Методическая разработка проекта совместной деятельности с детьми по формированию предметных представлений в рамках лексической темы "Дикие животные"
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)
Актуальность проекта: Экология – наука о взаимодействии организма со средой обитания , а экологическое образование предполагает обучение бережному отношению человека к окружающему миру и вместе с тем совершенствованию внутреннего мира самого человека.
Перед педагогами ДОУ стоят важные задачи экологического образования, направленные на формирование у дошкольников системы представлений о предметах и явлениях природы, формирование практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе и самое главное – воспитание гуманного отношения к природе.
Дошкольный возраст – это благоприятный этап для выполнения всех этих важнейших задач.
Значение леса в жизни человека неоценимо. Испокон веков лес укрывал человека от непогоды, спасал от стихийных бедствий, согревал и кормил.
Дары лесов являлись основным источником существования наших далеких предков. И сегодня, при высоком уровне развития цивилизации, нет такой отрасли хозяйства, которая не потребляла бы растительное сырье.
Чем еще полезен лес человеку? Леса являются регулятором климата, они очищают воздух и воду от загрязнения и токсинов, защищают реки и поля от ветровой и водной эрозии, помогают сохранить плодородность почв и ландшафты .Леса увлажняют воздух, способствуя повышению урожайности сельскохозяйственных культур. Кроме этого, леса – место обитания огромного количества различных видов животных.
Лес называют «легкими» нашей планеты. Лесные насаждения, парки, скверы, посаженные вокруг городов и в самих городах, являются основным поставщиком кислорода для людей.
Реализация познавательно – исследовательского проекта «Лес и его обитатели» - интересный способ формирования у детей экологического сознания путем интеграции всех образовательных областей.
Вид проекта: познавательно – исследовательский
Продолжительность проекта: долгосрочный (в течение учебного года).
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Участники проекта: воспитанники, родители, педагоги группы (воспитатели, учитель-логопед).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка проекта "Лес и его обитатели" | 1011.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 «Андрейка»
Василеостровского района Санкт-Петербурга
7 линия, д. 20, лит.А В.О. Санкт-Петербург, 199034
Тел.: (812) 3236828 E-mail: Vasdou003@spb.edu.ru
Методическая разработка
Совместной деятельности взрослых и детей в рамках
познавательно – исследовательского проекта на тему:
«Лес и его обитатели»
Составители:
Воспитатели: Маслова Оксана Васильевна
Галезник Галина Анатольевна
Учитель-логопед: Семенова Елена Борисовна
Санкт-Петербург
2016
Оглавление
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АННОТАЦИЯ
Актуальность проекта: Экология – наука о взаимодействии организма со средой обитания , а экологическое образование предполагает обучение бережному отношению человека к окружающему миру и вместе с тем совершенствованию внутреннего мира самого человека.
Перед педагогами ДОУ стоят важные задачи экологического образования, направленные на формирование у дошкольников системы представлений о предметах и явлениях природы, формирование практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе и самое главное – воспитание гуманного отношения к природе.
Дошкольный возраст – это благоприятный этап для выполнения всех этих важнейших задач.
Значение леса в жизни человека неоценимо. Испокон веков лес укрывал человека от непогоды, спасал от стихийных бедствий, согревал и кормил.
Дары лесов являлись основным источником существования наших далеких предков. И сегодня, при высоком уровне развития цивилизации, нет такой отрасли хозяйства, которая не потребляла бы растительное сырье.
Чем еще полезен лес человеку? Леса являются регулятором климата, они очищают воздух и воду от загрязнения и токсинов, защищают реки и поля от ветровой и водной эрозии, помогают сохранить плодородность почв и ландшафты .Леса увлажняют воздух, способствуя повышению урожайности сельскохозяйственных культур. Кроме этого, леса – место обитания огромного количества различных видов животных.
Лес называют «легкими» нашей планеты. Лесные насаждения, парки, скверы, посаженные вокруг городов и в самих городах, являются основным поставщиком кислорода для людей.
Реализация познавательно – исследовательского проекта «Лес и его обитатели» - интересный способ формирования у детей экологического сознания путем интеграции всех образовательных областей.
Вид проекта: познавательно – исследовательский
Продолжительность проекта: долгосрочный (в течение учебного года).
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Участники проекта: воспитанники, родители, педагоги группы (воспитатели, учитель-логопед).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта:
- Формирование у детей системы представлений о предметах и явлениях природы.
- Формирование представлений о значении леса в жизни человека.
- Воспитание гуманного отношения к природе.
- Формирование исследовательских способностей в процессе изучения.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- Вызвать познавательный интерес ко всему живому, получать новые представления о лесе и его обитателях из книг, познавательных занятий, просмотра природоведческих передач, посредством наблюдений за птицами и растениями , опытно-экспериментальной деятельности.
- Расширить представления детей о деревьях как о живых объектах природы; о жизни животных в лесу в разные времена года, повадках, приспособляемости к изменениям в окружающей среде.
