Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ
статья

Афанасьева Лилия Николаевна

 

Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов национальной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

Сегодня перед педагогами стоит сложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому человеку. Решая задачу формирования общей культуры личности, необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.

В настоящее время, когда в обществе происходит возрождение нации, культуры, языка, необходимо воспитать достойных наследников тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки, и, стало быть, не разорвать тончайших нитей, связывающих нас с прошлым.

Отстоять и приумножить ценности национальной культуры, сохранить свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый ребенок будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.

Сохранение развития культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе жизни.

Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие ребенка-дошкольника, а дошкольник испытывал потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnokulturnoe_i_patrioticheskoe_vospitanie.docx1013.31 КБ

Предварительный просмотр:

Этнокультурное и патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

Каждый народ, где бы он ни жил, и каков бы мал он не был, – это настоящее богатство, он вносит в нашу жизнь свою историю, неповторимую культуру, язык, устои, традиции.

В. Чивилихин

Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов национальной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

Сегодня перед педагогами стоит сложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому человеку. Решая задачу формирования общей культуры личности, необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.

В настоящее время, когда в обществе происходит возрождение нации, культуры, языка, необходимо воспитать достойных наследников тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки, и, стало быть, не разорвать тончайших нитей, связывающих нас с прошлым.

Отстоять и приумножить ценности национальной культуры, сохранить свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый ребенок будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.

Сохранение развития культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе жизни.

Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие ребенка-дошкольника, а дошкольник испытывал потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев.

Дошкольный возраст является сенситивным, исключительно важным в плане социально-нравственного становления человека, воспитания у него национальной культуры. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни.

Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким социальным институтом является семья, а потом уже – детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка. Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребёнком своего места в нём как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре и родному языку.

В своей работе мы периодически сталкиваемся с проблемой обучения дошкольников чувашскому языку, причинами которой являются:

- сами родители не знают языка;

- родители знают язык, но не разговаривают на нём;

- многие педагоги сами не знают язык.

Установка педагога должна быть направлена на то, чтобы, выявляя самобытность каждого народа, использовать положительный потенциал его культуры и языка для саморазвития и совершенствования личности ребёнка. Педагоги нашего учреждения  пришли к выводу, что для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее:

-создание системы работы по приобщению детей к истокам чувашской народной культуры и языка;

-привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

-создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;

-установление сотрудничества с другими учреждениями.

Очевидно, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. На педсовете было решено выделить в детском саду небольшое помещение и оборудовать его в виде комнаты в чувашской избе, где будут размещены предметы быта и культуры родного народа. Начались их поиски, в которых участвовали не только сотрудники детского сада, но и родители воспитанников. Чудом сохранившиеся старинные бытовые предметы расположили в центре национальной культуры «Чувашская изба».

В МБДОУ «Детский сад №130» города Чебоксары в апреле 2018 года в неделю чувашской культуры впервые открыл свои двери мини-музей «Чувашская изба». В апреле 2019 года наш мини-музей получил официальный статус музея.

Почерпнув сведения из самых разных источников, сотрудники детского сада постарались воссоздать в небольшом помещении основные детали и обстановку чувашской избы (стол, лавки, печь, полати, люльку и др.). Однако основной задачей было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путём его действенного познания. Поэтому помимо настоящих вещей в «избу» были помещены и некоторые предметы, имитирующие реальные. Печь сделали из коробок, внешне имеющей натуральный облик. На полках и красном уголке настоящие, вышитые и связанные крючком рушники и подзоры.

После того как убранство «избы» было завершено, перед нами встала не мене сложная проблема – методическая организация работы. Была осознана необходимость «одушевления избы» и было решено «назначить» Хранительницу избы. Перед Хранительницей была поставлена задача более глубокого овладения особенностями народной речи, национальных обычаев и традиций, народного искусства. Для создания эффективной работы в помощь ей была создана творческая группа педагогов.

Так, усилиями группы был создан видеофильм «Чувашская изба», где в роли экскурсоводов выступают дети, они рассказывают об особенностях быта, культуры, одежды, приема пищи чувашского народа  в старину. На данный момент видеофильм является прекрасным педагогическим материалом, который используется в работе с детьми и семьями. Данный фильм в 2019 году занял 1 место на Всероссийском конкурсе «Истоки прошлого».

