Проект "Дружат мальчики и девочки"
проект (старшая группа)
Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_druzhat_malchiki_i_devochki.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект для старших дошкольников по гендерному воспитанию
«Дружат мальчики и девочки.»
Актуальность проекта:
Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
Если в дошкольные годы не заложить у девочек мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит от характера родительских установок.
Продолжительность проекта: Среднесрочный
Тип проекта:
-Фронтальный
-Интегративный
-Ребёнок, общество и культурные ценности
-Практико-ориентированный
Участники проекта: Дети, воспитатели, родители
Возраст детей: 5-6 лет.
Проблема, значимая для детей:
Притупление чувства гендерной принадлежности у детей: демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Цель проекта:
Помочь детям сформировать правильные представления о том, какими должны быть, какими качествами обладать мальчики и девочки; помочь реализовать эти представления в жизни.
Задачи проекта:
Интегративные:
ОО «Познание»
Воспитывать интерес и положительное отношение к своему полу. Развивать образ Я, помочь осознать себя.
ОО «Коммуникация»
Уточнить гендерные представления детей, формировать представления о взаимодействии с представителями своего и противоположного пола; о семейных половых ролях и полоролевом репертуаре; нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек.
ОО «Чтение художественной литературы»
Показать детям особенности свойств личности с помощью сказок, стихов, рассказов по теме проекта.
ОО «Художественное творчество»
Развивать гендерные свойства детей (девочки – аккуратные, тщательно выполняют задание, мальчики – ищут решение самостоятельно) при выполнении заданий. Вызывать радость от обстановки и оформления группы в соответствии с гендерным подходом.
Для детей:
1. Закрепить и упорядочить понятия детей о себе как о представителе определенного пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков и девочек. Формировать образ Я, первичные гендерные представления (мальчики сильные, девочки нежные).
2. Способствовать развитию умений в игровом задании подбирать предметы, удовлетворяющие потребности детей в зависимости от их пола, по набору предметов делать умозаключения.
3. Воспитывать культуру дружеских отношений между мальчиками и девочками в детском коллективе, способствовать формированию позитивного отношения к себе и своим друзьям.
Для родителей:
Дать понять важность разного подхода к мальчикам и девочкам в воспитании.
Для педагогов:
Создать условия для разного подхода в воспитании мальчиков и девочек
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
- Дети ощущают себя представителем своего пола, обладающим присущими этому полу качествами (девочки – нежные, добрые, заботливые; мальчики – сильные, заботливые, защитники).
Для педагогов:
Более компетентны в гендерном воспитании.
Для родителей:
Знают особенности воспитания сына и дочери, применяют их на практике воспитания своего ребенка.
Форма проведения мониторинга: тесты
«Расскажи о себе» (по алгоритму)
№ Фамилия, имя ребенка 1 2 3 4 5 6
Знает игры, в которые играют мальчики Знает игры, в которые играют
девочки Называет черты характера, присущие мальчику Называет черты характера, присущие девочке Понимает правильность поведения Может рассказать о себе, о своей семье 1 2 3 и т. д.
Вопросы к детям
1 В какие игры играют мальчики?
2 В какие игры играют девочки?
3 Мальчик. он какой? Кто должен быть защитником?
Кто должен уметь проявлять заботу?
4 Девочка…она какая?
3-4 «За что нам нравятся мальчики (девочки)»
5 «Кто поступает правильно?»(по набору картинок)
6 «Расскажи о себе» (по алгоритму)
6 «Какие обязанности по дому выполняют мамы (папы)»
Продукты проекта:
Для детей:
Рисование «Город мальчиков»
Рисование «Город девочек»
Раскраски для девочек
Раскраски для мальчиков
Для педагогов:
Обобщение опыта по теме проекта
Созданы условия для гендерного воспитания
Конспекты НОД, бесед,
Создана подборка дидактических, словесных, сюжетно – ролевых игр
Создана библиотека художественной литературы для детей по гендерному воспитанию (стихи про мальчиков и девочек)
Для родителей:
Папки - передвижки
«Мальчики и девочки»
«Гендерное воспитание в семье»
«Будущая женщина»
«Будущий мужчина»
Конспекты бесед
«Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.)»
Создан уголок ряжения для девочек
Изготовлены тряпичные куклы для девочек
Атрибуты для игр мальчиков
Рекомендуемые книги:
Климина Л. В. Если вы растите сына - СПб: Детство-Пресс, 2012.
Климина Л. В. Если вы растите дочь - СПб: Детство-Пресс, 2012.
Форма и название проведения итогового мероприятия:
Тематическое родительское собрание «Дружат мальчики и девочки»
Мероприятия по проекту:
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры по теме проекта (Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада»)
«Мама и дочка»
«Пора обедать»
«С новосельем»
«Перед сном»
«Мама пришла с работы»
«Чья очередь гулять с Тузиком?»
