Проект «Моя малая Родина – Саратовская область»
проект (старшая группа)

Проект «Моя малая Родина – Саратовская область»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kulturnyy_dnevnik.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Моя малая Родина – Саратовская область»

Актуальность темы:

Патриотизм, применительно к ребёнку дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

        Осознавая важность дошкольного периода («всё начинается с детства»), решила повысить качество работы по патриотическому воспитанию наших детей. Проводя беседы о Саратовской области, отметила низкий уровень знаний о прошлом и даже настоящем нашего небольшого посёлка как у детей, так и у взрослых. Этот горький факт вызвал необходимость разработать проект по знакомству наших воспитанников с их малой Родиной – Саратовским краем.

Цель проекта:

Духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к истории родного посёлка.

Задачи проекта:

  1. Воспитывать любовь к Родине, к родному краю и его истории; учить видеть истории вокруг себя (в домах, которые окружают детей, в предметах быта, в названиях улиц…).
  2. Приобщать к культуре, традициям.
  3. Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, сопереживание, взаимовыручку, трудолюбие.
  4. Развивать творческие и интеллектуальные способности, речевую культуру.
  5. Воспитывать бережное, эмоционально-поэтическое отношение к природе.

Подготовительный этап:

  1. Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях Саратовской области  приобрести и изучить литературу.
  2. Сделать подборку фотографий достопримечательных мест.
  3. Подобрать материалы о знаменитых людях, чьи имена связаны с городом Саратовом.
  4. Собрать и систематизировать русские народные пословицы, поговорки, отражающие лучшие стороны русского характера: доброту, трудолюбие, любовь к матери и Родине.
  5. Составить культурный дневник группы
  6. Продумать тематику экскурсий, походов.

Ожидаемый результат

Дети должны знать и называть:

- Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьёй, домом; с удовольствием идти в детский сад.

- Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.

- Место проживания: город, область; знаменитых людей, чьи судьбы связаны с Саратовский краем ; предприятия родного города и их значимость; символику области, достопримечательности;

- Должны знать природу Саратовской области;

- Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.

ПРОЕКТ СОСТОИТ ИЗ 3-ЭТАПОВ

1-этап – подготовительный : с 10.09.2019 по .10.11. 2019 г.г.

Довести до участников проекта важность данной проблемы.

Рассмотрение опыта других педагогов по данному вопросу.

Выбор возможных источников информации.

Данный этап включает в себя выбор темы проекта, подборку методической литературы, научно – популярной и художественной литературы, иллюстрации, материалы по данной теме, оборудование, дидактические игры.

2 этап – основной (практический): с 11.11.2019 по .1.11.19 гг.

Познакомить с историей и современностью Саратова.

Развивать стремление как можно лучше знать свой посёлок.

Расширить знания детей о флоре и фауне Саратовской области.

Воспитывать любовь к родному краю, через различные виды продуктовой деятельности;

Расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края; умение видеть прекрасное, гордиться им.

Воспитывать ценностное отношение к природе и достопримечательностям родного города, уважение к культурному наследию своего народа.

Развивать любознательность и речь.

3 этап – заключительный с 18.05.16 -29.05.2016 г.г.

Подведение итогов.

Обработка и оформление материалов проекта.

Оформление культурного дневника дошкольника.

Фотоотчет .

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 «Моя малая Родина – Саратовская область»

Мероприятие

Дата

1

Знакомство с символикой  Саратова

октябрь

2

Альбом детских рисунков «Моя малая Родина».

октябрь

3

Оформление культурного дневника дошкольника

Ноябрь - май

4

Цикл бесед:  «Мой родной город» 29.11, «Я живу по адресу»29.11,  «Наш край Саратовский»24.01, «Народы Поволжья», «Они прославили город и Россию». «О  домашних обязанностях, семейных традициях и праздниках».

Ноябрь, декабрь, январь

5

НОД «Путешествие по Саратову»/воспитатели(с использованием презентаций):  

февраль

6

Чтение художественной литературы:

В. Степанов «Что мы родиной зовем»24.01.

В. Колчин «Саратов».

Л. Толкачёва «Волжские сказки, легенды, были».

Г. Гаврилова, Е. Колесова «Культура края».

Н. Виноградова, С. Козлова «Наша Родина».

В. Степанов «Наш дом».

В. Болдинов «Земля любимая моя….».