- Дать представление о влиянии человека на жизнь леса.
- Научить детей составлять рассказы о природе, жизни животных, природных явлениях с опорой на картинки.
- Коррекционно-развивающие:
- Развивать интерес к окружающему миру, любознательность, фантазию, воображение.
- Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи.
- Расширять природоведческий словарь.
- Систематизировать знания детей о поведении животных в разные периоды, о правилах поведения на природе, об экологической составляющей жизни планеты на примере значимости сохранения лесов;
- Активизировать имеющийся у детей пассивный словарь по теме проекта;
- Закреплять умение правильно пользоваться грамматическим строем речи.
- Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать гуманное отношение ко всему живому; умение видеть красоту природы.
- Воспитывать у детей литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать близость и зависимость человека и природы, животных, умение сопереживать.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- Подготовительный этап.
- Мотивационный этап.
- Реализация проекта.
- Презентация проекта.
- Рефлексия.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Гербарий.
- Фотоальбом «Как я в лес ходил» с творческими рассказами детей.
- Выставки детского творчества.
- Выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии».
- Книжки – малышки (листовки, плакаты) с ответами на проблемные вопросы.
- Театрализованное представление по мотивам сказки «Под грибом».
- Интеллектуальная игра-викторина для детей и взрослых «Друзья леса», созданная с помощью интерактивных технологий mimio.
- Плакаты «Берегите лес».
- Природоохранные знаки «Правила поведения в лесу».
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1.Подготовительный этап.
Изучение интересов детей внутри темы через использование модели трех вопросов:
- Что мы знаем о лесе?
- Что мы хотим узнать?
- Как и где это можно узнать?
В ходе бесед на подготовительном этапе проекта выяснилось, что дети имеют недостаточные представления о лесных птицах, об изменениях в жизни зверей, птиц, насекомых в разные сезоны года, о влиянии человека на окружающую среду.
Детям интересно узнать:
- Как деревья питаются?
- Почему дятлы стучат по дереву?
- Живут ли в лесных водоемах водные крысы?
- Почему муравьи кусаются?
- Чем питаются муравьи?
- Почему комары пьют кровь?
- Почему медведь зимой спит? и т.д.
Получить ответы на интересующие вопросы дети смогут в ходе реализации проекта во время совместной деятельности с педагогами, а так же из книг, прочитанных с родителями, познавательных телепередач, рассказов взрослых.
2.Мотивационный этап.
- Создание коллекции плодов, семян, коры деревьев.
- Подбор иллюстрированного материала, книг с иллюстрациями по теме.
- Сбор и систематизация материала, распределение по видам деятельности.
- Ознакомление родителей с проектом и его целью.
2.Реализация проекта.
ОО Познание | ОО Социально-коммуникативное развитие | ОО Художественно-эстетическое развитие |
НОД: 1.Лес – наше богатство. 2. Знаешь ли ты деревья? 3. Дары леса. 4.Как животные леса готовятся к зиме? 5. Знаешь ли ты лесных птиц? 6. Первоцветы. 7.Как лес просыпается. 8.Интеллектуальная игра-викторина «Друзья леса». Опытно-экспериментальная деятельность: 1.Корень – устойчивость дерева. 2. Почему не тонут корабли? (свойства дерева). 3.Почему медведь не замерзает в берлоге? (защитные свойства снега) 4.Растениям нужна вода. 5. Растениям нужны свет и тепло. Наблюдения за птицами: 1.Какие звуки издают птицы? 2.Сколько ног у птиц и как они ходят? 3.Сколько крыльев у птиц и как они летают? 4.Птичьи следы на снегу. Наблюдения за растениями: 1.На каком дереве быстрее пожелтели листья? 2.Когда деревья скинули всю листву? 3.Как появляются молодые листочки? (наблюдение за веткой дерева) 4.На каком дереве появились первые листочки? 5.Какое дерево лучше защитит от дождя и зноя? 6.Наблюдение за проращиванием лука. 7.Проращивание семян. | Беседы: 1.Как избежать неприятностей в лесу? 2.Почему звери попрятались? 3.Дары леса могут быть ядовитыми. 4.Земля-наш общий дом. Дидактические игры: 1.Как избежать неприятностей? 2.Вредно- полезно. 3.Опасно-безопасно. 4.Четвертый лишний 5. Зеленый друг 6.Береги живое Труд: 1.Заготовка веток, листьев, плодов для игр , поделок, создания коллекций. 2.Утепление лапником молодых деревьев. 3.Индивидуальные трудовые поручения. | НОД: Рисование: 1.Осенний лес 2.Густой, дремучий лес. 3.Зимний лес. 4.Ветка тополя. 7.Пришла весна, прилетели птицы. 5.Составь узор из листьев, веточек (декоративное). 6.Чудо-бабочки Лепка: 1.Гроздь рябины спелой (пластилинография) 2.Мухомор (пластилинография) 3.Птичка. 4.По сказке «Три медведя» (коллективная) 5. Какие звери живут в зимнем лесу. 6. Белочка. Аппликация: 1.Серия картин «Осеннее дерево» из природных материалов (коллективная). 2.Осень золотая в гости к нам пришла. 3. В лес за грибами. 4.Птицы на ветках. 5.Дикие животные в зимнем лесу. 6.Подснежник. 7.Во поле березка стояла. Театрализованная деятельность: 1.Настольный театр «Колобок». 2.Би-ба-бо «Девочка и лиса». 3.Театр на фланелеграфе «Заюшкина избушка». 4. Би-ба-бо «Волк и лиса». 5. Театрализованное представление «Под грибом». |
