Проект "Моя малая Родина - Челябинская область"
проект (старшая группа) на тему
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края.
Малая Родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы ещё неумело используем используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_malaya_rodina.docx | 30.89 КБ |
proekt_malaya_rodina.docx | 30.89 КБ |
proekt_malaya_rodina.docx | 30.89 КБ |
proekt_malaya_rodina.pdf | 662.64 КБ |
proekt_malaya_rodina.pdf | 662.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-
Детский сад комбинированного вида №24 «Солнышко»
Проект
«Моя малая Родина – Челябинская область»
База реализации проекта:
воспитанники разновозрастной группы
«Теремок»
Разработчик:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Сафонова Рафиса Рафаэловна
Автор: Сафонова Рафиса Рафаэловна
Тип проекта: методический, исследовательско - творческий, долгосрочный.
Срок реализации: 1 год.
Участники: дети разновозрастной группы, педагоги, родители.
Актуальность.
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края.
Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека.
Для чего нужно изучать природу родного края?
Рекомендация образования, начиная с дошкольного возраста, выполняет высокую созидательную миссию. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.
Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.
Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.
В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок сенситивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.
Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данная программа решит задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона.
Направленность проекта – приобщение детей к природе родного края.
Новизна и актуальность – система подачи задач, методов, средств по знакомству детей старшего дошкольного возраста с природой Челябинской области, с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.
Наш девиз:
«Природа и мы – одно целое!»
Я считаю, что рождение экологического миропонимания связано с освоением важной нравственно - философской категорией «Мы», то есть единство.
Мы – это жители планеты, все живое на Земле: люди, животные, растения.
Мы – это выражения нашего родства и гуманного способа совместного проживания.
Мы – это все, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней.
Мы – это те, кто уже владеет опытом взаимодействия с природой, и кто только начинает приобщение к нему.
Мы - это дети и взрослые, живущие на Урале и любящие свою природу.
Мы – это коллектив педагогов и родителей, осуществляющих экологическое образования детей!
Успех моей педагогической деятельности.
- Готовность осуществлять экологическое образование детей.
- Совместно взаимодействовать с детьми в природе.
- Каждый день общаться с природой, изучать ее и беречь.
- Создавать экологическую развивающую среду в группе.
- Быть примером для своих воспитанников в общении с природой.
Быть защитником, а не только потребителем природных богатств.
Мои заповеди.
- Прими все, что есть в природе.
- Ищи истину в природе вместе с ребенком.
- Старайся ни чему не учить ребенка на прямую, возьми в помощники природу и учись сам.
- Искренне восхищайся красотой природы и всем, что есть вокруг.
Цель проекта:
- Способствовать формированию приобщения детей к природе родного края посредством поэтапного решения задач.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира Челябинской области, ее экологией.
- Развитие эмоционально – чувственного отношения у детей к окружающему, средствами регионального компонента.
- Воспитание элементов экологической культуры, заботливого и бережного отношения к природе.
Объект проектной деятельности
Развивающая среда как основа приобщения детей дошкольного возраста к экологической культуре родного края.
Предмет проектной деятельности
Система работы, направленная на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста с родным краем, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволяет совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте
Принципы работы:
- Принципа регионализма, реализация проекта с учетом своеобразия региона и успешной социализации личности в условиях жизнедеятельности своего региона.
- Принцип гуманизма, экологическая культура воспитания, осознанного бережного отношения к природным экосистемам региона.
- Принципа системности, знания об особенностях животного и растительного мира родного края.
I этап проекта.
- Диагностическая методика выявления представлений о природе родного края, старшего дошкольного возраста.
Цель: Определить уровни освоения представлений детей о природе родного края, согласно программе, соответствующие им познавательные, речевые умения, отношения.
- Составление перспективно - творческого плана
по ознакомлению детей с природой родного края.
1. Блок «Озеро Иткуль».
(знания о географическом положении озера Иткуль, уникальность озера, размер, глубина, возраст, происхождение, климат, ветра).
2. Блок «Растения Урала».
(знания о растительном мире Урала, о взаимосвязи, приспособлении к изменению среды обитания: световых, тепловых условий, о многообразии растительного мира).
3. Блок «Животные нашего края».
(знания о типичных представителях нашего края, их приспособлении к среде обитания; показать цепи питания, приспособление к изменению среды обитания).
4. Блок «Защитим природу».
(знания о научно – трудовой деятельности людей в природе, об исследователях, ученых, работниках музеев, туризма, отдыха; проблемы экологии, охраны).
II этап проекта
Цель: активное участие детей родителей, педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.
1. Использование словесных методов:
- Беседы, легенды об Иткуле (в гости к детям приходил персонаж Ураловед, знакомил детей с легендами, сказками, рассказами, стихами о нашем крае).
- Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов (дети слушали шум леса, голоса птиц, зверей. Проводились игры «Узнай по голосу птиц», «О чем поет ручей»).