В музее имеется журнал заявок Хранительнице. Воспитатели, специалисты заранее оговаривают темы образовательных событий по приобщению детей к культуре родного края, совместно составляется план реализации задуманного. Например, очень ярко проходят посиделки на тему «Одежда», «Посуда», «Вышивка», «Чувашская музыка: колыбельные, частушки» и т.д. Хранительница всегда встречает детей в национальной одежде, рассказывает, показывает, читает и проводит с детьми игры.

Интересной формой ознакомления с художественной литературой стало чтение произведений чувашских писателей в центре национальной культуры. Дети собираются в Чувашской избе, садятся на лавочки, чаще им нравится сидеть на коврах, связанной в ручную, и слушают Хранительницу, либо воспитатель самостоятельно работает с детьми. Опыт показывает, что чтение в такой атмосфере накладывает более ответственный и эмоциональный характер на организованную деятельность. Дети более сконцентрированы, внимательны и активны в обсуждении.

Новой формой работы центра национальной культуры – музея с апреля месяца стала творческая мастерская. В рамках традиционного празднования недели чувашской культуры в музее была организована творческая мастерская по созданию кукол-оберегов. В последующем прошли такие творческие мастерские как, гончарная мастерская по лепке чувашской глиняной посуды, серия творческих мастерских по вышивке.  

Также познавательными и культурно-колоритными стали музыкальная творческая мастерская «Чувашские танцы и песни» и спортивная творческая мастерская «Игры Улыпа». Отрадно, что данные виды творческих мастерских легко нашли место в педагогическом процессе  в летний оздоровительный период, были приурочены к празднованию Дня республики и Дня города Чебоксары. Для более эмоциональной нотки проводимых мероприятий дети и воспитатели одевали национальную одежду, либо элементы одежды.

Традиционно, нами проводятся фестивали семейного творчества.  Это «Звездопад талантов» ко Дню матери, где родители вместе с детьми делятся традициями и талантами своей семьи. Ко Дню пожилых проводится «Мудрость и юность нашей семьи» - это фестиваль, где пара дедушка плюс внук или бабушка и внук также презентуют семейные изюминки. Основной идеей данных мероприятий  было воспитание у дошкольников патриотических чувств, осознания себя как носителя культуры семьи, народа, города, Республики.  К сожалению, следует отметить, что в основном творчество семей не имеет исторического национального характера. Следовательно, мы видим, что уровень актуальности воспитания в детях патриотических чувств, ценностного отношения к песням и танцам, к рукоделию чувашского народа у родителей на относительно низком уровне.

Так, мы стараемся вовлекать родителей в решение данной проблемы  через детско-родительские проекты, мастер-классы, презентации детских продуктов деятельности, экскурсии в центр национальной культуры ДОУ и выездные мероприятия по малой Родине.  

Удобной формой взаимодействия с семьей являются на наш взгляд народные праздники. Каждый народный праздник превращаем в театрализованное представление, в котором участвуют и дети, и приглашённые взрослые. Такое проведение праздника оставляет глубокий след в детской душе и укрепляет в ней добрые чувства. Традиционными праздниками для нашего учреждения стали: «Мӑнкун», «Сурхури», «Акатуй».

Анализируя проделанную работу за последние годы, мы поняли, что на современном этапе самой большой проблемой является разрыв связей поколений. Человек без памяти о прошлом, человек, лишённый исторического опыта своего народа, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём. В опытах наших отцов и дедов есть зёрна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.

Больше всего нам хочется развивать в детях чувство гордости за свою Родину, вызвать в них восхищение творчеством чувашского народа, бытом и историей, которую творили их бабушки и дедушки, наши предки, и вместе с тем чувство ответственности за малую Родину, на которой мы живём.

В перспективе перед нами стоит задача -  разработать перспективный план работы с детьми всех возрастных групп и родителями на год с учётом разновозрастного состава групп и сочетания с планом работы музыкального руководителя. В каждом разделе образовательной программы ДОУ при перспективном планировании будет учитываться введение тем, связанных с изучением национальной культуры.


