Конспект родительского собрания с участием детей на тему Шахматное королевство
классный час

Рудак Елена Юрьевна

Конспект родительского собрания с участием детей на тему Шахматное королевство

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditelskogo_sobraniya_shahmatnoe_korolevstvo.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 56 «Искорка»

Конспект

родительского собрания с участием детей

в группе компенсирующей направленности «Колокольчик»

(старшего дошкольного возраста)

на тему: «Шахматное королевство»

                                                                                                           Подготовили:

                                                                                                       Рудак Е.Ю.

                                                                                                         Дешина Н.В.

Цель: создание условий для интеллектуального развития детей посредством обучения игре в шахматы, привлечение родителей к образовательному процессу.

Задачи:

- способствовать умственному развитию детей;

- обобщить знания шахматных терминовшахматных фигур;

- привить детям устойчивый интерес к шахматам и умение играть в шахматы;

- заложить в душе ребенка положительное отношение к шахматной игре, как средству фантазии и саморазвития, желание совершенствовать свою игру;

- учить отгадывать загадки о шахматных фигурах;

- формировать у родителей и детей общий интерес к игре в шахматы.

Предварительная работа с детьми:

Заучивание наизусть стихов и песни «Шахматная страна».

Предварительная работа с родителями:

Анкетирование родителей.

Беседы, консультации.

Оборудование: ободки шахматных фигур; шахматная шкатулка; кубик на гранях которого наклеены шахматные фигуры; волшебный мешочек; флэшка с мелодией песни «Маленькая страна» (муз. И. Николаева, сл. И. Резника; медали «Знатоки шахмат»; магнитная шахматная доска с фигурами; шаблоны шахматных фигур для родителей.

Оформление зала: зал украшен чёрно-белыми воздушными шариками в шахматном порядке.

(Собрание проводится в музыкальном зале, украшенном чёрно-белыми воздушными шариками в шахматном порядке. Родители сидят на стульях, дети с воспитателем ожидают входа в зал за дверью).

Здравствуйте, уважаемые родители, мы рады видеть Вас в нашем зале. Сегодня у нас будет необычное родительское собрание, мы с Вами отправимся в путешествие по Шахматному королевству, но прежде небольшое вступление.

Шахматы — это интересно,

                                            И для головы полезно,

                                            Шахматы — это обучение,

                                            Шахматы — это развлечение,

                                            Это множество друзей,

                                            Вместе с другом веселей

     Одна из важных проблем образования - развитие новых подходов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Раннее обучение шахматной игре дисциплинирует, развивает логическое мышление, математические способности. Обучение игре в шахматы – формирование инновационного общества, умеющего думать, решать задачи. И именно шахматы превосходная школа последовательного логического мышления. Обучение детей с раннего возраста воспитывает у них мировоззрение, мироощущение, знание законов логики, место человека в реальном мире. Повышает самосознание и  воспитывает самоуверенность в своих силах. В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта, компьютерными играми и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный.

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие индивидуальность человека.

В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей.  Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра развивает мышление, учит ребенка обобщать и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы дает формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность.

Играя в шахматы, ребята учатся самостоятельно мыслить и принимать решения.

Важно использовать игру в шахматы как средство наиболее полного раскрытия того огромного потенциала, который заложен от природы в каждом ребёнке.

Ведущая: Шахматы знают и любят во всех уголках нашей планеты. Прежде они считались изысканной забавой мудрецов, но постепенно завоевали умы и сердца многих людей.

Эта чудная игра

Нам известна с детства

Отправляться нам пора

В шахматное королевство!

В Шахматном Королевстве живут шахматные фигуры. Сейчас я их вам представлю. (Под музыку входят дети и становятся полукругом, на головах детей ободки шахматных фигур).

Ведущая представляет каждую фигуру.

Ладья: Я Ладья, очень упряма

Ведь хожу я только прямо

Не петляю: прыг да скок,

Не иду наискосок.

Конь: Прыгнет (прыгает) конь.

Подковы звяк!

Необычен каждый шаг:

Буква «Г» и так и сяк.

Получается зигзаг!

Белый Слон:

Если слон на белом поле встал вначале, не забудь,

Он другой не хочет доли, держит только белый путь.

Ферзь: Я в шахматах, можно сказать, чемпион

И шаг у меня широк

Могу я ходить, как Ладья и как Слон,

И прямо, и наискосок.

Чёрная Пешка:

Пешка маленький солдат

Лишь команды ждет,

Чтоб с квадрата на квадрат

Двигаться вперед.

Ну, а пешка, как же бьет?

Бьет наискосок.

Белая Пешка:

Если всю доску пройдет

Пешка до конца –

Ждет там звание ферзя

Храброго бойца.

Ведущая: Молодцы! Теперь попробуйте ответить на вопросы из шахматной шкатулки.

Вопросы «Шахматной шкатулки»

Подумайте и ответьте на вопросы. Если вы, ребята, не сможете ответить, родители вам помогут.

- Назовите, пожалуйста, какие есть шахматные фигуры? (король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка)

- Сколько всего фигур? (32, 16 чёрных и 16 белых)

- Назовите самую главную фигуру в шахматах? (король)

- Как ходит пешка? (только вперед по вертикали).

- Где размещаются ладьи на доске до начала игры? (по углам шахматной доски).

