Папа, мама, я _ читающая семья!
методическая разработка
Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение. (А. Чехов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_chitaem_vmeste.docx | 33.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Папа, мама, я _ читающая семья!
Эпиграф: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение». (А. Чехов)
Форма проведения: конкурс (на родительском собрании)
Цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детям книг играет огромную роль для их всестороннего развития.
Задачи: расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребенка; стимулировать самообразование родителей; прививать навыки читательской культуры; воспитывать бережное отношение к книге
Подготовительный этап:
1.Подготовка выставки разно-жанровой детской литературы, аудиокассет и дисков с записью стихов, сказок, рассказов в художественном исполнении.
2.Оформление фотовыставки «Мы читаем».
3.Подбор советов и рекомендаций для родителей на тему «Как организовать
семейное чтение» (Приложение №1)
4.Оформление папки – передвижки «Уголок книги в семье»
5.Подготовка благодарственных писем за участие в собрании
План проведения
1. Вступительное слово воспитателя.
2. Выступление психолога детского сада. Блиц-опрос присутствующих родителей.
3. Конкурс «Мы — читающая семья».
4. Подведение итогов собрания. Принятие решения.
ХОД СОБРАНИЯ:
Воспитатель:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. В начале учебного года мы знакомили вас с основными задачами, которые мы будем решать в течение года. Одной из важных задач является знакомство детей с художественной литературой. Время, проведенное вместе с ребенком за книгой нужно стараться сделать интересным и познавательным, создавать ситуации, способствующие его речевой активности. В детском саду мы, педагоги, используем различные методы и приемы при ознакомлении детей с художественной литературой. После чтения произведения проводим беседы по его содержанию, учимся пересказывать текст или отрывки из него. На занятиях или в свободное время прослушиваем аудиозаписи, смотрим видеофильмы, учимся выразительно читать стихи, дети участвуют в инсценировках, играх – драматизациях, рассматривают
рисунки художников – иллюстраторов и выполняют творческие работы по мотивам сюжетов книг.
Кто как ни мы – взрослые можем помочь детям полюбить книгу. Но делать это нужно не только в детском саду, но и дома в семье. А насколько для вас родители этот вопрос является важным , интересным и актуальным? Что для вас значит чтение книг вместе с детьми? Вы, родители, также можете использовать эти приемы. Как найти время для чтения? Как выбрать книгу? Как заинтересовать ребенка чтением? Ответить на некоторые из этих вопросов мы постараемся вместе с вами во время увлекательного путешествия по стране книг. Сегодня мы попытаемся выяснить – читающая ли у вас семья!
Сейчас я хочу предоставить слово нашему психологу .
Не только в детском саду, школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих родителей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга - и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению.
Трудно переоценить значение литературы для развития ребёнка. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.
Сегодня, когда дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, т. к. неумение читать, не только отрицательно влияет на успеваемость ребёнка, но и на его общее развитие. Пока ребёнок мал, взрослые с удовольствием читают ему книги. Когда же он идёт в школу, то облегчённо вздыхают. Надеясь, что вот теперь-то отдохнут. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребёнком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребёнку наша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке!
Я сейчас предлагаю провести блиц-опрос.
Блиц-опрос для родителей
1. Что чаще всего предпочитает ваш ребёнок?
а) читать сам;
б) слушать чтение взрослых.
2. Как вы поступаете, когда ваш ребёнок с интересом рассматривает (читает) книгу?
а) хвалите его;
б) ничего не говорите?
3. Принято ли в вашей семье читать книги вслух?
а) да;
б) нет.
4. Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно рассматривал (читал) ваш ребёнок?
а) безусловно, да;
б) наверное нет.
Психолог: Что мы получили в результате. Блиц-опрос указал ещё на один тревожный факт – только третья часть присутствующих родителей практикует дома семейное чтение вслух. А вот назвать книгу, которую читал ребёнок недавно, смогли лишь 60% родителей. Прекрасно, что наши дети интересуются книгами, читают. Так давайте поддержим этот огонёк похвалой, а не ругать за качество чтения.