В МИРЕ «ЧУВАШСКОЙ ИЗБЫ»

H:\конкурс ЭРО  музей\фотохроника\16.jpg

Жили – были в одном детском саду маленькие и большие человечки. Жили дружно, весело и интересно. Только вот большие человечки – педагоги начали наблюдать, что у маленьких человечков – детей в речи часто встречаются некрасивые или нехорошие слова, родная речь угасала…

И задумались педагоги, как бы сохранить родную культуру, традиции и быт чувашского народа. И вот было решено создать в детском саду место, где каждый ребенок или гость могли почувствовать атмосферу национальной самобытности. Так совместными усилиями воспитанников, их родителей, друзей детского сада 28 апреля 2018 года родился центр национальной культуры «Чувашская изба».

Центр «Чувашская изба» помогает формировать целостное представление детей о родном крае, его культуре и традициях. Воспитывает истинный патриотизм. Работа в мини-музее способствует активизации познавательного интереса к культуре и истории родного края, формированию культурно-исторической памяти не только у дошкольников, но и у их родителей, педагогов, позволяет познакомить с бытом, традициями, фольклором, культурой народа родного края. Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины и многое другое. Именно он становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.

В центре национальной культуре детского сада собрано очень много предметов древности, мы хотим рассказать о них и для чего они нужны были.

Полки (çÿлĕк, центре), сундуки (арча, сунтăх), кровать (путмар), стулья (пукан, тенкел). В древности для освещения жилища использовали свечи (çурта), масляные лампы (шандал), лучины (хăйă). Свечи изготавливали из воска, сала и толстой нитки или полоски ткани. В трубку из стебля растения протаскивали нить и заливали туда растопленный воск. После того, как воск застывал, трубку скалывали свеча была готова. Большинство крестьянского населения Поволжья для освещения жилья пользовалось лучинами. Их вставляли в светцы (хăйăчикки). Для того, чтобы вечером выходить во двор или в сарай, изготавливали деревянные фонари (хунар), в которые вставляли свечи. На чувашский язык термин «дом» может переводиться тремя словами: 1. Çурт слово, известное во многих тюркских языках. Например: в алтайском, турецком, древне узбекском и других языках курт жилище, стоянка, страна. 2. Пÿрт слово, заимствованное из балтийских языков. Например, в литовском языке пиртис баня. 3. Кил древнее булгарское слово, имеющее более чем тысячелетнюю историю.

Шурӑ кил (белый дом). Мебель (сĕтел-пукан) скамейки (сак, тенкел), Валашка – корыто – открытая продолговатая ёмкость купе валашки корыто для стирки, пĕчĕк валашка корытце, çăл валашки водопойная колода.

Изначально изготавливалась из дерева: половинку расколотого бревёшка, отделывали и выдалбливали с плоской стороны; корыта бывают: «ветловые», «липовые», «осиновые». Использовали по-разному, как любую ёмкость: для сбора урожая яблок, капусты и т. д., для заготовки солений, для стирки, купания, для остуживания пива, сусла при пивоварении, в них месят хлеб и из них кормят скот и птицу (водопойное, кормовое корыто). В перевёрнутом виде использовали как большую крышку корыто в хозяйстве пригождалось для всего и имело самое разнообразное назначение, а зимой крестьянские дети катались в них с горок, как в санках. Форма их не менялась на протяжении веков, всегда была такая, как и сейчас вытянутая в отличие от тазов и мисок, предназначение которых очень схоже, но форма круглая. А размеры варьировались: от самых больших, достигавших 2 м в длину при ширине около см, до малых, имевших длину см и ширину см. Маленькие корытца применялись в кухне для приготовления пищи, резки и рубки небольших количеств продуктов. «В зависимости от предназначения корыта могли иметь разные названия. Так, например, корыто для кормления скота могло называться жёлоб, калгашник, калгашка, калда, калюх, калган, колода, комья, коняга, коняга, кормяга, кормушка, ясли, вяслы, каптух. Такие корыта ставили в хлевах, на дворах, а также около колодцев, если в деревне не было пруда или реки для водопоя стада. Корыто для остуживания пива или сусла называли лохань, русло, лобня. Корыто для стирки и замачивания белья или бельё мойка. Для замешивания теста использовали дрожженик. Похожа на корыто емкость, которую использовали при просеивании муки, замешивании пресного теста, очистке мелкой крупы от шелухи». 

