Проект "Моя малая Родина - Челябинская область"
проект (старшая группа) на тему

Сафонова Раиса Романовна

В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края.

Малая Родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы ещё неумело используем используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malaya_rodina.docx30.89 КБ
Файл proekt_malaya_rodina.docx30.89 КБ
Файл proekt_malaya_rodina.docx30.89 КБ
PDF icon proekt_malaya_rodina.pdf662.64 КБ
PDF icon proekt_malaya_rodina.pdf662.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-

Детский сад комбинированного вида №24 «Солнышко»

Проект

«Моя малая Родина – Челябинская область»

База реализации проекта:

воспитанники разновозрастной группы

«Теремок»

Разработчик:

Воспитатель высшей  квалификационной категории

Сафонова Рафиса Рафаэловна

Автор:  Сафонова Рафиса Рафаэловна

Тип проекта: методический, исследовательско - творческий, долгосрочный.

Срок реализации: 1 год.

Участники: дети разновозрастной  группы, педагоги, родители.

Актуальность.

    В настоящее время отмечается возросший  интерес к изучению природы родного края.

Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека.

Для чего нужно изучать природу родного края?

Рекомендация образования, начиная с дошкольного возраста, выполняет высокую созидательную миссию. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.

Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.

Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста.  В старшем дошкольном возрасте ребенок сенситивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.    

Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного  края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данная программа решит задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона.

Направленность проекта – приобщение детей к природе родного края.

Новизна и актуальность – система подачи задач, методов, средств по знакомству детей старшего дошкольного возраста с природой Челябинской области, с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.

Наш девиз:
«Природа и мы – одно целое!»

Я считаю, что рождение экологического миропонимания связано с освоением важной нравственно - философской категорией «Мы», то есть единство.

Мы – это жители планеты, все живое на Земле: люди, животные, растения.

Мы – это выражения нашего родства и гуманного способа совместного проживания.

Мы – это все, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней.

Мы – это те, кто уже владеет опытом взаимодействия с природой,  и кто только начинает приобщение к нему.

Мы - это дети и взрослые,  живущие на Урале и любящие свою природу.

Мы – это коллектив педагогов и родителей, осуществляющих экологическое образования детей!

Успех моей педагогической деятельности.

  • Готовность осуществлять экологическое образование детей.
  • Совместно взаимодействовать с детьми в природе.
  • Каждый день общаться с природой, изучать ее и беречь.
  • Создавать экологическую развивающую среду в группе.
  •  Быть примером для своих воспитанников в общении с природой.

Быть защитником, а не только потребителем  природных  богатств.

Мои заповеди.

  • Прими все, что есть в природе.
  • Ищи истину в природе вместе с ребенком.
  • Старайся ни чему не учить ребенка на прямую, возьми в помощники природу и учись сам.
  • Искренне восхищайся красотой природы и всем, что есть вокруг.

Цель проекта: 

  • Способствовать формированию приобщения детей к природе родного края посредством поэтапного решения задач.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира Челябинской области, ее экологией.
  • Развитие эмоционально – чувственного отношения у детей к окружающему, средствами регионального компонента.
  • Воспитание элементов экологической культуры, заботливого и бережного отношения к природе.

Объект проектной деятельности
Развивающая среда как основа приобщения детей дошкольного возраста к экологической культуре родного края.

Предмет проектной деятельности
 Система работы, направленная на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста с родным краем, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволяет совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте

Принципы работы:

  • Принципа регионализма, реализация проекта с учетом своеобразия региона и успешной социализации личности в условиях жизнедеятельности своего региона.
  • Принцип гуманизма, экологическая культура воспитания, осознанного бережного отношения к природным экосистемам региона.
  • Принципа системности, знания об особенностях животного и растительного мира родного края.

I  этап проекта.

  1. Диагностическая методика выявления представлений о природе родного края, старшего дошкольного возраста. 

Цель: Определить уровни освоения представлений детей о природе родного края, согласно программе, соответствующие им познавательные, речевые умения, отношения.

  1. Составление перспективно - творческого плана
    по ознакомлению детей с природой родного края.

1. Блок  «Озеро Иткуль». 

(знания о географическом  положении озера Иткуль, уникальность озера,  размер, глубина,  возраст,  происхождение, климат,  ветра).

2. Блок «Растения Урала». 

(знания о растительном мире Урала, о взаимосвязи, приспособлении к изменению среды обитания: световых, тепловых условий, о многообразии растительного мира).

3. Блок «Животные  нашего края». 

(знания о типичных представителях нашего края, их приспособлении к среде обитания; показать цепи питания, приспособление к изменению среды обитания).

4. Блок «Защитим природу». 

(знания о научно – трудовой деятельности людей в природе,  об исследователях, ученых, работниках музеев, туризма, отдыха; проблемы экологии, охраны).

II этап проекта
Цель: активное участие детей родителей, педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.

