  • развитие  сенсорных и моторных функций;
  • профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата, органов дыхания, простудных заболеваний;

Вся работа педагогического коллектива нашего детского сада строится по  принципам:

  • принцип научности — подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
  • принцип  интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса;
  • принцип активности, сознательности — участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
  • принцип безопасности – не навреди.

Реализация этих принципов потребовала разработки системы музыкально-оздоровительной работы.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный процесс, направленный на развитие музыкальности детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка.

Для решения задач по созданию этой системы   разработана здоровьесберегащая модель организации музыкально-оздоровительной  работы в детском саду, в которой выделены следующие компоненты:

  1. Мониторинг  анализа физического  здоровья  воспитанников, развития  музыкальности, креативности и  отслеживании социально-эмоционального комфорта детей в музыкальной среде группы.
  2. Организация музыкальной здоровьесберегающей среды.
  3. Использование здоровьесберегающих технологий в НОД и совместной деятельности.
  4. Просвещение педагогов и родителей.

Основой работы по реализации здоровьесберегающей модели являются результаты мониторинга   анализа физического  здоровья  воспитанников, диагностики развития  музыкальности, креативности и  детей в музыкально-образовательной среде.

В своей музыкальной практике я использую мониторинг  «Управление качеством музыкального образования дошкольников на основе комплексного педагогического мониторинга»  разработанный Э.П.Костиной, диагностика проводится   2 раза в год, что даёт возможность отслеживать динамику развития каждого ребёнка, и в соответствии с этими данными, планировать всю дальнейшую  работу.

По результатам диагностики  планируется  индивидуальная работа с детьми, выясняется уровень их развития, и самое главное - резерв возможностей.

Одним из важнейших средств  развития музыкальности и оздоровления детей является образовательная среда в ДОУ. И эта среда должна отвечать всем  критериям  комфорта.

В нашем ДОУ создана обстановка, обеспечивающая психологический, интеллектуальный и физический комфорт детей, способствующая соблюдению баланса активности и отдыха, коллективной и индивидуальной деятельности. Все помещения ДОУ выдержаны в спокойных, светлых тонах, в дизайне используются элементы различных техник (коллажи из плёнки, «витражная техника», игровые макеты, модули и др.), что создаёт комфортное настроение, способствуя эмоциональному благополучию детей.

Музыкально-развивающая микросреда ДОУ представляет собой мини-центры музыкального развития в каждой возрастной группе, где представлен разнообразный материал для приобщения детей к музыкальной и оздоровительной деятельности

Музыка должна сопровождать детей повсюду, поэтому во всех группах нашего ДОУ присутствуют средства ТСО. Всё активнее используются и ИКТ.

Следуя структуре построения среды, мы придерживаемся принципов мобильности среды, её соразмерности, стильности оформления, доброкачественности, соответствия возрастным особенностям детей.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование  следующих здоровьесберегающих технологий:

Дыхательная гимнастика.

С помощью дыхательной гимнастики  повышается общий жизненный тонус ребёнка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям, развивается дыхательная мускулатура, улучшается кровообращение в лёгких, отрабатывается механизм физиологически правильного речевого и певческого дыхания.

Для успешной реализации поставленных задач, я включила систему разработанных упражнений в различные виды деятельности и формы работы.   (музыкальная и физкультурная НОД, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультминутки)

В своей практике я использую кинезиологические дыхательные упражнения и дыхательную гимнастику А.Стрельниковой. Данная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие. Основной комплекс дыхательной гимнастики включает в себя упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Большой маятник», «Малый маятник», «Кошечка», «Обними плечи», «Ушки», «Повороты головы», «Перекаты», «Шаги».

Кинезиологические упражнения также укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы, способствуют выведению мокроты, уменьшению застойных явлений в легких, совершенствуют механизм дыхания и координации дыхания и движений.

Противопоказания к выполнению дыхательной гимнастики: тяжелое состояние ребенка и заложенность носа. Если у ребенка насморк, то сначала его нужно вылечить, а затем приступать к выполнению упражнений.

Детям нравится выполнять дыхательные упражнения, они считают их игрой, и вместе с этим приносят неоценимую пользу для укрепления дыхательной мускулатуры и здоровья в целом.

Пальчиковые кинезиологические игры.

В моей  практике осуществляется система кинезиологических пальчиковых упражнений, сопровождаемая  пением.

Музыкально-ритмические движения, ритмопластика.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно развивают и музыкальность, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

Моя система работы над музыкально-ритмическими движениями основана на программе А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика»

Кинезиологические, валеологические  распевки.

Цель распевок – подготовить голосовые связки к пению, развивать звуковысотный и ритмический слух.    Несложные тексты, мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, трезвучия поднимают настроение,  улучшают эмоциональный климат в начале  НОД. Валеологические песенки – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.

Артикуляционная гимнастика.

Включает в себя несложные статические и динамические упражнения для языка и губ: «Улыбка», «Хоботок», «Заборчик», «Кролик», «Птенчики», «Лопаточка», «Иголочка» и др., ритмичное исполнение стихотворного текста с музыкальным сопровождением

Артикуляционная гимнастика  способствует тренировке мышц речевого аппарата,  развивает музыкальную память, способствует запоминанию текста песен, вниманию, развивает чувство ритма. При отборе упражнений мы следуем рекомендациям учителя-логопеда. В результате этой совместной работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание

Психогимнастика.

Для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации движений используется психогимнастика. Упражнения сопровождаются текстом, музыкой, помогая детям лучше представить тот или иной образ и войти в него. Создают  положительный эмоциональный настрой, устраняют замкнутость, снимают усталость. Проводятся 1-2 раза в неделю, начиная  со старшего возраста по 25-30 мин.        педагогом-психологом, в музыкальной НОД по мере необходимости. В своей музыкальной практике использую психогимнастику Чистяковой М.А.