 Шăрт – чесалка. Размягченную кудель расчесывали специальной щеткой (шорт). акапуç калакĕ палица, лопатка для очистки лемеха плуга чуста калакĕ мешалка для теста «кала» (на совр. чув. означает «лопатка»). 

Калак – лопата, лопатка, лопаточка, мутовка акапуç калаĕ палица, лопатка для очистки лемеха плуга чуста калаĕ мешалка для теста «кала» (на совр. чув. означает «лопатка»). 

 Авса тунă, савăт-сапа, – посуда авса тунă – гнуть, сгибать. Формы и размеры столовой посуды, вид дерева, выбираемый для нее, диктовались ее назначением. Большая деревянная чаша (тирĕк, пысăк чашек, чара) служила для подачи первого (яшка, шÿрпе) или второго блюда – каши (пăтă), мяса (аш) на всех членов семьи. Малолетним детям пищу давали в мисочках (чаплашка). В зависимости от подаваемых блюд применялись чаши пологие или глубокие, малой, средней или большой величины, например, çăкăр терки – чаша для хлеба, яшка тирки – миска для супа, çу савăчĕ – чашка для масла, чара – чаша для замешивания пресного теста и т.д. 

Ҫăпата – лапти низкая обувь, распространённая у Чувашей в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетенная из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти). Лапти отличались крайне низкой себестоимостью, ввиду обилия материала и простоты изготовления (мужчин с детства учили плести лапти и в дальнейшем сноровка позволяла изготавливать такую обувь буквально «между делом»), и недолговечностью. Ҫăпата калăпĕ – колодки для лаптей. Для изготовления любого изделия требуется материал и инструмент. Требуется нож, кочедык и мялка для лыка. Потребуются еще колодки. Колодки для лаптей не различаются на левые и правые - одна на обе ноги, как для валенок. Они очень простые, особенно для лаптя. Сделать их можно из чурки любого дерева. Колодки делаются цельные и разъемные. Размер колодок определяется размером ноги будущего хозяина лаптей. Длину разъемной колодки увеличивали, нашив к носочной или задниковой части дощечки. 

Хачă – ножницы – лезвий с кольцеобразными ручками. Самые древние ножницы, найденные археологами на современной территории Древнего Рима, имеют возраст 3-4 тысяч лет и были предназначены для стрижки овец. Эти ножницы больше были похожи на небольшой пинцет с двумя тупыми лезвиями на обоих концах. Конструкция просуществовала более двух тысяч лет без принципиальных изменений. Рычаг в ножницах стал использоваться около тысячи лет назад. пинцет Область применения ножниц весьма обширная. Это и скотоводство стрижка шерсти, и медицина, и множество других. Портные и цирюльники так вообще без ножниц не представляли себя в профессии, но последние довольно долго использовали вместо них просто два ножа. Также в быту использовали Пуртӑ – топор Орудие труда для рубки дерева и деревянных предметов, Алǎ пǎчки - Ручная пила Орудие труда для распиливания деревянных предметов,

Арламалли урапа, кӗнчеле урапи – прялка Основным способом обработки кудели было прядение на веретене (йĕке) и самопрялке. Основные детали самопрялки: колесо; веретено-шпулька; педаль, придающая при помощи шатуна движение колесу. От колеса через туго натянутый ремень (струну) движение передается шпульке. Весь механизм укрепляется на стояке. Разнообразны и формы простых прялок: цельные прялки из одного куска дерева и прялки с донцем. В Чувашии встречаются палкообразные, лопатообразные и гребнеобразные прялки. Донца и стойки прялок часто украшались резьбой. 

