Папа, мама, я _ читающая семья!
методическая разработка

Комарницкая Ольга Васильевна

Чтобы воспитать, тут нужны  беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение. (А. Чехов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_chitaem_vmeste.docx33.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Папа, мама, я _ читающая семья!

Эпиграф: «Чтобы воспитать, тут нужны  беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение». (А. Чехов)

Форма проведения: конкурс (на родительском собрании)

 

 Цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детям книг играет огромную роль для их всестороннего развития.

Задачи: расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребенка; стимулировать самообразование родителей; прививать навыки читательской культуры; воспитывать бережное отношение к книге

Подготовительный этап:
1.Подготовка выставки разно-жанровой  детской литературы, аудиокассет и дисков с записью стихов, сказок, рассказов в художественном исполнении.

2.Оформление фотовыставки «Мы читаем».

3.Подбор советов и рекомендаций для родителей на тему «Как организовать
семейное чтение» (Приложение №1)
4.Оформление папки – передвижки «Уголок книги в семье»
5.Подготовка благодарственных писем за участие в собрании

 План проведения

1.      Вступительное слово воспитателя.

2.      Выступление психолога детского сада. Блиц-опрос присутствующих родителей.

3.      Конкурс «Мы — читающая семья».

4.      Подведение итогов собрания. Принятие решения.

 

ХОД СОБРАНИЯ:

Воспитатель:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. В начале учебного года мы знакомили вас с основными задачами, которые мы будем решать в течение года. Одной из важных задач является знакомство детей с художественной литературой. Время, проведенное вместе с ребенком за книгой нужно стараться сделать интересным и познавательным, создавать ситуации, способствующие его речевой активности. В детском саду мы, педагоги, используем различные методы и приемы при ознакомлении детей с художественной литературой. После чтения произведения проводим беседы по его содержанию, учимся пересказывать текст или отрывки из него. На занятиях или в свободное время прослушиваем аудиозаписи, смотрим видеофильмы, учимся выразительно читать стихи, дети участвуют в инсценировках, играх – драматизациях, рассматривают
рисунки художников – иллюстраторов и выполняют творческие работы по мотивам сюжетов книг.
Кто как ни мы – взрослые можем помочь детям полюбить книгу. Но делать это нужно не только в детском саду, но и дома в семье. А насколько для вас родители этот вопрос является важным , интересным и актуальным? Что для вас значит чтение книг вместе с детьми?  Вы, родители, также можете использовать эти приемы. Как найти время для чтения? Как выбрать книгу? Как заинтересовать ребенка чтением? Ответить на некоторые из этих вопросов мы постараемся вместе с вами во время увлекательного путешествия по 
стране книг. Сегодня мы попытаемся выяснить – читающая ли у вас семья!

Сейчас я хочу предоставить слово нашему психологу .

Не только в детском саду, школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих родителей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга - и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению.

Трудно переоценить значение литературы для развития ребёнка. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.

Сегодня, когда дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, т. к. неумение читать, не только отрицательно влияет на успеваемость ребёнка, но и на его общее развитие. Пока ребёнок мал, взрослые с удовольствием читают ему книги. Когда же он идёт в школу, то облегчённо вздыхают. Надеясь, что вот теперь-то отдохнут. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребёнком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребёнку наша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке!

Я сейчас предлагаю провести блиц-опрос.

Блиц-опрос для родителей

1. Что чаще всего предпочитает ваш ребёнок?

а) читать сам;

б) слушать чтение взрослых.

2. Как вы поступаете, когда ваш ребёнок с интересом рассматривает (читает) книгу?

а) хвалите его;

б) ничего не говорите?

3. Принято ли в вашей семье читать книги вслух?

а) да;

б) нет.

4. Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно рассматривал (читал) ваш ребёнок?

а) безусловно, да;

б) наверное нет.

Психолог: Что мы получили в результате. Блиц-опрос указал ещё на один тревожный факт – только третья часть присутствующих родителей практикует дома семейное чтение вслух. А вот назвать книгу, которую читал ребёнок недавно, смогли лишь 60% родителей. Прекрасно, что наши дети интересуются книгами, читают. Так давайте поддержим этот огонёк похвалой, а не ругать за качество чтения.