Арттерапия

Арттерапия – это буквально лечение искусством. Это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала  человека, помогает снизить эмоциональную тревожность, повысить самооценку, развить коммуникативные навыки, способствовать закреплению положительных поведенческих реакций.

В нашем ДОУ  как в НОД, так и в самостоятельной деятельности детей активно используются следующие виды арттерапии: музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, игротерапия, песочная терапия .Обсудив данную технологию с педагогическим коллективом, мы оформили в каждой группе уголки для проведения арттерапии, оснащенные различными пособиями и дидактическими играми: музыкально-творческие игры, различные виды кукольных театров, запасник ценных вещей, уголок ряженья, ёмкости с песком и т.д.

 Пока ещё небольшой опыт педагогического коллектива по использованию арттерапевтических технологий показывает, что эта работа  эффективно влияет на улучшение эмоционального состояния детей и в целом на создание положительного климата в группе, что в свою очередь является одним из компонентов оздоровительной работы с дошкольниками.

Вокалотерапия

Система вокалотерапии, включающая в себя работу мышц и голоса - хороший путь к хорошему здоровью без применения лекарств

Звук «А-А-А» - стимулирует работу легких, трахеи, гортани, оздоравливает руки и ноги.

 Звук « И-И-И»- активизирует деятельность щитовидной железы, полезен при заболеваниях ангиной, улучшает зрение и слух.

 Звук « У-У-У»- усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость, вялость, заболевания органов слуха,

 Звук « М-М-М» - с закрытым ртом снимает психическую утомляемость, улучшает память и сообразительность.

Использую такие пропевания в музыкальной НОД как сигнал перед изменением вида деятельности, это способствует сосредоточенности внимания.

Массаж.

В музыкально-образовательной деятельности используются различные виды массажа, что существенно помогает активизировать акупунктурные зоны, имеющие оздоровительную направленность.

Такие упражнения как «Ежик» (массаж лица), «Мышка» (массаж рук), «Дождь» (массаж спины), «Морковь» (массаж носа), «Рукавицы» (массаж пальцев рук), «Курочки и петушок» (массаж ног), «На границе» (массаж ушей), «Мочалка» (массаж груди).

 Релаксация.

Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать внимание, снять возбуждение. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление более длительным. Необходимо обратить внимание на то, как приятно состояние расслабленности, спокойствия. Релаксацию можно проводить лежа («Звери и птицы спят») или сидя («Устали»). Прием релаксации должен сочетаться с работой по формированию правильного дыхания.

Даже самая совершенная музыкально-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

После обработки анкет с добавленными вопросами об оздоровлении детей были выявленны определённые тенденции в предпочтениях родителей, их желание и стремление к сотрудничеству, их знания о музыкальном развитии детей, и почти стопроцентное отсутствие знаний о ведении музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.  На основании этих данных внесли некоторые изменения в формы взаимодействия с семьёй.

Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьёй – это совместные праздники. Проведение таких мероприятий  приносит много радости и удовлетворения и детям, и взрослым. «Общее сопереживание сближает, создаёт радостную атмосферу, возникают взаимоотношения, основанные на общих интересах» (Костина Э.П.). В нашем ДОУ стало традицией проведения совместно с родителями таких праздников, как  «23 февраля», разнообразные конкурсы к «8 Марта», «Широкая Масленица» и «Выпуск в школу», спортивные развлечения.

Практическое применение здоровьесберегающих технологий, по моему мнению, возможно  только при условии  согласованности  действий всего педагогического коллектива.

Педагоги оценили значимость этого нововведения и с успехом применяют технологии в своей деятельности. Совместно со специалистами нашего ДОУ  разработан план взаимодействия специалистов по реализации совместных  задач оздоровления детей. Разрабатывается единая линия в планировании образовательного процесса.

Разработан материал для  воспитателя, отражающий содержание по созданию единой развивающей музыкальной-оздоровительной  среды. На данный момент обновлено содержание моделирования с учётом здоровьесберегающих технологий, систематизирована подборка музыки для режимных моментов, в организационные папки добавлены консультации для воспитателей по данной теме, которые помогают им лучше ориентироваться  в музыкально-оздоровительном процессе.

В нашем ДОУ педагогический коллектив работает в творческом поисковом  режиме по проблеме оздоровления детей, создает необходимые для этого условия, в комплексе проводит оздоровительные мероприятия, развивает свои  профессиональные  качества, широко использует здоровьесберегающие технологии в работе с  детьми.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий смогло повысить  результат музыкального  воспитательно -образовательного процесса, а именно :

1. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.

2. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).

3. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.

4. Повышение уровня речевого развития.

5. Стабильность физической и умственной работоспособности.

Положительная динамика результатов диагностики  детей позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии здоровьесберегающих технологий на процесс музыкального воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая презентация педагогического опыта на тему "Внедрение инновационных звдоровьесберегающих технологий в ДОУ".

Доклад- творческая презентация педагогическогоопыта инструктора по физо "Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий"...

Творческая презентация педагогического опыта на тему: «Воспитание нравственности у младших дошкольников через проектную деятельность»

Мы обязаны как можно раньше донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им  прочную основу для становления в жизни....

Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя

quot;Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной области "Музыка"...

Презентация педагогического опыта музыкального руководителя

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов путем овладения ими приемов ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями искусства на основе синтеза искусств...

Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя на тему: Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста на основе элементарного музицирования

Речь идёт о новых, скажем точнее, новейших тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих  говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личност...

Описание педагогического опыта музыкального руководителя Карбаевой О.В. на высшую квалификационную категорию.

Описание педагогического опыта музыкального руководителя Карбаевой О.В. на высшую квалификационную категорию....