Социально значимый проект как форма формирования нравственных ценностей у дошкольников (статья)
статья

Набережнева (Голубева) Светлана Дмитриевна

Особенности развития современного российского общества, в котором происходит переоценка ценностей, утрачиваются семейные традиции, теряется связь поколений, актуализирует проблему формирования основ нравственности у детей уже в дошкольном возрасте. Сложность задач духовно-нравственного воспитания детей, комплексность проблемы, отражаемая в совокупности управленческих, научно–теоретических и организационно–методических подходов, обусловили необходимость разработки социально значимого проекта «Дорогою добра». Духовно–нравственное воспитание личности рассматривается авторами не только как одно из направлений содержания воспитательно-образовательной программы образовательного учреждения, но и как базовая основа процесса воспитания дошкольного учреждения во всем многообразии его направлений, методов, форм, технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 373.24

С.Д. Набережнева

воспитатель,

г. Киселёвск, РФ

С.Г. Понтилеева

воспитатель,

г. Киселёвск, РФ

СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ КАК ФОРМА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Особенности развития современного российского общества, в котором происходит переоценка ценностей, утрачиваются семейные традиции, теряется связь поколений, актуализирует проблему формирования основ нравственности у детей уже в дошкольном возрасте. Сложность задач духовно-нравственного воспитания детей, комплексность проблемы, отражаемая в совокупности управленческих, научно–теоретических и организационно–методических подходов, обусловили необходимость разработки социально значимого проекта «Дорогою добра». Духовно–нравственное воспитание личности рассматривается авторами не только как одно из направлений содержания воспитательно-образовательной программы образовательного учреждения, но и как базовая основа процесса воспитания дошкольного учреждения во всем многообразии его направлений, методов, форм, технологий.

Ключевые слова:

Духовно-нравственное воспитание, дошкольник, проект, семейные ценности

На современном этапе развития российского общества происходит переоценка ценностей. На первый план все больше выступают материальные ценности, заменяя собой духовные. Такое доминирование искажает представления детей (особенно дошкольного возраста) о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Это приводит к эмоциональной, волевой и духовной незрелости. [1].

Самым слабым местом в системе формирования основ нравственности является семья. По статистическим данным около 39% молодых родителей просто не знают, что именно в дошкольном возрасте происходит формирование нравственных ценностей, усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания [2].

Наши наблюдения показывают, что даже в условиях малого города существует реальная опасность распада всех общественных связей, а значит, ослабление процесса педагогизации среды как важного фактора нравственного воспитания личности. К тому же, в условиях нашего сибирского региона все негативные процессы усугубляются суровыми природно-климатическими условиями, географической отдалённостью от экономических и культурных центров страны, экологическими последствиями угледобывающего производства. Всё это отражается на демографической ситуации, семейной структуре населения, его занятости, обустройстве, социальном обеспечении, процессах миграции, и оказывает существенное влияние на всю систему жизнедеятельности людей. Поэтому необходимо помочь неопытным родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные, духовные и культурные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Из всего вышесказанного очевидно, что одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дошкольники лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример [4, с. 72].

Предполагаем, что знакомство с культурными традициями народов Кузбасса будет благотворно влиять на все стороны и формы взаимоотношений маленького человека с окружающим его миром, а наблюдение за процессом идентификации позволит нам глубже понять возможности внешнего воздействия на формирование личности как детей, так и взрослых [3, с. 253].

Отметим также, что современная социальная среда требует воспитывать человека, который будет обладать развитым творческим мышлением, склонностью к созидательному труду, самостоятельным мышлением, независимой точкой зрения и другими качествами современного человека. Поэтому разовые меры и разрозненные усилия отдельно действующих учреждений, организаций и социальных институтов перестали достигать необходимых значительных позитивных результатов. При этом сложность задач духовно-нравственного воспитания детей, комплексность проблемы, отражаемая в совокупности управленческих, научно–теоретических и организационно–методических подходов, обусловили необходимость использования комплексно-системного подхода в решении данной проблемы. Учитывая выше сказанное, был разработан социально значимый проект «Дорогою добра». Цель проекта - разработка и внедрение форм и методов социального взаимодействия, способствующих возрождению и укреплению культурных традиций родного края.

Актуальность реализуемого проекта определяется и сложностью самой темы, в связи с чем, духовно–нравственное воспитание личности рассматривается не только как одно из направлений содержания воспитательно-образовательной программы образовательного учреждения, но и как базовая основа процесса воспитания во всем многообразии его направлений, методов, форм, технологий. Создание и внедрение системы взаимодействия МАДОУ с социальными партнёрами и семьями воспитанников, позволит разрешить возникающие противоречия и выстроить систему воспитательно-развивающей работы в МАДОУ направленную на формирование нравственных ценностей дошкольников на основе семейных ценностей и культурных традиций родного края.

Под понятиями «нравственный» и «духовный» понимаем следующее: духовность - это состояние внутреннего мира человека; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (С. В. Алещенок, П. И. Бабочкина, Ю. А. Зубок, М. Н. Руткевич, З. А. Ужегова и др.). Отсюда, духовно-нравственное воспитание нами понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к духовно-нравственным ценностям, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и его самосовершенствование [4, с. 54].

Объектом исследования является воспитательно-образовательный процесс в МАДОУ, а предметом исследования - процесс формирования нравственных ценностей личности ребёнка через знакомство с культурным наследием народов Кузбасса и своей семьи.