Читайте книги с ребёнком по очереди, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Помните, что чтение является основой всего обучения в школе. Надеемся, что подготовленные нами памятки помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе ребёнка с книгой.

- Почему так важно знать, какой читательский уровень соответствует вашему ребенку?

Сейчас я прочитаю квалифицированные объяснения психолога и его ценные рецепты.

Ридингфобия - навязчивый страх перед чтением.

 

Рекомендации психолога

 

         Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка что-либо делать, даже из благих побуждений.

         Не паниковать самим и успокоить ребенка. Нельзя давить на ребенка!

         После чтения не торопитесь его экзаменовать.

         Внимательно и дружелюбно выслушайте ребенка.

         При первых успехах не жалейте похвал.

         Не торопитесь хвастаться перед другими успехами своего ребенка.

 

Памятка для родителей.

 

  Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день (можно дробно.)

  Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.

  Если ребенок устал, проведите физкультминутку.

  Во время чтения книги выясняйте значение трудных слов, рассматривайте иллюстрации.

  Беседуйте о прочитанном, о том чему учит книга (рассказ, сказка), что нового ребенок узнал.

  Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

 

Вопросы для дискуссии.

1.Мы привыкли винить цивилизацию, технический прогресс в том, что люди, не только дети, но и взрослые стали читать меньше, что очень много искушений появилось помимо книги в виде телевизора, видео, DVD, компьютера. Не выходя из дома, можно получить всю порцию удовольствий и развлечений. Действительно ли эти удивительные открытия отвлекают человека от книги, или одно с другим не связано?

 

2.Уместен ли торг между родителями и ребенком?

 

«Ты не прочитал книгу, поэтому компьютера и телевизора не будет». Насколько оправдан и эффективен такой прием?

 

3.Важно ли читать с детьми вслух?

 

4.Всякая ли литература полезна? Нужно  «подсовывать» или отбирать книгу?

 

5.Какую заповедь общения с книгой нужно обязательно соблюдать?

 

Ответы к дискуссии.

1.Дело не совсем в компьютерах, а в том, что реально у нас сейчас жизнь идет быстрее. И, возможно, у нас ни у кого нет, ни на что времени, в том числе и у детей времени остается все меньше и меньше. Тем более, что многие родители с большим удовольствием заполняют время детей чем-то другим. Хорошо, если это секции, кружки, различные студии.

 

2.Говоря так ребенку, мы меняем местами книгу, которая становится обязаловкой, и телевизор, который становится развлечением, подарком за сделанное что-то. И потихонечку мы вкладываем в сознание ребенка, что книга – это что-то такое нудное и такое обязательное, как мытье посуды, а все остальное: компьютер, телевизор – это что-то такое, чем его наградят, когда он дочитает или расскажет содержимое книги до конца.

Современный писатель Пинка  советует: «Делитесь тем, что вы любите. Делитесь самым дорогим. Если вы любите книгу – делитесь вашей радостью, вашей любовью. Как делиться? Читайте вслух детям.  А главное – не просите ничего  у них взамен. Потому, что любовь к книге не может стать предметом торговли.

 

3.Важно. Считается, что у человека среди жизненных потребностей есть потребность слушать истории. Родители, читая вслух, рассказывают эти истории, удовлетворяя жизненную человеческую потребность в них. Потом, когда ребенок вырастет, эти самые истории он будет находить в книгах.

 

4.Никто ни даст однозначного ответа. Однако родители должны формировать вкус своего ребенка, воспитывать его. И методы выбирает каждый свои. Если ваш сын ест одни пирожки и пиццу, вы ведь предпримите какие–то меры? Будете влиять на формирование вкуса? Думаю, с книгами дело обстоит примерно также.