- Составление экологических сказок – развитие творческого рассказывания, воспитание экологической культуры детей и бережного отношения к природе (дети составляли сказки на тему: «Иткуль в беде», «Синичкин день», «Все живое на земле - родня»).
- Загадалки – обогащение словаря (дети самостоятельно придумывали загадалки, использовали прилагательные, сравнения. Например: рыжая, пушистая, шустрая, прыгучая, похожа на солнышко (белка)).
- Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний (дети готовили сообщения и выступали с ними на занятиях: о хариусе, о карпе, о зимующих птицах и др.)
- Использование метод экспериментирования и моделирования.
Использование схем, моделей – зрительная опора для придумывания творческих рассказов, сказок (составляли сказки на основе полученных знаний: «В гости к первоцветам», «Приключения волны на Иткуле»).
Использование карт, составление планов – развитие мышления, образного восприятия (складывание разрезной карты Челябинской области, составление маршрута для путешествия к Волчьей горе).
Экспериментирование с природным материалом – развитие познавательной деятельности (дети знакомились со свойствами природного материала, происходило формирование грамматических категорий. Например: камни – каменистый, песок – песчаный).
Создание макетов – продуктивная деятельность, использование их в игре, развитие ведущих каналов восприятия («Чьи следы», «Где, чей домик»).
Пиктограммы (мимическое отражение настроения) – формирование словаря чувств. Например: Иткуль грустный, грозный, приветливый и др.
- Практические методы.
Проведение акций: «Берегите елки», «Покормите птиц зимой»; создание плакатов, конкурсы: «Лучшая кормушка», «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов детей, мотивация отношения к природе.
Викторины, КВН – закрепление и обобщение знаний (викторина «Иткуль–родное озеро», КВН «Лес – наше богатство).
Создание гербариев – поисковая деятельность, закрепление знаний о растениях, правила поведения с растениями. Собрали гербарии: «Деревья и кустарники Урала», «Цветы и травы Урала».
Ведение дневников «Мои наблюдения» - фиксирование результатов наблюдений (дети отражали последовательность изменений в наблюдениях за природными объектами: наблюдение за осенними листьями, эксперименты со снегом и льдом, наблюдения за ветками весной).
Природные поделки – развитие творческих способностей, закрепление знаний (проводились конкурсы «Осенние фантазии», «Вторая жизнь вещей, «Лесная сказка).
- Наглядные методы.
Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести детям всю красоту нашего края («Заповедники Урала», «Цветы Урала», «Легенды уральского леса»).
Просмотр видеофильмов – развитие эмоционального отклика, («Уральские фантазии», «Жемчужина Урала»), закрепление переносных слов, таких как: горы – богатыри, Урал – батюшка, Урал- кладовая земли.
- Создание зон экологической среды.
Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная литература, легенды, сказки, карта Челябинской области).
Мини – музей «Озеро Иткуль» (фотоальбомы, наборы открыток, буклеты, гербарии, коллекции, календарики, значки, сувениры).
Экологическая мини – лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, шишки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).
- Работа с родителями.
- Беседы родителей с детьми об Иткуле и природе родного края.
- Помощь в составлении гербариев.
- Участие в оснащении мини – музея.
- Организация поездок – экскурсий на озеро Иткуль.
- Пополнение художественной и научной литературы.
- Участие в соревнованиях (викторины, КВН).
- Выполнение домашних заданий (составление рассказов, фотомонтажи, природные поделки).
- Анкетирование.
Ожидаемый результат.
- Знание детей приближаются к системным.
- Дети проявляют устойчивый, познавательный интерес к познанию об обитателях озера Иткуль, его экологии.
- Могут прогнозировать негативные воздействия человека на окружающую среду.
- Проявляют чувства гордости и восхищения озером Иткуль, малой Родиной.
- Решение задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона Челябинской области.
- Дети знакомы с разнообразием растительного и животного мира Челябинской области, ее экологией.
Литература:
- Золотова Е.И, «Знакомим дошкольников с миром животных»/Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. М.: «Просвещение», 1988г.
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. Сфера, 2003 год.
- Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду». – М.: «Политиэдат», 1990 год.
- Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». М.: «Сфера», 2003 год.
- Лаврова С. « Урал. Кладовая земли». – М: 2013 год.
- Рыжова Н., Логинова Л. «Мини – Музей в детском саду». – М: 2008 год.
- Кондратьева Н.Н, «Мы. Программа экологического образования детей». «Детство – пресс», 2000 год.
Приложение № 1.
Примерная диагностическая методика выявления представление о природе родного края, старшего дошкольного возраста.
Цель: Определить уровни освоения представлений детей о природе родного края, согласно программе, соответствующие им познавательные, речевые умения, отношения.
Блок «Озеро Иткуль»
1. Выявить представление детей о местонахождении озера, его уникальности.
- Был ли ты на озере Иткуль?
- Покажи на карте, где находится озеро Иткуль?
- Чем он необычен?
- Что знаешь об иткульской воде?
- Какая глубина озера?