«Папа – хороший хозяин»
«Что у нас на обед?»
«Проводим уборку»
ОО «Познание»
НОД по теме проекта:
«Это я – девочка, это я – мальчик» (приложение1)
Словесно-дидактические игры:
«Я хороший, потому что…»
«Я умею говорить комплименты»
«Что украшает девочек (мальчиков?» (качества)
«Что означают наши имена?»
Дидактические игры (приложение 2):
"Твоё здоровье"
«Как поступить?»
«Кто как одевается?»
«Что сначала, что потом?»
«Что нужно?»
«Оденем куклу на прогулку»
«В гости к кукле Кате»
дидактические игры на классификацию предметов:
«Мебель», «Посуда», «Одежда»
«Моя семья»
Игра “Знакомство”
Игра «Перепутаница»
Игра «Как мальчик, как девочка»
Игра «Волшебный цветок»
Игра «Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы?»
Игра «Кто что носит?»
Рассматривание энциклопедии "Твоё тело"
Игра на внимание
«Кто в платьице - хлопни в ладошки, а кто в шортиках - топни ножкой»
Бумажные куклы с одеждой
ОО «Коммуникация»
Беседы:
• Нравится ли тебе быть девочкой (мальчиком? Почему?
• Я – джентльмен
• Я - барышня
• Женские и мужские дела (дома и в обществе).
• Как я помогаю маме (папе?
• Каким должен быть мальчик (девочка?
• Должны ли дружить мальчики и девочки?
• Любимые игры мальчиков и девочек.
• Уроки этикета.
• О вредных привычках.
• За что нам нравятся мальчики (девочки)
Создание проблемных ситуаций для мальчиков (приложение3)
Создание проблемных ситуаций для девочек (приложение3)
Обсуждение проблемных ситуаций по серии сюжетных картинок по следующим темам:
«Друзья»
«Наряжаемся»
«Дети играют»
Пальчиковая гимнастика «Озорные пальчики – мальчики», «Девчонки – хохотушки».
Сначала упражнения выполняются на одной руке, а потом - на другой.
Озорные пальчики,
Пальчики - мальчики.
Этот раз – у нас Кирюшка,
У него весь нос в веснушках.
Этот два – у нас Андрюшка,
У него в руках хлопушка.
Этот три – у нас Виталик,
У Виталика фонарик.
А четыре рыжий Гришка,
У него в кармане книжка.
Ну а пятый мальчик Мишка,
Он у нас ещё малышка.
Жили-были пять подружек,
Пять девчонок – хохотушек:
Дашенька – болтушка,
Скромница - Танюшка,
Красавица – Катюшка,
Умница – Маришка,
И малышка – Иришка.
ОО «Чтение художественной литературы»
Чтение:
Песенки «Маленькие феи», «Три зверолова», «Храбрецы» (английская, в переводе С. Маршака)
А. Барто «Девочка чумазая»
А. Барто «Наша Таня»
К. Чуковский «Федорино горе»
Б. Заходер «Строители», «Шофёр», «Портниха»
Сказки:
«Крошечка –Хаврошечка»
«Снегурочка»
«Пых»
ОО «Художественное творчество»
Раскраски для девочек
Раскраски для мальчиков
Рисование «Нарядим куклу Таню»
Рисование «Нарядим Колю»
Создание в группе предметно-развивающей среды
с учетом гендерного воспитания: игровые зоны для мальчиков и девочек, подбор игрового оборудования
Работа с родителями:
Анкетирование (приложение 5)
Памятка для родителей о полоролевом воспитании детей (приложение 6)
Анкетирование о взаимоотношениях между взрослыми и детьми в семье (приложение 7)
Родительское собрание по теме проекта
Приложение 1
Конспект НОД
по образовательным областям «социализация», «познание»во второй младшей группе
«Это я – девочка, это я – мальчик»
Цель: дать детям первичные знания об их половой принадлежности.
Задачи:
1. Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).
2. Учить правилам поведения в соответствии с полом детей.
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках. Вношу куклу.
- Кто это? (кукла)
- Это кукла Даша. Даша, посмотри, какие красивые у нас девочки и замечательные мальчики!
Кукла плачет.
- Что случилось, куколка? Она не знает, кто она, девочка или мальчик.
Предлагаю поиграть в игру «Кто ты?» (каждый говорит, кто он – девочка или мальчик).
- Ребятки, как вы думаете, кто наша куколка? Конечно, девочка!
- А теперь посмотрите на доску. Что вы видите? (лист бумаги)
- Что можно делать с листом бумаги? (рисовать на нём)
- Давайте нарисуем нашу куколку на бумаге! Что сейчас я рисую? (голову) Голова есть только у девочек?