1. Использование словесных методов: 

  • Беседы, легенды об Иткуле (в гости к детям приходил персонаж Ураловед, знакомил детей с легендами, сказками, рассказами, стихами о нашем крае).
  • Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов (дети слушали шум леса, голоса птиц, зверей.  Проводились игры «Узнай по голосу птиц», «О чем поет ручей»).
  • Составление экологических сказок – развитие творческого рассказывания, воспитание экологической культуры детей и бережного отношения к природе  (дети составляли сказки на тему: «Иткуль в беде», «Синичкин день», «Все живое на земле - родня»).
  • Загадалки – обогащение словаря (дети самостоятельно придумывали загадалки, использовали прилагательные, сравнения.  Например: рыжая, пушистая, шустрая, прыгучая, похожа на солнышко (белка)).
  • Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний (дети готовили сообщения и выступали с ними на занятиях: о хариусе, о карпе, о зимующих птицах и др.)
  1. Использование метод экспериментирования и моделирования.

Использование схем, моделей – зрительная опора для придумывания творческих рассказов, сказок (составляли сказки на основе полученных знаний: «В гости к первоцветам»,  «Приключения волны на Иткуле»).

Использование карт, составление планов – развитие мышления, образного восприятия (складывание разрезной карты Челябинской области, составление маршрута для путешествия к Волчьей горе).

Экспериментирование с природным материалом – развитие познавательной деятельности (дети знакомились со свойствами природного материала, происходило формирование грамматических категорий. Например: камни – каменистый, песок – песчаный).

 Создание макетов – продуктивная деятельность, использование их в игре, развитие ведущих каналов восприятия («Чьи следы», «Где, чей домик»).

 Пиктограммы (мимическое отражение настроения) – формирование словаря чувств. Например: Иткуль грустный, грозный,  приветливый и др.

  1. Практические методы.

Проведение акций: «Берегите елки», «Покормите птиц зимой»; создание плакатов, конкурсы: «Лучшая кормушка», «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов детей, мотивация отношения к природе.

Викторины, КВН – закрепление и обобщение знаний (викторина «Иткуль–родное озеро»,  КВН «Лес – наше богатство).

Создание гербариев – поисковая деятельность, закрепление знаний о растениях, правила поведения с растениями. Собрали гербарии: «Деревья и кустарники Урала», «Цветы и травы Урала».

Ведение дневников «Мои наблюдения» - фиксирование результатов наблюдений (дети отражали последовательность изменений в наблюдениях за природными объектами: наблюдение за осенними листьями, эксперименты со снегом и льдом, наблюдения за ветками весной).

 Природные поделки – развитие творческих способностей, закрепление знаний (проводились конкурсы «Осенние фантазии», «Вторая жизнь вещей, «Лесная сказка).

  1. Наглядные методы.

Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести детям всю красоту нашего края («Заповедники Урала», «Цветы Урала», «Легенды  уральского леса»).

    Просмотр видеофильмов – развитие эмоционального отклика, («Уральские фантазии», «Жемчужина  Урала»),  закрепление переносных слов, таких как: горы – богатыри, Урал – батюшка, Урал- кладовая земли.

  1. Создание зон экологической среды.

Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная литература, легенды, сказки, карта Челябинской области).

Мини – музей «Озеро Иткуль» (фотоальбомы, наборы открыток, буклеты, гербарии, коллекции,  календарики,  значки, сувениры).

Экологическая мини – лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, шишки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).

  1. Работа с родителями.

  • Беседы родителей с детьми об Иткуле и природе родного края.
  • Помощь в составлении гербариев.
  • Участие в оснащении мини – музея.
  • Организация поездок – экскурсий на озеро Иткуль.
  • Пополнение художественной и научной литературы.
  • Участие в соревнованиях (викторины, КВН).
  • Выполнение домашних заданий (составление рассказов, фотомонтажи, природные поделки).
  • Анкетирование.

Ожидаемый результат.

  • Знание детей приближаются к системным.
  • Дети проявляют устойчивый, познавательный интерес к познанию об обитателях озера Иткуль, его экологии.
  • Могут прогнозировать негативные воздействия человека на окружающую среду.
  • Проявляют чувства гордости и восхищения  озером Иткуль, малой Родиной.
  • Решение  задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона Челябинской области.
  • Дети знакомы с разнообразием растительного и животного мира Челябинской области, ее экологией.

Литература:

  1. Золотова Е.И, «Знакомим дошкольников с миром животных»/Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. М.: «Просвещение», 1988г.
  2. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. Сфера, 2003 год.
  3. Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду». – М.: «Политиэдат», 1990 год.
  4. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». М.: «Сфера», 2003 год.
  5. Лаврова С. « Урал. Кладовая земли». – М: 2013 год.
  6. Рыжова Н., Логинова Л. «Мини – Музей в детском саду». – М: 2008 год.
  7. Кондратьева Н.Н, «Мы. Программа экологического образования детей». «Детство – пресс», 2000 год.

Приложение № 1.

Примерная диагностическая методика выявления представление о природе родного края, старшего дошкольного возраста.

Цель:        Определить уровни освоения представлений детей о природе родного                 края, согласно программе, соответствующие им познавательные,                         речевые умения, отношения.

  1. Блок «Озеро Иткуль»

1. Выявить представление детей о местонахождении озера, его уникальности.

  1. Был ли ты на озере Иткуль?
  2. Покажи на карте, где находится озеро Иткуль?
  3. Чем он необычен?
  4. Что знаешь об иткульской воде?
  5. Какая глубина озера?

  1. Блок «Животный мир»

1.  Выявить представления детей о насекомых и птицах.