 Кĕпе – платье, рубаха. Чувашская одежда представлена разнообразием головных уборов, платьев и костюмов, а также известна богатством вышитых ромбо- и зигзагообразных узоров, монетной и бисерной отделки, специального кроя. По назначению она использовалась лишь примерно до середины XX века. Национальная одежда не представляется без вышитого на ней строгого, но броского чувашского орнамента. Он символичен: рассказывает о возрасте хозяина костюма, его статусе, состоянии, принадлежности к роду. В изделиях преобладает сочетание белого и красного цветов. По верованиям древних чувашей, эта гамма         обозначает сакральную чистоту. В зависимости от места проживания     относительно течения Волги чуваши делятся на верховых (вирьял), средненизовых (анат енчи) и низовых (анатри). Несмотря на общую национальную принадлежность, этнографические группы имеют отличия в традициях. Особенно ярко они прослеживаются в костюмах, украшениях и вышивке. Чаще всего чуваши изготавливали одежду из домотканого полотна, кожи, войлока, овечьей шерсти или сукна. Почти в каждом крестьянском дворе имелся прядильный и ткацкий инвентарь. Холсты для будущих изделий умели ткать все деревенские женщины. Для этого они выращивали лен и коноплю. Обувь чуваши мастерили из дерева и луба. Белая рубаха (купе) основа всех чувашских одеяний. Мастерицы шили ее из конопляного полотнища. Боковые части закрывали прямыми вставками, которые расширяли рубаху книзу и подчеркивали ее объемный силуэт. Высота женского купе достигала 120 см, а мужского 80 см. 

Тӗрӗ - Чувашский орнамент. Геометрические узоры в форме крестов, треугольников, ромбов, прямоугольников, зигзагов, косых крестов, полос. Они сочетались со стилизованными фигурами людей, птиц, животных, древа жизни, которые имели самый разнообразные формы. Эти знаки на холсте могли о многом рассказать, каждая мастерица придумывала свою композицию и ведала свою историю. В основном использовали нитки красного, желтого, черного цвета. 

Пир пусма - Домотканое сукно, вытканный домашним, кустарным способом является частью материальной и духовной культуры народа, ярко отражает этническую специфику. На форму, конструкцию и выбор материалов влияет климат, занятия населения, исторические и социально-экономические условия, культур. традиции, взаимодействие этносов. В ней отражаются миропонимание и эстетичность воззрения народа. Чувашская одежда представляла собой комплекс, в который входили нательное платье из лёгких тканей (рубаха и штаны), верх. платье из плотного материалов, пояса, а также голов. уборы, обувь, чулки, онучи, различные подвески. Дополнением к ним её органичной частью были украшения и нарядные головные уборы. Основными материалами были домотканый льняной и конопляный холст (пир), сукно, кожа, войлок, шкуры. Покрой был прост и экономичен, материал использовался полностью, цельными полотнищами или кроился только по прямой линии. Форма и декор различались в зависимости от сезона, пола, социальное положения и назначения. Детская одежда была подобна взрослой, но с минимумом орнамента и украшений. Основой старин. одежды была туникообразная рубаха. Её конструктив. элементами являлись стан с основными полотнищами и боковыми клиньями, шейный вырез и грудной разрез, прямые рукава, ластовицы в проймах рукавов, подол. Замуж. женщина носила множество специфической принадлежностей, отличающих её от девушки, на рубахе симметрично располагались сложные узоры. Богатым орнаментом покрывались верхняя часть праздничные (обрядовых) рубах и обрядовых халатов распашонка типа. Рубаха надевалась с поясами и подвесками различные формы, фартуками или передниками, повседневные и праздничные головными уборами и украшениями. Она была однотипна для всех этнографической групп чувашей, но в форме, декоре и способах ношения проявлялись замет. различия.

Сурпан - женская головная повязка сурпан большая драгоценность и редкость, потому что, такие повязки уже вышивают редко, а те, которые сохранились, берегут, как зеницу ока. Носили и для красоты, и чтобы защитить себя от холода зимой и от жары летом. Чтобы защитить себя от злых духов, болезней, женщины - чувашки носили такие повязки.   И ещё все женщины после свадьбы одевали эту головную повязку. А девушки, которые не были замужем одевали тухйя. Тухъи бывают двух видов — островерхие и без острия. У тухъи нет наспинной части. Девичьи уборы сплошь покрыты узорами из бисера. Серебро использовалось при украшении наушных деталей и нижних краев, красиво оформлялся козырек убора — красным кораллом, монетами. Рядами бус составлялись яруса, ромбы и другие геометрические узоры. На височной части размещались по три небольшие кисти из красных, белых и зеленых бисеринок. Тухъя не только овеществляет понятие о красоте, но и хранит следы давно ушедшей в прошлое магической функции.

