Разработка проекта по формированию опытно-экспериментной деятельности
методическая разработка (старшая группа)

Фролова Екатерина Валерьевна

Разработка проекта по формированию опытно-экспериментной деятельности в старшей группе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx15.21 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка проекта по формированию опытно-экспериментной деятельности

«Весёлая лаборатория»

 в старшей группе «Звёздочки»

Вид проекта: по срокам реализации - краткосрочный (1 неделя),

по тематике - исследовательский,

по составу участников - групповой.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность 

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, которые получены со слов родителей, педагогов. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника.

Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Проблема:

Познавая окружающий мир, ребёнок стремится рассмотреть предмет, потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им, но не всегда это возможно сделать это в окружающей обстановке. Дети часто слышат: «Нельзя», «Не трогай», «Вырастешь - узнаешь». Взрослые не задумываются о последствиях таких высказываний в сторону ребёнка. Ребёнок закрывает свой любознательный мир от взрослых и действует украдкой, что может быть небезопасно для него и окружающих.

В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях такой вид деятельности, как экспериментирование, применяется неоправданно редко и, как правило, в старшем дошкольном возрасте. Поэтому, видя живой интерес наших детей к окружающему миру и отвечая на бесконечное количество вопросов, мы решили реализовать проект по формированию опытно-экспериментальной деятельности в средней группе.

Цель: формировать интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию.

Задачи:

В Познавательном развитии

- Знакомить с разными способами исследования предметов

- Учить искать пути разрешения проблемы, используя  доступные средства

В речевом развитии

- Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалах, из которых они сделаны.

- Формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать своё решение

- Учить формулировать проблему

В социально – коммуникативном развитии

- Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов

- Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей

- Формировать и расширять представления о разных материалах, их свойствах и способах использования

- Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, окружающего мира, формирование осторожного, осмотрительного отношения к окружающему миру.

В физическом развитии

- Формировать гигиенические навыки, воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни через знакомство с водой и её полезными свойствами.

- Развивать координацию, ловкость, силовые и скоростные качества.

В художественно – эстетическом развитии

- Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

- Развивать творческую активность, образное мышление. Формировать познавательный интерес в области художественного творчества.

- Продолжать знакомить с новыми нетрадиционными изобразительными техниками (кляксография с трубочкой, рисование мыльными пузырями, рисование на молоке)

Этапы работы над проектом:

1) Подготовительный

  • Определение темы проекта.
  • Формулировка цели и определение задач.
  • Подбор материалов по теме проекта «Весёлая лаборатория»;
  • Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы). Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма; бросовый материал: пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); прочие материалы: зеркала, воздушные шары, свечи.
  • Пополнение картотек по экспериментированию.
  • Консультация для родителей: «Создание условий для экспериментирования детей дома».
  • Знакомство с правилами безопасности во время проведения экспериментов.
  • Составление плана основного этапа проекта согласно тематическому планированию на неделю, опираясь на сетку НОД в данной возрастной группе.
  • Разработка конспектов

2) Основной

Формы работы с детьми:

- Игровая деятельность

Дидактические игры: «Отгадай загадку», «Кто что считал?», «Что сначала, что потом», «Найди пару», «Узнай предмет», «Подбери больше слов», «Узнай на ощупь», «Узнай звук»

Сюжетно – ролевые игры: «Лаборатория».

- Продуктивные виды деятельности

1. Зарисовки опытов. Рисование на тему: «Извержение вулкана», «Рисуем ветром» (кляксография)

2. Лепка: «Вулкан»

- Коммуникативная деятельность

Развитие речи: беседы «Свойства воды», «Проказник-ветер», «Полезное молоко», «Вверх по стеблю».

- Двигательная деятельность

Подвижные игры: «Поймай ветер», «Пузырь», «Превращения».

- Познавательно – исследовательская деятельность

- Ежедневные наблюдения на прогулке.

- Ежедневные наблюдения на прогулке.

- Эксперименты и опыты:

1 день: эксперименты с водой и растениями

Вода течёт, бежит, капает сверху вниз. А представьте мир, в котором вода течёт снизу вверх! Кажется, что это невозможно? Проверим! Мы провели два эксперимента, доказывающие возможность движения воды снизу вверх.

2 день: эксперименты с воздухом

Почему шарик стал меньше? Можно ли поймать воздух? И что может заставить его шевелиться? А может ли воздух вредничать? И зачем он вообще нужен? Чтобы выяснить это мы провели исследование.

3 день: эксперименты с водой и воздухом

Воздух и вода – кто сильнее? Может ли воздух удержать воду? И как при помощи воды создать морского обитателя?

4 день: эксперименты с пищевыми продуктами

Что значит «молоко убежало»? и может ли убежать не кипящее молоко? И как уговорить молоко танцевать, вулкан извергаться, а лёд трещать и таять, не прикасаясь к нему?

3) Заключительный:

Совместное с детьми изготовление стенгазеты для родителей.

Совместная деятельность детей и родителей «Весёлая лаборатория»

Презентация проекта для сотрудников ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта совместной деятельности с детьми по формированию предметных представлений в рамках лексической темы "Дикие животные"

Актуальность проекта:  Экология – наука о взаимодействии организма со средой обитания , а экологическое образование предполагает обучение бережному отношению человека к окружающему миру и в...

методическая разработка (Проект по формированию у детей представлений о хлебе "ПОЛЕ")

Проект по формированию у детей представлений о хлебе «Поле»Вид проекта: Информационно-практический, исследовательский, творческий.Продолжительность проекта: Долгосрочный.Участники проекта: Д...

Методическая разработка "Проект по формированию основ культуры здорового питания детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность темы проекта     Проблема детского питания во всем мире стоит очень остро. В Китае для полных детей создаются оздоровительные лагеря, в США родителей тучных детей ожид...

Психолого-педагогический проект по формированию познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста 1,5-3 лет «В гостях у Песочной феи»

В младшем дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. И тому подтверждение -...

Методическая разработка "Проект по формированию целостной картины мира "Лекарственные растения" в старшем дошкольном возрасте"

Экологическое образование– одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.  Диагностические исследования п...

Способы разработки проектов с детьми. Отражение проектной деятельности в РППС группы

Как привлечь к планированию проектной деятельности детей?Познакомимся с совместными методами разработки проектов: «Системная паутинка», «Ментальная карта» (Т.Бьюзен), «Мо...

отчёт по опытно-экспериментной деятельнсти

отчёт о проделанной работе. картотека опытов для детского сада...