ОО Речевое развитие | ОО Физическое развитие | Формы взаимодействия с семьей |
НОД:
Дидактические/речевые игры:
Чтение художественной литературы: 1.Н.Некрасов «Зеленый шум» 2.И.Бунин « Листопад» 3. А.Блок «Зайчик» 4.С.Есенин «Березка», «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж» 5. Е. Трутнева « Елка» 6.А. Пушкин «Унылая пора!» 7.А.Фет «Печальная березка» 8.В.Бианки «Синичкин календарь» 9.Э.Блайтон « Что такое лес?» 10.Сутеев “Под грибом” 11. В.Бианки «Путешествие муравьишки» 12. С.Воронин «Под кустом» 13. Н.Сладков «Осень на пороге» и др. Загадки, пословицы, поговорки по теме. | Подвижные игры: 1.К дереву беги! 2.Такой листок, лети ко мне! 3.У медведя во бору. 4.Хитрая лиса. 5.Букет Пальчиковые игры/координация речи с движением: 1.Осенние листья 2.По грибы 3.Пальчики в лесу 4.Бегал ежик 5.Белочка 6.Зайцы 7.Паучок 8.Пчелки и др. | 1.Выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии». 2.Фотоальбом с рассказами детей «Как я в лес ходил». 2.Создание книжек – малышек(листовок, плакатов) с ответами на проблемные вопросы. 3. Интеллектуальная игра-викторина для детей и взрослых «Друзья леса», созданная с помощью интерактивных технологий mimio. 4.Театрализованное представление по мотивам сказки «Под грибом». 5. Конкурс плакатов «Берегите лес!». 6.Изготовление природоохранных знаков «Правила поведения в лесу» |
3. Презентация проекта.
1.Презентация детьми книжек-малышек (или других продуктов проектной деятельности) с ответами на проблемные вопросы, созданных совместно с родителями.
2.Интеллектуальная игра - викторина для детей и взрослых «Кто в лесу живет?».
4.Рефлексия.
Анализ проделанной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Познавательно-исследовательский проект «Лес и его обители» - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение четко определенных, оригинальных целей в течение заданного периода времени.
Работа над проектом включает в себя деятельность, направленную на выполнение мероприятий, составляющих проект, с максимально возможной эффективностью.
Ответственными за реализацию проекта в целом назначаются воспитатели Маслова О.В., Галезник Г.А., учитель-логопед Семенова Е.Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми по формированию экологических представлений у детей "Кто такие птицы?
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ-ПОЗНАНИЕ . « Кто такие птицы?»Цель:Способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах, имеющих типичное строение (две...
Учебно- методическая разработка. Конспект совместной деятельности с детьми и родителями "Кулинарный поединок"
Встреча проводится в игровой форме. Подбор игр, конкурсов, аттракционов направлен на приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни. Во время встречи знакомят родителей и детей с алгоритмами...
Методическая разработка" Конспект совместной деятельности с детьми по ПДД - Помоги Смешарикам"
Это конспект занятия для закрепления представлений детей о ПДД...
Методическая разработка организации совместной деятельности с детьми раннего возраста по рисованию на тему «Подарок маме».
Цель: поддерживать интерес к изобразительной деятельности.Задачи:Образовательные:1.Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги.Развивающие:1.Закрепить знания красного, желтого и зел...
Методическая разработка Конспект совместная деятельность с детьми Тематический досуг «Деревенский дворик» в рамках проекта «Домашние животные»
Закрепление знаний о домашних животных , акетивизировать словарь детей, развивать разговорную речь, учить подражать голосам животных. Воспитывать любовь к животным,заботливое отношение и желание ухажи...
Методическая разработка "Конспект совместной деятельности с детьми в первой младшей группе «Собака - домашнее животное.»
Конспект совместной деятельности с детьми Собака - домашнее животное. Социально-коммуникативное развитие. Беседа....
Методическая разработка Конспект совместной деятельности с детьми Виртуальная экскурсия в зоологический музей "Путешествие к диким животным наших лесов"
Конспект написан с целью знакомства детей младшей группы с животными наших лесов, находящихся в Зоологическом музее Санкт-Петербурга...