В национальном женском костюме большую роль играют головные уборы из бисера, мелких раковин каури и монет. Возникли они разными путями, претерпевали изменения, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность их носителей. В чувашских женских украшениях содержатся не только народные понятия о красоте, сложившиеся в течение тысячелетий, но и следы миропонимания наших предков. Древнейшей функцией украшений было, без сомнения, их магическое предназначение (обереги), защита от злых духов и других опасностей.

Полный комплекс украшений представлен в праздничных и свадебных нарядах. Чувашская женщина, облаченная в полный свадебный наряд, носила одежду и украшения весом около одного пуда, в том числе серебряные монеты весом 2-3 кг.

В комплекс украшений, выполненных в технике шитья бисером и серебряными монетами, а также из драгоценных металлов и камней, входят головной убор девушки тухъя, головной убор женщины хушпу, нагрудные и шейные наряды (ама, шÿлкеме, алка, мăя, çуха), перевязь (тевет), подвески (сăрка), браслет (сулă), кольцо (çěрě), поясные подвески — нахвостник (йěс хÿре), поясной кошелек (енчěк), поясное зеркальце (тěкěр) и др. Головные уборы встречаются трех типов: в виде широкого обруча с расширяющимися кверху сторонами, полусферические (с закрытым верхом) и в форме шапки с открытым навершием. Хушпу имеет твердый остов, наспинную часть (хÿре), украшена она монетами, бисером, раковинами каури, кораллами.

Головная часть убора покрывалась семью или девятью рядами бляшек или нухраток, центральная часть украшалась узорами из ромбиков и крестиков (числом по девяти) из красных, желтых и зеленых бисеринок. На «ушах», наспинной части, по краям хушпу вешали монеты, которые при движении (пляске) издают легкий звон. В хушпу явно ощущается стремление его создателей подчеркнуть связь красоты формы с музыкальностью.

В одном ряду с тухъя и хушпу находятся женские и девичьи нагрудные украшения — шÿлкеме и ама. Девичье щÿлкеме, в отличие от женского, не имело трехугольной детали в верхней части и было одноярусным. Шÿлкеме верховых чувашек состояло из двух одинаковых частей: собственно, щÿлкеме и сурпан çакки, соединенных в два яруса, и имело квадратную форму, а у низовых и средненизовых — соответственно полуовальную и прямоугольную.

Сӑпка – Люлька. Детская колыбель, зыбка, предназначена для укачивания младенцев. Она подвешивалась под потолок, делалась из липы, ивы, березы.

Собранный материал создает атмосферу чувашской избы. Войдя сюда, разыгрывается воображение, невольно начинаешь представлять хронику жизнедеятельности предков своего народа, где-то в глубине души звучит чувашская песня, перед глазами встает хоровод девушек в национальных костюмах…все очень близко сердцу.

Еженедельно центр национальной культуры «Чувашская изба» принимает гостей из своего детского сада и из других дошкольных учреждений города Чебоксары. Ребята, с удовольствием знакомятся с истоками национальной речи, искусства, обычаев, традиций, архитектуры.

Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».


Приложение 1

Творческая мастерская

«Чувашские посиделки (Улах)»

(для детей)

Хозяйка: Ырӑ кун пултӑр, хаклӑ хӑнасем! Милости прошу гости дорогие!

Доброго вам здоровьица! Проходите, проходите, будьте вы гостями. Народ собирается, посиделки начинаются. Садитесь на лавки да не делайте давки.

Хозяйка: В наш чувашский край пришла весна. Растаял снег, зацвели первые цветы, запели звонкие песни птицы и ручьи.

 Весь трудовой народ готовится к посевным работам.

Песня «Алран кайми аки-сухи» (фоновая музыка)

 Хозяйка: Ребята, давайте поиграем в чувашскую народную игру «Колечко»

Дети: Давайте, давайте!

А для этого выберем ведущего с помощью считалочки.

Перре – перел

Икке – икель

Виҫҫе – виҫме

Тваттӑ – тваткал

Пиллӗк – пилеш

Улттӑ – улма

Ҫичче – ҫиме

Саккӑр – салма

Тӑххӑр – тӑрна

Вуннӑ – тух!

А с помощью пословицы-считалки выберем, кто будет угадывать

Ҫиччӗ виҫ те, пӗрре кас!