  1. Какие птицы и насекомые передвигаются по воздуху?
  2. Определить существенные признаки птиц.
  3. Назвать признаки насекомых.
  4. Чем питаются птицы, насекомые

2. Выявить представления о животных.

  1. Каких животных Урала ты знаешь?
  2. Чем питаются?
  3. Знаешь ли ты хищных животных?
  4. Знаешь ли ты травоядных животных?

3.  Выявить представления об «Этажах озера», о подводных обитателях.

  1. Кто живет над водой?
  2. Как называются водоросли?
  3. Кто питается водорослями?
  4. Какие рыбы живут в озере?
  5. Определить существенные признаки рыб (чешуя, плавники, жабры, икра, форма тела).
  6. Могут ли жить без воды?
  7. Чем питаются?

  1. Блок «Растительный мир»

1.  Выявить представления о деревьях и кустарниках.

  1. Какой лес называется смешанный?
  2. Назови признаки деревьев?
  3. Назови хвойные деревья?
  4. Назови лиственные деревья?
  5. Назови кустарники?
  6. чем кустарники отличаются от деревьев?

2. Выявить представление о цветах и травах.

  1. Какие знаешь цветы?
  2. Назови первые весенние цветы?
  3. Где растут цветы?
  4. Назови травы?
  5. Какие лечебные травы знаешь
  6. Какие растения занесены в «Красную книгу»

  1. Блок «Защитим родную природу»

1. Выявить представления о труде людей на Урале, об их отношении к   природе.

  1. Любишь ли ты свой край Урал?
  2. Почему?
  3. Расскажи о правилах поведения в природе?
  4. Кто изучает Урал?
  5. Кто охраняет?
  6. Какие знаешь заповедники Урала?
  7. Какие знаешь загадки, стихи об Урале?

        

Приложение № 2.

Акция «Защитим озеро Иткуль».

Цель:  Воспитывать желание защищать и охранять природу, чувство любви  к родному краю.

Формы работы:

  •  Просмотр видеофильма «Иткульские фантазии».
  •  Беседа на теме «Что грозит озеру Иткуль».
  •  Конкурс рисунков детей «Берегите озеро  Иткуль».
  •  КВН «Иткуль – родное озеро».
  •  Составить книжки из рассказов детей «Защитим озеро Иткуль».
  •  Провести «День озера Иткуль» (22 августа).
  •  Расклеивание листовок «Защитим озеро Иткуль ».

Акция «Покормите птиц зимой!»

Цель:  Закрепить и уточнить представления о зимующих птицах. Воспитывать любовь к птицам, вызвать желание помочь им.

Формы работы:

  •  Беседа о зимующих птицах.
  •  Чтение рассказов о зимующих птицах.
  •  Конкурс «Лучшая кормушка».
  •  «Открытие столовой для птиц».
  •  Фотомонтаж «Как мы помогаем птицам зимой».
  •  Викторина «Зимующие птицы».

Акция «Берегите елки!»

Цель:  Дать знания детям о пользе елей для людей (лекарство, чистый воздух).  Дать представление о том. Какой вред вырубкой елей, люди наносят вред природе.

Формы работы:

  • Чтение рассказов «Ели». Шорыгина.
  • Беседа на тему «Зачем рубят елки».
  • Конкурс плакатов «Берегите елки».
  • Составление творческих рассказов «Не рубите елки!»
  • Праздник елки.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-

Детский сад комбинированного вида №24 «Солнышко»

Проект

«Моя малая Родина – Челябинская область»

База реализации проекта:

воспитанники разновозрастной группы

«Теремок»

Разработчик:

Воспитатель высшей  квалификационной категории

Сафонова Рафиса Рафаэловна

Автор:  Сафонова Рафиса Рафаэловна

Тип проекта: методический, исследовательско - творческий, долгосрочный.

Срок реализации: 1 год.

Участники: дети разновозрастной  группы, педагоги, родители.

Актуальность.

    В настоящее время отмечается возросший  интерес к изучению природы родного края.

Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека.

Для чего нужно изучать природу родного края?

Рекомендация образования, начиная с дошкольного возраста, выполняет высокую созидательную миссию. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.

Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.

Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста.  В старшем дошкольном возрасте ребенок сенситивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.    

Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного  края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данная программа решит задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона.

Направленность проекта – приобщение детей к природе родного края.

Новизна и актуальность – система подачи задач, методов, средств по знакомству детей старшего дошкольного возраста с природой Челябинской области, с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.

Наш девиз:
«Природа и мы – одно целое!»

Я считаю, что рождение экологического миропонимания связано с освоением важной нравственно - философской категорией «Мы», то есть единство.

Мы – это жители планеты, все живое на Земле: люди, животные, растения.

Мы – это выражения нашего родства и гуманного способа совместного проживания.

Мы – это все, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней.

Мы – это те, кто уже владеет опытом взаимодействия с природой,  и кто только начинает приобщение к нему.

Мы - это дети и взрослые,  живущие на Урале и любящие свою природу.

Мы – это коллектив педагогов и родителей, осуществляющих экологическое образования детей!

Успех моей педагогической деятельности.

  • Готовность осуществлять экологическое образование детей.
  • Совместно взаимодействовать с детьми в природе.
  • Каждый день общаться с природой, изучать ее и беречь.
  • Создавать экологическую развивающую среду в группе.
  •  Быть примером для своих воспитанников в общении с природой.