 

5.Нужно любить читать. Если мы сами - любим, читать, то ребенок читает. Если мама смотрит видео, а папа играет на компьютере, а ребенок должен в это время одолевать книги, конечно, этого не будет. Современная жизнь, как и любая другая, требует внимания к ребенку. Сколько мы польем и посадим в эту землицу, ровно такие мы и получим всходы. И тут нет никаких чудес. И если в доме не читают книги, то не будет читать и ребенок.

 

Интересной и конструктивной оказалась наша беседа. Хочется верить, что, благодаря этой беседе актуальная во всем мире проблема «нечитания» детей в вашей семье окажется хотя бы чуть-чуть неактуальной.

ВХОДЯТ ДЕТИ.

Ведущий: А сегодня мы предлагаем вам, дорогие родители и вам, ребята, проявить свои умения и знания в конкурсе «Мы -читающая семья».

(Звучит песня « Маленькая страна» или другая песня.)

Пока звучит песня, вам нужно выбрать эмблему  и объединиться в группы-команды. Две команды: «Знайки» и «Почемучки». Каждая команда занимает свое место за игровыми столами и получает табличку с названием своей команды.

 

К нам пришел - не хмурь лица.

Будь веселым до конца.

Ты не зритель и не гость,

А программы нашей гвоздь!

Не стесняйся, не ломайся,

Всем законам подчиняйся!

Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки! (Ведущий объявляет программу конкурса.)

За участие в конкурсах и правильные ответы вы будете получать жетоны. В конце игры мы подсчитаем их количество в каждой команде и выявим победителей.

Конкурс- «Темная лошадка».(общий детям и взрослым)

Вед.- Вам предстоит встреча с загадочной гостьей. Узнать её вам поможет загадка:

Ох! Ох! Ох!

Здесь такой переполох!

Все бегут, несутся. Скачут.

Им кричат: «Куда-куда?»

Ну а кто-то горько плачет

От досады и стыда.

Но отлично все кончается

Все на место возвращается.

Все виновную прощают

Сладким чаем угощают.

                                (Федора. «Федорино горе» К. Чуковский.)

Под музыку входит Федора.

Федора- Здравствуйте, дети, здравствуйте гости! Я уже поняла, к чему приводят неряшливость и лень. Теперь я очень чисто мою посуду и никто не обижается на меня. Посмотрите на меня, я не замарашка, а чистенькая и аккуратная старушка. Знаю я. Что вы любите отгадывать загадки. Отгадайте и мои сказочные загадки.

( достаёт книги и загадывает к каждой из них загадки).

1. Конкурс.   Литературная  викторина 

Книгу, ребята, в руках я держу

 Но как называется вам не скажу.

 Но все ж вы сейчас догадаетесь сами

 Вот дедушка в лодке плывет за дровами.

А вот островок небольшой на воде,

Зверушки на нем, ой, зверушки в беде.

Вода прибывает, зверушек несет…

Нет, дедушка добрый сейчас их спасет.

Усядется в лодку команда косая,

А книга , ребята, про деда …    ( Мазая)

 

1.      В этой  книге именины

Много было там гостей.

Но на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть её не погубил.

Но коварному злодею

Кто-то голову срубил.    («Муха- цокотуха»).

 

2.      Перед волком не дрожал,

От медведя убежал.

А лисице на зубок

Все ж попался……( колобок).

 

3.      Помогла  нам яблонька,

Помогла нам печка.

Помогла хорошая

Голубая речка.

Все нам помогали,

Все нас укрывали.

К матушке и батюшке

Мы домой попали.

Кто унес братишку?

Назовите книжку.     («Гуси – лебеди»).

 

4.      Летела стрела и попала в болото.

А в этом болоте поймал её кто-то.

Кто распростился с зеленою кожей.

Стал мигом красивою и пригожей.   ( Царевна- лягушка).

 

5.      Девочка хорошая по  лесу идет.

Но не знает девочка, что опасность ждет.

За кустами светится пара  злющих  глаз.

Кто-то страшный встретится девочке сейчас.

Кто расспросит девочку о её пути.

Кто обманет бабушку. Чтобы в дом войти?

Кто же эта девочка, кто же этот зверь.

На загадку можешь отвечать теперь.   ( Красная шапочка).

