Образовательная парциальная Программа «Основы экологии для дошкольников»
рабочая программа
Очень важный аспект в сохранении природных ресурсов Земли –это экологическое воспитание всего населения. Экологическое образование официально является, как наиболее приоритетное направление совершенствования деятельности образовательных систем. В настоящее время экология это основа формирования нового образа жизни. Начало формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям, накапливаются яркие эмоциональные впечатления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_programma_po_ekologii.docx | 493.91 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..………4
- Целевой раздел……………………………………………………….……….6
- Пояснительная записка……………………………………………………….6
- Цель и задачи Программы……………………………………………………7
- Принципы и подходы к реализации Программы………………...………….8
- Формы и методы при реализации программы………………………………9
- Значимые для разработки и реализации Программы характеристики………………………………………………………………………10
- Планируемые результаты освоения программы……………………………11
- Мониторинг результатов образовательной деятельности…………............13
- Содержательный раздел……………………………………………………...22
- Календарно-тематическое планирование младший дошкольный возраст (дети 3-4 лет)…………………………………………………………………………23
- Календарно-тематическое планирование средний дошкольный возраст (дети 4-5 лет)…………………………………………………………………………….....28
- Календарно-тематическое планирование старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет)…………………………………………………………………………34
- Календарно-тематическое планирование старший дошкольный возраст (дети 6-7 лет)…………………………………………………………………………43
- Взаимодействие с семьями воспитанников …………………………………50
- Организационный раздел………………………………………………….......56
- Объем образовательной нагрузки…………………..………………………..56
- Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………………………………………….56
- Методические материалы и средства обучения и воспитания…...………...57
- Материально-техническое обеспечение Программы………………………..57
Используемые источники…………………………………………………………….59
ВВЕДЕНИЕ
Очень важный аспект в сохранении природных ресурсов Земли –это экологическое воспитание всего населения. Экологическое образование официально является, как наиболее приоритетное направление совершенствования деятельности образовательных систем. В настоящее время экология это основа формирования нового образа жизни. Начало формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям, накапливаются яркие эмоциональные впечатления.
Экологическое воспитание дошкольника — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы. Дошкольнику легче установить сходства, чем найти отличия. Именно они ведут к сравнению с собой. Например: животному (растению) больно, как и мне, оно двигается, питается, дышит — как и я.
Период дошкольного детства относится к наиболее важной для формирования личности первичной или детской социализации, поскольку формирует её базовую структуру. Используя различные специфические средства (музейный предмет и др.), музей способствует адаптации детей дошкольного возраста,удовлетворяя свои значимые потребности. Восприятие и осмысление информации ребенком, транслируемой музейной средой и музейными предметами, способствует осуществлению музейной коммуникации, в процессе которой дошкольник осваивает различные социальные роли. Образовательное пространство музея способствует формированию социализации ребенка в дошкольном детстве. Средством социализации в музее служит особый» музейный язык», раскрывающий содержание различных понятий, которые выражаются через изображение предметов.
- В музейных материалах представлены характеры и судьбы людей прошлого и настоящего, мотивы их поступков, модели их поведения, служащие ребенку культурными эталонами для подражания.
- Экспонаты музея воспринимаются как продукты творческой деятельности человека, как результат его взаимодействия с окружающим миом, с другими, с самим собой в разных жизненных ситуациях;
- В музее ребенок познает социальные явления и противоречия жизни, совершает внутренний акт самоопределения, изменения себя, соотнося свои взгляды, представления, ценности с нормами людей других эпох и культур, используя для этого социокультурный потенциал. В социально-личностном становлении ребенка значительная роль принадлежит искусству, которое организует духовный мир человека, определяет систему моральных и эстетических ценностей.
Одной из актуальных проблем современного мира является сохранность нашей планеты и экологии. Поэтому актуальность данной программы заключается в том, чтобы научить детей любить и бережно относиться к природе.
Актуальность использования музейной педагогики в образовательном процессе ДОО обусловлена соответствием основных аспектов музейной педагогики как современной образовательной технологии концептуальным основам Федеральным государственным образовательным стандартам.
Создание музейной среды в дошкольной организации с помощью обучающихся и их родителей, социальных партнеров предоставляет уникальную возможность приобщения к природным, материальным и духовным богатствам общества и региона в процессе любой интересной деятельности.
Музей в ДОО это системообразующий фактор воспитательного пространства.
Образовательная парциальная Программа «Основы экологии для дошкольников» (далее Программа) является результатом работы в рамках данного направления.