Быть защитником, а не только потребителем  природных  богатств.

Мои заповеди.

  • Прими все, что есть в природе.
  • Ищи истину в природе вместе с ребенком.
  • Старайся ни чему не учить ребенка на прямую, возьми в помощники природу и учись сам.
  • Искренне восхищайся красотой природы и всем, что есть вокруг.

Цель проекта: 

  • Способствовать формированию приобщения детей к природе родного края посредством поэтапного решения задач.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира Челябинской области, ее экологией.
  • Развитие эмоционально – чувственного отношения у детей к окружающему, средствами регионального компонента.
  • Воспитание элементов экологической культуры, заботливого и бережного отношения к природе.

Объект проектной деятельности
Развивающая среда как основа приобщения детей дошкольного возраста к экологической культуре родного края.

Предмет проектной деятельности
 Система работы, направленная на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста с родным краем, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволяет совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте

Принципы работы:

  • Принципа регионализма, реализация проекта с учетом своеобразия региона и успешной социализации личности в условиях жизнедеятельности своего региона.
  • Принцип гуманизма, экологическая культура воспитания, осознанного бережного отношения к природным экосистемам региона.
  • Принципа системности, знания об особенностях животного и растительного мира родного края.

I  этап проекта.

  1. Диагностическая методика выявления представлений о природе родного края, старшего дошкольного возраста. 

Цель: Определить уровни освоения представлений детей о природе родного края, согласно программе, соответствующие им познавательные, речевые умения, отношения.

  1. Составление перспективно - творческого плана
    по ознакомлению детей с природой родного края.

1. Блок  «Озеро Иткуль». 

(знания о географическом  положении озера Иткуль, уникальность озера,  размер, глубина,  возраст,  происхождение, климат,  ветра).

2. Блок «Растения Урала». 

(знания о растительном мире Урала, о взаимосвязи, приспособлении к изменению среды обитания: световых, тепловых условий, о многообразии растительного мира).

3. Блок «Животные  нашего края». 

(знания о типичных представителях нашего края, их приспособлении к среде обитания; показать цепи питания, приспособление к изменению среды обитания).

4. Блок «Защитим природу». 

(знания о научно – трудовой деятельности людей в природе,  об исследователях, ученых, работниках музеев, туризма, отдыха; проблемы экологии, охраны).

II этап проекта
Цель: активное участие детей родителей, педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.

1. Использование словесных методов: 

  • Беседы, легенды об Иткуле (в гости к детям приходил персонаж Ураловед, знакомил детей с легендами, сказками, рассказами, стихами о нашем крае).
  • Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов (дети слушали шум леса, голоса птиц, зверей.  Проводились игры «Узнай по голосу птиц», «О чем поет ручей»).
  • Составление экологических сказок – развитие творческого рассказывания, воспитание экологической культуры детей и бережного отношения к природе  (дети составляли сказки на тему: «Иткуль в беде», «Синичкин день», «Все живое на земле - родня»).
  • Загадалки – обогащение словаря (дети самостоятельно придумывали загадалки, использовали прилагательные, сравнения.  Например: рыжая, пушистая, шустрая, прыгучая, похожа на солнышко (белка)).
  • Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний (дети готовили сообщения и выступали с ними на занятиях: о хариусе, о карпе, о зимующих птицах и др.)
  1. Использование метод экспериментирования и моделирования.

Использование схем, моделей – зрительная опора для придумывания творческих рассказов, сказок (составляли сказки на основе полученных знаний: «В гости к первоцветам»,  «Приключения волны на Иткуле»).

Использование карт, составление планов – развитие мышления, образного восприятия (складывание разрезной карты Челябинской области, составление маршрута для путешествия к Волчьей горе).

Экспериментирование с природным материалом – развитие познавательной деятельности (дети знакомились со свойствами природного материала, происходило формирование грамматических категорий. Например: камни – каменистый, песок – песчаный).

 Создание макетов – продуктивная деятельность, использование их в игре, развитие ведущих каналов восприятия («Чьи следы», «Где, чей домик»).

 Пиктограммы (мимическое отражение настроения) – формирование словаря чувств. Например: Иткуль грустный, грозный,  приветливый и др.

  1. Практические методы.

Проведение акций: «Берегите елки», «Покормите птиц зимой»; создание плакатов, конкурсы: «Лучшая кормушка», «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов детей, мотивация отношения к природе.

Викторины, КВН – закрепление и обобщение знаний (викторина «Иткуль–родное озеро»,  КВН «Лес – наше богатство).

Создание гербариев – поисковая деятельность, закрепление знаний о растениях, правила поведения с растениями. Собрали гербарии: «Деревья и кустарники Урала», «Цветы и травы Урала».

Ведение дневников «Мои наблюдения» - фиксирование результатов наблюдений (дети отражали последовательность изменений в наблюдениях за природными объектами: наблюдение за осенними листьями, эксперименты со снегом и льдом, наблюдения за ветками весной).

 Природные поделки – развитие творческих способностей, закрепление знаний (проводились конкурсы «Осенние фантазии», «Вторая жизнь вещей, «Лесная сказка).

  1. Наглядные методы.

Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести детям всю красоту нашего края («Заповедники Урала», «Цветы Урала», «Легенды  уральского леса»).

    Просмотр видеофильмов – развитие эмоционального отклика, («Уральские фантазии», «Жемчужина  Урала»),  закрепление переносных слов, таких как: горы – богатыри, Урал – батюшка, Урал- кладовая земли.

  1. Создание зон экологической среды.

Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная литература, легенды, сказки, карта Челябинской области).

Мини – музей «Озеро Иткуль» (фотоальбомы, наборы открыток, буклеты, гербарии, коллекции,  календарики,  значки, сувениры).

Экологическая мини – лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, шишки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).

  1. Работа с родителями.

  • Беседы родителей с детьми об Иткуле и природе родного края.
  • Помощь в составлении гербариев.
  • Участие в оснащении мини – музея.
  • Организация поездок – экскурсий на озеро Иткуль.
  • Пополнение художественной и научной литературы.
  • Участие в соревнованиях (викторины, КВН).
  • Выполнение домашних заданий (составление рассказов, фотомонтажи, природные поделки).
  • Анкетирование.

Ожидаемый результат.

  • Знание детей приближаются к системным.
  • Дети проявляют устойчивый, познавательный интерес к познанию об обитателях озера Иткуль, его экологии.
  • Могут прогнозировать негативные воздействия человека на окружающую среду.
  • Проявляют чувства гордости и восхищения  озером Иткуль, малой Родиной.
  • Решение  задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона Челябинской области.
  • Дети знакомы с разнообразием растительного и животного мира Челябинской области, ее экологией.

Литература:

  1. Золотова Е.И, «Знакомим дошкольников с миром животных»/Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. М.: «Просвещение», 1988г.
  2. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. Сфера, 2003 год.
  3. Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду». – М.: «Политиэдат», 1990 год.
  4. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». М.: «Сфера», 2003 год.
  5. Лаврова С. « Урал. Кладовая земли». – М: 2013 год.
  6. Рыжова Н., Логинова Л. «Мини – Музей в детском саду». – М: 2008 год.
  7. Кондратьева Н.Н, «Мы. Программа экологического образования детей». «Детство – пресс», 2000 год.

Приложение № 1.

Примерная диагностическая методика выявления представление о природе родного края, старшего дошкольного возраста.

Цель:        Определить уровни освоения представлений детей о природе родного                 края, согласно программе, соответствующие им познавательные,                         речевые умения, отношения.

  1. Блок «Озеро Иткуль»

1. Выявить представление детей о местонахождении озера, его уникальности.

  1. Был ли ты на озере Иткуль?
  2. Покажи на карте, где находится озеро Иткуль?
  3. Чем он необычен?
  4. Что знаешь об иткульской воде?
  5. Какая глубина озера?

  1. Блок «Животный мир»

1.  Выявить представления детей о насекомых и птицах.

  1. Какие птицы и насекомые передвигаются по воздуху?
  2. Определить существенные признаки птиц.
  3. Назвать признаки насекомых.
  4. Чем питаются птицы, насекомые

2. Выявить представления о животных.

  1. Каких животных Урала ты знаешь?
  2. Чем питаются?
  3. Знаешь ли ты хищных животных?
  4. Знаешь ли ты травоядных животных?

3.  Выявить представления об «Этажах озера», о подводных обитателях.

  1. Кто живет над водой?
  2. Как называются водоросли?
  3. Кто питается водорослями?
  4. Какие рыбы живут в озере?
  5. Определить существенные признаки рыб (чешуя, плавники, жабры, икра, форма тела).
  6. Могут ли жить без воды?
  7. Чем питаются?

  1. Блок «Растительный мир»

1.  Выявить представления о деревьях и кустарниках.

  1. Какой лес называется смешанный?
  2. Назови признаки деревьев?
  3. Назови хвойные деревья?
  4. Назови лиственные деревья?
  5. Назови кустарники?
  6. чем кустарники отличаются от деревьев?

2. Выявить представление о цветах и травах.

  1. Какие знаешь цветы?
  2. Назови первые весенние цветы?
  3. Где растут цветы?
  4. Назови травы?
  5. Какие лечебные травы знаешь
  6. Какие растения занесены в «Красную книгу»

  1. Блок «Защитим родную природу»

1. Выявить представления о труде людей на Урале, об их отношении к   природе.

  1. Любишь ли ты свой край Урал?
  2. Почему?
  3. Расскажи о правилах поведения в природе?
  4. Кто изучает Урал?
  5. Кто охраняет?
  6. Какие знаешь заповедники Урала?
  7. Какие знаешь загадки, стихи об Урале?

        

Приложение № 2.

Акция «Защитим озеро Иткуль».

Цель:  Воспитывать желание защищать и охранять природу, чувство любви  к родному краю.

Формы работы:

  •  Просмотр видеофильма «Иткульские фантазии».
  •  Беседа на теме «Что грозит озеру Иткуль».
  •  Конкурс рисунков детей «Берегите озеро  Иткуль».
  •  КВН «Иткуль – родное озеро».
  •  Составить книжки из рассказов детей «Защитим озеро Иткуль».
  •  Провести «День озера Иткуль» (22 августа).
  •  Расклеивание листовок «Защитим озеро Иткуль ».

Акция «Покормите птиц зимой!»