- А теперь? (туловище) и т. д. У мальчиков есть туловище? А у девочек?
- Ребята, что есть на голове у всех: и у девочек, и у мальчиков? (волосы)
- Посмотрите, какие разные причёски у наших девочек: косички, хвостики, короткие стрижки. Нарисую и Даше косички.
- А что же есть на лице у всех? (глаза) Посмотрите в глаза друг другу. Какого цвета ваши глаза? У всех разного цвета. Нарисую и Даше глаза. Где буду их рисовать? (на лице)
- А теперь потрогайте свой нос. И друг у друга потрогайте. Что это? (нос) У кого есть нос? У мальчиков? А у девочек?
- Улыбнитесь друг другу! Чем мы улыбаемся? Даше нарисую рот, чтобы она тоже могла улыбаться.
- Какое красивое платье у Алёны! И у других девочек тоже платья красивые. А мальчики платья носят? Почему?
- Украшу платье и куколке. Теперь наша кукла нарядная.
- Чего не хватает Даше? (рук, ног)
- Конечно, руки не нарисовали. Сколько у девочек рук? А у мальчиков? Да, и у девочек, и у мальчиков по две руки. Для чего нам руки нужны? На руках по пять пальчиков. Давайте пальчики посчитаем:
Раз, два три, четыре, пять –
Надо пальчики считать.
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
Красивые и чистые!
- А ещё мы Даше две ноги нарисуем. Ноги у кого есть? У мальчиков? А у девочек? Посмотрите на своиножки, какие на них разные носочки надеты, красивые. Даша тоже хочет носочки. Нарисую.
- Вот какая Даша у нас получилась! На косички Даше я прикреплю бантики.
- Кто это? (Даша, кукла, девочка) Как можно девочку узнать? Чем девочки любят заниматься?
Расскажите, какая Даша (дети описывают куклу).
Показываю куклу мальчика.
- Кто это? (мальчик) Как вы узнали, что это мальчик? Мальчики что любят делать?
- Покажите свои руки и ноги. Наши руки умеют весело хлопать, аноги – весело топать под музыку. Предлагаю потанцевать. Мальчики, приглашайте девочек!
Танец парами.
- Все девочки, подойдите ко мне! Вот какие внимательные! А теперь мальчики, подойдите! Какие дружные, сразу подошли, все вместе!
- Что мы сегодня делали? Вам понравилось куклу украшать? Даше вы тоже понравились, потому что вы очень дружные и внимательные друг к другу.
Приложение 2
Дидактические игры
"Твоё здоровье"
Цель: развивать умение соотносить характер эмоционального поведения сверстников с его последствиями для себя и окружающих.
Материал: схематические и реалистические изображения детских лиц.
«Как поступить?»
Цель: продолжать формировать морально-этические нормы поведения, учить мальчиков быть внимательными, помогать девочкам, по-разному проявлять добрые чувства. Воспитывать у девочек умение видеть и достойно оценивать помощь ровесников.
Материал: сюжетные картинки согласно цели.
«Кто как одевается?»
Цель: закрепить знания детей о мужской и женской одежде на примере «одевания» кукол; воспитывать спокойное отношение к обнажённому телу. Материал: плоскостные изображения мальчиков и девочек, одежда для «одевания».
«Что сначала, что потом?»
Цель: продолжать развивать познавательные возможности девочек и мальчиков, уяснить последовательность при рождении представителя животного и растительного мира, причинно-следственные связи.
Материал: возрастные цепочки человека, животных, растений в картинках.
«Что нужно?»
Цель: уточнить знания детей о предметах, которые существуют для удовлетворения потребностей согласно формуле «Я – девочка, женщина», «Я – мальчик, мужчина».
Материал: картинки на темы: «Игрушки», «Одежда», «Посуда», «Электроприборы», «Инструменты», «Обувь».
Игра “Знакомство”
Воспитатель (приглашает детей в круг, в руках у нее мяч):
- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, подарите хорошее настроение. У меня в руках мяч, мы будем его передавать по кругу, называя себя и говорить, кто вы мальчик или девочка.
Я начну первая. Я – Марина Юрьевна, я – мама, тетя, воспитатель, бабушка, а ты? (передает мяч рядом стоящему ребенку (я – Дима, мальчик, сын, внук; я – Алиса, девочка, дочка, внучка и т. д.).
Ну, вот и познакомились поближе. А теперь посмотрите внимательно друг на друга и ответьте мне на вопрос “Чем же отличается девочка от мальчика?” (дети должны отметить различие в одежде, во внешнем виде, в игровой деятельности). Молодцы, правильно все сказали.