Читайте книги с ребёнком по очереди, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Помните, что чтение является основой всего обучения в школе. Надеемся, что подготовленные нами памятки помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе ребёнка с книгой.
- Почему так важно знать, какой читательский уровень соответствует вашему ребенку?
Сейчас я прочитаю квалифицированные объяснения психолога и его ценные рецепты.
Ридингфобия - навязчивый страх перед чтением.
Рекомендации психолога
∙ Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка что-либо делать, даже из благих побуждений.
∙ Не паниковать самим и успокоить ребенка. Нельзя давить на ребенка!
∙ После чтения не торопитесь его экзаменовать.
∙ Внимательно и дружелюбно выслушайте ребенка.
∙ При первых успехах не жалейте похвал.
∙ Не торопитесь хвастаться перед другими успехами своего ребенка.
Памятка для родителей.
⮚ Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день (можно дробно.)
⮚ Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
⮚ Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
⮚ Во время чтения книги выясняйте значение трудных слов, рассматривайте иллюстрации.
⮚ Беседуйте о прочитанном, о том чему учит книга (рассказ, сказка), что нового ребенок узнал.
⮚ Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
Вопросы для дискуссии.
1.Мы привыкли винить цивилизацию, технический прогресс в том, что люди, не только дети, но и взрослые стали читать меньше, что очень много искушений появилось помимо книги в виде телевизора, видео, DVD, компьютера. Не выходя из дома, можно получить всю порцию удовольствий и развлечений. Действительно ли эти удивительные открытия отвлекают человека от книги, или одно с другим не связано?
2.Уместен ли торг между родителями и ребенком?
«Ты не прочитал книгу, поэтому компьютера и телевизора не будет». Насколько оправдан и эффективен такой прием?
3.Важно ли читать с детьми вслух?
4.Всякая ли литература полезна? Нужно «подсовывать» или отбирать книгу?
5.Какую заповедь общения с книгой нужно обязательно соблюдать?
Ответы к дискуссии.
1.Дело не совсем в компьютерах, а в том, что реально у нас сейчас жизнь идет быстрее. И, возможно, у нас ни у кого нет, ни на что времени, в том числе и у детей времени остается все меньше и меньше. Тем более, что многие родители с большим удовольствием заполняют время детей чем-то другим. Хорошо, если это секции, кружки, различные студии.
2.Говоря так ребенку, мы меняем местами книгу, которая становится обязаловкой, и телевизор, который становится развлечением, подарком за сделанное что-то. И потихонечку мы вкладываем в сознание ребенка, что книга – это что-то такое нудное и такое обязательное, как мытье посуды, а все остальное: компьютер, телевизор – это что-то такое, чем его наградят, когда он дочитает или расскажет содержимое книги до конца.
Современный писатель Пинка советует: «Делитесь тем, что вы любите. Делитесь самым дорогим. Если вы любите книгу – делитесь вашей радостью, вашей любовью. Как делиться? Читайте вслух детям. А главное – не просите ничего у них взамен. Потому, что любовь к книге не может стать предметом торговли.
3.Важно. Считается, что у человека среди жизненных потребностей есть потребность слушать истории. Родители, читая вслух, рассказывают эти истории, удовлетворяя жизненную человеческую потребность в них. Потом, когда ребенок вырастет, эти самые истории он будет находить в книгах.
4.Никто ни даст однозначного ответа. Однако родители должны формировать вкус своего ребенка, воспитывать его. И методы выбирает каждый свои. Если ваш сын ест одни пирожки и пиццу, вы ведь предпримите какие–то меры? Будете влиять на формирование вкуса? Думаю, с книгами дело обстоит примерно также.