Цель:  Закрепить и уточнить представления о зимующих птицах. Воспитывать любовь к птицам, вызвать желание помочь им.

Формы работы:

  •  Беседа о зимующих птицах.
  •  Чтение рассказов о зимующих птицах.
  •  Конкурс «Лучшая кормушка».
  •  «Открытие столовой для птиц».
  •  Фотомонтаж «Как мы помогаем птицам зимой».
  •  Викторина «Зимующие птицы».

Акция «Берегите елки!»

Цель:  Дать знания детям о пользе елей для людей (лекарство, чистый воздух).  Дать представление о том. Какой вред вырубкой елей, люди наносят вред природе.

Формы работы:

  • Чтение рассказов «Ели». Шорыгина.
  • Беседа на тему «Зачем рубят елки».
  • Конкурс плакатов «Берегите елки».
  • Составление творческих рассказов «Не рубите елки!»
  • Праздник елки.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-

Детский сад комбинированного вида №24 «Солнышко»

Проект

«Моя малая Родина – Челябинская область»

База реализации проекта:

воспитанники разновозрастной группы

«Теремок»

Разработчик:

Воспитатель высшей  квалификационной категории

Сафонова Рафиса Рафаэловна

Автор:  Сафонова Рафиса Рафаэловна

Тип проекта: методический, исследовательско - творческий, долгосрочный.

Срок реализации: 1 год.

Участники: дети разновозрастной  группы, педагоги, родители.

Актуальность.

    В настоящее время отмечается возросший  интерес к изучению природы родного края.

Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека.

Для чего нужно изучать природу родного края?

Рекомендация образования, начиная с дошкольного возраста, выполняет высокую созидательную миссию. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.

Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.

Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста.  В старшем дошкольном возрасте ребенок сенситивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.    

Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного  края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данная программа решит задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона.

Направленность проекта – приобщение детей к природе родного края.

Новизна и актуальность – система подачи задач, методов, средств по знакомству детей старшего дошкольного возраста с природой Челябинской области, с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.

Наш девиз:
«Природа и мы – одно целое!»

Я считаю, что рождение экологического миропонимания связано с освоением важной нравственно - философской категорией «Мы», то есть единство.

Мы – это жители планеты, все живое на Земле: люди, животные, растения.

Мы – это выражения нашего родства и гуманного способа совместного проживания.

Мы – это все, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней.

Мы – это те, кто уже владеет опытом взаимодействия с природой,  и кто только начинает приобщение к нему.

Мы - это дети и взрослые,  живущие на Урале и любящие свою природу.

Мы – это коллектив педагогов и родителей, осуществляющих экологическое образования детей!

Успех моей педагогической деятельности.

  • Готовность осуществлять экологическое образование детей.
  • Совместно взаимодействовать с детьми в природе.
  • Каждый день общаться с природой, изучать ее и беречь.
  • Создавать экологическую развивающую среду в группе.
  •  Быть примером для своих воспитанников в общении с природой.

Быть защитником, а не только потребителем  природных  богатств.

Мои заповеди.

  • Прими все, что есть в природе.
  • Ищи истину в природе вместе с ребенком.
  • Старайся ни чему не учить ребенка на прямую, возьми в помощники природу и учись сам.
  • Искренне восхищайся красотой природы и всем, что есть вокруг.

Цель проекта: 

  • Способствовать формированию приобщения детей к природе родного края посредством поэтапного решения задач.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира Челябинской области, ее экологией.
  • Развитие эмоционально – чувственного отношения у детей к окружающему, средствами регионального компонента.
  • Воспитание элементов экологической культуры, заботливого и бережного отношения к природе.

Объект проектной деятельности
Развивающая среда как основа приобщения детей дошкольного возраста к экологической культуре родного края.

Предмет проектной деятельности
 Система работы, направленная на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста с родным краем, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволяет совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте

Принципы работы:

  • Принципа регионализма, реализация проекта с учетом своеобразия региона и успешной социализации личности в условиях жизнедеятельности своего региона.
  • Принцип гуманизма, экологическая культура воспитания, осознанного бережного отношения к природным экосистемам региона.
  • Принципа системности, знания об особенностях животного и растительного мира родного края.

I  этап проекта.

  1. Диагностическая методика выявления представлений о природе родного края, старшего дошкольного возраста. 

Цель: Определить уровни освоения представлений детей о природе родного края, согласно программе, соответствующие им познавательные, речевые умения, отношения.

  1. Составление перспективно - творческого плана
    по ознакомлению детей с природой родного края.

1. Блок  «Озеро Иткуль». 

(знания о географическом  положении озера Иткуль, уникальность озера,  размер, глубина,  возраст,  происхождение, климат,  ветра).

2. Блок «Растения Урала». 

(знания о растительном мире Урала, о взаимосвязи, приспособлении к изменению среды обитания: световых, тепловых условий, о многообразии растительного мира).

3. Блок «Животные  нашего края». 

(знания о типичных представителях нашего края, их приспособлении к среде обитания; показать цепи питания, приспособление к изменению среды обитания).

4. Блок «Защитим природу». 

(знания о научно – трудовой деятельности людей в природе,  об исследователях, ученых, работниках музеев, туризма, отдыха; проблемы экологии, охраны).