Блок «Животный мир»
1. Выявить представления детей о насекомых и птицах.
- Какие птицы и насекомые передвигаются по воздуху?
- Определить существенные признаки птиц.
- Назвать признаки насекомых.
- Чем питаются птицы, насекомые
2. Выявить представления о животных.
- Каких животных Урала ты знаешь?
- Чем питаются?
- Знаешь ли ты хищных животных?
- Знаешь ли ты травоядных животных?
3. Выявить представления об «Этажах озера», о подводных обитателях.
- Кто живет над водой?
- Как называются водоросли?
- Кто питается водорослями?
- Какие рыбы живут в озере?
- Определить существенные признаки рыб (чешуя, плавники, жабры, икра, форма тела).
- Могут ли жить без воды?
- Чем питаются?
Блок «Растительный мир»
1. Выявить представления о деревьях и кустарниках.
- Какой лес называется смешанный?
- Назови признаки деревьев?
- Назови хвойные деревья?
- Назови лиственные деревья?
- Назови кустарники?
- чем кустарники отличаются от деревьев?
2. Выявить представление о цветах и травах.
- Какие знаешь цветы?
- Назови первые весенние цветы?
- Где растут цветы?
- Назови травы?
- Какие лечебные травы знаешь
- Какие растения занесены в «Красную книгу»
Блок «Защитим родную природу»
1. Выявить представления о труде людей на Урале, об их отношении к природе.
- Любишь ли ты свой край Урал?
- Почему?
- Расскажи о правилах поведения в природе?
- Кто изучает Урал?
- Кто охраняет?
- Какие знаешь заповедники Урала?
- Какие знаешь загадки, стихи об Урале?
Приложение № 2.
Акция «Защитим озеро Иткуль».
Цель: Воспитывать желание защищать и охранять природу, чувство любви к родному краю.
Формы работы:
- Просмотр видеофильма «Иткульские фантазии».
- Беседа на теме «Что грозит озеру Иткуль».
- Конкурс рисунков детей «Берегите озеро Иткуль».
- КВН «Иткуль – родное озеро».
- Составить книжки из рассказов детей «Защитим озеро Иткуль».
- Провести «День озера Иткуль» (22 августа).
- Расклеивание листовок «Защитим озеро Иткуль ».
Акция «Покормите птиц зимой!»
Цель: Закрепить и уточнить представления о зимующих птицах. Воспитывать любовь к птицам, вызвать желание помочь им.
Формы работы:
- Беседа о зимующих птицах.
- Чтение рассказов о зимующих птицах.
- Конкурс «Лучшая кормушка».
- «Открытие столовой для птиц».
- Фотомонтаж «Как мы помогаем птицам зимой».
- Викторина «Зимующие птицы».
Акция «Берегите елки!»
Цель: Дать знания детям о пользе елей для людей (лекарство, чистый воздух). Дать представление о том. Какой вред вырубкой елей, люди наносят вред природе.
Формы работы:
- Чтение рассказов «Ели». Шорыгина.
- Беседа на тему «Зачем рубят елки».
- Конкурс плакатов «Берегите елки».
- Составление творческих рассказов «Не рубите елки!»
- Праздник елки.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-
Детский сад комбинированного вида №24 «Солнышко»
Проект
«Моя малая Родина – Челябинская область»
База реализации проекта:
воспитанники разновозрастной группы
«Теремок»
Разработчик:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Сафонова Рафиса Рафаэловна
Автор: Сафонова Рафиса Рафаэловна
Тип проекта: методический, исследовательско - творческий, долгосрочный.
Срок реализации: 1 год.
Участники: дети разновозрастной группы, педагоги, родители.
Актуальность.
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края.
Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека.
Для чего нужно изучать природу родного края?
Рекомендация образования, начиная с дошкольного возраста, выполняет высокую созидательную миссию. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.
Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.
Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.
В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок сенситивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.
Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данная программа решит задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона.
Направленность проекта – приобщение детей к природе родного края.
Новизна и актуальность – система подачи задач, методов, средств по знакомству детей старшего дошкольного возраста с природой Челябинской области, с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.
Наш девиз:
«Природа и мы – одно целое!»
Я считаю, что рождение экологического миропонимания связано с освоением важной нравственно - философской категорией «Мы», то есть единство.
Мы – это жители планеты, все живое на Земле: люди, животные, растения.
Мы – это выражения нашего родства и гуманного способа совместного проживания.
Мы – это все, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней.
Мы – это те, кто уже владеет опытом взаимодействия с природой, и кто только начинает приобщение к нему.
Мы - это дети и взрослые, живущие на Урале и любящие свою природу.
Мы – это коллектив педагогов и родителей, осуществляющих экологическое образования детей!
Успех моей педагогической деятельности.
- Готовность осуществлять экологическое образование детей.
- Совместно взаимодействовать с детьми в природе.
- Каждый день общаться с природой, изучать ее и беречь.
- Создавать экологическую развивающую среду в группе.
- Быть примером для своих воспитанников в общении с природой.