5.Нужно любить читать. Если мы сами - любим, читать, то ребенок читает. Если мама смотрит видео, а папа играет на компьютере, а ребенок должен в это время одолевать книги, конечно, этого не будет. Современная жизнь, как и любая другая, требует внимания к ребенку. Сколько мы польем и посадим в эту землицу, ровно такие мы и получим всходы. И тут нет никаких чудес. И если в доме не читают книги, то не будет читать и ребенок.
Интересной и конструктивной оказалась наша беседа. Хочется верить, что, благодаря этой беседе актуальная во всем мире проблема «нечитания» детей в вашей семье окажется хотя бы чуть-чуть неактуальной.
ВХОДЯТ ДЕТИ.
Ведущий: А сегодня мы предлагаем вам, дорогие родители и вам, ребята, проявить свои умения и знания в конкурсе «Мы -читающая семья».
(Звучит песня « Маленькая страна» или другая песня.)
Пока звучит песня, вам нужно выбрать эмблему и объединиться в группы-команды. Две команды: «Знайки» и «Почемучки». Каждая команда занимает свое место за игровыми столами и получает табличку с названием своей команды.
К нам пришел - не хмурь лица.
Будь веселым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь!
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся!
Итак, друзья, начнем программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки! (Ведущий объявляет программу конкурса.)
За участие в конкурсах и правильные ответы вы будете получать жетоны. В конце игры мы подсчитаем их количество в каждой команде и выявим победителей.
Конкурс- «Темная лошадка».(общий детям и взрослым)
Вед.- Вам предстоит встреча с загадочной гостьей. Узнать её вам поможет загадка:
Ох! Ох! Ох!
Здесь такой переполох!
Все бегут, несутся. Скачут.
Им кричат: «Куда-куда?»
Ну а кто-то горько плачет
От досады и стыда.
Но отлично все кончается
Все на место возвращается.
Все виновную прощают
Сладким чаем угощают.
(Федора. «Федорино горе» К. Чуковский.)
Под музыку входит Федора.
Федора- Здравствуйте, дети, здравствуйте гости! Я уже поняла, к чему приводят неряшливость и лень. Теперь я очень чисто мою посуду и никто не обижается на меня. Посмотрите на меня, я не замарашка, а чистенькая и аккуратная старушка. Знаю я. Что вы любите отгадывать загадки. Отгадайте и мои сказочные загадки.
( достаёт книги и загадывает к каждой из них загадки).
1. Конкурс. Литературная викторина
Книгу, ребята, в руках я держу
Но как называется вам не скажу.
Но все ж вы сейчас догадаетесь сами
Вот дедушка в лодке плывет за дровами.
А вот островок небольшой на воде,
Зверушки на нем, ой, зверушки в беде.
Вода прибывает, зверушек несет…
Нет, дедушка добрый сейчас их спасет.
Усядется в лодку команда косая,
А книга , ребята, про деда … ( Мазая)
1. В этой книге именины
Много было там гостей.
Но на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил. («Муха- цокотуха»).
2. Перед волком не дрожал,
От медведя убежал.
А лисице на зубок
Все ж попался……( колобок).
3. Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка.
Помогла хорошая
Голубая речка.
Все нам помогали,
Все нас укрывали.
К матушке и батюшке
Мы домой попали.
Кто унес братишку?
Назовите книжку. («Гуси – лебеди»).
4. Летела стрела и попала в болото.
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зеленою кожей.
Стал мигом красивою и пригожей. ( Царевна- лягушка).
5. Девочка хорошая по лесу идет.
Но не знает девочка, что опасность ждет.
За кустами светится пара злющих глаз.
Кто-то страшный встретится девочке сейчас.
Кто расспросит девочку о её пути.
Кто обманет бабушку. Чтобы в дом войти?
Кто же эта девочка, кто же этот зверь.
На загадку можешь отвечать теперь. ( Красная шапочка).
6. Возле леса на опушке.
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три миски.
Три кровати. Три подушки.
Угадай-ка без подсказки.