ноябрь - апрель

7

Просмотр презентаций «Мой Саратов», «Животные Саратовской    области, занесенные в Красную книгу», «Обитатели водоемов Саратовской области», «Птицы Саратовской области, занесенные в Красную книгу», «Растительность Саратовской области»

ноябрь - май

8

Экскурсии по родному поселку

октябрь - май

9

Отгадывание загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края

нобрь - май

10

Организация фотовыставки для детей и родителей «Любимые места моей семьи».

апрель

11

Итоговая НОД  (познание, итоговое): «Саратовский край – моя малая Родина» Цель: Закреплять представления детей о достопримечательностях города, особенностях старого города и современных зданий. Развивать умение отгадывать загадки и собирать целостную картину из частей. Совершенствовать грамматический строй языка. Воспитывать чувство патриотизма, любви к Отечеству.

май

Формы работы с родителями.

Привлечение родителей к созданию фотовыставки о родном крае «Где были – расскажем. Про Саратовскую область всё покажем».

Совместная деятельность по изготовлению культурного дневника по теме.

Консультация «Знакомим детей с родным городом».

Экскурсия детей с родителями  по поселку, в краеведческий музей.

Оформление фотовыставки «Где были – расскажем. Про Саратов всё покажем».

Заключение

       На мой взгляд, очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным краем в том плане, что она несет познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции. Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его “маленькой” Родине (об историческом и современном городе, о живописных местах, о памятниках природы, архитектуры и о многом другом)

      В  дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе поселок. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер.

     С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение , местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то ,что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают.

     В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном городе. Детей знакомим с промышленностью, с историей и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города.

    Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

     На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей”, где даются представления об армии, о родах войск, боевой технике.

     Работа с детьми по ознакомлению с родным городом, ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства, фотоальбомы экскурсий). 

      Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников выполняется в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Так в детском саду организуются выставки семейных коллекций, изготовляются различные макеты, проводятся совместные праздники, походы выходного дня в памятники природы. Дети совместно с родителями и воспитателями участвуют в различных творческих конкурсах и выставках, проводимых учреждениями города.

Литература.

  1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002. – ил. – (Внимание: дети!).
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
  3. Во славу Отечества: (к 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.): [сборник] / Администрация Красносел. р-на Санкт-Петербурга. Совет ветеранов р-на, Акад. Воен.-ист. Наук (С.-Петерб. Отд-ние); [ ред. – И. Д. Ходанович, проф., акад. Акад. воен.-ист. наук]. – СПб.: Береста, 2005.
  4. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной – М.: Просвещение, 1988.
  5. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под ред. Л. А, Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  6. Зацепина М. Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  7. Истоки русской народной культуры в детском саду. / Авт.-сост. И. Г. Гаврилова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  8. Крылова Н. М., Иванова В. Т. Детский сад – Дом радости. Научно-методические пособия для специалистов дошкольного и предшкольного образования, воспитателей групп полного и кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, домашнего воспитания ребёнка. /Н. М. Крылова, В. Т. Иванова; Перм. Гос. Пед. Ун-т.- Пермь,2011.
  9. Кутьина Н. Б. Программа «Ребёнок в ХХI веке. Воспитание культурой». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  10. Любимые детские игры (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста) / Сост. Г. Н. Гришина. – М.: ТЦ «Сфера», , 1997. – (Серия «Вместе с детьми»).
  11.  Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Отчет по проекту «Животные и растения Саратовской области»

Перспективное планирование по проекту "Животные и растения Саратовской области" в старшей группе...

Проект "Моя малая Родина - Челябинская область"

В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края.Малая Родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы ещё неумело используем используем...

Мини-проект «Дрофа-природный символ Саратовской области»

Цель проекта: •        Формирование неравнодушного, осознанного отношения к птице Дрофе, через стимулирование поисковой деятельности....

Проект "Моя Малая Родина". (Иркутская область. Село Смоленщина)

Проектная деятельность с детьми старшей группы...

Сценарий мероприятия «Путешествие по родному городу на ковре самолете» Цель: Формирование любви к малой Родине. Образовательная область: « Социализация» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье», «Труд» Форма деятельности:

Путешествие по родному городу на ковре самолете. Воспитатель:В зал всех вас я приглашаю,Детей улыбкою встречаю!Мяч веселый  у меня Вас приветствует друзья.К кому в руки попадетТот здоро...