Быть защитником, а не только потребителем природных богатств.
Мои заповеди.
- Прими все, что есть в природе.
- Ищи истину в природе вместе с ребенком.
- Старайся ни чему не учить ребенка на прямую, возьми в помощники природу и учись сам.
- Искренне восхищайся красотой природы и всем, что есть вокруг.
Цель проекта:
- Способствовать формированию приобщения детей к природе родного края посредством поэтапного решения задач.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира Челябинской области, ее экологией.
- Развитие эмоционально – чувственного отношения у детей к окружающему, средствами регионального компонента.
- Воспитание элементов экологической культуры, заботливого и бережного отношения к природе.
Объект проектной деятельности
Развивающая среда как основа приобщения детей дошкольного возраста к экологической культуре родного края.
Предмет проектной деятельности
Система работы, направленная на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста с родным краем, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволяет совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте
Принципы работы:
- Принципа регионализма, реализация проекта с учетом своеобразия региона и успешной социализации личности в условиях жизнедеятельности своего региона.
- Принцип гуманизма, экологическая культура воспитания, осознанного бережного отношения к природным экосистемам региона.
- Принципа системности, знания об особенностях животного и растительного мира родного края.
I этап проекта.
- Диагностическая методика выявления представлений о природе родного края, старшего дошкольного возраста.
Цель: Определить уровни освоения представлений детей о природе родного края, согласно программе, соответствующие им познавательные, речевые умения, отношения.
- Составление перспективно - творческого плана
по ознакомлению детей с природой родного края.
1. Блок «Озеро Иткуль».
(знания о географическом положении озера Иткуль, уникальность озера, размер, глубина, возраст, происхождение, климат, ветра).
2. Блок «Растения Урала».
(знания о растительном мире Урала, о взаимосвязи, приспособлении к изменению среды обитания: световых, тепловых условий, о многообразии растительного мира).
3. Блок «Животные нашего края».
(знания о типичных представителях нашего края, их приспособлении к среде обитания; показать цепи питания, приспособление к изменению среды обитания).
4. Блок «Защитим природу».
(знания о научно – трудовой деятельности людей в природе, об исследователях, ученых, работниках музеев, туризма, отдыха; проблемы экологии, охраны).
II этап проекта
Цель: активное участие детей родителей, педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.
1. Использование словесных методов:
- Беседы, легенды об Иткуле (в гости к детям приходил персонаж Ураловед, знакомил детей с легендами, сказками, рассказами, стихами о нашем крае).
- Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов (дети слушали шум леса, голоса птиц, зверей. Проводились игры «Узнай по голосу птиц», «О чем поет ручей»).
- Составление экологических сказок – развитие творческого рассказывания, воспитание экологической культуры детей и бережного отношения к природе (дети составляли сказки на тему: «Иткуль в беде», «Синичкин день», «Все живое на земле - родня»).
- Загадалки – обогащение словаря (дети самостоятельно придумывали загадалки, использовали прилагательные, сравнения. Например: рыжая, пушистая, шустрая, прыгучая, похожа на солнышко (белка)).
- Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний (дети готовили сообщения и выступали с ними на занятиях: о хариусе, о карпе, о зимующих птицах и др.)
- Использование метод экспериментирования и моделирования.
Использование схем, моделей – зрительная опора для придумывания творческих рассказов, сказок (составляли сказки на основе полученных знаний: «В гости к первоцветам», «Приключения волны на Иткуле»).
Использование карт, составление планов – развитие мышления, образного восприятия (складывание разрезной карты Челябинской области, составление маршрута для путешествия к Волчьей горе).
Экспериментирование с природным материалом – развитие познавательной деятельности (дети знакомились со свойствами природного материала, происходило формирование грамматических категорий. Например: камни – каменистый, песок – песчаный).
Создание макетов – продуктивная деятельность, использование их в игре, развитие ведущих каналов восприятия («Чьи следы», «Где, чей домик»).
Пиктограммы (мимическое отражение настроения) – формирование словаря чувств. Например: Иткуль грустный, грозный, приветливый и др.
- Практические методы.
Проведение акций: «Берегите елки», «Покормите птиц зимой»; создание плакатов, конкурсы: «Лучшая кормушка», «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов детей, мотивация отношения к природе.
Викторины, КВН – закрепление и обобщение знаний (викторина «Иткуль–родное озеро», КВН «Лес – наше богатство).
Создание гербариев – поисковая деятельность, закрепление знаний о растениях, правила поведения с растениями. Собрали гербарии: «Деревья и кустарники Урала», «Цветы и травы Урала».
Ведение дневников «Мои наблюдения» - фиксирование результатов наблюдений (дети отражали последовательность изменений в наблюдениях за природными объектами: наблюдение за осенними листьями, эксперименты со снегом и льдом, наблюдения за ветками весной).
Природные поделки – развитие творческих способностей, закрепление знаний (проводились конкурсы «Осенние фантазии», «Вторая жизнь вещей, «Лесная сказка).