Кто герои этой сказки? ( Три медведя).
7. Сейчас потолкуем о сказке другой
Тут синее море, там берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит
Кого-то поймает и что-то попросит. ( Сказка о рыбаке и рыбке).
8.С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? (Буратино.)
Федора – Вижу, вы. Очень любите сказки, поэтому правильно отгадали все загадки. Молодцы! Но вы так долго работали головой, что ей надо дать отдохнуть, а поработать ногами. Давайте потанцуем.
для родителей «А терем тот высокий, и кто же в нём живёт?
1. … В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами:
Ель растёт перед дворцом…
(Дворец царя Гвидона. А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
2. «Очутилась она во дворце, во палатах высоких, каменных, на кровати из резного золота со сножками хрустальными, на пуховик пуха лебяжьего, покрытом золотой парчой… Все её пожитки и цветочек аленький в кувшине позолоченном тут же стоят, раскладены и расставлены на столах зелёных малахита медного, и что в той палате много добра и скраба всякого, есть на чём сидеть – полежать, есть во что приодеться, есть во что посмотреться».
(Дворец зверя лесного, чуда морского. С. Т. Аксаков. »Аленький цветочек»)
3. «Он жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было, кроме красивого очага в стене против двери. Но красивый очаг, и огонь в очаге, и котелок, кипящий на огне, были не настоящие – нарисованы на куске старого холста».
(Жилище шарманщика Карло. А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
4. «В высоком тереме о двенадцати столбах, о двенадцати венцах на самом верху в окошке сидит царевна и ждёт, когда добрый молодец на коне допрыгнет до неё и поцелует».
(Царевна Несравненная Красота. Русская народная сказка «Сивка – Бурка»)
5. «Вилла «Курица» - так называется этот старый дом, окружённый запушенным садом. В комнатах стояла мебель, в кухне висела утварь».
(Жилище Пеппи. А. Лингрен. «Пеппи Длинный чулок»)
6. «А где я буду жить? – спросил зверёк. – Жить?. Да хотя бы вот здесь! - Директор показал на старую телефонную будку, стоявшую у входа в магазин, - Это будет твой дом! ».
(Жилище Чебурашки. Э. Н. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья»)
7. «Этот замок стоял на вершине холма. Его окружал огромный парк. У ворот парка висело объявление, на одной стороне которого было написано «Вход воспрещён», а на другой – «Выход воспрещён».
(Замок графинь Вишен. Дж. Родари. «Приключение Чипалино»)
8. … И Царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой…
(Жилище семи богатырей. А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
9. «Осмотрели они дом и обрадовались. Всё в доме было. И печка, и кровати, и занавесочки на окошках! И радио, и телевизор в углу. Правда старенький. И котелки разные на кухне были, чугунные. И в огороде всё было посажено. И картошка, и капуста. Только всё запущено было, не прополото. А в сарае улочка была… Очень им в этом доме понравилось».
(Дом дяди Фёдора, Шарика, кота Матроскина. Э. Н. Успенский. «Дядя Фёдор, пёс и кот»)
2.Конкурс «Кто здесь был и что забыл? »
В русских народных сказках встречается много предметов, которые могут оказаться сказочными. Мы вам будем показывать обычные вещи, а вы сделаете их сказочными (Вспомнить сказки в которых встречаются эти вещи)
ДЕТЯМ.
(Дети доставать по одной вещи из сундука и называют произведение, где она встречалась).
1) Телефон («Телефон» К. Чуковский);
2) Мыло, полотенце («Мойдодыр» К Чуковский);
3) Мячик, зайчик, мишка, кораблик («Игрушки» А. Борто);
4) Туфелька («Золушка» Ш. Перро);
5) Пара сапог («Кот в сапогах» Ш. Перро);
6) Шапочка красная («Красная шапочка» Ш. Перро);
7) Чашка с горохом («Принцесса на горошине» Г. Андерсен).