Звучит чувашская песня («Шӑнкӑр-шӑнкӑр шыв юхать», народная песня )

А в это время игра «Колечко»

Ведущий: Камра ҫӗрӗ? (У кого колечко?)

1,2,3 Санра? (1,2,3 у тебя?)

Ребенок: Ҫук! Манра мар. (Нет! Не у меня)

(Нет, не угадала)

С тебя стишок на чувашском языке.

Ведущий: Давайте поиграем еще раз!

Вылятпӑр-и? (Поиграем?)

Все: Вылятпӑр, вылятпӑр! (Поиграем, поиграем!)

Ребенок: Камра ҫӗрӗ? (У кого колечко?)

1,2,3 Санра? (1,2,3 у тебя?)

Ребенок: Ҫук! Манра мар. (Нет! Не у меня)

Ведущий: Нет, не угадала

С тебя танец!

Давайте ребята поможем все вместе.

Танец «Линька- линька».

Хозяйка: А теперь ребята, отгадайте загадки (тупмалли юмахсем).

         В один клубок воткнуто тысяча иголок.

                                                          Еж.

        Зимой белый, летом серый.

                                                          Заяц.

        Кто рождается бородатым?

                                                           Козел.

         Косолапый атаман.

                                                           Медведь.

          Зимой и летом одним цветом.

                                                           Елка

           Прилетела птичка, расправила крылья,

           Черемуха глаза открыла.

                                                            Весна.

            Светлый юноша придет- светлая девушка спрячется, светлая девушка придет- светлый юноша спрячется.

                                                            Солнце и луна.

Хозяйка: У чувашей очень много народных сказок. А вы знаете одну из них? Чувашская народная сказка «Девушка Луна». Сейчас я вам ее расскажу.

Давным-давно, в незапамятные времена, жила на земле злая-презлая колдунья. У колдуньи была падчерица – тихая, работящая и собой писаная красавица.

Не любила колдунья свою падчерицу, постоянно ругала, изводила непосильной работой. А та, хоть бы ей что, все такая же красивая да пригожая. Заговорит – словно жаворонок запоет, улыбнется – будто ясным солнышком все кругом осветит. Всем нравилась красавица, все ее любили. Но это только еще больше злило мачеху, и задумала она во что бы то ни стало погубить падчерицу.

Однажды, в глухую полночь, колдунья примчалась невесть откуда на своей железной мялке, разбудила спящую девушку и говорит:

– Сбегай-ка на речку, свежей водицы испить захотелось! Девушка встала с постели, взяла ведра с коромыслом и пошла на реку.

«Пойти-то ты, красавица, пошла, а вот поглядим, вернешься ли», – думает про себя колдунья.

Ночь была ясная, морозная. С неба светила полная луна, под ногой снег похрустывал.

Любуясь лунным сиянием, девушка спустилась к проруби. Сняла с коромысла ведра, наклонилась, чтобы зачерпнуть воды, а когда выпрямилась – в ужасе отшатнулась: со всех сторон ее окружали страшные ведьмы. Они носились вокруг нее на помелах и мялках, протягивали костлявые руки, щелкали железными зубами.

В страхе девушка зажмурилась, взяла ведра на коромысло и заспешила домой. Не тут-то было! Ведьмы не отстают от нее ни на шаг, загораживают дорогу, со всех сторон тянут страшные руки, вот-вот растерзают.

Девушка в отчаянье озирается, но кругом – ни души, только одна-одинешенька луна с неба светит.

– Не дай погибнуть, ясный месяц! – взмолилась девушка. Луна услышала мольбу девушки, засияла еще сильней и на своих лучах подняла девушку с ведрами с коромыслом к себе. Теперь ведьмам до нее было уже не дотянуться.

С тех пор в ясные ночи на полной луне и видится девушка с коромыслом на плечах. Приглядитесь получше – обязательно увидите.

Ведущий: На посиделках всегда занимались рукоделием. Я предлагаю вам сегодня сделать девушку Луну из лыка и ниток.

Творческая практическая работа.

H:\рабочий материал\кукла оберег ТМ\image.jpg

Ведущий: Гости дорогие! Мы с вами и играли, и пели, и танцевали, и красивых кукол смастерили… Уже поздно, пора идти по домам. До свидания, до новых встреч!