- Наглядные методы.
Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести детям всю красоту нашего края («Заповедники Урала», «Цветы Урала», «Легенды уральского леса»).
Просмотр видеофильмов – развитие эмоционального отклика, («Уральские фантазии», «Жемчужина Урала»), закрепление переносных слов, таких как: горы – богатыри, Урал – батюшка, Урал- кладовая земли.
- Создание зон экологической среды.
Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная литература, легенды, сказки, карта Челябинской области).
Мини – музей «Озеро Иткуль» (фотоальбомы, наборы открыток, буклеты, гербарии, коллекции, календарики, значки, сувениры).
Экологическая мини – лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, шишки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).
- Работа с родителями.
- Беседы родителей с детьми об Иткуле и природе родного края.
- Помощь в составлении гербариев.
- Участие в оснащении мини – музея.
- Организация поездок – экскурсий на озеро Иткуль.
- Пополнение художественной и научной литературы.
- Участие в соревнованиях (викторины, КВН).
- Выполнение домашних заданий (составление рассказов, фотомонтажи, природные поделки).
- Анкетирование.
Ожидаемый результат.
- Знание детей приближаются к системным.
- Дети проявляют устойчивый, познавательный интерес к познанию об обитателях озера Иткуль, его экологии.
- Могут прогнозировать негативные воздействия человека на окружающую среду.
- Проявляют чувства гордости и восхищения озером Иткуль, малой Родиной.
- Решение задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона Челябинской области.
- Дети знакомы с разнообразием растительного и животного мира Челябинской области, ее экологией.
Литература:
- Золотова Е.И, «Знакомим дошкольников с миром животных»/Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. М.: «Просвещение», 1988г.
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. Сфера, 2003 год.
- Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду». – М.: «Политиэдат», 1990 год.
- Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». М.: «Сфера», 2003 год.
- Лаврова С. « Урал. Кладовая земли». – М: 2013 год.
- Рыжова Н., Логинова Л. «Мини – Музей в детском саду». – М: 2008 год.
- Кондратьева Н.Н, «Мы. Программа экологического образования детей». «Детство – пресс», 2000 год.
Приложение № 1.
Примерная диагностическая методика выявления представление о природе родного края, старшего дошкольного возраста.
Цель: Определить уровни освоения представлений детей о природе родного края, согласно программе, соответствующие им познавательные, речевые умения, отношения.
Блок «Озеро Иткуль»
1. Выявить представление детей о местонахождении озера, его уникальности.
- Был ли ты на озере Иткуль?
- Покажи на карте, где находится озеро Иткуль?
- Чем он необычен?
- Что знаешь об иткульской воде?
- Какая глубина озера?
Блок «Животный мир»
1. Выявить представления детей о насекомых и птицах.
- Какие птицы и насекомые передвигаются по воздуху?
- Определить существенные признаки птиц.
- Назвать признаки насекомых.
- Чем питаются птицы, насекомые
2. Выявить представления о животных.
- Каких животных Урала ты знаешь?
- Чем питаются?
- Знаешь ли ты хищных животных?
- Знаешь ли ты травоядных животных?
3. Выявить представления об «Этажах озера», о подводных обитателях.
- Кто живет над водой?
- Как называются водоросли?
- Кто питается водорослями?
- Какие рыбы живут в озере?
- Определить существенные признаки рыб (чешуя, плавники, жабры, икра, форма тела).
- Могут ли жить без воды?
- Чем питаются?
Блок «Растительный мир»
1. Выявить представления о деревьях и кустарниках.
- Какой лес называется смешанный?
- Назови признаки деревьев?
- Назови хвойные деревья?
- Назови лиственные деревья?
- Назови кустарники?
- чем кустарники отличаются от деревьев?
2. Выявить представление о цветах и травах.
- Какие знаешь цветы?
- Назови первые весенние цветы?
- Где растут цветы?
- Назови травы?
- Какие лечебные травы знаешь
- Какие растения занесены в «Красную книгу»
Блок «Защитим родную природу»
1. Выявить представления о труде людей на Урале, об их отношении к природе.
- Любишь ли ты свой край Урал?
- Почему?
- Расскажи о правилах поведения в природе?
- Кто изучает Урал?
- Кто охраняет?
- Какие знаешь заповедники Урала?
- Какие знаешь загадки, стихи об Урале?
Приложение № 2.
Акция «Защитим озеро Иткуль».
Цель: Воспитывать желание защищать и охранять природу, чувство любви к родному краю.
Формы работы:
- Просмотр видеофильма «Иткульские фантазии».
- Беседа на теме «Что грозит озеру Иткуль».
- Конкурс рисунков детей «Берегите озеро Иткуль».
- КВН «Иткуль – родное озеро».
- Составить книжки из рассказов детей «Защитим озеро Иткуль».
- Провести «День озера Иткуль» (22 августа).
- Расклеивание листовок «Защитим озеро Иткуль ».
Акция «Покормите птиц зимой!»
