Логопедические сказки, как эффективный инструмент в работе с детьми с нарушениями речи.
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Егорова Мария Владимировна

Приёмы работы с логопедическими сказками. Практическая деятельность на базе пальчиковаго театра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_skazki_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика речевых нарушений у детей с ОВЗ.

Логопедические сказки, как эффективный инструмент в работе с детьми с нарушениями речи.

Сказка - это не только способ воспитания, но и инструмент коррекционного воздействия. Перед педагогами, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Требуется осмысленный нестандартный подход в работе, по формированию у ребёнка прочных навыков. Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка.

Очень часто педагоги сталкиваются с проблемой не принятия педагога ребенком. Сказка - это общая платформа для нахождения решения возникшей проблемы. Через сказку педагог может найти подход к ребенку, не навязывая ему свои интересы. Как пишет И.В. Вачков, сказку используют врачи, психологи, педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Рассмотрим актуальные направления взаимодействия со сказкой, применяемые в коррекционной работе учителем-логопедом.

Для коррекции звукопроизношения артикуляционную гимнастику необходимо выполнять длительное время. Логопедические сказки повышают интерес к артикуляционной гимнастике, помогают обеспечить положительный настрой и заинтересованность в достижении результата. Артикуляционные сказки лучше всего сочинять вместе с ребенком, давая ему право выбора, кого встретит герой на своём пути, кому и как будет помогать. Для такой работы можно использовать карточки с артикуляционными упражнениями, магнитные фигурки, игрушки, пальчиковый театр, кубики с артикуляционными картинками. Каждый раз можно сочинить новую сказку, в зависимости от поставленной задачи педагога. В артикуляционные сказки включаются упражнения на развитие речевого дыхания и мелкой моторики.

Пальчиковые сказки - это одно из направлений, которое помогает развивать мелкую моторику, графические навыки, речь и образное мышление.

Фонетические сказки – уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки.

Лексико-грамматические сказки помогают выработать устойчивые навыки правильного использования всех частей речи. Сказки предлагаются детям в соответствии с возрастными особенностями развития. В коррекционной работе по развитию связной речи лучше всего использовать сюжеты народных сказок, которые знакомы детям.

На примере сказки «Колобок» разберём алгоритм сочинения логопедической артикуляционной сказки.

  1. Подбираем героев для сказки. (Можно использовать  пальчиковый театр, игрушки и т.д)
  2. «Язык ребёнка - помощник» сопровождает героя на протяжении всего приключения, выполняет задания и действия.
  3. Положительный исход событий.

Сказка «Как язычок колобку помогал»

Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе: Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусекам помети, набери муки и состряпай колобок. Замесила старуха тесто, испекла Колобок и поставила на подоконник. Вдруг Колобок ожил, спрыгнул с подоконника на лавку, с лавки на травку и покатился по тропинке. Катится Колобок навстречу ему заяц:

- Колобок, я тебя съем!

Испугался Колобок и подумал: « Вот бы мне сейчас помощника» И вдруг появился язычок. (покажите язычок)

-Не ешь меня, а выполни вместе со мной упражнение (упражнение артикуляционной гимнастики)

Понравилось зайцу играть с Колобком, не стал заяц его есть.

Катится Колобок, навстречу ему волк!

- Колобок, я тебя съем!

-Не ешь меня, а выполни вместе со мной упражнение (упражнение артикуляционной гимнастики)

Понравилось волку играть с Колобком, не стал он его есть.

Катится Колобок, навстречу ему медведь!

- Колобок, я тебя съем!

-Не ешь меня, а поиграй со мной (упражнения дыхательной гимнастики)

Понравилось медведю играть в воздушный футбол, пожелал он Колобку счастливого пути.

Катится Колобок, навстречу ему лиса!

- Колобок, я тебя съем!

-Не ешь меня, я тебе песенку спою.

Са-са-са это хитрая лиса,

Су-су-су и живёт она в лесу,

Сы-сы-сы краше нету той лисы!

Понравилась лисе песенка, не стала она есть Колобка.

А тем временем старуха и старик посмотрели на тарелку, где был колобок и удивились (дети удивляются)

-Куда же делся Колобок? А, вы, дети знаете куда делся Колобок? (ответы детей)

В заключении хочется рекомендовать артикуляционные сказки, как эффективное средство в коррекционной работе логопеда. Играйте и развивайте ребёнка с удовольствием. Желаю вам профессиональных успехов.

Список литературы

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.:Ось-89, 2007.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990.
  3. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика с стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей. – М.: «Издательство Гном иД», 2004.- 32с.
  4. Писарева Л.Ю. Система работы по развитию общих речевых навыков у детей 5-7 лет. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 112с.

Электронный ресурс

  1. Описание игр | Развивающие игры Мерсибо (mersibo.ru)
  2. Роль сказки в логопедической работе с детьми. | Статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Криотерапия как одно из эффективных средств в работе с детьми с нарушениями речи"

Статья "Криотерапия как одно из эффективных средств в работе с детьми с нарушениями речи"...

Консультация "Криотерапия как одно из эффективных средств в работе с детьми с нарушениями речи".

Консультация "Криотерапия как одно из эффективных средств в работе с детьми с нарушениями речи"....

Логопедические сказки, как эффективный инструмент в работе с детьми с нарушениями речи.

Приёмы работы с логопедическими сказками. Практическая деятельность на базе пальчиковаго театра....