Логопедические сказки, как эффективный инструмент в работе с детьми с нарушениями речи.
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Приёмы работы с логопедическими сказками. Практическая деятельность на базе пальчиковаго театра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практический материал на базе пальчикового театра. | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика речевых нарушений у детей с ОВЗ.
Логопедические сказки, как эффективный инструмент в работе с детьми с нарушениями речи.
Сказка - это не только способ воспитания, но и инструмент коррекционного воздействия. Перед педагогами, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Требуется осмысленный нестандартный подход в работе, по формированию у ребёнка прочных навыков. Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка.
Очень часто педагоги сталкиваются с проблемой не принятия педагога ребенком. Сказка - это общая платформа для нахождения решения возникшей проблемы. Через сказку педагог может найти подход к ребенку, не навязывая ему свои интересы. Как пишет И.В. Вачков, сказку используют врачи, психологи, педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Рассмотрим актуальные направления взаимодействия со сказкой, применяемые в коррекционной работе учителем-логопедом.
Для коррекции звукопроизношения артикуляционную гимнастику необходимо выполнять длительное время. Логопедические сказки повышают интерес к артикуляционной гимнастике, помогают обеспечить положительный настрой и заинтересованность в достижении результата. Артикуляционные сказки лучше всего сочинять вместе с ребенком, давая ему право выбора, кого встретит герой на своём пути, кому и как будет помогать. Для такой работы можно использовать карточки с артикуляционными упражнениями, магнитные фигурки, игрушки, пальчиковый театр, кубики с артикуляционными картинками. Каждый раз можно сочинить новую сказку, в зависимости от поставленной задачи педагога. В артикуляционные сказки включаются упражнения на развитие речевого дыхания и мелкой моторики.
Пальчиковые сказки - это одно из направлений, которое помогает развивать мелкую моторику, графические навыки, речь и образное мышление.
Фонетические сказки – уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки.
Лексико-грамматические сказки помогают выработать устойчивые навыки правильного использования всех частей речи. Сказки предлагаются детям в соответствии с возрастными особенностями развития. В коррекционной работе по развитию связной речи лучше всего использовать сюжеты народных сказок, которые знакомы детям.
На примере сказки «Колобок» разберём алгоритм сочинения логопедической артикуляционной сказки.
- Подбираем героев для сказки. (Можно использовать пальчиковый театр, игрушки и т.д)
- «Язык ребёнка - помощник» сопровождает героя на протяжении всего приключения, выполняет задания и действия.
- Положительный исход событий.
Сказка «Как язычок колобку помогал»
Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе: Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусекам помети, набери муки и состряпай колобок. Замесила старуха тесто, испекла Колобок и поставила на подоконник. Вдруг Колобок ожил, спрыгнул с подоконника на лавку, с лавки на травку и покатился по тропинке. Катится Колобок навстречу ему заяц:
- Колобок, я тебя съем!
Испугался Колобок и подумал: « Вот бы мне сейчас помощника» И вдруг появился язычок. (покажите язычок)
-Не ешь меня, а выполни вместе со мной упражнение (упражнение артикуляционной гимнастики)
Понравилось зайцу играть с Колобком, не стал заяц его есть.
Катится Колобок, навстречу ему волк!
- Колобок, я тебя съем!
-Не ешь меня, а выполни вместе со мной упражнение (упражнение артикуляционной гимнастики)
Понравилось волку играть с Колобком, не стал он его есть.
Катится Колобок, навстречу ему медведь!
- Колобок, я тебя съем!
-Не ешь меня, а поиграй со мной (упражнения дыхательной гимнастики)
Понравилось медведю играть в воздушный футбол, пожелал он Колобку счастливого пути.
Катится Колобок, навстречу ему лиса!
- Колобок, я тебя съем!
-Не ешь меня, я тебе песенку спою.
Са-са-са это хитрая лиса,
Су-су-су и живёт она в лесу,
Сы-сы-сы краше нету той лисы!
Понравилась лисе песенка, не стала она есть Колобка.
А тем временем старуха и старик посмотрели на тарелку, где был колобок и удивились (дети удивляются)
-Куда же делся Колобок? А, вы, дети знаете куда делся Колобок? (ответы детей)
В заключении хочется рекомендовать артикуляционные сказки, как эффективное средство в коррекционной работе логопеда. Играйте и развивайте ребёнка с удовольствием. Желаю вам профессиональных успехов.
Список литературы
- Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.:Ось-89, 2007.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990.
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика с стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей. – М.: «Издательство Гном иД», 2004.- 32с.
- Писарева Л.Ю. Система работы по развитию общих речевых навыков у детей 5-7 лет. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 112с.
Электронный ресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Криотерапия как одно из эффективных средств в работе с детьми с нарушениями речи"
Статья "Криотерапия как одно из эффективных средств в работе с детьми с нарушениями речи"...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (организационное) в логопедической группе. «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи». (старшая,подготовительная группа)
Данный материал поможет начинающим учителям-логопедам провести первое (организационное) собрание в логопедической группе в начале учебного года....
Педагогический проект «Использование элементов логоритмики в логопедической работе с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»
Использование логоритмических упражнений в работе логопедов ДО в условиях логопункта....
Криоконтраст - один из эффективных методов в работе с детьми, имеющии нарушения речи.
Криоконтраст...
Консультация "Криотерапия как одно из эффективных средств в работе с детьми с нарушениями речи".
Консультация "Криотерапия как одно из эффективных средств в работе с детьми с нарушениями речи"....
Логопедические сказки, как эффективный инструмент в работе с детьми с нарушениями речи.
Приёмы работы с логопедическими сказками. Практическая деятельность на базе пальчиковаго театра...