Цель: Закрепить и уточнить представления о зимующих птицах. Воспитывать любовь к птицам, вызвать желание помочь им.
Формы работы:
- Беседа о зимующих птицах.
- Чтение рассказов о зимующих птицах.
- Конкурс «Лучшая кормушка».
- «Открытие столовой для птиц».
- Фотомонтаж «Как мы помогаем птицам зимой».
- Викторина «Зимующие птицы».
Акция «Берегите елки!»
Цель: Дать знания детям о пользе елей для людей (лекарство, чистый воздух). Дать представление о том. Какой вред вырубкой елей, люди наносят вред природе.
Формы работы:
- Чтение рассказов «Ели». Шорыгина.
- Беседа на тему «Зачем рубят елки».
- Конкурс плакатов «Берегите елки».
- Составление творческих рассказов «Не рубите елки!»
- Праздник елки.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-
Детский сад комбинированного вида №24 «Солнышко»
Проект
«Моя малая Родина – Челябинская область»
База реализации проекта:
воспитанники разновозрастной группы
«Теремок»
Разработчик:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Сафонова Рафиса Рафаэловна
Автор: Сафонова Рафиса Рафаэловна
Тип проекта: методический, исследовательско - творческий, долгосрочный.
Срок реализации: 1 год.
Участники: дети разновозрастной группы, педагоги, родители.
Актуальность.
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края.
Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека.
Для чего нужно изучать природу родного края?
Рекомендация образования, начиная с дошкольного возраста, выполняет высокую созидательную миссию. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.
Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.
Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.
В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок сенситивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.
Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данная программа решит задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона.
Направленность проекта – приобщение детей к природе родного края.
Новизна и актуальность – система подачи задач, методов, средств по знакомству детей старшего дошкольного возраста с природой Челябинской области, с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.
Наш девиз:
«Природа и мы – одно целое!»
Я считаю, что рождение экологического миропонимания связано с освоением важной нравственно - философской категорией «Мы», то есть единство.
Мы – это жители планеты, все живое на Земле: люди, животные, растения.
Мы – это выражения нашего родства и гуманного способа совместного проживания.
Мы – это все, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней.
Мы – это те, кто уже владеет опытом взаимодействия с природой, и кто только начинает приобщение к нему.
Мы - это дети и взрослые, живущие на Урале и любящие свою природу.
Мы – это коллектив педагогов и родителей, осуществляющих экологическое образования детей!
Успех моей педагогической деятельности.
- Готовность осуществлять экологическое образование детей.
- Совместно взаимодействовать с детьми в природе.
- Каждый день общаться с природой, изучать ее и беречь.
- Создавать экологическую развивающую среду в группе.
- Быть примером для своих воспитанников в общении с природой.
Быть защитником, а не только потребителем природных богатств.
Мои заповеди.
- Прими все, что есть в природе.
- Ищи истину в природе вместе с ребенком.
- Старайся ни чему не учить ребенка на прямую, возьми в помощники природу и учись сам.
- Искренне восхищайся красотой природы и всем, что есть вокруг.
Цель проекта:
- Способствовать формированию приобщения детей к природе родного края посредством поэтапного решения задач.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира Челябинской области, ее экологией.
- Развитие эмоционально – чувственного отношения у детей к окружающему, средствами регионального компонента.
- Воспитание элементов экологической культуры, заботливого и бережного отношения к природе.
Объект проектной деятельности
Развивающая среда как основа приобщения детей дошкольного возраста к экологической культуре родного края.
Предмет проектной деятельности
Система работы, направленная на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста с родным краем, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволяет совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте
Принципы работы:
- Принципа регионализма, реализация проекта с учетом своеобразия региона и успешной социализации личности в условиях жизнедеятельности своего региона.
- Принцип гуманизма, экологическая культура воспитания, осознанного бережного отношения к природным экосистемам региона.
- Принципа системности, знания об особенностях животного и растительного мира родного края.
I этап проекта.
- Диагностическая методика выявления представлений о природе родного края, старшего дошкольного возраста.
Цель: Определить уровни освоения представлений детей о природе родного края, согласно программе, соответствующие им познавательные, речевые умения, отношения.
- Составление перспективно - творческого плана
по ознакомлению детей с природой родного края.
1. Блок «Озеро Иткуль».
(знания о географическом положении озера Иткуль, уникальность озера, размер, глубина, возраст, происхождение, климат, ветра).
2. Блок «Растения Урала».
(знания о растительном мире Урала, о взаимосвязи, приспособлении к изменению среды обитания: световых, тепловых условий, о многообразии растительного мира).
3. Блок «Животные нашего края».
(знания о типичных представителях нашего края, их приспособлении к среде обитания; показать цепи питания, приспособление к изменению среды обитания).
4. Блок «Защитим природу».
(знания о научно – трудовой деятельности людей в природе, об исследователях, ученых, работниках музеев, туризма, отдыха; проблемы экологии, охраны).
II этап проекта
Цель: активное участие детей родителей, педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.