Оригинальность данной Программы состоит в интеграции экологического воспитания и музейной педагогики в образовательный процесс через разные виды детской деятельности, включая взаимодействие с семьями воспитанников и социальными партнёрами образовательной организации.
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Образовательная парциальная Программа « Основы экологии для дошкольников» разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ» (ст.2) определяет воспитание как деятельность, направленную «на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм в интересах человека, семьи, общества и государства»;
- Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
- Основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ№26 «Кораблик» города Бердска Новосибирской области.
Программа « Основы экологии для дошкольников» является частью, формируемой участниками образовательных отношений части ООП ДО, и направлена на познавательное развитие, экологическое воспитание детей. Программа ориентирована на детей 3-7лет и в результате ее освоения у детей могут быть сформированы представления о экологической культуре, бережного отношения к природе, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях. Ребёнок сможет рассказать об экспонатах, находящихся в мини-музеях, проявлять инициативу в участии социально значимых делах.
Нормативный срок освоения программы – 4 года.
Реализация программы предполагает организацию образовательной деятельности в разных формах; фронтально, индивидуально и по подгруппам.
Программа реализуется в течение учебного года через организацию образовательной деятельности один раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью 15-30 минут, в зависимости от возраста воспитанников,, с сентября по май.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель :
Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи :
- Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование представлений о взаимосвязях в системе «Человек- природа» и в самой природе;
- Развитие интереса к миру природы;
- Формирование способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и навыки наблюдать природные сезонные изменения, анализировать их, делать выводы;
- Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам;
- Формирование мотивов безопасного образа жизни и поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего города;
- Повышение компетентности родителей по проблеме формирования у воспитанников экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста;
- Уточнение, систематизирование и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды родного города и области.
1.3. Принципы и подходы к реализации Программы
В основе реализации программы лежат следующие принципы:
- Развивающий принцип, основанный на детской активности.
- Принцип дифференцированного подхода к каждому обучающемуся, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
- Принцип интегративного подхода к построению содержания образования, рассмотрение экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребёнка.
- Принцип тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании (обращение к национально-культурным традициям).
- Принцип учета региональных условий (знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроен на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал).
- Принцип научности - обоснованность и достоверность содержания теоретической части экологического образования, формирование практических навыков адаптации и прогнозирования своих действий во время отдыха или труда в природных условиях на основе представления о закономерностях, существующих в природе.
- Принцип вариативности и разнообразия.
- Принцип гуманности - данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.
- Принцип доступности - содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии с возрастными, психологическими, социальными и интеллектуальными особенностями детей, с учётом уровня их развития, а также индивидуальных познавательных способностей. Предпочтительны соответствующие возрасту формы организации занятий: наблюдение, обсуждение, эксперимент, игра.
- Принцип системности и последовательности- необходимо придерживаться принципа поступательного перехода от простых объектов познания к более сложным, опираясь на освоенный ранее материал. Ребёнок знакомится с новыми знаниями, обращаясь к известной ему информации.
- Принцип согласованности - продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями.
Осуществляется реализация программы с учётом следующих подходов:
Личностно-ориентированный подход – организация образовательного процесса на основе последовательного отношения педагога к ребенку как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.
Системный подход – позволяет отделить и тщательно изучить каждый элемент системы в отдельности, проанализировать и сопоставить их друг с другом, объединив в целостную структуру.
Средовой подход – использование возможностей внутренней и внешней среды образовательной организации в воспитании и развитии личности ребенка.
Деятельностный подход – организация образовательной деятельности детей, при которой они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в образовательном процессе; воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Компетентностный подход – основным результатом образовательной деятельности становится формирование компетентностей как постоянно развивающейся способности воспитанников самостоятельно действовать при решении актуальных проблем.
Культурологический подход – интеграция усвоенных знаний через раскрытие существенных связей социокультурных явлений и процессов, через овладение способами и приёмами культурологического познания, которые обеспечивают применение социокультурных знаний в жизненных ситуациях.
1.4. Методы и приемы реализации программы
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
- Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых,
- дидактических, игр-драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий.
Направления реализации программы:
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)
1.5.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Особенности развития детей (3-7лет)
Младшая группа (от 3 - 4 лет)
В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.) ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать.
Средняя группа (от 4 - 5 лет)
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
Старшая группа (от 5 - 6 лет)
Возраст 5 - 6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Подготовительная группа (6 - 7 лет)
В возрасте 6 - 7 лет происходит расширение и углубление представлений детей об окружающем мире. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности природных объектов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.