Приложение 2

Творческая мастерская

«Чувашские посиделки (Улах)»

«Кукла-оберег»

(для взрослых)

Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в мини-музее детского сада №130 «Чувашская изба». Открытие музея состоялось в апреле 2018 года, в неделю чувашской культуры. В апреле 2019 года наш мини-музей получил официальный статус музея.

 Опыт работы показывает, что знакомство дошкольников с национальными традициями, культурой эффективно проводить через ознакомление с краеведческим материалом. Именно здесь впервые дети видят национальный костюм, старинную посуду, мебель, предметы труда. Именно здесь, в «Чувашской избе», для каждого ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

Я, Афанасьева Лилия Николаевна, являюсь хранительницей музея. В музее часто проводятся занятия по различным направлениям по запросам воспитателей: чувашские посиделки с чтением чувашских былин и сказок, музыкальные вечера и т.д. Наиболее часто проводятся занятия по изо и декоративно-прикладному искусству: аппликация или рисование с использованием чувашского орнамента, лепка из глины посуды и кухонной утвари, вышивка полотенец и носовых платочков (подарки на различные праздники). Одно из самых любимых и увлекательных занятий – изготовление маленьких кукол-оберегов из ниток.

Куклы сами не появляются, их создает человек. Они бывают разные…

Когда мы были маленькими, нам всем очень нравилось играть в куклы. Наши мамы и бабушки тоже играли в куклы. Но они играли не такими куклами, как сейчас, пупсами, Барби, а вот какими (воспитатель показывает образец готовой куклы из ниток)

Этих кукол они для себя делали сами своими руками. Посмотрите, у моей куклы нет глаз, носа, рта. Она безлика.

Безликими их делали специально. Считали, что в такие куклы не могут вселиться злые силы и навредить. Безликая кукла всегда добрая. Она имеет оберегающую, защитную силу. Это кукла-оберег. Ее можно положить рядом, когда вы ложитесь спать. Она всегда будет оберегать ваш сон.

Я предлагаю вам сегодня сделать куклу-оберег.

Детям предлагается всегда выбор рабочего материала – нитки разной толщины, фактуры и цвета и техники работы – с плетением или без.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-145009-1477250068.jpg

• Наматываем нитки на кусочек картона сложенный по вертикали (чем больше ниток намотано, тем более упругой получится куколка). Снимаем аккуратно нитки с картона и перевязываем кусочком нитки, с верхнего края делая голову

• Делаем волосы. Наматываем снова на картон нитки другого цвета, снимаем и отрезаем концы. Далее продеваем волосы ровно в середине головы и заплетаем косичку.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-145009-1477250418.jpg

• Таким же образом изготавливаем руки, только завязываем по двум краям нитками, а также еще можно сплести косичку, или перевязать в нескольких местах.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-145009-1477250963.jpg

Продеваем в середину заготовки туловища и завязываем снова ниткой.

Заканчиваем изготовление куклы, украшаем поясом, и цветными ленточками.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-145009-1477251528.jpg    H:\рабочий материал\кукла оберег ТМ\97987768_3790602_0_50144_606ec49a_XL1_1_.jpg

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

Деловая игра по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ. Была проведена со старшими воспитателями  в рамках городской методической работы. Аналогично игру можно провест...

Патриотическое воспитание дошкольников в условиях детского сада.

Статья из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников для воспитателей дошкольных учреждений....

Использование музейной педагогики в патриотическом воспитании дошкольников в условиях ДОУ

Данный проект может быть интересен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе по патриотическому и художественно-эстетическому воспитанию детей в условиях ДОУ....

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом и семьёй

На современном этапе, перед педагогами дошкольных учреждений, стоит не только задача по  формированию  индивида с широким мировоззренческим кругозором, развитым интеллектом, но и воспитание ...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом и семьёй.

Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместной досуговой  деятельности взрослых и детей, так как  воспитание чувств –  процесс,  который невозможно...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

Вниманию читателей предлагается ознакомиться с особенностями системы организации духовно-нравственного и патриотического воспитания в  МБДОУ «Бородинский д/с «Теремок», которая основана на внедре...

«Патриотическое воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Из моего личного опыта работы в нашем детском саду №42 г. Нижнекамска, респ. Татарстан...