 

6.      Возле леса на опушке.

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три миски.

Три кровати. Три подушки.

Угадай-ка без подсказки.

Кто герои этой сказки?   ( Три медведя).

 

7.      Сейчас потолкуем о сказке другой

Тут  синее море, там берег морской.

Старик вышел к морю, он невод забросит

Кого-то поймает и что-то попросит.   ( Сказка о рыбаке и рыбке).

        8.С букварем шагает в школу

           Деревянный мальчуган.

          Попадает вместо школы

          В полотняный балаган.

          Как зовется эта книжка?

          Как зовется сам мальчишка? (Буратино.)

 

Федора – Вижу, вы. Очень любите сказки, поэтому правильно отгадали все загадки. Молодцы! Но вы так долго работали головой, что ей надо дать отдохнуть, а поработать ногами. Давайте потанцуем.

для родителей «А терем тот высокий, и кто же в нём живёт?

1. … В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами:

Ель растёт перед дворцом…

(Дворец царя Гвидона. А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

 

2. «Очутилась она во дворце, во палатах высоких, каменных, на кровати из резного золота со сножками хрустальными, на пуховик пуха лебяжьего, покрытом золотой парчой… Все её пожитки и цветочек аленький в кувшине позолоченном тут же стоят, раскладены и расставлены на столах зелёных малахита медного, и что в той палате много добра и скраба всякого, есть на чём сидеть – полежать, есть во что приодеться, есть во что посмотреться».

(Дворец зверя лесного, чуда морского. С. Т. Аксаков. »Аленький цветочек»)

 

3. «Он жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было, кроме красивого очага в стене против двери. Но красивый очаг, и огонь в очаге, и котелок, кипящий на огне, были не настоящие – нарисованы на куске старого холста».

(Жилище шарманщика Карло. А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

4. «В высоком тереме о двенадцати столбах, о двенадцати венцах на самом верху в окошке сидит царевна и ждёт, когда добрый молодец на коне допрыгнет до неё и поцелует».

(Царевна Несравненная Красота. Русская народная сказка «Сивка – Бурка»)

 

5. «Вилла «Курица» - так называется этот старый дом, окружённый запушенным садом. В комнатах стояла мебель, в кухне висела утварь».

(Жилище Пеппи. А. Лингрен. «Пеппи Длинный чулок»)

 

6. «А где я буду жить? – спросил зверёк. – Жить?. Да хотя бы вот здесь! - Директор показал на старую телефонную будку, стоявшую у входа в магазин, - Это будет твой дом! ».

(Жилище Чебурашки. Э. Н. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья»)

 

7. «Этот замок стоял на вершине холма. Его окружал огромный парк. У ворот парка висело объявление, на одной стороне которого было написано «Вход воспрещён», а на другой – «Выход воспрещён».

(Замок графинь Вишен. Дж. Родари. «Приключение Чипалино»)

 

8. … И Царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой…

(Жилище семи богатырей. А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

 

9. «Осмотрели они дом и обрадовались. Всё в доме было. И печка, и кровати, и занавесочки на окошках! И радио, и телевизор в углу. Правда старенький. И котелки разные на кухне были, чугунные. И в огороде всё было посажено. И картошка, и капуста. Только всё запущено было, не прополото. А в сарае улочка была… Очень им в этом доме понравилось».

(Дом дяди Фёдора, Шарика, кота Матроскина. Э. Н. Успенский. «Дядя Фёдор, пёс и кот»)

 

2.Конкурс «Кто здесь был и что забыл? » 

 

В русских народных сказках встречается много предметов,  которые могут оказаться сказочными. Мы вам будем показывать обычные вещи, а вы сделаете их сказочными (Вспомнить сказки в которых встречаются эти вещи)

ДЕТЯМ.
(Дети доставать по одной вещи из сундука и называют произведение, где она встречалась).