При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования и т.д.
1.6. Планируемые результаты освоения программы
К концу освоения программы предполагается получить следующие результаты:
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
- дети, возрастом 3-4 лет, должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом мире.
Ухаживать за растениями и животными в уголке природы, делать элементарные выводы и умозаключения. Иметь представления о родном крае.
- Сформированность общих представлений о своем городе, округе, о своеобразии природы региона.
- Приобретение общих представлений об основных группах животных и растений округа, среды обитания.
- Развитие осознанного отношения к своему здоровью, навыков здорового и безопасного образа жизни.
- дети, возрастом 4-5 лет, должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом.
- Проявление у детей экологического сознания, экологически правильного поведения.
- Сформированность представлений о природе родного края, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
- Сформированность представлений о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
- Усвоение знаний о безопасном образе жизни, о необходимости обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего края.
- дети, возрастом 5-6лет
- Сформированность представлений о своем городе, округе, о своеобразии природы региона.
- Сформированность стремления к исследованию объектов природы, дети делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.
- Овладение навыками экологически безопасного поведения в природе.
- дети, возрастом 6-7 лет
- Приобретение представлений об основных группах животных и растений округа, среды обитания.
- Умение уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года, объяснить причины смены времен года.
- Воспитание осознанно-бережного, экологически-целесообразного отношения к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.
- Развитие осознанного отношения к своему здоровью, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Формой подведения итогов реализации программы являются: экологические праздники, викторины и т.д.
Воспитанник должен:
ЗНАТЬ
- Правила поведения в природе.
- Растения и их характерные признаки.
- Основные признаки диких и домашних животных.
- Виды птиц своей местности.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
- О перелётных птицах.
- О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
- Об охране природы.
- О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
- О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
УМЕТЬ
- Выполнять правила поведения на природе.
- Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения.
- Обеспечивать уход за растениями цветников
- Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).
- Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.
Ожидаемые результаты к концу года
Дети |
|
Педагоги |
|
Родители |
|
1.7. Мониторинг результатов образовательной деятельности
Концептуальные основания оценки качества образовательной деятельности ДОО определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО.
Для отслеживания динамики достижений детей два раза в год проводится диагностика: первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в сентябре, итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае. Знания детей прослеживаются в форме итоговых занятий предусматривающих ответы на вопросы и выполнение практических заданий.
Условные обозначения:
- Высокий уровень - критерии проявляются в полной степени (4 балла)
- Средний уровень - критерии просматриваются, но имеют фрагментальный
- характер (2-3 балла)
- Низкий уровень - критерии отсутствуют, либо выражены слабо (1 балл)
Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики.
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Эго возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе. Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация; беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная;
- подгрупповая; групповая.
Материалы для инструментария подбираются в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей.
Примеры описания инструментария:
1. Отношение и представления о Родине.
Задание №1. Ориентируется в помещениях детского сада, называет свой город.
Методы: беседа.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Скажи, пожалуйста, как называется город, в котором ты живешь?»
2. Отношение к своему здоровью.
Задание №1. Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека.
Методы: беседа.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание№1: «Скажи, пожалуйста, какое значение имеют солнце, воздух, вода для человека?»
Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: игрушка, мнемо-таблица или схемы-подсказки.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Помоги (игрушке) научиться быть здоровым. Расскажи, как это - быть здоровым».
4.Представления о природе.
Задание №1.
Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления о потребностях живых организмов, условиях для жизни.
Материал. 7 – 8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, рыба, насекомое, зверь), солнце, автомобиль, самолёт.
Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком. Ребёнку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:
- Как ты догадался, что всё это живое?
- Почему ты считаешь, что (называется объект) живой?
- Что нужно (называется объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?
Задание №2.
Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.
Материал. Дидактическая игра «Что, где растёт?»
Методика. С ребёнком проводится игра «Что, где растёт?»
Задание №3.
Цель. Выяснить, знает ли ребёнок части растений и их функции.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 1.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание №4.
Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представления о стадиях роста растений.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 2.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и дать объяснение.
Задание №5.
Цель. Выявить представление ребёнка о многообразии животных и местах их обитания.
Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоём, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3 – 4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка, 3 – 4 вида домашних и диких животных.
Методика. Ребёнку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.
Задание №6.
Цель. Выявить представления ребёнка о назначении основных частей тела животных.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 3.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание №7.
Цель. Выяснить имеет ли ребёнок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.
