Доклад "Формирование у детей познавательного интереса посредством разнообразных дидактических средств."
консультация по теме

Елисеева Наталья Анатольевна

Консультация для воспитателей с проведением игр и демонстрацией разнообразных дидактических средств по формированию познавательного интереса у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл file_541309.docx115.17 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у детей познавательного интереса посредством разнообразных дидактических средств.

Познавательный интерес – это избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие.

Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и других видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Познавательный интерес и любознательность заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.

В развитии познавательных интересов дошкольников существует две основные линии:

Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.

Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством:

  • Использования современных информационных технологий (компьютер, телевидение, просмотр видео, прослушивание аудиозаписей),
  • Экспериментирования. Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний.
  • Игры (дидактические игры, игры с природным материалом, мотивационные игры, игры на развитие обоих полушарий и т.п.). Игра -- это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:

- активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста;

- развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;

- учит их действовать по правилам, развивает любознательность;

- закрепляет знания, умения.

Более подробно хочу познакомить вас с такой игрой, как «Пальчиковые походы». Эта игра не только развивает мелкую моторику рук, но и используется как мотивационная. В момент этой игры активизируется огромный исследовательский интерес. Предлагаю вам попробовать в нее поиграть. Делаем круг и выбираем 2-3 игрушки. Правила похода – делать только микрошаги. Цель: исследовать все поле с закрытыми глазами.

Хочется обратить ваше внимание на игры с природным материалом. Палочки, камешки, желуди, срезы, пробки, проволока.... - всё это добавляет в образовательную деятельность особую прелесть и это отличный мотиватор. Можно поставить перед детьми задачу: придумать и создать картину, либо использовать природный материал для свободного исследования детьми.

  • проблемно-игровыми технологиями,
  • знаково-символическими средствами (активное включение в деятельность знаков, моделей, схем, планов, чертежей).

Важную роль в формировании у детей познавательного интереса играет предметно-развивающая среда.

Условно средства развития познавательной активности и познавательного интереса распределяются на две группы: деятельность детей и произведения духовной и материальной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей познавательного интереса посредством тактильной книги

В данной статье рассказывается о роли тактильных книг в развитии ребенка, особенно о их коррекционной роли в воспитании и развитии  детей с нарушениями зрения....

Исследовательская деятельность - средство формирования у детей познавательного интереса к природе.

Экологическое образование в детском саду реализуется с помощью разнообразных форм работы: познавательных занятий, тематических прогулок, экскурсий, праздников, занятий по труду в природе, дидактически...

Консультация для родителей на тему: "«Ознакомление со свойствами предметов детей 3–4 года жизни, путем использования разнообразных дидактических средств»

laquo;Ознакомление со свойствами предметов детей 3–4 года жизни, путем использования разнообразных дидактических средств»...

Статья "Игра как средство развития познавательного интереса посредствам использования игровой технологии "Бизиборд"

Один из ведущих видов деятельности в младшем дошкольном возрасте - игра.Игровая технология "Бизиборд" отличное пособие для развития познавательного интереса у детей раннего возраста....

Дидактическая игра как средство развития у детей познавательного интереса к родному краю.

Дидактическая игра как средство развития у детей познавательного интереса к родному краю....

Перспективный план по формированию познавательного интереса посредством экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста

Создание условий для формирования и развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, стремление к самостоятельному познанию и размышлению....