II этап проекта
Цель: активное участие детей родителей, педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.

1. Использование словесных методов: 

  • Беседы, легенды об Иткуле (в гости к детям приходил персонаж Ураловед, знакомил детей с легендами, сказками, рассказами, стихами о нашем крае).
  • Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов (дети слушали шум леса, голоса птиц, зверей.  Проводились игры «Узнай по голосу птиц», «О чем поет ручей»).
  • Составление экологических сказок – развитие творческого рассказывания, воспитание экологической культуры детей и бережного отношения к природе  (дети составляли сказки на тему: «Иткуль в беде», «Синичкин день», «Все живое на земле - родня»).
  • Загадалки – обогащение словаря (дети самостоятельно придумывали загадалки, использовали прилагательные, сравнения.  Например: рыжая, пушистая, шустрая, прыгучая, похожа на солнышко (белка)).
  • Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний (дети готовили сообщения и выступали с ними на занятиях: о хариусе, о карпе, о зимующих птицах и др.)
  1. Использование метод экспериментирования и моделирования.

Использование схем, моделей – зрительная опора для придумывания творческих рассказов, сказок (составляли сказки на основе полученных знаний: «В гости к первоцветам»,  «Приключения волны на Иткуле»).

Использование карт, составление планов – развитие мышления, образного восприятия (складывание разрезной карты Челябинской области, составление маршрута для путешествия к Волчьей горе).

Экспериментирование с природным материалом – развитие познавательной деятельности (дети знакомились со свойствами природного материала, происходило формирование грамматических категорий. Например: камни – каменистый, песок – песчаный).

 Создание макетов – продуктивная деятельность, использование их в игре, развитие ведущих каналов восприятия («Чьи следы», «Где, чей домик»).

 Пиктограммы (мимическое отражение настроения) – формирование словаря чувств. Например: Иткуль грустный, грозный,  приветливый и др.

  1. Практические методы.

Проведение акций: «Берегите елки», «Покормите птиц зимой»; создание плакатов, конкурсы: «Лучшая кормушка», «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов детей, мотивация отношения к природе.

Викторины, КВН – закрепление и обобщение знаний (викторина «Иткуль–родное озеро»,  КВН «Лес – наше богатство).

Создание гербариев – поисковая деятельность, закрепление знаний о растениях, правила поведения с растениями. Собрали гербарии: «Деревья и кустарники Урала», «Цветы и травы Урала».

Ведение дневников «Мои наблюдения» - фиксирование результатов наблюдений (дети отражали последовательность изменений в наблюдениях за природными объектами: наблюдение за осенними листьями, эксперименты со снегом и льдом, наблюдения за ветками весной).

 Природные поделки – развитие творческих способностей, закрепление знаний (проводились конкурсы «Осенние фантазии», «Вторая жизнь вещей, «Лесная сказка).

  1. Наглядные методы.

Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести детям всю красоту нашего края («Заповедники Урала», «Цветы Урала», «Легенды  уральского леса»).

    Просмотр видеофильмов – развитие эмоционального отклика, («Уральские фантазии», «Жемчужина  Урала»),  закрепление переносных слов, таких как: горы – богатыри, Урал – батюшка, Урал- кладовая земли.

  1. Создание зон экологической среды.

Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная литература, легенды, сказки, карта Челябинской области).

Мини – музей «Озеро Иткуль» (фотоальбомы, наборы открыток, буклеты, гербарии, коллекции,  календарики,  значки, сувениры).

Экологическая мини – лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, шишки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).

  1. Работа с родителями.

  • Беседы родителей с детьми об Иткуле и природе родного края.
  • Помощь в составлении гербариев.
  • Участие в оснащении мини – музея.
  • Организация поездок – экскурсий на озеро Иткуль.
  • Пополнение художественной и научной литературы.
  • Участие в соревнованиях (викторины, КВН).
  • Выполнение домашних заданий (составление рассказов, фотомонтажи, природные поделки).
  • Анкетирование.

Ожидаемый результат.

  • Знание детей приближаются к системным.
  • Дети проявляют устойчивый, познавательный интерес к познанию об обитателях озера Иткуль, его экологии.
  • Могут прогнозировать негативные воздействия человека на окружающую среду.
  • Проявляют чувства гордости и восхищения  озером Иткуль, малой Родиной.
  • Решение  задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона Челябинской области.
  • Дети знакомы с разнообразием растительного и животного мира Челябинской области, ее экологией.

Литература:

  1. Золотова Е.И, «Знакомим дошкольников с миром животных»/Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. М.: «Просвещение», 1988г.
  2. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. Сфера, 2003 год.
  3. Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду». – М.: «Политиэдат», 1990 год.
  4. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». М.: «Сфера», 2003 год.
  5. Лаврова С. « Урал. Кладовая земли». – М: 2013 год.
  6. Рыжова Н., Логинова Л. «Мини – Музей в детском саду». – М: 2008 год.
  7. Кондратьева Н.Н, «Мы. Программа экологического образования детей». «Детство – пресс», 2000 год.

Приложение № 1.

Примерная диагностическая методика выявления представление о природе родного края, старшего дошкольного возраста.

Цель:        Определить уровни освоения представлений детей о природе родного                 края, согласно программе, соответствующие им познавательные,                         речевые умения, отношения.