Материал. Сюжетные картинки с изображениями времён года и видов труда людей в разные сезоны года.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком по сюжетным картинкам:
- Какое это время года?
- Почему деревья так выглядят?
- Как изменяется жизнь животных (называется время года)?
Задание №8.
Цель. Изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов.
Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком:
- Любишь ли ты животных и растения?
- С какими живыми существами тебе нравится встречаться? Почему?
- Зачем нужны животные и растения?
- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?
- Могут ли люди прожить без других людей? Почему?
Задание №9.
Цель. Выявить представления ребёнка о нормах отношения к живому.
Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.
Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком:
- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
- Как бы ты поступил на его месте?
- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?
4.Отношение к природе.
Задание №1.
Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе.
Методика. Наблюдение за отношением детей к живым объектам в группе, на участке, во время прогулок и экскурсий.
Задание №2.
Цель. Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.
Методика. Проводится наблюдение за отношением ребёнка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребёнок должен будет осуществить выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в кабинете находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные - в кормлении; растения - в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой и др.). В кабинет приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребёнок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:
- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?
- Как ты это узнал?
- Хотел бы ты ему помочь?
- Почему ты хочешь ему помочь?
5.Умение осуществлять деятельность с природными объектами
(труд в природе).
Цель. Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями.
Методика. У ребёнка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатными растениями или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребёнку предлагается:
- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;
- рассказать о последовательности ухода за растением;
- непосредственно осуществить уход.
Высокий уровень - Ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер.
Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться.
Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.
Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.
Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.
Средний уровень - Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и - под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов.
Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.
Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные
Низкий уровень - Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения.
Не соотносит представителей животного мира со средой обитания.
Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Трудовые процессы выполняет несамостоятельно, качество труда низкое.
Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.
Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
Оценка индивидуального развития детей 3-4 лет ________________________
№ | Условные обозначения Д-девочка М-мальчик | Ориентируется в помещениях детского сада. Называет свой город | Называет диких и домашних животных | Называет фрукты, овощи, некоторые растения | Называет времена года, некоторые признаки | Владеет элементарными навыками самообслуживания | Знает правила бережного и безопасного поведения с животными | Итог | |||||||
Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | ||
1. | Д | ||||||||||||||
2. | М | ||||||||||||||
3. | Д | ||||||||||||||
4. | Д | ||||||||||||||
5. | Д | ||||||||||||||
6. | М | ||||||||||||||
7. | Д | ||||||||||||||
8. | М | ||||||||||||||
9. | М | ||||||||||||||
10. | Д | ||||||||||||||
11. | М | ||||||||||||||
12. | Д | ||||||||||||||
13. | М | ||||||||||||||
14. | Д | ||||||||||||||
15. | Д | ||||||||||||||
16. | М | ||||||||||||||
17. | М | ||||||||||||||
18. | Д | ||||||||||||||
19. | Д | ||||||||||||||
20. | М | ||||||||||||||
21. | Д | ||||||||||||||
22. | М | ||||||||||||||
23. | М | ||||||||||||||
24. | Д | ||||||||||||||
25. | Д | ||||||||||||||
26. | М | ||||||||||||||
27. | М |
Оценка индивидуального развития 4 - 5 лет ________________________
№ | Фамилия, имя ребенка | Знает название города, домашний адрес | Называет животных, обитающих в г. Бердске НСО | Называет растения, растущие в г.Бердск НСО | Называет времена года, признаки | Знает о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, соблюдения режима дня | Знает правила поведения в лесу, на водоёмах, с домашними животными, насекомыми, ядовитыми растениями. | Знает правила здорового образа жизни | Итог | ||||||||
Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | ||
1. | |||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||
3. |
Оценка индивидуального развития детей 5- 6 лет ________________________
№ | Фамилия, имя ребенка | Знает название города, домашний адрес. Называет географические особенности города | Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека | Называет животных, обитающих в НСО | Называет растения, растущие в НСО | Называет времена года, последовательность, названия месяцев | Знает о важных и вредных факторах для здоровья, о значении для здор.утренней гимнастики, закаливаниесоблюдения режима дня | Знает правила поведения в лесу, на водоёмах, с дом. животными, насекомыми, ядовит.растениями | Итог | ||||||||
Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | ||
1. | |||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||
3. |
Оценка индивидуального развития детей 6- 7 лет ________________________
№ | Фамилия, имя ребенка | Уверенно отличает и называет характерные признаки разных времен года | Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики | Может описать богатства НСО Называет природные ресурсы | Знает и называет зверей, птиц, пресмыкающихся. земноводных, насекомых | Называет растения, растущие в НСО | Знает правила поведения в лесу, на водоёмах, с дом.животными, насекомыми, ядовитыми растениями. | Знает о принципах ЗОЖ(двиг.активн., закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать | Знает алгоритм действий в экстремальный ситуациях (пожар, наводнение, жара, мороз и др.). | Итог | |||||||||
Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | ||
1. | |||||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||||
3. |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Гармоничное развитие личности ребенка в целом и экологическое воспитание дошкольника в частности опирается на систему знаний. Эта система включает в себя элементарные знания (живая природа – растения, животные, человек и неживая природа), об экологическом пространстве, здоровье, жизни, движении – основных началах природоведения. Особое значение в этой системе занимают знания о человеке, как части природы, как самого разумного существа, от которого в значительной степени зависит ее сохранение.
