Подготовка дошкольника к письму. Советы и рекомендации
консультация (средняя группа)

Эта публикация будет полезна как для родителей так и для педагогов.
Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Учителя начальных классов, а именно первоклассников сталкиваются с трудностями при обучении письму. Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании и закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображали слишком маленькие предметы на листе. Нас насторожил такой явный признак недостаточной работы пальцев рук. Это говорит о том, что дети не имеют достаточного опыта работы за столом.
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны.
Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.
В работе по совершенствованию восприятия букв необходимо учитывать особенности детского восприятия пространства. Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх–низ, ближе–дальше, под–над, около–внутри и т.д.
Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
При письме особенно важно, не столько овладеть отдельными умениями, сколько сформировать весь комплекс готовности ребенка к письму. Сочетание темпа и ритма речи с движением глаз и руки, умение управлять своими руками, умение управлять своими пальцами и обратить особое внимание на подготовку руки к письму, т.е. учить восприятию и письму печатных и письменных букв, познакомить с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, различными предметными образами, приближенными к конфигурации букв, с основными элементами букв. Если ребенок к семи годам научится в игровой форме управлять своими руками и пальцами, воспринимать образ печатных и письменных букв, находить их в различных текстах и овладеет написанием основных элементов букв, этого будет достаточно для дальнейшего обучения письму в школе на материале всего алфавита.
Над данной проблемой работали такие известные педагоги как: Н.А. Федосова, Н. Баренцева, А. Роговин, Цвынтарный В.В., Е. Карельская, Е.А. Нефедова, О.В. Уварова и др.
На основе опытов работы вышеперечисленных педагогов, мы составили и разработали систему упражнений, позволяющих каждому ребенку постепенно, без перегрузки, с максимальным учетом его индивидуальных особенностей подготовиться к обучению письму, начиная с раннего возраста.
Работая с детьми ясельного возраста особое внимание, уделяли сенсорному воспитанию детей. Начали свою работу с пальчиковой гимнастики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка.
В работе использовали основной принцип дидактики от простого к сложному.
Для начала занятий выбирали более простые упражнения: сжимание и разжимание пальцев рук, переплетали пальцы, сжав ладони, поднимание и спускание пальцев.
Все упражнения проводили в медленном темпе, и сопровождали показом, четко произнося текст. Каждое занятие проводили в течение нескольких минут, два – три раза в день. После каждого упражнения применяли расслабляющий момент (спустили руки и потрясли ими или покачали руками – пусть отдохнут).
К середине учебного года мы со своими детьми ясельной группы перешли к более сложным упражнениям, к работе с каждым пальчиком отдельно.
Конечно, наша работа с детьми не ограничивалась только пальчиковой гимнастикой. Также добавляли упражнение по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекладывание из одной кучки в другую карандашей, пуговиц, спичек, перекатывание шестигранного карандаша. И, конечно же, использовали в своей работе “чудесный куб” для вкладывания в отверстия различных фигур. Большое внимание уделяли на развитие навыков самообслуживание в повседневной жизни ребенка: одевание раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, зашнуровывание и расшнуровывание. Для этого использовали дидактические игры: “Оденем куклу на прогулку”, “Зашнуруй сапожек” и др. Эти упражнения способствуют укреплению и развитию руки, координации движения.
В качестве первых шагов детей трех лет в подготовке руки к письму предложили детям серию упражнений (заимствовали из книги Л. Роговина “Хочу сделать сам”), которые ребенок выполняет, копируя движения взрослого.
Для начала брали упражнения, которые помогают управлять своими руками: “Возьми большой мяч” – ладони широко раскрыты. Далее я предлагала детям упражнения, направленные на управления пальцами рук.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогический совет "Подготовка дошкольников к обучению письму"

Доклад на педагогический совет "Подготовка дошкольников к обучению письму"...

Подготовка дошкольника к письму средствами декоративного рисования

Детям трудно дается письмо. Воспитатели должны подготовить руку ребенка к письму. Они большое внимание уделяют ручному труду. Рисуя узоры, дети учатся держать строку. Многие узоры похожы на элементы б...

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста "Подготовка дошкольника к письму в школе"

В рекомендациях представлен практический материал для развития мелкой моторики дошкольников, упражнения, готовящие детей к письму в школе. Рекомендации будут полезны не только родителям будущих первок...

сообщение из опыта работы "Роль декоративного рисования в подготовке дошкольников к письму и к школе"

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями ребенка с одной стороны, и самим процессом ...

Роль декоративного рисования в подготовке дошкольников к письму.

Детский сад являясь первой ступенью в системе народного образования , выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.От того на сколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школ...

Консультация для родителей "Подготовка дошкольника к письму"

Письмо – сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый умеет красиво писать, что же говорить о детях?Подготов...