  1. Блок «Озеро Иткуль»

1. Выявить представление детей о местонахождении озера, его уникальности.

  1. Был ли ты на озере Иткуль?
  2. Покажи на карте, где находится озеро Иткуль?
  3. Чем он необычен?
  4. Что знаешь об иткульской воде?
  5. Какая глубина озера?

  1. Блок «Животный мир»

1.  Выявить представления детей о насекомых и птицах.

  1. Какие птицы и насекомые передвигаются по воздуху?
  2. Определить существенные признаки птиц.
  3. Назвать признаки насекомых.
  4. Чем питаются птицы, насекомые

2. Выявить представления о животных.

  1. Каких животных Урала ты знаешь?
  2. Чем питаются?
  3. Знаешь ли ты хищных животных?
  4. Знаешь ли ты травоядных животных?

3.  Выявить представления об «Этажах озера», о подводных обитателях.

  1. Кто живет над водой?
  2. Как называются водоросли?
  3. Кто питается водорослями?
  4. Какие рыбы живут в озере?
  5. Определить существенные признаки рыб (чешуя, плавники, жабры, икра, форма тела).
  6. Могут ли жить без воды?
  7. Чем питаются?

  1. Блок «Растительный мир»

1.  Выявить представления о деревьях и кустарниках.

  1. Какой лес называется смешанный?
  2. Назови признаки деревьев?
  3. Назови хвойные деревья?
  4. Назови лиственные деревья?
  5. Назови кустарники?
  6. чем кустарники отличаются от деревьев?

2. Выявить представление о цветах и травах.

  1. Какие знаешь цветы?
  2. Назови первые весенние цветы?
  3. Где растут цветы?
  4. Назови травы?
  5. Какие лечебные травы знаешь
  6. Какие растения занесены в «Красную книгу»

  1. Блок «Защитим родную природу»

1. Выявить представления о труде людей на Урале, об их отношении к   природе.

  1. Любишь ли ты свой край Урал?
  2. Почему?
  3. Расскажи о правилах поведения в природе?
  4. Кто изучает Урал?
  5. Кто охраняет?
  6. Какие знаешь заповедники Урала?
  7. Какие знаешь загадки, стихи об Урале?

        

Приложение № 2.

Акция «Защитим озеро Иткуль».

Цель:  Воспитывать желание защищать и охранять природу, чувство любви  к родному краю.

Формы работы:

  •  Просмотр видеофильма «Иткульские фантазии».
  •  Беседа на теме «Что грозит озеру Иткуль».
  •  Конкурс рисунков детей «Берегите озеро  Иткуль».
  •  КВН «Иткуль – родное озеро».
  •  Составить книжки из рассказов детей «Защитим озеро Иткуль».
  •  Провести «День озера Иткуль» (22 августа).
  •  Расклеивание листовок «Защитим озеро Иткуль ».

Акция «Покормите птиц зимой!»

Цель:  Закрепить и уточнить представления о зимующих птицах. Воспитывать любовь к птицам, вызвать желание помочь им.

Формы работы:

  •  Беседа о зимующих птицах.
  •  Чтение рассказов о зимующих птицах.
  •  Конкурс «Лучшая кормушка».
  •  «Открытие столовой для птиц».
  •  Фотомонтаж «Как мы помогаем птицам зимой».
  •  Викторина «Зимующие птицы».

Акция «Берегите елки!»

Цель:  Дать знания детям о пользе елей для людей (лекарство, чистый воздух).  Дать представление о том. Какой вред вырубкой елей, люди наносят вред природе.

Формы работы:

  • Чтение рассказов «Ели». Шорыгина.
  • Беседа на тему «Зачем рубят елки».
  • Конкурс плакатов «Берегите елки».
  • Составление творческих рассказов «Не рубите елки!»
  • Праздник елки.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД «Город Королёв - моя малая родина» образовательная область «Познавательное развитие»

Цель: формирование первичных представлений о малой родине....

«Наша малая Родина – Волгоградская область». Конспект занятия: «Остров Сарпинский – островок живой природы на реке Волге».

Конспект занятия по "Окружающему миру" для работы с детьми 6-7 лет. В процессе занятия ребята знакомятся с природой Волгоградской области (остров Сарпинский), расширяют знания о животном и растительно...

Конспект НОД по познавательному развитию, в старшей группе ДОУ, по теме: «Моя малая Родина – Омская область».

quot;Моя малая родина- Омская область"Конспект НОД по пзнавательному развитию с интеграцие таких областей, как художественно- эстетическое развитие, речевое развитие.ДАнный конспект будет актуал...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе На тему: «Моя малая Родина — Челябинск»

Расширение знаний детей о своей малой родине, о родном городе....

Сценарий мероприятия «Путешествие по родному городу на ковре самолете» Цель: Формирование любви к малой Родине. Образовательная область: « Социализация» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье», «Труд» Форма деятельности:

Путешествие по родному городу на ковре самолете. Воспитатель:В зал всех вас я приглашаю,Детей улыбкою встречаю!Мяч веселый  у меня Вас приветствует друзья.К кому в руки попадетТот здоро...

Презентация "Моя малая родина Челябинск"

Презентация "Озёра Челябинской области"...

"Моя малая Родина - Челябинская область"

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определенно несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем ок...