Программа представляет собой целостную систему экологических знаний, включает пять разделов.
(основной материал в оригинале)
Литература
- Александрова, О.В. Окружающий мир для малышей / О.В. Александрова. – М.: Эскимо, 2011. – 64 с.
- Белякова, Л.М. Музейная педагогика: новый взгляд на образование / Л.М. Белякова // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – № 5. – С. 17-21.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5–6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.–Воронеж: Учитель,2002.–159 с.–(Педагогика нового времени).
- Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
- Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2016. – 368 с.
- Гетманская, Е.В. Воспитательный потенциал музейной педагогики / Е.В. Гетманская // Внешкольник. – 2007. – №1. – С. 45-46.
- Горький, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию / Л.Г. Горький, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. – М.: ВАКО, 2011. – 240 с.
- Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей (младшей, средней,старшей, подготовительной) группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002.
- Добрынина, Н.Е. Первый в жизни музей / Н.Е. Добрынина // Дошкольное воспитание. – 2000. – №6. – С. 73-77.
- Здравствуй, музей!: музейно-педагогическая программа: концепция, структура, содержание. – СПб.: [б. и.] , 2008. – 47 с.
- Золотова, Н.О. Музей и дети. Взаимосвязь эстетического и этического воспитания / Н.О. Золотова // Искусство в школе. – 2009. – №4. – С. 58-59.
- Козлова, С.А. Я – человек / С.А. Козлова. – М.: ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА, 2014. – 64 с.
- Мирилова, Т.Л. Экология. Нестандартные занятия: подготовительная группа / Т.Л. Мирилова. – Волгоград: Корифей, 2010. – 111 с.
- Морозова, А.И. Музейная педагогика из опыта методической работы / А.И. Морозова, О.В. Мельникова, М.: ТЦ Сфера, 2006. – 416 с.
- Морозова, А.Н. Музейная педагогика. Пособие для воспитателей, методистов ДОУ и родителей / А.Н. Морозова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. – 416 с.
- «Мы» Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева. –СПб: «Детство-пресс», 2000
- Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / С.Н. Николаева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 66 с.
- Рыжова, Н.А. Мини-музей в детском саду / Н.А. Рыжова, Л.В. Логинова, А.И. Данюкова. – М.: Линка-Пресс, 2008. – 256 с.
- Рыжова, Н.А. Наш дом – природа. Программа / Н.А. Рыжова. – М.: Карапуз-дидактика, 2005. – 192 с.
- Юхлевич, М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике / М. Ю. Юхлевич. – М.: Рос. ин-т культурологии, 2001. – 223 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Парциальная программа «Юный эколог»: экологическое сознание берет старт в дошкольном детстве»
В современном мире проблемы экологии и окружающей среды особенно актуальны. Люди еще не научились осознанно и правильно взаимодействовать с природой без ущерба для себя и планеты. Одним из аспек...
Комплексная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «Физическое воспитание в детском саду» под редакцией Э.Я.Степаненковой Парциальная программа : «Основы здорового образа жизни» под редакцией Н.П. Смирновой
Пояснительная записка Рабочая программа по физическому развитию детей МБДОУ «Детский сад №15» разработана в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования...
Парциальная программа "ЮНЫЙ ЭКОЛОГ"
Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего ви...
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Р. Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева
Воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение...
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» сориентирована на то, чтобы дать детям необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения, сформировать основы экологи...
Парциальная программа " Юный эколог"
Цель программы Цель программы – Формирование у ребенка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Фор...
Парциальная программа. "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду". Николаева С.Н.
Парциальная программа. "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду". Николаева С.Н....