1. Использование словесных методов:
- Беседы, легенды об Иткуле (в гости к детям приходил персонаж Ураловед, знакомил детей с легендами, сказками, рассказами, стихами о нашем крае).
- Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов (дети слушали шум леса, голоса птиц, зверей. Проводились игры «Узнай по голосу птиц», «О чем поет ручей»).
- Составление экологических сказок – развитие творческого рассказывания, воспитание экологической культуры детей и бережного отношения к природе (дети составляли сказки на тему: «Иткуль в беде», «Синичкин день», «Все живое на земле - родня»).
- Загадалки – обогащение словаря (дети самостоятельно придумывали загадалки, использовали прилагательные, сравнения. Например: рыжая, пушистая, шустрая, прыгучая, похожа на солнышко (белка)).
- Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний (дети готовили сообщения и выступали с ними на занятиях: о хариусе, о карпе, о зимующих птицах и др.)
- Использование метод экспериментирования и моделирования.
Использование схем, моделей – зрительная опора для придумывания творческих рассказов, сказок (составляли сказки на основе полученных знаний: «В гости к первоцветам», «Приключения волны на Иткуле»).
Использование карт, составление планов – развитие мышления, образного восприятия (складывание разрезной карты Челябинской области, составление маршрута для путешествия к Волчьей горе).
Экспериментирование с природным материалом – развитие познавательной деятельности (дети знакомились со свойствами природного материала, происходило формирование грамматических категорий. Например: камни – каменистый, песок – песчаный).
Создание макетов – продуктивная деятельность, использование их в игре, развитие ведущих каналов восприятия («Чьи следы», «Где, чей домик»).
Пиктограммы (мимическое отражение настроения) – формирование словаря чувств. Например: Иткуль грустный, грозный, приветливый и др.
- Практические методы.
Проведение акций: «Берегите елки», «Покормите птиц зимой»; создание плакатов, конкурсы: «Лучшая кормушка», «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов детей, мотивация отношения к природе.
Викторины, КВН – закрепление и обобщение знаний (викторина «Иткуль–родное озеро», КВН «Лес – наше богатство).
Создание гербариев – поисковая деятельность, закрепление знаний о растениях, правила поведения с растениями. Собрали гербарии: «Деревья и кустарники Урала», «Цветы и травы Урала».
Ведение дневников «Мои наблюдения» - фиксирование результатов наблюдений (дети отражали последовательность изменений в наблюдениях за природными объектами: наблюдение за осенними листьями, эксперименты со снегом и льдом, наблюдения за ветками весной).
Природные поделки – развитие творческих способностей, закрепление знаний (проводились конкурсы «Осенние фантазии», «Вторая жизнь вещей, «Лесная сказка).
- Наглядные методы.
Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести детям всю красоту нашего края («Заповедники Урала», «Цветы Урала», «Легенды уральского леса»).
Просмотр видеофильмов – развитие эмоционального отклика, («Уральские фантазии», «Жемчужина Урала»), закрепление переносных слов, таких как: горы – богатыри, Урал – батюшка, Урал- кладовая земли.
- Создание зон экологической среды.
Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная литература, легенды, сказки, карта Челябинской области).
Мини – музей «Озеро Иткуль» (фотоальбомы, наборы открыток, буклеты, гербарии, коллекции, календарики, значки, сувениры).
Экологическая мини – лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, шишки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).
- Работа с родителями.
- Беседы родителей с детьми об Иткуле и природе родного края.
- Помощь в составлении гербариев.
- Участие в оснащении мини – музея.
- Организация поездок – экскурсий на озеро Иткуль.
- Пополнение художественной и научной литературы.
- Участие в соревнованиях (викторины, КВН).
- Выполнение домашних заданий (составление рассказов, фотомонтажи, природные поделки).
- Анкетирование.
Ожидаемый результат.
- Знание детей приближаются к системным.
- Дети проявляют устойчивый, познавательный интерес к познанию об обитателях озера Иткуль, его экологии.
- Могут прогнозировать негативные воздействия человека на окружающую среду.
- Проявляют чувства гордости и восхищения озером Иткуль, малой Родиной.
- Решение задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона Челябинской области.
- Дети знакомы с разнообразием растительного и животного мира Челябинской области, ее экологией.
Литература:
- Золотова Е.И, «Знакомим дошкольников с миром животных»/Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. М.: «Просвещение», 1988г.
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. Сфера, 2003 год.
- Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду». – М.: «Политиэдат», 1990 год.
- Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». М.: «Сфера», 2003 год.
- Лаврова С. « Урал. Кладовая земли». – М: 2013 год.
- Рыжова Н., Логинова Л. «Мини – Музей в детском саду». – М: 2008 год.
- Кондратьева Н.Н, «Мы. Программа экологического образования детей». «Детство – пресс», 2000 год.
Приложение № 1.
Примерная диагностическая методика выявления представление о природе родного края, старшего дошкольного возраста.