- Сколько полей на шахматной доске? (64, из них 32 черных и 32 белых)

- В чем отличие коня от всех остальных фигур? (на каждом своём ходу меняет цвет поля, на котором стоит)  

- Назовите, каких вы знаете чемпионов мира. (Гарри Каспаров, Владимир Крамник, Анатолий Карпов)

Ведущая: - Ребята, молодцы, спасибо родителям за помощь!  Предлагаю поиграть в игру «Кубик»

(На гранях кубика наклеены шахматные фигуры, дети бросают кубик по очереди. Бросивший, должен назвать фигуру, которая выпадет на верхней грани кубика).

Ведущая: Ребята, послушайте и отгадайте загадки.

  1. На каких полях не сеют и не пашут?

         Дети: На шахматных полях.

  1. Из каких досок не строят?

         Дети: Из шахматных.

  1. Какая форма у шахматного поля? (квадратная)

Ведущая: Теперь загадки будут загадывать наши ребята, а родители попробуют их отгадать.

1-й ребенок.

Вся в квадратах - белых, черных -

Деревянная доска,

А ряды фигур точеных -

Деревянные войска.

Родители: Шахматная доска.

2-й ребенок.

Этот маленький солдат

Лишь команды ждет,

Чтоб с квадрата на квадрат

Отправиться вперед.

На войну, не на парад

Солдат тот держит путь.

Ей нельзя пойти назад,

В сторону свернуть.

Родители: Пешка.

3-й ребенок.

Видимо, она упряма,

Если ходит только прямо,

Не петляет: прыг да скок,

Не шагнет наискосок.

Так от края и до края

Может двигаться она,

Эта башня боевая

Неуклюжа, но сильна.

Родители: Ладья.

4-й ребенок.

Люди их передвигают,

Коротают вечера,

Дети даже в них играют -

Гениальная игра!

Родители: Шахматы.

Ведущая: Молодцы! Все отлично справились с загадками. Предлагаю поиграть в игру  «Волшебная доска». (Ведущий  предлагает детям за определенное время стать так, как должны быть правильно расположены шахматные фигуры на доске перед началом игры)

На черно-белом

Крыльце сидели:

Король, Королева,

У них 2 коня, 2 слона,

Возле башен ладья

И строй солдат впереди.

Попробуй выстроить их ты.

(звучит веселая музыка, под которую дети выстраиваются)

Ведущая: Мы немного повеселились, настало время сыграть в игру под названием «Волшебный мешочек». 

Пусть темнота

И нету света —

Узнай фигуру:

Та иль эта?

(Поочередно родители и дети определяют на ощупь какая шахматная фигура лежит в мешке, называют ее и вынимают из мешка).

Ведущая: Все постарались на славу. Наши ребята приготовили для родителей музыкальный сюрприз, они хотят исполнить песню «Шахматная страна». 

(Звучит мелодия песни «Маленькая страна» (муз. И. Николаева, сл. И. Резника)

  1. Будет когда – нибудь, поверьте, шахматная страна.

Всяких резных фигур и пешек эта страна полна.

Вдруг посетит нас вдохновенье, шахматы оживут.

Ждёт здесь кого-то пораженье, победа, успех придут.

Припев:

Шахматная страна - 2 раза!

Кто нам расскажет, кто покажет - Где она? Где она?

Шахматная страна - 2 раза!

Это для всех ребяток – праздник Шахматная страна!

  1. В этой стране мы испытали столько всего впервой.

В шахматы мы теперь играем, лучший мой друг с тобой.

Первые чувства и тревога, что сделан неверный ход.

Радость и даже вкус победы двигали нас вперёд!

Припев: тот – же.

Ведущая: Вот и подошло к концу наше совместное собрание. Общими усилиями мы выполнили все задания. И родители и дети проявили свои умения и знания в игре в шахматы. И сейчас настало время вручить Вам медали «Знатоки шахмат» (вручение медалей детям).

Ведущая: Ребята, если вам понравилось развлечение, то прикрепите к шахматной доске белые фигуры, если нет – чёрные. Родителям предлагаем  написать на шаблонах шахматных фигур ваши пожелания и эмоции от сегодняшнего совместного собрания.

Ведущая:

Вы заслужили все достойные награды

И в королевстве шахмат мы всегда вам рады,

Вам по плечу любое сложное заданье,

Здоровья вам, удачи, до свиданья!

Звучат фанфары, участники (воспитанники) совершают круг почета. Взрослые (родители) аплодируют им.

Анкетирование родителей «Мой ребёнок и шахматы»

        Ф.И.О.         ----------------------------------------------------------------------

Вопросы

Ответы родителей

1. Умеет ли ваш ребенок играть в шахматы?

2. Есть ли желание у вашего ребенка играть в шахматы?

3. Считаете ли вы, что шахматы положительно влияют на интеллектуальное  развитие?

4. Считаете ли вы необходимым учить детей дошкольного возраста игре в шахматы?

5. Необходима ли вам помощь педагогов в обучении игре в шахматы?

6. Умеете ли вы играть в шахматы?

7.Необходим ли шахматный кружок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шахматная студия « Путешествие в шахматное королевство»

Конструкт организации совместной деятельности с детьми 6-го года жизни....

«Шахматное королевство» (сценарий открытого шахматного турнира)

Увлекательный сценарий шахматного турнира для проведения в дошкольных учреждениях...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы. Тема: «Шахматное королевство»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы.Тема: «Шахматное королевство»Цель: познакомить детей с шахматной доской....

Конспект досуга по шахматам «Путешествие в шахматное королевство» для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей

Привить детям интерес к шахматам, создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста....

Проект на тему "Шахматное королевство"

Проект в подготовительной группе "Шахматное королевство" познакомит детей и родителей с историей возникновения шахмат, побудет интерес к шахматам, познакомит с шахматами, как интеллектуально...