Игра «Перепутаница»
Показываю двух кукол, мальчика и девочку.
- Кто это? Кто они? (мальчик и девочка).
- Меня зовут Маша (кивает головой куклы). А меня - Миша. Посмотрите, какая неприятность с нами произошла, мы перепутали все свои вещи, помогите нам их разобрать (воспитатель и дети раскладывают). Как вы догадались, что это их одежда? (слушаем объяснение детей).
«Как мальчик, как девочка»
А вот еще задание. Сейчас вы должны показать, что мы умеем делать. Мальчики построят дом, как настоящие мужчины, а девочки накроют на стол, как настоящие хозяйки.
«Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы?»
Цели: Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.
Материал: семейные альбомные фотографии каждого ребенка.
Ход игры: Дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель говорит детям, что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки дедушки, братья и сестры. Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа) Чем она занимается? Например, моя мама добрая, ласковая, иногда злится, худенькая, заботливая, красивая. Она готовит кушать, стирает белье и т. д.
После того, как ответят все дети, воспитатель задает им вопрос:
-Чем похожи наши мамы (папы)
-Какие обязанности по дому выполняют все мамы (папы)
-Какие внешние признаки их объединяют?
-Какие качества присущи всем мамам (папам)
-Кем вы будете, когда вырастете?
Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу. Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них
«Волшебный цветок»
1 вариант «За что нам нравятся мальчики (девочки)»
Цели: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.
Ход игры: Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.
2 вариант «Как я дома помогаю?»
Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку
Ход игры: Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.) Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислят обязанности, которые выполняют в семье их мамы, папы.
3 вариант «Кто я в семье?»
Цели: Формирование представлений о родственных связях. Учить детей правильно употреблять в речи слова «сын», «внук», «брат», «дочь», «внучка», «сестра».
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку
Ход игры: С помощью наводящих вопросов взрослого, дети должны дать ответ, кем они являются для своей мамы (папы, бабушки и т. д.)
Приложение 3
Проблемные ситуации
Для мальчиков:
1. Ты едешь в автобусе. На остановке в него заходит женщина.
Тывстанешь и предложишь ей сесть или сядешь к маме на колени, молча уступив место?
2. Старшие мальчики обижают девочку, она плачет.
Ты пройдешь мимо них или сам защитишь девочку?
3. Во время обеда Даша нечаянно разлила компот.
Ты возьмёшь салфетку и помогаешь Даше или позовёшь помощника воспитателя?
Для девочек:
1. Дети вышли на прогулку. У Димы неправильно застёгнуты пуговицы.
Ты поможешь Диме правильно застегнуться или скажешь об этом воспитателю?
2. Мальчики начали драку.
Ты пожалуешься воспитателю или поможешь мальчикам помириться?
3. Мама после работы готовит ужин.
Ты продолжаешь смотреть мультфильмы или поможешь маме помыть овощи, накрыть на стол?
Приложение 4
Тест «Кто поступает правильно?» (по набору тематических картинок)
Тест «Расскажи о себе» (по алгоритму):
1. Кто ты, девочка или мальчик?
2. Как тебя зовут?
3. Сколько тебе лет?
4. Какую одежду ты любишь носить? Почему?
5. Назови свою любимую игру. Почему ты любишь в неё играть?
6. Какие книжки ты любишь? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы. «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» (с применением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.)
Цель: Обучающая:- Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.- Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.- Закрепить и упорядочить ...
Итоговое мероприятие по тематической неделе «Мальчики и девочки» Развлечение в старшей группе на тему: «Путешествие в страну мальчиков и девочек»
Развлечение в старшей группе на тему: "Путешествие в страну мальчиков и девочек"...
Мальчик с девочкой дружил, мальчик дружбой дорожил.
проект по гендерному воспитанию...
сценарии - занятий и развлечений "Мальчики и девочки" "О дружбедевочек и мальчиков" "А н у- ка мальчики"
сценарии - занятий и развлечений...
Мальчик, не девочка. Девочка - не мальчик.
Гендерное воспитание дошкольников. Стендовая информация для родителей в ДОУ....
«Мальчики - направо, девочки - налево» Светлана Ермолина. Открытая НОД во 2 младшей группе по гендерному воспитанию «Мальчики - направо, девочки - налево»
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»Цель: формирование начальных гендерных представлений.Задачи:Образовательные:1. Учить детей видеть внешнее сход...
Сценарий совместного праздника (для мальчиков и девочек), посвященный празднованию 23 февраля и 8 марта. ( старшая разновозрастная группа)«А ну-ка, девочки! А ну-ка, мальчики»"
Цель: Создать праздничное настроение у детей.Задачи:-сплочение детского коллектива;-формирование у дошкольников чувства дружбы, ответственности запорученное дело;-развитие творческих способ...