Цель: Определить уровни освоения представлений детей о природе родного края, согласно программе, соответствующие им познавательные, речевые умения, отношения.
Блок «Озеро Иткуль»
1. Выявить представление детей о местонахождении озера, его уникальности.
- Был ли ты на озере Иткуль?
- Покажи на карте, где находится озеро Иткуль?
- Чем он необычен?
- Что знаешь об иткульской воде?
- Какая глубина озера?
Блок «Животный мир»
1. Выявить представления детей о насекомых и птицах.
- Какие птицы и насекомые передвигаются по воздуху?
- Определить существенные признаки птиц.
- Назвать признаки насекомых.
- Чем питаются птицы, насекомые
2. Выявить представления о животных.
- Каких животных Урала ты знаешь?
- Чем питаются?
- Знаешь ли ты хищных животных?
- Знаешь ли ты травоядных животных?
3. Выявить представления об «Этажах озера», о подводных обитателях.
- Кто живет над водой?
- Как называются водоросли?
- Кто питается водорослями?
- Какие рыбы живут в озере?
- Определить существенные признаки рыб (чешуя, плавники, жабры, икра, форма тела).
- Могут ли жить без воды?
- Чем питаются?
Блок «Растительный мир»
1. Выявить представления о деревьях и кустарниках.
- Какой лес называется смешанный?
- Назови признаки деревьев?
- Назови хвойные деревья?
- Назови лиственные деревья?
- Назови кустарники?
- чем кустарники отличаются от деревьев?
2. Выявить представление о цветах и травах.
- Какие знаешь цветы?
- Назови первые весенние цветы?
- Где растут цветы?
- Назови травы?
- Какие лечебные травы знаешь
- Какие растения занесены в «Красную книгу»
Блок «Защитим родную природу»
1. Выявить представления о труде людей на Урале, об их отношении к природе.
- Любишь ли ты свой край Урал?
- Почему?
- Расскажи о правилах поведения в природе?
- Кто изучает Урал?
- Кто охраняет?
- Какие знаешь заповедники Урала?
- Какие знаешь загадки, стихи об Урале?
Приложение № 2.
Акция «Защитим озеро Иткуль».
Цель: Воспитывать желание защищать и охранять природу, чувство любви к родному краю.
Формы работы:
- Просмотр видеофильма «Иткульские фантазии».
- Беседа на теме «Что грозит озеру Иткуль».
- Конкурс рисунков детей «Берегите озеро Иткуль».
- КВН «Иткуль – родное озеро».
- Составить книжки из рассказов детей «Защитим озеро Иткуль».
- Провести «День озера Иткуль» (22 августа).
- Расклеивание листовок «Защитим озеро Иткуль ».
Акция «Покормите птиц зимой!»
Цель: Закрепить и уточнить представления о зимующих птицах. Воспитывать любовь к птицам, вызвать желание помочь им.
Формы работы:
- Беседа о зимующих птицах.
- Чтение рассказов о зимующих птицах.
- Конкурс «Лучшая кормушка».
- «Открытие столовой для птиц».
- Фотомонтаж «Как мы помогаем птицам зимой».
- Викторина «Зимующие птицы».
Акция «Берегите елки!»
Цель: Дать знания детям о пользе елей для людей (лекарство, чистый воздух). Дать представление о том. Какой вред вырубкой елей, люди наносят вред природе.
Формы работы:
- Чтение рассказов «Ели». Шорыгина.
- Беседа на тему «Зачем рубят елки».
- Конкурс плакатов «Берегите елки».
- Составление творческих рассказов «Не рубите елки!»
- Праздник елки.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ООД «Город Королёв - моя малая родина» образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: формирование первичных представлений о малой родине....
«Наша малая Родина – Волгоградская область». Конспект занятия: «Остров Сарпинский – островок живой природы на реке Волге».
Конспект занятия по "Окружающему миру" для работы с детьми 6-7 лет. В процессе занятия ребята знакомятся с природой Волгоградской области (остров Сарпинский), расширяют знания о животном и растительно...
Конспект НОД по познавательному развитию, в старшей группе ДОУ, по теме: «Моя малая Родина – Омская область».
quot;Моя малая родина- Омская область"Конспект НОД по пзнавательному развитию с интеграцие таких областей, как художественно- эстетическое развитие, речевое развитие.ДАнный конспект будет актуал...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе На тему: «Моя малая Родина — Челябинск»
Расширение знаний детей о своей малой родине, о родном городе....
Сценарий мероприятия «Путешествие по родному городу на ковре самолете» Цель: Формирование любви к малой Родине. Образовательная область: « Социализация» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье», «Труд» Форма деятельности:
Путешествие по родному городу на ковре самолете. Воспитатель:В зал всех вас я приглашаю,Детей улыбкою встречаю!Мяч веселый у меня Вас приветствует друзья.К кому в руки попадетТот здоро...
Презентация "Моя малая родина Челябинск"
Презентация "Озёра Челябинской области"...
"Моя малая Родина - Челябинская область"
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определенно несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем ок...