1) Телефон («Телефон» К. Чуковский);

2) Мыло, полотенце («Мойдодыр» К Чуковский);

3) Мячик, зайчик, мишка, кораблик («Игрушки» А. Борто);

4) Туфелька («Золушка» Ш. Перро);

5) Пара сапог («Кот в сапогах» Ш. Перро);

6) Шапочка красная («Красная шапочка» Ш. Перро);

7) Чашка с горохом («Принцесса на горошине» Г. Андерсен).

 

РОДИТЕЛЯМ.

Родители называют литературные произведения, из которых они взяты, а так же называют автора произведения).

 

 Яйцо(«Курочка ряба», «Царевна - лягушка», «Цыпленок и утенок»)
 Ложка ( «Жихарка», «3 медведя»)
 Яблоко («Мешок яблок», «Хаврошечка», «О мертвой царевне»,«Молодильные яблоки»)
 Рыба ( «О золотой рыбке», «По щучьему веленью», «Лиса и волк»)
 Цветок ( «Цветик - семицветик», «Дюймовочка», «Аленький цветочек»)
 Топор ( «Кот, лиса и петух», «Каша из топора», )
 Избушка ( «Заюшкина избушка», «Теремок», «3 поросенка»)
 Горшок ( «Горшок каши », «Каша из топора», «Винни - пух»)
 Ведро ( «По щучьему веленью», «Мороз Иваныч», «Госпожа Метелица»)

3. конкурс--  « Сказочное лото».

Федора называет первое слово или слог, команды заканчивают.

Сивка - …..

Конёк- …..

Мороз- ….

Гуси- ….

Заюшкина- ….

Гадкий-…..

Царевна-…..

Мальчик-….

Красная-….

Аленький-….

Бременские-….

Крошечка-…..

Цветик-….

5.конкурс « Назови любимого писателя».

–Знаете ли вы , ребята, кто пишет книги? ( писатели)

А музыку? ( композиторы.)

А кто сочиняет стихи? ( поэты).

Сейчас мы проверим как вы и ваши родители знают писателей и поэтов.

Участникам показывают портреты писателей и поэтов. Они называют их фамилии.

6.Конкурс общий для 2х команд  « Волшебные слова».

Вспомните кто говорил такие волшебные слова:

- По щучьему веленью, по моему хотенью.

-Сивка- бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой.

-Сим-сим. Открой дверь!

- Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг. Возвращайся, сделав круг.

-  Раз. Два. Три. Горшочек, вари!

 

Ведущий. Уважаемые родители и дети!

Закончен конкурс! Он у нас

Рассчитан на один лишь час,

Но вы, читающий народ,

Любите книгу каждый год!

 

Жюри подводит итоги. Объявляют победителей. По желанию дети могут исполнить какую- либо заключительную песню на усмотрение музыкального руководителя. Ведущая благодарит всех за активное участие. И в память о дружной встрече раздает сувениры.

            

 

Решения родительского собрания

Председатель родительского комитета группы зачитывает проект.

1. Учитывая важную роль родителей в привитии у детей любви к книге и развитии интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять рассказы по прочитанному.

2. Каждой семье организовать вечера семейного чтения.

3. Включить в круг детского семейного чтения стихи, рассказы, пословицы, поговорки.

4. Систематически посещать сельскую библиотеку.

5. Объявить конкурс на лучшего чтеца. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.

 Председатель___ Секретарь___

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папа, мама, я – читающая семья

Викторина по обучению грамоте,для читающих детей по сказкам....

Консультация для родителей "Папа, мама, я - читающая семья"

С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только чтение. Д...

родительское собрание на тему "Папа, мама, я - читающая семья"

Родительское собрание в нетрадиционной форме...

Итоговое заседание клуба "Папа, мама,я - читающая семья"

На заседании дети вместе с родителями выполняют задания, демонстрируя свои достижения,знания литературных произведений;презентируют свои рукописные книги в атмосфере доброже...

Отчёт работы клуба "Папа, мама,я - читающая семья" 1-ый год с презентацией

В данном отчёте педагоги могут познакомиться и взять для работы интересные формы работы с детьми и их родителями....

Родительское собрание на тему:"Папа,мама,я-читающая семья"

интеллектуальная семейная развлекательная программа...