Гипотеза исследования составила совокупность предположений о том, что формирование нравственных ценностей личности ребёнка дошкольного возраста будет результативно, если:

– разработана и внедрена система мероприятий, взаимосвязанных по субъектам, объектам, целям и срокам, охватывающих изменениями всех участников эксперимента;

– разработаны критерии и показатели, по которым можно оценить уровень сформированности нравственных ценностей личности ребёнка на протяжении дошкольного детства;

– осуществляется подготовка педагогических кадров к реализации программы эксперимента в рамках методической работы дошкольного учреждения;

– создана действующая система «семья – детский сад – социум» по формированию нравственных ценностей дошкольников;

– создана необходимая предметно-развивающая среда, организовано методическое обеспечение, сформирована материально-техническая база для проведения исследования.

Методами исследования были определены следующие: изучение психологической, педагогической литературы, нормативных, инструктивно-методических документов; анализ документации дошкольного учреждения; педагогическое наблюдение; социологические опросы (беседы, анкетирование, тестирование); сравнение, обобщение, классификация, систематизация, статистический анализ.

Предлагаемая опытно-экспериментальная работа по реализации задач формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников в условиях МАДОУ представляет собой комплекс мероприятий, взаимоувязанных по субъектам, объектам и срокам, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях воспитательной деятельности учреждений и организаций. Автономное развитие каждого из этих элементов не позволит поднять сферу духовно-нравственного воспитания маленьких граждан на уровень, соответствующий современному этапу социально–экономического развития страны. В связи с этим возникает необходимость комплексного решения проблемы и в конечном итоге разработке педагогической системы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи, поскольку этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности.

Основными направлениями реализации проекта «Дорогою добра» определены: «Духовно-образовательное» (занятия, беседы, устные поучения), «Воспитательно-оздоровительное» (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы), «Культурно-познавательное» (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр мультфильмов), «Нравственно-трудовое» (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам), «Работа с родителями».

Основное внимание в ходе реализации проекта уделяется работе с семьей. Содержанием предусмотрены разнообразные формы работы с родителями [1,2]: родительские собрания на духовно-нравственные темы; лекторий для родителей; открытые показы воспитательно-образовательного процесса; вечера вопросов и ответов; проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семи нары с использованием ТОО); факультативные занятия совместно с родителями (анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье); индивидуальные консультации специалистов; наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы); экскурсии; ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания; индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка); совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей; совместное посещение богослужений и прогулки по храмовому комплексу; помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы) и др.

На основе многолетних наблюдений, можем утверждать, что только включение родителей в совместную деятельность со специалистами МАДОУ, а не нотации и нравоучения, помогают сформировать осознанное отношения к традициям народной педагогики. Поэтому основная задача воспитателей при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Всем вместе очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать свой край еще лучше. Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией [2].

Таким образом, выстраивая стратегию развития дошкольного учреждения необходимо учитывать, во-первых, уровень сформированности нравственных ценностей детей, во-вторых, ценности, преобладающие в семьях воспитанников, в-третьих, уровень сформированности теоретических знаний основ нравственного воспитания, умение внедрить их в педагогическую практику и стремление постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство. Это позволит сохранить высокий уровень работы учреждения, иметь высокий рейтинг и доверие у родителей, взаимодействие с социальными партнёрами поднять на более высокий уровень, повысив результативность деятельности.

Список использованной литературы:

1. Духовно-нравственное воспитание дошкольников - http://coolreferat.com/Духовно-нравственное_воспитание_дошкольников

2. Духовно-нравственное воспитание дошкольников - https://doc4web.ru/pedagogika/duhovnonravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov1.html.

3. Савельева О.В. Вопросы идентичности и личностного развития педагога // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции [Электронный ресурс]. – Саранск, 1 декабря 2016 г. - Саранск: Мордовский гос. пед. ин-т., 2016. – С. 252 – 257.

4. Сериков В. В. Общая педагогика. Волгоград: Перемена. 2004. – 224 с.

© С.Д. Набережнева, С.Г. Понтилеева, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование нравственных ценностей у дошкольников через театрализацию"

Проблема нравственного воспитания детей в настоящее время очень актуальна. В сегодняшнем обществе мы видим недостаток духовности, моральное обнищание. Формировать нравственных качеств необходимо начин...

Доклад "Формирование нравственных ценностей у дошкольников через театрализацию"

Проблема нравственного воспитания детей в настоящее время очень актуальна. В сегодняшнем обществе мы видим недостаток духовности, моральное обнищание. Формировать нравственных качеств необходимо начин...

«Формирование нравственных ценностей у дошкольников через ознакомление с русским народным творчеством»

Формирование основ моральных качеств начинается еще в раннемдетстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многомзависит нравственное развитие ребенка.Сохранить человеческое в наши...

Социально-значимый проект "Организация поливозрастного пространства как механизм социализации дошкольников в условиях ДОУ"

Практическая значимость проектапредложение инновационной модели образовательного и развивающего  поли возрастного пространства развития ребенка в условиях реализации приоритетного социально...

Проект на тему:"Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями в рамках программы «Социокультурные истоки»".

Совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о ...

24.05.23г. «Формирование нравственных ценностей у дошкольников»

laquo;Формирование нравственных ценностей у дошкольников»Нравственное воспитание является одной из сложных и приоритетных задач практически всех программ дошкольного образования....