РОДИТЕЛЯМ.
Родители называют литературные произведения, из которых они взяты, а так же называют автора произведения).
∙ Яйцо(«Курочка ряба», «Царевна - лягушка», «Цыпленок и утенок»)
∙ Ложка ( «Жихарка», «3 медведя»)
∙ Яблоко («Мешок яблок», «Хаврошечка», «О мертвой царевне»,«Молодильные яблоки»)
∙ Рыба ( «О золотой рыбке», «По щучьему веленью», «Лиса и волк»)
∙ Цветок ( «Цветик - семицветик», «Дюймовочка», «Аленький цветочек»)
∙ Топор ( «Кот, лиса и петух», «Каша из топора», )
∙ Избушка ( «Заюшкина избушка», «Теремок», «3 поросенка»)
∙ Горшок ( «Горшок каши », «Каша из топора», «Винни - пух»)
∙ Ведро ( «По щучьему веленью», «Мороз Иваныч», «Госпожа Метелица»)
3. конкурс-- « Сказочное лото».
Федора называет первое слово или слог, команды заканчивают.
Сивка - …..
Конёк- …..
Мороз- ….
Гуси- ….
Заюшкина- ….
Гадкий-…..
Царевна-…..
Мальчик-….
Красная-….
Аленький-….
Бременские-….
Крошечка-…..
Цветик-….
5.конкурс « Назови любимого писателя».
–Знаете ли вы , ребята, кто пишет книги? ( писатели)
А музыку? ( композиторы.)
А кто сочиняет стихи? ( поэты).
Сейчас мы проверим как вы и ваши родители знают писателей и поэтов.
Участникам показывают портреты писателей и поэтов. Они называют их фамилии.
6.Конкурс общий для 2х команд « Волшебные слова».
Вспомните кто говорил такие волшебные слова:
- По щучьему веленью, по моему хотенью.
-Сивка- бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой.
-Сим-сим. Открой дверь!
- Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг. Возвращайся, сделав круг.
- Раз. Два. Три. Горшочек, вари!
Ведущий. Уважаемые родители и дети!
Закончен конкурс! Он у нас
Рассчитан на один лишь час,
Но вы, читающий народ,
Любите книгу каждый год!
Жюри подводит итоги. Объявляют победителей. По желанию дети могут исполнить какую- либо заключительную песню на усмотрение музыкального руководителя. Ведущая благодарит всех за активное участие. И в память о дружной встрече раздает сувениры.
Решения родительского собрания
Председатель родительского комитета группы зачитывает проект.
1. Учитывая важную роль родителей в привитии у детей любви к книге и развитии интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять рассказы по прочитанному.
2. Каждой семье организовать вечера семейного чтения.
3. Включить в круг детского семейного чтения стихи, рассказы, пословицы, поговорки.
4. Систематически посещать сельскую библиотеку.
5. Объявить конкурс на лучшего чтеца. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.
Председатель___ Секретарь___
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Папа, мама, я – читающая семья
Викторина по обучению грамоте,для читающих детей по сказкам....
Консультация для родителей "Папа, мама, я - читающая семья"
С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только чтение. Д...
родительское собрание на тему "Папа, мама, я - читающая семья"
Родительское собрание в нетрадиционной форме...
Итоговое заседание клуба "Папа, мама,я - читающая семья"
На заседании дети вместе с родителями выполняют задания, демонстрируя свои достижения,знания литературных произведений;презентируют свои рукописные книги в атмосфере доброже...
Отчёт работы клуба "Папа, мама,я - читающая семья" 1-ый год с презентацией
В данном отчёте педагоги могут познакомиться и взять для работы интересные формы работы с детьми и их родителями....
Родительское собрание на тему:"Папа,мама,я-читающая семья"
интеллектуальная семейная развлекательная программа...
Методическая разработка "Общее родительское собрание: ПАПА, МАМА, Я - ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ!"
Общее родителльское собрание...