Разработка проекта по формированию опытно-экспериментной деятельности
методическая разработка (старшая группа)
Разработка проекта по формированию опытно-экспериментной деятельности в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 15.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка проекта по формированию опытно-экспериментной деятельности
«Весёлая лаборатория»
в старшей группе «Звёздочки»
Вид проекта: по срокам реализации - краткосрочный (1 неделя),
по тематике - исследовательский,
по составу участников - групповой.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, которые получены со слов родителей, педагогов. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника.
Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Проблема:
Познавая окружающий мир, ребёнок стремится рассмотреть предмет, потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им, но не всегда это возможно сделать это в окружающей обстановке. Дети часто слышат: «Нельзя», «Не трогай», «Вырастешь - узнаешь». Взрослые не задумываются о последствиях таких высказываний в сторону ребёнка. Ребёнок закрывает свой любознательный мир от взрослых и действует украдкой, что может быть небезопасно для него и окружающих.
В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях такой вид деятельности, как экспериментирование, применяется неоправданно редко и, как правило, в старшем дошкольном возрасте. Поэтому, видя живой интерес наших детей к окружающему миру и отвечая на бесконечное количество вопросов, мы решили реализовать проект по формированию опытно-экспериментальной деятельности в средней группе.
Цель: формировать интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию.
Задачи:
В Познавательном развитии
- Знакомить с разными способами исследования предметов
- Учить искать пути разрешения проблемы, используя доступные средства
В речевом развитии
- Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалах, из которых они сделаны.
- Формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать своё решение
- Учить формулировать проблему
В социально – коммуникативном развитии
- Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов
- Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей
- Формировать и расширять представления о разных материалах, их свойствах и способах использования
- Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, окружающего мира, формирование осторожного, осмотрительного отношения к окружающему миру.
В физическом развитии
- Формировать гигиенические навыки, воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни через знакомство с водой и её полезными свойствами.
- Развивать координацию, ловкость, силовые и скоростные качества.
В художественно – эстетическом развитии
- Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.
- Развивать творческую активность, образное мышление. Формировать познавательный интерес в области художественного творчества.
- Продолжать знакомить с новыми нетрадиционными изобразительными техниками (кляксография с трубочкой, рисование мыльными пузырями, рисование на молоке)
Этапы работы над проектом:
1) Подготовительный
- Определение темы проекта.
- Формулировка цели и определение задач.
- Подбор материалов по теме проекта «Весёлая лаборатория»;
- Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы). Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма; бросовый материал: пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); прочие материалы: зеркала, воздушные шары, свечи.
- Пополнение картотек по экспериментированию.
- Консультация для родителей: «Создание условий для экспериментирования детей дома».
- Знакомство с правилами безопасности во время проведения экспериментов.
- Составление плана основного этапа проекта согласно тематическому планированию на неделю, опираясь на сетку НОД в данной возрастной группе.
- Разработка конспектов
2) Основной
Формы работы с детьми:
- Игровая деятельность
Дидактические игры: «Отгадай загадку», «Кто что считал?», «Что сначала, что потом», «Найди пару», «Узнай предмет», «Подбери больше слов», «Узнай на ощупь», «Узнай звук»
Сюжетно – ролевые игры: «Лаборатория».
- Продуктивные виды деятельности
1. Зарисовки опытов. Рисование на тему: «Извержение вулкана», «Рисуем ветром» (кляксография)
2. Лепка: «Вулкан»
- Коммуникативная деятельность
Развитие речи: беседы «Свойства воды», «Проказник-ветер», «Полезное молоко», «Вверх по стеблю».
- Двигательная деятельность
Подвижные игры: «Поймай ветер», «Пузырь», «Превращения».
- Познавательно – исследовательская деятельность
- Ежедневные наблюдения на прогулке.
- Ежедневные наблюдения на прогулке.
- Эксперименты и опыты:
1 день: эксперименты с водой и растениями
Вода течёт, бежит, капает сверху вниз. А представьте мир, в котором вода течёт снизу вверх! Кажется, что это невозможно? Проверим! Мы провели два эксперимента, доказывающие возможность движения воды снизу вверх.
2 день: эксперименты с воздухом
Почему шарик стал меньше? Можно ли поймать воздух? И что может заставить его шевелиться? А может ли воздух вредничать? И зачем он вообще нужен? Чтобы выяснить это мы провели исследование.
3 день: эксперименты с водой и воздухом
Воздух и вода – кто сильнее? Может ли воздух удержать воду? И как при помощи воды создать морского обитателя?
4 день: эксперименты с пищевыми продуктами
Что значит «молоко убежало»? и может ли убежать не кипящее молоко? И как уговорить молоко танцевать, вулкан извергаться, а лёд трещать и таять, не прикасаясь к нему?
3) Заключительный:
Совместное с детьми изготовление стенгазеты для родителей.
Совместная деятельность детей и родителей «Весёлая лаборатория»
Презентация проекта для сотрудников ДОУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка проекта совместной деятельности с детьми по формированию предметных представлений в рамках лексической темы "Дикие животные"
Актуальность проекта: Экология – наука о взаимодействии организма со средой обитания , а экологическое образование предполагает обучение бережному отношению человека к окружающему миру и в...
методическая разработка (Проект по формированию у детей представлений о хлебе "ПОЛЕ")
Проект по формированию у детей представлений о хлебе «Поле»Вид проекта: Информационно-практический, исследовательский, творческий.Продолжительность проекта: Долгосрочный.Участники проекта: Д...
Методическая разработка "Проект по формированию основ культуры здорового питания детей старшего дошкольного возраста"
Актуальность темы проекта Проблема детского питания во всем мире стоит очень остро. В Китае для полных детей создаются оздоровительные лагеря, в США родителей тучных детей ожид...
Психолого-педагогический проект по формированию познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста 1,5-3 лет «В гостях у Песочной феи»
В младшем дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. И тому подтверждение -...
Методическая разработка "Проект по формированию целостной картины мира "Лекарственные растения" в старшем дошкольном возрасте"
Экологическое образование– одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Диагностические исследования п...
Способы разработки проектов с детьми. Отражение проектной деятельности в РППС группы
Как привлечь к планированию проектной деятельности детей?Познакомимся с совместными методами разработки проектов: «Системная паутинка», «Ментальная карта» (Т.Бьюзен), «Мо...
отчёт по опытно-экспериментной деятельнсти
отчёт о проделанной работе. картотека опытов для детского сада...